К скрытой стороне профессиональной деформации можно отнести злоупотребление

Обновлено: 18.05.2024

Исходя из понимания профессионально-нравственной деформации как снижения качества профессионального сознания и профессиональной деятельности сотрудника полиции, выделим основные элементы или уровни профессионально-нравственной деформации. Указанное явление включает в себя:

1) деформацию профессионального сознания сотрудника (потребностно-мотивационную деформацию);

2) деформацию профессиональной деятельности сотрудника, ее средств и результатов;

Рассмотрим эти уровни последовательно.

Уровень профессионально-нравственной деформации – это деформация профессионального сознания. Особенностью процессов, составляющих деформацию профессионального сознания сотрудников полиции, является их скрытость, неявность. Однако эти процессы весьма значимы, поскольку являются духовной основой для совершения сотрудниками полиции аморальных и противоправных поступков, для деформации профессиональной деятельности.

Деформация профессионального сознания имеет следующие проявления:

1) снижение или отсутствие мотивации к службе в полиции, преобладание корыстных целей над общезначимыми и государственными целями;

3) нравственное оскудение, сознательное пренебрежение нормами морали, потеря смысложизненных ориентаций. Эта форма деформации сознания у многих сотрудников полиции практически воплощается в неумеренном употреблении спиртных напитков (в том числе в рабочее время) и наркотиков. Согласно данным МВД РФ больше половины наиболее тяжких преступлений (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбоев, хулиганства) совершено сотрудниками правоохранительных органов после распития спиртных напитков. Каждый восьмой случай нарушения служебной дисциплины связан со злоупотреблением спиртными напитками. Ежегодно свыше 400 работников милиции (полиции) кончают жизнь самоубийством, при этом половина суицидов совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Следует отметить, что суицид – это крайняя форма проявления профессионально-нравственной деформации, причинами же суицидов являются: потеря смысла жизни, проблемы, алкоголизм;

4) утрата чувства служебного долга и личной ответственности, что прямо ведет к правонарушениям и преступлениям самих сотрудников милиции. Это крайняя форма проявления профессионально-нравственной деформации сотрудников полиции на уровне профессионального сознания. За 2008 г. по системе МВД РФ уровень нарушений законности и преступлений составил 13,1 случая на 1000 человек личного состава.

Уровень профессионально-нравственной деформации – это деформация профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также используемых в ней средств и ее результатов. Деформация профессиональной деятельности имеет следующие проявления:

1) халатность и волокита в исполнении служебных обязанностей, а именно:

· нарушения процессуальных сроков предварительного расследования по уголовным делам;

· вынесение необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел;

· сокрытие преступлений от регистрации и учета;

· фальсификация доказательств и документов;

· разглашение служебной тайны;

3) своекорыстное использование служебного положения, коррумпированность, взяточничество.


Так, в 2009 г. службой по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Екатеринбурга по 84 фактам взяточничества было возбуждено 57 уголовных дел, из них 17 – против сотрудников ОВД;

4) административные и дисциплинарные нарушения. Например, в 2009 г. 15 % всех сотрудников ОВД г. Екатеринбурга были привлечены к дисциплинарной ответственности. Всего же было совершено 750 дисциплинарных проступков, в том числе 103 работника милиции привлечены к дисциплинарной ответственности за злоупотребление спиртными напитками;

Уровень профессионально-нравственной деформации – это деформация отношений с гражданами, коллегами, начальниками и подчиненными.

Деформация профессиональных отношений имеет такие формы проявления:

1) злоупотребление властью, превышение полномочий в отношениях с гражданами, грубость по отношению к ним, несоблюдение конституционных прав человека и гражданина, унижение чести и достоинства, неоказание помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия;

2) пренебрежение правилами служебного этикета в отношениях с гражданами, коллегами и начальством;

3) бескультурье в речи, злоупотребление жаргоном криминального мира, использование нецензурных выражений;

4) формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, бездушное отношение руководителей коллективов правоохранительных органов к своим подчиненным). Социологи однозначно относят этот показатель к базовым, т.е. к находящимся в основе деморализации служебного коллектива;

5) конфликтный социально-психологический климат в коллективах правоохранительных органов; становление конфликта как нормы служебных отношений.

Таким образом, многообразные формы проявления профессионально-нравственной деформации сотрудников могут быть распределены по 3 уровням:

1) деформация профессионально-нравственного сознания;

2) деформация профессиональной деятельности, ее средств и результатов;

1) деформация служебных отношений с гражданами, коллегами, начальниками и подчиненными.

Преодоление профессионально-нравственной деформации сотрудников полиции – это острая и актуальная практическая проблема, в решении которой неприемлемы никакие революционные меры, никакие одномоментные усилия. Главное условие преодоления и профилактики профессионально-нравственной деформации – это достижение социальной стабильности и порядка. Но, кроме того, имеются 2 группы условий, которые следует отметить специально:

1) совершенствование системы правоохранительных органов, в частности, совершенствование работы с кадрами. В настоящее время достаточно много усилий предпринимается в области совершенствования работы с кадрами. Основные концептуальные положения новой кадровой политики таковы:

· поддержание баланса прав и интересов сотрудников, с одной стороны, и ведомства, с другой стороны;

· переход от политики экстенсивного формирования полиции к интенсивному формированию. Иначе говоря, это переход от набора случайных людей к образованию и воспитанию квалифицированных профессионалов;

· контроль за процессами подбора и расстановки руководящих кадров, открытость и справедливость в решении кадровых вопросов;

· обучение руководящего состава основам науки управления;

· решение вопросов социальной и правовой защиты сотрудников полиции;

· совершенствование профессиональной подготовки кадров в средних специальных и высших учебных заведениях;

· создание новой нормативной базы, разработка дисциплинарного устава органов внутренних дел с последующим приданием ему статуса закона для четкой регламентации прав и ответственности сотрудников, субординации начальников и подчиненных, порядка применения поощрений и взысканий;

· реформа духовно-нравственных устоев в полиции, воспитание у личного состава патриотизма, стремления к неукоснительному соблюдению законов, присяги и этических норм;

2) личные усилия сотрудников по овладению культурой, нормами права и морали, профессиональным мастерством. Культура, в том числе и профессиональная, – это результат постоянных, повседневных личных усилий, и она лучшая защита от всех форм профессионально-нравственной деформации [21].

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Как проявляется деформация

Большинство из нас основную часть жизни проводит на своём рабочем месте и волей-неволей мы начинаем переносить какие-либо профессиональные привычки в личную жизнь. Именно по этим признакам можно определить, в какой области трудится тот или иной человек. Например, знакомый, который постоянно пытается решить ваши личные проблемы, скорее всего, покажется вам психологом, а встретив на своём пути человека, дающего вам указания что и как делать, вы наверняка подумаете - это учитель. Каковы причины профессиональной деформации личности? Какие выделяются ее виды? Можно ли как-то избежать деформации?

Что такое профессиональная деформация личности?

Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Деформация в крайней форме у них выражена в сугубо функциональном, формальном отношении к окружающим. Повышенный уровень деформации личности наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих и медицинских работников.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя деятельность в той или иной сфере сопровождается профессиональным развитием личности, однако, этот процесс не может быть непрерывным. Рано или поздно наступает период стабилизации, когда человек уже практически никуда не движется. Поначалу такие приостановки краткосрочны, но затем они становятся всё продолжительнее, достигая 12 месяцев и более. На языке психологов такое явление носит название периодов стагнации личности.

Наступление стагнации возможно даже в том случае, если уровень вашей профессиональной деятельности довольно высок, но ваша работа выполняется однообразно, с применением повторяющихся приёмов. Результатом продолжительной стагнации является профессиональная деформация личности: человек уже не в состоянии выбраться из своей профессии и вынужден исполнять в социуме только эту роль.

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации:

Как проявляется деформация

  • Молодой специалист возлагает на свою профессию слишком много надежд, которые в конечном счёте не соответствуют действительности.
  • Акцентирование внимания на мотивацию выбора профессии. Это может быть стремление добиться власти, определённого социального статуса или желание доказать свою значимость.
  • Однообразные действия и функции, приводящие человека к психологическим ограничениям: например, если он попадёт в новые рабочие условия, приспособиться к ним ему будет довольно тяжело.

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

Из-за чего развивается профессиональная деформация

  • постоянные стрессы;
  • профессиональная усталость, накопившаяся за многолетнюю трудовую деятельность;
  • постоянная стереотипная работа;
  • отсутствие желания продолжения работы в этой сфере: одни понимают ошибочность выбора профессии практически сразу после начала трудовой деятельности, другим же для этого требуются годы.
  • непонимание целей выполняемой работы;
  • возрастные изменения: в молодом возрасте человеку казалось, что эта профессия ему подходит, однако, с возрастом он начинает выполнять свои рабочие обязанности автоматически;
  • излишняя самоуверенность;
  • чрезмерная служебная нагрузка;
  • повышенный уровень утомляемости, нервозности;
  • несоответствующая дисциплина на рабочем месте;
  • отсутствие возможности дальнейшего профессионально роста, повышения квалификации, обучения;
  • ограничение условий для самовыражения, когда любые инновационные предложения и творческий подход к выполнению трудовых обязанностей отвергаются без обсуждения;
  • конфликты и напряжённые отношения в коллективе;
  • посвящение всего себя только работе при полном отсутствии признания ваших заслуг коллегами.

Причины профессиональной деформации личности могут быть и другими. Ведь каждый человек индивидуален.

Виды профессиональной деформации личности

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

  • общепрофессиональные;
  • профессионально-топологические;
  • индивидуальные;
  • специальные.

Общепрофессиональный. Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Профессии с наибольшим риском профессиональной деформации

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания, в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность оказывает огромное влияние на психику человека и способствует развитию личностных изменений, деструктивно влияющих на профессиональное поведение и трудовую деятельность.

Профессиональная деформация личности относится к одному из видов профзаболеваний, появление которых неизбежно, но одних она приводит к беспочвенной агрессивности и завышению самооценки, других - к равнодушию, а третьи при этом теряют квалификацию.

Однако, большинство людей, имеющих такие проблемы стараются найти средства профессиональной реабилитации.

Как определить приближение профессиональной деформации?

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

Определение профессиональной деформации

  • Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
  • Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
  • Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
  • Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
  • Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
  • Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
  • Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
  • Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
  • Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.

Как проявляется профессиональная деформация?

Каждая профессия накладывает определённый отпечаток на характер и личностные качества работающего человека.

Педагог. Деформация личности учителя заключается в искусственном поиске ошибок в работах учеников, постоянных придирках. Даже находясь дома, педагог продолжает оценивать поведение родственников, членов семьи, знакомых, выставляя при этом каждому из них оценки (мысленно либо вслух). Доходит даже до абсурда, когда представитель этой профессии начинает давать оценку действиям совершенно посторонних людей, встретившихся ему на улице: оценивает допустимость их поведения, высказывает возмущение по поводу отсутствия воспитания.

Врач. Деформация медицинского работника проявляется в полном автоматизме его навыков и качеств. Врач автоматически оценивает здоровье человека даже при простом рукопожатии: он моментально отмечает температуру, пульс, влажность ладони. Обращает внимание на внешний вид человека и пытается найти связь с каким-либо заболеванием, при этом советуя собеседнику посетить клинику и пройти обследование (что-то ты плохо выглядишь, под глазами у тебя мешки и т. д.).

Менеджер турфирмы. У таких людей деформация проявляется в том, что при любом рассказе о совершённом путешествии или планируемой поездке, представитель этой профессии оживляется и проявляет чисто профессиональную заинтересованность, задавая соответствующие вопросы и давая рекомендации на тему туризма.

Как определить деформацию личности психолога

Подобным образом деформация проявляется и у представителей других профессий. Программист будет пытаться вывести определённые алгоритмы происходящих процессов (даже самых простых). Психолог будет стремиться вывести собеседника на откровенный разговор, чтобы покопаться в его психологических проблемах и постараться их решить (даже если собеседник в этом не нуждается).

Последствия профессиональной деформации

Последствия профессиональных изменений бывают различными: одни могут быть полезны для работника, другие же, наоборот, оказывают негативное влияние на черты характера и личностные качества человека.

Польза. В некоторых случаях деформация действительно может быть полезной. Например, медицинский работник, оказавшись поблизости с местом происшествия, знает как оказать пострадавшему экстренную помощь. Руководитель предприятия (фирмы, холдинга и пр.) способен квалифицированно подойти к организации какого-либо семейного торжества. Однако, следует помнить о разграничении работы и повседневно жизни и проявлять профессиональные качества только в случае необходимости и на короткий срок.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

  • Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.
  • Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.
  • Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.
  • Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.
  • Ухудшение отношений с окружающими людьми - шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Профессиональная деформация личности сопровождается конфликтами, состоянием постоянного напряжения, кризисами, психологическим дискомфортом. Результативное и своевременное разрешение возникших профессиональных трудностей позволит каждому из вас и в дальнейшем развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Помимо этого, не допустив проявления деформации, вы сможете избавиться от профессионального выгорания на рабочем месте.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

Можно ли избежать профессиональной деформации?

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Сайт Юридическая психология

6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка

Профессиональная деформация работников органов правопорядка, ее профилактика и преодоление. Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.

В психологической литературе выделяют три группы факторов (Буданов А.В., 1992), ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

• детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

• наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

• корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;

• повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

• психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

• экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

• необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

• неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

• недостаточная профессиональная подготовленность;

• специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

• профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как^ возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

• особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

• изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

• неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

• неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

• низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителям и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Первая группа проявлений связана с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре.

Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов 1 .

Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

• уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;

• правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;

• правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;

• стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;

• перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;

• усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;

• наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.

• педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

• потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;

• установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;

• переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;

• установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;

профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиля и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

1 См.: Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. - Автореф. канд. дисс. - М., 1998. - С. 20-21.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим

Прикрепленные файлы: 1 файл

деформация.docx

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТРЕСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(УМВД России по Костромской области)

Центр профессиональной подготовки

Слушатель учебной группы №20

мл. сержант полиции ШопенкоА.А .

Понятие, причины и последствия профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим

Профессиональной деформации подвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовный розыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясь с преступным миром, с различного рода преступлениями - убийства, грабежи, кражи, изнасилования, сотрудник милиции должен всегда оставаться человеком, верным принципам общечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкает к особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатывается нетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется, отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера[3].

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

- детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

- наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

- повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

- экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

- необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

- неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточная профессиональная подготовленность;

- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

- профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

- особенности социально- психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

- изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

- низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Профессиональная деформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности.

Начальный уровень характеризуется незначительными, извне малозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональной деятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальную зависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействует решению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологической защиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующих факторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных. Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность, оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологические затраты на выполнение деятельности.

Средний уровень деформации характеризуется существенными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия, или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, присущая милиционеру внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, самообладание, спокойствие - в равнодушие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и т.п.

Отдельные психологические черты, которые субъективно начинают оцениваться как второстепенные, а то и лишние подавляются, а в дальнейшем и вовсе атрофируются, исчезают. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность оказать помощь.

По отношению к людям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятое отношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание, прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы ("любой гражданин - потенциальный правонарушитель", "докажи, что ты невиновный", "преступник, а тем, более рецидивист не подлежит исправлению" и т.п.) и откидывается как случайное и неважное все другое. Проявляется склонность к обвинению как внутренняя установка сотрудника ОВД на виновность подозреваемого, однобокое толкование, недооценка его доводов. Все это возникает вследствие подозрительности, снижения самокритичности, неумения посмотреть на свои действия и обстоятельства дела объективно.
Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Сотрудник может настолько идентифицироваться с профессией, что вне собственной воли остается милиционером во всех сферах внеслужебной жизни. Конкретными проявлениями этого являются, например, занятие в общественном транспорте места наиболее удобного для обзора, переворачивание бумаг с записями при появлении другого человека, невольная фиксация внешности граждан, номерных знаков автомобилей, неуместное употребление профессионального юмора, жаргона и т.п.

Профессиональные интересы начинают занимать устойчивое доминирующее место и подчиняют себе все другие. Казалось бы, в этом нет ничего вредного, в особенности для деятельности. Но работник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно, но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей, единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желание под разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективной необходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (во внерабочее время, выходные, отпуск)

Завершается формирование достаточного профессионального опыта. Выучив, образно говоря, все главные тайны деятельности, сотрудник начинает хорошо ориентироваться в том, какими нормами и обязанностями можно пренебрегать или подменять их собственным толкованием без особого риска понести ответственность за это. Понимание сущности законопослушного поведения становится сугубо субъективным и произвольным: "Для достижения цели все средства допустимы", "Если нормы права отягощают или мешают, их можно не придерживаться". В основе этого лежат дефекты правосознания работника милиции, его нравственно-волевая ненадежность, психологическая неустойчивость. Последняя состоит в невозможности противостоять давлению со стороны заинтересованных людей - должностных лиц, коллег по службе, самого объекта деятельности, его родственников и др.

На глубинном уровне деформационные изменения поражают всю личность, которая попадает в полную зависимость от профессиональной сферы. Сотрудник начинает оценивать себя как непревзойденного профессионала, снисходительно и пренебрежительно относиться к мыслям, которые не совпадают с его собственной позицией ("что они в этом понимают, по сравнению со мной они дилетанты"), болезненно реагирует на критику и контроль за своей деятельностью, жестко ориентируется на личный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости ("я всегда действую правильно, так как все знаю").

Роль нравственного и эстетического воспитания в преодолении последствий профессиональной деформации.

Существенную роль в преодолении профессиональной деформации сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место: 1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профессиональной деформации сотрудников ОВД была, есть и будет актуальна до тех пор, пока существуют человеческие взаимоотношения (личные, трудовые). Влияние профессиональной деятельности на формирование личности начали изучать в конце 19 века, а выражение профессиональная деформация обозначил Питирим Сорокин еще в начале 20 века для обозначения социально-психологического явления.Основные работы по данной проблеме принадлежат А.В. Буданову (1992), А.В. Дулову (1975), К.Р. Техасову (2000), С.Е. Борисовой (1998), и они связаны с профессиональной деформацией сотрудников полиции.

Профессиональной деформации наиболее подвержены представители тех профессий, работа которых заключается во взаимоотношении с людьми.

Профессиональная деформацияпредставляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.

Директивный образ жизни формирует соответствующую модель поведения, которая сохраняется у сотрудников полиции в процессе исполнения служебных обязанностей, в нерабочее время и даже после увольнения из органов внутренних дел. Постоянные стрессовые и конфликтные ситуации, участником которых сотрудник полиции становится из-за своей профессиональной деятельности, способствуют развитию психического перенапряжения, подавлению эмоций, зарождению внутренних конфликтов. Но если в ходе трудовой деятельности подавлять эмоции и переживания, то впоследствии они непосредственно участвуют в формировании зачастую отрицательных черт характера: равнодушии, эгоцентризма, жестокости. Этот процесс составляет суть профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Перерастая в устойчивые качества личности, профессиональная деформация существенно снижает продуктивность служебной деятельности, влечет негативные социальные последствия, способствует деморализации и даже деградации личности сотрудника ОВД.

Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим.

Профессиональной деформации подвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовный розыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясь с преступным миром, с различного рода преступлениями - убийства, грабежи, кражи, изнасилования, сотрудник полиции должен всегда оставаться человеком, верным принципам общечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкает к особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатывается нетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется, отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Результаты ряда исследований показали, что временной границей, за которой может начаться активная профессиональная деформация и в пределах которой решается вопрос о дальнейшей службе сотрудника в органах внутренних дел, являются З-ий-4-ый годы службы. Так, по данным этого исследования, на службу в органы внутренних дел приходит следующий тип людей: достаточно уравновешенные, общительные, несколько раскованные в манерах и поведении, энергичные, стремящиеся к сглаживанию конфликтов, эмоционально устойчивые, обладающие пониженной чувствительностью к средовым воздействиям и достаточно низкой откликаемостью на проблемы социально-психологического микроклимата (в поведении может проявляться отсутствием необходимой дипломатичности).

К третьему году службы снижается способность к сопереживанию, нарастает жесткий стиль поведения, снижается осмотрительность в поступках. Следствием этого является падение уровня энергичности и появление тенденции к латентной агрессии. Как считают исследователи, третий год службы является переломным для человека, когда решается вопрос о продолжении дальнейшей службы или ее оставлении. Усиливающаяся общительность выступает как защитный и компенсаторный механизм - поиск поддержки и выхода из сложившейся ситуации.

На 4-ом году службы происходит повышение уровня самоконтроля и выраженность мотивации избегания неуспеха, переживается неудовлетворенность в оценке перспектив своего служебного роста. В тоже время человек, преодолевший кризис третьего года службы, принимает и усваивает для себя нормы, ценности, правила и запреты, принятые в структуре МВД. В служебной деятельности все становится проще и понятнее, жизненный тонус повышается, расширяется круг знакомств.

По данным других исследований профессиональная деформация может получить активное развитие после 7-10 лет службы. Согласно этим исследованиям, становление специалиста проходит 2 этапа:

1) в течение первых 5-7 лет работы в одной и той же службе, в одной и той же должности сотрудник в нормальных условиях овладевает профессией, приобретает квалификацию;

2) через 7-10 лет и более продолжительное время при не изменении профиля и характера работы могут происходить нежелательные изменения сознания и личности сотрудника.

Факторы, препятствующие формированию профессиональной деформации.Разумеется, профессиональная деформация не является неизбежностью для каждого сотрудника, как и любая болезнь (а профессиональную деформацию можно рассматривать как типичное социальное заболевание). Можно ли говорить об иммунитете к профессиональной деформации? По всей вероятности, да.

Практика подтверждает наличие, как минимум, трех групп факторов, препятствующих или исключающих возможность профессиональной деформации.

Вторая группа связана с прочностью личностных структур, уровнем развития профессионально значимых личностных качеств. Устойчивая направленность личности сотрудника (соответствующая социальным требованиям профессии), развитые волевые качества и коммуникативные способности являются базой противодействия любым деформирующим условиям. Прочность личностных структур – это не генетический признак. Она создается в ходе всего воспитательного процесса и, прежде всего, в процессе самовоспитания сотрудника.

Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, её открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное и непрерывное профилактическое воздействие.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на снижение развития профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К задачам, решаемых в процессе профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД, следует отнести:

• развитие у сотрудников профессионального иммунитета;

• формирование у сотрудников четкой установки следовать в своей трудовой деятельности кодексу профессиональной чести (Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г);

• совершенствование методов управления персоналом;

• формирование морально-психологического климата в подразделениях органов правопорядка.

Главная задача воспитательной работы — это, прежде всего, формирование у каждого работника активной жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду, общественному долгу.

Читайте также: