Для чего служит федеральный закон об обеспечении единства измерений

Обновлено: 28.04.2024


Периодически законодательство в области обеспечения единства измерений подвергается большим или меньшим изменениям (достаточно напомнить, что даже в Федеральный закон № 102-ФЗ за время его действия изменения вносились 7 раз).

При подготовке к таким изменениям полезно еще раз проанализировать особенности того или иного документа.

В данной статье сделана попытка схематически представить основные положения
Федерального закона «Об обеспечении единства измерений и кратко прокомментировать их с целью выявить возможные пробелы, нарушения логики изложения и обозначить пути возможного совершенствования .

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

При этом метрологическая деятельность определена как деятельность, направленная на организацию выполнения измерений, обеспечение их единства и требуемой точности.

В подобных случаях велика вероятность возникновения трудно разрешимых проблем, которые сложно заранее предвидеть.

  • определение целей Закона;
  • определение сферы его распространения, включая описание сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений;
  • основные понятия, используемые в Законе;
  • состав законодательства Российской Федерации
    в области обеспечения единства измерений;
  • международные договоры Российской Федерации.


Рис. 1. Основные положения Закона

Оставшиеся два раздела призваны обеспечить согласованность законодательства Российской Федерации
в области обеспечения единства измерений в части вопросов, относящихся к обеспечению единства измерений, а также обеспечить согласованность требований
и методов регулирования в указанной области, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и национальным законодательством.

При рассмотрении объектов управления и требований к ним, можно отметить, что объектами регулирования, требования к которым отражены в Законе, являются измерения, единицы измерений, эталоны, стандартные образцы, средства измерений, устройства и системы с измерительными функциями.

На рис. 2, помимо методик измерений, показаны методики испытаний и контроля. При этом к ним, как и к измерениям, которые используются вне сферы государственного регулирования, законодательные требования не установлены. Видимо, это не совсем логично. Дело в том, что контроль и испытания – не менее ответственные метрологические процедуры, чем измерения, а измерения вне сферы государственного регулирования также нуждаются в оценке достоверности полученных результатов, как и в сфере регулирования.


Рис. 2. Требования к измерениям

Если рассматривать только те методики косвенных измерений, к которым требования в законе установлены, то можно заметить, что прослеживаемость результатов измерений может быть реализована двумя путями: через цепочку соподчиненных эталонов или через другие методики измерений – референтные до первичных референтных методик, которые по своим функциям аналогичны государственным первичным эталонам.

Можно отметить и то, что установление требований к измерениям осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. В отдельных случаях интересы различных ведомств пересекаются при назначении требований к аналогичным видам измерений, в других случаях указанные федеральные органы исполнительной власти вообще затрудняются сформировать перечни измерений, требования к которым необходимо установить.

Рис. 3. Требования к единицам величин Рис. 4. Требования к эталонам единиц величин

Обращает на себя внимание, что требования к государственным и негосударственным эталонам совершенно совпадают, за исключением первичных эталонов, которые, по определению, все находятся в федеральной собственности.

Не совсем логично выглядит требование о прослеживаемости эталонов только к государственным первичным эталонам, а вот средства измерений могут прослеживаться к эталонам зарубежных стран, но только в случае отсутствия соответствующих отечественных первичных эталонов. Это создает препятствия для признания результатов испытаний и поверки средств измерений, выполненных за рубежом.

Дополнительные требования к эталонам, используемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сформулированы в постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 № 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это постановление в настоящее время находится в процессе пересмотра.

Наверно, наиболее просто выглядят требования к стандартным образцам (рис. 5). Некоторую непоследовательность в эти требования вносит положение постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 734 о том, что стандартные образцы, как и все эталоны, подлежат первичной и периодической аттестации, при этом по результатам первичной аттестации к ним должны быть установлены обязательные требования.

Требования к средствам измерений представлены на рис. 6. Не вдаваясь в детальный анализ содержания требований к средствам измерений и методы их реализации, укажем только на непоследовательность в отношении требований к составным частям средств измерений, их программному обеспечению и условиям эксплуатации. В отношении этих требований указано, что они устанавливаются, если необходимо.

Рис. 5. Требования к стандартным образцам Рис. 6. Требования к средствам измерений

Однако требования к условиям эксплуатации необходимо устанавливать всегда, даже если эти условия практически ничем не ограничены (например, средство измерений предназначено для эксплуатации в полевых условиях при температуре от минус 80 до плюс 80°С).

А в отношении остальных требований не ясно, кто и в каком порядке должен определить необходимость их установления. На рис. 7 схематично представлены требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями.


Рис. 7. Требования к техническим системам и устройствам
с измерительными функциями

Например, как оценить, относятся ли измерительные функции, реализуемые конкретной системой или устройством с измерительными функциями, к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений? Кроме того, государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:

6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Можно ли использовать эти формы оценки соответствия применительно к системам и устройствам с измерительными функциями, если они не предусмотрены законодательством о техническом регулировании?

На рис. 8 отражена процедура отнесения технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями (здесь и далее слева указана организация, выполняющая определенный действия, а справа описаны сами действия.

Как следует из рис. 8, решение об отнесении технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями принимает Росстандарт по заявлению заинтересованной организации (или лица) и на основании экспертного заключения одного из метрологических институтов Росстандарта. Решение это представляется в одной из информационных баз Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.


Рис. 8. Отнесение технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями

Читайте также: