В понятие животный мир с правовой точки зрения не включены животные какие

Обновлено: 30.06.2024

Правовая охрана животного мира РФ – совокупность всех разновидностей представителей фауны, свободно находящихся на российской территории (мигрирующих либо живущих постоянно). Этот неотъемлемый от природы элемент относят к ресурсам природного происхождения континентального шельфа, а также экологической зоне РФ.

Серьезные проблемы охраны животного мира, связанные с сохранением экологического порядка во время деятельности генной инженерии, развития биотехнологий, а также племенного разведения животных выходят на государственный уровень.

Развитие законодательства о животном мире зависит от защиты и пользования, регламентирующих комплекс норм и актов, поддерживаемых, занимающими свои места в законодательстве, экологическом и природоресурсном праве, законодательством о животном мире и фаунистическим правом.

Объект животного мира

Российский Федеральный Закон определяет:

  • цель закона, ключевые понятия;
  • права и обязанности органов публичной власти;
  • особенности государственного регулирования использования животного мира и его защиты;
  • полномочия и защиту официальных лиц, уполномоченных охранять животного мира, а также держать под контролем сохранение среды его обитания;
  • классический вид использования и защиты объектов животного мир.

Проблема законодательного развития в отношении животного мира определяются следующими понятиями:

  • биоразнообразие (многообразие биологических объектов животного происхождения в пределах одного вида, среди разновидностей и в природоохранных системах);
  • генетические ресурсы (та часть ресурсов, которая включает в себя материал, содержащий ДНК, животного происхождения);
  • устойчивое использование объектов животного мир (не приводящее к исчезновению биоразнообразия, фауна сохраняет возможность к воспроизведению).

Соглашения России и других стран о сохранении животного мира

Кроме этих документов, заключенных Россией с другими странами, существует большое количество соглашений о деятельности в отношении биологического разнообразия, а также других характеров защиты окружающей природной среды, например:

Животный мир – государственная собственность

Защита объектов животного мира зависит от влияния форм собственности, как впрочем и другие ресурсы природы.

В соответствии с фаунистическим правом и законодательством России животный мир – государственная собственность. В ст. 48 ФЗ о животном мире граждане РФ говорится о том что, те кто не способны существовать без традиционной системы жизнеобеспечения могут рассчитывать на использование методов добычи объектов животного мира, если это не ведет к существенному сокращению либо полному уничтожению какой-либо разновидности фауны, а также среда обитания не ухудшается под этим влиянием и ничто не угрожает безопасности людей.

Взаимосвязь экономики и животного мира

Условия становления рыночной экономики побуждают рост значимости экономического регулирования использования и защиты объектов животного мира. Механизм экономического регулирования, относительно объектов животного мира, заключает в себе:

  • подсчет и экономическую оценку;
  • субсидирование мероприятий посвященных защите и восполнению объектов животного мира;
  • систему штрафов и исков, что экономически обусловлено, в случае нарушения законов охраны и использования животного мира;
  • использование, полученных в момент конфискации объектов животного мира, средств и взносов физических и юридических лиц целенаправленно.

Правовая охрана животного мира

Установление правовой охраны реализуется благодаря федеральным и региональным законам:

Меры административной и уголовной ответственности, касающиеся экологического права

Необходимая мера административной, а также мера уголовной ответственности применяются для сохранения животного мира.

В области природоресурсного и экологического права проблемы юридических форм (уголовной и административной) ответственности являются:

  • латентность;
  • низкая раскрываемость правонарушений;
  • недооценка опасности экологических преступлений гражданами и органами правовой охраны;
  • избежание ответственности любого вида наказания нарушителями законодательства.

Следовательно, теряется смысл постоянного обновления законов, ведь на практике не реализуется их применение.

В Москве в августе 2009 г. на XXIX конгрессе биологов-охотоведов на международном уровне выявилась значимость во время развития законодательства, касательно фауны, экологической системы, что признано в Европе, а также одобрено парламентом Совета Европы и другими документами мирового сообщества документах. Базовая матрица развития отраслей природного использования (учитывая те, которые влияют на разнообразии биологических видов) не допускается приватизация мест предназначенных для охоты, лицами, располагающими большой финансовой поддержкой. Возникает множество вопросов: на что было потрачено 1,5 десятилетия? Как законодатель и общественность взаимодействуют друг с другом? Ответы на которые подтверждаются ранее изложенными мыслями о невозможности правотворчества быть поверхностным и поспешным.

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

Животный мир, находящийся в пределах территории РФ, является государственной собственностью.

Объекты животного мира, относящиеся к федеральной собственности:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континен-тальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

подпадающие под действие международных договоров РФ; *

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно-мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

Пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативны- правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии органами государственной власти могут предоставляться объекты животного мира.

Права владения и пользования объектами животного мира принадлежат пользователю на условиях и в пределах, установленных законодательством РФ, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Виды пользования животным миром в Российской Федерации:

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразовате- лей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Использование объектов животного мира -

изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта (на полосах отвода автомобильных дорог), предназначена для защиты автомобильных дорог и каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений;

Растительность на землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов).

Земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий;

Растительность на землях водного фонда (на полосах отвода каналов).

Земли водного фонда - земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях водного фонда (на полосах каналов), предназначена для защиты каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.

Земли могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований;

Растительность на землях иных категорий.

од в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

Мероприятия по защите лесного фонда и не

входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса:

текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие лесопатологические обследования;

общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вредителей и болезней леса;

разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса; ,

организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;

государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.

Органы государственной власти субъектов РФ:

организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;

Д.Е.Захаров. К вопросу о праве собственности на животный мир

30 декабря, 2013 admin

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Природные ресурсы весьма разнообразны: ресурсы земли, лесов, недр, вод, животного и растительного мира. Причем к числу природных ресурсов, подлежащих гражданско-правовому регулированию, прямо отнесены только земельные участки, участки недр и обособленные водные объекты (ст. 130, 261 ГК РФ). Животный мир законодатель относит к природным ресурсам РФ и закрепляет, что в пределах территории России он является государственной собственностью (ст. 4 Закона о животном мире).

Таким образом, в настоящее время единого подхода к решению вопроса о праве собственности на природные ресурсы в законодательстве не выработано.

Кроме того, несмотря на однозначное законодательное определение животного мира как объекта государственной собственности, отдельное дикое животное в состоянии естественной свободы и животный мир в целом в качестве объекта права государственной собственности в науке гражданского права до сих пор признаются не всеми. Это можно объяснить тем, что правовая наука и законодательство о животном мире не раскрывают понятия и содержания права собственности на этот природный ресурс .

Павлов П. Особенности права собственности на животный мир // Рос. юстиция. 1998. N 4. С. 40.

Экологическое право: Учеб. для вузов / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2006. С. 418.

Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 333.

Плохова В.А. Особенности природных объектов и их отражение в правовом регулировании // Рос. юстиция. 2002. N 6. С. 29.

Если обратиться к теории гражданского права, то исходя из предмета регулирования принято выделять имущественные гражданские правоотношения, к которым относят и вещные правоотношения.

Латыев А.Н. Проблема вещных прав в гражданском праве. Екатеринбург, 2003. С. 31.

Следовательно, если признать дикое животное в состоянии естественной свободы государственной собственностью, то оно должно выступать в качестве имущества и представлять собой вещь. Однако не любой предмет окружающего мира может быть признан вещью с правовой точки зрения. Поэтому, рассматривая вопрос о праве собственности на животный мир, нельзя обойти вниманием вопрос о том, являются ли дикие животные в состоянии естественной свободы вещами в юридическом понимании этого термина.

Гражданское право. Часть первая: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1997. С. 145.

Еще один признак вещи — ее полезность, т.е. возможность удовлетворять потребности людей при использовании вещи (ее полезных свойств). Очевидно, что применительно к дикому животному в состоянии естественной свободы такая возможность возникает только при его присвоении человеком, поскольку нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь.

Конечно, на использование дикого животного в состоянии естественной свободы можно посмотреть и с биолого-экологической позиции. В частности, ему присуща естественная полезность (участие в цепочке питания, санитария леса, регулирование численности отдельных видов животных и т.п.). Причем подобного рода функции присущи совокупности диких животных в состоянии естественной свободы (животному миру), а их полезность значима для неопределенного круга лиц, а не для конкретного участника гражданского правоотношения. Это дает право утверждать, что такая полезность объектов животного мира не имеет значения с точки зрения гражданского права.

Исходя из сказанного, можно заключить, что животные в состоянии естественной свободы вещами с позиции гражданского права не являются, что означает невозможность установления какого-либо вещного права на них.

Рассматривая возможность признания объекта животного мира государственной собственностью, следует обратиться к праву собственности как правовой категории, характеризующей это право в субъективном смысле.

Алексеев С.С. Юридические конструкции — ключевое звено права // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2001. С. 9.

Собственность как правовая категория раскрывается в триаде правомочий: владении, пользовании и распоряжении (ст. 209 ГК РФ). Рассмотрим значение этих правомочий и попытаемся определить возможность их осуществления в отношении животного мира.

Традиционно владение определяется как физическое обладание чем-либо, характеризующееся возможностью осуществления за этим чем-нибудь контроля. К животным в состоянии естественной свободы правомочие владения неприменимо ввиду их природных особенностей. Живые существа (звери, рыбы, птицы), находящиеся на территории государства, образующие животный мир, — это не неподвижная принадлежность соответствующей территории . Как уже говорилось, для реализации этого правомочия в отношении животного необходимо произвести его изъятие из естественной среды обитания или же ограничить его естественную свободу, создав полувольные условия либо заключив его в неволю, что лишает нас права говорить о таком животном как об объекте животного мира.

Карасс А.В. Право государственной социалистической собственности: объекты и содержание. М., 1954. С. 54.

Отдельные исследователи, ссылаясь на ст. 26 Закона о животном мире, считают, что владение некоторыми дикими животными вне среды их обитания (естественная свобода животного при этом исключается) не представляет затруднений . Действительно, эта статья в специально предусмотренных случаях причисляет к объектам животного мира диких животных, которые содержатся в неволе или полувольных условиях для строго определенных целей: для сохранения ресурса и генетического фонда, достижения различных воспитательных и научных целей, что, естественно, предполагает владение такими животными.

Мартынов С.А. Разграничение государственной собственности на природные объекты (постановка проблемы) // Сибирский юрид. вестн. 2006. N 4. С. 52.

Однако в соответствии с законодательным понятием объекта животного мира и положениями экологического права объектом природы выступает только то, что находится в естественной взаимосвязи с природной средой, а потому прекращение состояния естественной свободы лишает нас права признавать подобное животное объектом животного мира.

Павлов П. Указ. соч. С. 42.

Малая Т.Н. Право собственности на животный мир: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1996. С. 79.

В данном случае речь идет о реализации властных полномочий государством как носителем власти, представляющим публичные интересы граждан Российской Федерации, а не собственником. Обусловлено это тем, что решение вопросов об установлении прав и обязанностей лиц, осуществляющих пользование животным миром, определении специальных правил его использования есть не что иное, как административная деятельность государственных органов, не имеющая отношения к правомочиям собственника. Подтверждает правильность наших рассуждений судебный акт Верховного Суда РФ, в котором говорится, что вопросы лова водных биоресурсов с любительской и спортивной целями, сроки и перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, а также вопросы охраны, рационального использования водных биоресурсов и среды их обитания входят в компетенцию административного права и должны решаться в административном порядке, а не с помощью гражданского права .

Советское природоресурсовое право. Особенная часть: Учеб. пособие. Харьков, 1987. С. 171.

Гражданское право: Учеб. для вузов / Отв. ред. П.Е. Орловский, С.М. Корнеев. М., 1969. Т. 1. С. 308.

Малая Т.Н. Указ. соч. С. 82.

По нашему мнению, пользование животным миром представляет собой составляющую природопользования в целом. Иными словами, пользование животным миром — юридическая возможность использования животных (их совокупности) путем извлечения их различных полезных свойств или потребления.

К видам и способам пользования животным миром относят: охоту (промысловую, любительскую, псовую, с ловчими птицами); рыболовство (промышленное, спортивное, морское, речное); добычу объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; его изучение и исследование в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия животных из среды обитания (фотографирование, наблюдение); использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (как естественных санитаров, опылителей растений, почвообразователей); получение продуктов их жизнедеятельности (мед, воск, пух). В Законе о животном мире четко определены субъекты, осуществляющие пользование животным миром: граждане и юридические лица. Поэтому совершенно обоснованно мнение, что государство не может самостоятельно пользоваться объектами животного мира . Иными словами, государство — собственник диких животных в состоянии естественной свободы — не обладает возможностью пользоваться своей же собственностью.

Шорников Д.В. Природные ресурсы как объекты гражданских прав: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 192.

Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: Учеб. / Под ред. В.В. Петрова. М., 1988. С. 73.

Генкин Д.И. Право собственности в СССР. М., 1961. С. 133.

Корнеев С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964. С. 127 — 128.

Малая Т.Н. Указ. соч. С. 83.

Алексеев С.С. Собственность — право — социализм: полемические заметки. М., 1989. С. 27.

Павлов П. Указ. соч. С. 42.

Шорников Д.В. О природных объектах, природных ресурсах и праве собственности // Сибирский юрид. вестн. 2006. N 4. С. 59 — 60.

Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М., 1984. С. 80 — 81.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что провозглашение государственной собственности на животный мир носит декларативный характер и не имеет под собой ни теоретических, ни юридических оснований. Дикие животные в состоянии естественной свободы не могут быть признаны вещами и из сферы гражданско-правового регулирования исключаются.

Кроме того, право собственности предполагает наличие у субъекта совокупности правомочий. Очевидна ограниченность, а зачастую просто невозможность осуществления правомочий собственника применительно к диким животным в состоянии естественной свободы. Закрепленное в Законе о животном мире право собственности Российской Федерации на животный мир не имеет ничего общего с гражданско-правовым пониманием собственности и обозначает лишь абстрактную принадлежность государству, не обладающую самостоятельным содержанием. Дикие животные в состоянии естественной свободы не могут рассматриваться в рамках гражданско-правового института собственности. Считаем, что диких животных в состоянии естественной свободы следует признать никому не принадлежащими (в том смысле, что такие объекты не имеют собственника).

Нужно отметить, однако, что Российская Федерация обладает исключительным суверенитетом в отношении животного мира РФ и как представитель интересов всего многонационального российского народа государство несет обязанности по сохранению, охране и рациональному использованию животного мира, руководствуясь интересами не только нынешнего, но и будущих поколений граждан России. Животный мир находится под охраной государства, только оно вправе решать вопросы, связанные с определением порядка и условий пользования животным миром.

Кузнецова О.А. Фикции в гражданском праве // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2005. С. 318.

Лотфуллин Р.К. Юридические фикции в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 25.

Правовая охрана животного мира РФ – совокупность всех разновидностей представителей фауны, свободно находящихся на российской территории (мигрирующих либо живущих постоянно). Этот неотъемлемый от природы элемент относят к ресурсам природного происхождения континентального шельфа, а также экологической зоне РФ.

Серьезные проблемы охраны животного мира, связанные с сохранением экологического порядка во время деятельности генной инженерии, развития биотехнологий, а также племенного разведения животных выходят на государственный уровень.

Развитие законодательства о животном мире зависит от защиты и пользования, регламентирующих комплекс норм и актов, поддерживаемых, занимающими свои места в законодательстве, экологическом и природоресурсном праве, законодательством о животном мире и фаунистическим правом.

Объект животного мира

Российский Федеральный Закон определяет:

  • цель закона, ключевые понятия;
  • права и обязанности органов публичной власти;
  • особенности государственного регулирования использования животного мира и его защиты;
  • полномочия и защиту официальных лиц, уполномоченных охранять животного мира, а также держать под контролем сохранение среды его обитания;
  • классический вид использования и защиты объектов животного мир.

Проблема законодательного развития в отношении животного мира определяются следующими понятиями:

  • биоразнообразие (многообразие биологических объектов животного происхождения в пределах одного вида, среди разновидностей и в природоохранных системах);
  • генетические ресурсы (та часть ресурсов, которая включает в себя материал, содержащий ДНК, животного происхождения);
  • устойчивое использование объектов животного мир (не приводящее к исчезновению биоразнообразия, фауна сохраняет возможность к воспроизведению).

Соглашения России и других стран о сохранении животного мира

Кроме этих документов, заключенных Россией с другими странами, существует большое количество соглашений о деятельности в отношении биологического разнообразия, а также других характеров защиты окружающей природной среды, например:

Животный мир – государственная собственность

Защита объектов животного мира зависит от влияния форм собственности, как впрочем и другие ресурсы природы.

В соответствии с фаунистическим правом и законодательством России животный мир – государственная собственность. В ст. 48 ФЗ о животном мире граждане РФ говорится о том что, те кто не способны существовать без традиционной системы жизнеобеспечения могут рассчитывать на использование методов добычи объектов животного мира, если это не ведет к существенному сокращению либо полному уничтожению какой-либо разновидности фауны, а также среда обитания не ухудшается под этим влиянием и ничто не угрожает безопасности людей.

Взаимосвязь экономики и животного мира

Условия становления рыночной экономики побуждают рост значимости экономического регулирования использования и защиты объектов животного мира. Механизм экономического регулирования, относительно объектов животного мира, заключает в себе:

  • подсчет и экономическую оценку;
  • субсидирование мероприятий посвященных защите и восполнению объектов животного мира;
  • систему штрафов и исков, что экономически обусловлено, в случае нарушения законов охраны и использования животного мира;
  • использование, полученных в момент конфискации объектов животного мира, средств и взносов физических и юридических лиц целенаправленно.

Правовая охрана животного мира

Установление правовой охраны реализуется благодаря федеральным и региональным законам:

Меры административной и уголовной ответственности, касающиеся экологического права

Необходимая мера административной, а также мера уголовной ответственности применяются для сохранения животного мира.

В области природоресурсного и экологического права проблемы юридических форм (уголовной и административной) ответственности являются:

  • латентность;
  • низкая раскрываемость правонарушений;
  • недооценка опасности экологических преступлений гражданами и органами правовой охраны;
  • избежание ответственности любого вида наказания нарушителями законодательства.

Следовательно, теряется смысл постоянного обновления законов, ведь на практике не реализуется их применение.

В Москве в августе 2009 г. на XXIX конгрессе биологов-охотоведов на международном уровне выявилась значимость во время развития законодательства, касательно фауны, экологической системы, что признано в Европе, а также одобрено парламентом Совета Европы и другими документами мирового сообщества документах. Базовая матрица развития отраслей природного использования (учитывая те, которые влияют на разнообразии биологических видов) не допускается приватизация мест предназначенных для охоты, лицами, располагающими большой финансовой поддержкой. Возникает множество вопросов: на что было потрачено 1,5 десятилетия? Как законодатель и общественность взаимодействуют друг с другом? Ответы на которые подтверждаются ранее изложенными мыслями о невозможности правотворчества быть поверхностным и поспешным.

Читайте также: