Местное самоуправление как основа народовластия теоретические и правовые аспекты

Обновлено: 29.06.2024

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ

2. Основные вопросы:

1. Исторические аспекты становления и развития местного
самоуправления (далее – МСУ) в России
2. Правовые основы МСУ на современном этапе
3. Компетенционные основы МСУ
4. Формы осуществления МСУ
5. Территориальные основы МСУ
6. Организационные основы МСУ
7. Экономические основы МСУ
8. Межмуниципальное сотрудничество

3. Конституционное определение понятия местного самоуправления

Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, через выборные и
другие органы местного самоуправления.

4. Законодательное определение местного самоуправления

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации, признается, гарантируется и
осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма
осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из
интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

5. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей
ему власти.
Местное
самоуправление

децентрализованная
форма
управления,
предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов,
которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных
сообществ.

6. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой
половине XIX века французским государственным деятелем и историком
Алексисом Токвилем,
немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом,
Лоренцом Штейном,
Паулем Лабандом и другими.

7. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания
свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами.
Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление —
одна из форм организации местного государственного управления.
В современной России местное самоуправление относится к институтам
публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается
государственно-правовой характер местного самоуправления.

8. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Развитию
местного
самоуправления
дореволюционной России положили начало
земская (1864) и городская (1870)
реформы Александра II.
в

9. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Положением о Земских учреждениях 1864 года
создавались выборные губернские и уездные
земские собрания, которые заведовали
местными хозяйственными делами.

10. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Городовое положение 1870 года определяло и устанавливало
организацию городского самоуправления,
городские думы и управы в качестве органов городского
самоуправления.

11. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Реформы Александра III…
…поставили органы местного самоуправления
под контроль правительственных чиновников.

12. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Начало первой половины XX века…
После Октябрьской революции 1917 года в основу
организации власти был положен принцип единства
системы советов как органов государственной власти.
Местное самоуправление отвергалось.

13. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

14. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Законы 1990 и 1991 гг. позволили:
- разграничить полномочия между местными советами и
администрациями;
- ввести судебные и некоторые иные
осуществления местного самоуправления.
гарантии

15. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
1993 год – поэтапная конституционная реформа
1) деятельность местных советов прекращается;
2) распорядительные полномочия передаются местным
администрациям;
3) выборы новых представительных органов местного
самоуправления откладываются на 1994 год.

16. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Конституция Российской Федерации, принятая
12 декабря 1993 года,
закрепила
местное
самоуправление
и
его
самостоятельность, в том числе при определении
структуры органов местного самоуправления.

17. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

18. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

19. 2 вопрос Правовые основы МСУ на современном этапе

Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации (12.12.1993 года, глава 8)
Европейская хартия местного самоуправления
- принята Конгрессом местных и региональных властей Европы
- открыта для подписания 15 октября 1985 года
- вступила в законную силу 1 сентября 1988 года
Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации
Федеральные конституционные законы

20. 2 вопрос Правовые основы МСУ на современном этапе

21. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

Конституция Российской Федерации декларирует:
самостоятельное решение населением вопросов местного значения
(часть 1 статьи 130);
владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью (часть 1 статьи 130);
осуществление гражданами местного самоуправления
путем референдума, выборов, других форм прямого
волеизъявления через выборные и другие органы местного
самоуправления (часть 2 статьи 130).

22. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

Вопросы местного значения
Конституция России
Федеральный закон № 131-ФЗ
вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования, решение
которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами
местного самоуправления самостоятельно.

23. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

24. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

25. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Конституция Российской Федерации провозглашает
следующие формы осуществления местного
самоуправления:
референдум
выборы
другие формы прямого
волеизъявления через выборные и
другие органы местного
самоуправления.

26. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления:
местный референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа,
выборного должностного лица местного самоуправления;
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования
муниципального образования;
- сход граждан;
- другие формы…
-

27. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления:
-
правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания;
собрание граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращения граждан в органы местного самоуправления;
наказы избирателей;
другие формы…

28. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

29. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

30. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

5 видов муниципальных образований
1 УРОВЕНЬ
Муниципальный район – несколько
городских и/или сельских поселений
Сельское поселения – один или
несколько сельских населенных пунктов;
Городское поселение – один город или
поселок городского типа с прилегающими
населенными пунктами сельского или
городского типа
2 УРОВЕНЬ
Городской округ – городское
поселение, не входящее в состав
муниципального района
Внутригородская территория
города федерального значения –
часть территории города
федерального значения (Москвы или
Санкт-Петербурга)

31. 6 вопрос Организационные основы МСУ

32. 6 вопрос Организационные основы МСУ

В
структуру
органов
местного
самоуправления,
устанавливаемую
уставом
муниципального
образования,
входят следующие органы и должностные лица местного
самоуправления:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация;
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления.

33. 6 вопрос Организационные основы МСУ

Основные варианты структуры органов местного
самоуправления:
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается населением и возглавляет
представительный орган, глава местной администрации назначается по
контракту;
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается населением и возглавляет
местную администрацию;
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается представительным органом из
своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной
администрации назначается по контракту.

34. 6 вопрос Организационные основы МСУ

Основные варианты структуры органов местного
самоуправления
ВАЖНО, ЧТО…
В муниципальном районе допускается формирование представительного
органа местного самоуправления из глав и делегатов представительных
органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может
независимо от способа его избрания возглавлять и местную
администрацию, и представительный орган.
В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава
муниципального образования является главой местной администрации и
избирается
населением,
а
функции
представительного
органа
осуществляются сходом граждан.

35. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Экономическую основу местного самоуправления
составляют находящееся в муниципальной собственности
имущество, средства местных бюджетов, а также
имущественные права муниципальных образований.

36. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Органы местного самоуправления от имени
муниципального образования самостоятельно владеют,
пользуются и распоряжаются муниципальным
имуществом.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации органы местного самоуправления вправе
создавать муниципальные предприятия и учреждения.

37. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет
(местный бюджет).
К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
средства самообложения граждан;
доходы от местных налогов и сборов;
доходы от региональных налогов и сборов;
доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов
и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного
самоуправления;
добровольные пожертвования;
субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального
характера (для некоторых муниципальных районов);
иные законные поступления.

38. 8 вопрос Межмуниципальное сотрудничество

39. 8 вопрос Межмуниципальное сотрудничество

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

  • основы конституционного строя;
  • права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
  • формы народовластия.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственно, прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в гл. 1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием.

Характеристика местного самоуправления как формы народовластия

Российское государство в настоящее время находится на пороге решения широкого спектра задач во всех сферах жизнедеятельности, вследствие чего система государственного и муниципального управления подвергается определенному реформированию. Задачей российского государства в настоящее время является формирование современного гражданского общества и построение правового государства. Для успешной реализации указанной задачи необходимо выявить совокупность факторов, влияющих на нее, включая оценку участия в указанных процессах населения Российской Федерации.

Основой правового государства и гражданского общества в Российской Федерации выступает обеспечение активного участия населения в решении общественно-политических проблем, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Российская Федерация на конституционном уровне осуществляет признание и гарантию местного самоуправления. Муниципалитеты наделены правом осуществления местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы муниципального управления исключены из системы органов государственного управления. Причем местное самоуправление выступает в качестве одной из основ конституционного строя России.

Под местным самоуправлением понимают деятельность местного сообщества и созданных им органов по решению вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования, в соответствии с принципами самостоятельности и ответственности, включая вопросы владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление, направленное на решение вопросов, имеющих значимость для местного населения, действует исходя из интересов этого населения. В основе организации местного самоуправления находится учет исторических и других местных традиций. Конституция России и федеральное законодательство определяет границы местного самоуправления.

Готовые работы на аналогичную тему

Население России лишено права на упразднение местного самоуправления. Основой как самих муниципальных образований, так и права их населения на осуществление местного самоуправления выступает Конституции России и законодательство, но ни в коем случае не волеизъявления граждан.

Законодательство предусматривает такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как местный референдум, муниципальные выборы, другие формы прямого волеизъявления. Помимо этого население Российской Федерации наделено правом осуществления местного самоуправления посредством создания органов муниципального управления, которым население передает свое право на управление развитием территории муниципального образования. Право на осуществление местного самоуправления распространяется также на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законодательство не допускает возможности дискриминации граждан в участии в местном самоуправлении по каким-либо признакам:

  • пол,
  • возраст,
  • национальность,
  • языковая принадлежность,
  • происхождение,
  • должностное или имущественное положение,
  • религиозные убеждения,
  • принадлежность к общественным объединениям и прочее.

Право население на осуществление местного самоуправления может быть ограничено исключительно на уровне федерального законодательства. Причем такое ограничение может быть установлено только исключительно в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, законных прав и интересов других лиц, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

На органы государственного управления федерального и регионального уровней возлагается обязанность защиты государственной гарантии права населения на осуществление местного самоуправления.

Организация местного самоуправления

Местное самоуправление преимущественно осуществляется посредством формирования органов муниципального управления, к числу которых относятся орган муниципального управления представительного характера, орган муниципального управления организационно-распорядительного характера и глава муниципального образования. Также эта система органов может включать орган, ответственный за осуществление контрольной функции.

Орган муниципального управления представительного характера является выборным органом, основной задачей которого выступает реализация законодательной власти на территории муниципального образования, а также осуществление контроля за деятельностью исполнительно-распорядительного органа.

Орган муниципального управления исполнительно-распорядительного характера или муниципальная администрация осуществляет практическую реализацию местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования в зависимости от его устава может возглавлять либо законодательную, либо исполнительной ветви власти.

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ

2. Основные вопросы:

1. Исторические аспекты становления и развития местного
самоуправления (далее – МСУ) в России
2. Правовые основы МСУ на современном этапе
3. Компетенционные основы МСУ
4. Формы осуществления МСУ
5. Территориальные основы МСУ
6. Организационные основы МСУ
7. Экономические основы МСУ
8. Межмуниципальное сотрудничество

3. Конституционное определение понятия местного самоуправления

Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, через выборные и
другие органы местного самоуправления.

4. Законодательное определение местного самоуправления

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации, признается, гарантируется и
осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма
осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из
интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

5. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей
ему власти.
Местное
самоуправление

децентрализованная
форма
управления,
предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов,
которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных
сообществ.

6. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой
половине XIX века французским государственным деятелем и историком
Алексисом Токвилем,
немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом,
Лоренцом Штейном,
Паулем Лабандом и другими.

7. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

Теория местного самоуправления
Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания
свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами.
Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление —
одна из форм организации местного государственного управления.
В современной России местное самоуправление относится к институтам
публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается
государственно-правовой характер местного самоуправления.

8. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Развитию
местного
самоуправления
дореволюционной России положили начало
земская (1864) и городская (1870)
реформы Александра II.
в

9. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Положением о Земских учреждениях 1864 года
создавались выборные губернские и уездные
земские собрания, которые заведовали
местными хозяйственными делами.

10. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Городовое положение 1870 года определяло и устанавливало
организацию городского самоуправления,
городские думы и управы в качестве органов городского
самоуправления.

11. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Реформы Александра III…
…поставили органы местного самоуправления
под контроль правительственных чиновников.

12. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Начало первой половины XX века…
После Октябрьской революции 1917 года в основу
организации власти был положен принцип единства
системы советов как органов государственной власти.
Местное самоуправление отвергалось.

13. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

14. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Законы 1990 и 1991 гг. позволили:
- разграничить полномочия между местными советами и
администрациями;
- ввести судебные и некоторые иные
осуществления местного самоуправления.
гарантии

15. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
1993 год – поэтапная конституционная реформа
1) деятельность местных советов прекращается;
2) распорядительные полномочия передаются местным
администрациям;
3) выборы новых представительных органов местного
самоуправления откладываются на 1994 год.

16. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

История
Конституция Российской Федерации, принятая
12 декабря 1993 года,
закрепила
местное
самоуправление
и
его
самостоятельность, в том числе при определении
структуры органов местного самоуправления.

17. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

18. 1 вопрос Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления в России

19. 2 вопрос Правовые основы МСУ на современном этапе

Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации (12.12.1993 года, глава 8)
Европейская хартия местного самоуправления
- принята Конгрессом местных и региональных властей Европы
- открыта для подписания 15 октября 1985 года
- вступила в законную силу 1 сентября 1988 года
Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации
Федеральные конституционные законы

20. 2 вопрос Правовые основы МСУ на современном этапе

21. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

Конституция Российской Федерации декларирует:
самостоятельное решение населением вопросов местного значения
(часть 1 статьи 130);
владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью (часть 1 статьи 130);
осуществление гражданами местного самоуправления
путем референдума, выборов, других форм прямого
волеизъявления через выборные и другие органы местного
самоуправления (часть 2 статьи 130).

22. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

Вопросы местного значения
Конституция России
Федеральный закон № 131-ФЗ
вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования, решение
которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами
местного самоуправления самостоятельно.

23. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

24. 3 вопрос Компетенционные основы МСУ

25. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Конституция Российской Федерации провозглашает
следующие формы осуществления местного
самоуправления:
референдум
выборы
другие формы прямого
волеизъявления через выборные и
другие органы местного
самоуправления.

26. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления:
местный референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа,
выборного должностного лица местного самоуправления;
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования
муниципального образования;
- сход граждан;
- другие формы…
-

27. 4 вопрос Формы осуществления МСУ

Формы участия населения в осуществлении
местного самоуправления:
-
правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания;
собрание граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращения граждан в органы местного самоуправления;
наказы избирателей;
другие формы…

28. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

29. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

30. 5 вопрос Территориальные основы МСУ

5 видов муниципальных образований
1 УРОВЕНЬ
Муниципальный район – несколько
городских и/или сельских поселений
Сельское поселения – один или
несколько сельских населенных пунктов;
Городское поселение – один город или
поселок городского типа с прилегающими
населенными пунктами сельского или
городского типа
2 УРОВЕНЬ
Городской округ – городское
поселение, не входящее в состав
муниципального района
Внутригородская территория
города федерального значения –
часть территории города
федерального значения (Москвы или
Санкт-Петербурга)

31. 6 вопрос Организационные основы МСУ

32. 6 вопрос Организационные основы МСУ

В
структуру
органов
местного
самоуправления,
устанавливаемую
уставом
муниципального
образования,
входят следующие органы и должностные лица местного
самоуправления:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация;
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления.

33. 6 вопрос Организационные основы МСУ

Основные варианты структуры органов местного
самоуправления:
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается населением и возглавляет
представительный орган, глава местной администрации назначается по
контракту;
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается населением и возглавляет
местную администрацию;
представительный
орган
избирается
населением,
глава
муниципального образования избирается представительным органом из
своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной
администрации назначается по контракту.

34. 6 вопрос Организационные основы МСУ

Основные варианты структуры органов местного
самоуправления
ВАЖНО, ЧТО…
В муниципальном районе допускается формирование представительного
органа местного самоуправления из глав и делегатов представительных
органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может
независимо от способа его избрания возглавлять и местную
администрацию, и представительный орган.
В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава
муниципального образования является главой местной администрации и
избирается
населением,
а
функции
представительного
органа
осуществляются сходом граждан.

35. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Экономическую основу местного самоуправления
составляют находящееся в муниципальной собственности
имущество, средства местных бюджетов, а также
имущественные права муниципальных образований.

36. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Органы местного самоуправления от имени
муниципального образования самостоятельно владеют,
пользуются и распоряжаются муниципальным
имуществом.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации органы местного самоуправления вправе
создавать муниципальные предприятия и учреждения.

37. 7 вопрос Экономические основы МСУ

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет
(местный бюджет).
К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
средства самообложения граждан;
доходы от местных налогов и сборов;
доходы от региональных налогов и сборов;
доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов
и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного
самоуправления;
добровольные пожертвования;
субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального
характера (для некоторых муниципальных районов);
иные законные поступления.

38. 8 вопрос Межмуниципальное сотрудничество

39. 8 вопрос Межмуниципальное сотрудничество

Понятие “местное самоуправление” отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формы народовластия.

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. “Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, по возможности, в Конституции государства”.

Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3, 12, 130—133 и др.). Основываясь на конституционных положениях, Закон об общих принципах организации местного самоуправления констатирует: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации” (ст. 2).

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в гл. 1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.

Читайте также: