Чем конкубинат отличается от законного брака

Обновлено: 30.06.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Законный брак, как юридический институт, связан с изданным в 18 г. до н. э. законом, установившим строгое наказание за прелюбодеяние (отсюда и название ЗАКОННЫЙ брак). При законном браке практически нет разводов, а значит нет алиментов, деления между супругами детей и имущества. Развод допустим только в крайних случаях. Исходя из самой логики законного брака единственно уважительная причина по которой можно развестись это прелюбодеяние (измена жены). Муж имел право убить, застукав ее на месте преступления. Т.е. даже оставшись живой после измены своему мужу, она становилась вне закона, выгонялась из дома мужа (именно такой смысл вкладывается в выражение "выгнал из дома", то, что жена стала преступником/преступившим закон) поэтому не могло быть и речи чтобы она претендовала на детей, алименты, или раздел имущества.

Но не всякий брак был разрешен (например, закон запрещал брак лиц сенаторского сословия с вольноотпущенницей). Поэтому некоторые просто сожительствовали без заключения законного брака. Со временем такое сожительство стало допускаться и законом, и стало называться конкубинатом. Главное отличие от брака было в отсутствии претензий мужчины в случае, если женщина-конкубина уйдёт к другому. Т.е. конкубинат это законом установленный союз мужчины и женщины, который не рождает обязанности верности (свободный брак). В Христианстве такой брак считался блудом.

При конкубинате появились совершенно новые юридические взаимоотношения. Разводы, до того не приемлемые, стали обычным явлением. А это рождало другие правовые последствия между мужем и женой. Ведь в случае измены, жена не преступала закона, а значит при разводе имела права и на общего ребенка и на раздел имущества и на алименты (изобретение именно того времени). Мужчина был обязан нести алиментные обязательства, ведь это была его вина, что он не заключил законный брак, где алименты в принципе невозможны, не хочешь законного брака — плати алименты.

Теперь о настоящем. Ровно такой брак заключается в современном ЗАГСе, только называться почему то стал "законным браком", наверное приставка "законный" означает, что блуд стал единственно допустимым ЗАКОНОМ видом брака. Брак, можно в любой момент расторгнуть без объяснения причин, верность даже формально не обговаривается при заключении брака, т.е. это тот же самый свободный брак. С небольшими вариациями, отличиями и мотивами которые привели общество к заключению такого вида брака. Например, в Др. Риме законный брак заключался с пышной церемонией бракосочетания, для конкубината никаких церемоний не требовалось. Чтобы подчеркнуть неполноценность конкубината как брака, дети, рожденные в конкубинате считались незаконнорожденными, не имели права претендовать на наследство отца (но со временем и это условие отмерло) и не подпадали под власть отца, а значит он, в случае разрыва отношений не мог претендовать на детей конкубины. В современном "браке" наоборот присутствует свадебная церемония, и дети "типа" законнорожденные, имеют право на наследство. Но суть (свобода от обязанности верности) осталась. Взятие женой фамилии мужа присутствует лишь как традиция, без следования за ее смыслом, то, что жена подпадает под власть мужа (т.е. обязана ему верностью). Остались от законного брака лишь внешние атрибуты, без соблюдения их сути. Со стороны может показаться, что это такое смешение законного брака с конкубинатом, что то взято от конкубината, а что то от законного брака, поэтому создается впечатление, что сейчас регистрируют в ЗАГСе какой-то новый вид брака, современный, просто переработанный временем. Но на самом деле, если отбросить помпезность, внешнюю оболочку, и вглядеться получше во внутреннюю суть современного брака, то становится очевидным простая истина — современный брак это тот же самый добрый и старый КОНКУБИНАТ, но только уже с другим названием. Присутствуют все основные признаки конкубината — свобода развода, отсутствие обязанности верности, фактическое не подпадание детей под власть отца, а значит при разводе оставление общих детей матери, и как следствие, алиментные обязательства и раздел имущества.

Надеюсь, теперь всем понятно с чем связан кризис современного института семьи? Брак превращен в комическое эро-шоу блуда обыкновенного, только еще в более уродливых формах, чем конкубинат в Римском праве, с попранием элементарных моральных норм справедливости, чистоты и верности, к которому просто нельзя относиться всерьез.

Римское право различало (вплоть до Юстиниана):

В доюстиниановом праве различали брак: 1.cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа. Жена не имеет никакого имущества; взамен этого она получает право наследования после смерти мужа и его агнатов наряду со своими детьми. 2.sine manu, т.е. брак безмужней власти, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятель­ным лицом. Жена остается собственником своих вещей. Жена д/б составить список, чтобы избежать различных споров. Бремя содержания семьи лежало на муже.

Заключение брака. Брак в Риме заключался неформаль­но: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заклю­чался cum manu manti (с мужней властью), то для установ­ления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов.

Условия вступления в брак: 1) Необходимо было сог­ласие жениха и невесты, а также согласие домовладыки. 2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин). 3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке. 4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii.

Брак признавался ничтожным между родственниками по прямой линии. Недопустим брак между теткой и племянником, между братом и сестрой.

Брачный союз прекращался: 1. смертью одного из супругов. 2. разводом. 3. утратой свободы одним из супругов. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию, так и по одностороннему заявлению. В период абсолютной монархии, развод по обоюдному согласию был запрещен Юстинианом. Одностороннее заявление о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга и др. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине: неспособность к половой жизни, уход в монастырь.

20-21. Условия заключения и прекращения брака. Личные и имущественные права супругов.Заключение брака. Брак в Риме заключался неформаль­но: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заклю­чался cum manu manti (с мужней властью), то для установ­ления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов.

Условия вступления в брак: 1) Необходимо было сог­ласие жениха и невесты, а также согласие домовладыки. 2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин). 3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке. 4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii.

Брак признавался ничтожным между родственниками по прямой линии. Недопустим брак между теткой и племянником, между братом и сестрой. Не допускался брак м/у одним из братьев и женой другого брата (умершего). Брак признавался ничтожным: провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом имелось в виду, с одной стороны, предупредить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовать усилению влияния магистрата посредством семейных связей).

Брачный союз прекращался:

1. смертью одного из супругов.

3. утратой свободы одним из супругов. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию, так и по одностороннему заявлению. В период абсолютной монархии, развод по обоюдному согласию был запрещен Юстинианом. Одностороннее заявление о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга и др. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине: неспособность к половой жизни, уход в монастырь.

Личные отношения супругов.

1. Жена получает имя и сословное положение мужа и сохраняет его до нового брака.

2. Разделяет место жительства мужа.

3. На обеих супругах лежит обязанность сохранять верность. Нарушение влекло уголовное наказание и неблагоприятные имущественные последствия. Двоеженство было запрещено.

4. Супругам запрещалось предъявлять штрафные и имфамирующие иски. Нельзя принуждать супругов свидетельствовать против др/друга. Присуждение по иску супруга не может превышать платежеспособности другого супруга. 5. Муж является представителем жены и может вести ее дела без специальных полномочий.

Имущественные отношения. 1.При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, прине­сенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь извест­ную долю в порядке наследования в случае смерти мужа. 2. При браке sine manu имущество супругов оставалось раз­дельным. Даже простое управление имуществом жены принад­лежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях до­говора поручения. Приобретения жены во время состояния в браке (sine ma­nu) также поступают в ее имущество; впрочем, если отно­сительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей. Жена д/б составить список, чтобы избежать различных споров.

Способы установления приданого. 1. Реальная передача вещей или прав. 2. Стипуляция – обещание дать приданое в будущем. 3. Пакт.

Риск случайной гибели приданого несет жена. Чтобы этот риск перешел на мужа, требуется оценка приданого. В этом случае возвращаются деньги (сумма, в которую оценено приданое). В древнейшем праве, при разводе, приданое оставалось у мужа. Для избежания этого, в момент установления приданого стали заключаться дополнительные обязательства о возврате приданого при разводе. Преторский иск о возврате приданого (он дается пр и разводе, без вины жены). При разводе дети оставались с мужем, и часть приданого оставлялось на содержание детей. В некоторых случаях жена могла истребовать приданое во время брака (при расточительности мужа, для помощи нуждающимся родственникам). При незаключении брака приданое истребуется назад с помощью виндикационного и кондиционного исков. В постклассический период право мужа на приданое ограничивалось хоз. управлением. При разводе по вине жены, приданое переходило в собственность детей.

Предбрачный дар – симметричен приданому. Он, до брака передавался невесте; во время брака дар принадлежал мужу. При разводе по вине мужа, дар передавался жене. Дарения м/у супругами были запрещены законом. Допускались подарки к праздникам, а также подарки, соответствующие сословному положению. Подарки сделанные при жизни были действительными после смерти дарителя.

Исследователи римского права видят обычно в K. форму брака "с меньшими юридическими последствиями", чем законный брак, как бы "полубрак". Действительно, мужчина при К. не считал свою сожительницу женой; женщина при К. не пользовалась гражданскими правами и общественным положением жены, а дети от К. считались незаконными и принадлежали к роду своей матери. Но так как других юридических последствий К. не имел, то правильнее видеть в нем не институт гражданского права, а простое явление римских нравов. Законы им занимаются лишь для того, чтобы отграничить его от брака, с одной стороны, и от преступного полового сожития, stuprum, с другой. В Риме формы вступления в брак были установлены религией и нравами; юридически обязательных форм не было, и от простого полового сожития брак отличался только фактическими признаками: affectio maritalis, honor, dignitas uxoris. Поэтому всякий раз, когда мужчина открыто называл свою сожительницу не женой, а наложницей, налицо был К., а не брак. Нравы позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, но к женщине, вступившей в незаконную связь, общественное мнение относилось пренебрежительно. Даже на саркофагах мужчины встречается перечисление его любовниц; для женщины же положение конкубинки считалось позорным и потому недозволенным для римской матроны, т. е. дочери римского гражданина, любовная связь с которой составляла уже преступление, stuprum. Положение конкубинок занимали вольноотпущенные и иностранки; конкубинка обязана была хранить верность своему сожителю, но не как жена, а как бывшая рабыня, обязанная ему благодарностью за отпущение на волю. Ср. Р. Gide, "De la condition de l'enfant naturel et de la concubine dans la législation romaine".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Конкубинат" в других словарях:

КОНКУБИНАТ — (этим. см. конкубина). Наложничество, внебрачное сожительство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКУБИНАТ постоянная половая связь вне законного брака. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

конкубинат — сожительство Словарь русских синонимов. конкубинат сущ., кол во синонимов: 1 • сожительство (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

КОНКУБИНАТ — (лат. concubinatus, от con (cum) вместе и cubo лежу, сожительствую) в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения. Широко применялся после строгих законов… … Юридический словарь

КОНКУБИНАТ — (лат. concubinatus от con вместе и cubo лежу, сожительствую), в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Вопросы конкубината регулировались законом (напр., дети, рожденные в конкубинате,… … Большой Энциклопедический словарь

КОНКУБИНАТ — КОНКУБИНАТ, конкубината, мн. нет, муж. (лат. concubinatus наложничество) (этнол.). Случайное, временное сожительство мужчины и женщины, в противоп. браку, как постоянной форме сожительства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНКУБИНАТ — (от лат. con вместе и cubo сожительствую) англ. concubinage; нем. Konkubinat. Неузаконенная форма длительных брачных отношений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

КОНКУБИНАТ — (от лат. con вместе и cubo лежу, сожительствую), форма длит. фактического брака, юридич. оформлению которого препятствовали запрещения, основанные на классовом, экон. или сословном неравенстве брачных партнёров. К. был широко распространён в Др.… … Демографический энциклопедический словарь

Конкубинат — (лат. concubinatus; англ. concubinage) 1) допускавшееся древним римским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной; дети от такого брака считались незаконнорожденными; 2) незаконное сожительство … Энциклопедия права

Конкубинат — сожительство мужчины и женщины без заключения брака. Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху Империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например,… … Термины гендерных исследований

конкубинат — (лат. concubinatus, от con вместе и cubo лежу, сожительствую), в римском праве фактически сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Вопросы конкубината регулировались законом (например, дети, рождённые в… … Энциклопедический словарь

[лат. concubinatus; греч. παλλάκεια, παλλακισμός, παλλακή, ἄγραφος γάμος], в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком, однако не имевшее признаков порочной связи (как связь с малолетними или c близкими родственниками). Отличие К. от брака состояло в том, что конкубина была лишена чести брака (honor matrimonii), к-рая полагалась супруге, т. е. не разделяла социального положения и статуса своего сожителя.

К. в Римской империи

В юридических источниках нет определения К., подобного определению брака, предложенному рим. юристом Модестином. К. считался длительный союз между мужчиной и женщиной, к-рые не имели права заключать брак друг с другом (ius conubii), или же такой союз, в к-ром отсутствовало affectio maritalis, т. е. стремление состоять именно в браке. К., а не правильный брак (matrimonium iustum), возникал между лицами, относящимися к различным социальным сословиям: мужчина, как правило, обладал более высоким социальным статусом, чем женщина (как, напр., в случае с патроном и вольноотпущенницей). На этом основании некоторые исследователи видят в К. прообраз морганатического брака ( Leclercq . 1914. Col. 2499; Bonfante P. Diritto romano. Firenze, 1900. P. 195).

В период ранней империи К., за некоторыми исключениями, не имел юридических последствий, в т. ч. для рожденных от подобного союза детей (их статус не отличался от положения др. внебрачных детей - Gai Inst. I 64; Dig. I 5. 19). Тем не менее определенный правовой статус имела вольноотпущенница, бывшая конкубиной собственного патрона: она пользовалась титулом матроны и могла быть подвергнута преследованию за прелюбодеяние (Dig. 48. 5. 14 pr.). К. считался социально допустимой практикой; он был распространен в высших слоях рим. общества. Существуют многочисленные свидетельства эпиграфических и папирологических источников о распространенности К. в солдатской среде. Несмотря на запреты, был распространен К. не только с вольноотпущенницами, но и со свободнорожденными женщинами, фактическое сожительство с которыми по брачному законодательству имп. Августа представляло собой преступную связь. Был распространен и такой вид К., когда сожительствовали свободнорожденная женщина и вольноотпущенник ( Plassard. 1921. P. 157, 161; Meyer. 1895. S. 75).

Имп. Константин Великий занял отрицательную позицию по отношению к К. В 336 г. он ввел запрет на дарения, отказы по завещанию и любые др. способы отчуждения имущества сожителя в пользу конкубины или ее детей (CTh. IV 6. 2, 3). Эта мера ухудшила положение конкубин и их детей, поскольку в классическую эпоху не существовало (или не дошло до наст. времени) законодательных ограничений в отношении дарений или отказов по завещанию в пользу конкубины и рожденного от нее потомства. По всей видимости, имп. Константин запретил также усыновлять детей, рожденных от конкубины (в классическую эпоху подобного запрета не существовало), однако разрешил их узаконивать через последующее заключение брака с их матерью (per subsequens matrimonium parentum). Это постановление упоминает имп. Зинон в Конституции 477 г. (СJ. 5. 27. 5 pr.).

Поскольку при имп. Юстиниане была отменена значительная часть запретов на браки между лицами различного социального статуса, отличие брака от К. состояло теперь в том, что стороны не заключали между собой брачный союз, а желали жить именно в К. Легализовалась, т. о., практика внебрачного сожительства со свободнорожденными женщинами, не состоящими в браке. Подобные союзы более не рассматривались как преступная связь (stuprum).

Нек-рые исследователи полагают, что К. при имп. Юстиниане нельзя рассматривать как низший вид брака. Брак и К.- два различных института, и их отличает наличие или отсутствие affectio maritalis. К. может трансформироваться в брак в случае появления affectio maritalis у сожителей ( Karab é lias. 1988. P. 190).

При имп. Юстиниане не разрешался К. между лицами, не достигшими брачного возраста, состоящими в той степени родства, в которой был запрещен брак, или же состоящими в др. браке или К. (Novell. Just. 18. 5). К. заключался посредством взаимного согласия, без совершения к.-л. обрядов и без предоставления приданого, однако имел определенные правовые последствия. У родителей и детей, рожденных в К., возникали по отношению друг к другу права и обязанности.

Согласно постановлению имп. Юстиниана от 528 г. (СJ. 5. 27. 8), в случае отсутствия рожденного в законном браке потомства и произведшей его на свет матери отцу разрешалось оставить в виде отказа по завещанию (или передать иными способами) конкубине и ее детям до половины имущества.

В 539 г. имп. Юстиниан позволил передавать внебрачным детям в случае отсутствия законнорожденных детей все имущество (Novell. Just. 89. 12. 3). При отсутствии законных наследников и законной супруги конкубина и ее дети могли наследовать главе семейства без завещания (по закону) в 6-й части его имущества (Novell. Just. 18. 5; ср.: Ibid. 89. 12. 4). Данная мера была нововведением имп. Юстиниана в сфере наследственного права: в классическую эпоху дети конкубины не могли наследовать своему отцу по закону, хотя известны и редкие исключения из этого правила (согласно постановлению имп. Траяна от 106 или 107 г., адресованному префекту Египта, внебрачные дети солдат, несших службу в Египте, и дети, прижитые ими во время этой службы, могли наследовать своим отцам без завещания по преторскому праву среди кровных родственников - Meyer P. Die ägyptischen Urkunden und das Eherecht der römischen Soldaten // ZSRG.R. 1897. Bd. 18. S. 44-49; речь идет о детях от конкубин. Даже если имп. Траян признал уже существовавшую практику, постановление могло иметь временный характер и действовать только на территории Египта - Tomulescu. 1972. P. 307).

Если при имп. Юстиниане К. был моногамен (нельзя было иметь одновременно не только супругу и конкубину, но и неск. конкубин; в последнем случае находящиеся в подобной связи лица утрачивали права, которые получали состоящие в моногамном К. партнеры, т. е. подобная связь не признавалась правильным К.- Novell. Just. 18. 5. 30-35), нельзя с уверенностью утверждать, что такая же ситуация существовала и в предшествующий период. Имп. Константин Великий, вероятно под влиянием христ. вероучения, запретил в 326 г. женатым мужчинам состоять в связи с конкубиной (CJ. 5. 26. 1). Установление этого запрета означает, что ранее подобные отношения считались допустимыми ( Tomulescu. 1972. P. 323; конкубина женатого мужчины именовалась paelex - Dig. 50. 16. 144; см.: Berger. 1953; Erdmann. Paelex // Pauly, Wissowa . 1942. Bd. 18. Sp. 2225-2227). К.-л. законодательные ограничения числа конкубин в классическую эпоху отсутствуют; напротив, есть свидетельства допустимости связи с несколькими конкубинами одновременно (см., напр.: Plin. Jun. Ep. 3. 14. 3: concubinae cum ululatu et clamore concurrunt; однако П. Майер считал, что К. имел характер моногамного союза, см.: Meyer. 1895. S. 28).

При имп. Юстиниане узаконить детей от конкубины можно было 3 способами: через последующее вступление с ней в брак, получение рескрипта императора (rescriptum principis), а также путем предоставления сыну от конкубины достаточных средств, чтобы он стал членом городской курии, декурионом, или же наделения дочери от конкубины таким приданым, чтобы она могла вступить в брак с декурионом (oblationem curiae) ( Kaser. 1959. Bd. 2. S. 157).

К. в византийском праве

Читайте также: