Какая основная задача систем предоставления сообщений по бп

Обновлено: 30.06.2024

Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России

структура дисциплины

Теория управления воздушным движением имеет общий объём 216 уч. часов, из них объем аудиторной нагрузки составляет 96 часов:

лекции – 54 часа;

практические занятия – 18 часов;

лабораторные работы – 24 часа;

курсовая работа в 4 семестре.

Отчетность :

зачет в 3 семестре;

экзамен в 4 семестре.

Основная учебная литература

1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.

2. Принятие решений в задачах управления воздушным движением. Методы и алгоритмы / Под ред. Е.Е. Нечаева, М.: Радиотехника, 2018.

3. Нечаев Е.Е., Тельпуховская О.Н. Теория упра-вления воздушным движением. Пособие по выполнению лабораторных работ. М.: МГТУ ГА, 2011.

4. Гладенков М.А. и др. Технология обслуживания воздушного движения. Пособие по выполнению лабораторных работ на диспетчерском тренажере. М.: МГТУ ГА, 2015.

Введение

1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика

1.5. Руководство системой ОрВД

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Развитие системы организации воздушного движения (ОрВД) и оптимизация процессов на всех этапах ее функционирования связано с решением проблем эффективного использования воздушного пространства. Совершенствование организации и функционирования системы ОрВД требует поиска новых решений, отвечающих требованиям времени. Теория управления воздушным движением (УВД) ставит своей целью обоснование положений и определение совокупности методов исследования процессов УВД, направленных на получение эффективных рекомендаций, а содержащиеся в теории понятия, положения, идеи и подходы могут применяться для создания новых оптимальных

ВВЕДЕНИЕ

условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспечения гарантированной безопасности полетов.

Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования, большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.

Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:

– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов,

ВВЕДЕНИЕ

функциональная целесообразность которых одинакова (или близка друг к другу), в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.

– моделирование отдельных процессов, задач и операций и последующее комплексирование их, когда используется принцип декомпозиции, т.е. рациональное расчленение структурных либо функциональных единиц и связей между ними на ряд самостоятельных элементов структуры либо процессов. Это позволяет существенно упростить исследование и получить результаты их оценки.

ВВЕДЕНИЕ

При обоих указанных направлениях целесообразно оценить предельно допустимые показатели эффективности процессов и тем самым решать проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.

К основным методам прикладной теории УВД относятся:

– методы моделирования и оптимизации динами-ческих процессов, учитывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОрВД;

ВВЕДЕНИЕ

– методы исследования полиэргатических систем управления, используемые, когда характеристики человека – оператора (или коллектива) описываются не только в виде передаточной функции слежения и отработки сигнала, но и в более общем виде (например, структурно – алгоритмических процедур деятельности в рамках простейшего контура системы ОрВД); – методы моделирования и оптимизации процессов системы ОрВД как системы организационного упра-вления, к которым относятся структурный синтез систем, интерактивные методы генерации и оценки альтернатив и методы выработки, оценки и приня-тия решений по организации УВД,

ВВЕДЕНИЕ

связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.

При обоих указанных направлениях целесо-образно оценить предельно допустимые показа-тели эффективности процессов и тем самым решить проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.

Прикладная теория УВД представляется ком-плексом объединенных единым целевым назначе-нием взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления и теория систем организацион-ного управления.

ВВЕДЕНИЕ

Организация воздушного движения (ОрВД) – динамичный и комплексный процесс обслу-живания воздушного движения (ВД), органи-зации потоков ВД и воздушного пространства (ВП), осуществляемый безопасным, эконо-мичным и эффективным образом, путем предоставления сред непрерывного обслуживания всеми заинтересованными сторонами: органами УВД, пользователями ВП, аэропортов и т.п.

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом ОрВД включает:

1. Обслуживание ВД

1.1. Диспетчерское обслуживание

- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);

- предотвращение столкновений между ВС, находящимися на площади маневрирования с препятствиями на этой площади;

- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;

ВВЕДЕНИЕ

    • предоставление конструктивной информации для эффективного производства полетов;
    • Уведомление соответствующих организации о ВС, нуждающихся в помощи поиково-спаса-тельных служб и оказания данным организациям необходимого содействия.

    1.2. Полетно-информационное обслуживание

    - предназначено для предоставления консуль-таций и информации для безопасного и эффек-тивного производства полетов.

    1.3. Аварийное оповещение

    - предназначено для уведомления соответству-ющих органов о ВС, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб.

    ВВЕДЕНИЕ

    2. Организация потоков ВД

      • служба, созданная для содействия безопасно-му, упорядоченному и ускоренному потоку ВД для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности ВП.

      3. Организация ВП

      ВВЕДЕНИЕ

      В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :

      - районное ДО;

      - ДО подхода;

      - Аэродромное ДО.

      Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).

      Такие системы называются эргатическими.

      В общем виде система УВД может быть пред-ставлена в виде трех систем, которые пред-ставляют самостоятельные уровни в иерархи-ческой структуре управления.

      ВВЕДЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ

      1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.

      2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.

      3 - уровень (высший) – система руководства ВД.

      ВВЕДЕНИЕ

      - организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;

      - координацию и взаимодействие органов УВД между собой и с органами различных служб и других ведомств;

      - принятие своевременных мер по оказанию помощи ВС, терпящим бедствие или находящимся в других особых случаях в полете.

      ВВЕДЕНИЕ

      Простейший контур УВД – это упоря-доченный цикл, включающий поток информации или данных, их обработку, координацию, принятие решения, управление и контроль, что составляет полный объем функций органа УВД или замкнутый контур управления, включающий в себя, с помощью потоков информации, ВС, их экипажи, технические средства УВД, диспетчеров, а также программу полетов и регламент их осуществления.

      ВВЕДЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ

      Рассмотрим, как осуществляется процессы в прос-тейшем контуре УВД

      1) на диспетчерский пункт поступает заданная программа движения ВС (F0(t)).

      Диспетчер передает эту программу экипажу ВС, для которого она является планом полета.

      2) В процессе движения на ВС воздействуют внеш-ние возмущения и помехи (F(t)). Под влиянием этих возмущений и помех движение ВС может не совпадать с заданной программой F(t) ≠ F0(t)). В процесса контроля воздушного движения по кана-лу обратной связи диспетчеру поступает инфор-мация с фактическом движении ВС.

      ВВЕДЕНИЕ


      Диспетчер определяет отклонение управляемого ВС и на основании оценки обстановки в зоне УВД, по сигналам от других управляемых объектов и взаимодействующих подсистем, с учетом обнару-женного отклонения вырабатывает регулиру-ющую команду (Δ F0). При необходимости инфор-мация о новых параметрах движения ВС пере-дается на взаимодействующие диспетчерские пункты и в заинтересованные органы системы УВД. Этим заканчивается очередной и начинается каждый последующий цикл регулирования в простейшем контуре УВД.

      ВВЕДЕНИЕ

      Деятельность диспетчера при УВД – это непрерыв-ный процесс восприятия, переработки и выдачи информации в виде принятых им решений экипа-жам ВС с целью предупреждения опасных сбли-жений в полете, выполнения плана полета и конт-роля за его выдерживанием.

      К особенностям деятельности диспетчера в прос-тейшем контуре УВД следует отнести:

      1) полиэргатичность и монофункциональность: процесс управления полетом на всем его протя-жении осуществляется многими диспетчерами поочередно на различных диспетчерских пунктах, однако на определенном участке полета, в опре-

      ВВЕДЕНИЕ

      деленной зоне непосредственное УВД осущест-вляется одним диспетчером;

      2) информационный характер: взаимодействие диспетчеров различных пунктов управления, в том числе пунктов, служб обеспечения происхо-дит на информационном уровне взаимодействия посредством связи;

      3) опосредствованный характер: управляемые объекты находится вне поля зрения диспетчеров (за исключением диспетчеров руления и старта);

      ВВЕДЕНИЕ

      режим полета и т.д.), а воздействие на ВС осуществляет подачей команд экипажу;

      5) образный характер: характер управления вы-нуждает диспетчера взаимодействовать в процес-се своей деятельности с образами, заменяющими объекты и среду, в которой они функционируют;

      6) прогностичность: информация о движущемся ВС поступает к диспетчеру дискретно и он вынуж-ден прибегать к экстраполяции этого передвиже-ния;

      7) динамичность: диспетчер чаще всего управляет одновременно несколькими ВС и его представле-ние о них связывается не только с большими

      ВВЕДЕНИЕ

      скоростями полета, но и с постоянным измене-нием воздушной обстановки, параметров полета и метеорологических условий;

      8) оперативность: диспетчер действует в условиях лимита времени;

      9) сложный характер процесса управления: от диспетчера требуется одновременное решение нескольких самостоятельных задач, различных по своей важности и характеру;

      10) эмоциональная напряженность: диспетчер всегда должен быть готов к принятию необходи-мых решений.

      Рассмотрим структурную схему деятельности диспетчера при непосредственном УВД.

      Читайте также: