Кто обязан чистить ливневки

Обновлено: 04.07.2024

Доброго всем дня, разбираемся в вопросе необходимости устройства очистных сооружений, ситуация такая проектируем благоустройство с некой парковой зоной вокруг пруда в городе.
Необходимо ли выполнять очистку дождевых и талых вод перед сбросом в водоем.
Как понять требования п. 4.9 СП 32.13330 которые отсылает к п. 7.3.2

4.9. Запрещается предусматривать сброс в водные объекты (включая подземные) не очищенных до установленных нормативов сточных вод, за исключением сточных вод организованно отводимых с селитебных территорий и площадок предприятий первой группы согласно положениям 7.3.2.

7.3.2. Для селитебных территорий и промышленных предприятий первой группы величина принимается равной суточному слою осадков от малоинтенсивных, часто повторяющихся дождей с периодом однократного превышения расчетной интенсивности P = 0,05 - 0,1 года, что для большинства населенных пунктов Российской Федерации обеспечивает прием на очистку не менее 70% годового объема поверхностного стока.


п. 7.3.2 - вообще не понимаю как относится к п. 4.9 и как влияет на необходимость очистки.

Проектировщик ВК. LISP-любитель.

это после изменения в СП появилась такая дурацкая фраза. Раньше (до изменения в 2015г) п. 4.9 никаких "за исключением" не содержал.
Помочь не могу , но согласен, что нормописатели что-то напутали тут.

Генеральные планы и Транпорт

Предлагаю ознакомиться со статьей 65 Водного кодекса РФ, а в частности с п.п. 7 части 15, и ст. 35 и 60. Нужно запросить у Федерального агентства по рыболовству категорию водоема в рыбохозяйственном значении. Так же см. Приказ Минприроды от 17.12.2007 г. № 333, и Приказ Федерального агентства по рыболовству от 04.08.2009 г. № 695.
К чему все эти ссылки – сбрасывать сточные воды в охранных зонах водоемов без очистки запрещено.

Проектант или Вечный ученик

По опыту для пруда такого как у нас МОкТУ даст 2 категорию. Про водный кодекс в курсе, про приказы и постановления тоже. Принципиален сам текст п. 4.9, что за бред в нем написан? Можем ли мы с парковой территории назовем ее так не очищать воду? Или все это херня что написана в СП и все в очистные нужно запихивать и не париться.

Или как предполагается с моей точки зрения по 7.3.2 для селитебных территорий можно очищать 70% от стока а остальное так пролетать будет, но как тогда делить потоки. Короче маразм полнейший а не нормативный документ.

Добрый день!
Хотелось бы опять поднять тему необходимости очистки поверхностных вод для следующих условий строительства:
- территория строительства - поселок, сельское поселение;
- водоотведение с проектируемой автомобильной дороги (поселковая улица);
- категория дороги - основные улицы сельского поселения;
- водные объекты в границах сельского поселения отсутствуют;
- сброс предполагается в существующие водоотводные канавы поселка.
Проектирование дороги выполняется в соответствии с СП 42.13330.2016 и СП 396.1325800.2018.
Согласно СП 396.1325800.2018, п.10.11 Организация системы отвода поверхностного стока с улиц и дорог должна соответствовать требованиям пункта 13.3 СП 42.13330.2016.
Согласно п.13.3 СП 42.13330.2016 Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в ГОРОДАХ, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.
…т.е. второй абзац не говорит о необходимости очистки стоков для сельских поселений.
При этом СП 32.13330 не регламентирует необходимость или отсутствие необходимости очистки сточных вод с территории сельских поселений при сбросе не в водный объект, данный СП регламентирует требования к очистке сточных вод, в случае принятия решения об их очистке.

Проектант или Вечный ученик

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3
(ред. от 26.06.2021)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

V. Санитарно-эпидемиологические требования
к водным объектам

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать :
--------------------------------
Статьи 44, 56, 58, пункт 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2018, N 32, ст. 5135).

сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;
сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;
неочищенные сточные воды водного транспорта;
пульпу, снег;
отходы;
нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.
Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

ILIYA
При организации сброса сточных вод в водный объект всё понятно и нормами урегулировано. Что делать при отсутствии водного объекта, т.е. поселок расположен в горно-лесистой местности. Сброс происходит в овраг, сложившийся столетиями суходол. Для данного случая что требует очистки? Т.е. для данного случая СанПиН с требованиями для водного объекта не распространяется, водный кодекс, согласно статьи 5 тоже к ним не относится и письмо Мин. природы N 12-50/8275-ОГ выполнить не возможно в виду отсутствия водного объекта и системы водоотведения.

Проектант или Вечный ученик

У тебя в санпине есть фраза и "Водосборную площадь", консультируйтесь в местном роспотребе. так правильнее будет.

- докажите что это водный объект, ГИДРОМЕТ этим занимается.

4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
Кроме-того овраг даль по гидрографической сети куда то да сбрасывает дождевую воду.

Вода - моя работа

ILIYA
Дело все в том, что я то понимаю, то что сброс воды должен осуществляться с предварительной очисткой, но расположение поселка такого, что если устанавливать локальные очистные, которые обладают санитарно-защитной зоной, придется снести пол посёлка. Я пытался составить логическую цепочку, которая позволила бы не выполнять очистку стоков (как это сейчас там и происходит) и позволить выполнить реконструкцию улицы. Люди точно не будут в восторге от того, что им сделают новую дорогу, но при этом снесут их домики.

ГОСТ Р 56534-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

УСЛУГИ СОДЕРЖАНИЯ ВНУТРИДОМОВЫХ СИСТЕМ КАНАЛИЗАЦИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Services of housing maintenance, public utilities and administration of apartment buildings. Services of in-house sewerage maintenance of apartment buildings. General requirements

Дата введения 2016-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Саморегулируемой организацией "Некоммерческое партнерство управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области "Стандарты управления недвижимости" при участии Государственной академии Минстроя России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, обеспечивающую предоставление качественной коммунальной услуги водоотведения, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, нормативных документов по санитарно-эпидемиологическому надзору, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг), связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов, во время которого необходимо стремиться к выполнению нового порядка в управлении и содержании.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к услугам управления и содержания внутридомовых систем канализации многоквартирных домов.

Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, в составе которых имеются внутридомовые системы канализации, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о содержании внутридомовой системы канализации в соответствии с настоящим стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с управлением и (или) содержанием таких систем, организациями при заключении и выполнении договора по отводу из многоквартирного дома бытовых стоков, в том числе потребителями, эксплуатирующими такие системы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.3.003 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования

ГОСТ Р 51929 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 56037 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования

ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

ГОСТ Р 56535 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 51929, ГОСТ Р 56192, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внутридомовая система канализации (санитарно-бытовая самотечная канализация): Совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой в границах внешнего контура многоквартирного дома, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение бытовых стоков в канализационную сеть.

3.2 заказчик: Лицо, заказывающее услуги (работы) управления, содержания системы канализации.

3.3 потребитель: Лицо, которое пользуется услугами управления многоквартирным домом, содержания внутридомовой системы канализации и потребляющее коммунальную услугу водоотведения.

коммунальная услуга водоотведения: Отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

3.5 исполнитель: Лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом.

3.6 организация, отводящая бытовые стоки: Лицо, с которым у исполнителя заключен договор отвода бытовых стоков.

3.7 канализационная сеть: Трубопровод городской канализационной сети, обеспечивающий прием и отвод из многоквартирного дома бытовых стоков.

3.8 соединение с канализационной сетью: Соединение в первом смотровом (канализационном) колодце выпуска внутридомовой системы канализации с канализационной сетью.

3.9 точка приема и отвода бытовых стоков: Место соединения внутридомовой системы канализации с канализационной сетью, где обеспечивается прием из внутридомовой системы канализации бытовых стоков и их отвод в канализационную сеть.

3.10 трубопроводы внутридомовой системы канализации: Совокупность отводных трубопроводов и стояков, подобранных расчетным методом и имеющих технологическое соединение.

3.11 отводной трубопровод: Горизонтальное трубное соединение от санитарно-бытовых приборов к стояку и от стояков к точке отвода бытовых стоков.

3.12 стояк: Вертикальное межэтажное трубное соединение, обеспечивающее прием и отвод бытовых стоков от санитарно-бытовых приборов к отводным трубопроводам.

3.13 текущее содержание внутридомовой системы канализации: Комплекс профилактических действий (работ), направленных на предупреждение преждевременного износа системы канализации и ее частей, а также на поддержание нормативного или работоспособного технического состояния такой системы.

3.14 услуга управления внутридомовой системы канализации: Деятельность по организации процессов, обеспечивающих работу внутридомовой системы канализации и предоставление потребителям коммунальной услуги водоотведения.

3.15 ревизия (прочистка): Устройство на стояке, обеспечивающее доступ вовнутрь стояка для визуального осмотра и прочистки трубопровода.

3.17 подрядчик: Лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение определенных работ, входящих в услуги содержания.

4 Общие требования

4.1 Услуга содержания внутридомовой системы (самотечной, санитарно-бытовой) канализации многоквартирных домов (далее - система канализации) осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, с учетом требований и порядка, определенного в ГОСТ Р 56192, с соблюдением [1], [3], [4], в том числе [5], [6], [7], [8], национальных стандартов и других нормативно-правовых актов. Услуга должна обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию системы канализации и потребление качественной коммунальной услуги водоотведения в соответствии с [2].

Примечание - Исполнитель может поручить выполнение работ по содержанию системы канализации подрядной организации (подрядчику).

4.2 Предоставление потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги водоотведения обеспечивается исполнителем в рамках выполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 51617 с учетом требований настоящего стандарта.

4.3 Для предоставления качественной коммунальной услуги водоотведения исполнитель организует управление системой канализации.

4.4 Для содержания системы канализации исполнителю передается общее имущество, относящееся к этой системе, по акту с указанием границ ответственности.

2 В акте должно быть указано техническое состояние передаваемого имущества.

3 Границы ответственности приводятся в виде приложения к договору.

4 Границей ответственности между частями системы канализации, относящимися к общедолевой собственности, которые передаются исполнителю для их содержания, и частями системы канализации, ответственность за которые несут сами собственники, если таковая не определена условиями договора, считается место первого соединения стояка с отводным трубопроводом от санитарно-бытовых приборов, установленных в помещении собственника.

1 В случае отсутствия технической документации или необходимых ее частей, а также если ее состав неполный, должны быть приняты меры к ее восстановлению, определен исполнитель, источники финансирования и сроки восстановления по процедуре, приведенной в разделе 12 ГОСТ Р 56194-2014.

2 Подрядчику могут быть поручены ведение и актуализация технической документации.

4.6 Состав работ, исходя из которого формируются перечень работ и план работ, определяется в соответствии с настоящим стандартом, а также пунктом 4.4 и разделом 15 таблицы А.1 ГОСТ Р 56192-2014.

4.7 Объем и периодичность выполнения работ (далее - график) определяются в соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 56192-2014.

4.8 Кроме выполнения плановых работ исполнитель выполняет дополнительные работы, в том числе работы по устранению аварийных ситуаций и неисправностей, выявленных по итогам технических осмотров и поступивших заявок.

Примечание - Рекомендуемые справочники (сметные нормативы): [9], [10], [11].

Мы писали о том, что мэрия одного из городов России напомнила управляющим организациям, что уборка последствий паводка во дворах многоквартирных домов – их обязанность. Это вызвало поток вопросов от наших читателей. На примере двух судебных дел рассказываем, почему УО может быть привлечена к административной ответственности за весенние лужи перед домом.

УО не считает лужи во дворе нарушением надлежащего содержания общего имущества дома

В орган Госжилнадзора обратился житель одного из многоквартирных домов Петрозаводска с жалобой на подтопление придомовой территории до 6 кв.м. площади. ГЖИ по итогам проверки направила управляющей домом организации предписание об устранении нарушений по надлежащему содержанию общего имущества в 4-хдневный срок.

Новая проверка показала, что УО не выполнила предписание, поэтому орган ГЖН обратился в суд. Мировой судья привлёк управляющую организацию к административной ответственности и оштрафовал её по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ – за невыполнение законного предписания надзорного органа.

УО не согласилось с таким решением и подала апелляционную жалобу отметив, что в предписании надзорное ведомство не указало, каким образом должно быть исполнено требование устранить подтопление.

К тому же УО не считала, что нарушила требования по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, поскольку в её обязанности по договору управления не входят работы по осушению луж на придомовой территории в период таяния снега и дождя.

Организация указала на то, что производит своевременную уборку территории и следит за её санитарным состоянием, наличие же лужи на удалении 5-7 метров от дома не влияет на такое состояние, поскольку не угрожает жизни и здоровью граждан. Поэтому УО в жалобе просила суд отменить решение мирового судьи и признать предписание органа ГЖН незаконным.

УО не приняла всех возможных мер по содержанию земельного участка в надлежащем виде

Рассматривая дело об административном правонарушении, суд основывал решение на нормах ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ: юрлицо виновно в таком нарушении, если не предприняло всех доступных ему мер по соблюдению предъявляемых к нему в силу закона требований.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, берёт на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Требования и нормы по надлежащему содержанию ОИ МКД изложены в том числе в ПП РФ № 416, ПП РФ № 491 и постановлении Госстроя РФ № 170.

Согласно п. 4.1.1 постановления № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда, среди прочего, должна обеспечить предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Все текущие и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться УО вне зависимости от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.

УО не представила суду доказательств, что предпринимала все зависящие от нёе меры по осушению придомового участка, а затем – выполнения предписания, выданного ГЖИ.

Отсутствие в предписании ГЖИ перечисления конкретных действий по его выполнению не свидетельствует о его незаконности. УО могла исполнить требование органа ГЖН любыми способами, не запрещёнными законом, в том числе согласовав их с компетентными органом и службами.

Жалоба УО была отклонена судом, решение мирового судьи о признании организации виновной в административном правонарушении оставлено в силе.

Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД

УО не соблюдает сроки по весенней уборке придомовых территорий

В ещё одном судебном деле управляющая организация смогла оспорить выданное предписание и штраф за состояние придомовой территории в весенний период, поскольку контрольный орган привлёк её к ответственности по статье нормативно-правового акта субъекта РФ, а не федерального законодательства.

Один из муниципалитетов Пермского края на основании проверки состояния дворовых территорий составил акт в отношении управляющей организации, которая не обеспечила очистку двора многоквартирного дома от остатков снега, льда и талой воды. Тем самым УО не обеспечила свободный и безопасный проход граждан и проезд автотранспортных средств, спецтехники к подъездам дома.

УО подала жалобу в суд, требуя отменить постановление муниципалитета, поскольку следовала указаниям заместителя начальника городского Управления строительства и ЖКХ, который установил крайние сроки по уборке территорий. На момент проверки муниципалитетом этот срок ещё не истёк. До назначенной письмом чиновника даты УО предоставила отчёт о выполнении всех необходимых работ.

Как управляющей организации оборудовать парковку во дворе МКД

Неубранная придомовая территория – нарушение лицензионных требований

Следовательно, УО нарушила федеральное законодательство, а не НПА субъекта РФ, и могла быть привлечена к ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Суд признал постановление муниципалитета незаконным и отменил штраф.

УО удалось оспорить постановление муниципалитета не потому, что она не должна была устранить подтопление придомовой территории, а потому что орган местного самоуправления привлёк её к ответственности за нарушение норм регионального НПА, а не федерального законодательства.

Иметь в виду

На примере двух судебных решений можно сделать вывод о том, что лужи во дворе многоквартирного дома, если земельный участок включён в общее имущество МКД, – головная боль управляющей организации или ТСЖ.

Особенно актуальна эта тема весной, когда сходит снег, а ливневая канализация не работает. Прочистка и отведение воды со двора дома, обеспечение прохода людей и проезда машин входят в обязанности управляющей домом организации.

В случае, если при проверке органом жилищного надзора будут выявлены нарушения в содержании дворовой территории, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Абоненты зачастую сбрасывают в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сточные воды ненормативного качества. Как следствие, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вынуждена сбрасывать в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов. Кто отвечает за конечное загрязнение водного объекта?

Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку:

1) загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ;

2) организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ;

3) мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.

Кстати

Если бы ситуация обстояла иначе и организации ВКХ гипотетически могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы:
• нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод;
• требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ;
• платы абонентов за сверхнормативный сброс;
• платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.

Учитывая пределы возможностей очистных сооружений и то обстоятельство, что абоненты зачастую сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов.

В случае если абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды, качество которых не соответствует установленным требованиям (это может быть и превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод, и нарушение требований, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения), это затрагивает и нарушает интересы организации ВКХ.

Какие интересы организации ВКХ могут быть нарушены? Прежде всего экономические (хотя велика вероятность наступления для организации ВКХ негативных административно-правовых последствий).

В пределах рассматриваемой темы экономическими интересами организации ВКХ будут являться интересы, связанные с отсутствием необходимости:

• нести затраты на ликвидацию последствий негативного воздействия сточных вод на объекты ЦСВ;

• возмещать вред, причиненный окружающей среде (водным объектам).

Для защиты перечисленных экономических интересов организаций ВКХ, а также в целях охраны окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых в водные объекты через ЦСВ, законодателем придуманы специальные механизмы, которые хорошо известны хозяйствующим субъектам.

Механизмы защиты

Первая группа требований, составляющих механизм защиты интересов организации ВКХ, — различные требования к качеству сточных вод.

Далее идут требования о необходимости внесения разных видов платы за нарушение требований к качеству сточных вод.

• фактически причиненный ущерб — если сброс сточных вод абонента повлек разрушение конструкций, сооружений и оборудования ЦСВ и нарушение работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений;

• дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод (платы за НВОС), — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект;

• расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного водному объекту, — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и причинение вреда водному объекту.

Перечень механизмов защиты можно продолжить, но в настоящем материале мы не преследуем цель подробного раскрытия этого вопроса.

Мы лишь пытаемся продемонстрировать следующее:

• организации ВКХ обладают различными инструментами воздействия на абонентов в части регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ;

• закон предполагает, что расходы организации ВКХ, связанные с последствиями сброса в ЦСВ сточных вод ненормативного качества, должны компенсироваться.

Означает ли это, что роль организации ВКХ сводится к минимуму:

• принять сточные воды в ЦСВ;

• проконтролировать их качество;

• очистить, насколько это возможно;

• сбросить в водный объект, не неся ответственность за то, на что организация ВКХ как будто не в силах повлиять?

Словарь

Водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ[1].

Организация ВКХ является водопользователем, НВОС которого нормируется и ограничивается разрешительной документацией. А значит, в первую очередь организация ВКХ отвечает за качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Всевозможные механизмы воздействия на абонентов ЦСВ придуманы не только для того, чтобы защитить интересы организации ВКХ, но и в природоохранных целях.

Сегодня в Федеральном законе № 416-ФЗ содержится важное указание:

Извлечение
из Федерального закона № 416-ФЗ

Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов

[…]
4. Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования[2] инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Однако процитированная норма вступила в силу 01.01.2019. До указанной даты можно было выводить обязанность организации ВКХ по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению очистных сооружений лишь из общих требований к охране водных объектов, которые должны соблюдаться любыми водопользователями.

Надо сказать, что требования эти на практике подчас обнаруживали свою несостоятельность (несмотря на весьма императивный характер, как, например, у требований, связанных с установлением лимитов на сбросы только при наличии планов снижения сбросов).

Если точнее и формальнее: отсутствует причинно-следственная связь между действиями организации ВКХ и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Логика основана, в частности, на том, что качество сточных вод не совсем подвластно организации, осуществляющей водоотведение; качество сточных вод — в первую очередь дело рук абонентов (в совокупности и по отдельности). Следовательно, организация ВКХ не должна нести ответственность за причинение вреда водному объекту.

Многие арбитражные суды считают иначе, указывая, что организации, осуществляющие водоотведение, должны обеспечивать очистку сточных вод, а также должны совершенствовать системы очистных сооружений — на то они и организации ВКХ.

Рассмотрим в качестве примера одно из дел.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2019 по делу № А51-8049/2018

Во время проверки, проведенной в отношении водоканала, орган госэконадзора обнаружил, что сточные воды, принимаемые от абонентов и сбрасываемые в водный объект, содержат загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные требования.

Сброс сточных вод в водный объект приводит к нарушению нормативов качества вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Водоканал, в числе прочего, настаивал на отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Однако арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций постановили:

1) факт причинения водному объекту вреда именно водоканалом доказан самим фактом сброса сточных вод в водный объект с превышением ПДК;

2) действия водоканала носят противоправный характер;

3) имеется причинно-следственная связь между неправомерными действиями водоканала и причиненным вредом водному объекту.

Интересно, как арбитражные суды объяснили наличие причинно-следственной связи, а также вины организации ВКХ в причинении вреда водному объекту:

Суд апелляционной инстанции отметил, что предприятие, зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Почвой для этого вывода, на наш взгляд, послужил один из доводов надзорного органа:

[Предприятие — прим. автора] на протяжении 9 лет, взимая плату с абонентов за предоставление услуг водоотведения, не производит очистку принятых сточных вод, не проводит мероприятия, направленные на нейтрализацию негативного воздействия на окружающую среду. Зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных шагов и действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, и надзорный орган, и арбитражные суды фактически признали организацию ВКХ виновной в том, что она ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по водоотведению: прием, транспортировка и, обязательно, очистка сточных вод.

Водоотведение сточных вод или канализация, придумана так давно, что уже и не помнят кем. Но несмотря на её почтенный возраст, доступна она совсем не повсеместно. А процесс учета расхода сточных вод, у 9 9 % процентов многоквартирных домов на территории РФ - вообще отсутствует .

Практически везде, учет сточных вод. Устроен по принципу - входящая по трубопроводам холодная и горячая вода (объём) равна выходящей через канализационные трубы в колодцах (и ведут учет только входящей ).

Узлов (приборов) учета сточных вод на домах нет и вряд ли, в ближайшие время они появятся. Экономии и контроля над распределением они почти никакого не обеспечивают. Толк от них будет лишь на производствах, где в процессе, используется много воды и она не идет на "выход" (испаряется, входит в состав продукта, иное).

Спорные моменты между РСО, УК/ТСЖ, органами местного самоуправления и собственниками возникают, только на почве определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

ИТАК , как установил закон ( ПП 644 )

Все просто, читаем договор. Обращаем внимание, что в отличие от горячего водоснабжения (см.ниже) о приборах(узлах) учета ни слова.

Читаем договор, а он составляется в соответствии с требованиями НПА РФ ( ПП 491 ).

Тут необходимо, заострить внимание на смысловой нагрузке текста. Указано именно о соглашении (решении) собственников помещений МКД.

Из этого следует однозначный вывод.

Что ни при каких обстоятельствах. Ни Р СО ни УК/ТСЖ ни органы местного самоуправления (администрация) не могут самостоятельно, установить границу, отличную от решения собственников или в его отсутствие иную чем внешняя граница стены дома или место соединения прибора (узла) учёта с инженерной сетью.

Вариантов границ вырисовывается всего три :

1) По внешней стене..

2) По прибору, узлу (ОДПУ) учета.

3) По месту, установленному собрание собственников помещений.

Иных вариантов закон не предусматривает, а значит исключает.

Нормативных актов выпущено на эту тему не мало . Основной их массив, утвержден в один день 2013 года.

- Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83";

- Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 643
"Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения";

- Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения";

- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776
"Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод".

Но, не обращая внимание, на обилие нормативных актов. В водоотведении, не редко возникают конфликты.

К примеру . РСО заявляет, что первый от дома колодец входит в состав общего имущества и соответственно об его обслуживании и содержании должны позаботится собственники (жильцы) МКД.

Это заявление на законе не основано, а значит противозаконно.

И если у Вас в колодце, произошло событие, именуемое "подпор" (засорился). И сточные воды МКД,не могут преодолеть напор квартальных(городских) сточных вод, в следствии чего, все содержимое хлынуло в подвал.

Так вот ликвидация как последствий , так и самой аварии головная боль т олько РСО и более ни кого ( до внешней стены собственники отвечают, далее РСО).

Второй не редкий случай. Это "терки" по поводу ливневой канализации.

Тут дело ещё проще. Такой коммунальной услуги , как ливневая канализация - не существует . А значит и обязанностей, собственников помещений, по её обслуживанию и содержанию в исправном состоянии.

За её неё отвечаю органы местного самоуправления (администрация МО). А как они будут это реализовывать, наймут подрядчика, договорятся с РСО, иное. Собственников волновать не должно.

Если нужно подробнее , вот ссылки на судебные решения, касательно водоотведения:

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 N 17АП-3132/2009-ГК по делу N А50-20028/2008 Поскольку общество не владеет наружными уличными сетями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не является их собственником, судом установлена граница эксплуатационной ответственности абонента по вводу в здание.

Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2013 N Ф09-3089/13 по делу N А71-10071/12 урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Читайте также: