Задача государства во всеобщей гармонии обеспечении всеобщего блага как сильных так и слабых

Обновлено: 30.06.2024

Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.

Содержание

Введение
Глава I. Общие закономерности возникновения государства и права
1.1 Экономические отношения в первобытном обществе
1.2 Власть в первобытном обществе
1.3 Причины разложения первобытнообщинного строя
Глава II. Основные теории происхождения государства и права
Глава III. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе
3.1 Восточный (азиатский) путь возникновения государства
3.2 Западный путь возникновения государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происходдения гос-ва и права.docx

4. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства

Согласно договорной теории государство и народ имеют взаимные обязательства. Народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности. Государство же, в свою очередь, регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности.

Зачастую, государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий. Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга. Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Таким образом, очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

5. Теория насилия

Теория насилия (завоевания) как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных от возможных посягательств со стороны других сильных племён.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что процесс классообразования не во всех регионах мира происходил путем насилия. Оценивая же теорию внутреннего насилия, необходимо заметить, что далеко не всегда государственная власть выражала интересы большинства населения.

6. Психологическая теория возникновения государства

Основоположником психологической теории возникновения государства считается юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Также данную теорию разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Под данными свойствами подразумеваются желание большинства населения быть защищёнными и подчиняться более сильным; желание сильных индивидуумов общества повелевать другими людьми; способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. - и необходимость их обуздания.

Для обоснования своей идеи сторонники этой теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей и других лидеров.

Отчасти психологическая теория справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Но эта теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство - социальные, экономические, политические и др.

7. Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учёными Вормсом и Прейсом.

Г. Спенсер считал государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, - полагал Спенсер, - выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

По этой теории государство возникает и развивается подобно биологическому организму как единое целое: люди образуют государство, как клетки - живой организм. Государственные институты подобны частям организма: так, например, правители – головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносная система и т.д.

Между государствами, как в живой среде, идёт конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, например, Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США. В ходе естественного отбора государство совершенствуется: всё ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Достоинствами органической теории можно назвать то, что она воспринимает государство как единый целостный организм, а так же признает роль конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

При этом отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным, можно назвать недостатками данной теории. Авторы данной теории не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна.

8. Дуалистическая теория возникновения государства

Ведущей в либеральном государствоведении XIX-XX века явилась, так называемая, дуалистическая теория государства. Эта теория пыталась соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Видным представителем данной теории был профессор Гейдельбергского университета Георг Еллинек (1851-1911).

9. Ирригационная теория возникновения государства

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем.

В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

10. Марксистская или экономическая (классовая) теория возникновения государства

Основоположниками и представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Согласно данной теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми и создан специальный аппарат принуждения - государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

При таком подходе одна крайность – марксистская классовая интерпретация государства в советском варианте, заменяется другой – односторонним утверждением, что государство служит общему благу и только ему, при этом стираются различия между сущим и должным. 20

11. Либертарно-юридическая теория возникновения государства

В последние годы в нашей правовой литературе заметное место заняла так называемая либертарно-юридическая теория права и государства, разрабатываемая академиком РАН B. C. Нерсесянцем.

При анализе в данной концепции под правом имеется в виду принцип формального равенства, а под законом понимаются нормы.

Первым несомненным положительным моментом данной теории является то, что ее авторы отметили одну из характерных че­ловеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромис­сов с другими людьми, способствует возникновению желания посту­питься чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.

Договорная теория носит демократический характер, посколь­ку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рож­дения имеет права и свободы. Права и свободы важны для него на­столько, что за них он должен бороться вплоть до свержения пуб­личной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав.

Теория общественного договора создавалась шаг за шагом и в конце концов подточила феодальные устои. Постепенно возника­ло понимание того, что люди сами, а не монарх или феодал долж­ны распоряжаться своей судьбой, ведь они равны с момента рож­дения и каждый из них ценен для общества.

Нельзя не отметить и еще одно достоинство договорной тео­рии: она порывала с религиозным представлением о происхожде­нии государства и государственной власти. Правда, сначала, до ее создания, потребовался прорыв в области естествознания, кото­рый достался человечеству очень тяжело. Вспомним, что на ин­квизиционном костре был сожжен Джордано Бруно именно за создание новой картины видения мира, где места Богу не отводи­лось. Гуманитариям, с одной стороны, было легче идти по стопам естествоиспытателей, а с другой — сложнее, поскольку их идеи на практике проверить было невозможно. И тем не менее, теологиче­ская доктрина с XVI в. стала понемногу уступать дорогу светской. Большую лепту в этом отношении внесли авторы договорной тео­рии происхождения государства.

И, наконец, достоинство теории общественного договора со­стоит и в том, что она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер. Речь идет об имевших место в истории договорах, заключаемых между населением отдельных фео­дальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В этих соглашениях оговаривалось их материальное обес­печение, которое предоставлялось в обмен на управление горо­дом, на защиту города. Пусть эта общественная практика не носи­ла всеобъемлющего характера, но давала мыслителям пищу для ума. В дальнейшем общественная практика расширилась и стала ярким подтверждением договорной теории. Имеется в виду фор­мирование государства на Американском континенте (США), а также принятие сначала в США, а потом и в других странах кон­ституций, по своей сути и представляющих такой общественный договор населения и публичной власти.

Однако при всей привлекательности договорной теории нель­зя не видеть и недостатков, ей присущих.

Тезис Гоббса о том, что эгоизм — отправная точка человечест­ва, ложен. Если в него вдуматься, то его можно признать отголо­ском теории Дарвина о естественном отборе. В обществе все обстоит несколько иначе, чем в мире животных: если в мире жи­вотных действуют только биологические законы, то в обществе по­являются еще и социальные нормы, которые оказывают умеряющее значение и нейтрализуют естественный отбор. Даже на самых ран­них этапах жизни человечества мы можем найти элементы альтру­изма: повиновение религиозным традициям, самоотречение. А если вспомнить, насколько человек повиновался традициям, обы­чаям, верованиям, то все в жизни древнего человека нам будет ка­заться альтруизмом, хотя это, конечно, преувеличение.

2. Сторонники договорной теории, правильно обращая внима­ние на права и свободы личности, рассматривали человека, как будто он существовал сам по себе. Но не было в природе человека, одиноко бродящего по белу свету! Человек всегда существовал только в общественных структурах, причем был с ними неразде­лен. Это были семьи, общины, поселки, племена, союзы племен и т.д. Человек — существо общественное, и таковым он был с момен­та своего рождения. Именно эти общественные группы и есть реаль­ные субъекты исторического процесса.

4. Сторонники договорной теории представляют процесс соз­дания государства как сознательное творение человека. Так ли это? Разум человека был слаб и не мог уловить все связи и опосредова­ния. Это раз. Договор — это иначе согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, призвавшие для этого всю мощь своего интеллекта и способные понять, что нельзя руково­дствоваться только своими собственными интересами, а надо учи­тывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Это два. Чтобы все индивиды, совершенно разные от природы и выполняющие в обществе разные виды дея­тельности (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники, во­енные предводители и т.д.), пришли к соглашению на счет основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невоз­можно себе представить даже теоретически.

5. Для того чтобы сознательно что-то создать, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Но ведь опыта государствен­но-правовой жизни не было, тогда, могли ли люди сознательно создать такой механизм, как государство? Может им помогла все же интуиция, а не осознание?

6. Если предположить, что общественный договор людьми все же заключен, то получается, что он не носил юридического ха­рактера, поскольку в момент его заключения не существовало са­мого государства. Однако только государство может гарантировать, обеспечивать договоренность и придавать договору правовой ха­рактер.

7. Если, как утверждают сторонники договорной теории, госу­дарство создается по воле людей, то, вероятно, по их воле его мож­но и уничтожить? В таком случае остается непонятным, почему же, раз возникнув, государство нигде не исчезает. Возможно его преоб­разование, видоизменение, но не исчезновение. Отделение части государства также является мероприятием совершенно невероят­ным. Даже попытки такого отделения пресекались самым жест­ким способом и оканчивались нередко кровью. И лишь в последнее время на глазах изумленной мировой общественности, привыкшей к силовому пресечению подобных замыслов, стали использоваться мирные способы разделения (или отделения части) государств, например деление Чехословакии на два государст­ва: Чехию и Словакию.

Таким образом, при всех достоинствах договорная теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государ­ства.

Эта теория состоит из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия.

Ее авторами считаются Каутский 1 , Гумплович 2 .

Но возникает вопрос, неужели могут люди постоянно прожи­вать во взаимной вражде, ведь такое положение вряд ли можно на­звать устойчивым? Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они ука­зывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

покорение одного народа другим;

возникновение каст (классов);

постепенное смягчение их неравенства;

замена военного господства господством права;

происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

соединение людей в однородный народ;

рождение и развитие чувства патриотизма и образование на­ции.

Оценка теории. В этой теории есть много положитель­ных моментов. Теория внешнего насилия далеко не абсурд­на и основана на многих исторических фактах 5 . Правда и то, что за­воевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо об­разом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества. Не­преложным является и следующий факт: государственный аппа­рат практически всегда комплектовался из завоевателей.

Похожие страницы:

Основные теории происхождения государства (3)

. 4Глава 2. Основные теории происхождения государства 5 § 1. Теологическая теория 5§ 2. Патриархальная теория 7§ 3. Договорная теория 9 § 4. Теория "инцеста" 10 § 5. Органическая теория 11§ 6. Теория .

Основные теории происхождения государства и права (2)

. неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее .

Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории происхождения государства

. 31 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории происхождения государства Теологическая теория происхождения государства и права была одной из первых .

Теории происхождения государства (9)

. рассмотреть в работе основные известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и . написания контрольной работы мы познакомились с основными теориями происхождения государства - теологической, патриархальной, договорной, .

Теории происхождения государства и права (1)

. основных теорий происхождения государства и права:……5 Теологическая теория……………………………………………….………6 Патриархальная теория…………………………………………………….7 Органическая теория…………………………………………………….….8 Теория насилия……………………………………………………………….9 Психологическая теория .

Читайте также: