Что такое обеспечить доступ

Обновлено: 16.05.2024

Ты находишься дома, уехал в отпуск, отправился в командировку или любое другое место, максимально удаленное от офисного компьютера со всеми необходимыми сейчас данными, или снова забыл прихватить на деловую встречу ноутбук, где находится важная информация? В таких ситуациях тебе бы очень помогла функция удаленного доступа ко всем нужным сведениям со смартфона или другого девайса. И такая функция, конечно же, существует.

Удаленный доступ к ПК — это очень полезная опция, особенно сейчас. В то время, когда СМИ то и дело считают волны злосчастного коронавируса, в городах опять вводят масочный режим, а каждый новостной портал обещает, что скоро нас вновь закроют на карантин, функция удаленного доступа дает возможность осуществлять удаленное управление любым компьютером прямо из дома. Нужен лишь доступ в интернет.

Совместно со специалистами LiteManager рассказываем, что такое удаленный доступ к ПК и почему тебе стоит начать использовать эту опцию для своего бизнеса.

Что это такое

Удаленный доступ — это подключение к IT-службам, приложениям или данным из устройства, ближайшего к центру обработки данных. Такое подключение позволяет получать доступ к сети или компьютеру удаленно через интернет-соединение. Проще говоря, это функция, дающая пользователю возможность подсоединиться к любому компьютеру с другого устройства и управлять всеми файлами, папками и программами на расстоянии точно так же, как если бы он работал за этим компьютером. Получать такой доступ можно из любой точки мира. Главное — иметь стабильное подключение к интернету и установить специальную программу.

Программа позволяет увидеть рабочий стол и выполнять все действия: удалять и создавать файлы, делать скриншоты, запускать программы и подключать сетевые устройства, будь то веб-камеры, проекторы или любые другие девайсы.

Преимущества удаленного доступа


Удаленный доступ можно применять в любой сфере, где требуется работа с компьютером. Эту функцию используют и системные администраторы для управления ПО и устранения сбоев в его работе, и руководители для контроля за подчиненными. Особенно эффективны программы для удаленного доступа в условиях карантина или в работе тех компаний, где большинство сотрудников нуждается в постоянном обновлении информации, но они находятся за пределами офиса (в командировке, на частичном или полном фрилансе). Помимо возможности неограниченного управления ПК с любого устройства, у удаленного доступа есть еще ряд преимуществ для бизнеса:

  • Удобство коммуникации с сотрудниками. Экстренный и массовый переход на удаленную работу вызвал массу сложностей с организацией рабочих процессов. Всё настроить, подключить, объяснить каждому, как и что тут работает, и понять, почему у кого-то из сотрудников всё совсем не так, как нужно, — проблем при переходе на дистанционную работу может быть много. Удаленный доступ позволяет их решить. Теперь не нужно тратить время на долгие инструкции — достаточно запустить программу и продемонстрировать всё наглядно. Или же настроить самому.
  • Экономия места на рабочем или личном компьютере. Здесь принцип работы схож с облачными технологиями: не нужно ничего скачивать и устанавливать с одного устройства на другое — всё и так под рукой.
  • Избавление от необходимости закупки дополнительного оборудования. За счет удаленного доступа можно обеспечить максимум эффективности одному устройству буквально парой кликов мыши. Файлы находятся в одном месте, и даже если с ним что-то случится, всё можно быстро и без потерь восстановить.

LiteManager предоставляет программы для удаленного доступа устройствам на Windows, Linux и MacOS. С помощью приложения от LiteManager ты сможешь легко и быстро управлять рабочим столом компьютера в режиме реального времени, давая доступ к файловой системе, процессам и сервисам компьютера. Полностью бесплатная версия обеспечивает управление до 30 компьютерами одновременно.

Программы от LiteManager позволят эффективно организовать работу любого офиса или компании удаленно. Используя их, ты сможешь управлять всеми нужными данными, экономя при этом время и усилия.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 427-ФЗ)

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Для исполнения обязанностей по договору управления УО требуется доступ ко всему общему имуществу дома. Но иногда собственники создают для этого препятствия. Рассказываем, как УО решить такую ситуацию и кто отвечает за последствия аварий, произошедших из-за недопуска ремонтных бригад к общим коммуникациям.

Доступ к общему имуществу дома необходим для проведения ремонтных работ

Управляющая домом организация по договору управления обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

К такому имуществу, согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5 – 7 ПП РФ № 491, относятся помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, крыши, несущие и ненесущие конструкции, земельный участок со всеми объектами на нём, а также всё инженерно-техническое оборудование, предназначенное для обслуживания двух и более помещений.

Переустройство помещений не должно мешать доступу УО к общему имуществу дома

Собственник может провести переустройство своей квартиры и расширить её за счёт общего имущества только в случае, если на это было дано согласие 100% собственников на общем собрании, поскольку такие действия влекут уменьшение состава ОИ МКД (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Также согласовать переустройство должен орган местного самоуправления.

При этом переустройство помещения собственника не должно ограничивать доступ к коммуникациям и инженерным системам, которые относятся к общему имуществу дома. За состояние и ремонт таких элементов отвечает управляющая организация, и она вправе добиваться демонтажа перегородок и элементов, которые препятствуют доступу к элементам общего имущества МКД.

Так, через суд УО добилась от жителей дома, чтобы они убрали металлический короб колясочной: он преградил путь к люку в отсек с инженерными коммуникациями системы водоотведения.

В Московской области УО нашла другой выход из ситуации, когда перепланировка преградила ей путь к коммуникациям: было проведено ОСС, на котором монтаж новой перегородки согласовали все собственники. При этом ключи от нового помещения, где проходили инженерные системы, собственники передали в аварийно-диспетчерскую службу УО.

Собственник обязан предоставлять УО доступ в квартиру для осмотра или ремонта общего имущества

С большими сложностями, чем новые перегородки, управляющие организации сталкиваются, если текущий или капитальный ремонт требуется инженерным системам дома, расположенным в помещении собственников или нанимателей. В таком случае требуется не просто доступ к инженерным системам, а доступ в квартиру, который может предоставить только сам собственник.

Иногда такой доступ УО может получить через суд. Например, в Кургане в начале 2019 года СМИ говорили сразу о двух подобных ситуациях: управляющая организация в судебном порядке получила право войти в квартиру собственника, чтобы заменить секцию канализационной трубы, а регоператор по капремонту только через суд добился права войти в квартиру для ремонта балконной плиты.

Собственник обязан впускать в квартиру сотрудников УО для осмотра технического и санитарного состояния оборудования в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца. Для выполнения необходимых ремонтных работ допуск предоставляется по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.

Поэтому, как утверждает Минстрой РФ, если проложенные в стенах или полу квартиры коммуникации требуют текущего или капремонта, собственник такого помещения должен впустить ремонтную бригаду УО или представителей подрядной организации, которая проводит капремонт.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

При отказе собственника пустить УО в квартиру необходимо составить об этом акт

Причины, по которой жители квартир не пускают ремонтные бригады, различны. Например, кто-то боится, что при ремонте коммуникаций будут вскрыты стены/полы, а восстановление придётся оплачивать самому собственнику, а кто-то – что при работах обнаружатся несогласованные перепланировки квартиры.

В письме № 794-АО/06 Минстрой РФ также объясняет, как действовать управляющей или иной, проводящей ремонт общего имущества, организации в случае, если собственник не пускает бригаду в квартиру.

В такой ситуации оргнизации необходимо составить акт об отказе в доступе. Акт должен подписать собственник помещения, а если он откажется – два незаинтересованных свидетеля. В акте следует прописать, что ремонт элемента невозможен, поскольку доступ к нему закрыт.

Затем УО следует обратиться в орган Госжилнадзора либо для ускорения процесса – напрямую в суд. Особенно это важно в ситуации, когда коммуникации требуют срочного, порой аварийного ремонта.

  • ситуация сложилась не по её вине;
  • сама организация предпринимала все зависящие от неё шаги для надлежащего исполнения своих обязанностей.

Такая позиция отражена в судебной практике, например, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-25299/2013, решении АС Республики Татарстан по делу № А65-8715/2014.

При недопуске к общему имуществу ответственность за последствия несёт собственник

Минстрой РФ в письме также остановился на вопросе ответственности собственника в случае, если он не пускает ремонтные бригады в своё помещение для проведения ремонта на общедомовых коммуникациях. В таком случае всю ответственность за возможные последствия аварий несёт собственник помещения, не пустивший в квартиру УО или подрядчика.

Если в период, пока УО через суд добивается доступа к общему имуществу дома для проведения аварийных или восстановительных работ, случится прорыв трубы или другая авария, то весь причинённый вред будет возмещать собственник помещения, куда не смогли попасть ремонтные бригады (ч.ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ). Ущерб и иной вред при этом взыскиваются с виновного через суд.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Собственник при ремонте в квартире не должен перекрывать доступ к общему имуществу

Собственника помещения, в котором требуется провести ремонт общедомовых коммуникаций, обычно волнует вопрос, кто заплатит за повреждение полов/стен, в которых эти коммуникации проложены. Ведь чаще всего, чтобы добраться до труб, необходимо вскрывать эти части помещения.

Минстрой РФ напомнил о том, что если ремонтные работы, в том числе капитального характера, невозможно провести без повреждения имущества собственника помещения, то расходы на демонтаж и монтаж конструкций должны быть включены в стоимость такого текущего ремонта или в проектную документацию на капремонт.

Другая ситуация, если при проектировании и строительстве дома доступ к общедомовым инженерным системам был оборудован внутри помещений собственников, а жители сделали ремонт, смонтировали встроенную мебель, и такой доступ стал невозможен.

В соответствии с п. 5.4.9 СП 30.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*), водопроводные стояки и вводы холодной и горячей воды в квартиры и другие помещения, а также запорную арматуру, измерительные приборы, регуляторы следует размещать в коммуникационных шахтах с устройством специальных технических шкафов, обеспечивающих свободный доступ к ним.

Если управляющая или подрядная организация обнаружила, что доступ к общим коммуникациям в квартире собственниками перекрыт, то она имеет право требовать, чтобы собственники демонтировали возведённые конструкции и открыли инженерные системы (п. 10.6 СНиП 31-01-2003)

Сделать это собственник должен за свой счёт, поскольку в его обязанности входит соблюдение норм и требований законодательства к содержанию жилого помещения и общего имущества, прав и законных интересов иных лиц, проживающих в доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).

Закрывая при ремонте доступ к общим инженерным системам дома, собственник берёт на себя все риски, в том числе финансовые, которые могут возникнуть в случае, если потребуется осмотреть или отремонтировать данное оборудование. Такие выводы подтверждает и судебная практика: дела № А55-25303/2013, № 2-463/2017.

На заметку управляющим организациям

  1. При самовольном переустройстве – демонтажа перегородок или предоставления ключей от помещения.
  2. При размещении коммуникаций в квартирах – допуска в квартиру и демонтажа возведённых конструкций/мебели, преграждающих путь к инженерным системам.

При отказе пустить работников УО к объектам общего имущества управляющая организация должна составить соответствующий акт, а затем через суд добиваться выполнения собственником её законных требований.

Если жители квартиры в ходе ремонта или перепланировки закрыли доступ к общим коммуникациям, то УО через суд также может потребовать демонтажа соответствующих ограждающих элементов за счёт собственника.

Если коммуникации проложены в стенах/полу квартиры в соответствии с техдокументацией дома, то в смете на проведение ремонтных работ УО следует предусмотреть средства на восстановление повреждённых при ремонте конструкций квартиры.

Государство переводит государственные услуги для граждан в цифровой формат. При проектировании и разработке госуслуг необходимо заранее предусматривать различные пользовательские сценарии, чтобы обеспечить равный доступ к услугам для всех категорий граждан. Не имея доступа к технологиям в силу разных причин, некоторые люди могут оказаться лишены и госуслуг, причем зачастую именно те, кто наиболее нуждается в социальной поддержке государства.

6.2.1 Почему нужна доступность?

В эпоху цифровой революции важным понятием становится цифровой разрыв (цифровой барьер, цифровое неравенство, digital divide). Изначально этот термин означал разницу между доступностью технологий в развитых и развивающихся странах. Со временем стало понятно, что проблема гораздо шире и информационное неравенство способно существовать на различных уровнях. Даже в технологически развитом регионе можно выделить группы населения, которые по разным причинам не имеют доступа к технологиям. Цифровой разрыв можно преодолеть, обеспечив доступность технологий, а именно инфраструктуры (цифровых сетей, устройств для выхода в интернет), и повышение цифровой грамотности населения.

Тема технологического разрыва и обеспечения доступа к интернету для всех людей вне зависимости от их особенностей и социального статуса широко обсуждается в международном сообществе. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) — организация, дающая рекомендации в области телекоммуникаций и радио. Это специализированное подразделение ООН старается содействовать доступности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для людей с особыми потребностями (таблица 7).

• Доступная и дешевая техника

• Помощь при трудоустройстве

• Поддержка при реализации прав

Обеспечивая доступ граждан к технологиям в целом и к услугам и сервисам, которые предоставляет государство, в частности, важно заблаговременно, уже на этапе проектирования сервиса или услуги, решить этические вопросы. К ним отнесены: борьба с дискриминацией при предоставлении госуслуг и обеспечение доступа для групп людей, которые по разным причинам не могут полноценно пользоваться сервисом (пенсионеров, не умеющих работать на компьютере, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тех, кто по каким-то причинам решил не пользоваться современными средствами связи или живет в местах, где они недоступны).

6.2.2 Что такое инклюзия?

Людям с инвалидностью не всегда удобно использовать обычные предметы и сервисы, потому что они созданы без учета их потребностей и возможностей. Однако людей с особыми потребностями гораздо больше, чем людей с инвалидностью, соответствующие пользовательские сценарии необходимы многим: левшам, пожилым людям, беременным, лицам после травмы и т. п.

Когда в России говорят про инклюзивную (доступную) среду, обычно имеют в виду инфраструктуру: пандусы, лифты и т. п., но инклюзия подразумевает и доступность цифровых продуктов. Инклюзия должна охватывать все сферы жизни человека.

Инклюзивная среда — среда, обеспечивающая доступность возможностей вне зависимости от особенностей человека.

Создать такую среду — задача государства. Когда вещи и сервисы изначально проектируются с учетом различных сценариев использования, продукт, функция, опция будут доступны человеку, даже если со временем у него изменятся возможности и потребности. Если спроектировать сервис таким образом, чтобы он был доступен для людей с инвалидностью (со слепотой, глухотой, моторными нарушениями), то он будет пригоден и для множества людей с разными другими жизненными сценариями.

Человеку, который сломал руку или несет в одной руке сумку, помогут те же сервисы, что и человеку без руки, который может пользоваться телефоном с помощью одной руки.

Масштабные инклюзивные проекты есть у крупных технологических корпораций Microsoft, Apple и Google. Microsoft — один из лидеров в этой области и главных популяризаторов метода. Компания разработала руководство для дизайнеров по созданию доступного сервиса.

Интерфейс сайта Netflix достаточно контрастен и подходит для слабовидящих людей, верстка учитывает требования доступности для незрячих. Самые популярные ролики снабжены тифлокомментариями, поэтому незрячие люди не только слышат диалоги, но и понимают, что происходит на экране.

6.2.3 Люди с особыми потребностями и цифровые сервисы

К 2020 году телеканалы обязаны обеспечить доступность продукции СМИ для инвалидов по слуху // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Экран устройства может бликовать на свету, из-за чего снижается контрастность. В некоторых случаях пользователи оказываются лишены возможности пользоваться устройством. Если интерфейс контрастный и сделан с расчетом на доступность для слабовидящих, эта проблема не возникает.

Доступность продуктов и услуг для людей с ОВЗ является не только юридической обязанностью, но и источником потенциальной выгоды для бизнеса.

Purple pound — коллективная покупательная способность домохозяйств, где есть хотя бы один человек с ОВЗ.

Если не подумать о доступности заранее, приходится искать выход в срочном порядке, чтобы все-таки обеспечить удовлетворение потребностей лиц с ОВЗ. Например, пандусы при входе в здание — некрасивые, дорогие и зачастую бесполезные конструкции. Их можно сделать удобнее и эстетичнее, если на этапе проектирования предусмотреть вход в здание на уровне дневной поверхности. Этот принцип актуален как для традиционных, так и для цифровых технологий. Проектирование цифровых услуг сразу с учетом особых потребностей позволяет избежать затрат на доработки сервиса в дальнейшем (таблица 8).

Допустим, в дизайне сайта предусматривается элемент, на который нужно нажать. Тогда интерактивная зона, куда человек нажимает, должна быть достаточной для пальцев разного размера. Если область нажатия маленькая, человеку с моторными нарушениями проблематично воспользоваться сервисом.

Разные жизненные сценарии и разные потребности людей предусмотрены при проектировании;Попытка адаптировать то, что создано по общим стандартам На этапе проектирования заказчик или приглашенный специалист объясняет дизайнерам, разработчикам и менеджерам потребности людей с ОВЗ;Проектирование по запросу разработчиков, без учета особых потребностей пользователей Дизайнеры и разработчики изучают и продумывают весь пользовательский путь и сценарии для конкретных групп пользователей;Применение стандартных схем и решений Разработчики предусматривают удаленный доступ к сервисам и обратную связь;Один вариант обратной связи, отсутствие или ограничение удаленного доступа. Если предлагается обратная связь только по телефону, глухой или слабослышащий человек не сможет воспользоваться сервисом Гипотезы и представления о возможностях определенных групп людей проверяются с помощью исследований пользовательского опыта;Стереотипное представление о возможностях и потребностях людей с ОВЗ

  • Использовать автоматизированные сервисы для проверки адаптивности сайта.
  • Обратиться в сообщества людей с инвалидностью (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых), попросить их протестировать сервис и дать обратную связь.
  • Использовать международный опыт, стандарты, руководства.

6.2.4 Обеспечение равного доступа к технологиям в России

Сервисы госуслуг в цифровом виде появились относительно недавно. Их создавали в расчете на то, что потенциальные пользователи владеют цифровыми технологиями и у них есть устройства, на которых можно воспользоваться подобными сервисами. Недостаточный доступ к технологиям для некоторых групп составляет часть проблемы дискриминации (рисунок 4), поэтому при планировании работы государственных сервисов это нужно учитывать.

Цифровизация в малых и средних городах России // Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, Яндекс.Такси. М., 2018 // Высшая школа урбанистики им. А. А. Высоковского.

Развитие цифровых сервисов связано не только с инфраструктурой, но и с культурой пользователей, практикой использования современных цифровых сервисов, цифровой грамотностью. В условиях информационного изобилия цифровая грамотность не исчерпывается умением пользоваться компьютером и интернетом, а предполагает рост и расширение спектра цифровых компетенций (рисунок 18). Согласно исследованиям Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), российские пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и программным обеспечением и задумываются о безопасности онлайн-платежей.


В Великобритании лишь 47% людей с низким доходом пользуются широкополосным интернетом дома, что значительно затрудняет обратную связь при использовании государственных сервисов. Кроме того, каждый пятый житель не имеет соответствующих навыков цифровой грамотности, и почти половина заявителей нуждается в помощи, чтобы подать заявку на пособия онлайн

Региональный общественный центр интернет технологий — одна из старейших общественных организаций Рунета, занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-технологий с 1996 года, он объединяет активных интернет-пользователей России и представляет их интересы. РОЦИТ.

Согласно материалам выборочных обследований населения по вопросам использования ИКТ, в России доступ к интернету в 2018 году в России имели 76,6% домохозяйств, в том числе широкополосный доступ — 73,2%. Для выхода в интернет 39,9% домохозяйств использовали стационарный компьютер, 39,3% — мобильный компьютер, 25,6% — планшет, 61,9% — мобильные устройства.

Для того чтобы россияне могли пользоваться цифровыми государственными услугами, такая возможность должна быть у 100% граждан (речь идет не о целевых показателях, зафиксированных в государственных программах, а о фактической доступности цифровых сервисов для каждого гражданина). Какова же реальная ситуация, например, с обеспечением доступа к интернету в сельских районах?

В России интернет проведен в каждый второй сельский дом — такие цифры приводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Однако, например, в селе Бараново Белгородской области к интернету подключены только 69 из 265 домовладений, а в соседней деревне — 12 из 80. Качество связи в отчете не учитывается. Если мобильный оператор декларирует, что обеспечил покрытие, село считается подключенным к интернету. На практике мобильного интернета зачастую не хватает, чтобы работать в гугл-документе или зайти в соцсети.

Устранение цифрового неравенства широко обсуждается на самых разных уровнях, прежде всего в ООН. В России действует программа Минкомсвязи по устранению цифрового неравенства (2014). В соответствии с ней в населенных пунктах с населением от 100 до 250 человек появляются точки доступа для выхода в интернет со скоростью от 10 Мбит/с, более крупные села в эту программу не входят. Работы по этой программе в некоторых регионах уже завершены, их результативность еще предстоит оценить.

Константин Носков рассказал о ходе устранения цифрового неравенства// Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Тем не менее наличие выхода в интернет не означает, что эта возможность будет использована. Далеко не все граждане имеют устройства, позволяющие воспользоваться государственными сервисами: кто-то не в состоянии их купить, кто-то принципиально не пользуется или считает, что не может освоить современную технику в силу возраста, и для них также необходимо обеспечить доступ к государственным услугам. Среди инициатив, направленных на снижение цифрового неравенства в этой сфере, можно упомянуть программу реабилитации бывших заключенных, участникам которой выдают недорогие смартфоны для облегчения трудоустройства.

В 2018 году в Великобритании насчитывалось 5,3 млн (10% взрослого населения) людей, которые никогда не пользовались интернетом или не пользовались им в течение последних трех месяцев, 4,3 млн человек (8% взрослого населения) не имели базовых цифровых навыков.

В США люди в возрасте 65 лет и старше являются единственной крупной демографической группой, в которой абсолютное большинство не владеют смартфонами. Доля последних варьируется даже в пределах возрастной группы: 59% людей в возрасте от 65 до 74 лет являются владельцами смартфонов, а среди тех, кому 75 лет и более, их всего 40%.

Оптимизация системы социальной поддержки, как правило, приводит к созданию единого цифрового сценария услуги для всех пользователей. Для того чтобы понять, как это происходит на практике, мы рассмотрели опыт белгородского МФЦ (рисунок 19).

Льготникам компенсируют часть поездок на общественном транспорте. Раньше для этого нужно было лично купить льготный проездной билет. Для того чтобы получить цифровую услугу, необходимо зарегистрировать свою банковскую карту в системе. Пассажир прикладывает карту к терминалу при входе и таким образом оплачивает проезд на транспорте. Переход на электронную услугу проходит поэтапно. Сейчас параллельно существуют бумажные проездные, но с мая 2019 года оплатой по банковской карте стали пользоваться около 65% льготников. С каждым днем в системе все больше участников (регистрируется около 1000 карт в день). Скорее всего, к началу 2020 года все льготники будут пользоваться цифровой услугой.


Согласно исследованию, проведенному в 2017 году общественной организацией РОЦИТ, с проблемами при получении госуслуг в России сталкивался каждый второй пользователь. Основные проблемы, возникающие у пользователей цифровых сервисов в России, перечислены в таблице 9.

Отсутствие у граждан доступа к гаджетам и технологиям;Компьютер общего доступа есть в каждом МФЦ, могут помочь сотрудники МФЦ Несовершенство сервисов. Электронные госуслуги в России еще недостаточно развиты. Услуги формализованы, описания заимствованы из официальных документов, на порталах часто неудобное меню, в котором много ненужных пунктов;Совершенствование цифровых услуг, написание инструкций по пользованию цифровыми услугами простым и понятным языком. При этом сохранение аналоговых форм оказания услуги, например в МФЦ с помощью сотрудника Сервис не может удовлетворить запрос клиента. Проблемы связаны с тем, что в разных регламентах один и тот же документ может называться по-разному. Иногда учреждения продолжают требовать справку, которую больше не выдают. Например, справка о составе семьи была отменена в 2017 году, но сервис, который должен ее заменить, в полной мере не готов. Данную справку не убрали из большинства регламентов, ее продолжают требовать для оказания других услуг;Проблема решается на уровне межведомственного взаимодействия, как правило, речь идет о модификации регламента, изменении формулировки запроса и выбора услуги из перечня МФЦ Недостаток цифровой культуры у пользователей. Многие граждане не умеют пользоваться банковскими картами, легкомысленно относятся к паролям;Решить проблему помогает просветительская работа. Необходимо создавать комплексные программы цифровой грамотности и разъяснять населению правила работы с государственными цифровыми сервисами

В Сбербанке можно получить выписку из электронного реестра, внешне оформленную в привычном виде, как в сберегательной книжке. Все сведения о движении средств фиксируются в электронной форме, но в любой момент можно воспользоваться аналоговым сервисом и получить выписку на бумаге.

Подводя итоги, нужно отметить, что, создавая систему цифровых госуслуг, нельзя игнорировать потребности граждан, которые в силу разных причин (например, технических (недоступность сервисов), функциональных (отсутствие цифровой грамотности, недоступность сервиса из-за особенностей здоровья)) не имеют доступа к цифровым технологиям. Предстоит решить следующие задачи:

Нельзя сказать, что задача удаленного доступа к устройствам в домашней локальной сети является очень распространенной и, вероятно, большая часть пользователей с ней даже никогда не встречалась. Однако все чаще в локальной сети появляются устройства и сервисы, с которыми хотелось бы работать удаленно. В качестве примера можно назвать сетевые накопители с библиотекой файлов, видеокамеры, устройства домашней автоматизации. В некоторых случаях может быть достаточно предоставляемых производителями собственных реализаций облачного доступа или даже просто проброса портов на роутере. Но если таких устройство много, существенно удобнее иметь возможность прямого обращения ко всей сети сразу, что может быть обеспечено сервисами VPN. Кроме того, этим технологии помогут и объединить две или несколько сетей в одну с прозрачным обменом данными между ними.

В данной публикации нет задачи максимально подробно рассказать про все распространенные протоколы VPN и их особенности. Сосредоточимся преимущественно на практической стороне вопроса сценария подключения удаленного клиента и попробуем сравнить разные варианты по удобству и производительности.

Сервисы VPN сегодня все чаще встречаются в прошивках беспроводных роутеров и, пожалуй, наибольшее их число представлено в решениях Keenetic, так что именно они и будут использованы в статье. Заметим, что если говорить именно о скорости, очень многое в данном случае зависит и от аппаратной платформы роутера и от программной реализации. Причем второй аспект может быть даже важнее. Кроме того, поскольку прошивки обычно закрытые, то и доступные через Web-интерфейс набор параметров серверов может отличаться. Влияние на производительность, конечно, оказывают и настройки сервисов. В данной статье я обычно использовал заданные производителем значения по умолчанию.

Также стоит отметить, что конкретно у решений Keenetic есть очень подробная база знаний на сайте, в статьях которой приводятся примеры настройки и использования дополнительных сервисов, включая все описанные в статье.

Текущая линейка продуктов компании основана на двух моделях процессоров (SoC) производства Mediatek – MT7628 и MT7621. На первом, имеющим одно вычислительное ядро, реализованы модели со 100 Мбит/с портами. Второй, с двумя ядрами, способными исполнять четыре потока, используется в устройствах с гигабитными портами. Более подробную информацию о конфигурациях устройств можно получить, например, в форуме iXBT.

Так что по сути, если взять по одному представителю на каждом чипе, можно охватить всю линейку роутеров компании в описываемой задаче, поскольку Wi-Fi, порты USB и объемы памяти здесь не существенны.

Для теста использовались устройства Keenetic City KN-1510 (младшая из двухдиапазонных) и Keenetic Ultra KN-1810 (старшая модель на данный момент).

Напомним, что прошивки у данного производителя модульные, так что в общем случае каждый пользователь может собрать свой уникальный вариант из требуемых сервисов и функций. Однако если для старших моделей с флешпамятью большой емкости можно не переживать про объем, то для младших ситуация существенно сложнее. В частности в данном тестировании приходилось добавлять на Keenetic City не более двух серверов за один раз. Кроме того, при анализе результатов не забываем, что эта модель имеет только 100 Мбит/с порты, что в определенных режимах будет выступать ограничением.

Все рассматриваемые в статье протоколы для своей работы в обязательном порядке требуют белого адреса на стороне сервера, что выглядит вполне логичным. Однако один из вариантов, благодаря специальным решениям Keenetic, можно использовать и без него.

Тестирование проводилось с прошивками версии 3.3.16. Режим подключения к Интернет – IPoE. В тестировании оценивалась скорость доступа внешнего клиента к компьютеру внутри локальной сети за роутером.

PPTP и L2TP

Второй запомнился, прежде всего, использованием в сети одного из крупных отечественных провайдеров и отсутствием его поддержки у недорогих роутеров многих производителей.

Штатные клиенты для этих протоколов существуют во многих операционных системах, включая мобильные, что упрощает настройку подключения. Заметим, однако, что для L2TP обычно используется вариант L2TP/IPSec, в котором кроме привычного имени и пароля пользователя нужно также указать и общий ключ. Он и будет протестирован в этот раз.


Из настроек предусмотрены разрешение нескольких одновременных входов для одного аккаунта, активация NAT для клиентов (они смогут выходить в Интернет через этот роутер), выбор IP-адресов для выделения клиентам и выбор сегмента сети для доступа.


Кроме того, для PPTP можно разрешить подключения без шифрования, а для L2TP/IPSec необходимо установить общий секретный ключ.


Оба сервиса позволяют запрограммировать в роутере несколько учетных записей пользователей и разрешить им доступ по VPN.

При настройке клиентов необходимо указать внешний адрес роутера (IP или имя хоста, что можно реализовать, например, через KeenDNS), аккаунт пользователя, для L2TP/IPSec – дополнительно общий секретный ключ. При работе с PPTP и штатным клиентом Windows необходимо учесть описанные в статье базы знаний особенности.

Для данных протоколов использовались штатные клиенты ОС Windows 10.


Keenetic City в PPTP без шифрования показывает близкие к скорости портов результаты. Хотя, вероятно, мало кого устроит незащищенное от перехвата данных подключение. Использование MPPE в PPTP снижает показатели примерно до 30 Мбит/с, что, в целом, очень неплохо для относительно недорогой модели (напомню, что сходные цифры будут и на самом младшем устройстве текущей линейки). Что касается L2TP/IPSec, то здесь можно рассчитывать не более чем на 10 Мбит/с, поскольку в данном случае применяется шифрование DES, а в Keenetic City оно не поддерживается аппаратно.


Заметно более мощная платформа Keenetic Ultra показывает и более высокие результаты: до 300 Мбит/с в PPTP без шифрования и в среднем около 80 Мбит/с в PPTP с шифрованием и L2TP/IPSec.

Итого мы видим, что данные реализации обеспечивают хорошую производительность, за исключением L2TP/IPSec на младшей модели, и просты в настройке благодаря стандартным клиентам.

OpenVPN

Следующий по распространенности в серверах домашних роутеров протокол VPN – OpenVPN. Благодаря реализации с открытым исходным кодом на базе библиотеки OpenSSL, данный протокол очень часто встречается в совершенно разных продуктах, а найти под него клиента не составляет труда для большинства операционных систем.

Данный сервис имеет очень гибкие настройки (включая режим работы, выбор опций шифрования, сертификаты, ключи, маршрутизация и так далее), которые обычно задаются в виде текстовых конфигурационных файлах. Это имеет и обратную сторону – новичкам может быть непросто настроить работу по данному протоколу. Но если говорить о Keenetic, то в статьях базы знаний можно скачать готовые конфигурационные файлы, в которых нужно будет только поменять адрес сервера. Впрочем, с точки зрения безопасности, безусловно, нужно будет сделать свои ключи или сертификаты.

Протокол использует через стандартные соединения TCP или UDP и позволяет выбрать порт. Так что работать с ним можно будет практически в любой ситуации.



Данный вариант можно рекомендовать сторонникам открытого программного обеспечения и тем, кому требуется максимальная гибкость настройки сервисов. В плюсах также возможность работы по стандартным TCP/UDP соединениям и любым портам.

Реализация данного сервера в Keenetic интересна тем, что позволяет осуществлять удаленный доступ без белого адреса на роутере – через сервис Keenetic Cloud с шифрованием на всем пути. Заметим, что при работе через облако Keenetic Cloud, по своей сути, невозможно обеспечить гарантированную скорость доступа, поскольку нагрузка зависит от числа пользователей и их активности. В тестах использовалось прямое подключение и штатный клиент в Windows.



В целом результаты аналогичны предыдущему участнику – до 10 Мбит/с на младшей модели и до 30 Мбит/с на старшей.

IPSec



Судя по результатам – вполне. Младшая модель способна обеспечить защищенное соединение со скоростью порядка 50 Мбит/с, а старшая работает в три раза быстрее. Да, конечно это решение не для всех, учитывая сложности настройки. Скорее данный тип соединения будет интересен для сценария объединения сетей, а не подключения удаленных клиентов.

Кстати, в прошивках Keenetic есть и специальный сервер IPSec (Virtual IP), который позволяет легко настроить доступ к роутеру и локальной сети за ним с мобильных устройств на Android и iOS через их штатные клиенты. В нем используется общий ключ и учетная запись пользователя. Остальные параметры установлены автоматичеки по требованиям совместимости с клиентами.

WireGuard

Еще один новый игрок в сегменте VPN-сервисов – протокол WireGuard. Можно сказать, что ему буквально на днях исполнилось два года. Он похож на OpenVPN по своему статусу программного обеспечения с открытым исходным кодом. При этом авторы WireGuard постарались сосредоточиться на использовании современных технологий и протоколов согласования ключей и шифрования и обойти узкие места других реализаций. Это позволило существенно сократить объем кода, оптимизировать скорость и реализовать решение в виде модуля для ядра Linux. В настоящий момент есть клиенты для всех распространенных операционных систем для компьютеров и мобильных устройств.



Тестирование показало, что данных протокол выступает по скорости очень хорошо и его результаты сравнимы с традиционным IPSec. Младшая модель способна показать 40-50 Мбит/с, а старшая – 150-220 Мбит/с.

На наш взгляд, это очень неплохое начало. Если бы еще немного упростить конфигурацию (например, создавать все требуемые настройки на стороне роутера, так что пользователю останется только скачать готовый файл настроек и импортировать его на клиенте), то будет и удобно, и быстро, и безопасно.

Заключение

Все рассмотренные протоколы удаленного доступа имеют свои уникальные особенности и выбор будет зависеть от условий и требований пользователя, включая уровень подготовки и тип операционной системы на клиенте. С точки зрения простоты настройки оптимальным универсальным вариантом можно считать L2TP/IPSec. Однако на младших моделях он все-таки небыстрый, так что и PPTP найдется место. SSTP имеет смысл в случае отсутствия белого адреса на роутере. Если же хочется скорости, то стоит посмотреть в сторону WireGuard, но нужно будет потратить немного больше времени на настройку. OpenVPN и IPSec выберут те, кто уже знаком с этими протоколами и умеет с ними обращаться.

Читайте также: