Обрушение трансвааль парка кто осужден

Обновлено: 02.07.2024

"Трансвааль-парк": кто виноват - бетон или люди?
Иван Кудрявцев
После трагедии в "Трансваале" спешные проверки новостроев начались по всей стране. Среди первых выводов есть и весьма тревожные. Независимые эксперты "Вестей Недели" указывают прежде всего на возможные ошибки при строительстве. И это куда более системная проблема, чем обычная халтура.

"Трансвааль-парк" спроектируют и отстроят заново — на сей раз виртуальный. Каждый чертеж, каждую цифру занесут в компьютер. Арматуру и бетон, колонны и образцы кровли, уцелевшее оборудование — тщательно испытают. И все с одной целью — понять, почему рухнул купол.

Как именно это произошло, мы узнаем, лишь когда увидим запись с камеры наружного наблюдения. Сейчас ее изучают следователи. Все, что нам известно: в 19 часов 15 минут 43 секунды по московскому времени одна из колонн, подпирающих железобетонный купол, внезапно прогнулась, надломилась. Монолитный железобетонный купол ползет, рвется посредине. Большая его часть падает прямо на бассейн, увлекая за собой остальные колонны, другая остается висеть на арматуре. Под завалами — сотни людей. Версий множество. И ни одной бесспорной.

Версия первая. Рядом с "Трансвааль-парком" течет ручей. Говорят, сам комплекс построен на грунте, который сюда привозили метростроевцы, рывшие станцию метро "Ясенево". Плывуны, оползни называли в числе возможных причин обрушения. Подозревали и некачественный фундамент. "Ни грунты в основании, ни сами фундаменты не являлись причиной обрушения. Они находятся в идеальнейшем состоянии", — говорит заместитель председателя Государственного комитета РФ по строительству Анатолий Петраков.

Версия вторая. Снег на куполе все-таки был. Полметра, не меньше. Тяжелый, смерзшийся. Об этом говорит спасатель поисково-спасательного отряда №8 Александр Бурцев: "Там была очень большая толщина снега, то есть практически они крышу не счищали. Нужно учитывать, что крыша была обита жестью. Снег, жесть, очень скользко".

Снег и лед сползают, накапливаются как раз над колоннами, по краям купола, утяжеляя и как бы растягивая всю конструкцию. Впрочем, аквапарк работал уже вторую зиму, а снегопады бывали и посильнее. "Конечно, было бы хорошо ее еще испытать на все временные нагрузки, на снег и так далее. Но это было сложно, и никто этого делать не стал", — говорит проектировщик купола аквапарка Нодар Канчели.

Версия третья.В числе претензий к строителям — якобы морально устаревшая кровля, то есть то, чем был укрыт железобетонный купол. Примененный здесь утеплитель — минеральная вата — впитывает влагу, проникающую сквозь бетон. И это утяжеляет всю конструкцию в несколько раз. "Для подобного рода конструкций, как правило, применяются утеплители, абсолютно не впитывающие воду. Был негативный пример обрушения части кровли аквапарка в Париже. И там пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной обрушения было впитывание влаги минераловатным утеплителем", — объясняет вице-президент корпорации "Темпстройсистема" Дмитрий Хохлов.

"Мы не согласны, что наша кровля — проект вчерашнего дня. Утеплитель — сертифицированная минеральная вата, которую используют на большинстве объектов в России. Чтобы кровля прослужила дольше, мы использовали титаноцинковое покрытие. Проект был утвержден "Мосгорэкспертизой". Сразу после трагедии утеплитель обследовали — он был сухой", — уточняет глава строительной фирмы "Кочак иншаат лимитед" — генерального подрядчика "Трансвааль-парка" Исмаил Кочак.

Версия четвертая.Купол мог не выдержать разницы температур. Жару и повышенную влажность под куполом должна нейтрализовать система кондиционирования, в частности, вентиляционные пушки, обдувающие всю конструкцию. Если не работали, под куполом температура — 30 градусов, снаружи в тот день — минус 20. Перепад в 50 градусов мог спровоцировать деформацию металла и бетона.

Версия пятая. В субботу 14 февраля в аквапарке шла дискотека. Громкая музыка могла войти в резонанс с колебаниями несущих конструкций и расшатать одну из колонн. Кроме того, в подвалах насосы, генераторы - с мощными двигателями. Они должны стоять на специальных виброопорах, которые гасят колебания. Одна из них могла сломаться.

"Наверное, в ближайшее время умрет версия акустического удара. Который, кстати, никогда не мог разрушить одну колонну. В случае возникновения резонанса оболочка начала бы колебаться, сыпалась бы краска, какие-то детали кровли. И тогда бы уже вибрирующая оболочка рухнула бы", — считает генеральный проектировщик "Трансвааль-парка" Сергей Киселев.

Наконец, шестая версия. Когда отливали бетонный купол и варили арматуру - не все прошло по плану. "Мы требовали, чтобы было беспрерывное бетонирование. В какой-то момент один бетононасос там забрали и получилось, что частичного этого бетонирования не совсем получилось. Мы потом обсуждали, решили, что это не может повлиять на прочность. Сейчас я нашел там пять мест, где ванная сварка 32-х стержней просто не была реализована. То есть они там расползлись. Кто-то схалтурил", — говорит Нодар Канчели.

В турецкой строительной фирме "Кочак иншаат лимитед" нам признались: заминка была. Бетон готовили по одному рецепту, на четырех заводах. Деревянную опалубку заливали в августе в течение двух суток. Начали в 10 утра. На рассвете второго дня, на заводах менялась ночная смена, и насосы на какое-то время встали.

Оказалась ли эта пауза роковой — установят эксперты. Во всяком случае тогда весь процесс контролировал НИИ Железобетона. А сразу после трагедии все образцы взяла на испытания комиссия. Официальный вывод: к бетону претензий нет.

Виновные должны понести наказание, считает вице-премьер Владимир Яковлев. Мэр Москвы Юрий Лужков признает: ответственность за катастрофу а аквапарке должно нести. правительство Москвы.

В России до сих пор не приняты ГОСТы для строительства аквапарков. В Казани, например, под аквапарк отдали промышленное здание. Нет стандартов для других эксклюзивных объектов — домов выше 75 метров. Возможно, трагедия в Ясеневе, наконец, заставит нас разработать эффективную систему контроля за строительством. Чтобы потом не пришлось вновь тасовать разные версии.

Posted on Feb. 23rd, 2004 at 03:43 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Смену владельцев "Трансвааль-парка" финансировали родственники московского мэр

негосударственная комиссия

Сегодня госкомиссия должна объявить предварительные результаты расследования обрушения кровли "Трансвааль-парка" и назвать имена виновных в этой трагедии. Накануне адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы нескольких потерпевших, заявил, что до сих пор не может подать иски к владельцам аквапарка, так как никто не знает, кому он принадлежал. Корреспонденты Ъ изучили регистрационные документы и данные о сделках с активами "Трансвааль-парка", совершенных за последние месяцы. Из них можно сделать вывод, что к моменту трагедии бизнес аквапарка полностью контролировался компанией "ТерраОйл", а сделку по его покупке финансировали два физических лица — супруга московского мэра Елена Батурина и ее брат Виктор Батурин.

Пропавшие владельцы

Схема покупки

В распоряжении Ъ оказались выписки из государственного реестра юридических лиц, содержащие информацию о шести компаниях, которые владели и управляли "Трансвааль-парком". Как следует из этих документов, структура корпоративного управления аквапарком в Ясеневе была следующей: владельцем и эксплуатантом самого сооружения является ЗАО "Европейские технологии и сервис" (учредитель — Владимир Мулев), коммерческую деятельность на территории аквапарка вели четыре ООО — "Трансвааль Вэллнесс" (обслуживание бассейнов, бань и саун), "Трансвааль Контроллинг" (управление долями в других ООО), "Трансвааль Кетеринг" (питание внутри аквапарка) и "Трансвааль Пеймент" (фактически расчетный центр). Участниками всех четырех ООО были коммерческий директор аквапарка Роман Малиновский и жена господина Мулева — Светлана Мулева.
По данным управления Министерства по налогам и сборам по Москве, 3-4 декабря 2003 года во всех компаниях, которые управляли "Трансвааль-парком", произошло изменение состава совладельцев. Компания ЗАО "ТерраОйл" стала единоличным владельцем 100% акций ЕТС и 100% долей в ООО "Трансвааль Кетеринг" и "Трансвааль Контроллинг". В свою очередь, компания "Трансвааль Контроллинг" стала владельцем 100% долей в ООО "Трансвааль Пеймент" и "Трансвааль Вэллнесс". 3 декабря ЕТС возглавил Сергей Арсентьев, который сейчас называет себя гендиректором "Трансвааль-парка".
Судя по учредительным документам, ЗАО "ТерраОйл" с уставным капиталом в 8 тыс. руб. было создано в 1996 году двумя физическими лицами — Николаем Пономаревым и Сарией Насибулиной. Кроме ЗАО "ТерраОйл" они учредили еще шесть компаний, занимающихся торговлей нефтепродуктами. Кроме того, ЗАО "ТерраОйл" вместе с ОАО "Моснефть" и ОАО "Мостранснефтепродукт" являются учредителями некоммерческого партнерства "Ассоциация независимых поставщиков нефти и нефтепродуктов". В свою очередь, нынешний гендиректор ЗАО "ТерраОйл" Михаил Пономарев (сын Николая Пономарева, учредителя компании) возглавляет ассоциацию топливных компаний "Мега Ойл".
Как удалось выяснить Ъ, ЗАО "ТерраОйл" перечислило 26 ноября 2003 года почти 119 млн руб. на личный счет Владимира Мулева "по договору купли-продажи ценных бумаг ЗАО 'Европейские технологии и сервис' с отлагательными условиями". Кроме того,"ТерраОйл" перечислило ООО "Трансвааль Контроллинг" двумя траншами (в 1 млн руб. и 6 млн руб.) средства за доли в других ООО, которыми владел "Трансвааль Контроллинг". Деньги для этих сделок "ТерраОйл" аккумулировало с 18 по 26 ноября 2003 года по договору займа от двух компаний — "Арчел Селект Лтд." (120 млн руб.) и ООО "Нефтеснаб" (7 млн руб.). Таким образом, сделка по покупке аквапарка ЗАО "ТерраОйл" завершилась в конце ноября.
Спустя два месяца два физических лица — Елена Батурина и ее брат Виктор Батурин — со своих личных счетов в Русском земельном банке по договору "купли-продажи ценных бумаг с отлагательными условиями от 15 января 2004 года" перечислили на счет компании "ТерраОйл" в банк "Возрождение" 38,7 млн руб. и 44,6 млн руб. соответственно. Таким образом, совокупный взнос семьи Батуриных в капитал компании "ТерраОйл" составил 83 млн руб. На следующий день после получения этих средств гендиректор компании "ТерраОйл" Михаил Пономарев начал погашение долга перед "Арчел Селект Лтд.".


Письмом от 16.02.04. (исх. № 01-17/110) президент ЗАО "ИНТЕКО" Е. Н. Батурина предложила "Ъ" опубликовать опровержение информации о существовании договорных отношений между упомянутым ЗАО и "Трансвааль-парком". Письмо № 01-17/110 "Ъ" публикует, но опровержения все равно не получилось
Елена Батурина, находящаяся за границей, и ее брат Виктор Батурин отказались комментировать свою сделку с компаний "ТерраОйл", однако источник Ъ в компании, аффилированной с группой "Интеко", предположил, что акционеры "Интеко" просто занимали средства для проведения сделки по покупке "Трансвааль-парка" у близкого к московскому правительству нефтетрейдера "Мега Ойл". Источник Ъ полагает, что "господина Пономарева просто попросили помочь и предоставить кредит на приобретение парка, что он и сделал". Он также уточнил, что "часть денег (70 млн руб.— Ъ ) компании 'Арчел Селект Лтд.' уже возвращена, но часть задолженности не погашена". Источник утверждает, что деньги, которые Елена и Виктор Батурины перечислили ЗАО "ТерраОйл", оформлены как векселя с открытом сроком погашения. То есть де-юре "Интеко" действительно не является акционером компаний, управляющих "Трансвааль-парком", однако его акционеры в феврале являлись крупнейшими кредиторами "ТерраОйл", которому принадлежала инфраструктура аквапарка.
Гендиректор ЗАО "ТерраОйл" Михаил Пономарев подтвердил Ъ, что "на покупку акций аквапарка были привлечены заемные средства", но заявил, что "средства Батуриных не имеют никакого отношения к этой сделке". По словам господина Пономарева, "это были простые бухгалтерские проводки", однако их суть он раскрыть отказался, сославшись на "коммерческую тайну". Отказался отвечать на вопросы относительно своей аффилированности с ЗАО "Интеко" и нынешний гендиректор ООО "Трансвааль Пеймент" Юрий Федулов, который наряду с Еленой и Виктором Батуриными входит в состав правления московского ОАО "Крион" ("Интеко" принадлежит 33,3% акций компании).

Старая трещина

Сегодня госкомиссия должна огласить предварительные итоги расследования причин обрушения кровли аквапарка. Вероятно, большая часть вины будет возложена на проектировщиков комплекса. Впрочем, один из высокопоставленных сотрудников Госстроя рассказал Ъ, что специальная комиссия Москомархитектуры обнаружила трещину в одной из колон аквапарка еще в июне 2003 года. Чиновники, выявившие дефект, потребовали от главы ЕТС Владимира Мулева провести реконструкцию объекта. Однако Сбербанк России отказал господину Мулеву в выделении средств для проведения ремонта и потребовал погашения задолженности по ранее выданному кредиту (Сбербанк вложил в аквапарк в виде кредита порядка $18 млн). Сразу после этого в ЕТС появились представители компаний, аффилированных с ЗАО "Интеко", и предложили Владимиру Мулеву продать развлекательный комплекс. Любопытная деталь — сотрудники компаний, входящих в группу "Интеко", проводили корпоративное празднование Нового года в "Трансвааль-парке". Впрочем, официальных подтверждений этой версии нет, а все заинтересованные стороны сейчас опровергают информацию о том, что аквапарк продавался уже с дефектом.
Ъ будет следить за развитием событий.
РИНАТ Ъ-ГИЗАТУЛИН, АНДРЕЙ Ъ-САЛЬНИКОВ


Ровно год назад, 14 февраля, в "день всех влюбленных", обрушились своды одного из крупнейших аквапарков столицы — " Трансвааль-парка " в Ясенево. В результате обрушения кровли в "Трансвааль-парке" погибли 28 человек, более 100 получили ранения. Многие остались калеками на всю жизнь.

Расследование причин трагедии продолжается уже год. На днях прокуратура Москвы продлила до 14 июня следствие по делу об обрушении купола аквапарка "Трансвааль-парк". Но до сих пор в деле нет ни обвиняемых, ни подозреваемых. Официально не озвучена причина разрушения комплекса.

"Трансвааль-парк" был первым аквапарком в Москве. Он был излюбленным местом отдыха жителей и гостей столицы. Кроме собственно аквапарка, большой популярностью пользовался располагавшийся там же ночной клуб. Так было до 19 часов 15 минут и 43 секунд 14 февраля, когда крыша "Трансвааля" рухнула на головы своих посетителей.

О версии "теракт" заговорили сразу же. Москвичи еще не успели отойти от кошмарного теракта в тоннеле метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", который произошел менее чем за неделю до "Трансвааля" и сопровождался многочисленными жертвами. Подогревало слухи и то, что за день до "Трансвааля" в Катаре был уничтожен известный чеченский сепаратист Зелимхан Яндарбиев. Согласно одной из версий, теракт можно было бы связать с местью чеченцев.

Чуть ли не единственным вещественным доказательством, продемонстрированным широкой общественности, стала видеозапись с камеры наблюдения, располагавшейся внутри комплекса. На ней был запечатлен момент разрушения одной из несущих колонн, поддерживающих крышу комплекса. После этого остальные колонны, не выдержав веса крыши, сложились, как костяшки домино — все заняло несколько секунд.

На видеопленке многие заметили странное облако, разлетающееся из колонны, которая рухнула первой. Вот как это описывает архитектор Нодар Канчели, который проектировал купол колонны и одним из первых ознакомился с записью. "В какой-то момент, на седьмой колонне от края, на высоте примерно полутора метров появился такой резкий взрывоподобный по скорости распространения, выброс, — рассказал архитектор в интервью одному из информагентств. — Я не могу говорить что это — пыль, взрывные газы, я не знаю. Он (выброс пыли — прим. ред.) имел длину метров от четырех до шести".

По свидетельству архитектора, при осмотре места трагедии оказалось, что практически все упавшие колонны при падении были деформированы при падении на бортик бассейна. Лишь у одной (скорее всего "роковой" седьмой колонны) перелом находился в другом месте. Как отмечал Канчели, дальнейшее расследование было затруднено, так как на следующий же день все колонны вывезли с места трагедии и свалили неподалеку, повредив их оболочки при транспортировке.

Впоследствии, представители турецкой компании, осуществлявшей строительство, рассказали, что через одну колонну шла водосливная труба, которая наверху имела подогреваемую воронку. По их словам, с доступом на крышу не было никаких проблем, а взрывное устройство можно было попросту спустить в водосток по веревке.

Вероятность совершения теракта на территории "Трансвааля" была высока, отмечают многие эксперты. За полгода до трагических событий, 17 августа 2003 года, рядом с аквапарком был обнаружен пакет, в котором находилось 20 тротиловых шашек без детонаторов. "Хозяина" пакета так и не нашли. Как сообщил одному из изданий сразу же после трагедии Сергей Киселев, возглавлявший компанию-подрядчик по сооружению кровли аквапарка, 27 декабря 2003 года он получил предписание из ФСБ о, возможно, готовящемся теракте. В аквапарке сразу же были приняты повышенные меры безопасности, которые, впрочем,продержались лишь до середины января.

Не "вдохновили" следствие и рассказы о полумифических "лицах кавказской национальности", которых то ли охрана, то ли милиция еще задолго до трагедии якобы снимала с купола "Трансвааль-парка".

Достойна внимания информация, которую в минувшую пятницу озвучила газета "Известия". Согласно данным издания, в прокуратуру могло поступить заключение взрывотехника, чья фамилия сейчас засекречена. В этом заключении вывод один — "очевидный теракт". Как сообщает газета, это заключение поступало и в городскую комиссию, но его там просто не стали рассматривать.

Среди предполагаемых причин трагедии, на которых сконцентрировало свою работу следствие, называются следующие: ошибки проектирования, ошибки при строительстве, нарушение режима эксплуатации, наконец, неправильная сборка и монтаж конструкций. Естественно, и архитекторы, и строители отрицают свою вину.

У всех компаний-подрядчиков, привлекавшихся к строительству аквапарка, был опыт подобных работ. По их словам, прочность купола и несущих конструкций была рассчитана минимум на 10 лет до первого ремонта.

Впрочем, эксперты не исключают и версию неудачного стечения множества факторов. В инженерном деле существует теория катастроф. Согласно теории, если ряд параметров системы не соответствует норме, это приводит не к плавному ухудшению, а к моментальной катастрофе. Могли ли это относится к строительству "Трансвааль-Парка"? Вопреки мнению тех, кто его строил, все же не стоит забывать, что этот сложный объект сдавался "к празднику".

Как бы то ни было, власти, с упорством, достойным лучшего применения, отвергают возможность теракта, остановившись только на "инженерных" версиях. Как отмечают многие издания, версия о теракте может быть не выгодна реальным владельцам "Трансвааля", к которым разные источники относят компанию "Интеко", которую возглавляет Елена Батурина, жена московского мэра Юрия Лужкова. Здание развлекательного комплекса застраховано на всевозможные случаи, кроме теракта.

Разумеется, версия о теракте невыгодна и властям — стоит только вспомнить, как поначалу отвергался террористический след в двойной авиакатастрофе в августе этого года. Если версия о теракте все же подтвердится (что кажется сегодня практически невозможным), то пострадавшие будут вынуждены направлять свои иски московским или федеральным структурам по схеме, опробованной жертвами "Норд-Оста".

От неопределенности и откровенного затягивания следствия страдают в первую очередь пострадавшие во время трагедии люди, в том числе и те, кто потерял своих родственников. Раз виновный пока не назван, то и не к кому предъявлять претензии.

В минувшую пятницу Дмитрий Денисов и Тамара Папиташвили, пострадавшие при обрушении кровли в "Трансвааль-парке" подали иски в Замоскворецкий суд столицы. Они оба потеряли своих родственников, а Тамара к тому же осталась без обеих ног. Однако им не удается добиться материальной компенсации, так как пока идет следствие, все медицинские документы, которые подтверждают нанесенный им ущерб, находятся в прокуратуре. Истцы, по словам их адвоката Игоря Трунова, считают, что следователи намеренно затягивают расследование.

Как уже было сказано, следствие по делу продлено до 14 июня. Но никто не дает гарантии, что через 5 месяцев мы узнаем правду о той страшной трагедии. Очевидно, что оттягивая завершение расследования, государство будет множить иски в свой адрес со стороны пострадавших. Выжившие жертвы "Трансвааля" не скоро смогут забыть боль утрат, и государство должно сделать все, чтобы помочь им.

В начале 2000-х наша компания, к тому моменту уже весьма крупная, выполняла заказ одного нового, необычного и развлекательного объекта. Мы делали рекламные билборды − шкафчики с рекламными плакатами и внутренней подсветкой, они стояли прямо внутри.

Современный большой аквапарк на Голубинской улице в Ясенево обещал всем вечное лето и веселое купание, для детей это было раздолье. Вместимость 2000 человек, водная зона вмещала одновременно 700. Плюс боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажерный зал, салон красоты. Он с помпой открылся весной 2002 года и сразу завоевал популярность, особенно у детей. Безопасность была на высочайшем уровне − за два года работы ни одного несчастного случая на воде.

Здание было построено по самому современному дизайн-проекту, с красивейшей купольной крышей и множеством других современных решений.



Да, и вот эту вывеску тоже мы делали.

Был субботний вечер 14 февраля. В водной зоне веселились и радовались сотни людей, родители пришли туда с детьми. За окном холод и снег, угрюмая московская зима, а здесь − лето, вода, радость и смех. Никто не заметил, как маленькое облачко пыли возникло возле одной из колонн, удерживающих купол. Колонна надломилась, в следующее мгновение трещина стала ползти по куполу от места, где стояла колонна к центру. Еще через мгновение купол, словно двустворчатые двери, раскрылся по линии этой трещины вниз, обвалившись прямо в водную зону, где в этот момент находилось 400 человек, множество детей.



Такие синие браслетики были на руках у многих. В том числе и у мертвых.


Спасательные работы длились сутки − к 6 вечера 15 февраля они были завершены. 106 человек были живыми извлечены из под завала. Печальный итог − 27 мертвых, среди них 8 детей. 195 травмировано, среди них 51 ребенок. Позднее в больнице умер еще один человек.

Оперативная съемка МЧС, работа по извлечению людей из под завалов.


Работы в последующие дни:

Точная причина обрушения так и не была установлена. Версий было множество − от подвижек фундамента до теракта. Все они опровергались по очереди, никаких конкретных доказательств так и не было найдено. Даже ту самую колонну не смогли исследовать. Тот факт, что именно с нее все началось, что образовалось облачко пыли и даже вылетел какой-то фрагмент (что могло бы свидетельствовать о выстреле в колонну из оружия) стал известен только после просмотра записей с камер наблюдения. К тому моменту разбор завалов уже шел полным ходом, колонна смешалась с обломками и ее вывезли на свалку, найти нужный фрагмент не удалось.

В итоге в трагедии был обвинен автор проекта − инженер-конструктор Нодар Канчели. Впрочем, уже на первом судебном заседании было заявлено о недостаточности обвинений, и дело было возвращено в прокуратуру на доследование. В итоге Канчели согласился на прекращение уголовного дела по амнистии в связи с пожилым возрастом, а также он попал под амнистию в связи со 100-летием Государственной думы. Свою вину Канчели продолжает отрицать по сей день.
Дело с обрушением Трансвааля продолжает оставаться темным.

Мало кто помнит, но Трансвааль парк попытался . снова открыться 1 мая 2005 года, когда даже следствие еще не было завершено! Руководство начало обзвон старых клиентов, предлагая снова приходить в страну вечного лета. Правда, цены на абонементы . выросли, причем весьма ощутимо. Причем ни о каком ремонте речь тогда не шла − посетителям предлагали развлечься в неповрежденных частях комплекса. Руководство планировало, видимо, собрать средства на ремонт кровли. Против открытия категорически выступила Мосгордума, также эта идея не нашла широкой поддержки и у клиентов. Надо сказать, что после трагедии руководство не вернуло людям деньги за годовые абонементы, пообещав лишь, что их действие будет продлено на время простоя. Вряд-ли такой подход способствовал хорошему отношению людей к заведению.

Читайте также: