От чего зависит социальная адаптация осужденных

Обновлено: 28.06.2024

§ 2. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности.

Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в дру­гую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведе­ния, стереотипы восприятия, установки личности становятся мало­эффективными или недейственными (ненужными). Осужденному по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

— к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в ИТУ;

— при изменении условий отбывания уголовного наказания — к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;

— в связи с освобождением из ИТУ — к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.

Успешность процесса адаптации к условиям лишения свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости пра-воограничений, которым человек подвергается; осознания серьез­ности своего нового положения; включения в деятельность для по­иска путей, которые могли бы законным способом облегчить поло­жение; влияния других осужденных.

Осужденный вынужден смириться со своей участью и приспо­собиться к тем условиям, в которых он находится. "Однако, — пи­шут А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные реши­тельно противостоять внешним обстоятельствам (легко внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, по­нятиями, взглядами, стереотипами. "Бунт" против новых условийсо стороны отдельных осужденных, внутренние конфликты, пере­живаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порож­дать серьезные нервно-психические нарушения" 1 .

Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения осужден­ного реальной информации о перспективах его пребывания в мес­тах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказа­ния, требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, счи­тавшегося до осуждения психически здоровым.

Нормальная адаптация характеризуется таким психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отлича­ется от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребыва­ния в ИТУ; он включен в активную коллективную жизнь, трудит­ся, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсут­ствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.

Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала "родным домом": требования режима не являются новыми, требо­вания воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.

Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, не­гативно-депрессивные и негативно-истерические реакции 2 .

Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрыто­го пространства — камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное бес­покойство, на прогулках — повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.

Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, от­чаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: "жизнь кончилась", "жизнь загублена". Такие осужденные отлича­ются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспо­койством за "незавершенные дела" на свободе. У них часто наблю­даются нарушение сна, длительная бессонница, тоска по дому.

Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним нега­тивным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением ре­жима отбывания наказания, игнорированием указаний и требова­ний воспитателей, отсутствием установки на исправление при внеш­не подавленном настроении, апатии и безразличии.

Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстра­тивно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внима­ние окружающих как к лицу, "невинно пострадавшему от правосу­дия". Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отли­чительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.

Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужден­ных к условиям лишения свободы.

Особенно ответственной является фаза первоначальной адап­тации вновь прибывшего осужденного, когда он сталкивается с мно­гочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению. Сумеет ли он адаптироваться к особым условиям, найдет ли дру­зей, как отнесутся к нему воспитатели, какую работу ему поручат на производстве ИТУ — все эти вопросы требуют от осужденных немедленного ответа, вызывают состояние тревоги, снижают настро­ение, нарушают сон.

Первоначальная фаза — общей ориентировки . Она состоит в том, что прибывший в ИТУ осужденный на месте знакомится с ус­ловиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фак­тической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки. Степень его ориентированности зависит от источников информации, т. е. тех осужденных — "старожилов" и воспитате­лей, которые его опекают с первых дней.

"Общая ориентированность является предпосылкой формиро­вания определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания, представителям администрации и воспитателям, к конкретным лицам и группам осужденных, т. е. к тому, что называется осознанием себя членом определенной общности ("мы") и противо­поставлением себя всем остальным общностям ("не мы")" 3 .

Нередко осужденные, напуганные "бывалыми" преступника­ми, начинают с опаской и недоверием относиться к требованиям администрации ИТУ. Это ведет к возникновению психологического барьера между воспитателями и осужденными, создает определен­ные трудности для правильного поведения осужденных.

Примерно через 5—6 месяцев пребывания в ИТУ наступает вторая фаза адаптации — фаза нивелировки , когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый "синдром лишенного свобо­ды", который делает их как бы похожими друг на друга ("все на одно лицо"), что проявляется в походке, мимике, жестах, в отноше­нии к воспитателям и т. д. В дальнейшем в личностной динамике осужденного стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изо­ляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием нега­тивных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а следователь­но, исправлению и перевоспитанию.

Третья фаза — фаза завершения адаптации , когда осужден­ный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в ИТУ происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужден­ный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.

Система отношений и связей, сложившихся в среде осужден­ных конкретной колонии, тюрьмы, а также характер взаимоотно­шений сотрудников с осужденными образует социально-психоло­гический климат, который может благоприятствовать позитивной адаптации осужденных или препятствовать ей. Если система отно­шений построена на принципиальной и доброжелательной основе, если в ИТУ проявляется забота о новичках, созданы условия, обе­регающие их от отрицательного влияния "уголовных авторитетов", то процесс адаптации идет успешнее.

"В процессе руководства адаптацией осужденных, — отмеча­ют А. Д. Глоточкин и В. Ф. Пирожков, — следует учитывать психо­логическую и криминальную совместимость, которая особое значе­ние имеет при размещении осужденных по первичным коллекти­вам (отрядам, звеньям, бригадам и т. п.). В среде осужденных от­верженными, несовместимыми чаще всего являются лица с психи ческими и физическими недостатками, дурными привычками, не­чистоплотные, опустившиеся, с которыми никто не хочет жить в одной комнате, есть за одним столом, работать в одной бригаде" 4 .

При этом необходимо иметь в виду следующую закономерность: чем малочисленнее группа (или коллектив), тем сильнее дает о себе знать несовместимость между отдельными ее членами. Это происходит потому, что возникшая несовместимость не может быть ком­пенсирована за счет общения с другими членами коллектива.

1 Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985. С. 309.


Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

В науке нет единого мнения по поводу стадий ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что ресоциализация проходит в два этапа:

– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);

– и постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).

В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество [4]. На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды.

На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.

Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:

  1. Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);
  2. Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества [1].

1) Установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом его интеллектуальных и волевых качеств);

2) Создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой;

3) Исправление осужденного, как средство его ресоциализации;

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации;

5) Социальная адаптация лишенного свободы [3].

Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни.

Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения. Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном.

На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
  2. Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;
  3. Процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
  4. Подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь и содействие, направленная на успешную социальную адаптацию уже в обществе после отбытия наказания.

На постпенитенциарном этапе ресоциализации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
  2. Приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.

Исходя из вышеуказанного, каждая стадия ресоциализации и социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.

Стадии ресоциализации и социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.

  1. Бурый В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы// Монография. — Могилев: МИ МВД Республики Беларусь,2016. — 172 с.
  2. Козаченко И. Я. Криминологическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная координационная модель взаимодействия с осужденными к лишению свободы / И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 224–232
  3. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. — Екатеринбург, 2015.- С.43–44
  4. Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве// Теория и практика общественного развития.2014. № 20. С.103.

Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, социальная адаптация, социальная адаптация лиц, осужденный, исправительное учреждение, место лишения свободы, пенитенциарный этап, постпенитенциарный этап, совершение преступления, условие жизни.

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы.

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений.

Технологии социальной работы с осужденными.

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних.

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации

Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в

Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая.

лишение свободы, исправительное учреждение, место.

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в.

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития.

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

лишение свободы, исправительное учреждение, место.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для

в адаптации к местам лишения свободы

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста.

Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111].

Мотивы поведения осужденных | Статья в журнале.

В целом в местах лишения свободы 20–25 % осужденных имеют психические аномалии. Наблюдение за отдельными лицами, которые вечно находятся в оппозиции к режиму отбывания наказания, показывает, что многим из них такой образ жизни нравится, более того, они не.

Читайте также: