Разработка скрипта возникает ли исключительные права

Обновлено: 28.06.2024

Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.

Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.

Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.

Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.

В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.

Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.

Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.

ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. Разработки должны соответствовать условиям технического задания, предоставленного Заказчиком в рамках настоящего договора. Указанные Разработки будут являться частью программного продукта, используемого в области .

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется завершить Разработки в течение с момента подписания настоящего договора.

2.2. Исполнитель обязуется выполнить Разработки своими силами и средствами.

2.3. Первоначальный вариант Разработок передается в виде исходного кода и сопутствующей документации и принимается Заказчиком по акту приемки-передачи первоначального варианта, подписываемому обеими сторонами. Заказчик обязуется рассмотреть представленный вариант Разработок и известить Исполнителя либо об одобрении, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в согласованные отдельным соглашением сроки внести требуемые исправления и повторно предоставить Разработки Заказчику. Заказчик не несет дополнительных финансовых обязательств за работу по внесению исправлений. При получении одобрения Заказчика стороны составляют акт приемки-передачи Разработок. С момента подписания указанного акта сторонами права на Разработки, указанные в п.2.4 настоящего договора, считаются переданными Заказчику.

2.4. Исполнитель отчуждает Заказчику исключительные права на создаваемую Программу в полном объеме для использования их любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 1270 ГК РФ.

2.5. Действие передаваемых исключительных прав не ограничивается территориальными пределами.

2.6. Исполнитель не сохраняет за собой права использовать Разработки самостоятельно или предоставлять аналогичные права на их использование третьим лицам.

2.7. За создание Разработок и передачу исключительных прав на них Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в установленном п.3.1 договора размере.

3. СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ

3.1. Вознаграждение Исполнителя составляет рублей, из которых рублей выплачивается Исполнителю в качестве аванса в течение с момента подписания договора. Оставшаяся часть вознаграждения выплачивается Автору после одобрения Заказчиком готовых Разработок и передачи Разработок Заказчику по акту приема-передачи в течение после подписания указанного акта.

3.2. Денежные средства, подлежащие уплате по настоящему договору, оплачиваются Заказчиком путем перечисления их на счет, указанный Исполнителем.

4. ГАРАНТИИ ПО ДОГОВОРУ

  • при создании Разработок им не будут нарушены авторские, патентные и любые иные права третьих лиц;
  • после создания Разработок ему будут принадлежать все исключительные права на использование Разработок, передаваемые Заказчику по настоящему договору;
  • на момент подписания настоящего договора он не связан какими-либо обязательствами с третьими лицами в отношении имущественных прав на использование Программы.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

5.1. Условия настоящего договора и заданий к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

5.2. Исполнителю запрещается в течение срока действия настоящего договора и в течение после его истечения разглашать конфиденциальную информацию, указанную в п.5.1 настоящего договора.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, другая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

6.2. В случае нарушения Исполнителем срока создания Разработок, установленного п.2.1 настоящего договора, он уплачивает Заказчику штраф в размере рублей.

6.3. В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по настоящему договору ответственность Исполнителя в любом случае ограничена суммой реального ущерба, причиненного Заказчику.

6.4. Заказчик вправе удержать сумму штрафа из суммы вознаграждения, подлежащего уплате Исполнителю, по условиям настоящего договора.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению договора, и другое), освобождают сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств. Если эти обстоятельства будут длиться более двух лет, каждая из сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

8.2. Неурегулированные в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

10. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

10.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.

10.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если нарушение Исполнителем срока создания Разработок, обусловленного п.2.1 настоящего договора, продлится более . При расторжении договора по указанному основанию Исполнитель обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученную по договору, не позднее месяца после получения от Заказчика письменного уведомления об одностороннем расторжении договора.

10.3. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае повторного нарушения Заказчиком обязанности выплачивать вознаграждение в установленный настоящим договором срок.

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

11.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

11.4. Договор составлен в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника настоящего договора.

Допускается ли передача имущественных прав на созданный по заказу ОИС в любом согласованном сторонами объеме (по желанию: в полном объеме либо в ограниченном) или законодатель допускает только какой-то определенный вариант и выбрать иной стороны не могут? Зависит ли это от вида созданного объекта: объект авторского права или объект права промышленной собственности?

С какого момента права автора на созданный ОИС считаются переданными заказчику?

Ориентируясь на описанную ситуацию и поставленные вопросы, проанализируем основные аспекты договорных отношений, связанных с созданием РИД на заказ.

Отметим, что данная группа договорных отношений вызывает серьезные проблемы на практике. Они связаны, в первую очередь, с тем, что сторонам необходимо объединить в рамках одного договора две группы различных по своей правовой природе обязательств:

— обязательства подрядного характера, связанные с созданием РИД;

— обязательства, связанные с распоряжением исключительным правом на такой результат.

При этом существующее нормативное регулирование отношений по созданию и распоряжению правами на РИД в рамках одного договора такую связь обязательств по созданию и распоряжению правом на созданный результат не обеспечивает.

Обращаем также внимание на существенное различие в построении договорной конструкции тогда, когда объектом отношений выступают охраняемые авторским правом произведения и объекты смежных прав, и тогда, когда таким объектом выступают патентоспособные РИД (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений). Различие обусловлено тем, что объекты авторского права и смежных прав получают правовую охрану автоматически: исключительные права на произведения, исполнения, фонограммы и передачи возникают в силу факта их создания, в связи с чем заказчику и исполнителю, создавшему соответствующий РИД, проще решить вопрос о передаче прав на такой результат заказчику.

Большинство объектов права промышленной собственности получают правовую охрану лишь при выдаче патента. Соответственно, на момент создания патентоспособного РИД исключительное право отсутствует, а может существовать лишь право на получение патента. Поэтому автор, создавший требуемый РИД, не может передать заказчику исключительное право на этот результат в момент его создания, поскольку такое исключительное право возникнет лишь с выдачей патента.

Кроме того, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юрлиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности в т.ч. из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему .

В числе поименованных в гражданском законодательстве договоров, которыми может оформляться создание РИД, следует назвать:

— договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ ;

— договор о создании и использовании РИД ;

— договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав .

Дадим краткую характеристику каждому их названных договоров.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР)

Специфика таких договоров — определенный законодателем предмет:

— для договора на выполнение научно-исследовательских работ — это проведение научного исследования;

— для договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — это разработка образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.

Такое определение предметов договоров в определенной мере сужает круг РИД, которые могут создаваться на их основании.

Конструкция договора на выполнение научно-исследовательских работ применима для оформления отношений по созданию произведений науки; при выполнении научно-исследовательских работ также могут создаваться изобретения, полезные модели, сорта растений.

Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ ориентирован на получение технических решений, охраноспособных в качестве изобретений или полезных моделей либо, по решению сторон, в качестве секретов производства (ноу-хау).

В качестве исполнителя в договоре на выполнение НИОКР чаще всего выступают не сами авторы, создающие РИД, а юрлица, обеспечивающие такое создание силами своих работников.

В отношении договоров на выполнение НИОКР законодатель делает попытку решить вопрос о принадлежности прав: если иное не предусмотрено договором, права на результаты работ, в т.ч. способные к правовой охране, в рамках предмета договора принадлежат заказчику, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд . Несмотря на то, что законодатель прямо не упоминает исключительные права, речь, по мнению автора, идет именно о правах на ОИС, создаваемых в рамках договора: произведения науки (отчет о выполненной научно-исследовательской работе); технические решения, охраноспособные в качестве изобретений и полезных моделей; дизайнерские решения, способные к охране в качестве промышленных образцов; патентоспособные селекционные достижения.

Норма п. 2 ст. 726 ГК конкретизируется в положениях Закона о патентах на изобретения. Право на получение патента принадлежит заказчику по договору на выполнение НИОКР в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца, если договором не предусмотрено иное .

Договор о создании и использовании РИД

По мнению автора, самый серьезный недостаток такого договора, позиционируемого в ГК в качестве самостоятельного договорного типа, — то, что в нем две самостоятельные по своей правовой природе группы обязательств (обязательства подрядного характера, связанные с созданием РИД, и обязательства по распоряжению исключительным правом на охраняемый РИД) не связаны в одно правоотношение. В частности, законодательство не содержит норм, которые определяют момент вступления в силу условий о распоряжении исключительным правом, определенных при заключении договора.

В том виде, в каком договор о создании и использовании РИД определен в ст. 986 ГК, он практически не применим к отношениям по поводу создания и использования патентуемых РИД (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений) в силу того, что возникновению исключительного права на эти объекты предшествует получение патента. При этом получателем патента целесообразно быть не автору, а заказчику. Поэтому для отношений по поводу создания патентуемых РИД на заказ в большей степени отвечает договор, по которому автор обязуется создать охраноспособный результат и передать заказчику право получения патента на этот результат.

Право на получение патента определяется как оборотоспособное . Поэтому, если руководствоваться ст. 7 ГК, заключение такого договора возможно как не противоречащего законодательству.

Вопрос о моменте перехода исключительного права к заказчику законодательно не урегулирован. Поэтому он должен определяться сторонами договора. При этом очевидно, что такой переход может иметь место только после возникновения самого исключительного права.

Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав

Нормы ст. 986 ГК конкретизированы для объектов авторского права и смежных прав в Законе об авторском праве. Автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение) . Таким образом, данный договор определен аналогично норме ст. 986 ГК и к нему применимо все сказанное выше в отношении договора о создании и использовании РИД.

Вступающий в действие с 27 мая 2020 г. обновленный Закон об авторском праве предусматривает принципиально новый подход к регулированию отношений по созданию произведений и исполнений на заказ. Новая редакция ст. 46 Закона об авторском праве, определяя предмет договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав, прямо предоставляет сторонам два варианта распоряжения исключительным правом на созданное по заказу произведение (исполнение): передать заказчику исключительное право на это произведение (исполнение) либо предоставить заказчику право его использования в пределах, установленных договором. Передача исключительного права, очевидно, означает его уступку, а предоставление права использования — лицензионные отношения.

Кроме того, в обновленном Законе об авторском праве решена основная проблема, которая была связана с договорным регулированием отношений по поводу создания произведений (исполнений) на заказ, а именно с переходом к заказчику права использования созданного для него произведения (исполнения): принятие заказчиком созданного автором (исполнителем) произведения (исполнения) в порядке, установленном договором, влечет за собой передачу заказчику исключительного права на это произведение (исполнение) либо предоставление заказчику права его использования на условиях, установленных договором . Таким образом, юридический факт приемки заказчиком созданного РИД является основанием для вступления в действие условий договора, посвященных распоряжению исключительным правом на созданное по заказу произведение (исполнение).

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Вопрос на миллион. Штатный дизайнер нарисовал макет плаката, отдал его на конкурс и получил миллион за приз. У кого права на макет: у работодателя или дизайнера?

Юрист Дарья Тимохина помогает разобраться, у кого остаются права и что плохого, если они не у вас. Это статья для работодателей без патентов на изобретения.

Дарья Кашкевич

Что такое исключительные права


Что защищают авторские права

Есть закон о защите интеллектуальной собственности — это четвертая статья Гражданского кодекса. Она защищает автора. Мы писали целую статью о том, кто такой автор и какие права под защитой, заглядывайте за подробностями.

Главное, что надо знать — у автора есть исключительные права. Они появляются с момента создания произведения. Дизайнер сохранил макет в Фотошопе — всё, у него исключительные права на макет.

Иван нарисовал плакат, теперь он может продать его кому угодно, сжечь и развеять пепел над рекой Ганг или подарить.

Чтобы ничего не нарушать, права надо забрать себе. Подвох в том, что права сами по себе не переходят. Частая ошибка работодателей — думать, что раз они платят зарплату, а дизайнер работает в штате, значит, права автоматически переходят к ним. Это не так.

Не важно сколько получает дизайнер, если нет подходящих документов, права остаются у него. Это плохо.

Чем рискует компания

Если кратко, компания рискует деньгами — сотрудник может потребовать компенсацию за использование его работы или конкурент заберет ее себе. А теперь с подробностями.

Заплатить пять миллионов рублей. Исключительные права защищают возможность автора заработать на своем труде. Сделал что-то гениальное, отлично, зарабатывай на этом.

Штатные разработчики написали телеграм-бота для страховщика. Страховщик перестал им пользоваться и продал другой компании, а разработчикам не сказал.

Это нарушение исключительных прав, потому что разработчики не получили деньги, а могли бы заработать на продаже. Получается, работодатель присвоил деньги себе.

Если у работодателя нет прав на продукт и он его использует, сотрудник может потребовать компенсацию. Сначала просто попросить, а потом подать в суд.

В законе нет фиксированной суммы, зато есть вилка — от 10 000 рублей до 5 млн рублей за одну работу. Фотограф увидел пять своих фотографий на сайте, может получить с компании 25 млн рублей.

Размер компенсации определяет суд. Автор говорит, сколько стоит его работа и доказывает стоимость, а суд может согласиться или нет. За фотографии можно получить миллион.

Сотрудник вправе потребовать компенсацию в любой момент, хоть пока работает в компании, хоть через десять лет после увольнения.

Кроме компенсации до пяти миллионов автор вправе потребовать выплату в размере двукратной стоимости экземпляров его творения или права использования творения. Стоимость определяет автор и доказывает в суде.

Размер выплаты может быть любым, хоть миллиард за фото, это вопрос доказательств и мнения судьи. Максимальная компенсация, которую эксперт статьи встречала в судебных делах — 200 000 рублей. Столько получил автор за свою фотографию в российском суде. Не факт, что сумма не увеличится в будущем.

Подарить свою работу. Конкурент может воспользоваться лазейкой в законе и забрать работу компании.

Дизайнер сделал всё тот же плакат. Он понравился конкуренту и конкурент его скопировал.

Судебная практика говорит, что даже если копирование очевидно, но нет исключительных прав, получить компенсацию не получится.

Суд отказал в компенсации. Одна из причин — Артсофте не смогла доказать, что владеет исключительными правами на текст.

Компания заказала текст у физлица, при этом она не показала договор, где автор передает исключительные права Артсофте лабз. Формально компания не имеет право на компенсацию, потому что это не ее текст.

Есть примеры, когда сотрудник подавал в суд на работодателя, но суд решал, что у компании были исключительные права. Примеров, когда сотруднику или конкуренту удалось доказать обратное почти нет.

Компания пыталась доказать, что сотрудница написала в музыку в рамках обязанностей, но не удалось. Суд обязал компанию выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав, возмещение за моральный вред и судебные расходы.

В судебном решении нет суммы, но любой внеплановый расход мешает компании.

Сложно предсказать, будет ли больше судов за исключительные права и кто их будет выигрывать, но работодателям безопаснее подстраховаться сейчас.

Шаг 1. Написать о передаче прав

Единственный способ подстраховаться — подготовить груду документов. Возможно, не каждой компании стоит тратить на это время, тут решает каждый сам.

Первый шаг — написать в трудовом договоре о передаче исключительных прав. Для договора подходит фраза:

Такая правка в договоре — минимальная подстраховка, скорее всего, ее хватит на разбирательства в судах. Включаете фразу в трудовой договор, просите сотрудников подписать, и готово. Исключительные права у вас.

Если сотрудники выпускают дорогой продукт и есть риск потратиться на компенсацию, держите еще три шага для подстраховки.

Шаг 2. Обновить обязанности в договоре

Следующий шаг — убедиться, что обязанности в договоре такие же, как в реальности. Об исключительных правах работодателя рассказывает 1295 статья Гражданского кодекса:

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В переводе это значит:

Если штатный сотрудник что-то сделал в рамках своих обязанностей, работодатель получает исключительные права.

По трудовому договору Иван делает макеты для печати — буклеты, визитки, корпоративный журнал.

Шаг 3. Разобраться со служебным заданием

Допустим, Иван это заметил, расстроился и нарисовал свои иллюстрации. Раз он нарисовал по своей инициативе, у Маркизы нет исключительных прав на иллюстрации.

Или другой вариант. Иван вообще не заметил журнал и узнал, только когда директор дал поручение нарисовать иллюстрации, а к поручению написал служебное задание. С таким поручением компания получает права на иллюстрации.

Самое надежное — на каждое задание составлять отдельный документ и называть его служебным заданием. Официального бланка нет, компания может составлять его как угодно. Главное, чтобы из бланка было понятно:

Официального бланка для акта тоже нет, но он такой же как для услуг. Пишете, кто что сделал и когда, прикладываете доказательства работы, например, макеты на флешке или зип-архив в почте.

Если составлять задание и акт на каждое действие сотрудника, уйдет много времени и сил. Поэтому есть второй вариант — писать поручения по электронной почте, а актом считать отчет сотрудника.

Еще одна подстраховка — собирать у сотрудника исходники и все варианты макета, текста и любой другой работы. Чем больше доказательств, что сотрудник работал по заданию, а не откуда-то всё скачал, тем больше веры в исключительные права компании.

Бывает, что суду не хватает доказательств, тогда компания проигрывает.

Записи готовил сотрудник Социума, поэтому агентство решило, что у него есть права на эти записи.

Суд посчитал иначе, почти дословная цитата:

Это значит, что суд, может, и считает автора штатным сотрудником, но не готов признать исключительные права за Социумом.

Нельзя на сто процентов сказать, какой вариант лучше защищает работодателя. Пока в большинстве случаев выигрывают работодатели, даже если нет отдельного документа на каждое поручение.

Шаг 4. Платить за права

Гражданский кодекс говорит, что работодатель должен платить автору за служебные произведения. В нашем примере, за каждый макет дизайнера.

По закону стоимость определяет компания и сотрудник, поэтому непонятно, сколько платить и как. Вот рубль можно платить или мало? В законе ничего об этом нет.

Постановление Верховного суда: 19.06.15 № 15 и 29.05.06 № 9

Одно из решений — считать, что компания всё выплатила в зарплате. Получается, компания ничего дополнительно не платит, а если начинается суд, говорит, что вознаграждение зашито в зарплату. Проблема в том, что с такой позицией не согласен Верховный суд.

У юристов нет единого совета, как лучше поступать. Самое надежное — составлять отдельный договор на вознаграждение за служебные задания, установить сумму и платить. Но получается, что такой договор надо делать почти для каждого сотрудника, делить фонд зарплаты на саму зарплату и оплату за задания. Это занимает много времени и ресурсов.

Чтобы сэкономить силы, есть такой совет: написать в трудовом договоре, что оплата за передачу исключительных прав входит в зарплату сотрудников, и указать размер, например, 20% от зарплаты. Если дело дойдет до суда, можно сослаться на трудовой договор.

Короче

Проблема с правами

Исключительные права дают возможность легально зарабатывать на результатах труда, например, с фильма, плаката, программы

Изначально права только у сотрудников, они не переходят автоматически к работодателю

Если сотрудник не передал права, он может потребовать компенсацию за свою работу или конкуренты оспорят право на эту работу

Многие наниматели не задумываются о том, что плоды ежедневного труда их работников (особенно творческих профессий) – это полноценные объекты авторского права, которые относятся к интеллектуальной собственности компании. Неправильное оформление таких объектов чревато серьезными проблемами. Например, работник может заявить о своих правах на созданный продукт, потребовать вознаграждения или использовать его для личной выгоды.

Недавно разработчик антивирусных программ подал в суд на своих бывших сотрудников, обвинив их в нарушении интеллектуальных прав. По мнению истца, в своем новом бизнесе работники используют софт, который создавался по служебному заданию компании и в соответствии с их трудовыми обязанностями, поэтому авторские права на ПО принадлежат именно разработчику. Дело рассматривается в судах.

Очень часто подобные конфликты заканчиваются плохо для компании. Сотрудники, используя наработки бывшего работодателя, создают свой бизнес. Или переходят к конкуренту, укрепляя его позиции на рынке. Или продают программный код третьему лицу. Либо просто сливают важную информацию в сеть. Например, бывший сотрудник IT-компании выложил в сеть раннюю версию операционной системы, ее бесплатно скачало множество пользователей, что принесло огромные убытки компании.

Какие же меры нужно принять каждому предусмотрительному работодателю, в штате которого есть творческие сотрудники, программисты, конструкторы, архитекторы?

1. Правильно составить трудовой договор и должностную инструкцию. По закону исключительные права на служебные произведения (программный код, дизайн, чертежи, фотографии и проч.) принадлежат работодателю. На практике все проблемы сводятся к тому, что именно признается служебным произведением. Произведение должно создаваться в соответствии с трудовыми обязанностями по заданию работодателя. Это значит, что в трудовом договоре и должностной инструкции обязательно нужно указать, что творческая деятельность (или разработка программ и баз данных, если это программист) входит в круг должностных обязанностей конкретного работника. В противном случае сотрудник может сказать, что разработал продукт по собственной инициативе, поэтому все права принадлежат только ему.

К примеру, издательство не смогло доказать, что должностная инструкция его корреспондента предусматривала фотосъемку. Верховный суд решил, что авторские права на спорные фотографии остаются за работником.

2. Заключать с работником дополнительное соглашение, если задачи шире его обычных трудовых обязанностей. Например, художник получает задание разработать продукт для дочерней компании, которая не является его непосредственным работодателем. Если эта задача не входит в круг его обычных трудовых обязанностей, указанных в должностной инструкции, есть риск, что продукт не будет считаться служебным.

В таких случаях следует заключить отдельный договор об отчуждении прав на это произведение с сотрудником. Факта использования материалов работодателя часто недостаточно для того, чтобы доказать служебный характер произведения (даже если работодатель дал работнику специальное задание). Дополнительное соглашение решает проблему: в нем работник соглашается на передачу авторских прав на конкретное произведение.

3. Подготовить доказательства, что все произведения переданы компании. По закону произведение, созданное работником, должно быть передано работодателю. Для этого необходимо зафиксировать передачу этого продукта. Например, актом приема-передачи, актом о принятии произведения на баланс или копированием произведения. Лучше закрепить эту процедуру в договоре.

Тогда в случае спора у работодателя будут доказательства, что произведение создано в рабочее время в соответствии с трудовыми обязанностями и служебным заданием. Сотрудник не сможет заявить, что разработал этот продукт в нерабочее время для личных нужд.

4. В течение трех лет определиться с использованием разработок сотрудника. Фирма может передумать использовать произведение сотрудника или отложить это до лучших времен. Однако если в течение трех лет с даты предоставления продукта компания не начнет его использовать, не передаст на него права другому лицу или не сообщит создателю о том, что намерена сохранить произведение в тайне, все права на него вернутся к работнику. Работодатель должен контролировать сроки, чтобы не потерять права просто потому, что стратегия компании изменилась.

Работодатель может долгое время сохранять права на служебное произведение, основываясь на соображениях коммерческой тайны. Однако режим коммерческой тайны действует до тех пор, пока информация не станет известна третьим лицам. Поэтому компании нужно предусмотреть специальный режим охраны произведения.

5. Выплатить вознаграждение работнику за использование произведения. По закону любой создатель объекта авторского права имеет право на вознаграждение за использование произведения. Работодатель может считать, что это излишне: мол, сотрудник и так получает зарплату за выполнение трудовых обязанностей. Все верно. Однако зарплата – не вознаграждение за использование служебного произведения.

Сколько надо платить? В законе четких критериев по этому поводу нет. Работодатель имеет право назначить минимальное вознаграждение (например, 1000 руб.), и требования закона будут соблюдены. Если компания не позаботится об этом, то потом, в случае конфликта, расчетами займется суд – и, скорее всего, будет исходить из рыночной стоимости продукта. Поэтому следует заранее согласовать условие об авторском вознаграждении как в трудовом договоре, так и в других соглашениях между нанимателем и сотрудником.

Читайте также: