Доктринальные источники входят в группу источников конституционного права в какой стране

Обновлено: 02.07.2024

Используется ли доктрина в российской правовой системе как источник права?

По нашему мнению, это уже несколько иная субстанция, которую нередко характеризуют как правовую доктрину.

Вопрос о роли доктрины в контексте регулирования экономических отношений неоднократно исследовался автором настоящей работы, в том числе в контексте ее преподавания на юридических факультетах высших учебных заведений[125].

Не может не вызвать научного интереса, в частности, доктринальный подход, базирующийся на доктринальном учении об экономическом праве, представителем которого являются проф. Г.Ф. Ручкина и ряд ее коллег по департаменту правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ[126].

Итак, эффективность процесса оптимизации конституционно-правого регулирования экономической деятельности должна базироваться в том числе и на вовлеченности в нем ученых, специализирующихся на проблемах соотношения экономико-правовых явлений, имеющих апробированные результаты научно-исследовательской работы, по итогам которых вносились соответствующие изменения (дополнения) в законодательство.

Обратимся к вопросу о сущности конституционной доктрины правового государства и государства с эффективной экономикой.

Достаточно часто в работах по конституционному праву констатируется необходимость постоянного совершенствования доктрины конституционализма, в том числе базирующегося на росте реального авторитета российской Конституции в обществе.

Можно утверждать, что развитие государства как правового едва ли возможно без формирования оптимальной экономической модели, которая во многом зависит от эффективности процесса конституционно-правового регулирования экономики.

Выделим некоторые основные принципы конституционной доктрины современного правового государства с эффективной экономикой.

1. В первую очередь это принцип приоритета прав и свобод человека.

2. В стране с эффективной экономикой анализируемый пинцип базируется на минимизации института государственного принуждения (что, разумеется, не тождественно отказу от него). Под государственным принуждением исследователи, в частности, понимают:

– право государства заставить субъекта (вопреки его воле, желанию) совершить конкретные деяния (действия или бездействие)[133];

– фактор воздействия, обусловливающий поведение индивида в интересах, например, органа государственной власти (принуждающего субъекта) против своей воли[134];

– воздействие внешнего характера в отношении поведения индивида, базирующееся на силе государственного аппарата, имеющихся у него возможностях утверждать свою (государственную) волю на доминирующих началах[135];

– воздействие на индивида, объективируемое в применении насилия непосредственно либо в угрозах его применения, обусловливающее выполнение предъявленных к такому индивиду (их группе) требований[136];

– государственно-властный способ факультативного характера, используемый в целях подавления негативных волевых проявлений субъектов отношений в целях обеспечить их подчинение правовым нормам[137];

– совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение)[138];

– воздействие внешнего характера на поведение индивидов, базирующееся на организованной силе государства, специфика которого состоит в том в том, что в случае его использования гарантировано выполнение предписаний такого (властного) субъекта[139], и т. д.

Очевидно, что в государстве с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным не принуждение должны стать, но механизмы саморегуляции.

Итак, принципами конституционной доктрины государства с эффективной экономикой можно назвать:

– принцип справедливости государственного устройства;

– формирование конституционной доктрины с учетом принципа целесообразности минимально возможного государственного принуждения;

– принцип недопустимости патернализма, авторитаризма государства;

– реальный примат прав и свобод человека.

2. Как вы охарактеризуете доктрину?

3. Какова роль доктрины в развитии российской правовой системы и конституционного права?

4. В чем заключается сущность конституционной доктрины?

5. Имеет ли свои специфические особенности конституционная доктрина Российской Федерации?

6. Какие принципы конституционной доктрины вы бы охарактеризовали как базисные?


Оглавление

  • 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
  • 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
  • 3. Понятие, сущность и виды конституции
  • 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  • 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  • 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
  • 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
  • 8. Понятие гражданства
  • 9. Форма правления в зарубежных странах
  • 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
  • 11. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
  • 12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
  • 13. Понятие парламента и его структура
  • 14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.

Источники конституционного права в зарубежных странах — нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы — конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и палат парламентов — организация и работа парламентов;

3) акты главы государства и акты исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля — официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты — примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

6) конституционный обычай — сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);

7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов — специалистов по конституционному праву);

8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах — Коран);

9) международные правовые акты.

Существуют также локальные источники конституционного права (конституции каждого из штатов в США), в городах — свои городские уставы, другие уставы, регулирующие местное самоуправление.

Система конституционного права состоит из институтов права.

Основы конституционного права зарубежных стран:

1) в экономической сфере ими являются основы отношений собственности;

2) в социальной сфере ими являются основы социальной роли государства;

3) в политической сфере ими являются создание политических партий, построение государства;

4) в идеологической сфере допускается плюрализм идеологий или одна из них в качестве официальной версии (марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна в КНР).

Системой согласованных норм, которые регулируют однородные, взаимосвязанные между собой общественные отношения в пределах определенной отрасли права, является институт конституционного права.

К институтам конституционного права в зарубежных странах относят институты социальной системы государства, институты экономической и политической систем, а также основы духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и т. д.

Читайте также: