Некто назначил раба своим наследником может ли раб отказаться
Обновлено: 04.07.2024
Ст. 1-3 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира
Гомилии на Послание к Галатам.
Свт. Феофан Затворник
Глаголю же, в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, господь сый всех
Берет святой Апостол значительное лицо. У него сын. Сын этот, по рождению своему, есть сын и наследник; но, пока он мал, отрок, юноша, отдается отцом под власть дядек и педагогов, для воспитания и образования, чтобы, став совершеннолетним, он и правами сына, и наследством мог пользоваться не кое-как, а как следует, в славу отца. В этом состоянии пестунства сын ничем не лучше раба, потому что зависит от отца, сам по себе ничего не может делать, а должен все делать, как прикажут или позволят приставники. Заметим, что сравнение у святого Апостола этой преимущественно черты и касается – несвободности, связы, будто подъигства. Другая черта: до нарока (назначенного срока) отча – не навсегда так делается, а до времени, определенного отцом. Кончается это время, кончается и эта связь. Сын, как уже воспитанный и обученный, начинает действовать самостоятельно.
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Свт. Филарет Московский
Глаголю же, в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, господь сый всех
Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество. Сие видно из непосредственно следующих слов: И мы, егда бехом млади, под стихиами бехом мира порабощени (Гал. 4:3). Ветхий Завет есть детство человечества и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества и его совершительное под благодатию воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода, и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из Христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому, по мере приобретения им умения пользоваться ею.
Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича (1858 г.).
Прп. Ефрем Сирин
Привел для уяснения мысли и другой пример. В то время, пока наследник дитя, он ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Но подчинен опекунам и домоправителям до времени, предназначеннаго отцом. Так и мы, когда были детьми, то есть пока мир был дитятею под нетвердым порядком закона, то как бы началам мира мы были порабощены. А когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, Который родился от Девы, как сказал Исаия (Ис. 7:14), и подчинился закону, чтобы детей подзаконных искупить, дабы они усыновление получили. А чтобы ясным сделать, что вы (есте) сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиющаго чрез вас, как чрез сынов, ежедневно: Отче наш, иже еси на небесех; да святится имя Твое (ср.: Мф. 6:9, Лк. 11:2).
Послание к Галатам.
Блж. Иероним Стридонский
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего
Этот наследник есть весь род человеческий до пришествия Христова и – даже более того – до скончания мира. Ибо как все в первозданном Адаме умирают, еще не родившись, так и все те, которые родились еще до пришествия Христова, оживотворяются во втором Адаме. При этом дело обстоит так, что и мы в лице отцов наших были в рабстве закону, и они по благодати будут спасены в лице детей. Такое разумение согласно с кафолической Церковью, которая утверждает, что промышление Ветхого и Нового Заветов было одно и то же, и не различает по периодам времени тех, которых поставило в одни и те же условия.
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феофилакт Болгарский
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного
То есть отец определил, чтобы он ничем не распоряжался до узаконенного возраста, чему он и должен повиноваться.
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Лопухин А.П.
Ст. 1-2 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного
Ап. уже в предшествующей главе показал, что Израиль содержался под стражею закона потому, что нуждался в такой охране по своему несовершеннолетию духовному. Теперь это положение Апостол раскрывает полнее и яснее, сравнивая подзаконного Израиля с несовершеннолетним наследником, который не имеет права самостоятельно распоряжаться оставленным ему от отца имением. Но когда наступит срок, назначенный отцом, наследник вступает в действительное владение своим имением. Так и Бог поработил Израиля до времени стихиям мира, а потом, когда Израиль созрел для принятия Мессии и получения обетований Авраамовых, Бог послал Мессию – Своего Сына, чтобы искупить подзаконных от клятвы, и стихии утратили свое значение. При этом Апостол ссылается и на собственный опыт Галатов, которые чувствуют, что стали уже в истинном смысле сынами Божиими и обладателями благ мессианского царства. Поэтому то они и не должны снова обращаться к утратившим свое значение для человечества стихиям мира.
Состояние евреев до пришествия Христа. Отпадение к закону Моисееву есть то же, что возвращение к язычеству (1–11). Личное обращение Апостола к Галатам (12–20). Аллегорическое доказательство того положения, что Галаты свободны от подчинения закону (21–31)
Гал.4:1 . Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
Гал.4:2 . он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
Гал.4:3 . Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
Гал.4:4 . но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
Гал.4:5 . чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Гал.4:7 . Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Гал.4:8 . Но тогда, не знав Бога, вы служили богам , которые в существе не боги.
Гал.4:9 . Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
Гал.4:10 . Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
Гал.4:11 . Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
Ап. боится, чтобы все такие труды его (на тяжесть трудов указывает глагол κοπιᾶν ), совершенные им в деле обращения Галатов на истинный путь, не оказались тщетными. В самом деле, если Галаты утвердятся в той мысли, что достигнуть праведности пред Богом они могут только исполняя предписания Моисеева закона, то они утратят то достояние христианской свободы, какое они с таким трудом приобрели.
Гал.4:12–20 . Ап. теперь обращается к Галатам не с доказательствами, а с горячим увещанием. Пусть они припомнят, как они приняли Павла в тот раз, как он пришел к ним, какое сами они чувствовали блаженство тогда. Как могут они теперь смотреть на него как на своего врага? Враги их – иудействующие, которые хотят себе только славы, нисколько не думая о том вреде, какой причиняют Галатам.
Гал.4:12 . Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
Гал.4:13 . знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
Гал.4:14 . но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
Гал.4:15 . Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
Гал.4:16 . Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
Гал.4:17 . Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
Гал.4:18 . Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
Гал.4:19 . Дети мои, для которых я снова в мýках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Гал.4:20 . Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
Гал.4:21–31 . Здесь Ап. снова обращается к Галатам с доказательством той мысли, что они, как христиане, совершенно свободны от исполнения закона Моисеева. Сам закон Моисеев, т. е. Пятокнижие, написанное Моисеем, уже предуказывал на отмену закона. Именно там, в кн. Бытия, содержится рассказ о поступке Авраама с его сыном, рожденным от рабыни Агари, Измаилом. Так как Исаак был рожден по обетованию, а Измаил был рожден по плоти, то для блага первого Авраам, по повелению Божию, удалил из своего дома Измаила вместе с его матерью. Ап. прилагает эту историю к современным обстоятельствам христианской Церкви и говорит, что христиане – дети обетования и не находятся в рабстве у закона.
Гал.4:21 . Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Гал.4:22 . Ибо написано: [Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Гал.4:23 . Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
Казалось, что оба сына Авраама должны бы занять одинаковое положение в доме отца. Но не так было на самом деле. С одной стороны общественное положение их матерей было не равное, с другой – Авраам иначе стал отцом Исаака, чем отцом Измаила. При рождении Измаила все произошло по обычным порядкам человеческой жизни. Между тем Исаак был рожден только в силу данного Аврааму от Бога обетования, когда уже не было возможности ждать плода от Сарры и когда самому Аврааму исполнилось сто лет.
Гал.4:24 . В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
Гал.4:25 . ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
Гал.4:26 . а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.
Гал.4:27 . Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
Высказанную в конце 26-го стиха мысль Ап. подтверждает цитатою из Ветхого Завета (Ис.54по 70-ти). Пророк изображает Иерусалим в чертах, наиболее подходящих к Сарре. Он является также неплодным как и Сарра, оставленным своим супругом, но потом получающим более детей, чем та женщина, которая имела их от мужа. В историческом смысле это пророчество могло относиться к восстановлению Иерусалима после плена Вавилонского, но кроме того, как толкует Ап., оно предсказывало о возвышении истинной Церкви. Церковь или вышний Иерусалим пред пришествием Христа была неплодна, не имела детей. Но по пришествии Христа она стала гораздо более многочадною, чем Иудейский Иерусалим, хотя последний не был еще оставлен своим мужем – Иеговою. Но Бог относился к Своей супруге – земному Иерусалиму, как Авраам к Агари, тогда как к Церкви или Иерусалиму вышнему Он относится как к Сарре Авраам.
Гал.4:28 . Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан.
Гал.4:29 . Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Гал.4:30 . Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
Гал.4:31 . Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Этот стих составляет заключение ко всему, что сказано Апостолом о законе и вере. Мы, христиане – дети не рабы, а свободной. Выводы, какие получаются из этого положения, находятся в следующей главе.
Читайте также:
- Кто обязан чистить ливневки
- Как прописать идентификатор государственного контракта в 1с
- Можно ли победить коррупцию в россии
- Задача государства во всеобщей гармонии обеспечении всеобщего блага как сильных так и слабых
- Какие два пути осуществления народом законодательной власти в современном демократическом обществе