На какие этапы социология разделяет законодательный процесс

Обновлено: 30.06.2024

Однако, в юридической литературе не получил достаточного внимания этап законотворчества, который происходит до начала законодательного процесса (до начала законодательной деятельности). А ведь вносимый в законодательный орган законопроект может быть результатом творчества не только законодателей, но и других лиц, например, ученых какого-нибудь неправительственного института.

Законодательный орган, принимая законы, может и самостоятельно осуществлять законотворчество в полном объеме (работать над законопроектами без привлечения других лиц), но главная его функция – принятие законопроектов в качестве законов.

Подготовленный, кем бы то ни было, законопроект может быть внесен в законодательный орган любым субъектом, наделенным законом правом законодательной инициативы. Более того, в установленных законом случаях законопроект может быть вынесен инициативной группой граждан на референдум, где законодателем является народ, который лишь голосует за готовый законопроект, но никак не разрабатывает его и даже, в отличие от парламента, не дорабатывает.

То есть, законотворчество, помимо принятия закона законодательным органом (законодательной деятельности), включает в себя работу над законопроектом до его внесения в законодательный орган. Эта работа представляет собой, главным образом, разработку концепции будущего закона, а также написание первичного текста его проекта. Что подтверждается и установленным порядком принятия федеральных законов в Российской Федерации. Государственная Дума, в соответствии со своим Регламентом, в части законотворчества осуществляет: в первом чтении – обсуждение концепции законопроекта (статья 118); во втором чтении – принятие поправок к его тексту (статья 123); в третьем чтении – принятие его в качестве закона (статьи 125)[10]. То есть, этот орган не разрабатывает концепцию и текст законопроекта, а лишь осуществляет их доработку. Таким образом, в Регламенте Государственной Думы предусмотрено, что сугубо творческая деятельность над законопроектом – разработка его концепции и написание его первичного текста – осуществляется до внесения законопроекта в Государственную Думу.

Результатом законотворчества могут быть разные законы Российской Федерации. По классификации А.П.Любимова они подразделяются на следующие виды:

Конституция Российской Федерации;

закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральный конституционный закон;

федеральный закон (тематический);

федеральный закон о введении в действие федерального закона;

федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон;

федеральный закон о ратификации договора (соглашения, конвенции) Российской Федерации[17]:

Поскольку целью законотворчества является принятие необходимых обществу качественных законов, постольку законотворчество, как профессиональный вид деятельности, должно осуществляться в соответствии с научно обоснованными и проверенными на практике правилами. Такие правила должны существовать применительно ко всем основным стадиям законотворческого процесса, а именно: к разработке концепции будущего закона, к написанию текста его проекта и к принятию его в ходе законодательного процесса.

Законодательный процесс, в ходе которого реализуется важнейшая государственная функция (законодательная), регулируется, как правило, основным законом страны (конституцией), где, например, определено: какой орган государства является законодательным, то есть, принимает законы; кто обладает правом законодательной инициативы, то есть, имеет право вносить законопроекты в законодательный орган власти, обязательные к его рассмотрению; какой, в основном, порядок принятия законов; кто подписывает принятые законы; каков порядок вступления в силу принятых законов.

Подробные правила законодательного процесса содержатся, чаще всего, во внутренних регламентах законодательных органов власти, принимаемых ими самостоятельно.

В Российской Федерации законодательный процесс регулируют:

Конституция Российской Федерации 1993 г. (статьи 71-73, 83-85, 102-105, 108, 134-137);

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации[22];

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации[23].

Принятие законов в особенном порядке или принятие отдельных специальных законов регулируют также:

Бюджетный кодекс Российской Федерации[27].

законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации;

законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации;

В Конституции Российской Федерации содержатся лишь самые общие правила законодательного процесса. В частности, относительно принятия законов Государственной Думой, в ней указаны: перечень субъектов, обладающих правом вносить законопроекты в Государственную Думу; условия, при которых законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации; количество голосов депутатов Государственной Думы, необходимое для принятия (одобрения) закона; условие для принятия федерального конституционного закона; срок передачи принятого (одобренного) закона в Совет Федерации (Президенту Российской Федерации).

Поэтому большинство правил принятия законов содержатся в Регламенте Государственной Думы, что позволяет законодателю постоянно самостоятельно их менять. Впервые Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был принят в начале 1994 года[30]. В течение последующих четырех лет в него вносились изменения (нередко многочисленные) примерно 1 раз в квартал. В 1997 году Государственная Дума признает необходимость полной замены своего Регламента, для чего создает комиссию по подготовке нового Регламента Государственной Думы, который принимается в начале 1998 года. Однако с 1998 года по 2005 год изменения в Регламент Государственной Думы стали вноситься примерно в 2 раза чаще. Это свидетельствует об отсутствии в Российской Федерации устоявшихся, научно обоснованных правил принятия законов.

Из сказанного можно сделать следующие выводы.

Соотношение законотворческой деятельности и законодательной деятельности показано ниже:

Рис. Соотношение законотворческого и законодательного видов деятельности:

А – законотворческая деятельность;

Б – законодательная деятельность.

2. Основными этапами законотворчества, как деятельности по созданию новых законов, являются:

1) разработка концепции будущего закона;

2) написание текста проекта закона;

3) принятие закона законодательным органом (в ходе которого может осуществляться доработка, как концепции, так и текста будущего закона).

При этом только принятие закона является исключительной прерогативой законодателя и осуществляется только в рамках регламентированного законодательного процесса. Что касается разработки концепции закона и написания текста его проекта, то эти этапы законотворчества могут осуществляться как в законодательном органе, так и за его пределами.

3. Сугубо творческая часть законотворческой деятельности (разработка концепции закона и написание текста его проекта), в отличие от принятия закона, не урегулирована, да и не может быть строго урегулирована законом. Однако и разработка концепции закона, и написание текста его проекта не должны осуществляться беспорядочно и поэтому нуждаются, по меньшей мере, в методических рекомендациях, направленных на обеспечение качества принимаемых законов.

Хамуков А.В., кандидат юридических наук, заместитель руководителя Аппарата Парламента Кабардино-Балкарской Республики - начальник правового управления.

В работе анализируются существующие позиции относительно понятий "законотворческий процесс" и "законодательный процесс". Указанные понятия не являются синонимичными. Приводятся признаки, позволяющие разграничить законотворческий и законодательный процесс и определить их соотношение.

Ключевые слова: законотворческий процесс, законодательный процесс, разграничение, соотношение, отличительные признаки, стадии законотворческого процесса, стадии законодательного процесса.

In work existing positions concerning concepts "law-making process" and "legislative process" are analyzed. The specified concepts are not synonymous. The attributes are resulted, allowing to differentiate law-making and legislative process and to define their parity.

Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов.

В этой связи требует своего определения соотношение понятий "законотворческий процесс" и "законодательный процесс".

Следует отметить, что в теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта . Так, Д.А. Ковачев полагает, что законодательный процесс сводится к совокупности действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть . Это же мнение разделяет и Л.И. Антонова, считающая, что законотворческая деятельность - это совокупность организационных действий уполномоченных государственных органов по рассмотрению и принятию законопроектов. Аргументирует она свой вывод утверждением, что именно здесь происходит качественный скачок в правообразовании, приводящий к появлению правового акта как такового .

Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. С. 135.
Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М., 1966. С. 15 - 16.
Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. 1966. N 1. С. 4.

Авторы научно-практического и учебного пособия "Законотворчество в Российской Федерации" определяют законотворчество как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции .

Законотворчество в Российской Федерации. М., 2000. С. 26.

Однако есть и противники этой позиции, включающие в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта . Ю.А. Тихомиров, например, поддерживая расширительное толкование законотворческого процесса, пишет, что "целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти" .

См., например: Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 182.
Тихомиров Ю.А. Там же.

По мнению С.Л. Сергевнина, законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность - это деятельность именно законом уполномоченных государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится .

Сергевнин С.Л. Указ. соч. С. 136.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов .

Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. М., 2008. С. 6 - 7.

Г.П. Ивлиев и Г.А. Гаджимагомедов, понимая законодательный процесс в широком смысле, определяют его содержание как регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов .

Ивлиев Г.П., Гаджимагомедов Г.А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М., 2008. С. 14 - 21.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов .

Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. С. 195.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов .

Любимов А.П. Парламентское право России. М., 2002. С. 226.

В юридической науке, наряду с понятиями "законодательный процесс" и "законотворческий процесс", встречается также понятие "законопроектный процесс" . Существует позиция, что "если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин "законопроектный процесс" . При этом понятия "законодательный процесс" и "законопроектный процесс" не являются тождественными.

Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. М., 1997.
Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия "законопроектный процесс" // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3. С. 9.

Вместе с тем спорной, на наш взгляд, является точка зрения, что законодательный процесс "следует рассматривать только как процесс реализации уже принятого и вступившего в силу закона, то есть как форму правоприменительной практики, так же как процесс изготовления полуфабриката соотносится с процессом потребления уже готового продукта. Главным критерием, который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом" .

Представляется также небесспорной отмечающаяся в научной литературе констатация, что наиболее широким понятием, включающим в себя деятельность всех возможных участников как законотворческого, так и законодательного процессов, осуществляемую в особой процессуальной форме, направленную на достижение определенного результата - вступления в силу нового законодательного акта, является понятие "законодательная деятельность" .

Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18. С. 13 - 20.

Исходя из изложенного следует, что в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо четко определиться с содержанием указанных терминов, при этом различать понятия "законодательный процесс" и "законотворческий процесс". Законотворческий процесс в нашем представлении охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, в нашем представлении законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Вообще говорить о начальном и о конечном этапе законотворческого процесса можно лишь с очень большой долей условности. Как и всякий творческий процесс, он непрерывен и, по сути, бесконечен; скорее речь можно вести о переходе из одного качественного состояния в другое.

Что касается законодательного процесса, представляется целесообразным определять его как нормативно урегулированную деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию, промульгации и вступлению в силу закона.

Законотворческий процесс - разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс - особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.

Отличия понятий "законотворческий процесс" и "законодательный процесс", в том числе особенности законотворческого процесса, наглядно проявляются при исследовании содержания последнего. Оно может быть охарактеризовано, в частности, посредством следующих имеющихся признаков.

Во-первых, законотворческий процесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не формализованный, в отличие от законодательного, процесс.

Во-вторых, законотворческий процесс имеет, как правило, строго научную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и закрепления результатов науки, в том числе правовой.

В-третьих, он характеризуется сочетанием конкретного представления о результате законотворческого процесса - законодательном продукте, как правило, с неконкретным (абстрактным) представлением конечной редакции закона, тогда как для законодательного процесса характерно конкретное представление о конечной редакции закона.

В-четвертых, законотворческий процесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом законодательного процесса является внесение законопроекта.

В-пятых, субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредственный автор идеи (концепта) будущего закона. Это может быть научное учреждение, группа экспертов и специалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопроекты разрабатываются в недрах отраслевых министерств и других исполнительных органов государственной власти. Круг участников законодательного процесса, их прав, обязанностей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязательного учета этих мнений нормативно определен . Законотворческий же процесс может осуществляться неограниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элементами гражданского общества, отдельными гражданами и пр.) и охватывает "деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем - на различных стадиях законодательного процесса" .

См. об этом: Лихачев С.А. О понятиях "законотворческий процесс", "законодательная процедура", "законодательный процесс" // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2003. С. 71.
Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2000. С. 219.

При осуществлении исследования технологии законотворческого процесса, определении ее соотношения с технологией законодательного процесса представляется необходимым проанализировать основные стадии и этапы законотворческого процесса.

Стадии законотворческого процесса, как и стадии законодательного процесса, представляют собой основные, последовательно следующие одна за другой его структурные составляющие.

Вопросу о стадиях законотворческого процесса в правовой науке уделяется гораздо меньшее внимание по сравнению с вопросом о стадиях законодательного процесса. Отчасти это обусловлено существующей позицией о синонимичности понятий "законотворческий процесс" и "законодательный процесс". Между тем исходя из предлагаемого нами подхода к определению и, соответственно, разграничению этих понятий стадии законотворческого процесса представляются заслуживающими своего отдельного внимания и изучения.

Можно, на наш взгляд, выделить следующие стадии законотворческого процесса:

  1. анализ состояния правового регулирования вопроса на основе правового мониторинга;
  2. разработка концепции законопроекта;
  3. непосредственное изготовление текста законопроекта;
  4. внесение законопроекта в законодательный орган;
  5. рассмотрение законопроекта в законодательном органе государственной власти и принятие закона;
  6. промульгация (подписание и обнародование) закона;
  7. вступление в силу закона;
  8. мониторинг действия закона, в том числе его реализации и эффективности, - правовой мониторинг.

Что касается стадий законодательного процесса, то они достаточно широко исследованы и разработаны в правовой науке. Выделяются различные стадии законодательного процесса. Вместе с тем их можно свести, на наш взгляд, к следующим основным:

  1. внесение законопроекта в законодательный орган;
  2. рассмотрение законопроекта в Парламенте КБР и принятие закона;
  3. промульгация (подписание и обнародование) закона;
  4. вступление в силу закона.

Как видно из сравнительного анализа приведенных стадий законотворческого процесса и стадий законодательного процесса, последний является неотъемлемой, формализованной частью законотворческого процесса, который, в свою очередь, является более широким по своему содержанию. Сами же стадии законодательного процесса выступают одновременно и стадиями законотворческого процесса.

Исходя из изложенного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

1 слайд

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ. Важное значение для законодательной власти и м

2 слайд

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ. Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из ко

3 слайд

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.

Законодательный процесс в РФ — процесс принятия и вступления в силу законов,

4 слайд

Законодательный процесс в РФ — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии: 1.Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

2.Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, ра

5 слайд

2.Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом; 3.Принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации; Законодательный процесс в РФ

3.Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренн

6 слайд

3.Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок; 4.Подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок; Законодательный процесс в РФ

5. Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон долже

7 слайд

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы

8 слайд

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы. Законодательный процесс в РФ

Стадии законодательного процесса Законодательный (законотворческий) процесс п

9 слайд

Стадии законодательного процесса Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий: 1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления

10 слайд

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе; Стадии законодательного процесса

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общ

12 слайд


13 слайд

Законодательный процесс в Российской Федерации Второй этап законодательного п

14 слайд

Законодательный процесс в Российской Федерации Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии: 1.рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе; 2.утверждение (подписание) закона; 3.обнародование закона.


15 слайд


16 слайд

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса. Рассмотр

17 слайд

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса. Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важн

18 слайд

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении. . Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемо

19 слайд

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения. Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Со

20 слайд

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается: федеральных конституционных законов; федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; защиты государственной границы России, а также войны и мира. статуса и Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с мом

21 слайд

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона: либо подписывает закон и обнародует его, либо отклоняет закон, т. е накладывает вето. Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы. Вето может быть абсолютным или относительным. Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император. Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого зак

22 слайд

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим ор

23 слайд

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному

24 слайд

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования

25 слайд

Интернет ресурсы: Законодательный процесс в РФ, его понятие и стадии grandars

26 слайд

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Выполнил : студентка 4курса

заочной формы обучения

Москва 2010г.

Законотворческий процесс является одним из важнейших направлений работы любого государства. Законотворческая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы можно судить о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

В современном обществе мы постоянно соприкасаемся с правилами, зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с последствиями, которые наступают при их нарушении. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, регулируя все основные общественные отношения, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.

Законы государства характеризуются следующими признаками:

1) Они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти — парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.

2) Законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

3) Законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

4) Законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни.

Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.

В каждой стране законотворческий процесс имеет свои особенности. Но везде он строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов, а также - специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок законотворческой деятельности государственных органов.

Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности.

Стадии законотворческого процесса и его участники.

Законотворческий процесс состоит из целой серии выработанных и юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия, различных нормативно-правовых актов.

Действующая российская Конституция четко определила трех участников законотворческого процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. Государственная Дума – нижняя палата – отражает прямое представительство всего населения страны. Что касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституцией оговорено, что палаты работают раздельно. За Президентом Российской Федерации, Конституция закрепила право подписания и обнародования, принятых двумя палатами законов, тем самым сделав его полноправным участником законотворческого процесса.

Каждый из упомянутых выше трех элементов способен выступить противовесом двум другим. Так бывает каждый раз, когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет идею и принципы закона, а также по-своему оценивает последствия его принятия. В каждом случае это недовольство выражается по-своему: Государственная Дума имеет право отклонить законопроект, затормозив процесс в самой начальной стадии, Совет Федерации может не одобрить закон, принятый Государственной Думой, а Президент способен наложить вето на документ, благополучно прошедший через обе палаты парламента.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

1) Законодательная инициатива - это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

3) Принятие закона. Достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются определенным числом голосов (более половины от общего числа депутатов Государственной Думы). Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона, возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4) Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

Именно сейчас, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, стало ясно, насколько важен сам процесс создания закона. С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий, результатом которых является создание закона. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

Список использованной литературы :

1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета от 25.12.1993.

2. Конституционное право России: Учебник для вузов под ред. Кокотова А.Н. и Кукушкина М.И. / М., 3-е издание: 2006.

3. Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., М., 2008.

4. Комарова С.А. Общая теория государства и права: Учеб. 7-е изд., Питер, 2004.

Первый – предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты – лидеров, средства массовой информации, науку – может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).

Например, демократические реформы в Литовской республике потребовали правового закрепления свободы слова и печати. В результате 18 февраля 1990 г. появился Закон о печати, ст. 1 которого утверждала свободу выражения взглядов и устраняла цензуру, а в ст. 4 закреплялось право на получение информации от государственных и общественных организаций. В данном случае правовая форма получила приоритет перед другими видами социального воздействия в таких важных вопросах, как политические свободы.

В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Подобная деятельность называется лоббизмом с тех пор, как первые защитники чьих-либо интересов появились в кулуарах (lobby) парламента. Российская политическая практика знает уже немало таких фактов: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.

Депутат парламента также имеет право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта его возможность весьма ограничена, особенно если законопроект не предусмотрен программой законотворческих работ, как принято, например, в Российской Государственной Думе, или есЛи законопроект не поддерживает правительство или президент.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития:

а) принятие законопроекта в первом чтении;

б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента – один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона.

В большинстве западных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия: во Франции – 15 дней с момента внесения, в Германии – 6 недель, в Испании – до 20 дней (для срочных законопроектов). В Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями – четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня – между стадией доклада и третьим чтением. Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует о существующей волоките в Государственной Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1. Этапы квалификации преступлений

§ 1. Этапы квалификации преступлений Квалификация преступлений проходит ряд этапов в направлении все более точного установления соответствия состава содеянного признакам состава преступления по данной уголовно-правовой норме. От первого этапа — возбуждения

3.1 Федеральный законодательный процесс – понятие, подходы, стадии, проблемы реализации

3.1 Федеральный законодательный процесс – понятие, подходы, стадии, проблемы реализации Главная задача парламента – принятие законов. Процесс законодательства занимает более половины времени работы парламента. Законодательный процесс тщательным образом

1. Цели и этапы приватизации

1. Цели и этапы приватизации Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного

5.1 Основные этапы сделки

Этапы строительства

Этапы строительства Весь процесс строительства жилого дома можно условно разделить на три этапа:? нулевой цикл;? строящийся дом;? готовая новостройка.Покупка на каждом этапе имеет свои особенности и свои риски.Нулевой цикл. Это самая дешевая, но и самая рискованная для

Этапы покупки жилья

Этапы покупки жилья Выбор компании-застройщика На первичном рынке жилье приобретается гражданами, как правило, у компании-застройщика. Причем процесс купли-продажи растягивается на год-два, а иногда и значительно дольше.Отношения, связанные с привлечением денежных

I. Порядок законодательный

I. Порядок законодательный Степень первая В каждом волостном городе или в главном волостном селении каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы. Казенные селения от каждого пятисотного участка

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс

22. Порядок работы парламента, законодательный процесс Формой работы парламента является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты. Различаются очередные и чрезвычайные сессии (в

Этапы преступного пути

Этапы преступного пути Итак, Салман Радуев создал свою вооруженную банду с целью нападения на предприятия, организации, учреждения и на отдельных граждан России. Он неоднократно совершал акты терроризма, повинен в убийствах, гибели большого количества людей, захватывал

65. Законодательный процесс в Российской Федерации, общая характеристика. Законодательная инициатива как первая стадия законодательного процесса

65. Законодательный процесс в Российской Федерации, общая характеристика. Законодательная инициатива как первая стадия законодательного процесса Законодательный процесс — регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс

2.2. Основные этапы расследования

2.2. Основные этапы расследования Любое журналистское расследование состоит из:• составления плана мероприятий;• сбора и обработки первичной информации;• работы с источниками;• систематизации собранной информации;• формирования доказательной базы;• генерального

17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс

17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность, процессуальность, стадийность.В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти. Так, в учебнике В. В. Лазарева и

26. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

26. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду,

Читайте также: