В какую прокуратуру необходимо обращаться в случае совершения правонарушения в сфере транспорта

Обновлено: 18.05.2024

В целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие в производстве по делам об административных правонарушениях как действенное средство укрепления законности.

1.1. В полном объеме использовать полномочия, предоставленные, законодательством, путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

1.2. Учитывать, что привлечение к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), осуществляется в особом порядке (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ).

2. Прокурорам и заместителям прокуроров с учетом характера выявленного нарушения закона и имеющихся доказательств выносить мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

2.1. Иметь в виду, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (ст. 28.1 КоАП РФ).

Учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

2.2. По результатам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, в том числе материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, указывающих на наличие, события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, при отсутствии оснований для административного преследования выносить мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).

2.3. В ходе проведения проверки при наличии признаков административного правонарушения принимать исчерпывающие меры к сбору и фиксации доказательств.

При выявлении административного правонарушения и невозможности вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на месте обеспечить составление документа (акта проверки), в котором указать сведения и данные, аналогичные предусмотренным чч. 4 и 6 ст. 27.8 КоАП РФ, а в случае применения установленных способов фиксации доказательств сделать соответствующую запись.

2.4. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также решение о продлении срока проведения административного расследования принимать с учетом установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

2.5. При решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривать имеющиеся в материалах проверки доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.

2.6. Иметь в виду, что дело об административном правонарушении возбуждается прокурором при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных чч. 1, 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в том числе с учетом характера совершенного деяния, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, наличия существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и иных обстоятельств.

2.7. Принимать необходимые меры к извещению лиц, привлекаемых к административной ответственности, либо их законных представителей о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Извещение осуществлять любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию его вручения адресату.

2.8. Исключить случаи вынесения постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, по форме и содержанию не соответствующих требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

2.9. Разъяснять физическим лицам или законным представителям юридических лиц, привлекаемым к административной ответственности, их права и обязанности, о чем делать отметку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и обеспечивать возможность реализации указанных прав. При получении объяснений от физических лиц разъяснять им права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации.

2.10. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлять для рассмотрения судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ или законодательством субъекта Российской Федерации рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента его вынесения, а по делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, передавать на рассмотрение судье немедленно.

2.11. Подразделениям (помощникам прокуроров), подготовившим проект постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, подлежащего рассмотрению судом, согласовывать его с подразделениями (помощниками прокуроров), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и (или) арбитражном процессе. В случаях, не терпящих отлагательства, допускается направление дела об административном правонарушении для рассмотрения в суд без соответствующего согласования.

3. Считать обязательным участие прокурора в рассмотрении судьей, органом, должностным лицом дел об административных правонарушениях, возбужденных по инициативе прокурора.

3.1. Прокурорам городов (районов), приравненным к ним прокурорам и их заместителям принимать участие в рассмотрении возбужденных ими дел об административных правонарушениях лично или поручать участие в их рассмотрении прокурорам, подготовившим соответствующие материалы, а по делам, направленным для рассмотрения судье, - прокурорам, обеспечивающим участие в гражданском и (или) арбитражном процессе, с передачей копий направленных в суд материалов.

3.2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах участие в рассмотрении судьями дел об административных правонарушениях, возбужденных соответствующим прокурором или его заместителем, принимать подразделениям, обеспечивающим участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе, а по делам, рассматриваемым уполномоченными органами, должностными лицами, - подразделениям, подготовившим соответствующие материалы.

При направлении судье постановления о возбуждении дела об административном правонарушении подразделениям, подготовившим соответствующие материалы, одновременно направлять их копии в подразделение по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

3.3. Участвующим в деле прокурорам:

3.3.1. Заблаговременно готовиться к рассмотрению дела. Активно участвовать в исследовании представляемых доказательств. Способствовать принятию судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, законного, обоснованного и справедливого решения.

3.3.2. В случае установления обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, или переквалификацию действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, информировать об этом прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении.

Указанному прокурору в случае принципиального несогласия с позицией участвующего в деле прокурора, своевременно решать вопрос о его замене, либо самому принимать участие в рассмотрении дела.

3.3.3. По результатам исследования представленных доказательств давать мотивированное заключение по делу (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

3.3.4. При формировании своей позиции относительно вида наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. При наличии оснований предлагать назначение дополнительного наказания.

3.3.5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, находящимся в производстве органа, должностного лица, при наличии оснований своевременно заявлять мотивированное ходатайство о передаче дела для рассмотрения соответствующему судье.

3.3.6. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснять причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению. Во всех необходимых случаях ходатайствовать о внесении судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ст. 29.13 КоАП РФ).

3.4. Прокурору, принимающему участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, основных материалов дела, определений, постановлений по делу, протестов, жалоб, документов, связанных с исполнением решения, и др.

3.5. Участвующему в деле прокурору копию вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для его оспаривания направлять в подразделение, осуществляющее надзор за исполнением законов судебными приставами.

3.6. Прокурорам, непосредственно участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, быть в форменном обмундировании.

4. Прокурорам и заместителям прокуроров своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления (определения) по делам об административных правонарушениях.

4.1. Обеспечивать последовательное оспаривание постановлений по делу об административном правонарушении.

4.2. Протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, должностным лицом, направлять, как правило, в суд в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за правонарушение, совершенное в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности, подавать в арбитражный суд.

4.3. Участие в рассмотрении судом протеста (заявления) на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе вынесенное несудебным органом, должностным лицом, поручать подразделению (помощнику прокурора), обеспечивающему участие в гражданском и (или) арбитражном процессе.

Одновременно с направлением в суд протеста (заявления) наблюдательное производство по делу об административном правонарушении передавать в подразделение (помощнику прокурора), обеспечивающее участие в гражданском и (или) арбитражном процессе.

4.4. При отсутствии оснований для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении, составлять мотивированное заключение.

4.5. При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении городскому (районному) и приравненным к ним прокурорам обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему прокурору. Для оспаривания судебного акта в Верховном Суде Российской Федерации прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему прокурору обращаться к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю).

Представление направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего обжалуемого судебного постановления в законную силу.

В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, заверенные копии состоявшихся по делу судебных постановлений и проект соответствующего протеста.

4.6. При наличии оснований для пересмотра решения (постановления) по делу об административном правонарушении, вынесенного арбитражным судом, руководствоваться соответствующими положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе".

5. Должностным лицам органов прокуратуры, указанным в п. 1 настоящего приказа, обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, должностных лиц и юридических лиц по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях.

5.1. Обращения в отношении постановлений, определений, решений мировых судей и судов общей юрисдикции о привлечении к административной ответственности, решений судов общей юрисдикции, принятых по жалобам на постановления и решения уполномоченных органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях, обращения об оспаривании постановлений, определений и решений арбитражных судов о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений государственных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иных решений арбитражных судов по делам, вытекающим из административных правоотношений, рассматривать в подразделениях по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

5.2. Обращения в отношении постановлений уполномоченных государственных органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности, решений этих органов по жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности; мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и исполнения отдельных видов административных наказаний рассматривать в подразделениях, осуществляющих надзор за деятельностью соответствующих государственных органов и должностных лиц в пределах имеющейся компетенции.

5.2.1. Жалобы на действия и решения должностных лиц органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, принятые в порядке ст. 23.4 КоАП РФ, рассматривать в подразделениях по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

5.2.2. Обращения в отношении постановлений судов общей юрисдикции по жалобам на постановления уполномоченных органов, должностных лиц и судов о прекращении производства по делам об административных правонарушениях и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, а также о прекращении уголовного преследования и направлении материалов для возбуждения дела об административном правонарушении рассматривать в подразделениях, обеспечивающих участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

5.3. Обращения в отношении постановлений и иных актов органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, надзор за исполнением законов которыми возложен на органы военной прокуратуры, их должностных лиц, а также постановлений и решений судей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, в том числе о привлечении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к административной ответственности, решений арбитражных судов о привлечении к административной ответственности воинских частей и иных воинских формирований рассматривать в органах военной прокуратуры.

5.4. Обращения в отношении решений и постановлений федеральных органов исполнительной власти и органов контроля в федеральных округах, их должностных лиц о привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц рассматривать в управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

6. Прокурорам и заместителям прокуроров в соответствии с имеющейся компетенцией принимать исчерпывающие меры, направленные на своевременное и полное исполнение постановлений о назначении административного наказания.

7. Работу по участию в производстве по делам об административных правонарушениях строить в тесном взаимодействии между соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами.

8. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях.

9. Считать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18.03.2008 N 43/7 "О рассмотрении в Генеральной прокуратуре Российской Федерации обращений, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях".

10. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено день назад

В ходе досмотра осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц. При его проведении могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура.

Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Отказ пассажира от досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

Согласно статье 12.3 Федерального закона установлено, что уполномоченные работники подразделений транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств также имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, изымать оружие и боеприпасы при отсутствии у лица законных оснований для их ношения или хранения, а также устанавливать личность физического лица, находящегося или пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.

Задержанные лица, используемые ими транспортные средства и находящиеся при них оружие и боеприпасы, незамедлительно передаются представителям органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.

Сотрудники подразделений транспортной безопасности имеют право на применение физической силы, специальных средств, электрошоковых устройств и огнестрельного служебного оружия для отражения нападения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, работников подразделений транспортной безопасности или лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, пресечения сопротивления, оказываемого нарушителем, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности.

Неисполнение гражданами (пассажирами) требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. В случае, если данные действия совершены умышленно, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток.


Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Массовость направления запросов о представлении документации

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Юридическая природа запроса о представлении документации

Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

  • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

Самые частые варианты запросов

Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.

Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

  • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.

До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

После возбуждения уголовного дела

В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

Прокурорская проверка

Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

Ответственность за непредставление документов

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

  • предупреждения,
  • административного штрафа:

— на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

Правоприменительная практика

Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

Практические рекомендации

Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

Получение запроса из полиции может свидетельствовать о том, что в отношении организации проводится доследственная проверка. Цель такой проверки - возбудить уголовное дело. Именно для этого запрашивается такой объем документов и информации.

Если Вы получили запрос из полиции о предоставлении информации и документации, но не можете самостоятельно определить является ли он законным и обоснованным, не торопитесь предоставлять документы!

По нашему опыту в 9 из 10 случаев после получения аргументированного отказа на запрос, интерес к компании со стороны правоохранителей пропадает.

АКЦИЯ ГОДА


Вы решили самостоятельно обжаловать неправомерные действия инспектора ДПС? Или хотите на будущее, на всякий случай, сами, не прибегая к дорогим услугам юриста, бороться за восстановление ваших прав? Тогда эта статья для вас.

Итак, рассмотрим образец жалобы в прокуратуру на неправомерные действия инспектора, обвинившего вас в превышении скорости:

В жалобе пишем: ч.м.г. направляясь со стороны улицы, допустим, Набережная в сторону площади Ленина, управляя автомобилем марки Лексус гос.регистрационный номер А001АА, я был остановлен инспектором ДПС Ивановым Иваном Ивановичем. Он, сославшись на показание прибора замера скорости, заявил, что я превысил установленную скорость на 40 км/ч. При обращении, ко мне, инспектор не представился. На мою просьбу предъявить служебное удостоверение инспектор ответил отказом. То, что его фамилия Иванов, я узнал позже, из протокола. Я двигался со скоростью 68км/ч. Перестроений никаких не совершал. С вменяемым мне нарушением не согласен. Инспектор Иванов составил протокол об АПН № 13 от «15 мая 2015 года.

Depositphotos_71200931_original.jpg

Составленный протокол и действия инспектора считаю незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

1. Инспектор не предоставил мне распечатку с радара, где были бы указаны время совершения нарушения, номер автомобиля и его скорость. Также не были предоставлены показания свидетелей с его стороны. Все обвинение инспектора построено исключительно на его словах.

2. Инспектор отказался предъявлять мне сертификат соответствия и пломбу поверки прибора.

3. ПДД я не нарушал. Моя вина ничем не доказана. Инспектор нарушил требование ст.49 Конституции РФ и ст.1.5. КоАП РФ (Презумпция невиновности). В данном случае имеет место неустранимое сомнение, которое трактуется в мою пользу.

4. Я попросил инспектора предоставить мне возможность воспользоваться услугами адвоката. Он мне отказал, заявив, что по таким делам адвокат не требуется. Тем самым, нарушив ст.48 Конституции РФ и ст.25.5 КоАП РФ, меня лишили права на получение квалифицированной юридической помощи.

6. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, при составлении протокола инспектор мне не разъяснил, тем самым нарушив требование статьи 114 приказа МВД РФ № 185. На протяжении всей беседы инспектор Иванов по отношению ко мне вел себя агрессивно, давил на меня психологически, тем самым, нарушив требования статьи 19 приказа МВД РФ № 185.

Таким образом, на основании вышеизложенных нарушений процессуальных норм, прошу провести прокурорскую проверку, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования, а именно:

  • внести представление об устранении нарушений в разумный срок.
  • наложить дисциплинарное взыскание на инспектора ДПС Иванова И.И.
  • ответить мне письменно в установленный законом 30-дневный срок по месту моего жительства.

Depositphotos_12291072_original.jpg

Также жалобу на нерадивого инспектора можно написать и вышестоящему должностному лицу. Срок рассмотрения тоже – 30 дней.

Примечание: если инспектор намеревается подготовить постановление сразу и на месте – указывайте в протоколе свое ходатайство о рассмотрении дела в подразделении ГИБДД в назначенный день разбора .

Если вы все-таки не успели обжаловать действия инспектора, и он уже вынес постановление об административном правонарушении. Тогда лучше идти сразу в суд. У вас есть ровно 10 дней для подачи заявления с момента получения копии постановления.

Далее отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении. А если решили лично отнести жалобу или заявление, то относите в двух экземплярах – один остается у вас.

Потребуйте на вашем экземпляре поставить:

В прокуратуре - ФИО принявшего, подпись, дата и время принятия
В суде — штамп мирового судьи или канцелярии мирового суда.

Пройти полиграф вы можете и не дожидаясь суда, в любой независимой уполномоченной экспертной организации. А затем уже в суде заявить письменное ходатайство о приобщении к материалам дела заключения эксперта, которое суд обязан принять в качестве доказательства вашей невиновности. Прохождение полиграфа очень уместно в случае рассмотрения дела по лишению вас прав за употребление спиртного, которого вы не употребляли. Кстати, ранее мы уже писали подробно, что нужно делать, если инспектор ДПС показывает вам "положительный" результат на алкотестере.

Отмена судом постановления за отсутствием события или состава административного правонарушения и будет свидетельствовать о незаконности действий инспектора. И тогда, при желании, вы можете с этим постановлением идти дальше в суд, чтобы государство все расходы по делу возместило, в некоторых случаях можно компенсировать не только имущественный, но и моральный вред, но эта тем требует уже отдельного обсуждения.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3 , 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 254 — 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

При возникновении различного рода разногласий между водителем и сотрудниками ГИБДД, в случае несогласия с действиями или бездействием представителей госинспекции по безопасности движения у граждан есть возможность подать жалобу. Жалоба в прокуратуру на ГИБДД — один из наиболее действенных способов решить вопрос в свою пользу, если на уровне начальника инспекции вопрос остался не решенным или результатом принятого решения водитель не согласен.

  • СКАЧАТЬ образец жалобы в прокуратуру на действия сотрудника ГИБДД.doc

Когда нужно обращаться в прокуратуру


Есть довольно много случаев, когда собственник автотранспортного средства может заявить на действия сотрудников ГИБДД.

К ним можно отнести:

  • некорректное обращение и отношение к водителю представителя инспекции;
  • игнорирование законных прав и требований владельца авто;
  • нарушение пунктов админрегламента МВД РФ;
  • бездействия при наступлении ДТП, угона авто, повреждения и др., а также во время расследования таких случаев;
  • неправомерные действия инспектора;
  • отказ в регистрации авто, если, по мнению его собственника, он является необоснованным;
  • несогласие водителя с пунктами протокола или вынесенным постановлением;
  • препятствование в установлении истинных причин происшествия и др.

ВАЖНО! В соответствии с законодательными нормами, любой водитель имеет право жаловаться на неправомерность действий или бездействие инспектора. Претензии и жалобы? При этом нужно знать, как правильно составить текст заявления, и как его подать.

Куда жаловаться

Владельцы автотранспорта имеют возможность в зависимости от серьезности нарушения отстаивать свои права путем обращения:

  • к непосредственному начальству сотрудника, допустившего неправомерные действия;
  • в прокуратуру;
  • в судебные органы.

Самым эффективным способом является обращение в судебную инстанцию. Но поступать таким способом нужно, когда заявления к начальству и прокуратуру не удовлетворили заявителя.

Прежде чем подавать жалобу в прокуратуру, нужно удостовериться в неправомерности действий инспектора или другого сотрудника органов, которые обладают довольно широким кругом полномочий. Только убедившись в законной обоснованности своих претензий к правоохранителям, можно подавать жалобу в прокуратуру, иначе она будет отклонена ввиду своей неактуальности. При этом вышестоящая инстанция поддержит сторону полицейского, в отношении которого водитель выдвинул претензии.

Нести заявление в прокуратуру нужно после того как была использована возможность пожаловаться вышестоящему начальству работника органов, нарушившего закон.

Как жаловаться

Порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в органы прокуратуры регламентируется ГПК, в котором подробно расписана процедура составления и предъявления таких жалоб.

Есть несколько основных моментов ее составления:

  1. В этом документе нужно подробно расписать все касающиеся дела события в соответствии с их хронологией.
  2. Грамотно изложить все обстоятельства, при которых совершалось нарушение законных прав гражданина, указать пункты законов, положений, других нормативно-правовых документов, требования которых сотрудником ГИБДД были нарушены.
  3. Претензии и требования, предъявляемые заявителем должны быть четкими и аргументированными.

Заявление, подаваемое в прокуратуру, не имеет определенной законом формы. Во время его составления рекомендовано применять общие правила, действующие при составлении исковых заявлений.

В нем нужно указывать:

  • название органа, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • номер телефона;
  • место регистрации, прописки заявителя.

В начале жалобы нужно предоставить максимальную информацию о нарушившем закон сотруднике ГИБДД, указав:

  • его ФИО;
  • должность;
  • рабочее место;
  • доступные контактные данные;
  • основные данные из удостоверения с номером жетона;
  • госномер, бортовой номер автомобиля представителя ГИБДД (если автомобиль был).

ВАЖНО! Чем больше данных в отношении представителя госавтоинспекции будет указано, тем быстрее будут приняты меры воздействия за неправомерность его действий.

Обложка

Договор аренды автомобиля Образец

Дефектная ведомость на автомобиль

Договор мены автомобилей

doverennost-general-avto

Рекомендации по составлению жалобы

В тексте заявления в прокуратуру о неправомерности действий сотрудника ГИБДД нужно изложить свое видение ситуации, которая произошла c указанием важных моментов, указывающих на нарушения, которые допустил представитель правопорядка.

Желательно указать и приложить дополняющие слова документы, доказательства вины, которыми могут быть:

  • фотографии с места события;
  • видео с фиксацией нарушения;
  • экспертные заключения;
  • медицинские заключения;
  • показания свидетелей.

В основной части рекомендуется:

  • не проявлять на бумаге лишних эмоций, так как жалоба в прокуратуру является официальным документом;
  • не применять слова-паразиты;
  • не оскорблять ответчика, так как он может подать встречный иск за клевету и оскорбления;
  • проверить текст на отсутствие ошибок;
  • ссылаться на пункты законов, которые были инспекторами нарушены;
  • перечислить прилагаемые к жалобе документы.

ВАЖНО! Если доказательств, свидетельствующих о том, что водитель прав, недостаточно, нужно ходатайствовать об истребовании доказательств по данному делу прокуратурой. В этом случае нужно подчеркнуть, что самостоятельно заявитель не может их предоставить.


При составлении жалобы желательно воспользоваться помощью юриста, который специализируется на подобных делах. Лучше напечатать ее на компьютере, это позволит без проблем отредактировать орфографию. Оформление авто? Кроме того, этот документ будет выглядеть удобным для прочтения и восприятия.

На видео о составлении жалобы

  • Наименование органа, в который подается обращение;
  • ФИО соответствующего должностного лица (если у вас есть такая информация);
  • Ваши ФИО, адрес и номер телефона;
  • Обстоятельства обжалуемого действия или бездействия сотрудника ГИБДД;
  • Основания, по которым вы считаете, что нарушены ваши права, свободы и законные интересы;
  • Дата составления жалобы.

Жалоба на ГИБДД: составление, образец и порядок подачи в 2019 году

Рассказываем, как самостоятельно составить и подать жалобу на неправомерные действия или бездействие сотрудников Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

Права и обязанности инспектора ГИБДД в 2019 году

В соответствии с действующим российским законодательством сотрудники Госавтоинспекции имеют право:

При этом каждый сотрудник ГИБДД обязан:

Куда жаловаться на ГИБДД в 2019 году?

Высчитаете, что сотрудники ГИБДД нарушил ваши права? В этом случае, согласно ст. 319 Приказа МВД №664, у вас есть право подать жалобу на его действия (или бездействие).

Такая жалоба может быть направлена:

  • Руководителю соответствующего подразделения Госавтоинспекции на районном уровне;
  • Руководителю соответствующего подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне;
  • В Контрольно-профилактический отдел (КПО ГИБДД);
  • В районную прокуратуру;
  • В Генпрокуратуру.

Как самостоятельно написать жалобу на ГИБДД в 2019 году?

В тексте жалобы на сотрудника Госавтоинспекции обязательно должна быть указана следующая информация:

  • Наименование органа, в который подается обращение;
  • ФИО соответствующего должностного лица (если у вас есть такая информация);
  • Ваши ФИО, адрес и номер телефона;
  • Обстоятельства обжалуемого действия или бездействия сотрудника ГИБДД;
  • Основания, по которым вы считаете, что нарушены ваши права, свободы и законные интересы;
  • Дата составления жалобы.

Обратите внимание! Если у вас возникли трудности при составлении жалобы на ГИБДД, вы можете обратиться за бесплатной помощью к нашим специалистам.

Законные основания для отказа в рассмотрении жалобы на ГИБДД в 2019 году

Если вы планируете написать жалобу на ГИБДД самостоятельно, необходимо помнить, что в некоторых случаях ваше заявление может быть оставлено без внимания — на вполне законных основаниях. Полный перечень таких оснований можно найти в ст. 320 Приказа МВД №664:

  • Жалоба была направлена лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в ней вопросов;
  • Жалоба была подана анонимно;
  • В жалобе не был указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • Текст жалобы не поддается прочтению;
  • В жалобе содержатся угрозы, нецензурные или оскорбительные выражения;
  • В жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу.

Срок рассмотрения жалобы на ГИБДД в 2019 году


За это время уполномоченному должностному лицу необходимо произвести следующие действия:

  • Проверить обстоятельства, изложенные в жалобе;
  • Проверить, соответствовали ли обжалуемые действия (бездействие) сотрудника ГИБДД положениям и предписаниям законодательных и иных нормативных актов;
  • Опросить инспектора, на которого была подана жалоба;
  • Опросить свидетелей и иных лиц, обладающих информацией, которая имеет значение для рассмотрения жалобы.

Обратите внимание! В исключительных случаях должностное лицо может продлить срок рассмотрения жалобы гражданина — но не более чем на 30 дней.

Читайте также: