Некто назначил раба своим наследником может ли раб отказаться

Обновлено: 04.07.2024

Ст. 1-3 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Глаголю же, в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, господь сый всех

Берет святой Апостол значительное лицо. У него сын. Сын этот, по рождению своему, есть сын и наследник; но, пока он мал, отрок, юноша, отдается отцом под власть дядек и педагогов, для воспитания и образования, чтобы, став совершеннолетним, он и правами сына, и наследством мог пользоваться не кое-как, а как следует, в славу отца. В этом состоянии пестунства сын ничем не лучше раба, потому что зависит от отца, сам по себе ничего не может делать, а должен все делать, как прикажут или позволят приставники. Заметим, что сравнение у святого Апостола этой преимущественно черты и касается – несвободности, связы, будто подъигства. Другая черта: до нарока (назначенного срока) отча – не навсегда так делается, а до времени, определенного отцом. Кончается это время, кончается и эта связь. Сын, как уже воспитанный и обученный, начинает действовать самостоятельно.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Филарет Московский

Глаголю же, в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, господь сый всех

Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество. Сие видно из непосредственно следующих слов: И мы, егда бехом млади, под стихиами бехом мира порабощени (Гал. 4:3). Ветхий Завет есть детство человечества и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества и его совершительное под благодатию воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода, и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из Христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому, по мере приобретения им умения пользоваться ею.

Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича (1858 г.).

Прп. Ефрем Сирин

Привел для уяснения мысли и другой пример. В то время, пока наследник дитя, он ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Но подчинен опекунам и домоправителям до времени, предназначеннаго отцом. Так и мы, когда были детьми, то есть пока мир был дитятею под нетвердым порядком закона, то как бы началам мира мы были порабощены. А когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, Который родился от Девы, как сказал Исаия (Ис. 7:14), и подчинился закону, чтобы детей подзаконных искупить, дабы они усыновление получили. А чтобы ясным сделать, что вы (есте) сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиющаго чрез вас, как чрез сынов, ежедневно: Отче наш, иже еси на небесех; да святится имя Твое (ср.: Мф. 6:9, Лк. 11:2).

Послание к Галатам.

Блж. Иероним Стридонский

Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего

Этот наследник есть весь род человеческий до пришествия Христова и – даже более того – до скончания мира. Ибо как все в первозданном Адаме умирают, еще не родившись, так и все те, которые родились еще до пришествия Христова, оживотворяются во втором Адаме. При этом дело обстоит так, что и мы в лице отцов наших были в рабстве закону, и они по благодати будут спасены в лице детей. Такое разумение согласно с кафолической Церковью, которая утверждает, что промышление Ветхого и Нового Заветов было одно и то же, и не различает по периодам времени тех, которых поставило в одни и те же условия.

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного

То есть отец определил, чтобы он ничем не распоряжался до узаконенного возраста, чему он и должен повиноваться.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного

Ап. уже в предшествующей главе показал, что Израиль содержался под стражею закона потому, что нуждался в такой охране по своему несовершеннолетию духовному. Теперь это положение Апостол раскрывает полнее и яснее, сравнивая подзаконного Израиля с несовершеннолетним наследником, который не имеет права самостоятельно распоряжаться оставленным ему от отца имением. Но когда наступит срок, назначенный отцом, наследник вступает в действительное владение своим имением. Так и Бог поработил Израиля до времени стихиям мира, а потом, когда Израиль созрел для принятия Мессии и получения обетований Авраамовых, Бог послал Мессию – Своего Сына, чтобы искупить подзаконных от клятвы, и стихии утратили свое значение. При этом Апостол ссылается и на собственный опыт Галатов, которые чувствуют, что стали уже в истинном смысле сынами Божиими и обладателями благ мессианского царства. Поэтому то они и не должны снова обращаться к утратившим свое значение для человечества стихиям мира.

Состояние евреев до пришествия Христа. Отпадение к закону Моисееву есть то же, что возвращение к язычеству (1–11). Личное обращение Апостола к Галатам (12–20). Аллегорическое доказательство того положения, что Галаты свободны от подчинения закону (21–31)

Гал.4:1 . Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличает­ся от раба, хотя и го­с­по­дин всего:

Гал.4:2 . он подчинен по­печителям и домоправителям до срока, отцом назначен­ного.

Гал.4:3 . Так и мы, доколе были в детстве, были по­рабощены веще­с­т­вен­ным началам мира;

Гал.4:4 . но когда при­шла по­лнота време­ни, Бог по­слал Сына Своего (Единородного), Который родил­ся от жены, подчинил­ся закону,

Гал.4:5 . чтобы искупить подзакон­ных, дабы нам по­лучить усыновле­ние.

Гал.4:7 . Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Гал.4:8 . Но тогда, не знав Бога, вы служили богам , которые в суще­с­т­ве не боги.

Гал.4:9 . Ныне же, по­знав Бога, или, лучше, по­лучив по­знание от Бога, для чего воз­вращаетесь опять к немощным и бедным веще­с­т­вен­ным началам и хотите еще снова по­работить себя им?

Гал.4:10 . Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Гал.4:11 . Боюсь за вас, не напрасно ли я трудил­ся у вас.

Ап. боится, чтобы все такие труды его (на тяжесть трудов указывает глагол κοπιᾶν ), совершенные им в деле обращения Галатов на истинный путь, не оказались тщетными. В самом деле, если Галаты утвердятся в той мысли, что достигнуть праведности пред Богом они могут только исполняя предписания Моисеева закона, то они утратят то достояние христианской свободы, какое они с таким трудом приобрели.

Гал.4:12–20 . Ап. теперь обращается к Галатам не с доказательствами, а с горячим увещанием. Пусть они припомнят, как они приняли Павла в тот раз, как он пришел к ним, какое сами они чувствовали блаженство тогда. Как могут они теперь смотреть на него как на своего врага? Враги их – иудействующие, которые хотят себе только славы, нисколько не думая о том вреде, какой причиняют Галатам.

Гал.4:12 . Прошу вас, братия, будьте, как я, по­тому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

Гал.4:13 . знаете, что, хотя я в немощи плоти бла­го­ве­с­т­вовал вам в первый раз­,

Гал.4:14 . но вы не пре­зрели искуше­ния моего во плоти моей и не воз­гнушались им, а при­няли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

Гал.4:15 . Как вы были блажен­ны! Свиде­тель­ствую о вас, что, если бы воз­можно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

Гал.4:16 . Итак, неужели я сделал­ся врагом вашим, говоря вам истину?

Гал.4:17 . Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

Гал.4:18 . Хорошо ревно­вать в добром всегда, а не в моем только при­сутствии у вас.

Гал.4:19 . Дети мои, для которых я снова в мýках рожде­ния, доколе не изобраз­ит­ся в вас Христос!

Гал.4:20 . Хотел бы я теперь быть у вас и изме­нить голос мой, по­тому что я в недо­уме­нии о вас.

Гал.4:21–31 . Здесь Ап. снова обращается к Галатам с доказательством той мысли, что они, как христиане, совершенно свободны от исполнения закона Моисеева. Сам закон Моисеев, т. е. Пятокнижие, написанное Моисеем, уже предуказывал на отмену закона. Именно там, в кн. Бытия, содержится рассказ о поступке Авраама с его сыном, рожденным от рабыни Агари, Измаилом. Так как Исаак был рожден по обетованию, а Измаил был рожден по плоти, то для блага первого Авраам, по повелению Божию, удалил из своего дома Измаила вместе с его матерью. Ап. прилагает эту историю к современным обстоятельствам христианской Церкви и говорит, что христиане – дети обетования и не находятся в рабстве у закона.

Гал.4:21 . Скажите мне вы, жела­ю­щие быть под законом: раз­ве вы не слушаете закона?

Гал.4:22 . Ибо написано: [Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

Гал.4:23 . Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

Казалось, что оба сына Авраама должны бы занять одинаковое положение в доме отца. Но не так было на самом деле. С одной стороны общественное положение их матерей было не равное, с другой – Авраам иначе стал отцом Исаака, чем отцом Измаила. При рождении Измаила все произошло по обычным порядкам человеческой жизни. Между тем Исаак был рожден только в силу данного Аврааму от Бога обетования, когда уже не было возможности ждать плода от Сарры и когда самому Аврааму исполнилось сто лет.

Гал.4:24 . В этом есть иноска­за­ние. Это два завета: один от горы Синайской, рожда­ю­щий в раб­с­т­во­, который есть Агарь,

Гал.4:25 . ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответ­с­т­ву­ет нынешнему Иерусалиму, по­тому что он с детьми сво­ими в рабстве;

Гал.4:26 . а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.

Гал.4:27 . Ибо написано: воз­веселись, неплодная, нерожда­ю­щая; воскликни и воз­гласи, не мучив­шаяся родами; по­тому что у оставлен­ной гораз­до более детей, нежели у имеющей мужа.

Высказанную в конце 26-го стиха мысль Ап. подтверждает цитатою из Ветхого Завета (Ис.54по 70-ти). Пророк изображает Иерусалим в чертах, наиболее подходящих к Сарре. Он является также неплодным как и Сарра, оставленным своим супругом, но потом получающим более детей, чем та женщина, которая имела их от мужа. В историческом смысле это пророчество могло относиться к восстановлению Иерусалима после плена Вавилонского, но кроме того, как толкует Ап., оно предсказывало о возвышении истинной Церкви. Церковь или вышний Иерусалим пред пришествием Христа была неплодна, не имела детей. Но по пришествии Христа она стала гораздо более многочадною, чем Иудейский Иерусалим, хотя последний не был еще оставлен своим мужем – Иеговою. Но Бог относился к Своей супруге – земному Иерусалиму, как Авраам к Агари, тогда как к Церкви или Иерусалиму вышнему Он относится как к Сарре Авраам.

Гал.4:28 . Мы, братия, дети обетования по Исааку.

Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.

Гал.4:29 . Но, как тогда рожден­ный по плоти гнал рожден­ного по духу, так и ныне.

Гал.4:30 . Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

Гал.4:31 . Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Этот стих составляет заключение ко всему, что сказано Апостолом о законе и вере. Мы, христиане – дети не рабы, а свободной. Выводы, какие получаются из этого положения, находятся в следующей главе.

Читайте также: