От чего зависит социальная адаптация осужденных
Обновлено: 28.06.2024
§ 2. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы
Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс специфических проявлений, называемых "синдромом лишенного свободы" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятельности.
Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными (ненужными). Осужденному по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:
— к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в ИТУ;
— при изменении условий отбывания уголовного наказания — к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;
— в связи с освобождением из ИТУ — к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.
Успешность процесса адаптации к условиям лишения свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости пра-воограничений, которым человек подвергается; осознания серьезности своего нового положения; включения в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение; влияния других осужденных.
Осужденный вынужден смириться со своей участью и приспособиться к тем условиям, в которых он находится. "Однако, — пишут А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные решительно противостоять внешним обстоятельствам (легко внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, понятиями, взглядами, стереотипами. "Бунт" против новых условийсо стороны отдельных осужденных, внутренние конфликты, переживаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порождать серьезные нервно-психические нарушения" 1 .
Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.
Нормальная адаптация характеризуется таким психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отличается от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в ИТУ; он включен в активную коллективную жизнь, трудится, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.
Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.
Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции 2 .
Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрытого пространства — камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках — повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.
Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблюдаются нарушение сна, длительная бессонница, тоска по дому.
Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.
Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосудия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.
Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужденных к условиям лишения свободы.
Особенно ответственной является фаза первоначальной адаптации вновь прибывшего осужденного, когда он сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению. Сумеет ли он адаптироваться к особым условиям, найдет ли друзей, как отнесутся к нему воспитатели, какую работу ему поручат на производстве ИТУ — все эти вопросы требуют от осужденных немедленного ответа, вызывают состояние тревоги, снижают настроение, нарушают сон.
Первоначальная фаза — общей ориентировки . Она состоит в том, что прибывший в ИТУ осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень его ориентированности зависит от источников информации, т. е. тех осужденных — "старожилов" и воспитателей, которые его опекают с первых дней.
"Общая ориентированность является предпосылкой формирования определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания, представителям администрации и воспитателям, к конкретным лицам и группам осужденных, т. е. к тому, что называется осознанием себя членом определенной общности ("мы") и противопоставлением себя всем остальным общностям ("не мы")" 3 .
Нередко осужденные, напуганные "бывалыми" преступниками, начинают с опаской и недоверием относиться к требованиям администрации ИТУ. Это ведет к возникновению психологического барьера между воспитателями и осужденными, создает определенные трудности для правильного поведения осужденных.
Примерно через 5—6 месяцев пребывания в ИТУ наступает вторая фаза адаптации — фаза нивелировки , когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый "синдром лишенного свободы", который делает их как бы похожими друг на друга ("все на одно лицо"), что проявляется в походке, мимике, жестах, в отношении к воспитателям и т. д. В дальнейшем в личностной динамике осужденного стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изоляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием негативных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а следовательно, исправлению и перевоспитанию.
Третья фаза — фаза завершения адаптации , когда осужденный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в ИТУ происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужденный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.
Система отношений и связей, сложившихся в среде осужденных конкретной колонии, тюрьмы, а также характер взаимоотношений сотрудников с осужденными образует социально-психологический климат, который может благоприятствовать позитивной адаптации осужденных или препятствовать ей. Если система отношений построена на принципиальной и доброжелательной основе, если в ИТУ проявляется забота о новичках, созданы условия, оберегающие их от отрицательного влияния "уголовных авторитетов", то процесс адаптации идет успешнее.
"В процессе руководства адаптацией осужденных, — отмечают А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — следует учитывать психологическую и криминальную совместимость, которая особое значение имеет при размещении осужденных по первичным коллективам (отрядам, звеньям, бригадам и т. п.). В среде осужденных отверженными, несовместимыми чаще всего являются лица с психи ческими и физическими недостатками, дурными привычками, нечистоплотные, опустившиеся, с которыми никто не хочет жить в одной комнате, есть за одним столом, работать в одной бригаде" 4 .
При этом необходимо иметь в виду следующую закономерность: чем малочисленнее группа (или коллектив), тем сильнее дает о себе знать несовместимость между отдельными ее членами. Это происходит потому, что возникшая несовместимость не может быть компенсирована за счет общения с другими членами коллектива.
1 Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985. С. 309.
Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.
В науке нет единого мнения по поводу стадий ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.
Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что ресоциализация проходит в два этапа:
– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);
– и постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).
В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество [4]. На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды.
На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.
Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:
- Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);
- Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества [1].
1) Установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом его интеллектуальных и волевых качеств);
2) Создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой;
3) Исправление осужденного, как средство его ресоциализации;
4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации;
5) Социальная адаптация лишенного свободы [3].
Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни.
Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения. Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном.
На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:
- Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
- Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;
- Процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
- Подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь и содействие, направленная на успешную социальную адаптацию уже в обществе после отбытия наказания.
На постпенитенциарном этапе ресоциализации должны проводиться следующие мероприятия:
- Восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
- Приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.
Исходя из вышеуказанного, каждая стадия ресоциализации и социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.
Стадии ресоциализации и социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.
- Бурый В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы// Монография. — Могилев: МИ МВД Республики Беларусь,2016. — 172 с.
- Козаченко И. Я. Криминологическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная координационная модель взаимодействия с осужденными к лишению свободы / И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 224–232
- Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. — Екатеринбург, 2015.- С.43–44
- Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве// Теория и практика общественного развития.2014. № 20. С.103.
Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, социальная адаптация, социальная адаптация лиц, осужденный, исправительное учреждение, место лишения свободы, пенитенциарный этап, постпенитенциарный этап, совершение преступления, условие жизни.
Похожие статьи
Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.
Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.
Технологии социальной работы с осужденными.
В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.
К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания.
К вопросу о социальной работе с осужденными
В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных.
Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.
В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации
Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в
Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая.
лишение свободы, исправительное учреждение, место.
Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в.
Изоляция мест лишения свободы как фактор развития.
В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.
лишение свободы, исправительное учреждение, место.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для
в адаптации к местам лишения свободы
Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста.
Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111].
Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале.
В целом в местах лишения свободы 20–25 % осужденных имеют психические аномалии. Наблюдение за отдельными лицами, которые вечно находятся в оппозиции к режиму отбывания наказания, показывает, что многим из них такой образ жизни нравится, более того, они не.
Читайте также: