Что такое право диспенсации папы римского

Обновлено: 31.05.2024

Папство: реформа папства в 16 веке

Папство: реформа папства в 16 веке – К статье ПАПСТВО

Протестантский бунт. Едва ли не самым важным событием 16 в. явилась протестантская Реформация. В отличие от средневековых реформистских движений, она окончательно порвала отношения с Римом и объявила пап узурпаторами. Папская власть была отвергнута чуть не половиной Европы. Страны, оставшиеся лояльными по отношению к Римско-католической церкви, - например, Франция и Испания, - были государствами, самостоятельно осуществлявшими контроль над церковным патронажем (распределением церковных должностей и привилегий), и потому ничего не выигрывали в материальном плане от обострения отношений с Римом. Правители поддерживали лидеров Реформации в своих странах, если отделение от Римской церкви усиливало их собственное политическое могущество и позволяло взять под контроль церковный патронаж, как это было в скандинавских странах и в Англии.

Неудачные реформы. Важными поводами для протестантской Реформации стали упадок нравов и злоупотребления при папском дворе. Необходимость реформ признавали многие папы, однако в этом направлении практически ничего не предпринималось вплоть до разрыва Лютера с Римской церковью после 1517. Местная реформа была осуществлена в Испании, и даже в самом Риме стали возникать разнообразные реформаторские течения вроде ораторианцев. Однако единственная попытка реформы, предпринятая до 1517 и санкционированная папой, окончилась полной неудачей. Она была предпринята на V Латеранском соборе (1512-1517), созванном папой Юлием II с целью обсудить и начать реформы. Однако участники собора ограничились пышными речами, что вполне удовлетворило Юлия II, так как его подлинная цель состояла лишь в том, чтобы опередить французского короля Людовика XII, который намеревался созвать свой собор.

Адриан VI. Центром реформы церкви и папства стал Тридентский собор (1545-1563), однако значительная часть работы была осуществлена еще до того, как он был созван, а ряд пап-реформаторов последней трети 16 в. усилили и дополнили дисциплинарные постановления Тридентского собора. Реформистская партия в Риме надеялась, что ее программа будет осуществлена избранным в 1522 папой Адрианом VI, который чуть больше года.

Климент VII. Преемником Адриана стал нерешительный Климент VII, которого больше занимали вопросы о разводе английского короля Генриха VIII и разграбление Рима Карлом V в 1527. Тем не менее Климент - хотя и нерешительно и без особого успеха - все же предпринял попытку реформы. В 1524 он создал комиссию кардиналов, которые должны были разработать реформу Курии. Он распорядился произвести инспекцию среди римского духовенства и проверку на знание чина мессы. Кроме того, Климент издавал постановления против симонии и время от времени выступал против практики одновременного замещения нескольких должностей. Папские декреты были направлены также на реформирование приходского и епархиального духовенства. Осуществление этих постановлений несколько раз прерывали войны, однако работа в этом направлении продолжалась вплоть до смерти папы Климента в 1534.

Павел III. Преемник Климента VII был избран на одном из самых коротких конклавов за всю историю церкви, длившемся около часа. Павел III был ученым-гуманистом, который обратился к истинно духовной жизни в 1513 и стал одним из наиболее выдающихся поборников реформ. Из партии реформаторов он выбрал способных людей, на которых он мог со спокойной совестью возложить осуществление необходимой работы. Со временем Павел III избавился от старейших кардиналов, преодолев тем самым главное препятствие на пути борьбы со злоупотреблениями, так как получил возможность отдать все важные посты новым, назначенным им людям. Вместе с тем на первом же заседании консистории он объявил о своем Намерение? Узнать в Психологическом словаре. Намерение - это. '>намерении созвать общецерковный собор, а двумя годами позже издал буллу, предписывавшую созвать собор в 1537 в Мантуе (собор был отложен до 1545).

В конце 1534 он объявил, что общецерковной реформе, которую предстоит осуществить собору, должна предшествовать реформа папской Курии и коллегии кардиналов. Осуществить это намерение было весьма трудно из-за того, что Курия была оплотом людей с мирскими интересами, которые были противниками любых реформ, угрожавших сокращением их доходов. Павел предусмотрел и это затруднение. В 1535 он назначил кардиналом выдающегося поборника реформ из Венеции, мирянина Контарини, а в следующем году кардинальскую шапку получили от него такие выдающиеся реформаторы, как Караффа, Садолетто и Поле.

В 1535 папа Павел назначил комиссию по реформе, и в начале 1536 был издан ряд декретов, направленных на реформирование образа жизни римского духовенства. Этими декретами духовенству предписывалось носить церковные облачения и осуществлять богослужения, не приближаться к домам терпимости, игорным заведениям и театрам, жить в своих приходах и служить мессу не реже, чем раз в месяц. Папа сознавал, что реформы в одном Риме окажется недостаточно. Поэтому он назначил т.н. Комиссию девяти, куда вошли преданные реформе люди, и поручил ей рассмотреть проблему и предложить меры для исправления положения. Эта комиссия под председательством Контарини представила свой знаменитый доклад в начале 1537. В докладе содержалось ядро той программы реформ, которая впоследствии была принята на Тридентском соборе. Со всей прямотой Комиссия девяти возлагала вину за злоупотребления в церкви на само папство. Главным злом называлось превращение духовного сообщества в продажную бюрократию. Комиссия остановилась также на конкретных пороках симонии, плюрализма (замещения одним лицом нескольких церковных должностей) и непотизма (семейственности). Она доложила папе, что епископы неспособны осуществлять реформу в своих епархиях до тех пор, пока существует практика покупки льгот и привилегий.

Комиссия безжалостно обличила и другие пороки. Она осудила прегрешения против устава, столь частые в монашеских орденах, и настояла на лишении монахов права покупать разрешение не носить монашеское облачение и на ограничении их в торговле индульгенциями. Она осудила ту легкость, с которой можно было купить разрешение на брак с близкими родственниками, призвала произвести реформу и упорядочение деятельности монашеских орденов.

Когда папа Павел понял, что созвать собор в течение ближайшего времени не удастся, он сам принялся за реформирование папской администрации. Он назначил комиссию из четырех кардиналов, в которую вошли Контарини и Караффа, в задачи которой входила борьба с злоупотреблениями во всех подразделениях Курии, начиная с Датария, ведавшего раздачей папских диспенсаций, индульгенций и других привилегий. Хотя первоначально пошлины должны были лишь оправдать расходы на рассмотрение каждого дела, со временем их размер стал определяться характером привилегии. В результате доходы Датария стали составлять почти половину всех доходов папской казны. Это поощряло чиновников Датария к тому, чтобы раздавать привилегии всем, кто был в состоянии за них заплатить. Теперь это подразделение было реформировано таким образом, что плата вновь стала строго соответствовать издержкам.

Павел III расширил Комиссию четырех, доведя число ее членов до восьми, а затем и до двенадцати, с тем чтобы они могли искоренить злоупотребления в Роте, в Канцелярии, в Пенитенциарии и в Судебной палате. Везде реформы проходили с трудом - из-за столкновения с чиновничьими интересами. Кроме того, в каждом из этих случаев реформы сокращали доходы папы. Однако папу Павла III и его сотрудников не так легко было заставить отступить, и к 1541 в деле реформы были достигнуты ощутимые результаты. Папа ополчился также на зло абсентеизма (заочного управления епархиями). В 1540 он созвал 80 епископов и архиепископов, проживавших в Риме, и приказал им вернуться в свои епархии. Однако абсентеизм настолько глубоко укоренился, что Павлу III оказалось крайне трудно добиться выполнения своих распоряжений. Ему и его последователям приходилось вновь и вновь удалять из Рима целые группы епископов, пока весь епископат не усвоил обычая размещать свою резиденцию в собственной епархии. Павел распорядился также издать сборники правил и предписаний для проповедников, чтобы верующие могли получить внятное наставление в вероучении и морали.

Тридентский собор. Начало Тридентского собора (1545-1563) было крайне неудачным. К моменту предполагаемого открытия собора в Триент (ныне Тренто, Италия) прибыло всего 10 епископов, а на первых заседаниях присутствовало только 30 епископов. На то были свои причины. Император Карл V желал, чтобы собор происходил на территории Священной Римской империи, тогда как французский король настаивал на соборе в Авиньоне; папа, со своей стороны, хотел провести собор в одном из итальянских городов, чтобы избежать контроля со стороны светских властей. В итоге был избран Триент, город, находившийся в границах империи, но расположенный неподалеку от Франции и Италии. Папа хотел, чтобы собор вынес определения относительно спорных догматов, император же настаивал на рассмотрении одних лишь дисциплинарных вопросов. Кроме того, в самих католических кругах не было единодушия относительно того, кому принадлежит верховная власть в церкви - папе или собору, и многие епископы подозревали, что папа желает укрепить ускользающую власть. И наконец, существовала оппозиция собору со стороны светских государей католических стран.

Последнее обстоятельство, впрочем, оказалось на руку папе, поскольку давало ему возможность собрать своих сторонников. На соборе председательствовали три папских легата, которые обладали исключительным правом выдвигать вопросы на обсуждение. Папские делегаты взяли под свой контроль организацию собора, заменив голосование по принципу национального представительства (принятое на Констанцском соборе, закончившемся великой западной схизмой) индивидуальным голосованием, уменьшив тем самым возможность воздействия на результаты голосования со стороны императора и европейских монархов через послушные им национальные фракции участников собора. Каждый вопрос, вынесенный на повестку дня легатами папы, рассматривался группой теологов и специалистов по каноническому праву, а результаты этого рассмотрения доводились до сведения епископов, которые и принимали окончательное решение. Затем на общем собрании принималось постановление. В период с 1545 по 1563 собор трижды возобновлял свою деятельность; всего за это время было проведено 25 пленарных заседаний.

В результате было выработано официальное католическое учение о первородном грехе, об оправдании, о мессе и о таинствах. Кроме того, собор принял дисциплинарные постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь, об аттестации и улучшении подготовки священства, о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками. Однако за всеми вопросами, обсуждавшимися на Тридентском соборе, стояли две главные проблемы, связанные с положением папства. Первой из них была проблема участия в соборе протестантских теологов. Папские легаты предложили им явиться на собор и изложить свои доводы, однако отказали им в праве голоса - до тех пор, пока они не вернутся в лоно Римско-католической церкви (что подразумевало подчинение власти папы и решениям собора). Оставалось также неясным, получают ли епископы свой сан непосредственно от Бога или опосредованно, через папу. В первом случае епископы оказывались практически независимыми от папы, а единственной высшей властью в церкви становился общецерковный собор. Папские легаты избегали прямой постановки этого вопроса, однако по сути выступали за примат папы. Римская церковь была признана матерью и владычицей всех прочих церквей. Все, кто рукополагается в тот или иной сан, должны приносить обет повиновения папе. Папа осуществляет попечение обо всей церкви и обладает прерогативой созывать вселенские соборы. Наконец, все постановления собора должны утверждаться папой.

Последнее требование заключало в себе серьезную проблему, так как чиновники Курии пытались добиться смягчения некоторых постановлений, которые сокращали число случаев, требующих апелляции к Риму, а тем самым и доходы канцелярии. Однако Пий IV (1559-1565) решительно утвердил эти постановления и запретил издание "комментариев, глосс, аннотаций и схолий к вышеназванным постановлениям" без согласования с папой. Кроме того, он создал кардинальскую конгрегацию для истолкования постановлений Тридентского собора.

Ряд вопросов не был разрешен на соборе, в частности - издание нового Индекса запрещенных книг. Кроме того, на усмотрение папы был оставлен и вопрос о составлении нового католического катехизиса. Для составления катехизиса в Риме была назначена комиссия теологов, результатом деятельности которой явился т.н. Катехизис Тридентского собора, опубликованный при Пие V (1566-1572).

Кроме того, собор оставил незавершенной реформу Миссала и Бревиария и вопрос об исправлении текста Вульгаты. Завершение этой работы также легло на плечи пап. Реформированные Миссал и Бревиарий были изданы Пием V, но ватиканское издание Вульгаты было осуществлено лишь в 1612.

Павел IV. Реформы, осуществленные папами во второй половине 16 в., не только положили конец злоупотреблениям, но и упрочили папский контроль над церковью. Наиболее решительным реформатором этого периода стал папа Павел IV (1555-1559), непреклонность которого сравнивали с непреклонностью ветхозаветных пророков.

Павел IV ставил себе целью очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов. В деле искоренения ереси он полагался на Индекс запрещенных книг и на инквизицию, авторитет которых чрезвычайно возрос, а строгость выходила за пределы разумного. Реформы папы Павла оказались достаточно эффективными. При нем были искоренены языческие веяния, веком ранее проникшие в Рим. Он положил конец диспенсациям (послаблениям) для епископов и монахов. Кардиналы и епископы должны были отказаться от всех бенефициев за исключением своих кафедр. 113 епархиальным епископам, которые проживали в Риме, было дважды дано предупреждение о необходимости удалиться в свои епархии, и через шесть недель после выхода второго предупреждения всем им пришлось спешно покинуть Рим. Папа Павел без колебаний разрешил проблему Датария, упразднив все пошлины разом и сократив тем самым свои собственные доходы на две трети. Столь же безжалостному реформированию подверглись и все другие отделы Курии. Осуществляя назначения на высшие церковные должности, папа наотрез отказывался прислушиваться к каким-либо рекомендациям со стороны светских монархов. Павел IV драматическим образом положил конец непотизму, когда обнаружил, что его собственные племянники, которым он доверил управление папскими провинциями, оказались бесчестными людьми. Придя в негодование, он публично разорвал с ними отношения и изгнал их из Рима.

Последующие папы-реформаторы. Следующие за Павлом IV папы, особенно Пий V, Григорий XIII (1572-1585) и Сикст V (1585-1590), также оставались очень строгими в том, что касалось дарования диспенсаций и привилегий всякого рода, они настаивали на том, чтобы резиденции епископов находились в их епархиях, и требовали, чтобы священники жили в приходах, а монахини соблюдали уставы своих монастырей. В границах Папской области папа Пий V ввел меры, направленные против зрелищ, пиршеств, азартных игр и прочих публичных увеселений. В результате осуществленной им реформы Бревиария и Миссала был восстановлен годичный круг богослужений, а завершил эту реформу Григорий XIII. В 1582 он ввел "григорианский календарь" (в настоящее время принятый почти во всем мире) с целью привести даты празднования главных христианских праздников в соответствие с астрономическим циклом. Первоначально протестантские страны отказались принять усовершенствованный календарь, однако к концу 18 в. его приняли все крупные страны (кроме России).

Григорий XIII известен также как основатель современной системы семинарий, где осуществлялось обучение будущих священников. Тридентский собор постановил, что подобные семинарии должны существовать в каждой епархии, однако, в силу различных причин, это постановление так практически и не было выполнено. Серьезное препятствие создавало отсутствие средств. Еще более серьезным препятствием была нехватка опытных преподавателей. Наконец, большинство епископов не понимали решающей роли образования в осуществлении реформы Католической церкви. Поэтому задача организации семинарий, отвечавших духу Тридентского собора, также легла на плечи пап. В 1564 Пий IV принял решение о создании семинарии в Риме, и назначенная папой комиссия кардиналов поручила ее организацию ордену иезуитов.

Однако именно Григорий XIII поставил дело создания семинарий на прочную основу. Римская коллегия (Collegium Romanum) папы Пия была перестроена (1572) и стала семинарией, в которой обучались молодые люди всех национальностей. Кроме того, Григорий XIII восстановил Германскую коллегию, основал Английскую и Греческую коллегии. В каждом случае он продемонстрировал широту взглядов и подлинную заинтересованность в успехе дела образования священства. Например, в Греческой коллегии преподавание вели греческие профессора, семинаристы носили рясы, а богослужение осуществлялось по "восточному" обряду и на греческом языке. Кроме того, Григорий XIII учредил 23 папские семинарии в Германии и других европейских странах, где епископы не могли или не хотели выполнять это постановление Тридентского собора. Григорианские семинарии были прикреплены к иезуитским коллегиям, в которых учащиеся воспитывались на средства папы.

Сикст V, ставший преемником Григория XIII, был исключительно талантливым правителем. При нем реформа церкви был доведена до конца, а в Папской области вновь установился гражданский мир. Его беспощадность в борьбе с беззакониями объяснялась его опасениями, что в Риме может сложиться ситуация, подобная той, которая некогда вынудила пап удалиться в Авиньон и открыла путь великой западной схизме и усилению "соборного" движения. Он хотел, чтобы Папское государство стало образцом политического благополучия и нравственной безупречности. При нем Рим обновился и похорошел: были восстановлены колонны Траяна и Антонина Пия, завершено строительство базилики св. Петра. Сикст V стал инициатором создания таких знаменитых архитектурных достопримечательностей, как Пьяцца ди Спанья, Латеранский дворец и церковь Санта Мария Маджоре.

Папа Сикст неуклонно проводил в жизнь реформы, начатые его предшественниками: постановления о резиденциях в епархиях, о запрете на перемену монастыря, о епископских визитациях и другие дисциплинарные постановления Тридентского собора. Его собственный вклад состоял в издании до сих пор действующего постановления об обязательных и регулярных посещениях Рима всеми епархиальными епископами. Реформистская деятельность папы Сикста носила более политический, чем религиозный характер. В большей степени, чем кто-либо другой, он придал управляющим структурам церкви их современную форму. Он ограничил число членов кардинальской коллегии 70 кардиналами и учредил 15 постоянно действующих конгрегаций и комиссий, отвечающих за вопросы, решение которых прежде находилось в руках папы и кардиналов консистории. К числу новообразованных конгрегаций принадлежали Конгрегация священного обряда, в компетенцию которой входили вопросы литургической практики, Конгрегация учебных заведений, осуществлявшая надзор за всеми католическими университетами, Конгрегация монашеских орденов. Каждый римский кардинал обязан был принимать участие в деятельности одной или нескольких конгрегаций. Таким образом, к 1590, когда Сикст скончался, папство самореформировалось, модернизировало структуры церковного управления и укрепило свою светскую власть в Папской области.

Отпущение для священника, который, будучи связан специальным решением, [все же] отправляет богослужение:

Заметь: если испрашивается новая датировка грамоты, уплачивается одна третья часть ее таксы тому, кто датирует.

Заметь: если грамота [относится к разряду] declaratoria и аудитор [обозначает] относительно нарушений и т. д., то она будет как “de speciali quoad reatum” и т. д. Если это так [оформляется] то каждый раз, когда производится это соединение, тогда и такса удваивается 33 .

Комментарии

1. Диспенсация — акт, отменяющий в отдельных случаях применение закона (гражданского или канонического), вследствие чего запретное может стать дозволенным.

2. Bolendini (bolognini) — медная монета, стоимостью в 1/2 динария, имевшая хождение в Болонье и в Риме.

3. Гросс — очень распространенная с XIII в. в Европе серебряная монета среднего достоинства. В начале XIV в. гросс равен был 1/10 золотого гульдена или дуката. Он имел реальную стоимость, равную стоимости ночлега для путника и стойла для его коня. Об этом сообщает хронист из Асти (Reumont. Geschichte der Stadt Rom, т. II, Берлин, 1867, стр. 648). Все ставки папской таксы выражены в гроссах, фигурирующих здесь как условная денежная единица, равная 1/10 дуката, о чем упомянуто в особых “Тахае officialium”.

4. Грамоты об отпущении и диспенсации можно было исхлопотать и через другое лицо (за исключением некоторых, специально оговоренных случаев).

5. Имеется в виду: “из-за Альп”, т. е. живущий вне Италии.

7. В клире католической церкви, по декрету Грациана (болонский монах XII в., положивший своим трактатом “Decretum” . основание каноническому праву), насчитывается девять степеней священства (sacri ordines — священные чины), из которых пять первых (придверник,. певчий, чтец, возглашатель, прислужник) считаются низшими чинам” (minores), a четыре остальные (субдиакон, диакон, пресвитер, епископ) — высшими (ordines majores).

8. Конфирмация — одно из “таинств”, по учению католической церкви; производимое в детском или отроческом возрасте епископом.

10. Имеется в виду наименование определенной церкви, так как посвящаемый получал звание диакона или священника такой-то церкви или такого-то прихода.

13. В каноническом праве уже с XIII в. различаются в основном две категории церковных проступков: а) подпадающие под уже вынесенные ранее общие осуждения (latae sententiae); в этом случае особого приговора не требуется и виновный должен нести установленное наказание вследствие самого факта совершения проступка (ipso facto); б) проступки, по которым такого общего осуждения нет и требуется исследовать данный казус для установления формы и меры наказания; в отличие от первых, они называются “ferendae sententiae” (См. Emil Goller. Die papstliche Poenitentiarie, т. I. Рим, 1907, стр. 108).

14. Имеется в виду, главным образом, паломничество в Палестину.

15. Имеются в виду свидетели, которые или названы в тексте грамоты, или подписались в конце ее.

16. Irregularitates — нарушение предписаний, главным образом, относительно условий, требующихся от кандидатов к церковному посвящению. Эти нарушения “обезвреживаются” диспенсацией папской курии, что служило всегда огромным источником ее постоянного дохода.

17. Имеется в виду первая часть предыдущей статьи (о незаконном сожительстве).

18. Обращает внимание, что “pro vitio sodomitae” фигурирует лишь в издании “Такс” №29, относимом нами к более ранним изданиям. Не следует ли замену в этой статье “содомского греха” симонией (продажа церковных должностей) в № 24 и 47 (как и в других более поздних изданиях) рассматривать не как равнозначный вариант, а как этап в развитии текста? Тогда № 24 должен считаться несколько моложе, чем № 29 (но тем не менее старше, чем № 47).

19. Возможен и другой перевод: “. который не возвратил находившегося у него церковного имущества, хотя бы против таких [священников] было сделано общее постановление”. Однако, по существу вопроса, этот вариант представляется мало вероятным.

20. Т. е. сам уничтожил подделку и предъявил доказательства, что упоминается как смягчающее вину обстоятельство.

21. Интердикт — одна из форм церковных наказаний, сводящихся к прекращению деятельности духовника в том или другом месте (interdictum locale) или в отношении данных лиц (interdictum personale).

22. “Недостаток происхождения” (defectum natalium) причислялся к одному из главных препятствий к посвящению. Главным образом имелось я виду происхождение от незаконного брака. Эти “недостатки” диспенсацией папской курии по соответственной таксе и устранялись.

23. Бенефиции, предоставлявшиеся духовенству на правах феодальной собственности, должны были, как правило, представлять собою земли, принадлежащие к той церкви, где данный священник нес службу, где он имел “cura de animarum” (“заботу о душе” прихожан). Но нередко ему предоставлялись и другие бенефиции “без заботы” (sine cura), с которых он только взимал доходы. Эти “синекуры”, свидетельствовавшие об алчности духовенства, вызывали в народе сильное негодование и не раз служили предметом сатирических выступлений и общественного протеста.

24. Т. е. если имеет место происхождение от незаконного брака.

25. Guerra — “частная война”, феодальное междоусобие — файда.

26. Упоминаются латинские формулы как условные обозначения различных грамот, выдававшихся папской курией, по начальным словам резолюции, которую на прошении накладывал великий пенитенциарий или его заместитель. Практиковались три категории этих утвердительных резолюций, обозначаемых словом “fiat” с добавлением соответственных формул:

a) in forma — обычное утверждение великого пенитенциария в силу власти его, лично ему присвоенной;

б) de generali — утверждение, даваемое великим пенитенциарием в силу общего поручения папы по целой категории дел;

в) de speciali — утверждение, даваемое великим пенитенциарием на основании его решения по особому докладу (см. Emil Goller. Die papstliche Poenitentiarie, т. I, стр. 186).

27. officiales — служители в суде, в данном случае в епархиальном суде.

28. “Белое” духовенство (clerici saeculares) отличается от “черного”, или монашества, которое называют “духовенством по уставу” — “clerici regulares”.

29. Имеется в виду— “к явке в папскую курию”.

30. Так же как и “недостатки происхождения”, — один из главных видов irregularitates (см. прим. 22), препятствующих посвящению и “устраняемых” в силу папской диспенсации.

32. Т.е. в форме грамоты, утверждающей чьи-либо права— личные, гражданские, имущественные и т. п.

33. Имеется в виду соединение двух юридических формул, т. e. a) super irregularitate и б) de speciali quoad reatum.

Текст воспроизведен по изданию: Папские таксы отпущения грехов // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 2. М. 1954

(Dispensation, Dispensationalism). Греч, слова, соответствующие понятию "диспенсация", встречаются в НЗ ок. 20 раз и означают " управление ", "руководство", "регулирование", "планирование домашних дел". Концепция управления в человеческом обществе, опирающаяся на идеи ответственности, подотчетности и предполагающая возможность дальнейшего их развития, детально проиллюстрирована в Лк 16:12. В ряде случаев(Еф 1:10; 3:2,9; Кол 1:25) на первый план выступает идея божественного управления, домостроительства каким образом, по какому плану Бог правит миром.

Теологическое содержание.Основываясь на концепции божественного управления, плана руководства миром, диспенсационализм раск-рывает этот план в последовательности различных диспенсаций действий по управлению миром, реализующихся в человеческой истории. Мир в учении диспенсационализма уподобляется дому, к-рым управляет Богдомостроитель. Управление осуществляется через последовательно развертывающееся откровение Божье, в соответствии с несколькими стадиями домостроительства в рамках единого промысла Божьего. Такие стадии получили название "диспенсаций", а учение о них "диспенсационализма". Т.о., для Бога диспенсация есть домостройтельство; для человека диспенсация состоит в обязанности дать ответ на конкретное откровение, полученное в определенный период. По отношению к динамическому откровению диспенсация одна из его стадий. В целом диспенсацию можно определить как "отдельный этап домостроительства в осуществлении единого промысла Божьего ".

Число диспенсаций. По крайней мере три диспенсации (традиционно рассматриваемые диспенсационализмом) упомянуты ап. Павлом: та, что предшествовала нынешнему времени (Кол 1:2526), нынешнее мироустройство (?? 3:2) и будущее мироустройство (Еф 1:10). По своему смыслу они требуют дополнения четвертой той, что имела место прежде закона. Она, в свою очередь, приводит к очевидному разделению на домостроительство до грехопадения и после него. Такое пятичастное деление представляется вполне логичным (по крайней мере, в рамках премилленаристского понимания Библии). Обычная семичастная схема включает еще дведиспенсации: ту, чтобылапосле Всемирного потопа, и ту, что была после призвания Авраама.

Отношение к динамическому откровению.Бог не раск-рывает всю истину в один момент; это процесс, охватывающий различные периоды и включающий несколько этапов откровения. О динамичности откровения явственно свидетельствуетсамоСв. Писание: ап. Павел говорил своим слушателям в ареопаге, что раньше Бог прощал их невежество, но теперь требует от всех покаяния (Деян 17:30); в торжественных вступительных стихах Евр описываются различные формы динамического откровения (1:12). Одно из самых впечатляющих свидетельств о различных путях воздействия Бога на человечество содержитсявИн 1:17.

Концепция динамического откровения,не отрицая единства Библии,признает многообразный характер развертывающегося откровения Божьего важным фактором единства и целостности откровения.

Основные характеристики.Диспенсационалистская теология строится на последовательном использовании герменевтического принципа стандартной, ясной и буквальной интерпретации. Этот принцип не исключает использования образных выражений, но предполагает, что каждый такой образ отражает некий буквальный смысл.

Указанный герменевтический принцип заставляет различать план Божий для Израиля и план Божий для Церкви. Начало Церкви положено не ВЗ, а днем Пятидесятницы; Церковь не рассматривается как исполнительница обетований, данных Израилю в ВЗ и еще не исполненных.

Спасение. Чаще всего диспенсационализм обвиняют в том, что он учит о нескольких путях спасения. Это обвинение проистекает из ложного представления о диспенсации, крую рассматривают как отдельный путь ко спасению (откуда появляется возможность пяти, шести и семи путей спасения), вместо того чтобы видеть в очередной диспенсации особый этап домостроительства, включающий, помимо прочего, самодостаточное откровение, благодаря крому человек может достичь согласия с Богом. Другая причина обвинений то, что диспенсационалисты используют категории "закона" и "благодати" для обозначения двух диспенсаций; отсюда критики диспенсационализма делают вывод, что речьидетодвух путях коспасению. Однако диспенсационалисты учат, что спасение всегда обретается через благодать Божью. Основа спасения в каждой диспенсации смерть Христа; необходимое требование для обретения спасения в каждую эпоху наличие веры; предмет веры истинный Бог. А вот содержание веры меняется с каждой диспенсацией. Говоря о его неизменности, мы отвергли бы динамичность откровения. Противники диспенсационализма иногда заслуживают обвинения в том, что они прочитывают НЗ через ВЗ, чтобы обосновать единообразие в содержании веры.

Происхождение. Часто диспенсационализм обвиняют в позднем происхождении и, соответственно, в ложности. Однако недавнее происхождение не гарантирует ложности учения, равно как происхождение древнее не гарантирует его подлинности. Отдельные замечания диспенсационалистского характера можно найти в творениях отцов Церкви; как систематическое учение,диспенсационализм появился не ранее нач. XVIIIв. в трудах П. Пуаре, Дж. Эдвардса и И. Уоттса. Эти авторы предложили диспенсационалистские схемы, но стройность и завершенность учение обрело в XIX в., в служении и писаниях Дж.Н. Дарби. Его труды стали основой для развития диспенсационализма в позднейших работах Дж. Брукса, Дж.М. Грея, С.И. Скоуфилдай JI.C. Чейфера.

Другие диспенсаци оналистские схемы.Нек-рые теологи завета (полагающие, что с момента грехопадения Бог действует в рамках единого завета благодати) оперируют идеей диспенсаций, но видят в них составляющие завета благодати. Они с готовностью признают существование в. з. и н. з. диспенсаций; нек-рые исследователи, напр. Ч. Ходж, добавляют диспенсации, относящиеся к призыву Авраама и дарованию Моисеева закона. Однако объединяющим началом для теологов завета служит завет благодати и обретаемое через него спасение; отсюда любые изменения от одной диспенсации к другой скорее лежат для них в в. з. предвосхищении и н. з. осуществлении, чем являют собой отчетливые и реальные изменения в управлении творением.

Существует несколько направлений ультрадиспенсационализма. Их последователи обнаруживают в Деян учение о двух Церквях и полагают, что в Пятидесятницу зародилась иудейская Церковь, края закончила свое существование с возникновением второй, Христовой Церкви, основанной ап. Павлом. Рождение Христовой Церкви отождествляется с эпизодами, описанными в Деян 9; 13 или 28. Ультрадиспенсационалисты не всегда практикуют водное крещение, но обычно соблюдают Вечерю Господню.


Новозаветное слово “распределение” в основном означает “управление домом” [греч. oikonomia]. В том, как оно используется в Библии, слово может означать “управление” имением (Лук. 16:2-4), “служение” или “домостроительство” (1 Кор. 9:17; Еф. 3:2, 9; Кол. 1:25), “глава”[в значении руководство] (1:10) или “назидание” (1 Тим. 1:4).[68] Павел говорил об апостольских обязанностях, как “распределении,” или домостроительстве, ради которых он был облечен божественной благодатью (Еф. 3:1-2; ср. Рим. 12:3).
Имея это в виду, я определяю диспенсацию, в том как она относится к нашей теме, как те обязанности, которые Бог предписывает человечеству или отдельным людям на некоторый период времени, за который они ответственны перед Ним.
Несмотря на то, что диспенсация касается времени, особый упор должен быть сделан на тех обязанностях, которые она накладывает на своих реципиентов. Хотя Бог работает через эти диспенсации для достижения Своей цели (ср. Еф. 1:10; 3:9), для нас основной интерес представляет изучение тех обязанностей, соблюдения которых эти диспенсации требуют от своих реципиентов. Эти диспенсации, за исключением первой, не должны рассматриваться как испытания на предмет послушания божественной воле. Вместо этого, они представляют собой проявления божественной воли для тех людей, которым они даны, за что эти люди несут ответственность.
Диспенсационалист—это тот, кто признает божественные диспенсации и применяет божественные библейские повеления соответствующим образом. Кроме того, диспенсационализм представляет собой такое толкование и применение Писаний, которые признают различные диспенсации и их черты, людей, которым была дана та или иная диспенсация, и отрывки Библии, относящиеся к каждой конкретной диспенсации и ее реципиентам.

Различие между диспенсацией и эпохой [69]
Мы должны делать различие между диспенсацией и веком и не использовать эти термины синонимически. В Библии слово “век” имеет несколько значений, относящихся ко времени. В дополнение к ссылке на возраст человека (1 Пар. 23:3; Иоан. 9:21), слово “век” имеет два значения, которые имеют диспенсационную важность. Я характеризую эти значения слов как “динамическое” и “этическое”.
Динамически, век—это период времени, который характеризуется определенной деятельностью Бога, человека или сатаны. Например, период, во время которого Господь строит Свою Церковь, называется Веком Церкви. Согласно взгляду довеликоскорбного восхищения, период сразу же после восхищения Церкви и до второго пришествия Господа на землю называется Веком Скорби. Причина в том, что обитатели земли переживут многие наказания в течение этого периода (Откр. главы 6-19). Период, во время которого Бог имеет дело с Израилем—70 седьмин [“недель”] Даниила 9 гл.—иногда называется Веком Иудеев (ср. Матф. 24:3). Также, тысячелетнее правление нашего Господа на земле называется Веком Царства.
Этически, век—это то, что представляет собой мир в нравственном и философском отношении в какой-либо момент истории. Например, когда апостол Павел пишет: “Не сообразуйтесь с веком сим” (Рим. 12:2), он призывает читателей христиан не принимать греховный образ жизни и мышление неспасенных.
Век может соответствовать диспенсации. К примеру, Век Царства совпадает с диспенсацией Земного правления Господа. Век может также совпадать лишь с частью диспенсации. Например, я верю, что Век Церкви и Век Скорби попадают в диспенсацию Благодати. Наконец, век может перекрывать границы диспенсации. Скажем, Век Иудеев захватывает части диспенсации Моисеева Завета и диспенсации Благодати.

Диспенсационализм и толкование Библии
Признание и понимание диспенсаций важно для правильного толкования и применения Библии, особенно в следующем.
Первое. Оно соблюдает различия между божественными диспенсациями, божественными заветами, а также теми людьми, которым они принадлежат. Пример различия между Израилем и Церковью универсален. Те, кто не признает этого различия, рассматривают Израиль, как ветхозаветную Церковь, а Церковь—как новозаветный Израиль, с общими духовными благословениями и функциями. Однако, диспенсационалисты считают, что каждая из этих групп имеет свои конкретные обязанности, благословения и функции. Имея диспенсацию Благодати, Церковь не обязана соблюдать диспенсацию Закона Моисеева, равно как она не выполняет тех же функций, что Израиль в программе Бога.
Второе. Это позволяет толковать Библию буквально, особенно в области неисполнившегося пророчества. Буквальная интерпретация библейского пророчества была продемонстрирована буквальным исполнением тех пророчеств Ветхого Завета, которые относились к первому пришествию нашего Господа на землю. Недиспенсационалисты, к примеру, обычно верят, что Израиль своим отвержением Христа, потерял право на свое будущее место в программе Бога, а все те пророчества о будущем, которые касались этой нации, должны интерпретироваться аллегорически, как относящиеся к Церкви.[70] С другой стороны, диспенсационалисты придерживаются взгляда, что Израиль занимает определенное место в будущей программе Бога, как указывают пророчества, и что еврейский народ должен пережить исполнение заветных обетований Бога, данных ему, как действие присущей Ему верности.
Третье. Многие диспенсационалисты правильно считают, что на протяжении человеческой истории существует лишь один метод спасения, и что спасение несет основные общие благословения всем евангельским верующим, независимо от их времени в истории. Этими благословениями являются: прощение грехов и личные взаимоотношения с Богом (Иер. 31:33-34; Иоан. 17:3). С другой стороны, искупленные народы различных диспенсаций, по всей видимости, имеют разные функции в программе Бога. Например, Израиль имел особые отношения завета с Господом, как Его жена (Исх. 19:5; Иер. 3:14, 20; Ос. гл. 2). Хотя народ нарушил эти отношения своим идолопоклонничеством (Иер. 31:32; гл. 3), этот союз будет восстановлен, когда Господь возвратится на землю для Своего тысячелетнего царства (Иер. 31:31; Ос. 2:7, 14, 16, 19-20). Избранный остаток Израиля будет наслаждаться благословениями своих особых отношений с Богом, как Его жены и как передовой нации на земле (Иер. 3:14; Ос. 2:21-23; Зах, 8:23; Мих. 4:1-7; Ис. 59:20—60:22). С другой стороны, Церковь будет действовать как невеста Иисуса (Еф. 5:22-23; Откр. 19:7).[71] Это указывает на то, что она будет иметь особоую связь с Господом Иисусом, превыше всякого из искупленных народов. В отличие от Израиля, Церковь не будет иметь земного наследства, но вечно будет с Иисусом, который является ее наследием (Иоан. 14:3; 1 Фес. 4:17; Еф. 1:11).




Применение диспенсаций к жизни
Первое. Мы, спасенные, ответственны по отношению к диспенсации Благодати, которая состоит из большинства повелений Нового Завета. Эта часть Библии была дана Господом Иисусом для руководства Его народом во время отсутствия Христа на земле (Иоан. 16:12-15; Еф. 4:21; Кол. 3:16; Гал. 6:2; Откр. 1:1-2).
Второе. Тогда как учения нашего Господа , записанные в Евангелиях, были даны во время диспенсации Моисеева Закона, на самом деле они принадлежат диспенсации Благодати, ибо Господь готовил Своих учеников к жизни и служению в Век Церкви, который начался в день Пятидесятницы. Примеры этих учений мы находим в Нагорной проповеди (Матф. главы 5-7) и в беседе в горнице (Иоан. главы 14-16).
Третье. Мы должны признавать, что при всей полезности Библии для нас, не вся она про нас (2 Тим. 3:16; Рим. 15:4; 1 Кор. 10611). Большая часть Ветхого Завета [Исход 19—Малахия 4] касается того, как Бог обращается с Израилем в период диспенсации Моисеева Закона. Поскольку Новый Завет дает диспенсации Бога для Его народа сегодня, мы можем следовать наставлениям Ветхого Завета настолько, насколько они отражают учения Нового Завета, или согласуются с ними. Например, мы не исполняем ритуалы жертвоприношений, ибо эти ритуалы были замещены раз и навсегда жертвой Господа Иисуса. С другой стороны, мы читаем об обязанности бояться Бога (Пс. 33:10; Прит. 1:7; Екк. 12:13), о которой мы имеем повеление и в Новом Завете (Еф. 5:21; Евр. 12:28; 1 Пет. 1:17; 2:17).
Четвертое. Определенные пророческие места Нового Завета, как главы 24-25 Матфея и 6-18 Откровения не относятся напрямую к нам, живущим в Веке Церкви. Эти отрывки будут иметь особую ценность для народа Божия, который будет жить в Век Скорби. С другой стороны, очень важно для нас обращать внимание на такие предостережения как то, чтобы мы были готовы к пришествию Христа и бодрствовали(Матф. 24:42, 44).
Пятое. В книге Деяний записаны определенные события, переживания и практики, которые принадлежат к периоду, переходному к диспенсации Благодати, и являются нормативными для нас сегодня. Сюда входят: ожидание обетования от Отца (1:14), переживание феномена Пятидесятницы (2:1-4), общая тенденция придерживаться личного пророчества (ст. 45) и молиться о даре Святого Духа (8:14-17). Сегодня евангельские верующие принимают Духа Святого, получают крещение в Нем и помазание от Него в момент спасения. Поэтому нет необходимости в том, чтобы искать этих дополнительных дел, или благословений, благодати.

Ультрадиспенсационализм
Некоторые диспенсационалисты выносят диспенсационализм за те рамки, которые ясно определены Писаниями. Эти люди называются “ультрадиспенсационалистами.” Они придерживаются взгляда, что Великое Поручение является иудейским (Матф. 28:19-20). Они верят, что в то время как “иудейская церковь” началась в день Пятидесятницы (Деян. гл. 2), “языческая церковь” началась с Павла—либо после его обращения (13:2), либо после прибытия в Рим (28:28). Они также учат, что водное крещение не относится к Веку Церкви, и что в Деяниях 2:38 устанавливается тип спасения—“по делам.”
Мы можем опровергнуть эти крайние взгляды, показав, что строительство Церкви началось в день Пятидесятницы, что водное крещение соблюдалось ранней Церковью, что спасение всегда происходит по благодати через веру в Иисуса Христа, и что Великое Поручение является самоувековечиванием. В Деяниях 2:38, фраза “для прощения грехов” может быть также прочитана “вследствие прощения грехов.”[72] Водное крещение должно следовать после спасения (Деян. 18:8).

Различие между диспенсациями и божественными заветами
Четко разграничивая диспенсации Бога и Его заветы, мы избегаем путаницы и неправильного понимания. Тогда как диспенсация представляет те обязанности, исполнение которых Бог возлагает на определенных людей, завет заявляет о том, какие обетования Бог исполнит для определенных людей. Божественные заветы существуют в рамках диспенсационных периодов, но, кроме Закона Моисеева, ни одно из этих обетований завета не является существенной частью какой-либо диспенсации. Закон Моисеев действовал одновременно и в качестве диспенсации, и в качестве завета. Как мы увидим, основной чертой диспенсации являются обязанности, которые Бог вменяет определенным людям; основой же чертой завета являются те обетования, которые Бог дает определенным людям.

Описание диспенсаций
В нашем изучениидиспенсаций мы пронаблюдаем следующие характерные черты.
1. Реципиенты диспенсации
Люди, которым дается диспенсация. Пять диспенсаций являются всеобщими в том, что они даны людям всего мира; одна—дана человеку и определенным представителям его потомства, и одна—нации.
2. Обязанности, вмененные человеку
Выражают волю Божию по отношению к реципиентам.
3. Реакция человека на диспенсацию
Может быть выражена в послушании или непослушании. Каждая диспенсация налагает на своих реципиентов ответственность за соблюдение своих обязанностей.
4. Ответное действие Бога на реакцию человека
Он благословляет послушных и наказывает непослушных. мы увидим, что люди. избранные Богом, в достаточной мере послушны действием божественной благодати, позволяющей Ему достигать Своей цели через их жизни.
5. Длительность диспенсации
Представляет собой промежуток времени, в течение которого действуют обязанности диспенсации.
6. Использование диспенсации Богом
Бог работает через жизни людей в соответствии с их диспенсацией для осуществления Своей цели в отношении них и всего человечества. Поскольку основной божественной деятельностью в истории человечества является искупление, мы рассмотрим именно этот аспект использования Богом диспенсаций.

Читайте также: