Кому принадлежало право закрепления основ общественного строя и политики ссср

Обновлено: 04.05.2024

Конституция СССР 1977 г. формально закрепила новые институты, свиде­тельствующие о признании советским государством общемировой тенденции становления правового и социального государства, усиления роли граждан­ского общества.

Во-вторых, декларировалось усиление влияния общественных организаций на государственную политику. Они, согласно новой Конституции, теперь по­лучили право участвовать в управлении государством, а трудовые коллекти­вы — в обсуждении и решении государственных вопросов. Утверждалось, что целью государства является развитие демократии и повышение активно­сти общественных организаций. В качестве института, призванного сочетать надзор за деятельностью отдельных государственных органов и должност­ных лиц со стороны и государства, и общества, предусматривалось консти­туционное закрепление так называемого народного контроля, существовав­шего еще с 1965 г.

В-третьих, провозглашалось усиление правовых начал в регулировании не только общественной, но и государственной жизни. Подчеркивалось, что государство действует на основе социалистической законности, что оно, как и граждане, обязано соблюдать Конституцию и законы.

основополагающих прав граждан. Впервые было заявлено о возможности защищать права граждан не только посредством государства, но и от него.

Признавалось право граждан обращаться с жалобами на действия должност­ных лиц не только в вышестоящие инстанции, но и в суд. В-пятых, Консти­туция признавала право граждан на возмещение ущерба, нанесенного им государством или его должностными лицами. Именно с этой Конституцией связано первое закрепление в основном законе юридической силы междуна­родных актов о правах и свободах человека. Статья 29 Конституции оформи­ла обязательство, взятое на себя СССР в связи с подписанием Заключитель­ного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), уважать права человека и основные свободы. Наконец, в Конституции раз­витого социализма впервые было заявлено о том, что государство обязано защищать не только права граждан СССР, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, налицо была эволюция советского государственного строя в сторону формирования основ правового государства. Однако эта эволюция носила непоследовательный и ограниченный характер. Прежде всего, в силу того, что Конституция не вводила никаких действенных юридических гаран­тий для обеспечения реализации на практике вышеуказанных принципов и положений. Конституция упрочила монополию КПСС на власть. Теперь по­ложение об этом было вынесено в самостоятельную ст. 6. Партия провоз­глашалась не только силой, руководящей государством, но и ядром полити­ческой системы в целом. Она объявлялась организацией, которая одна опре­деляет генеральную перспективу развития общества и ведет страну по пути прогресса к коммунизму Таким образом, Конституция поставила партийную бюрократию вне контроля общества. Она сделала ее безответственной, а по­тому и крайне неэффективной. Не был реализован в Конституции принцип разделения властей, не были созданы и правовые условия для идеологическо­го и экономического плюрализма.

Эволюционировало конституционное закрепление не только политической, но и экономической основы советского государства. Изменения эти носили достаточно противоречивый характер.

С одной стороны, социалистическая собственность продолжала оставаться главной, а объекты, находившиеся в исключительной собственности государства, согласно Конституции, расши­рялись. Теперь они включали основные средства производства и всякое дру­гое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

С другой стороны, в Конституции начали находить отражение некоторые элементы рыночной экономики, которые государство пыталось в это период внедрить в централизованную систему управления народным хозяйством, та­кие как самостоятельность и инициатива хозяйственных субъектов, хозрас­чет, прибыль, себестоимость. Причиной конституционного закрепления этих норм стала экономическая стагнация, начавшаяся в СССР в связи с падением конкурентоспособности ее продукции. Было очевидно, что централизованная система управления народным хозяйством переживала кризис. В этот период с собой остротой проявилась слабая ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса. Фактически советская экономика так и не смогла подняться на постиндустриальный уровень стран Запада вследствие имманентно присущих ей недостатков. Как и всякий кризис социально­экономической системы, застой проявился не только в разложении старой, централизованной экономики, но и в появлении ростков новой — рыночной. Государство пыталось введением экономических стимулов реанимировать социалистическую систему хозяйства, придать ей новый импульс. В частно­сти, этому содействовала так называемая косыгинская реформа1965 г. Она поощряла хозяйственную автономию предприятий и вводила в их деятель­ность фактор материальной заинтересованности. Однако постепенное свер­тывание реформы в период развитого социализма демонстрировало тот факт, что сосуществование централизованных и рыночных начал в народном хо­зяйстве страны становилось принципиально невозможным.

Та же противоречивая тенденция характеризует и эволюцию иных видов соб­ственности. Мелкому частному хозяйству крестьян и кустарей приходит на смену индивидуальная трудовая деятельность. С одной стороны, Конститу­ция демонстрирует намерение государства еще более ограничить частную инициативу. Особо отмечалось, что государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества. Однако, с другой стороны, сфера применения этой экономической активно­сти отдельных граждан расширялась за счет бытового обслуживания населе­ния и других видов деятельности. Очевидно, что и здесь государство начина­ет признавать невозможность обеспечить в новых условиях экономическое развитие старыми методами. Однако действенных правовых гарантий реали­зации новых экономических форм не существовало и в этом случае.

Меняется и конституционная трактовка цели развития социалистической экономики. Такой целью провозглашается удовлетворение растущих мате­риальных и духовных потребностей граждан. Намечаются таким образом зачатки формирования правовой основы социального государства, действу­ющего в интересах повышения жизненного уровня широких масс населения. Они нашли свое отражение и в главе, касающейся социального развития и

культуры. Там закреплялось стремление государства обеспечить интеллекту­альное и творческое развитие человека, улучшение условий его труда и жиз­ни, создание мощной системы социальной защиты населения. Эти намерения дополнялись обязательством государства принимать необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования природных ре­сурсов и улучшения окружающей человека среды. Таким образом, государ­ство закрепляло защиту окружающей среды как конституционное право. Это в принципе соответствует цели существования современного конституцион­ного государства в условиях информационного общества. Однако гарантии реализации этих прав в условиях фактического отсутствия институтов право­вого государства были недостаточны.

ударства обеспечить рост интеллектуального и творческого потенциала насе­ления. Ведь без этого было невозможно дальнейшее развитие общества.

Даже конституционные обязанности граждан претерпели существенные из­менения. Исчезли кары за их несоблюдение. Сам их список изменился. Ме­сто неопределенных формулировок, позволявших государству контролиро­вать всю трудовую, бытовую и общественную активность граждан, заняли хоть и многочисленные, но более четкие, требования, соответствующие це­лям развития социального государства по-социалистически. В их числе ува­жение прав и законных интересов других граждан, уважение их националь­ного достоинства, забота о воспитании детей, содействие дружбе и сотруд­ничеству с народами других стран, обязанность беречь природу и культур­ные ценности.

Эволюция советского общественного строя находилась в общемировом тренде прогрессивного и закономерного движения в направлении строитель­ства социального государства. Однако эта эволюция являлась непоследова­тельной и ограниченной по причине недостаточности юридических гарантий.

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество. Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны.

Высшая цель Советского государства — построение бесклассового демократически народного общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление.

Советский народ, руководствуясь идеями научного коммунизма, опираясь на социально-экономические и политические завоевания социализма,
стремясь к дальнейшему развитию социалистической демократии, закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции.

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Статья 13. В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.

Статья 14. Граждане СССР равны перед законом.

Статья 15. Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.

Статья 16. СССР предоставляет право убежища иностранцам.

Статья 17. Граждане СССР обладают всей полнотой социально -экономических, политических и личных прав и свобод.

Статья 18. Граждане СССР имеют право на труд; отдых; охрану здоровья; на материальное обеспечение; на жилище; на образование; пользование достижениями культуры.

Статья 19. Гражданам гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 20. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Статья 21. Каждый гражданин имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, а также критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 22. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 23. Гражданам гарантируется свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви.

Статья 24. Гражданам гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 25. Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Статья 26. Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ

Статья 39. Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик. Советы народных депутатов - составляют единую систему органов государственной власти.

Статья 40. Выборы депутатов во все Советы производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 41. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 42. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос. Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 43. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Депутат имеет неприкосновенность, снять которую может только ВС СССР.

И УПРАВЛЕНИЯ СССР

Статья 44. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Он правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР. Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР осуществляются исключительно ВС СССР.

Статья 45. Депутат ВС СССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров СССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР. Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в двухдневный срок письменный ответ.

Статья 46. Депутат ВС СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР.

Статья 47. ВС СССР избирает на заседании Президиум ВС СССР - постоянно действующий орган ВС СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями.

Статья 48. Президиум ВС СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума ВС, Первого заместителя Председателя, Секретаря Президиума.

Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:

1) назначает выборы в ВС СССР;

2) созывает сессии ВС СССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий палат ВС СССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;

5) дает толкование законов СССР;

6) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

7) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;

8) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваивает почетные звания СССР;

9) назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

10) образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР;

11) объявляет военное положение;

12) объявляет мобилизацию;

13) в период между сессиями ВС СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.

Статья 50. Президиум ВС СССР в период между сессиями Верховного Совета осуществляет контролирующие функции ВС.

Статья 51. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета СССР и комиссий его палат, представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 52. ВС СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Статья 53. Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР.

Статья 54. Совет Министров СССР образуется по представлению Председателя Президиума ВС СССР. Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии.

Статья 55. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Совет Министров СССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР.

Статья 56. Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 57. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.

Статья 58. Совет Министров СССР имеет право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров союзных республик, а также отменять акты министерств СССР, государственных комитетов СССР, других подведомственных ему органов.

Преамбула

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество. Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны.

Высшая цель Советского государства — построение бесклассового демократически народного общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление.

Советский народ, руководствуясь идеями научного коммунизма, опираясь на социально-экономические и политические завоевания социализма,
стремясь к дальнейшему развитию социалистической демократии, закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции.

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство, выражающее волю и интересы всего народа.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит только народу. Он

осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны СНД.

Статья 3. Организация и деятельность государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе государственности и легизма, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. КП определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу народовластия.

Статья 6. Основным направлением развития политической системы советского общества является развертывание народной демократии.

Статья 7. Основу экономики СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 8. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 9. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций.

Статья 10. В СССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность. Ей могут заниматься физические лица, кооперативы, коллективные хозяйства и т.д. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность.

Статья 11. СССР неуклонно проводит политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.

Статья 12. Защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Статья 13. В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.

Статья 14. Граждане СССР равны перед законом.

Статья 15. Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.

Статья 16. СССР предоставляет право убежища иностранцам.

Статья 17. Граждане СССР обладают всей полнотой социально -экономических, политических и личных прав и свобод.

Статья 18. Граждане СССР имеют право на труд; отдых; охрану здоровья; на материальное обеспечение; на жилище; на образование; пользование достижениями культуры.

Статья 19. Гражданам гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 20. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Статья 21. Каждый гражданин имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, а также критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 22. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 23. Гражданам гарантируется свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви.

Статья 24. Гражданам гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 25. Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Статья 26. Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: