Как защищают права детей в казахстане сочинение

Обновлено: 16.05.2024

Тема настоящей статьи — представляющая особый интерес правовая позиция, касающаяся семейных ценностей, прав и законных интересов матери и ребенка.

В Конституционный Совет 12.03.2018 поступило представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (далее — Кодекс о браке и семье). Из представления следовало, что Ж. предъявила иск к Ж-кешу об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.

Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал следующее. Взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с рождением общего ребенка — один из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя, которые состоят в заботе о детях и их воспитании.

В период, в течение которого происходит формирование, появление на свет и развитие младенца, и он, и его мать независимо от ее семейного положения нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от интересов матери. Именно мать — основной гарант его интересов в этот период, способный удовлетворить первоначальные жизненные запросы. Для матери потребности ребенка первостепенны, все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним.

В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может стать одним из основных источников средств к существованию.

В свою очередь, это невозможно без эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери в социально уязвимой ситуации.

Конституционный Совет отметил, что оспариваемая правовая норма затрагивает существенные интересы матери и ребенка, т.к. устанавливает для незамужней женщины по схожим по сути основаниям меньший объем содержания по сравнению с матерью, состоящей (состоявшей) в браке. Кодекс о браке и семье для последней предусматривает повышенные меры материальной поддержки со стороны супруга либо бывшего супруга . Это касается и более длительных сроков получения алиментов.

Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия брачных взаимоотношений связана с реализацией обязательств государства по защите семьи, основанной на браке. В силу указанного Конституционный Совет признал п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье недискриминационным и не противоречащим п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона. Основание — данная норма преследовала конституционно значимую цель защитить брак и семью, материнство и детство, а также обеспечить исполнение конституционных обязанностей родителями.

В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.

Пункт 1 ст. 39 Конституции Испании закрепляет, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.

Изучение практики Конституционного Совета позволяет проследить прогрессивность выводов п. 4 нормативного постановления от 10.04.2018. Помимо прочего, Конституционный Совет указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции Республики Казахстан. Речь, в частности, идет о недостаточном использовании в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона при согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите.

Сделанные выводы в полной мере соответствуют духу развития приоритетов жизни современного общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.

По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.

Такой подход воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858.

Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.

Ранее Конституционный Совет придерживался позиции, в силу которой законодатель при установлении законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями .

В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, ставящего во главу угла конституционно значимые ценности и цели по защите брака и семьи.

В совокупности это обеспечивает преемственность поколений, выступает условием сохранения и развития народа Казахстана. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет постарался наладить диалог государственных органов и претворить в жизнь созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан. В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет отметил, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка целесообразно принять соответствующие законодательные меры.

В развитии семейного права зарубежных государств наблюдаем аналогичные тенденции. Так, эволюция семейного права Италии показательна масштабной реформой законодательства 2012-2013 годов, отменившей любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака.

Это стало возможно благодаря активному диалогу национальных судов и Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). К слову, ЕСПЧ не единожды указывал на достаточность норм-принципов, заложенных в Конституции Италии, которые получали неполное развитие в специальном законодательстве о браке и семье .

Аналогичным образом решение ЕСПЧ по делу Mazurek против Франции побудило французского законодателя 03.12.2001 принять Закон, вводящий равенство детей, рожденных в браке и вне его. Однако дискриминирующая терминология применялась вплоть до вступления в силу Ордонанса от 04.07.2005 года N 2005-759 . ЕСПЧ констатировал, что, по сути, все основы для соблюдения предписаний Конвенции имеются в конституциях, которым не соответствует специальное регулирование, взяв на себя функцию, схожую с функцией органа по охране Основного Закона.

Таким образом, вопрос равных прав детей и их равной защиты вне зависимости от происхождения становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезные плоды в виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, гармонично отражающих развитие общественных отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад рассматривается на родительском собрании.

Многие люди уверены, что знают свои права и обязанности. Но, исходя из личного опыта, я хочу отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей.

Цель: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка, законодательными актами Республики Казахстан.

Зам. директора по ВР


(Доклад к родительскому собранию в 10 классе)


Подготовила: Кутумбекова Р.М.

с. Садовое, 2014-2015 уч. год

Цель: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка, законодательными актами Республики Казахстан.

Вступительное слово. Объявление темы собрания. Многие люди уверены, что знают свои права и обязанности. Но, исходя из личного опыта, я хочу отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей. В начале нашего собрания я хочу предложить вам ответить на несколько вопросов, входящих в электронную викторину департамента по защите прав детей. Вы можете отметить выбранные вами ответы в своих анкетах. Озвучивать ответы не надо. А в конце нашего собрания, вы сможете ещё раз вернуться к вопросам анкеты и оценить свой уровень знаний в вопросах прав детей. По данным ЮНИСЕФ жертвами насилия, в основном бытового, являются 275 млн. детей планеты. Социологи утверждают, что каждый пятый ребенок в Казахстане подвергается насилию в семье. Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми , так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

Основные Законы, нормативно-правовые акты в области защиты прав детей:

- Сегодня мы более подробно остановимся на Конвенции ООН о правах ребёнка.

1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.

1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1994 г. Она была ратифицирована Казахстаном и вступила в силу в 8.06.1994 г.

Зачем была нужна Конвенция?

- Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

- Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.

- Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

- Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.

Конвенция о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Статья 9 Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.

Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.

Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. ПОМНИТЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НАДО УВАЖАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ!

Итак, ещё раз обратимся к основным правам детей: право на жизнь, право на имя при рождении, право на медицинскую помощь, право на образование, право на отдых и досуг, право иметь имущество, право свободно выражать свои взгляды, право на свободное перемещение, право на заботу и воспитание родителями, право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям), право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обратимся к Конституции республики Казахстан: раздел II:Статья 27, пункт 2: Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка.

2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.
Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.

3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования. Родители с учетом мнения ребенка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования.

4. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Родители при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, или в суд. Обеспечивают соблюдение этих прав в первую очередь родители.

Обязанности родителей

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечивать детям до 18 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.

3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.

4. Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.

6. Выполнять Устав образовательного учреждения.

7. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.).

8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

10. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).

11. В случае причиненного ущерба имуществу школы родители обязаны возместить его.

Обратимся к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях в отношении детей.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 12 Административные правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних

Статья 111. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение без уважительных причин родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей – влечет предупреждение или штраф в размере до пяти месячных расчетных показателей.

2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, а равно совершение ими деяния, содержащего признаки преступления или умышленного административного правонарушения, - влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до десяти месячных расчетных показателей.

Статья 111-1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

3. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере от ста до ста пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пятнадцати суток

Статья 112. Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения

Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами – влечет штраф в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Теперь мы можем вернуться к вопросам анкеты и ещё раз подумать над вопросами о правах детей.

Согласно Конвенции ребенком является каждый человек до достижения…

Ребенок обладает правами: а) с момента рождения б) по достижению совершеннолетия в) с 14 лет

Дети имеют равные права при условии: а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке; в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения; д) независимо от различных обстоятельств.

Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц; б) не имеют этого права;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя; г) безоговорочно.

Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище: а) всегда и при любых обстоятельствах б) только пока живет с родителями; в) пока живы родители.

Ребенок может учиться: а) в школе, которую он выбрал; б) в школе, куда его направили местные органы власти; в) в школе, которая соответствует его умственным способностям.

Комплексный теоретический анализ прав ребенка, их нормативное закрепления в казахстанском и международном праве. Эффективность механизма защиты прав ребенка, рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования и практического их обеспечения.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 01.10.2015
Размер файла 106,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Существует много вопросов, требующих своего решения в процессе выполнения обязательств по правам ребенка. Эти вопросы пока сохраняют свою актуальность только потому, что условия их реализации не имеют достаточной материально-экономической основы или достаточных усилий государственных институтов по соблюдению стандартов государственного управления. Причинами этого также является ненадлежащее отношение к правозащитным стандартам, недостаточная освоенность культуры прав и свобод человека в Казахстане, что является издержками просветительской и образовательной работы среди учителей, работников государственных органов и других лиц, работающих с детьми. К сожалению, ребенок сегодня может реализовать свои права только в том объеме, в каком реализацию его прав сочтут нужным его родители, которые права ребенка воспринимают не в качестве присущих каждому, а как дарованные родителями. В обществе до сих пор бытует представление о том, что ребенок находится в полном распоряжении родителей. Вот это и становится источником таких проблем, как насилие в семье, неуважение мнения ребенка при принятии решений, беспризорность, попрошайничество.

В детском обществе более, чем в других группах населения проявляется дискриминация в пользовании правами в зависимости от места проживания. Сельские дети лишены доступа к качественному образованию, информации, высококвалифицированным медицинским услугам, культурной жизни. Они менее конкурентоспособны при поступлении в вузы, по причине малообеспеченности родителей даже при наличии квоты для выпускников сельских школ не всегда могут себе позволить проживание в городе. Кроме того, сельские дети южных регионов заняты тяжелым физическим трудом, оказывающим влияние на состояние их здоровья и развитие.

Дети остаются самыми незащищенными группами в силу своих физиологических способностей, а также по причине того, что они не информированы о своих правах. Более того, о правах детей сегодня в полной мере не информированы ни родители, ни лица, работающие с детьми. Сравнительно мало неправительственных организации работает в детских колониях, ЦВИАРН, детских домах и иных интернатных организациях, поэтому их просветительские акции не могут охватить всех детей, содержащихся в данных учреждениях.

Права детей в Казахстане находятся в сфере особого внимания государства, однако в силу того, что страна выстраивает новые демократические и либеральные институты, должно измениться отношение и к правам детей. От защиты интересов детей мы должны перейти к защите их прав, от патерналистской социальной политики к политике обеспечения всех прав детей.[37]

В связи с подписанием Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции Республики Казахстан, и в других законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка казахстанского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция о правах ребенка охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям [38, с.63].

Детский фонд ООН ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) совместно с партнерами, правительственными и неправительственными организациями последовательно проводит идеи Конвенции о правах ребенка в жизнь. По предложению ЮНИСЕФ в Республике Казахстан появились первые уполномоченные по правам ребенка. Сейчас они работают в некоторых регионах государства [23, с.116].

В настоящее время наша страна идет к построению правового государства, хотя эти шаги не легки и порой ошибочны.

В 2005 году введено бесплатное обеспечение беременных женщин железо - и йодсодержащими препаратами, в текущем - бесплатное лекарственное обеспечение детей и подростков, находящихся на диспансерном учете.

На сегодня в Казахстане, кроме Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике, вопросы охраны и защиты прав детей, совершенствование семейного воспитания, защиту детей от всех форм насилия курируют девять министерств и ведомств, в структуре которых находятся различные учреждения, занимающиеся вопросами охраны прав детей. К примеру, в январе 2006 года постановлением Правительства РК в Министерстве образования и науки создан Комитет по охране прав детей.

В структуре МОН РК (Министерство образования и науки Республики Казахстан) находятся 840 учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Там воспитывают более чем 110 тысяч детей. В системе здравоохранения функционирует 25 домов ребенка с охватом 2 125 детей. В системе социальной защиты -18 домов-интернатов для детей-инвалидов, где под присмотром специалистов находятся 2 960 детей. Еще есть 18 центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних с охватом 10 342 ребенка -в правоохранительной системе [40, с.5].

Конечно, задачи у этих структур разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным учреждениям. Деятельность этих учреждений направлена на достижение единой цели: сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников. Вопросами охраны прав и защиты интересов детей на местах занимаются специалисты органов опеки и попечительства.

Право на образование в Республике Казахстан гарантировано Конституцией РК. В соответствии со статьей 30 гражданам гарантируется обязательное бесплатное среднее образование. Развитие системы образования становится определяющим фактором социально-экономического роста страны, потому и высока нынче потребность в качестве и ценности знаний. Для того в республике принята и действует Государственная программа развития образования до 2010 года. На ее реализацию выделено более 330 миллиардов тенге. В настоящее время в стране доступности дошкольного воспитания теперь уделяется серьезное внимание. Так, например, в 2006 году всего 23 процента детей от года до шести лет приняты в систему дошкольного образования. Потому считаем необходимым, ставит вопрос о дальнейшем развитии сети дошкольных организаций [40, с.5].

Также, предлагаем восстановить бесплатное обеспечение школьников учебниками - в рамках государственного образовательного стандарта. Ведь именно это является одним из элементов обеспечения права ребенка на получение бесплатного среднего образования.

Анализ ситуации показал, что впереди множество неотложных задач: необходимо обеспечить приоритет детворы на получение качественных образовательных услуг - путем расширения сети дошкольных организаций; следует модернизировать существующие и увеличить общее число коррекционных учреждений; в селах надо образовать больше малокомплектных школ.

На сегодня необходимы меры по обеспечению прав всех казахстанских детей на охрану здоровья. Прежде всего, необходимо:

- совершенствование законодательства в области охраны здоровья ребенка;

- стимулирование здорового образа жизни детей;

- обеспечение контроля за состоянием здоровья ребенка, его родителей, а также профилактика детских заболеваний.

По данным Международной организации труда, к сферам и формам эксплуатации детского труда относятся: выполнение тяжелых работ в сельском хозяйстве, строительстве, на предприятиях частной формы собственности, где детский труд используется без учета возраста, с нарушением договорных обязательств. Искоренить проблему можно при тесном взаимодействии заинтересованных государственных органов со СМИ (Средство массовой информации), неправительственными и международными организациями в вопросах охраны прав и защиты интересов детей. Здесь крайне важны комплексные меры: от просвещения в вопросах охраны прав и защиты интересов детей, подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики до кардинальных организационных и структурных преобразований системы охраны детства. Дети - это основа нашего будущего. Существует целый ряд возможностей улучшения жизни детей, в реализацию которых может включиться каждый из нас. Для этого необходимо лишь проявить желание участвовать и приступить к конкретной работе. Решение вопросов детства не связано с политическими взглядами сторон, поэтому должно объединить усилия всех действующих в стране сил. Вкладывая в детей все самое лучшее и воспитывая их в духе уважения к правам человека, мы тем самым закладываем фундамент будущего поколения нашего стабильного общества. И я думаю, что многие люди это осознают и будут следовать данному принципу.

Список использованных источников

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.);

7. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995

8. Гражданское право. Том 1. Под ред М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. Алматы, Издательство КазГЮА, 2000;

9. Килячков В., Имущественные и неимущественные права несовершеннолетних//Юридическая газета, №431, 2012г.;

12. Антакольская М.В. Семейное право в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 2002;

14. Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Юристъ, 2001;

15. Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40;

16. Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 1995;

17. Аширова Э. День защиты без детей// Российская газета, 2002, 1 июня;

18. Шнекендорф 3. К. Приоритет, достойный человечества. К 10-летию Конвенции о правах ребенка // Педагогика, 1999, № 8;

19. Косова О. Особенности международного усыновления //Законность, 2011, №1;

20. Конвенция о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах, образовании. - М., 1995;

21. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка, Омск. 2000;

22. Образцова О.Ю. Из истории идей прав человека в XX веке, М.: 2001;

23. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. под ред. В. А. Туманова. - М., 2010;

24. Самакова А.Б, Будет много дней счастливых //Казахстанская правда, 1 июня 2006 год;

25. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 2008, № 11;

26. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года);

27. Решение о защите детства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Минск, 30 ноября 2000 г.);

28. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (г. Нью-Йорк, 6 сентября 2000 года);

29. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (г. Нью-Йорк, 6 сентября 2000 г.);

31. Гражданский Кодекс Республики Казахстан, принят Верховным Советом РК 27 декабря 1994

32. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I

40. Азаров А. Я. Права человека. Новое знание, М.: 2005;

41. Баймолдина З. Х. Гражданско-процессуальное право РК. Том 1. А. КазГЮА 2001 г.;

42. Попова Н. Ребенок тоже человек // Юридическая газета, 2008, 5 ноября.

43. Саидов А. X. Общепризнанные права человека: Уч. пособие, под ред. И. И. Лукашука, М.: 2012

44. Белицкая Анна, Защита несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды в законодательстве постсоветских стран //Источник: справочная правовая система ЮРИСТ, 10.06.2008;

45. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2012, №6;

46. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве, СПб.: 2011;

47. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40;

48. Конвенции о правах детей. - Педагогика, 2003, №10;

50. Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. - М., 2000.

51. Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года N 646 Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы

53. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая в Кишиневе от 07.10 2002 г. и ратифицированная Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 г.

Тема настоящей статьи — представляющая особый интерес правовая позиция, касающаяся семейных ценностей, прав и законных интересов матери и ребенка.

В Конституционный Совет 12.03.2018 поступило представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (далее — Кодекс о браке и семье). Из представления следовало, что Ж. предъявила иск к Ж-кешу об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.

Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал следующее. Взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с рождением общего ребенка — один из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя, которые состоят в заботе о детях и их воспитании.

В период, в течение которого происходит формирование, появление на свет и развитие младенца, и он, и его мать независимо от ее семейного положения нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от интересов матери. Именно мать — основной гарант его интересов в этот период, способный удовлетворить первоначальные жизненные запросы. Для матери потребности ребенка первостепенны, все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним.

В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может стать одним из основных источников средств к существованию.

В свою очередь, это невозможно без эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери в социально уязвимой ситуации.

Конституционный Совет отметил, что оспариваемая правовая норма затрагивает существенные интересы матери и ребенка, т.к. устанавливает для незамужней женщины по схожим по сути основаниям меньший объем содержания по сравнению с матерью, состоящей (состоявшей) в браке. Кодекс о браке и семье для последней предусматривает повышенные меры материальной поддержки со стороны супруга либо бывшего супруга . Это касается и более длительных сроков получения алиментов.

Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия брачных взаимоотношений связана с реализацией обязательств государства по защите семьи, основанной на браке. В силу указанного Конституционный Совет признал п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье недискриминационным и не противоречащим п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона. Основание — данная норма преследовала конституционно значимую цель защитить брак и семью, материнство и детство, а также обеспечить исполнение конституционных обязанностей родителями.

В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.

Пункт 1 ст. 39 Конституции Испании закрепляет, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.

Изучение практики Конституционного Совета позволяет проследить прогрессивность выводов п. 4 нормативного постановления от 10.04.2018. Помимо прочего, Конституционный Совет указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции Республики Казахстан. Речь, в частности, идет о недостаточном использовании в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона при согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите.

Сделанные выводы в полной мере соответствуют духу развития приоритетов жизни современного общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.

По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.

Такой подход воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858.

Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.

Ранее Конституционный Совет придерживался позиции, в силу которой законодатель при установлении законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями .

В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, ставящего во главу угла конституционно значимые ценности и цели по защите брака и семьи.

В совокупности это обеспечивает преемственность поколений, выступает условием сохранения и развития народа Казахстана. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет постарался наладить диалог государственных органов и претворить в жизнь созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан. В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет отметил, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка целесообразно принять соответствующие законодательные меры.

В развитии семейного права зарубежных государств наблюдаем аналогичные тенденции. Так, эволюция семейного права Италии показательна масштабной реформой законодательства 2012-2013 годов, отменившей любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака.

Это стало возможно благодаря активному диалогу национальных судов и Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). К слову, ЕСПЧ не единожды указывал на достаточность норм-принципов, заложенных в Конституции Италии, которые получали неполное развитие в специальном законодательстве о браке и семье .

Аналогичным образом решение ЕСПЧ по делу Mazurek против Франции побудило французского законодателя 03.12.2001 принять Закон, вводящий равенство детей, рожденных в браке и вне его. Однако дискриминирующая терминология применялась вплоть до вступления в силу Ордонанса от 04.07.2005 года N 2005-759 . ЕСПЧ констатировал, что, по сути, все основы для соблюдения предписаний Конвенции имеются в конституциях, которым не соответствует специальное регулирование, взяв на себя функцию, схожую с функцией органа по охране Основного Закона.

Таким образом, вопрос равных прав детей и их равной защиты вне зависимости от происхождения становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезные плоды в виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, гармонично отражающих развитие общественных отношений.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.

Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка

1. Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области защиты прав ребенка.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона Республики Казахстан.

Статья 4. Равноправие детей

1. Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей или других законных представителей.
2. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне его.

Статья 5. Запрещение ограничения прав ребенка

1. Права ребенка не могут быть ограничены, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.
2. Нормативные правовые акты, направленные на ограничение прав ребенка, являются недействительными с момента их принятия и не должны применяться.

Основные права и обязанности ребенка

Статья 8. Право ребенка на охрану здоровья

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья.
2. Государство создает условия матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка.
3. Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается:
1) принятием законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья ребенка;
2) пропагандой и стимулированием здорового образа жизни детей;
3) государственной поддержкой научных исследований в области охраны здоровья детей;
4) контролем за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактикой детских заболеваний;
5) оказанием квалифицированной медицинской помощи;
6) созданием благоприятной окружающей среды, необходимой для здорового развития ребенка;
7) контролем за производством и продажей продуктов питания для детей надлежащего качества.
4. Государство гарантирует детям бесплатный объем медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. ).
5. Запрещаются любые научные опыты или иные эксперименты с ребенком, наносящие вред его жизни, здоровью и нормальному развитию.

Статья 9. Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, право на их сохранение. (Прим.РЦПИ: см. ст.56, 86 (п.4), 98 (п.3); (ст.24,26,27,28).

Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.
2. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.

Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан.
2. Государственные органы содействуют деятельности тех общественных объединений, которые имеют своей целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, научного, технического и художественного творчества, защиту их интеллектуальной собственности, охрану жизни и здоровья детей, охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры, участвующих в благотворительной деятельности, приобщающих к участию в культурной и спортивной жизни, организации досуга.

Статья 12. Право ребенка на необходимый уровень жизни

1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития.
2. Государство обеспечивает создание этих условий через систему социальных и экономических мер.

Глава 4. Ребенок и семья

Статья 21. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 22. Права ребенка в семье

Ребенок в семье обладает правами, установленными Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 23. Государственная поддержка семей, воспитывающих детей

Государство оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей, предоставлением социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 24. Обязанности родителей по воспитанию ребенка, уходу за ним и содержанию

1. Родители или другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка.
2. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.

Статья 25. Право ребенка на проживание с родителями

1. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями или другими законными представителями.
2. Запрещается разлучать ребенка с родителями или другими законными представителями против воли ребенка, родителей или законных представителей. Решение о разлучении принимается только судом в исключительных случаях и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ребенка.
3. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей, а при его отсутствии спор между родителями разрешается судом. При этом суд учитывает личные качества и положение родителей, а также интересы и мнение ребенка.

Глава 5. Права ребенка, оставшегося без попечения родителей

Статья 27. Опека, попечительство и патронат

1. Над ребенком, оставшимся без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство для защиты его имущественных и личных неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. (разд.4); Р991346_ ).
2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
3. Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы.
4. Над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в том числе находящимся в воспитательном, лечебном или другом учреждении, может устанавливаться патронат в соответствии с законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. (гл.16); Р991346_ ).
5. Если у ребенка, над которым устанавливается опека или попечительство, имеются братья и сестры, создаются условия для их совместного проживания.

Статья 28. Усыновление (удочерение)

В целях создания условий для развития и воспитания в семье ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на усыновление (удочерение) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. (гл.12).

Статья 29. Содержание и воспитание ребенка в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях

1. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью подлежит устройству в воспитательное, лечебное или иное аналогичное учреждение.
2. Алименты, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся ребенку, перечисляются на его лицевой счет и выплачиваются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Ребенку, находящемуся в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, создаются условия, приближенные к семейным. Ребенок имеет право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение его чести и достоинства, обеспечение своих интересов, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.
4. Работники воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, совершившие антипедагогические или аморальные действия в отношении ребенка, находящегося в указанных учреждениях, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. (ст.131,132,137); (ст.111).
5. Защита прав и интересов ребенка, находящегося в воспитательных, лечебных и других учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, содействие в трудоустройстве осуществляются местными исполнительными органами. Детям-сиротам, потерявшим родителей до совершеннолетия, предоставляются жилища из государственного жилищного фонда в пользование в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан. (Прим.РЦПИ: см. (гл.9-10).
Права ребенка в Республике Казахстан

Читайте также: