Что такое мотивация успеха и мотивация избегания неудач как они связаны с уровнем притязаний

Обновлено: 16.05.2024

Мотивация — как совокупность мотивов (К. К. Платонов).

Мотивация — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Мотивация — как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов).

Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе.

В психологии принято различать мотивацию на виды:

Внешняя мотивация: престиж, слава, материальное благополучие, стремление получать одобрение других людей и т.д.

Внутренняя мотивация: зарождается внутри человека и связана с интересом. Внутренняя мотивация связана с самореализацией, личностным ростом и развитием.

Положительная: метод поощрений. Строится на позитивном подкреплении. Сделаю уроки, сяду за компьютер.

Отрицательная: метод наказания, всегда строится только на негативе. Основные методы такого типа мотивации — это наказание и страх. Не сделаю уроки, не дадут компьютер.

Устойчивая: основана на естественных потребностях человека (попить, поесть, поспать). Нам не нужно себя заставлять и уговаривать.

Неустойчивая мотивация: требует постоянных усилий для поддержки, стимулы извне.

Мотив достижения – стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на более высоком уровне, в тех видах деятельности, для которых достижения является обязательным, то есть в этих видах деятельности можно иметь либо успех, либо неудачи.

Мотив достижения по Д. Макклелланду — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности.

Побудитель достижения – это такой побудитель, который позволяет человеку получить удовлетворение от успешной деятельности ради неё самой или от демонстрирования окружающим своей способности, что – то сделать.

Внутренняя удовлетворённость очень важна, для людей с высоким показателям потребности достижения в успехе. И с заданиями справляются лучше, когда выполняют её самостоятельно.

По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения:

1) Самостоятельная постановка цели субъектом; 2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели; 3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, средствах и результатах деятельности; 4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач.

Д.Макклелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи;

3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом;

4) межличностная поддержка.

Мотивация избегания неудачи — стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Мотивация избегания неудач (мотивация от…) — стремление избежать неудачи, срыва деятельности, порицания или наказания в том или инном виде деятельности.

Мотивация успеха и мотивация неудач, в ситуации риска.

В ситуации риска, субъективная вероятность спеха = субъективной вероятности неудачи.

То есть, 50/50 — рискуй!

Здесь скорей всего проявит себя, мотивация к успеху.

  1. Мотивация успеха выше, мотивации неудач. В этом случае результирующая тенденция будет положительной. То есть, человек пойдет на риск. Он будет выбирать задачи средней сложности, и постепенно будет повышать эту сложность в ситуации успеха. Это и будет преобладания успеха в ситуации риска.
  2. Мотивация неудач выше, чем мотивации успеха. В этом случае результирующая тенденция будет отрицательной. Человек избегает ситуации риска, не хочет рисковать.

Человек с мотивацией неудач может делать два выбора:

Ряд исследователей, таких как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей мотивацию достижений, тесно связывали с уровнем притязания.


Настоящим я даю согласие на обработку моих персональных данных Владельцем сайта, в том числе на совершение Владельцем сайта действий, предусмотренных Конституцией Украины и Закона Украины “О защите персональных данных” от 01.06.2010 г. №2297-VI (далее - Закон), а также Генерального регламента о защите данных (ЕС) 2016/679 от 27.04.2016 г. (EU General Data Protection Regulation, далее - GDPR) и другого применимого Европейского законодательства о защите данных. Политика конфиденциальности регламентирует правовые отношения по сбору, обработке и хранению личных данных посетителей сайта.

Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Настоящим я даю согласие на обработку моих персональных данных Владельцем сайта, в том числе на совершение Владельцем сайта действий, предусмотренных Конституцией Украины и Закона Украины “О защите персональных данных” от 01.06.2010 г. №2297-VI (далее - Закон), а также Генерального регламента о защите данных (ЕС) 2016/679 от 27.04.2016 г. (EU General Data Protection Regulation, далее - GDPR) и другого применимого Европейского законодательства о защите данных. Политика конфиденциальности регламентирует правовые отношения по сбору, обработке и хранению личных данных посетителей сайта.

Связь самооценки с мышлением. «У меня нет никаких способностей, со мной постоянно происходят, что-то не так, я не привлекательный и не могу понравится другим и т.д. Как вы думаете, какое восприятие себя у этого человека, какая у него самооценка? Как часто мы замечаем, какие мысли

Связь самооценки с мышлением. «У меня нет никаких способностей, со мной постоянно происходят, что-то не так, я не привлекательный и не могу понравится другим и т.д. Как вы думаете, какое восприятие себя у этого человека, какая у него самооценка? Как часто мы замечаем, какие мысли

Связь самооценки с мышлением. «У меня нет никаких способностей, со мной постоянно происходят, что-то не так, я не привлекательный и не могу понравится другим и т.д. Как вы думаете, какое восприятие себя у этого человека, какая у него самооценка? Как часто мы замечаем, какие мысли

Связь самооценки с мышлением. «У меня нет никаких способностей, со мной постоянно происходят, что-то не так, я не привлекательный и не могу понравится другим и т.д. Как вы думаете, какое восприятие себя у этого человека, какая у него самооценка? Как часто мы замечаем, какие мысли

Связь самооценки с мышлением. «У меня нет никаких способностей, со мной постоянно происходят, что-то не так, я не привлекательный и не могу понравится другим и т.д. Как вы думаете, какое восприятие себя у этого человека, какая у него самооценка? Как часто мы замечаем, какие мысли

Записывайте все свои достижения или журнал успеха. Мы часто недооцениваем свои маленькие достижения, а инной раз обесцениваем. Нам кажется, что успех это, что-то большое, значимое, а маленькие результаты не в счет. Обесценивая небольшие результаты, мы лишаемся

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Х. Хекхаузен — один из основателей этой теории — отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнонаправленных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

УВЕРЕННОСТЬ
И НЕУВЕРЕННОСТЬ

ЗАВИСИТ
ОТ ВЗРОСЛЫХ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
РИСУНОЧНОЙ
МЕТОДИКИ

Плюсы:
· комплексность;
· быстрота процедуры обследования ребенка и обработка результатов (10–15 мин);
· сведение к минимуму социально желаемого результата.

Минусы:
· неоднозначность выводов, для правильной интерпретации необходима практика (впрочем, как и при использовании любого другого метода);
· необходимость учета внимания, памяти, моторики и др.

Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями (см. образец А и образец Б), каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы затем уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — 14 х 14 см).

Образец А.
Образец Б.

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ РЕБЕНКОМ

Римскими и арабскими цифрами, а также строчными буквами обозначены категории содержательного анализа. Каждая из них описывается текстуально, и в дополнение к соответствующему тексту приводятся графические иллюстрации. Одновременно указывается, каким образом оценивается соответствующая деталь рисунка в баллах.
Стрелки, имеющиеся справа от графических иллюстративных примеров, отделяют сами рисунки от того количества баллов, которым они оцениваются.

I. ДИСКРЕТНОСТЬ — СОЕДИНЕННОСТЬ ЛИНИЙ РИСУНКА

1а. Каждая отдельная, не объединенная с другими в группу линия оценивается в +1 балл.
1б. Каждая линия, объединенная, сгруппированная с другими, получает оценку –1 балл.
Примеры:

2а. Каждая группа параллельных линий, состоящая из трех или более одиночных линий, оценивается в +1 балл.
2б. Каждая группа соединенных друг с другом или пересекающихся линий, состоящая из трех и более отдельных линий, получает оценку –1 балл.
Примеры:

Замечание. Основное отличие одиночных линий от смешанных состоит в том, что, изображая первые, ребенок вынужден для рисования каждой линии отрывать карандаш от бумаги, в то время как вторые обычно рисуются без отрыва карандаша от бумаги. Следовательно, для того чтобы решить, имеем мы дело с дискретными или соединенными линиями, необходимо посмотреть, объединены ли друг с другом концы соответствующих линий.

Так, например, рисунок типа оценивается в +1 балл, а рисунок типа в –1 балл.

3а. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что общая длина такой линии не менее чем в три раза превышает ее высоту, и при условии, что зигзаги и волны друг с другом не пересекаются, оценивается в +1 балл.
3б. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что ее общая длина равна высоте или меньше чем в три раза превышает ее, а также при условии, что зигзаги или волны пересекаются друг с другом, оценивается в –1 балл.
Примеры:

4. Каждая геометрическая или напоминающая геометрическую фигура на рисунке ребенка оценивается в +1 балл. Сюда, например, относятся круги, прямоугольники, треугольники, спирали, звезды и иные замкнутые фигуры, не содержащие в себе крестообразных или пересекающихся линий типа или .
Примеры:

5. Каждая группа, состоящая из трех или более геометрических фигур, включенных одна в другую или сгруппированных друг с другом, оценивается в +1 балл.
Примеры:

(по поводу двух кружков см. пункт 4).
6а. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных линий, имеющих в центре пустое пространство, оценивается в +1 балл.
6б. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных концентрических линий, не имеющих в центре пустого пространства, оценивается в –1 балл.
Примеры:

Замечание. Этот случай необходимо отличать от случая, описанного в пункте 5, где концентрические фигуры не касаются друг друга.

7а. Каждая отдельно расположенная точка оценивается в +1 балл.
7б. Каждая увеличенная против своего естественного размера или сдвоенная точка оценивается в
–1 балл.
Примеры:

8а. Каждая группа, состоящая из трех или более отдельных точек, получает оценку +1 балл.
8б. Каждая группа, включающая в себя соединенные друг с другом точки, оценивается в –1 балл.

Общие замечания к описанной части процедуры анализа рисунков
1. Группа определяется как три или более параллельные линии, изображенные примерно одинаковым образом и расположенные на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга. Так, например, линии типа:

определяются как группа, и каждая из таких групп оценивается отдельно в +1 балл. Однако линии следующего типа:

II. НЕИСПОЛЬЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
III. ДИАГОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ

Диагональными конфигурациями называются линии (фигуры), состоящие из отрезков прямых линий, соединенных друг с другом под углом от 15° до 75° по отношению к горизонтали. В ходе анализа учитывается каждая диагональная конфигурация независимо от того, является она отдельной или соединенной с другими аналогичными фигурами.
Диагональная линия, которая является частью другой целостной фигуры, в расчет не принимается и не расценивается как диагональная конфигурация. Так, например, в фигуре:

линии AB и CD не принимаются в расчет как диагональные конфигурации, поскольку они являются составными элементами другой фигуры — параллелограмма. По той же самой причине не учитываются и отдельно не оцениваются линии AB, BC, CD и DE в следующей конфигурации:

Замечание. Выделяется и отдельно оценивается каждая диагональная конфигурация, а не каждая отдельная диагональная линия. Например: оценивается в +1 балл;
оценивается в +1 балл, также оценивается в +1 балл. Однако линия оценивается в +2 балла, так как соответствующая фигура состоит из двух отдельных конфигураций.

IV. S-ОБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Все линии, состоящие из двух изломов, при условии, что каждый из них задает как бы противоположное направление продолжения линии, принимаются в расчет и оцениваются отдельно. Так, каждая из следующих линий:

анализируется и оценивается отдельно от остальных, получая +1 балл.
В том случае, когда S-образная линия выступает как часть другой фигуры, она не подлежит отдельной оценке и рассматривается в соответствии с критериями, представленными в пунктах 1—4.
Например:

Эта фигура не оценивается в соответствии с критерием IV.

Замечание. В отличие от случая с диагональными конфигурациями каждое появление подобного рода линий расценивается отдельно.

V. МНОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЛНООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Каждая линия типа

состоящая из двух или более волн, распространяющихся в одном и том же направлении, оценивается отдельно, причем все эти линии подлежат независимой оценке в +1 балл.
В том случае, когда волнообразная линия является частью другой фигуры, она не рассматривается по критерию V и о ней судят на основании критериев, представленных в разделах I—IV. Например, фигура:

не относится к случаю V.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Появление каждой линии в рисунке ребенка расценивается отдельно.
2. Все линии должны оцениваться или как отдельные, или как смешанные. Кроме того, каждая из этих линий может оцениваться как диагональная, S-образная или волнистая. Таким образом, одна и та же линия одновременно может расцениваться по двум категориям или только по одной. Но ни одна из линий не может быть отнесена более чем к двум категориям, так как критерии III, IV и V являются взаимоисключающими.
Общая сумма баллов, набранная ребенком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач.
Если эта сумма, полученная путем алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребенка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребенка преобладает стремление к избеганию неудач.
В первом случае от ребенка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причем соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребенка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

ЗАМЕЧАНИЯ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА

Рис. 1а
Рис. 1б

1. Обе потребности достаточно сильны. В этом случае можно констатировать у ребенка конфликт мотивационных тенденций, в соответствии с одной из которых он постоянно будет стремиться к успехам, а с другой — избегать неудач. Для такого ребенка будут характерны сильные эмоциональные переживания, которые будут возникать в ситуациях, связанных и с успехами и с неудачами, а также долгое время продолжаться после них.
Типичные рисунки (см. 1а, 1б): лист полностью зарисован, но много лишних деталей. Рисунки импульсивных, эмоциональных детей, как правило, крупные, больше образца, штриховка небрежная, размашистая, заходящая за контуры деталей. Нажим неравномерный, но чаще сильный.

Рис. 2а
Рис. 2б
Рис. 3а
Рис. 3б

Типичные рисунки (см. 4а, 4б): рисунок тревожного, неуверенного в себе ребенка. Деталей мало, все они мелкие, сосредоточены в какой-либо одной части листа (только внизу, или только вверху, или сбоку). Много свободного места. Такие дети любят пользоваться ластиком, обводить линии несколько раз. Штриховка обычно тщательная, иногда до полного закрашивания.
Типичные сочетания личностных качеств ребенка в зависимости от направленности мотивации представлены в таблице.

Рис. 4а
Рис. 4б

ПРИМЕЧАНИЕ
Эти рекомендации по оцениванию нельзя понимать буквально, ведь личностные качества детей могут сочетаться. Например, импульсивные дети могут быть тревожными, а безразличные часто скрывают за этим неуверенность.

Читайте также: