Какие два пути осуществления народом законодательной власти в современном демократическом обществе

Обновлено: 04.07.2024

Собственной сферой демократии является политическая система. К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой – мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству – с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения.

Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними.

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

Какие два необходимых условия для осуществления демократии отмечает автор? Укажите их, опираясь на текст.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны условия: 1) Первым условием осуществления демократии является то, что гражданское состояние должно втягивать в себя частные интересы и убеждения; 2) Вторым условием является приверженность граждан государству. Может быть приведены иные формулировки ответа.
Указаны оба условия
Указано любое одно из условий
Условия не указаны или указаны неверно
Максимальный балл 2
С2

Какие три угрозы демократии указывает автор? Укажите их с опорой на текст.

Автор подчеркивает, что демократия обязана быть представительной. Как понимает сущность представительной демократии автор? Раскройте авторское понимание с опорой на текст. Приведите два проявления представительной демократии в развитии политической системы современного общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) Раскрыто авторское понимание представительной демократии,допустим: - Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями; 2) Приведены проявления представительной демократии, например: - выборы депутатов законодательного собрания (парламентариев); - всенародные выборы главы государства – президента; - выборы депутатов местных законодательных собраний; - выборы глав местных администраций (мэров городов, губернаторов); - выборы в органы местного самоуправления (депутатов муниципальных собраний и глав муниципальных образований). Могут быть приведены и иные верные проявления.
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание сущности представительной демократии, приведено одно проявление ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведены два проявления
Раскрыто авторское понимание, проявления не приведены ИЛИ авторское понимание не раскрыто, но приведено одно проявление
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С4




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Приведены аргументы , допустим: 1) Гражданское состояние состоит, в частности, в умении согласовывать свой частный интерес с интересами коллектива, общества в целом; 2) Гражданин не может быть безучастен к жизни сообщества, государства, а ведь именно участие граждан в политике, принятии решений и составляет сущность демократии; 3) Для духа и сущности демократии важна атмосфера доверия и уважения между отдельным гражданином и обществом, партнерские отношения гражданина с властными органами. Могут быть приведены и иные верные аргументы
Приведены три аргумента
Приведены два аргумента
Приведен один аргумент
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С5.1

Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическими режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Указаны признаки,например: 1) Проведение выборов на альтернативной основе, когда кандидаты представляют различные политические силы и программы; 2) Свободное и открытое освещение хода выборов в СМИ; 3) Равный доступ к СМИ для всех политических сил, участвующих в выборах; 4) Гарантированность законами деятельности оппозиционных сил; 5) Регулярность проведения выборов; 6) Выборы должны носить всеобщий характер, никто не должен быть дискриминирован в избирательных правах; 7) Выборы должны быть равными (один избиратель – один голос); 8) Должен осуществляться общественный контроль за процедурой голосования. Могут быть указаны и иные правильные признаки.
Указаны три признака
Указаны два признака
Указан один признак ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2
С6

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) указана основная цель деятельности СМИ – информирование граждан о событиях и фактах политической жизни, представление широкого спектра оценок этих событий и фактов специалистами-политологами и обществом; 2) цель раскрыта с помощью примеров , например: - средства массовой информации размещают материалы о форумах политических партий, принимаемых программах, основных событиях партийной жизни; - средства массовой информации публикуют выступления и интервью государственных лидеров и оценки этих выступлений профессиональным сообществом политологов и гражданами; - средства массовой информации публикуют материалы о выборах, выборных кампаниях, дают информацию о результатах выборов. Освещение предвыборной агитации Цель деятельности СМИ может быть раскрыта на других примерах.
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на трех примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на двух примерах
Цель деятельности СМИ указана и раскрыта на одном примере
Цель деятельности СМИ не указана при любом количестве приведенных примеров, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3
С7

В одной из развитых стран мира депутату законодательного собрания группа бизнесменов приподнесла в подарок дорогие швейцарские часы. Факт стал известен благодаря информации в печати. Какие последствия для депутата может иметь подобная ситуация в правовом государстве ? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) дан правильный ответ: - депутат может лишиться своего парламентского мандата, будет вынужден подать в отставку, так как данный факт нарушает депутатскую этику и законы о лоббизме; 2) приведены два аргумента , например: - в правовом государстве существуют специальные законы, которые запрещают носителям государственной власти принимать подобные подарки; - в правовом государстве подобное явление рассматривается как факт подкупа депутата, факт коррупции; - в правовом государстве депутаты представительных органов долны взаимодействовать с представителями бизнеса строго на формальных, законных основаниях. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Дан правильный ответ, приведены два аргумента
Дан правильный ответ, приведен один аргумент, ИЛИ ответ присутствует в неявном виде, но качество двух приведенных аргументов позволяет сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Дан правильный ответ без аргументов, ИЛИ приведен один аргумент, позволяющий сделать вывод о том, что выпускник знает ответ на вопрос и на него опирается при аргументации
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Гражданское общество – совокупность самодеятельных инициатив граждан. 2) Признаки гражданского общества: а) самодеятельность и инициатива граждан; б) высокий уровень политической культуры; в) ответственность граждан за происходящее в стране; г) признание ценности прав и свобод личности. 3) Партнерские отношения гражданского общества и правового государства. 4) Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства: а) защита прав и свобод граждан; б) природоохранная деятельность; в) защита интересов предпринимателей и работников; г) развитие демократических институтов и традиций; д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры. 5) Тенденция расширения позиций гражданского общества как особенность развития современной политической системы. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Что мы называем демократией? Движущие силы демократии. Необходимые условия установления демократии.

Недемократические режимы: авторитаризм, тоталитаризм.

Демократия. Тысячи лет люди находятся в поисках все более совершенных форм совместного существования на пр инци пах социальной справедливости. В результате этих поисков человечество пришло к считающейся наилучшей на сегодняшний день форме управления деятельностью человеческого общества — демократии.

Нет однозначной трактовки понятия демократия. Прямой перевод этого слова (гр. demos — "народ", kratos — "власть") означает власть народа, или народовластие.

Древнегреческий философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) сказал: "Насколько свобода лучше рабства, настолько и бедность при демократии лучше богатой жизни при монархии". Президент США Авраам Линкольн говорил: "Демократия — власть народа, осуществляемая народом и для народа".

Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа единственным источником власти. При демократии гражданам предоставляются реальные права и свободы, в том числе и право решать вопросы государственной важности. Сущностью демокра­тии и основной ее чертой является предоставление личности прав и свобод, уважение отдельного человека. Когда мы говорим о демократии, мы имеем в виду право человека, реализованное в разных странах посредством различных механизмов и на разном уровне, участвовать в управлении государством, право быть услышанным, свободно демонстрировать свою позицию, быть равно­правным членом общества. Демократия признает всех граждан равными, не делая различий по расовым признакам, полу, языку, исповедуемой религии, социальному или материальному положению, происхождению или взглядам человека.

Механизмы проявления воли народа. Таким образом, демократия — это воля или власть народа. Здесь возникает вопрос: каким образом народ выражает свою волю и как осуществляет власть? На первую часть вопроса можно ответить, что свою I волю народ выражает через принимаемые им законы,^ а на вторую часть — что народ свою власть осуществляет через избранных им депутатов.

Законы создаются избранниками народа. Среди этих законов самый важный конституция.

Проект конституции готовится специально созданной комиссией. Затем, в установленном порядке, проект публикуется в печати и предлагается к всеобщему обсуждению. Комиссия, учитывая мнение большинства, исправляет недочеты проекта, дополняет его и передает в парламент для обсуждения. После принятия парламентом и согласия президента проект становится действующим законом. Все другие отраслевые законы создаются в соответствии и на основе положений конституции.

Конституция и все основные отраслевые законы принимаются только после публичного обсуждения.

Однако жизнь общества — очень сложное явление. В любом случае власть имущие стараются принять законы, выгодные им. Иногда они принимают законы без предварительного обсуждения и стараются навязать гражданам их исполнение. В таких случаях граждане могут в организованном порядке отказаться от исполнения законов, не отвечающих их интересам.

Согласно принятым законам, органом, осуществляющим руководство страной, является правительство. Орган, контролирующий работу правительства на предмет соответствия его деятельности законам,— избранный народом парламент. Народ контролирует исполнение принятых им законов через избранных им членов парламента. Среди механизмов, обеспечивающих полное установление демократических принципов, этот считается наиболее удобным. Во всех развитых странах современ­ного мира формой управления обществом была избрана демократия, как наиболее приемлемая и перспективная, и реализуется она посредством механизмов, подобных приведенным выше.

Здесь, наверное, нужно сказать, что довольно много политиков не расценивают демократию как идеальный метод управления человеческим обществом. Например, однажды премьер-министр Англии Уинстон Черчилль сказал: "Демократия имеет очень много недостатков, но человечество пока не придумало ничего лучше".

Государственный деятель Франции, историк и литератор Алексис де Токвипь заметил, что недостатки и слабые стороны демократии хорошо видны, бросаются в глаза, а положительные стороны не заметны и проявляются только через значительный срок.

Недостатки демократии в большинстве своем прояв­ляются в процессе ее становления. Например, при демократических выборах каждый гражданин имеет один голос и все голоса равны. Если посмотреть глубже, то можно заметить, что этот идеал свободы и равенства имеет свой недостаток. Некоторые граждане, вследствие того что они слабо ориентируются в политической обстановке, из-за недостаточной политической грамот­ности не могут использовать свои свободы в деле установления демократических принципов в своем обществе.

Учитывая это обстоятельство, один из президентов США предложил внести изменения в правила выборов — методом тестирования определять уровень грамотности граждан для участия в выборах.

Движущие силы демократии. Демократия сама по себе или в определенный срок установиться не может. Также невозможно заложить ее основы, копируя все меры, проводимые в демократических странах. Для устойчивого установления демократии в обществе необходим ряд условий. Среди них можно назвать самыми главными следующие: установление в экономике рыночных отношений, создание условий для развития отечественного производства, защита предпринимателей и бизнесменов от коррумпированных элементов. Там, где процветает коррупция, невозможно обеспечить нормальное развитие экономики, следовательно, затяжные кризисы в экономике не способствуют установлению демократии в стране.

Процесс установления демократических принципов в обществе может идти быстро или медленно, и это зависит от соотношения двух типов политических сил. Первая — власть, в руках которой находятся рычаги законодательной, исполнительной и судебной власти. Если представители всех этих органов обладают высокой демократической культурой, проводят политику с позиций интересов народа и государства, то в стране вполне возможно в короткие сроки создать основы демократического общества. В таких условиях ничто не может серьезно затормозить социально- экономическое развитие страны.

Необходимые условия установления демократии. Для установления демократических принципов в обществе необходимы некоторые условия, совокупность которых можно также назвать демократическими институтами, или гражданскими общественными структурами. Одним словом, однозначным условием установления демократии является существование политической системы, обеспечи­вающей возможность участия граждан в управлении страной и осуществлении контроля работы властных органов государства. Более подробно это выглядит следующим образом:

— для обеспечения равных условий участия граждан в управлении государством необходима свободная и справедливая избирательная система;

— для осуществления правильной внутренней и внеш­ней политики государства и грамотного управления, своевременного обнаружения и исправления ошибок власти, обеспечения прогрессивного развития общества необходимо наличие активно действующих общественных объединений, в том числе и политических партий;

— наличие независимых средств массовой информации, оказывающих помощь в повышении политической грамотности масс и принятии ими правильных решений, а также в своевременном обеспечении народа полити­ческой информацией;

— наличие независимой судебной власти для защиты прав человека.

Недемократические режимы. В странах без демо­кратии развиваются недемократические режимы.

Противоположная демократии политическая система — тоталитаризм. Тоталитаризм (лат. totalitas — "цельность, полнота”) — форма управления государством, характе­ризующаяся полным контролем над всеми сферами жизни общества, запрещением демократических организаций, не­признанием прав и свобод граждан, репрессиями против прогрессивных сил.

Тоталитарная власть находится вне контроля массы, не отвечает перед народом. Исполнительные органы не контролируются никем, вследствие чего нарушения закона становятся постоянным и стабильным явлением. Власть в стране осуществляет только вождь. Устанав­ливается единая государственная идеология, средства массовой информации находятся под контролем.

Тоталитарная власть, как правило, не признает себя таковой. В таких странах тоже принимаются законы и проводятся выборы. Но так как все они проводятся по заранее составленным сценариям, побеждают в таких выборах только лояльные к власти претенденты.

Авторитаризм (лат. аи —"с” (предлог), toritas —"власть, влияние”)— политическая система, которой свойственны черты как тоталитарного, так и гражданского демокра­тического общества. На первый взгляд, в авторитарной системе как будто сохранены все принципы законности. В такой системе принимаются законы и проводятся референдумы. Но все это проводится формально, и создаются условия для прихода к власти только нужных людей. Законом разрешена многопартийность, но для всех партий, кроме партии власти, создается множество искусственных преград. Предоставляется значительная свобода неполитическим общественным объединениям, что пропагандируется как "торжество демократии”. Авто­ритарная власть делает все возможное для ограничения действий политической оппозиции.

1. Во многих странах демократия развивалась сотни лет. Необходимы ли и в нашей стране столетия для установления демократии или можно использовать опыт других стран и максимально сократить этот срок?

2. Что будет, если власти демократию не хотят, а народ не может ее отстоять в силу своей безграмотности?

Выскажите свое мнение о готовности народа к демократии, об условиях, необходимых для установления демократии, и возможностях их претворения в жизнь в различных странах.

Демократия — это политическая система, основанная на общественном принятии решений с равноценными возможностями влияния всех участников данного процесса на его ход.

Современная демократия берет свое начало в Древней Греции. В ее городах-государствах высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит всему обществу. Реализовать подобную демократию было возможно потому, как население таких городов составляло не более 10 000 человек, причем женщины, и рабы не имели никаких политических прав. Все государственно важные должности граждане занимали по жребию или по общему согласию.

В Европе важную роль в формировании демократического общества сыграла теория естественного, религиозного и обычного права как ограничений власти. Огромное значение имела практика, стремление монархов к получению одобрения личных распоряжений со стороны различных сословий.

Способ выражения демократии — это ее внешнее выражение.

Основные формы демократии:

  • прямая демократия;
  • плебисцитарная демократия;
  • плюралистическая (представительная) демократия;
  • цензовая демократия.

Формирование и функционирование системы органов демократического государства осуществляется на основе принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые предупреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная демократия в теории и на практике

В современном мире в эпоху Интернета значительно увеличилось число функционирующих демократических режимов. Увеличилось количество государств, периодически проводящих выборы. В таких государствах общество является источником политической власти, а выборы – ритуалом легитимизации власти.

В наиболее развитых демократических государствах правом голоса наделено практически все взрослое население. Сегодня происходит снижение активности избирателей. Это объясняется несогласием населения со стремлением политиков захватить власть, удовлетворять исключительно собственные интересы, а также решать множество существующих задач (преступность, наркомания, безработица), которые достаточно трудно разрешить. Богатые утверждают, что демократия отвлекает от проблем и возможностей частной жизни. Бедные, наоборот, утверждают, что демократия не достаточна для противодействия нищете, насилию и коррупции. Технологический прогресс, развитие средств массовой коммуникации, теории искусственного интеллекта увеличили интерес к основным формам демократии.

По своей форме проявления современная демократия является самой гуманной, либеральной и оправданной, то есть, власть народа, передаваемая доверенному лицу — это такая форма правления, которая выражается в доверии должностному лицу и воздействии на него. Основная цель демократии заключается в гарантии безопасности обществу от произвола власти и со стороны власти, в обеспечении политической свободы.

Теория современной демократии включает следующие основные направления:

  • феноменологическая теория определяет и классифицирует существующие системы демократии;
  • объяснительная теория определяет предпочтения общества;
  • нормативная теория является этической стороной народовластия (демократия, гражданин, выборы, референдум).

Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопрос о равенстве и эффективном участии в процессе принятия политических решений занимает в демократии центральное место. Демократизация подразумевает наличие устойчивого государства, как единственного источника легитимного применения силы.

В реальности демократия не является властью народа. Народ не имеет влияния на власть. Управляют властью должностные лица правительства. Несмотря на все свои недостатки, современная демократия допускает возможность смены правительства, управление которого имеет негативные последствия.

Негативные черты современной демократии:

  • власть сосредоточена в руках неквалифицированной толпы;
  • непонимание власти народом;
  • нерешительность населения;
  • коррупция в органах государственной власти;
  • бюрократия.

Данный список содержит только основные недостатки современной демократии, но для организации идеального государства со всеми ними можно и нужно бороться, т. к. это необходимо современному обществу. Древняя демократия в Греции также содержала свои негативные черты, успешно исправленные впоследствии. Так, демократия государства не давала гарантию свободы личности, рассматриваемую как часть государства; продолжало свое существование рабство и сословное деление свободных граждан. Современная демократия большинство своих символов сохранила со времен Древней Греции и Рима (верховенство закона, равенство граждан перед законом, равенства политических прав).

Главным достижением современного государства является формирование гражданского общества. Хотя еще значительно отстают экономические преобразования, что ухудшает положение большей части населения. В современном демократическом обществе от каждой личности в отдельности зависит реализация Конституции. Таким образом, смысл существования личности заключается в ее самореализации, также, как смысл существование общества заключается в реализации.

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)


О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством

Какие бывают виды демократии?

Такая форма правления как демократия многолика и может по-разному проявляться в жизни общества. Существуют 3 ее разновидности. Все они отличаются по тому, насколько прямо народ может влиять на политические решения. Обсудим их все.

Где встречается, пример

Референдум, всенародное обсуждение

Выборы депутатов, выборы президента

Пара слов о том, почему для такого важного события, как выборы, используют именно представительный вид демократии. На это есть 3 причины:

Участвовать в решении хотят слишком много граждан одновременно.

Страна слишком большая, поэтому прямое участие слишком трудно организовать.

Решения, которые принимают на таких событиях, слишком сложны. Это означает, что даже при демократии народу нужен представитель — специалист с профессиональными знаниями.

Для чего нужна демократия?

Цель демократии в глобальном смысле — подарить обществу благополучную жизнь и право контролировать ее. А именно:

избавить общество от деспотии;

обеспечить права и свободы граждан;

дать обществу возможность развиваться и жить мирно;

помочь каждому члену общества расти как личность.

Всего этого демократия достигает за счет механизмов, которые вовлекают народ в политическую жизнь и защищают его интересы. Разберемся, как конкретно она приносит пользу обществу и каждому гражданину отдельно.

Собственная ценность (на благо общества в целом)

Личностная ценность (на благо членов общества)

Реальные права и свободы человека соответствуют формальным и на деле внедряются в жизнь общества.

Человек может участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Общество может управлять своим развитием вместе с государством.

Члены общества становятся более организованными — создают партии, профсоюзы и т. д.

Государство и общество учитывают интересы друг друга и могут находить компромисс.

Для защиты прав и свобод человека создают специальные механизмы и структуры

Каждый человек может участвовать в контроле за работой демократической политической системы.

Как построить в стране демократию?

Нельзя просто прийти и объявить демократию в стране, где народ несвободен. Государство должно быть к этому готово. Демократическое общество может развиваться только тогда, когда выполнены эти 3 главных условия:

Условие 1. Социально-экономическое развитие

Экономика государства развита достаточно хорошо, чтобы обеспечить граждан необходимым благосостоянием. Это поможет членам общества достичь согласия между собой и следовать основным демократическим принципам.

Условие 2. Общая и политическая культура

Члены общества должны быть готовы активно участвовать в политической жизни государства и защищать институты демократии.

Условие 3. Частная собственность

Общество должно признать права на частную собственность в различных формах. Так его члены получат все права и свободы человека, станут в какой-то степени независимы от государства.

Проверь себя

Теория позади, осталось проверить, как хорошо вы запомнили основные черты демократии. Выполните 3 задания, чтобы узнать это.

Задание 1

Ниже мы перечислили признаки из описания разных политических режимов. Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к демократическому режиму.

СМИ могут выражать мнение о власти и рассказывать об альтернативах.

У граждан нет политического голоса.

На выборах граждане голосуют по своему мнению.

Власть при этом политическом режиме сконцентрирована в руках правящего меньшинства.

Закон вторичен, все решает мнение правителя.

Политические партии разнообразны. есть оппозиция.

Коллективное принятие решений не учитывает интересы меньшинства.

В стране есть частичная гарантия прав и свобод граждан.

Задание 2

Представьте, что ваши друзья спорят о том, что можно считать демократией. Иван говорит, что в демократическом обществе народ признается властью, а власть может делать все, что угодно. Дмитрий же считает, что свобода при демократии не равна вседозволенности. Что вы ответите, если они спросят ваше мнение? Сформулируйте его и не забудьте аргументы.

Задание 3

Есть ли у демократии проблемы, негативные или неоднозначные стороны? Подумайте и выскажите свое мнение.

Вопросы по теме демократии — ее определению, принципах и других характерных чертах — часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ. Если тема сложно вам дается, имеет смысл прокачать знания под контролем преподавателя. Для этого мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, на которых школьники могут разобрать тему простыми словами, а после закрепить ее на пробных экзаменах. Познакомиться с программой и узнать свой уровень можно на вводном уроке — это бесплатно.

Читайте также: