Как право и мораль воздействуют на сознание и поведение людей

Обновлено: 04.07.2024

В процессе изучения взаимосвязей между правом и моралью ученые пришли к выводу, что их соотношение необходимо рассматривать с четырех точек зрения – единства, различия, взаимодействия и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что:

  1. Право и мораль представляют собой разновидности социальных норм.
  2. Имеют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение общечеловеческих ценностей, идеалов гуманизма, справедливости.
  3. Имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения
  4. Выступают мерой внешней свободы индивида, определяют границы должных и возможных поступков субъектов интересов.
  5. Имеют нормативный характер: и в тех, и в других присутствуют санкции, которые обеспечивают негативные последствия для нарушителей нормы.
  6. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.
  7. Нормы права и морали исходят от общества, имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу
  8. В философском плане право и мораль представляют собой надстроечные категории над экономическим базисом и обществом, что делает их социально однотипными в данном обществе.
  9. Являются величайшей гуманистической, общеисторической и фундаментальной ценностью, показателем цивилизованности (или не цивилизованности) общества.

Исходя из общих черт, видно, что как право, так и мораль функционируют в сфере общественных отношений и в реальной жизни их сложно разграничить. Отсюда и вытекает общность и тесное взаимодействие моральных и правовых норм.

Вместе с тем правовые и моральные нормы также имеют существенные различия по ряду признаков:

  1. Право и мораль различаются по способам их установления, формирования. Мораль возникает одновременно с обществом, в процессе практической деятельности людей, а появление права связано с возникновением государства.
  2. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Нормы морали отражаются в сознании общества, в то время как правовые нормы закрепляются в письменной форме в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановления).
  3. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой наступление юридической ответственности, порядок ее возложения строго регламентирован законом, тогда как за нарушение морали четкой процедуры нет, нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию.
  4. Моральные и правовые нормы различаются по сфере действия. Мораль охватывает практически все отношения между индивидами, то правовые – только наиболее значимые отношения.
  5. По времени введения в действие нормы морали не имеют четко определенного срока введения в действие, вступая в силу по мере их осознания членами общества, тогда как правовые нормы вступают в силу в нормативно определенный срок.
  6. Право и мораль имеют различные методы обеспечения. Применение моральных норм обеспечивается исключительно общественным воздействием, в то время как для правовых – допускается использование мер государственного принуждения.
  7. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Нормами морали общественные отношения регулируются с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, чести, совести, долга и др., то нормы права делают это с позиций незаконного и законного, неправомерного и правомерного, наказуемого и ненаказуемого. Т.е. они имеют разные критерии оценки.

Мотив поведения также является важным отличительным признаком права и морали. Мотив правомерного поведения не важен с точки зрения права, так как в нем есть понятие правомерного и неправомерного поведения, в здесь значения не имеет. А с точки зрения морали мотив правомерного поведения имеет существенное значение.

Отметим, что границы, которые соединяют и разъединяют мораль и право, не остаются неизменными. В ходе общественного развития в результате происходящих перемен в обществе, они могут смещаться в ту или иную сторону. То, что в одно время регулировалось правом, в другое - может стать объектом морального воздействия, и наоборот.

Правовые нормы не могут регулировать все сферы общественных отношений, так как их цель – регулирование наиболее значимых из них, Например, семейное право, предметом правового регулирования в котором выступают сугубо личные и интимные отношения брачно-семейного характера, в связи с чем их урегулирование исключительно нормами права является объективно невозможным.

В результате их противоречие (коллизии) тем или иным моральным нормам является неизбежным. Причиной тому следует признать необходимость своевременного реагирования государства на посягательства против безопасности общества и граждан.

Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает также в медицине: регулирование в области трансплантации человеческих органов и тканей, а также при осуществлении других медицинских операций и способов лечения пациентов. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает также в медицине: регулирование в области трансплантации человеческих органов и тканей, а также при осуществлении других медицинских операций и способов лечения пациентов.

Таким образом, коллизии норм морали и права представляют собой естественное явление, обладающее как негативными, так и позитивными чертами. Позитивный признак в том, что они служат предпосылкой для совершенствования правовых норм и фактором развития правовой системы.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующие выводы: мораль неотделима от права; она по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования, выступая в качестве критерия оценки права, право – нравственный минимум морали; с точки зрения правил формальной логики, понятия права и морали и право относятся как частное и общее; право и мораль имеют как схожие черты, так и отличия, которые позволяют определить специфику каждого из этих социальных регуляторов; в обществе могут возникать коллизии в соотношении морали и права.

В правовой действительности современного российского общества ряд жизненных ситуаций разрешается нормами права, в то время как определенные виды общественных отношений регулируются исключительно моральными нормами.

Юридическая наука выделяет следующие нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные и т. д.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны.

По мнению ученых—правоведов:

• мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести.

• мораль (нравственность) – это представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно—политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно—экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

Но при этом между правом и моралью есть различия, которые состоят в следующем:

1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;

2) для того, чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости в оформлении их в форме нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества;

3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке. А исполнение норм права охраняется государством;

4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

71. Воззрения Канта на право и мораль

71. Воззрения Канта на право и мораль Кант считал, что в этике и учении о праве (составных частях практической философии) ведущая роль принадлежит априорным идеям. Он утверждал следующее: если в познании природы источником истины служит опыт, то законы нравственности не

17. Право и мораль

17. Право и мораль Юридическая наука выделяет следующие нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные и т. д.Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны.По мнению ученых—правоведов:• мораль – это система исторически

11. Право и мораль

11. Право и мораль При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Нищие люди: мораль, психология, традиции

Нищие люди: мораль, психология, традиции Голодный студент в общежитии:— А что, мужики, давайте свинью заведем: мясо, сало…— Да ты что? Вонь, грязь!— Ничего. Она привыкнет.Основной инструмент давления на человека — нищета. Она толкает на разные поступки. Но нищета имеет

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

6.2 Патенты и мораль

6.2 Патенты и мораль Герберт Уэллс описал машину времени, но, учитывая современные достижения науки, разработанный автором механизм (даже при условии четкого технического описания) непатентоспособен по причине игнорирования законов природы. Правда, в ходе

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер. Граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.

Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. Право и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают.

Речь идет здесь не только о том, что субъектами тех или иных отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную целостность.

Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах - с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть, выступают как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия.

При характеристике права и морали нельзя упускать из виду и процессы встречного влияния права на мораль и в этой связи то обстоятельство, что реальность господствующей морали, ее фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными и реальными являются в данном обществе правовые установления.

Важное свойство моральных норм - способность проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в экономические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чести, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д.

Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону.

В то же время право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.

Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналоги с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора решения - в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.

Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями.

Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутреннего побуждения поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неинституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной, жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, - верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д.

Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей.

Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д. а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.

Мораль, право, культура

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом.

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права человека. Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Справедливость — это категория, содержащая требование соответствия между значимостью отдельных индивидов, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную, присущую обществу;
  • групповую, характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную, характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание.

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вам также может понравиться

Культура и общество

Общество и культура. Проблема культурного прогресса

Невербальные формы общения

Читайте также: