Как машинист локомотива обязан подтвердить восприятие любого светового сигнала со снегоочистителя

Обновлено: 17.05.2024

исправность снегозащитных устройств. На раструбы вентиляторов поставить круги-фильтры, проверить запоры и закрыть двери форкамер. Работать со снегоочистите­лем только на низкой скорости вентиляторов.

Рекомендуется также перейти на частично-замкнутую систему вентиляции на электровозе. Для этого необходимо открыть 2-3 потолочных люка в каждой ВВК, от­крыть и закрепить в открытом положении двери форкамер.

После работы со снегоочистителем очистить от снега ВВК, форкамеры, снять круги-фильтры. Электровоз должен следовать резервом в ближайшее основное или оборотное депо, где должна быть проверена изоляция электрических машин и, при необходимости, произведена их сушка.

47.3. Работа с плужными снегоочистителями.

47.3.1. Очистка пути от снега на перегонах производится плужными снегоочис­тителями СДП или СДПМ.

В качестве прикрытия между локомотивом и снегоочистителем ставится порож­ний крытый вагон или полувагон, оборудованный двухпролетным воздухоснабжени-ем (тормозной магистралью и пролетной трубой для подключения рабочего органа снегоочистителя), и с исправным автоматическим тормозом.

При работе с новыми цельнометаллическими снегоочистителями СДП и СДПМ, имеющими удлиненную базу и дальний отброс снега за пределы пути, можно рабо­тать без прикрытия.

47.3.2. Кран машиниста регулируется на давление в ТМ 5,3-5,5 кгс/см 2 . Сцепление локомотива с вагонами и снегоочистителем, соединение концевых

рукавов тормозной и питательной магистралей с рабочим органом снегоочистителя производится помощником машиниста локомотива по сигналам и распоряжению руководителя работ.

После соединения магистралей машинист снегоочистителя обязан произвести проверку зарядки рабочей магистрали и действие обратного клапана и клапанов ЗМД

Давление в рабочих резервуарах снегоочистителя не должно превышать 6,0-6,2 кгс/ см 2 .

При проверке плотности рабочей магистрали снегоочистителя при давлении 5,0 кгс/см 2 падение давления допускается 0,2 кгс/см 2 /1 мин.

После проверки плотности ТМ (при перекрытом кране двойной тяги падение давления от нормального зарядного на 0,2 кг/см 2 должно происходить не быстрее, чем за одну минуту) производится полная проба тормозов осмотрщиком-автоматчи­ком совместно с машинистом снегоочистителя, и машинисту выдается справка о тормозах ВУ-45.

Автотормоза снегоочистителя, вагона прикрытия и локомотива должны быть включены.

Воздухораспределитель локомотива ставится на груженый режим.

Рабочую магистраль снегоочистителя при работе подключают к питательной магистрали электровоза.

47.3.3. Проверяется исправность звуковых сигналов, исправность радиосвязи и действие сигнализации между локомотивом и снегоочистителем.

Об исправном состоянии звуковых сигналов, радиосвязи и действии сигнализа­ции между локомотивом делается запись в бортовом журнале ТУ-152 и заверяется подписями машиниста локомотива и руководителя работ.

47.3.4. Рабочая скорость по перегонам снегоочистителей, оборудованных авто­матическим тормозом, должна быть не более 70 км/час, не оборудованных автома­тическим тормозом - не более 60 км/час. Рабочая скорость по станции - не более 40 км/час, струга - от 10 до 15 км/час.

При работе со снегоочистителем, находящимся впереди электровоза, АЛСН и САУТ выключаются.

При следовании по перегону руководитель работ передает на переносный сиг­нализатор на локомотиве соответствующие огни напольных светофоров (3, Ж, КЖ), а при необходимости остановки зажигает красный огонь.

При проследовании мест ограничения скорости, огражденных переносными сиг­налами, руководитель работ должен включать на переносном сигнализаторе жел­тый огонь и подавать звуковые сигналы снижения скорости.

47.3.5. Машинист локомотива в пути следования при движении снегоочистите­ля впереди обязан:

- повторять звуковым сигналом большой громкости изменение огней на пере­носном сигнализаторе и выполнять их требования;

- при появлении на локомотивном сигнализаторе желтого и красного огней од­новременно снизить скорость так, чтобы обеспечить остановку, не проезжая запре­щающего сигнала. При появлении на локомотивном сигнализаторе красного огня принять все меры к остановке, не проезжая запрещающего сигнала.

6.1. Для руководства работами по уборке снега и обеспечения беспрепятственного продвижения снегоочистителя, снегоуборочных и снеговых поездов по путям и паркам станции и своевременного освобождения путей в соответствии с оперативным планом очистке и уборке станционных путей распоряжением начальника станции выделяется один из его заместителей или освобожденный от дежурства диспетчер.

6.2. В период снегопадов и метелей, работой снегоуборочных поездов непосредственно руководят: от станции - начальник станции или его заместитель, от дистанции пути – начальник дистанции пути, его заместитель или старший дорожный мастер (начальник участка).

6.3. Сопровождение снегоочистителя должно быть руководителем дистанции пути по должности не ниже мастера.

6.4. Снегоуборочные поезда должны быть оборудованы радиосвязью с дежурным по станции или маневровым диспетчером, а также с машинистом локомотива. Между машинистом снегоуборочного поезда и локомотивом радиосвязь должна быть постоянной. Между машинистом головной машины и помощником машиниста концевого полувагона должна быть установлена аппаратура радио – или – телефонной связи; по ней должна постоянно поддерживать связь. На участках, не оборудованных поездной радиосвязью, снегоуборочные поезда должны иметь телефонные аппараты. Руководитель работ должен быть обеспечен носимой радиостанцией для связи с дежурным по станции.

6.5. Во время работы снегоочистителя тормозами сцепа управляет машинист локомотива. Машинист локомотива при следовании снегоочистителем вперед при выполнении работы не может наблюдать за показанием сигналов и свободностью пути. Эти обязанности возлагаются на машиниста снегоочистителя, который должен следить за путевыми сигналами и передавать их показание машинисту локомотива. Для немедленной остановки снегоочистителя и локомотива машинист снегоочистителя обязан применить стоп-кран.

6.6. Электрическая сеть снегоочистителя питается от локомотивных источников тока, напряжением 50, 75 и 110 В. Соединительный кабель для питания электрической сети снегоочистителя должен, оборудован вилкой для подключения в розетку подкузовного освещения локомотива. Запрещается подключение кабеля на клеммы пульта управления машиниста.

ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ СНЕООЧИСТИТЕЛЕЙ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Перед транспортировкой проверяют правильность установки режимов воздухораспределителя согласно инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 по автотормозам и монтаж тормозной рычажной передачи.

7.2. Руководитель работ обязан проверить правильность закрепления крыльев, щитов и других рабочих деталей снегоуборочной техники исключив выход за габарит подвижного состава.

РЕГЛАМЕНТ ПРЕГОВОРОВ ПРИ ПРОИВОДСТВЕ СНЕГОУБОРОЧНЫХ РАБОТ

8.1. Регламент переговоров при производстве снегоуборочных работе (далее - Регламент) устанавливает порядок переговоров между машинистом локомотива и машиниста снегоочистительной техники по радиосвязи во время движения по участкам и железнодорожным станциям железной дороги, а также при производстве маневровой работы.

8.3. В случае несоответствия действий локомотивной бригады поездной и маневровой обстановке, требованиям ПТЭ и других нормативных документов машинист снегоочистительной техники принимает все действия для немедленной остановки поезда.

8.4. В случае нестандартной ситуации, которая не предусмотрена настоящим положением, дублирование осуществляет тот, кто первым обнаружил отклонения от нормальных условий ведения поезда. Локомотивная бригада принимает все меры для обеспечения безопасности движения в данной ситуации.

8.5. В целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента, помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:

при проследовании станции;

при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;




при горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);

при следовании по некодированным путям;

в пределах искусственных сооружений;

при выключенных устройствах АЛСН и в местах действия предупреждений.

8.6. Настоящий регламент обязателен для исполнения всеми работниками локомотивных бригад и хозяйства перевозок Свердловской железной дороги.

Глава 9

РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ СНЕГОУБОРОЧНОГО ПОЕЗДА

9.1. Перед отправлением снегоуборочного поезда с железнодорожной станции (далее - станция) при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент "Минута готовности". Во время выполнения регламента "Минута готовности" машинист и помощник машиниста обязаны проверить и доложить друг другу:

­ о наличии бланка предупреждений (на промежуточных станциях регламент "Минута готовности" выполняется для сборных, вывозных и пригородных поездов в случае изменения количества вагонов поезда). Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста, выписку ограничений скоростей установленных приказом начальника дороги.

­ о включении приборов безопасности и радиостанции;

­ о положении ручного тормоза;

­ о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов - о плотности тормозной магистрали поезда __ сек.);

­ о положении ручки крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях ___ кгс/см ;

­ о показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;

­ об установленной скорости следования по маршруту отправления ___ км/час.

­ Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и локомотивного светофоров с пути отправления, отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.

9.2. Если при открытом выходном сигнале необходимо задержать снегоуборочный поезд на отправление, ДСП обязана, вызвать машиниста локомотива по радиосвязи сообщить ему об этом. Перекрыть выходной сигнал ДСП имеет право только после подтверждения машинистом восприятия данного

9.3. указания и получение информации о стоянке поезда.

9.4. После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна или с помощью зеркал заднего вида, проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.

9.5. Машинист снегоочистителя обязан доложить машинисту локомотива о правильном приготовлении маршрута следования поезда по не кодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме: "Маршрут приготовлен правильно с . пути на . путь". Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: "Вижу, маршрут приготовлен правильно".

9.6. Машинист снегоочистителя обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10-15 метров до выходного (маршрутного) светофора) по следующей форме: "Проследуем маршрутный (выходной) сигнал с ___пути (называет показание сигнала)". Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан: ответить "Проследуем, выходной (маршрутный) с ___пути (называет показание сигнала)".

Глава 10

РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА СНЕГООЧИСТИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ И МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

10.1. После проследования поездом станции машиниста снегоочистительной машины обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости, перегонном времени хода.

10.2. В пути следования машиниста снегоочистительной машины обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами, показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.

10.3. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

10.4. Машиниста снегоочистительной машины обязан предупреждать машиниста о приближении:

­ к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

­ к железнодорожным переездам;

­ к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5-2 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.

10.5. При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и станциям машинист снегоочистительной машины и машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

10.6. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках - также принадлежность по номеру пути.

10.7. При приближении к светофору с горящим желтым огнем машинист снегоочистительной машины обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования, не более 60 км/ч.

10.8. При приближении локомотива к входному светофору станции машиниста снегоочистительной машины в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

10.9. При проследовании станции машинист снегоочистительной машины и машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью пути и показанием выходного (маршрутного, повторительного) светофора, обмениваться между собой информацией о маршруте следования поезда и скорости движения по следующей форме: "Стрелки по маршруту, выходной светофор с (номер пути) пути - (называет показание светофора), скорость ___ км/ч". Машиниста снегоочистительной машины при проследовании поездом станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью пути.

10.10. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора машиниста снегоочистительной машины обязан напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/ч за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. После этого машиниста снегоочистительной машины обязан наблюдать за показанием светофора, свободностью пути. При этом машинист снегоочистительной машины и машиниста через каждые 30 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда машиниста снегоочистительной машины

обязан остановить поезд.

10.11. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России от 16.10.00 N ЦД-790 (далее - ИДП). Машиниста снегоочистительной машины обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

локомотивной хозяйства Балдин В.Л.

к инструкции № Т____

Регламент переговоров машиниста снегоочистительной машины и машинистом локомотива

1.1. Заместитель начальника депо по ремонту обеспечивает своевременное выделение локомо­тивов, оборудованных для работы со снегоочистителями.

1.2. Заместитель начальника депо по эксплуатации обеспечивает выделение локомотивных бригад для работы со снегоочистителями и снегоуборочными машинами согласно заявки дистанции пути.

1.3. Работники вагонного хозяйства обеспечивают ремонт и исправность ходовых частей, ав­тосцепок, тормозного оборудования и производят опробование автотормозов с вручением машинисту справки формы ВУ 45.

1.4. Снегоочиститель и снегоуборочные машины сопровождаются руководителями работ от дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера.

Руководитель работ и машинист локомотива в равной степени отвечают за своевремен­ное восприятие показаний напольных светофоров и выполнение скорости движения. Перед начатом работы руководитель обязан проинструктировать машиниста, ознако­мить с планом работы и установить скорость следования снегоочистителя в рабочем положении в зависимости от толщины снежного покрова и других условий. Установлен­ную руководителем скорость помощник машиниста вписывает в предупреждения и постоянно дублирует машинисту.

1.5. Для работы со снегоуборочной техникой назначаются опытные локомотивные бригады со стажем не менее 2-лет, имеющими классность, утверждённые приказом начальника депо.

1.6. Согласно инструкции ЦТ / 4312 при работе электровозов с плуговыми снегоочистителями устанавливается прикрытие не менее 4-осей (полувагон или крытый вагон). Согласно инструкции ЦТ X* ПР-384 от 04.12.1987г. для работы со снегоочистителями СДП, СДПМ выделяются локомотивы, имеющие выводы на буферный брус концевых рукавов тормозной и питательной магистралей. Общая производительность компрессо­ров локомотива должна быть 4-5 м 3 / мин (ВЛ11, ВЛ11 М , ТЭМ-2, ТЭМ-18 Д, 2ТЭ116, ТЭМ7). На тепловозах должны быть поставлены заслонки на всасывающие фильтры вентиляторов охлаждения ТЭД. Электровозы, выдаваемые для работы со сне­гоуборочной техникой должны быть подготовлены локомотивной бригадой с проведени­ем мер предупреждающих попадание снега в ТЭД, высоковольтную камеру и другую ап­паратуру.

Для этого бригада обязана:

1.6.1. Проверить наличие и исправность снегозащитных устройств ТЭД и привести их в рабочее состояние.

1.6.2. Плотно закрыть жапюзи форкамер.

1.6.3. Установить в раструбы вентиляторов кольца, обтянутые мешковиной.

1.6.4. Плотно закрыть двери и окна в нерабочих кабинах и коридорах.

1.7. Прицепку локомотива к снегоочистительной технике производить в следующем порядке:

1.7.1. Произвести сцепление и проверить правильность сцепления автосцепок кратковремен­ным движением назад и по сигнальным отросткам. До соединения рукавов между локо­мотивом и снегоочистителем машинист должен быть ознакомлен с особенностями тор­мозной системы снегоочистителя, наличие или отсутствие автотормозов, наличие прямо-действующего тормоза и стоп — крана, величиной тормозного нажатия на ось и весом сне­гоочистителя.

1.7.2. После прицепки локомотива к снегоочистителю помощник машиниста локомотива дол­жен продуть ТМ и НМ локомотива через концевые крины, соединить магистрали и от­крыть концевые краны между ними.

1 7.3. Машинисты локомотива и снегоочистителя после соединения магистралей обязаны лично проверить правильность соединения концевых кранов между ними.

1.7.4.Отрегулировать кран машиниста на поддержание давления в ТМ при поездном положении ручки крана машиниста 6 атм.

1.7.5. Зарядить тормозную магистраль.

1.7.6. Подключить рабочую магистраль снегоочистителя к напорной магистрали локомотива.

1.7.7. Проверить плотность ТМ локомотива и снегоочистителя по снижению давления в главных резервуарах (0,2 атм. за 1 мин. или 0,5 атм. за 2,5 мин).

1.7.8. Проверить плотность обратного клапана (при его наличии на снегоочистителе) на рабочей магистрали, для чего открыть стоп-кран на снегоочистителе, снижение давления в рабочей магистрали должно быть не более 0,2 атм. за 1 минуту.

1.7.9. Произвести полное опробование автотормозов с 5-минутной выдержкой в заторможенном состоянии, согласно п.9.2.4 - 9.2.6 ЦТ - ЦВ - ЦЛ - ВНИИЖТ / 277 – 94 г

2. Скорости следования со снегоочистителями (км/час):

№№ п/п Наименование мест следования Тип снегоочистителя СДПм ЦУМз
1. По перегону в рабочем состоянии не> 70 не>40
2. За 500 м до предупредительного или предвходного сиг­нала с разрешающим показанием
3. За 500 м до входного сигнала с разрешающим показани­ем
4. При загорании желтого огня светофорной сигнализа­ции
5. При безостановочном следовании по станции по главному пути по боковому пути
6. При следовании в нерабочем (транспортном) состоянии с локомотивом впереди Установленная по участку
Примечание: При ведении снегоочистителя по участкам с автоблокировкой локомотивная бригада должна руководствоваться показаниями напольных светофоров, при необходимости снижая скорость, обеспечивая видимость сигналов и их дублирование.

2.1. При метелях, тумане, во время ночной работы и когда сигналы плохо различимы, скорость следования снегоочистителя уменьшается по усмотрению машиниста и руководителя работ При неисправности автоматической локомотивной сигнализации (приёмных катушек снегоочистителя или АЛСН локомотива) скорость следования до ближайшей станции устанавливается не более 25 км/час, где восстанавливается работа АЛСН или заменяется локомотив.

2.2. Работа снегоочистителя типа ЦУМз разрешается только на подъездных второстепенных и тракционных путях.

2.3. Рабочая скорость снегоочистителя СДП и СДПм зависит от толщины снежного покрова и не должна превышать с включенными и опробованными автотормозами 70 км/час. Минимальный радиус кривых: круговых – 120 м "S" образных – 170м. Конструкционная СДП и СДПм – 80 км/час. Давление в рабочем резервуаре не менее 6,5 атм.

3. После установки и подключения на локомотиве переносного светового сигнализатора, производится проверка сигнализации. Проверку производят руководитель снегоочистителя и машинист локомотива по схеме:

Что делает руководитель на пульте управления снегоочистителя Что видит машинист на локомотивном Как оповещает машинист локомотива
Включает кнопку ЗЕЛЁНЫЙ огонь ЗЕЛЕНЫЙ огонь Один длинный свисток
Включает кнопку ЖЕЛТЫЙ огонь ЖЕЛТЫЙ огонь Два коротких свистка
Включает кнопку КРАСНЫЙ огонь КРАСНЫЙ огонь Три коротких свистка
Переводит кран тормоза в тормозное положение только на СДП и СДПм КРАСНЫЙ огонь Три коротких свистка

3.1. Проверяется взаимная слышимость звуковых сигналов, звуковые сигналы снегоочисти­теля должны работать в обе стороны (вперёд и назад). Напряжение питания на снегоочи­ститель (для ограждения) подаётся с локомотива.

3.2. Отравляться на перегон и работать со снегоуборочной техникой при неисправной радио связи, звуковой и световой сигнальной сигнализацией и выключенными автотормозами ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3.3. ВНИМАНИЕ! Отсутствие какого-либо сигнала на переносном сигнализаторе является для машиниста локомотива сигналом немедленной остановки. При появлении на сигна­лизаторе светового сигнала, машинист дублирует его с помощником, подтверждает по пе­реносной радиостанции руководителю работ и дублирует звуковым сигналом.

3.4. При не подтверждении машинистом локомотива информации о правильности воспри­ятия сигнала руководитель работ обязан принять меры к остановке поезда.

После окончания работ со снегоочистителем электровоз (тепловоз) отправляется резервом в депо. До отправления локомотивная бригада должна очистить ВВК и форкамеры от снега. По прибытию в депо поставить на ПТО, сделать запись в ТУ-152 "Работа со снегоочистите­лем". На ПТО тщательно осматриваются ТЭД и электроаппараты, измеряется сопротив­ление изоляции силовых и вспомогательных цепей. При сопротивлении обмоток ТЭД ниже 1,5 МОм на электровозе и 0,5 МОм на тепловозах, обнаружении в ТЭД - снега произвести сушку изоляции.

Специальный световой сигнал – устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения. Устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению.

Размещение проблесковых маяков на автомобиле

Пример размещения специальных световых сигналов на пожарном автомобиле

Общие сведения

Специальными световыми сигналами в обязательном порядке оборудуются все пожарные автомобили.

Основное назначение специальных световых сигналов – заблаговременное предупреждение участников дорожного движения, пешеходов, лиц участвующих в проведении работ по тушению пожаров или аварийно-спасательных работ о приближении пожарного автомобиля и его размещении. Особенно актуально использование специальных световых сигналов в темное время суток.

Однако, в любом случае, при следовании к месту вызова, специальные световые сигналы должны быть включены.

Транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

Конструктивно специальные световые сигналы выполняются как в виде отдельных проблесковых маячков, так и в виде их блоков. Так же, существуют модели специальных световых сигналов объединенные со специальными звуковыми сигналами.

Правила применения специальных сигналов

На транспортных средствах пожарной охраны, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля.

Одновременно со специальным световым сигналом для преимущества перед другими участниками дорожного движения должен быть включен специальный звуковой сигнал, – согласно ПДД в РФ.

***Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Стоит уточнить: что на момент подготовки статьи нет единого федерального закона о тишине. Вопросы тишины и соблюдения условий для комфортного проживания граждан регулируются на уровне субъектов Федерации.

Чаще всего в местных нормативно правовых актах, звучит такая формулировка, – не допускается совершение действий (бездействия), повлекших нарушение тишины и покоя граждан, при использовании на повышенной громкости звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, в том числе установленных на (в) транспортных средствах, объектах в сфере организации досуга и развлечений, торговли, общественного питания с 22 часов вечера до 7 часов утра.

ВАЖНО: применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно – транспортных происшествий.

При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки.

При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

При необходимости для дополнительного оповещения участников дорожного движения о проезде автотранспорта с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами следует пользоваться громкоговорящей установкой.

Требования к специальным световым сигналам

Специальные световые сигналы должны устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней. При этом угол видимости в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света, должен быть равен 360°.

Проблесковые маячки в других местах транспортного средства устанавливать не допускается. Способы установки проблескового маячка должны обеспечивать надежность его крепления на всех режимах движения и торможения транспортного средства.

Проблесковые маячки

Допускается установка на одно транспортное средство более одного проблескового маячка.

Для транспортных средств на шасси грузовых автомобилей, допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180°, при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

На транспортные средства на шасси грузовых автомобилей допускается устанавливать дополнительные проблесковые маячки на крыше кузова или над ней.

Допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего стандарта.

Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления.

При установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования по обеспечению внутренней пассивной безопасности.

Дополнительные требования к специальным световым сигналам: проблесковые маячки пожарных автомобилей должны быть синего цвета.

Проблесковые маячки должны соответствовать: ГОСТ Р 50574-2019 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуко вых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

Устройство специальных световых сигналов

Проблесковый маячок по конструкции может быть стационарным, съёмным, а также может быть вмонтирован в сигнальные балки. Установка проблесковых маячков производится на самом видном месте, обычно это крыша.

Маяк вмонтирован

Специальный световой сигнал вмонтирован в сигнальные балки

Временное крепление маячка осуществляется с помощью магнита, стационарно маячок крепится винтами к крыше (кабины или кузова) автомобиля.

Согласно Правилам допуска транспортных средств, не допускается установка проблескового маячка внутри салона. Плафон устройства изготавливается из ударопрочного поликарбоната.

Обычно применяется материал, устойчивый к воздействию ультрафиолетового излучения. Светоизлучающие устройства могут быть самыми разными — лампа накаливания с вращающимся рефлектором, ксеноновая лампа-вспышка, матрица светодиодов. В дополнение к маячку на автомобиле могут мигать фары.

Преимущества автомобилей со специальными световыми сигналами

Автомобилю с включённым проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом правилами дорожного движения всех стран сделаны ряд исключений из общих правил дорожного движения, — в частности дается право игнорировать сигналы светофора (если это будет безопасно и не создаст аварийную ситуацию для других участников дорожного движения).

Игнорировать сигналы регулировщика водитель автомобиля с включенным спецсигналом права не имеет. (В такой ситуации регулировщик обязан создать преимущество для проезда спецавтомобилю следующему с включенными спецсигналами.)

При приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители должны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих транспортных средств.

- на работе иметь при себе служебное удостоверение, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движения поездов, режимные карты;

-выполнять оперативные распоряжения дежурных(ТЧД) по основному или оборотному локомотивному депо, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок;

-знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, а также места расположения переездов, иметь расписание движения поездов.

- при приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание.

При приемке локомотива:

- убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, приборов для подачи звукового сигнала, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии АЛС и устройств безопасности.

- проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств; Локомотивная бригада после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и эксплуатацию, сохранность его оборудования и инвентаря.

После прицепки локомотива к составу:

- убедиться в правильности сцепления локомотива с первым вагоном и соединения воздушных рукавов, а также в открытии концевых кранов между ними;

- зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных норм и опробовать автотормоза;

- получить справку ВУ-45, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;

- ознакомиться по натурному листу с составом поезда;

- перед отправлением со станции включить устройства автоматической локомотивной сигнализации и радиосвязь.

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:

- обеспечить безопасное следование поезда с точным соблюдением графика движения.

- следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу;

- следить за состоянием и целостностью поезда и состоянием контактной сети;

- наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива;

- при проходе по станционным путям подавать установленные сигналы, следить за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях;

- при необходимости остановки на станции машинист обязан остановить поезд, не проезжая выходного светофора (при его отсутствии - предельного столбика) пути приема..

- при следовании в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель и др.) сигналов машинисту разрешается для обеспечения безопасности движения снижать установленную скорость движения поезда.

При ведении поезда машинист, должен:

- иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главных резервуарах и тормозной магистрали ниже установленных норм;

- при запрещающих показаниях сигналов и сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;

- проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку (во избежание остановки на ней локомотива), со скоростью не менее 20 км/ч;

при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда.

В пути следования машинист, не вправе:

- превышать скорости, установленные ПТЭ, приказом владельца инфраструктуры, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;

- отвлекаться от управления локомотивом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и состоянием пути;

- отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;

- отправляться на перегон при отказе на локомотиве тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда и невозможности устранения причины отказа.

После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

а) сдать дежурному по локомотивному депо оформленный маршрут машиниста, скоростемерные ленты или электронные блоки памяти за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда).

Помощник машиниста обязан:

а) своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за узлами и агрегатами локомотива, его техническому обслуживанию, а также контролировать состояние обслуживаемого и встречных поездов. Выполнять установленный регламент переговоров;

б) при следовании на запрещающий сигнал светофора, стоя у рабочего места машиниста контролировать и периодически докладывать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления в тормозной и питательной магистралях, установленные скорости следования на запрещающий сигнал светофора. При отсутствии действий со стороны машиниста к снижению скорости и остановке перед запрещающим сигналом самому принять все меры к остановке поезда, не допуская при этом проезда на запрещающий сигнал светофора;

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:

1) к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

2) к железнодорожным переездам;

3) к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5 – 2 км).

При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к станциям (у предвходного светофора) машинист и помощник машиниста обязаны поочередно осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

На двухпутных и многопутных участках пути помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, ДСП станции или ДНЦ.

При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках – также принадлежность по номеру пути. Там где на светофорах имеются маршрутные указатели, их показания также повторяются друг другу.

При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях, за 400 – 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час. После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью пути, стоя в непосредственной близости от рабочего места машиниста. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала либо при наличии на локомотиве устройства системы автоматического управления тормозами (далее – САУТ) через каждые 30 – 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд.

Помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления в следующих случаях:

1) при проследовании станции;

2) при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

4) при белом огне на локомотивном светофоре;

5) при следовании по некодированным путям;

6) в пределах искусственных сооружений;

7) при выключенных устройствах АЛСН.

По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное отделение локомотива. При осмотре помощник машиниста обязан проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности. По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного) отделения.

В случае приема поезда на станцию или отправления с железнодорожной станции при запрещающем показании светофора, а также при наличии белого огня на локомотивном светофоре, помощник машиниста обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

При остановке одиночного локомотива с применением песка на участке с автоблокировкой, помощник машиниста обязан напомнить машинисту о необходимости съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи. Если отсутствует возможность съехать на чистые рельсы, локомотивная бригада обязана немедленно доложить об этом машинистам вслед идущих поездов, ДСП станции или ДНЦ и оградить петардами.

Примерный регламент переговоров в пути следования.

- поездные документы и предупреждения получены;

- ручной тормоз отпущен;

- справка ВУ- 45 в наличии;

- номер хвостового вагона соответствует с натурным листом;

- время стоянки от последнего опробования тормозов составило 15 мин;

- плотность тормозной магистрали 35 сек;

- давление напорной магистрали 8 ат;

- тормозной магистрали 5 ат;

- на локомотивном светофоре зеленый;

- проверяем целостность тормозной магистрали путем постановки ручки крана машиниста в 1-е положение;

- выходной с 5-го пути зеленый;

- скорость отправления 25 км/час;

- осматриваю поезд слева;

- сигналов остановки не подают.

После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна проверить и доложить друг другу об отсутствии сигналов остановки, а также о состоянии поезда:

Внимание наблюдаю за поездом;

Поезд слева впорядке, сигналов остановки не подают;

Маршрут с 5-го западного пути приготовлен на 3-й пассажирский, стрелки по маршруту.

Маршрутный с 3-го пассажирского на 3-й технический - два желтых верхний мигающий, на локомотивном - желтый, стрелки по маршруту..

Выходной с 3-го технического на 2-й главный зеленый,

на локомотивном - зеленый, стрелки по маршруту,

скорость 40 км/ч.

После проследования поездом станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости, сигналах ограждения мест производства работ:

- скорость по перегону 80 км/час,

- время следования по перегону 20мин;

- предупреждений нет.
В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами, показаниях локомотивного светофора, а также об изменениях показаний локомотивного светофора:

- желтый проходной, локомотивный желтый,

- скорость проследования желтого не более 60 км/час,

- в тормозной магистрали 50 ат.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
При встречном поезде на двухпутных перегонах, помощник машиниста обязан отойти к рабочему месту машиниста, осматривать встречный поезд и докладывать о результатах осмотра:

Встречный поезд;

Встречный впорядке, хвост огражден.

По разрешению машиниста помощник машиниста обязан, при следовании по зеленым огням проходных светофоров, осматривать машинное отделение локомотива.

Зеленый проходной;

Разрешите осмотреть машинное отделение?

При осмотре помощник машиниста, так же, должен проверить скоростемерную ленту, если она находится в задней кабине.

По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях.

Зеленый проходной, локомотивный зеленый.

Показания приборов:

- в главных резервуарах ат;

- в цепи управления 50вольт;

- в уравнительном резервуаре 5ат;

- тормозной магистрали 5ат;

- в тормозных цилиндрах 0;

- ручка крана во 2-м положении;

- контроллер набран.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного отделения:

- электрическое оборудование, аппараты и вспомогательные машины, работают нормально;

- постороннего стука и скрежета в ходовых частях и задымленности в кузове нет нет;

- скоростемерная лента в задней кабине осмотрена, порывов и задир нет.
Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:
1) к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;
2) к железнодорожным переездам;

На 2258км3-8 пикеты - ограниченние скорости 40км/час с 8.00 до 12.30;

На 2372км осмотр поезда в кривой;

Осматриваю поезд слева;

Поезд, в пределах видимости в порядке.
При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

Желтый проходной, скорость проследования не более 60км/ч, на локомотивном - желтый, в тормозной магистрали 5 атмосфер.
При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить машинисту о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях:

- в главных резервуарах ат;

- в цепи управления 50вольт;

- в уравнительном резервуаре 5ат;

- тормозной магистрали 5ат;

- в тормозных цилиндрах 0;

- ручка крана во 2-м положении;

- контроллер на нуле.

За 400 – 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час.

Следуем на красный, за 400 метров скорость не более 20 км/час.

После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью пути, стоя в непосредственной близости от рабочего места машиниста. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала, через каждые
30 – 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием:

- красный;

- за 400 метров скорость не более 20 км/час, за 200 м неболее10 км/ч, фактическая 15 км/ч;

- ручка крана машиниста во 2-м положении;

- контроллер на нуле.
При приближении к станциям (у предвходнго светофора) машинист и помощник машиниста обязаны поочередно осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости:

зеленый входной;

маршрут по главному;

путь свободен;

скорость 80км/ч;

- стрелки по маршруту

- скорость по перегону 80 предупреждений нет

- время следования 20минут

- перегон прсследовали вовремя

- зеленый проходной, локомотивный зеленый

показания приборов:

в цепи управления 5 набатарее 50вольт в главных резервуарх 8атмосер, в уравнительном резервуаре 5 ат тормозной магистрали 5 ат в тормозных цилиндрах 0, ручка крана во 2-м положении.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

Помощник машиниста при проследовании поездом станции работает стоя на своем рабочем месте.
Вслучае остановки поезда на промежуточной станции, при отправлении, локомотивная бригада должна выполнить минутную готовность:

- приборы безопасности и радиостанция включены;

- время стоянки от последнего опробования тормозов составило 15 мин;

- плотность тормозной магистрали 35 сек;

- проверяем целостность тормозной магистрали путем постановки ручки крана машиниста в 1-е положение;

- давление в тормозной магистрали 5 ат;

- выходной с 3-го технического на 2-й главный зеленый,

- на локомотивном - зеленый,

- стрелки по маршруту,

- скорость отправления 40 км/ч.

Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного и локомотивного светофоров с пути отправления, и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.

Читайте также: