Какое из перечисленных определений относится к кастильской системе наследования монархии

Обновлено: 30.06.2024

Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно.

Порядок престолонаследия устанавливается в конституционном или законодательном порядке. В учебнике А.А. Мишина приводятся три основные системы престолонаследия:

  • салическая: наследование престола исключительно по мужской линии (Япония, Бельгия, Норвегия);
  • кастильская: наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру (Испания, Великобритания, Нидерланды);
  • австрийская: женщина наследует только при полном отсутствии мужских линий.

В этом перечне отсутствует четвертый вариант, при котором женщины наследуют престол на равных правах с мужчинами. В качестве примера именно такого конституционного регулирования престолонаследия можно привести положения шведского Акта о престолонаследии 1810 года в редакции 1979 года, входящего в состав конституции этой страны. Согласно § 1 указанного Акта «право наследования Шведского престола после Короля Карла XIV Иоганна принадлежит потомкам мужского и женского пола от потомка кронпринца Иоганна Баптиста Юлия по праву нисходящей линии Короля Карла XVI Густава.

В этой вере должны воспитываться принцы и принцессы, притом в пределах государства. Принцам и принцессам в соответствии с § 5 разрешается вступать в брак только с согласия Правительства, данного по предложению Короля; в противном случае принц или принцесса лишаются права на престолонаследие для себя и своих потомков.

В случае вакантности престола и отсутствия законного наследника решение вопроса о преемнике монарха часто передается парламенту. Парламент иногда решает вопрос о допустимости брака (например, в Дании).

В арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае может решать королевская семья, которая вправе отдать престол не обязательно старшему сыну выбывшего короля. Иногда для престолонаследия, определенного королевской семьей, требуется согласие парламента.

Если монарх несовершеннолетний или не достиг возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период устанавливается регентство, то есть обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые соответственно единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

Но установление регентства может происходить и в ином порядке. Так, согласно входящему в состав шведской конституции акту Форма правления 1974 года (§ 3–6 гл. 5) в случае болезни, поездки за границу или иного препятствия для Короля в исполнении его обязанностей главы государства его замещает в качестве регента член королевской династии в порядке престолонаследия, если к этому нет препятствий. Если королевская династия угаснет, Риксдаг назначит регента и его заместителя. Тот же порядок действует, если Король выбыл, а наследник не достиг установленного возраста.

При невозможности исполнить эти положения о регентстве Риксдаг по решению Правительства может назначить временно исполняющего обязанности регента, а если никто из имеющих на это право не может выступить в качестве регента, то по решению Правительства обязанности временного регента будет исполнять тальман Риксдага или в его отсутствие вице-тальман. Если же в течение 6 месяцев Король не мог исполнять обязанности или не исполнял их, Правительство заявляет об этом Риксдагу, который решает, должен ли Король считаться покинувшим престол.

Требование определенной религиозной принадлежности довольно часто предъявляется монархам. Подчас им запрещается покидать страну без разрешения парламента либо правительства или без консультации с ними.

Монарх считается лицом неприкосновенным. Выше мы приводили соответствующее положение датской Конституции, а здесь можем привести § 7 гл. 5 шведской Формы правления, согласно которому Король не может привлекаться к ответственности за свои действия и то же относится к действиям регента в качестве главы государства.

Монарх имеет исключительное право на особый титул – короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.

Супруга царствующего монарха обычно носит тот же титул, что и он (естественно, в женском роде), но полномочий главы государства не осуществляет. Напротив, супруг монарха-женщины соответствующего титула не носит, но может иметь специальный титул. Наследные принцы нередко имеют специальные титулы. Например, согласно ч. 2 ст. 57 Испанской конституции наследному принцу с момента рождения или приобретения данного статуса принадлежат титул принца Астурийского и другие титулы, традиционно связанные с преемством короны Испании.

Хотя и редко, но встречаются случаи, когда одно и то же лицо является монархическим главой нескольких государств. Это так называемая личная уния. В наше время своеобразным ее примером служит тот факт, что Королева Великобритании считается одновременно главой государства в ряде стран, бывших некогда британскими колониями и сохраняющих статус так называемого доминиона. Когда-то доминион представлял собой наиболее мягкую форму колониальной зависимости, а с 1931 года доминионы суть суверенные государства, признающие главой государства британского монарха.

Как известно, Великобритания и большинство ее бывших колоний образуют Содружество (Commonwealth), именовавшееся ранее Британским содружеством наций, затем просто Содружеством наций. Сначала все государства Содружества признавали британскую Королеву своим главой государства, а затем, когда в 1950 году Индия стала республикой и ее примеру последовал ряд других членов Содружества, то эти государства, избравшие своих президентов, стали признавать британскую Королеву лишь главой Содружества.

Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17, к числу которых принадлежат такие значительные государства, как Канада, Австралия, Новая Зеландия. В каждом из этих 17 государств британская Королева назначает по рекомендации правительства соответствующего государства своего представителя – Генерал-губернатора, который и осуществляет полномочия главы государства по упомянутой вестминстерской модели. Эти государства часто имеют писаные конституции, определяющие статус Генерал-губернатора.

Но в ряде государств конституции довольно сдержанно относятся к возможности воцарения своего монарха также в другой стране. Так, согласно части первой ст. 87 Бельгийской Конституции Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат, причем каждая палата может обсуждать этот вопрос только в присутствии не менее 2/3 своего состава и для решения нужно не менее 2/3 голосов.

Следует кратко остановиться на упоминавшейся нами так называемой выборной монархии. В Малайзии Верховный правитель (Янь дипертуан агонь) избирается на 5 лет Советом правителей. В его состав входят 9 наследственных султанов штатов-монархий, из числа которых избирается Верховный правитель, и 4 губернатора штатов-республик.

Последние правом голоса при выборах главы государства не пользуются. Здесь действует принцип ротации: султаны избираются на должность Верховного правителя поочередно. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Президент также выбирается на пять лет Высшим федеральным советом из числа образующих Совет 7 эмиров, среди которых правители двух крупнейших эмиратов имеют преимущество. Один из них – правитель Абу-Даби – бессменно переизбирается на должность Президента ОАЭ. В Свазиленде наследник престола избирается племенным советом из весьма многочисленных сыновей Короля (например, у умершего в 1982 году Короля осталось 150 детей от 70 жен).

В современном обществе институт монархии выглядит архаизмом, однако в тех странах, где существует, пользуется в силу традиции или заслуг конкретного монарха авторитетом и благодаря этому даже без властных полномочий способствует государственной преемственности и стабильности.

Опросы общественного мнения, например в Великобритании, Японии, свидетельствуют, что подавляющее большинство населения поддерживает сохранение монархии. Но из этого не следует, что установление монархии целесообразно повсеместно: в странах с устойчивыми республиканскими традициями (например, в Швейцарии, во Франции) подобные идеи положительного отклика наверняка бы не получили.


Система правления современных стран представляет собой разрозненные ветви, за которые отвечают определенные органы власти. Правительство большинства стран состоит из нескольких сотен человек, которые делятся по партийной принадлежности и прочим политическим признакам.

Еще в прошлом веке существовало много монархий, имевших разные системы престолонаследия. В настоящее время монархическое правление - понятие в большинстве европейских стран условное.

Монархия

Во всем мире насчитывается около 230 государств, 41 из которых имеют форму правления монархия. Республики представляют в большинстве своем бывшие колонии короны. Они представляют собой результат распада больших империй. Этим обуславливаются неустойчивая система правления и частые конфликты на территориях с республиканской властью. В частности, Ирак и страны африканского континента получили независимость от Британской империи в 30-х годах XX века.

Современные монархии

Монархия на сегодняшний день представляет собой целую систему родоплеменных принадлежностей, например, на Ближнем востоке, и демократически измененную единоличную форму правления в европейских государствах.

Наибольшее количество стран, в которых действует монархическое правление, находится в Азии: Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания, Таиланд, Камбоджа. Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия относятся к монархическим конфедерациям.

Европейская монархическая система престолонаследия сохраняется в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Абсолютная монархия — в Ватикане и Лихтенштейне.

В большинстве своем монархии являются конструкционными, и непосредственное управление государством осуществляет парламент во главе с премьер-министром.

Системы престолонаследия

Наследование престола — это основа всей монархической цепи. Занять место правящего монарха может только его наследник или прямой родственник. Этот процесс регламентируется законами страны-монархии.

Существует три основные системы престолонаследия:

  • Салическая — предполагает передачу права правления только по мужской линии, женщины в качестве наследниц престола не рассматриваются.
  • Кастильская система отдает предпочтение мужчинам династии, но при отсутствии потомков мужского пола место монарха может занимать наследница.
  • Австрийская система полностью исключает женщин, престол может занимать мужчина, пребывающий в любой степени родства к монарху. Если потомков мужского пола нет, то тогда престолонаследие переходит женщине.
  • Арабские страны имеют свою систему престолонаследия — клановую. Глава монархии избирается на совете семьи.

Также системы престолонаследия могут отличаться для разных стран. В зависимости от региона и обычаев возведение на престол имело свои особенности. Например, в Монако совет семьи избирает правителя сроком на пять лет, африканская монархия Свазиленда при выборе престолонаследника принимает во внимание голос его матери, это отголосок матриархата. Шведский взгляд на правопреемственность престола в корне отличается от остальных, наследником является первенец, вне зависимости от пола. Эти правила введены сравнительно недавно, с 1980 года, и уже приняты соседними государствами-монархиями. В России применялась лествичная система престолонаследия — горизонтальное наследование, право на престол сначала распределялось между братьями княжеского рода. Женщины не допускались к правлению.

Династия Рюриковичей

Престолонаследие на Руси

Первым правителем Руси был Рюрик, он является первым из рода князей. Династия Рюриковичей правила около 700 лет. История государства Российского лежит у его истоков.

Лиственничная система престолонаследия — это право на престол следующего по старшинству в семье. Так, от старшего брата власть переходит младшему, а после — детям старшего брата и только потом - младшего. Название пошло от слова "лествица", что означает восхождение, как по ступеням лестницы. Так в роду остаются правящие потомки, и те, кто выбывает из родового рода князей, потомки которых не рассматриваются как претенденты на трон. Выбывших называют "изгоями", они не успели занять княжеский престол даже на короткое время.

Рюрик - первый правитель Руси

1054-й — год создания лествичного права, которое было составлено Ярославом Мудрым.

Система престолонаследия по старшинству представителя рода просуществовала долгое время.

Сложности наследия престола на Руси

Основной проблемой при вступлении на престол старшего из семьи было то, что потомки правящего князя могли так и не занять место на троне, пока живы все братья их отца, князя.

В случае смерти правителя право управления государством переходило к его младшему брату, минуя детей. Только после смерти старшего родственника в семье власть переходила первенцу предыдущего князя. Такая путаница часто вызывала протесты и споры. Этим обуславливается вся сложность лествичной системы престолонаследия.

Междоусобные войны и противостояния уносили жизни целых городов и поселений. Вспышки борьбы за власть не прекращались. Только во времена сильных управителей можно было удержать трон.

Смена династий

Конец XVI — начало XVII веков носит в истории название "Смутное время". Этот период был связан с массой народных восстаний, перехода власти и ее передела. Противоречия Москвы с польским королем.

В ходе разногласий, войн и смуты на престол Земским советом поставлен Михаил Федорович Романов. Так началось правление династии Романовых. Цари стали вносить изменения в систему престолонаследия.

История царствования династии Романовых

Изменение системы наследования престола

Великим императором Всероссийским Петром I в 1722 году 5 февраля был издан "Устав о наследовании" престола. Так царь хотел обезопасить свои нововведения в укладе жизни двора и страны. Согласно новому закону, наследником престола мог стать любой, кого назовет правящий царь в своем завещании.

После смерти Петра I, который не оставил завещания после себя, начались разногласия и борьба за власть. В ходе дворцовых переворотов место на троне переходило от жены императора, Екатерины I, к его дочери Елизавете.

После восшествия на престол императора Павла I была введена кастильская система престолонаследия. Согласно ей, предпочтение в управлении государством отдавалось наследникам-мужчинам, но женщины также не исключались.

Династия Романовых

Реформы системы престолонаследия на Руси

Датированный 1797 годом "Акт о престолонаследии" Павла I применялся до 1917 года. Такая система исключала борьбу за престол императора. Если по роду Романовых от старшего до младшего сына не было мужчин, то наследницей становилась женщина, также по старшинству рождения.

Этот документ регламентировал правила заключения супружеских союзов императорских семей. Женитьба могла признаваться недействительной, если прежде не была одобрена государем-императором. Совершеннолетие государя-наследника достигалось в шестнадцать лет, и опекунство над ним прекращалось. По достижении установленного Актом возраста наследник правил самостоятельно.

Важным моментом в избрании царя была принадлежность его к православной вере.

История царствования России

Примеры из истории

Наследование престола всегда переходило по родословной, вне зависимости от системы. Выборными были только несколько царей, а именно:

  • 1598 г. — Земский собор избирает царем Бориса Годунова;
  • 1606 г. — народ и бояре выбирают Василия Шуйского;
  • 1610 г. — королевич из Польши Владислав;
  • 1613 г. — Михаил Федорович Романов.

После внесения реформы наследия Павла I споров о наследии не возникало, власть передавалась по первородству.

Николай II с семьей

Последним правящим царем России был Император Николай II. Его правление было окончено в 1917 году вместе с крахом Российской империи в ходе революции.

При ней высшая власть в стране принадлежит единоличному главе государства. Власть - пожизненная и переходит по наследству (имеются несколько систем наследования власти), монарх имеет особый почетный титул (король, царь, эмир). Действует принцип юридической безответственности монарха перед его подданными (монарха нельзя привлечь к суду за совершенные им правонарушения).

Существует несколько систем наследования престола: кастильская, салическая, австрийская.

- Салическая – допускает к престолу женщин только в том случае, если у монарха нет сыновей, по принципу младший брат исключает младшую сестру при занятии престола.

- Кастильская – не делает различий между мужчиной и женщиной в наследовании престола. Действует принцип старшинства, то есть старшая сестра исключает младшего брата.

- Австрийская – самая жесткая, существовала в России после правления Павла I. Женщины были исключены из наследования престола и могли его занять только в том случае, если в царствующей семье вообще не оставалось мужчин.

В зависимости от объема полномочий монарха выделяют следующие виды монархии:

- дуалистическая - власть монарха в ней по сравнению с абсолютной ограничена наличием представительного органа, но достаточно значительна. Все важнейшие решения в стране не могут быть приняты без участия монарха, он формирует правительство, имеет право вето на решения парламента, право роспуска парламента. Марокко.

- президентская - президент - глава государства и исполнительной

власти; он как правило, избирается непосредственно народом на всенародных выборах (пример - США).

- парламентская - глава государства подотчетен парламенту, у парламента значительный объем властных полномочий. Глава государства - не президент, а глава правительства, он избирается парламентом из его числа. Обычно это лидер победившей на парламентских выборах партии. Например, в Германии есть пост президента, но реальной властью обладает, являясь главой правительства, канцлер. Парламентские республики сегодня существуют в ФРГ, Австрии, Италии, в других странах.

- суперпрезидентская (или смешанная) – существует особо большой объем властных полномочий у президента, который избирается всенародно и имеет право роспуска парламента.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это территориальное деление власти. Выделяют 2 основные формы:

- унитарное государство - простое, централизованное государство, в нем нет автономных образований, только административно-территориальное деление. Польша, Франция, Беларусь, Эстония.

- федерация – это сложное союзное государство, которое состоит из государственных образований, являющихся субъектами федерации. То есть существует два уровня органов государственной власти, каждый субъект имеет свою систему законодательства наряду с федеральной. Сегодня в мире 25 государств-федераций - Россия, ФРГ, США, Канада, Швейцария, Индия, другие.

- конфедерация - это объединение суверенных государств (пример - США в начале своей истории. Одна из последних – Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в Африке).

III. Правовое и социальное государство.

Это государство, в котором правит закон. То есть государство должно быть ограничено правом.

Истоки идеи о правовом государстве - в древности, при осознании необходимости ограничения свободы. Впервые мысль о правовом государстве высказали Сократ и Платон.

Принципы правового государства:

- приоритет права (господство права), а не воли людей;

- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов;

- правовая защищенность человека; (закон бывает не всегда правовой - например законы гитлеровской Германии);

- высокий уровень развития правового сознание и правовой культуры граждан.

- взаимная ответственность государства и человека;

- равенство всех перед законом (сегодня - президент, судьи “равнее”);

- наличие и реализация в обществе максимального объема прав и свобод граждан;

В России же всегда были и сегодня остаются прочные традиции правового нигилизма, отрицания значения права и закона. В России получается, что человек сам по себе, а закон сам по себе.

Условия формирования правового государства:

- экономические - экономическая основа, формы собственности, т.д.;

- социальные - равенство групп, классов, слоев, справедливое распределение благ в обществе. Пресловутый средний класс.

- политические - гарантии прав и свобод человека, прямые, равные, всеобщие выборы при тайном голосовании, плюрализм мнений, многопартийность.

- в духовной сфере - уровень культуры, образование, просвещение, гуманизм, ибо необразованному человеку безразличны идеи правового государства.

Социальное государство - это государство, которое стремится к максимально возможному обеспечению благами всех граждан и к максимально возможному рассредоточению этих благ среди граждан.

При социальном государстве национальный доход должен перераспределяться в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Некоторые считают, что единый налог на доходы физических лиц в РФ в размере 13 % независимо от величины доходов является нарушением принципа социальной справедливости, предлагается повышать налог по мере роста доходов человека.

Литература:

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., Проспект, 2008.

2. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М., Гардарики, 2004.

3. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., Зерцало, 2003.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

За исключением отмеченного своеобразия института главы государства Андорры и выборной пожизненной теократической монархии Ватикана, все иные европейские монархии наследственные. В конституциях Лихтенштейна (ст. 2), Монако (ст. 2), Норвегии (ст. 1) это составляет часть исходного определения государственного строя, хотя в последней не является абсолютным условием. Престолонаследие во всех без исключения наследственных монархиях основано на династическом начале. Конституции монархических государств содержат поэтому, как правило, достаточно подробные и юридически специальные правоположения (или даже целые разделы), посвященные определению династии и принципов престолонаследия.

Конституирование принципов престолонаследия - не только объяснимо важный элемент монархии *(94). В конституционной позиции по этому вопросу - один из ключевых моментов в понимании сущности современной монархии в целом и ее отношения к "монархическому принципу", а также одно из показательных свойств парламентской монархии. За исключением Конституции Норвегии (см. разд. "B"), где династия не персонифицирована, остальные, как правило, утверждают право наследия престола строго за определенными династиями и даже ветвями династий: в Бельгии - за саксен-кобургской, начиная с Леопольда I (ст. 85), в Великобритании - за ганноверской/виндзорской, начиная с Вильгельма и Марии (Act of Settlement, 1701), в Дании - за ветвью шлезвиг- гольштейнской, начиная с потомков Христиана Х (Закон о престолонаследии, ст. 1), в Испании - за ветвью дома Бурбонов с короля Хуана-Карлоса I (ст. 57.1). В большинстве случаев династия была как бы конституционно первоопределена заново и с подразумеваемым разрывом всей исторической линии династий и принятых в них принципов престолонаследия, а сами эти изменения осознанно были сопряжены с принятием конституционных актов, закладывавших основы новых монархий (в Бельгии - первой Конституции 1831 г., в Дании - Конституции 1915 г. и т.п.).

Таким образом, в важнейшем вопросе своей преемственности монархии были связаны с той или иной формой конституционного соглашения с нацией или условной выборностью.

Напротив, конституционные акты так называемых малых государств Европы однозначно устранялись от вторжения общегосударственным законом в принципы престолонаследия, объявляя их подчиненными собственным "законам правящего княжеского дома" (Конституция Лихтенштейна, ст. 3) или исторической традиции рода правителя (Конституция Люксембурга, ст. 3; Конституция Монако, ст. 10, и др.).

Принципы престолонаследия в новых монархиях в целом укладываются в рамки известных исторических систем престолонаследия. В Бельгии (ст. 85 и IX.I. абз. 2) принята салическая система - с переходом престола только по мужской линии на основе первородства и при безусловном исключении женщин. В Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Нидерландах сохранена историческая австрийская система - с наследованием мужчинами по праву старшинства при возможности перехода престола к женщинам в случае пресечения мужской линии. Наконец, в крупнейших парламентских монархиях (Великобритании, Дании, Испании, Норвегии) конституирована кастильская система, основанная на предпочтении мужчин женщинам только в пределах одной линии.

Новейшие поправки в Акт о престолонаследии Швеции (§ 1) *(95) сформировали там совершенно особую вариацию системы передачи прав на престол - с уравнением прав мужчин и женщин при соблюдении принципа первородства, тем самым введя в престолонаследие начало, характерное, скорее, для современного избирательного права в отношении главы государства.

Одним из краеугольных начал публично-правовой доктрины всех, включая монархические, европейских государств и, соответственно, конституционной позиции с момента формирования современной государственности стал принцип народного суверенитета. В соотношении с институтом монархии это нашло выражение в том, что в подавляющем большинстве конституций смена монарха (то есть реализация престолонаследия) сопряжена с той или иной формой выраженного и обязательного согласия парламентских институтов. За исключением Великобритании, не реализуется, в частности, один из кардинальных для подлинного "монархического принципа" элемент подразумеваемой непрерывности власти монарха - Le Roi est mort, vive le Roi.

До принесения присяги нового монарха перед представительными институтами престол прямо считается вакантным *(96) либо такая присяга означает факт вступления на престол *(97). Ни одна из конституций даже не упоминает ранее столь юридически существенной процедуры коронации. Во вторую очередь, это сопряжение отражается на самих принципах престолонаследия.

При отсутствии наследников согласно признанной конституциями системе и линии, царствующий монарх вправе выбрать преемника только при согласии представительного органа *(98) либо, в случае полного пресечения династии, представительный орган сам вправе избрать наследника престола *(99). Под контроль представительных органов полностью поставлен институт регентства - в случае несовершеннолетия наследника или иных обстоятельств *(100). В так называемых малых государствах (Лихтенштейн, Люксембург, Монако) сохранена традиционная самостоятельность монарха в этих вопросах.

Смотрите также:

Смотрите также: Монархи Западной Европы.
Проблема престолонаследия. Меры по консолидации правящей элиты, предпринятые в первые годы Реставрации, не были закреплены в дальнейшем.

Восстановление русского принципа престолонаследия. В 1796 году, уже сорока двух лет, после внезапное смерти Екатерины, Павел вступил, наконец, на отнятый у него матерью трон.

Смотрите также: Монархи Западной Европы.
Перипетии престолонаследия в сербии и черногории. Полуторавековая история королевских династий Югославии полна драматических событий.

Смотрите также: Монархи Западной Европы.
Порядок престолонаследия в Дании и герцогствах был различным еще с 1665 г.: в собственно Дании наследование шло по обеим линиям - сначала по мужской, затем по женской, в Гольштейне - лишь по мужской, а в Шлезв

Относительно вопроса, какие права на наследование престола сообщаются наследнику законом о порядке П., старые писатели, вообще недостаточно различавшие принципы публичного и частного права, держались того взгляда, что наследник имеет лично ему принадлежащее право на престол и не может быть лишен этого права без своего согласия. В настоящее время под влиянием Англии установилось мнение, что закон, устанавливающий порядок П., регулирует вопрос государственной важности, перед которым личные интересы наследника отступают на второй план. Пока наследник не вступил на престол, у него нет права на то, чтобы закон о П. не менялся. Термин П. сохранился от старых времен патримониального государства и не соответствует современным отношениям. Преемство престола не есть наследование. До вступления на престол наследник есть только лицо, указанное законом как преемник царствующего государя. Когда последний умирает, наследник в силу самого закона становится государем. Права главы государства не могут войти в наследственную массу, оставшуюся по смерти данного монарха, уже потому, что права эти остались принадлежащими тому, кому принадлежали и раньше, — государству. Вступая на престол, государь не является правопреемником своего предшественника, не получает его прав. Умершему принадлежало право быть государем данной страны. Этого права наследовать никто не может; преемник в силу самого закона, определившего порядок П., делается государем и управомочивается осуществлять права главы государства — права, которые до тех пор осуществлялись его предшественником.

Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы. Сеньорат — наследование престола старейшим представителем династии или царствующей линии. Майорат — наследование лицом, стоящим в ближайшей степени родства к последнему царствовавшему, причем из лиц, стоящих к нему в той же степени родства, призывается старейшее; таким образом, например, брат (вторая степень родства по боковой линии) исключает внука (вторая степень по прямой нисходящей линии), если только последний не старше первого. Начало первородства (примогенитура) — наследование старшего ребенка, обыкновенно соединяемое с исключением (хотя бы условными) женщин и сводящееся к переходу престола к старшему сыну. Секундогенитура, т. е. передача наследства второму сыну, — порядок, иногда устанавливавшийся для второстепенных земель какой-нибудь короны (Nebenländer), чаще всего для какого-нибудь владетельного епископства. Тертиогенитура — переход престола или определенной части наследства третьему сыну и т. д. В настоящее время, с установлением начала единонаследия (в России оно установилось с Иоанна Грозного), не допускающего дробления государства, и начала первородства, наследственные права младших сыновей потеряли практическое значение; по принципам секундогенитуры и тертиогенитуры переходят лишь некоторые почетные титулы членов царствующих домов (титул герцога Эдинбургского — ко второму сыну английского короля, герцога Кентского — к третьему сыну и т. п.). Кроме перехода наследства по степеням родства, существует в настоящее время повсеместно принятая система наследования в порядке линий. Линией данного лица называется совокупность потомков, от него происходящих. Принцип П. по линиям состоит в том, что в порядке призвания к преемству каждая линия пользуется тем же старшинством, что и ее родоначальник. Согласно этому при системе первородства младшие сыновья исключаются от наследования не только самим старшим сыном, но и всем его потомством, причем тот факт, что какое-либо лицо из этого потомства не царствовало, не отнимает прав на наследование от его хотя бы отдаленных, нисходящих: эти нисходящие представляют своего не царствовавшего предка или заступают его место. Поэтому принцип наследования по линиям называют обыкновенно принципом представления или заступления. Не все, однако, лица, до которых в порядке старшинства линий доходит право на престол, призываются к наследованию его. Положительное право всех государств устанавливает немало условий, при которых лицо признается неспособным к царствованию, а следовательно, и к передаче права П. по представлению (линия, представляющая лицо, не имевшее права на престол, очевидно и сама не имеет этого права). Из условий, лишающих способности наследовать престол, в законодательствах чаще всего указывается на следующие: 1) пол. Женщины в феодальную эпоху были лишены права наследования в ленах, владение которыми было сопряжено со многими обязанностями, исполнимыми только для мужчин (главным образом — военная служба). Впоследствии, при рецепции римского права, женщины вообще стали допускаться к наследованию, но для феодов по указанным основаниям пришлось сделать исключение. Было принято, что общее (римское) право наследования не распространяется на дворянские семьи; они оказались, таким образом, как бы вне закона, и права на наследование в пределах той же семьи определялись не римским правом, a ex pacto et providentia majorum, т. е. особыми соглашениями и домашними законами. На случай угасания рода устанавливались между разными семьями особые соглашения (Erbverbrüderungen) о переходе имущества угасшего рода в собственность другого. Определяя, совершенно несогласно с римским правом, агнатов как лиц мужского пола, происходящих по непрерывной мужской линии от родоначальника династии, и когнатов — как лиц, происходящих от него по женской линии, семейные германские договоры по вопросу о правах женщин на престол делились старыми германскими юристами на три типа, перешедшие и в современные законодательства Европы. a) В большинстве феодов Германии и во всех феодах Франции женщины и когнаты исключались от наследования — это feuda (imperii) masculina. То же правило действовало и для аллодов княжеских домов (в особенности если это были Land und Leute). b) Некоторые феоды допускали переход в женские руки, но только по смерти последнего агната данного рода, как бы отдаленно ни было его родство с предшествующим владельцем: это — feuda ad feminas transitura. То же правило действовало и для аллодов княжеских домов. Вообще, для аллодов установилось правило, что когнаты и когнатки, представители старшей линии, исключают хотя бы агнатическую младшую. На почве этих обычаев, сложившихся еще в конце средних веков, создались и современные системы: aa) так называемая салическая, не допускающая перехода престола к женщинам и в женские линии. Долгое время видели основание этой системы в салическом законе, но обыкновенно указываемое постановление последнего, говорящее о наследовании женщин в движимостях и благоприобретенных недвижимостях и лишающее их наследства в родовом имуществе, заключает в себе лишь правило о частной собственности; оно не применялось даже к феодам; поэтому применение его к короне представляется недоразумением, освященным многовековой давностью. Эта система применялась в бывшем королевстве Франции; теперь она действует в Пруссии, Швеции, Италии, bb) Вторая система, германо-голландская, состоит в том, что мужчины всех мужских линий (агнаты) имеют преимущество перед всеми женщинами. Она называется германской (несмотря на то, что в Германской империи, где корона принадлежит прусскому королю, применяется прусская салическая система), потому что прежде императорское достоинство было de facto наследственно в Габсбургском доме, который держится именно этой второй системы. Пока имеются мужские линии, принципы первородства и представления дают возможность весьма легко разрешать все встречающиеся на практике случаи. Но раз агнатов нет, то при обращении к женщинам и женским линиям возникает ряд затруднений, не разрешаемых этими принципами. Семейные договоры, а ныне законодательства стран, принявших эту систему, разрешают спорный вопрос, отдавая предпочтение женской линии, наиболее близкой (по счету линий, а не степеней) или к последнему царствовавшему агнату (так называемый Erbtochter), или к основателю династии (Regredienterbin). В первом случае призываются последовательно, начиная с женской линии, ближайшей к последнему царствовавшему агнату, все более и более от него отдаленные, причем сыновья и их линии (мужские или женские) исключают сестер (и их потомство), а из равноотдаленных линий предпочитаются старшие. Во втором случае по смерти последнего агната призывается сразу старшая женская линия, т. е. ближайшая к первому основателю рода. Так как найти старшего представителя этой линии оказывалось почти всегда невозможным, то в чистом виде эта система почти нигде не применялась и право на наследство признавали за старшим (в порядке линий) лицом женского рода, находящимся в живых, мотивируя это тем, что по германскому праву женщина, умершая не получив наследства, не может передать права на него своим детям (т. е. за женскими линиями не признавали права представления). Все это весьма искусственно, и система Regredienterbschaft, осужденная и теорией, в настоящее время не применяется ни в одном из сколько-нибудь значительных государств. cc) Третья система, так называемая кастильская, установленная весьма обстоятельным законом Карла I (1558 г.) для Старой Кастилии, а прежде применявшаяся лишь в аллодиальных землях, состоит в том, что мужчины исключают женщин лишь в пределах той же мужской линии — например, меньшой брат не исключает дочери старшего брата, но младший брат исключает старшую сестру. Эта система действует в Англии, Португалии, Испании.

Читайте также: