Кто поехал по поручению дмитрия ивановича к мамаю с золотом по совету митрополита киприана

Обновлено: 01.05.2024


В истории России нет, пожалуй, более мифологизированного события, чем битва на Куликовом поле. Куликовская битва традиционно считалась началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. Дескать, ордынский хан Мамай, почуяв возрастающую силу русских княжеств, решил их окончательно поработить и истребить. Собрал несметное войско и пошел на Русь. Но тут на его пути встал князь Дмитрий Донской, который собрал русскую дружину из разных княжеств и встретил врага на Куликовом поле. После того как русский богатырь Пересвет убил Челубея, татары было ринулись в атаку, но тут из-за леса вышел засадный полк, решивший исход сражения.

Но есть и другая точка зрения.

— Темник Мамай не был ханом Золотой Орды, следовательно, он не представлял всех татар, — считает профессор МГИМО Абдулхан Ахтамзян. — Впрочем, и Донской не представлял всех русских. А подлинной бедой Руси была грызня русских князей за власть. Они разнесли бы Русь в клочья, если бы не дисциплинирующая роль Орды.

КТО БАШЛЯЕТ?

В борьбе за власть Мамай сам начал искать поддержки русских князей. В 1363 году он прислал с послом (неслыханное ранее дело!) ярлык на великое княжение князю Дмитрию Донскому. Когда же соперники Мамая в отместку передали ярлык суздальскому князю, то тот вернул его Донскому в обмен на помощь князя в решении удельного спора с родней.

Первый серьезный конфликт Мамая с Дмитрием Донским, который тогда ведал сбором налогов для Орды, произошел в 1374 году. Мамай, чье финансовое состояние после непрерывной борьбы за власть сильно пошатнулось, потребовал заплатить дань за несколько лет вперед. И тут же получил вежливый отказ. Донской был не против платить налоги, но в установленный срок. В ответ Мамай начал поддерживать его соперника — Михаила Тверского. Между Москвой и Тверью началась война.

Нам Дмитрий Донской представляется могучим богатырем — косая сажень в плечах, курчавая борода, кольчуга. На самом деле, когда Дмитрий Иванович Московский стал великим князем, ему было всего 12 лет.


Назначил его князем митрополит всея Руси Алексий — человек незаурядного ума, политической воли, обладавший обширными связями в Орде. У Алексия были свои резоны бороться с ханами за власть.

Константинопольский патриарх долгое время старался держать Русскую православную церковь под полным контролем. После того как хан Узбек в первой половине XIV века породнился с византийским императором (он женился на дочери кесаря Андроника) и в Орде была основана Сарайская епархия, подчинение русской церкви еще более усилилось. Русское духовенство считало подчинение православных русских церквей Орде (мусульманам) и Византии (запятнавшей свою честь сотрудничеством с католиками) унизительным и аморальным. Именно русские священники, а не князья мечтали об основании независимого и единого русского государства, где главенствующая роль принадлежала бы только независимой православной церкви. И именно священники, прежде всего легендарный Сергий Радонежский, добивались объединения всех русских земель.

Поединок Пересвета с Челубеем, возможно, был выдуман летописцами

Сергий Радонежский (до принятия монашества — Варфоломей Кириллович) вырос в семье ростовского боярина. После того как имение его отца было сожжено татарскими воинами, он вместе со старшим братом ушел в лес и основал Троицкий монастырь. Уже при жизни Сергия считали святым — о его духовных подвигах ходили легенды. Говорили об огне, ходящем по алтарю во время его служения, о посещении его кельи Божией Матерью с апостолами, о чудесах, совершенных по молитвам святого.

— В отношениях с властями — и церковными, и светскими — Сергий проявил себя как умный и дальновидный государственный деятель, — говорит историк и писатель Василий Андреев. — Его прочили в митрополиты Московские, но он не поддался уговорам. Духовное он ставил выше политики.

Именно Сергий Радонежский настоял, чтобы в 1354 году, после смерти митрополита Феогноста (грека по происхождению), на пост главы всех русских церквей был избран русский священник Алексий. До этого церковью на Руси руководили только греки.

А в качестве инструмента для объединения Руси митрополит Алексий вместе с Сергием Радонежским и выбрал 12-летнего князя Дмитрия, который полностью повиновался наставлениям своих духовных отцов.

ЗА ЧТО ПРОКЛЯЛИ ДОНСКОГО?

Борьба русской церкви за свою независимость была очень напряженной. Так, после смерти Алексия в 1378 году на должность митрополита был выдвинут один из учеников Сергия Радонежского — архимандрит Чудова монастыря Михаил (Митяй). Утвердить Михаила должен был патриарх Константинополя. Но по дороге Михаила убили. Сделано это было ради военного союза с князем Великого княжества Литовского Ягайло, который хотел поставить во главе русской митрополии своего кандидата.

Дмитрий Донской был не против платить налоги, но в установленный срок
Вместе с трупом архимандрита Михаила на Русь отправился и назначенный в Константинополе новый митрополит Пимен. Но до Москвы Пимен не доехал. В лесу его встретили княжеские дружинники. Суровые воины обезоружили охрану и, не церемонясь, содрали с Пимена златотканый саккос — парадное облачение и символ власти митрополита. А затем отправили восвояси, дав совет никогда более в Москве не появляться. Тогда на место главы церковного начальства всея Руси отправился митрополит Литовский и Киевский Киприан. Но и его постигла та же участь: суровые княжеские дружинники на лесной дороге окружили кортеж и молча вытряхнули Киприана из парадного облачения.

БИТВА НА ВОЖЕ

Однако первая за столетие победа над монголами досталась русским нелегко. Войско понесло такие ощутимые потери, что погоню за бежавшими удалось организовать только на следующий день.

Лишь через два года — летом 1380 года — Мамай решился нанести ответный удар. В его войско наряду с татарами входили половцы, печенеги, ногайцы, черкесы, осетины и армяне. Были даже итальянцы — корпус генуэзской пехоты (наемники, которые в те времена квартировали в Крыму).

Результат не замедлил сказаться — на Куликовом поле войско Мамая заманили в ловушку и безжалостно перебили.

ЗАГАДКИ КУЛИКОВА ПОЛЯ


Сражаться на Куликово поле вышли далеко не все русские князья. Призыв Донского проигнорировали князья из Суздаля, Рязани, Новгорода, Смоленской земли, не говоря уже о Твери. Более того, некоторые предлагали Дмитрию помириться с Мамаем и заплатить требуемую дань. Другие в открытую помогали Мамаю и его литовским союзникам, которые планировали ударить Донскому в спину. Но даже оказавшись перед лицом превосходящих сил противника, Донской не дрогнул — ведь его на битву благословил сам Сергий Радонежский.

Для укрепления боевого духа отец Сергий послал вместе с князем своих учеников-монахов. Летописи сохранили имена двоих иноков. Один — брянский боярин Александр Пересвет. О его истинном статусе в армии Донского можно только догадываться, но, видимо, он был весьма высок, раз с ним в поединке сошелся вождь печенегов Челубей (или Темир-Мурза). А ведь в те времена выходить на поединок могли только равные по своему общественному положению бойцы.

Второй инок — боярин Родион Ослябя, по свидетельствам летописцев, был в числе командиров Великого (то есть центрального) полка. Кстати, Ослябя благополучно пережил сражение, а через 20 лет возглавил дипломатическое посольство в Константинополь. Как вы понимаете, в Царьград абы кого тоже не пошлют.

ИТОГИ И ПРОЦЕНТЫ

Далее Тохтамыш решительно навел порядок в вопросах налогообложения. После Куликовской битвы Дмитрий Донской на правах победителя решил было вообще не возить дань в Орду, за что и был примерно наказан. В 1382 году Тохтамыш молниеносным броском захватил и сжег Москву — чтобы напомнить, кто в доме хозяин. Донской, впрочем, особо не сопротивлялся. Заплатив Тохтамышу огромную дань, он спокойно получил новый ярлык на великое княжение. Правил до 1389 года. Незадолго до смерти по настоянию Сергия Радонежского написал завещание, в котором — уже без оглядки на татар! — определил принцип наследования от отца к сыну титула великого князя. Сам преподобный Сергий скончался в 1392 году и был погребен в церкви Троице-Сергиева монастыря, который к тому времени из затерянной в лесах деревеньки превратился в центр русского православия.

Читайте также: