Кто согласует возможность замены смазочных материалов для вспомогательного оборудования и механизмов

Обновлено: 02.07.2024

Опыт нашей лаборатории показал, что во время отбора проб масла совершается целый ряд ошибок. Если в процессе отбора были допущены нарушения, анализ не отразит реальную картину, а потому выводы о состоянии смазочного материала и механизма будут ошибочными. В этой статье мы собрали советы, которые помогут вам избежать наиболее распространенных ошибок.

К чему стремиться

Существующие правила и процедуры отбора проб основаны на опыте и сводятся к двум важным принципам:

  1. Максимальная информативность. Стремитесь к тому, чтобы каждая проба могла предоставить максимум информации на один миллилитр масла. Это относится к таким критериям, как состояние смазочного материала и его чистота, уровень истощения присадок, а также содержание частиц износа.
  2. Минимальное искажение. Убедитесь, что в образец не попадут посторонние частицы — не из механизма, а, к примеру, из окружающей среды (пыль), недостаточно чистой тары или пробоотборного насоса. Анализ не позволит определить, что содержалось в масле изначально, а какие частицы загрязнения были привнесены извне. Все оборудование и инструменты, которые используются при отборе проб, должны быть чистыми.

Точки отбора масла

В циркуляционной системе смазывания есть несколько мест, подходящих для отбора проб. Но в силу конструктивных особенностей механизма они не всегда доступны. Тем не менее постарайтесь следовать следующим рекомендациям:

  • Выбирайте точки, которые расположены в турбулентном потоке. Такие узлы считаются активными зонами, потому что загрязнители и частицы износа присутствуют там во взвешенном состоянии. Пробу желательно отбирать в местах изгибов, а не на прямых отрезках.
  • Вам нужны точки попадания загрязнений. Можно делать забор до узлов, генерирующих данные (как пример, до подшипников), либо после них. Во втором варианте отбираемые пробы будут более качественными. Например, отбор в возвратной линии в резервуар даст максимальную информативность по присутствию частиц и посторонних примесей.
  • Брать образец ни в коем случае нельзя из фильтрующих элементов. Задача фильтров — улавливать и накапливать механические примеси и частицы. В пробе, взятой из фильтра, концентрация частиц будет выше, чем в системе смазывания в целом, поэтому анализ на основе такого образца будет недостоверным.

Полезные советы по отбору смазочных материалов

  1. В момент забора механизм должен работать. Образец смазочного материала должен отбираться при обычных нагрузках, температуре, скорости и давлении.
  2. Если планируется собрать несколько проб масла из нескольких агрегатов, то целесообразно составить список со временем отбора в каждом механизме.
  3. Важно: тщательно промойте пробоотборные насосы, краны и клапаны перед забором образца.
  4. Частота проведения анализа масла. Пробы смазочного материала необходимо отбирать регулярно, а периодичность следует определить исходя не только из руководства по эксплуатации, но и фактических условий производства. Чем сложнее условия работы оборудования (запыленность, высокие температура, скорость, нагрузки), тем чаще должна быть частота забора. Чем критичнее для предприятия последствия выхода из строя машины, тем чаще ее нужно проверять.
  5. Если в систему доливали смазочные жидкости с момента последнего анализа, укажите это в сопроводительной информации.
  6. Отправляйте образцы сразу после отбора — со временем информативность образца снижается.

Скачайте памятку, сверяясь с которой вы не упустите важные этапы отбора проб.

Процедура отбора проб масел

Какие данные указывать об образце

Лаборатория сможет определить только физико-химические свойства образца, а для последующей диагностики понадобятся сведения об оборудовании. Приложите к пробам полную сопроводительную информацию об оборудовании, из которого делали забор. Укажите:

  1. Тип механизма / устройства / фирму производителя /модель. Если вы отобрали пробы в нескольких узлах, то укажите информацию, которая поможет отличить один от другого. Оно поможет определить неисправность в конкретном узле и именно для вашего оборудования. Если устройство или узел нельзя распознать по предоставленной информации, будет использована таблица стандартов, и диагностика будет усредненный.
  2. Сведения о смазочном материале из паспорта качества масла: производитель, класс вязкости, тип.
  3. Фактические сведения о смазочном материале: объем в механизме, отсутствие / наличие систем подогрева или охлаждения, тип системы смазки (разбрызгивание, циркуляция), рабочая температура.
  4. Условия работы механизма: максимальные нагрузки, скорость, режим работы и иные важные для диагностики сведения.
  5. Условия, в которых эксплуатируется оборудование: горные работы, сталеплавильный завод, высоты, низкие нагрузки, присутствие излучений и загрязнителей (пыль, уголь, стружка).

В составе сопроводительной информации или на ярлыке к пробе также укажите следующие сведения:

  • время и место забора пробы;
  • температуру при отборе (двигатель в непрогретом или прогретом состоянии);
  • наработку механизма (или время приблизительно с момента предыдущего отбора смазочного материала);
  • когда производилась замена масла;
  • объем и время последней доливки смазочного материала;
  • время последнего ТО или капремонта;
  • когда происходила замена фильтрующих элементов;
  • информацию от технических специалистов об отклонениях в работе механизма;
  • перечень необходимых испытаний.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.

ТОПЛИВА, МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ. ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Порядок составления и согласования

Fuels, oils, greases and special fluids. Chimmotology list. Order of development and agreement

Дата введения 1991-01-01

2.* УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28.06.90 N 1975

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Настоящий стандарт устанавливает порядок составления и согласования химмотологической карты (ХК) для разрабатываемых, модернизируемых и серийных изделий, комплексов, заказов (далее - изделий) всех отраслей промышленности в целях обеспечения технически и экономически обоснованного назначения и рационального применения топлив, масел, смазок и специальных жидкостей (далее - ГСМ).

Стандарт не распространяется на изделия неподвижной бытовой техники.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ХК - документ, устанавливающий номенклатуру, массу (объем) ГСМ, а также сроки смены в изделиях техники конкретных марок масел, смазок и специальных жидкостей (далее - смазочные материалы), в том числе несменяемых и непополняемых в процессе эксплуатации и ремонта. ХК является составной частью конструкторской документации.

1.2. Выбор и назначение марок ГСМ в качестве основных, дублирующих и резервных, сроки их смены (пополнения), определение допустимой замены отечественными и зарубежными марками проводит разработчик изделия на основании номенклатуры ГСМ, включенной в государственные стандарты, тактико-технические задания (ТТЗ) и отраслевые стандарты, согласованные с головной организацией по химмотологии.

1.3. В зависимости от вида техники разработчик изделия согласовывает ХК с головной организацией по химмотологии. Необходимость и порядок согласования назначенных ГСМ с головной отраслевой организацией и заказчиком вида техники (далее - заказчиком) устанавливают соответствующие министерства (ведомства).

Составление и согласование ХК (при необходимости) для изделий, конструкторская документация на которые разработана до внедрения настоящего стандарта, проводится держателем подлинников конструкторской документации на основе разработанной документации с последующей корректировкой по согласованной ХК.

Функции разработчика изделия и согласующих организаций при выполнении работ по составлению и согласованию ХК приведены в приложении 1.

1.4. ХК составляют для всех функционально законченных изделий. Под функционально законченным изделием понимают изделие, представляющее собой совокупность деталей и (или) сборочных единиц, обладающее конструктивной целостностью и предназначенное для применения как самостоятельно, так и как покупное в составе комплекса, не подвергаемое никаким изменениям в процессе изготовления комплекса, в котором его применяют. ХК не составляют на сборочные единицы изделия, не являющиеся предметом самостоятельной поставки (на них, как правило, не разрабатывают ТУ).

Для вновь разрабатываемых и модернизируемых изделий ХК составляют до начала разработки эксплуатационной документации на этапах технического проекта или разработки конструкторской и рабочей документации, когда определены основные составные части, общая компоновочная схема изделия и номенклатура ГСМ, необходимых для испытаний и эксплуатации изделия. До предъявления изделия на государственные испытания ХК должна быть согласована.

1.5. На модернизируемое изделие, в котором номенклатура, периодичность смены (в сторону уменьшения) ГСМ, область применения изделия не изменяется относительно ранее разработанного изделия и соответствует действующим ограничительным стандартам, ХК не составляют. При этом оформляют извещение об изменении (дополнении), которым предусматривается распространение области действия ранее согласованной ХК на модернизируемое изделие.

Допускается составлять одну ХК на ряд однотипных изделий, для которых область применения, номенклатура и периодичность смены ГСМ идентичны.

1.6. При заимствовании изделий для использования в других изделиях составление и согласование ХК на комплектующие является обязательным. При этом следует учитывать требования унификации ГСМ в целом по изделию и в данном виде техники.

На комплектующие изделия, в которых смазочные материалы закладываются в незначительных количествах (единицы миллиграммов, граммов) на весь срок службы изделия без смены и пополнения в процессе эксплуатации и ремонта, ХК можно не составлять. При этом номенклатура марок должна соответствовать действующим государственным и отраслевым стандартам, ограничивающим применение ГСМ. Сведения о номенклатуре назначенных марок сообщают разработчику комплекса, в котором использованы эти комплектующие изделия.

1.7. При составлении ХК на комплекс головной разработчик получает информацию о применяемых ГСМ из ХК или инструкции по эксплуатации на комплектующее изделие. В ХК на комплекс допускаются ссылки на ХК комплектующих изделий с приложением указанных ХК. При необходимости головной разработчик запрашивает ХК от разработчиков комплектующих изделий. При этом ответ направляет разработчик в срок не более 30 дней со дня поступления запроса.

При отсутствии ХК на комплектующее изделие его разработчик в месячный срок организовывает работы по составлению ХК и согласовывает сроки их выполнения с головным разработчиком.

При подборе комплектующих изделий разработчик комплекса совместно с разработчиком (изготовителем) комплектующих изделий должны решить вопросы унификации применяемых на них ГСМ с марками, используемыми в комплексе.

1.8. Головной разработчик комплекса доводит замечания и рекомендации согласующих организаций до разработчиков комплектующих изделий и контролирует их реализацию.

Разработчик комплектующего изделия вносит в части применения ГСМ необходимые изменения (дополнения) в ХК по предложениям разработчика комплекса и головной организации по химмотологии, а также сообщает головным разработчикам об изменениях в части применяемых в их изделиях ГСМ.

1.9. Рассмотрение ХК, оформление ее согласования или заключения по ней согласующими организациями должны проводиться в срок не более 30 дней со дня получения ХК.

Рассмотрение ХК на комплексы, оформление согласования или заключения по ней головной организацией по химмотологии должны проводиться в срок не более 45 дней со дня получения.

Рекомендации головных организаций по химмотологии по вопросам назначения, сокращения номенклатуры и рационального применения ГСМ являются обязательными для рассмотрения и принятия решений всеми организациями, разрабатывающими и эксплуатирующими технику.

Рекомендации головной организации по химмотологии прорабатываются с разработчиком и, при необходимости, заказчиком изделия и принимается соответствующее решение.

1.10. Разногласия между министерствами (ведомствами) и головной организацией по химмотологии при назначении ГСМ рассматривает Государственная междуведомственная комиссия по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте СССР и принимает окончательное решение. Разногласия представляют в виде протокола, подготовленного разработчиком ХК и подписанного руководством министерства (ведомства) и головной организацией по химмотологии.

1.11. Необходимость разработки ХК на серийные изделия и изделия, снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации, определяет заказчик изделия и его разработчик.

1.12. Заказчик импортной техники на стадии заключения контракта согласовывает с головной организацией по химмотологии вопросы назначения отечественных марок ГСМ.

1.13. Испытания и эксплуатацию изделий проводят на ГСМ, указанных в ХК.

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ХК

2.1. ХК составляет разработчик изделия по форме, приведенной в приложении 2, на листах формата A3 или А4 с основными надписями по формам 2 и 2а ГОСТ 2.104* с соблюдением требований ГОСТ 2.105 к текстовым документам.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.104-2006. - Примечание изготовителя базы данных.

При оставлении ХК на комплекс в виде нескольких частей нумерация позиций не должна повторяться.

2.2. В графе 2 указывают наименование, индекс составной части, системы, агрегата, механизма, узла трения, имеющих самостоятельную систему использования ГСМ (двигатель, коробка передач, редуктор и т.п.). Близкие по своему назначению и устройству механизмы, узлы трения (с аналогичными условиями работы), в которых назначают одни и те же марки ГСМ с одинаковыми сроками смены, могут быть объединены в группы.

Порядок размещения составных частей изделия определяет разработчик ХК. Целесообразно позиции ХК располагать таким образом, чтобы соблюдалась следующая последовательность указания ГСМ: топлива, масла, смазки и специальные жидкости.

Комплексы комплектующих изделий и их составные части в ХК разработчик располагает с учетом функционального назначения и удобства в работе.

2.3. В графах 4-6 для каждой позиции указывают конкретные марки ГСМ, необходимые для изготовления (закладываемых на предприятии), эксплуатации, ремонта и консервации (расконсервации) изделия в соответствии с записью, приведенной в нормативно-технической документации (НТД) на ГСМ. НТД указывают при отсутствии перечня ГСМ.

В изделиях, где смазочные материалы закладывают на весь срок службы и не пополняют в процессе эксплуатации и ремонта, графы 5 и 6 могут не заполняться.

2.4. Обоснование назначения марок ГСМ должно отражаться в графах 2, 10 или пояснительной записке (сопроводительном письме) в следующих случаях:

при назначении ГСМ, отсутствующих в ограничительных перечнях, установленных государственными и отраслевыми стандартами;

при наличии конструктивных особенностей, влияющих на выбор ГСМ;

при использовании марки ГСМ в не характерных для нее условиях.

При необходимости обоснования назначения отдельных марок ГСМ указывают особенности работы сборочной единицы.

Примерный перечень данных, необходимых для оценки обоснованности назначения ГСМ, приведен в приложении 3.

Назначение этилового спирта должно быть обосновано во всех случаях.

2.5. В графе 7 указывают индекс, наименование, обозначение спецификации, страну или фирму - изготовителя зарубежных марок ГСМ, которые могут быть использованы вместо основных отечественных марок ГСМ. Допускается указывать обозначение зарубежных марок ГСМ по классификаторам ГУВД (в числителе) и НАТО (в знаменателе), эквивалентных основным маркам ГСМ. Для изделий, поставляемых на экспорт, графу 7 заполняют обязательно, при этом для каждой отечественной марки должна быть назначена зарубежная марка ГСМ.

Допускается графу 7 не заполнять. В этом случае сведения о зарубежных марках приводят в приложении к ХК по форме 8а ГОСТ 2.601*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.601-2006, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Перечень стран (фирм), по которым необходимо указать зарубежные марки ГСМ, устанавливает заказчик, осуществляющий поставку на экспорт.

2.6. В графе 8 приведенные данные по массе (или объему) ГСМ для каждой конкретной позиции относят к разовой заправке основной марки ГСМ.

Для вновь разрабатываемых узлов и механизмов изделия, не имеющие аналогов, а также для технических жидкостей эти сведения являются расчетными, приводятся в качестве справочных и уточняются в процессе испытаний и эксплуатации изделий для последующей разработки норм расхода.

2.7. При заполнении графы 9 должна быть указана периодичность смены ГСМ и при необходимости их пополнения (при каждом виде технического обслуживания). Периодичность смены указывают конкретно для основной, дублирующей и резервной марок.

При постоянной работе или хранении изделий целесообразно устанавливать периодичность смены и пополнения ГСМ календарно или при соответствующем виде технического обслуживания. При периодической работе изделий срок смены и пополнения целесообразно устанавливать по времени наработки (ч), пробегу (тыс. км) или количеству циклов (пусков).

Периодичность смены ГСМ может определяться достижением предельно допустимых значений, контролируемых в процессе эксплуатации параметров работы изделия или показателей качества ГСМ, которые в этом случае определяет разработчик, заказчик техники и согласовывает с головной организацией по химмотологии.

Периодичность смены смазочных материалов при переконсервации изделий - по ГОСТ 9.014.

2.8. Для смазочных материалов, закладываемых на предприятии-изготовителе на весь срок службы изделия, в графе 9 делают прочерк, а в графе 10 отмечают: "Смена и пополнение в процессе эксплуатации и при ремонте не производится".

2.9. В графе 10 могут быть указаны информационные сведения об особенностях применения назначенных марок ГСМ (совместимость, температурные пределы применения, предельно допустимые значения контролируемых показателей качества и другие данные), а также указывают массу (объем) отработанных масел, сливаемых с изделия (справочно).

2.10. В зависимости от особенностей конструкции, содержания позиций и применения изделий по согласованию с заказчиком графы 3 и 7 могут не заполняться.

2.11. Перечень применяемых в изделии ГСМ составляют для комплексов. Форма перечня приведена в приложении 4. Необходимость разработки перечня на комплектующие изделия определяет разработчик ХК совместно с представителем заказчика.

В перечне указывают все марки ГСМ, в том числе несменяемые (непополняемые) в эксплуатации (при ремонте) и применяемые в комплектующих и базовых изделиях.

14.1. При эксплуатации масел обеспечиваются: надежная работа технологических систем маслонаполненного оборудования; сохранение эксплуатационных свойств масел; сбор отработанных масел.

14.2. Все энергетические масла (турбинные, компрессорные, индустриальные и др.), принимаемые в организациях от поставщиков, должны иметь сертификаты качества или паспорта и подвергаться лабораторному анализу в целях определения их соответствия требованиям госстандарта или техническим условиям.

14.3. Эксплуатационные масла должны удовлетворять требованиям технической документации заводов-изготовителей оборудования и технических условий.

14.4. В процессе хранения и эксплуатации масло периодически подвергается визуальному контролю и анализу.

Визуальный контроль масла заключается в проверке его по внешнему виду на содержание воды, тлама и механических примесей для ретения о необходимости его очистки.

При обнаружении в масле тлама или механических примесей во время визуального контроля проводится внеочередной сокращенный анализ.

14.5. Для вспомогательного оборудования и механизмов в организациях устанавливаются нормы расхода, периодичность контроля качества и смены смазочных материалов. Марка смазочного материала, используемого для этих целей, должна соответствовать требованиям заводских инструкций по эксплуатации к ассортименту смазок, допущенных к применению на данном оборудовании. Возможность замены смазочных материалов согласовывается с предприятием-изготовителем оборудования.

В системах смазки вспомогательного оборудования с принудительной циркуляцией масло подвергается визуальному контролю на содержание механических примесей, тлама и воды не реже 1 раза в месяц. При обнаружении загрязнения масло очищается или заменяется.

14.6. В химической лаборатории на индустриальные масла, залитые в оборудование, заводится журнал, в который вносятся: номер государственного стандарта или технических условий, сведения о количестве и качестве долитого масла.

14.7. Необходимость и периодичность анализов эксплуатационного масла определяются инструкциями по его эксплуатации в конкретном оборудовании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий Вопрос. Где рекомендуется размещать подпитывающие баки низкого давления?Ответ. Рекомендуется размещать в закрытых помещениях. Небольшое количество подпитывающих баков (5–6) на

МАСЛА, БЕНЗИНЫ, АНТИФРИЗЫ – КАК НЕ КУПИТЬ ФАЛЬШИВКУ

Повышенный расход масла

Повышенный расход масла Неисправности цилиндро-поршневой группы Появление цветного дыма при выхлопе; прорыв газов в картер двигателя; повышенный расход масла на угар. Нормативный расход масла на угар составляет 0,3–0,5 % от общего расхода бензина. Проверить расход масла

Указатель давления масла

Указатель давления масла На большинстве автомобилей этого указателя нет, установлена только аварийная лампочка, которая загорается, когда давление опускается ниже 0,3 кг/см3. Кстати, сам датчик давления масла, включающий аварийную лампочку на щитке приборов, – довольно

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий Вопрос 103. В каких местах рекомендуется размещать подпитывающие баки низкого давления?Ответ. Рекомендуется размещать в закрытых помещениях. Небольшое количество подпитывающих

14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА

14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА Вопрос 435. Какие требования предъявляются ко всем энергетическим маслам (турбинным, компрессорным, индустриальным и др.), принимаемым в организациях от поставщиков?Ответ. Они должны иметь сертификаты качества или паспорта и подвергаться

14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА

14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА 14.1. При эксплуатации масел обеспечиваются: надежная работа технологических систем маслонаполненного оборудования; сохранение эксплуатационных свойств масел; сбор отработанных масел.14.2. Все энергетические масла (турбинные, компрессорные,

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла В карданной передаче крестовины карданных шарниров заполняют консистентной смазкой 158 при сборке, а шлицевую втулку смазкой УС-1 при разборке.Промежуточную опору с подшипником смазывают смазкой ЯМЗ-2 или Литол-2 через пресс-масленку до выдавливания

Автомобильные масла и как правильно выбрать марку масла

Автомобильные масла и как правильно выбрать марку масла Моторное масло играет в автомобиле, пожалуй, такую же роль, как кровь в организме человека. Ничто так не влияет на срок службы двигателя и его работу, как моторное масло. Кроме функций смазки трущихся деталей, оно

Минеральное или синтетическое масла

Минеральное или синтетическое масла Главное отличие минерального и синтетического масла – в молекулярной решетке масла. В процессе изготовления синтетических масел программируются молекулы с определенными оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические

Читайте также: