Кто определяет законность появления нового государства

Обновлено: 07.07.2024

Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.

Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:

1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;

2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.

Существуют три основные формы признания государств:

1) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;

2) де-факто – неполное предварительное признание;

3) ad hoc – как специфический вид признания.

Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.

Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.

Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.

Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 6. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Глава 6. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество – это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права

17.7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

17.7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник

6. Правопреемство государств

6. Правопреемство государств Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были

Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую

Статья 408. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств

Статья 408. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств 1. Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами

§ 7 Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

§ 7 Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Признание права собственности на бесхозяйную вещь в особом производстве является одним из способов приобретения ее в собственность. Комментарий норм

103. Признание гражданина без вести отсутствующим, признание гражданина умершим

103. Признание гражданина без вести отсутствующим, признание гражданина умершим Если на протяжении одного года в месте постоянного проживания гражданина нет сведений о месте его пребывания, такой гражданин может быть признан без вести отсутствующим. При отсутствии в

105. Признание вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

105. Признание вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Бесхозяйными являются вещи, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, либо вещи, от права собственности на которые собственник

Глава 27 Признание движимой вещи бесхозяйной или признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Глава 27 Признание движимой вещи бесхозяйной или признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Познакомимся с порядком рассмотрения дел о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на

Глава 33. ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ

Глава 33. ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 7-ФЗ) Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на

СТАТЬЯ 408. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств

СТАТЬЯ 408. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств 1. Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами

§ 1. Типология государств

§ 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику

21. ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ. ПРИЗНАНИЕ DE JURE И DE FACTO

21. ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ. ПРИЗНАНИЕ DE JURE И DE FACTO Признание обычно адресуется вновь возникшему государству, но признание может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем (в результате переворота, гражданской войны).

Войны без государств

Войны без государств Глобализация террористических проявлений стала важнейшей новой характеристикой терроризма. С утверждением принципа запрещения агрессивной войны идеологи и практики силового решения проблем вынуждены искать другие методы и средства борьбы. Одним

3.4 Типология государств

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ - в международном праве акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым государство считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Не су­ще­ст­ву­ет у го­су­дарств ни обя­зан­но­сти при­зна­ния но­вых го­су­дарств и пра­ви­тельств, ни пра­ва на их при­зна­ние. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ре­ше­ние при­зна­вать или не при­зна­вать за­ви­сит от по­ли­тических об­стоя­тельств, не­же­ли ис­клю­чи­тель­но от пра­во­вых кри­те­ри­ев. При­зна­ние не соз­да­ёт но­во­го субъ­ек­та ме­ж­ду­народного пра­ва.

При­зна­ние мо­жет быть пол­ным, окон­ча­тель­ным и офи­ци­аль­ным - при­зна­ние де-юре (офи­ци­аль­ное или юри­ди­че­ское). Не­окон­ча­тель­ное при­зна­ние име­ну­ет­ся де-фак­то (фак­ти­че­ским). При­зна­ние де-юре обес­пе­чи­ва­ет при­зна­вае­мой сто­ро­не воз­мож­ность бо­лее пол­ной реа­ли­за­ции ме­ж­ду­народной пра­во­субъ­ект­но­сти, при­су­щей ка­ж­до­му под­лин­но­му го­су­дар­ст­ву с мо­мен­та его воз­ник­но­ве­ния. По­это­му но­вые го­су­дар­ст­ва и но­вые пра­ви­тель­ст­ва, за­ин­те­ре­со­ван­ные в мак­си­маль­но ши­ро­ком их при­зна­нии, бо­рют­ся за своё при­зна­ние.

При­зна­ние го­су­дарств - это од­но­вре­мен­но сво­его ро­да пред­ло­же­ние на ус­та­нов­ле­ние пра­во­от­но­ше­ний с при­зна­вае­мым го­су­дар­ст­вом. В нау­ке ме­ж­ду­народного пра­ва для объ­яс­не­ния ро­ли и зна­че­ния при­зна­ния го­су­дарств сфор­му­ли­ро­ва­ны две тео­рии при­зна­ния. Кон­сти­ту­тив­ная тео­рия ис­хо­дит из то­го, что ес­ли нет при­зна­ния, то нет и субъ­ек­та ме­ж­ду­народного пра­ва. Сущ­ность дек­ла­ра­тив­ной тео­рии за­клю­ча­ет­ся в том, что при­зна­ние лишь кон­ста­ти­ру­ет воз­ник­но­ве­ние но­во­го субъ­ек­та ме­ж­ду­народного пра­ва.

Но­вое го­су­дар­ст­во име­ет пра­во на ме­ж­ду­народное при­зна­ние. Та­кое пра­во ос­но­вы­ва­ет­ся на об­ще­при­знан­ных прин­ци­пах ра­вен­ст­ва, вза­им­ной вы­го­ды, ува­же­ния су­ве­ре­ни­те­та, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и не­вме­ша­тель­ст­ва во внутренние де­ла. Ряд меж­пра­ви­тельственных объ­е­ди­не­ний одоб­ри­ли прин­ци­пы кол­лек­тив­но­го при­зна­ния го­су­дарств. Так, Ев­ро­пей­ский со­вет одоб­рил кри­те­рии ЕС для при­зна­ния но­вых го­су­дарств в Восточной Ев­ро­пе и на тер­ри­то­рии Советского Сою­за (1991 год). Го­су­дар­ст­ва - чле­ны ЕС вы­ра­зи­ли свою го­тов­ность при­знать, при ус­ло­вии со­блю­де­ния об­ще­при­ня­тых ме­ж­ду­народных стан­дар­тов и ис­хо­дя из кон­крет­ной по­ли­тической си­туа­ции, те но­вые го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые в си­лу ис­то­рических из­ме­не­ний, про­ис­хо­дя­щих в ре­гио­не, раз­ви­ва­ют­ся на де­мо­кра­тической ос­но­ве, при­ня­ли на се­бя со­от­вет­ст­вую­щие ме­ж­ду­народные обя­за­тель­ст­ва и в ду­хе доб­рой во­ли зая­ви­ли о сво­ей при­вер­жен­но­сти мир­но­му про­цес­су и пе­ре­го­во­рам. Го­су­дар­ст­ва - чле­ны ЕС обя­за­лись не при­зна­вать но­вые об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­та­ми аг­рес­сии.

При­зна­ние го­су­дар­ст­ва од­но­вре­мен­но оз­на­ча­ет и при­зна­ние пра­ви­тель­ст­ва. Соз­да­ние пра­ви­тель­ст­ва кон­сти­ту­ци­он­ным пу­тём не обу­слов­ли­ва­ет не­об­хо­ди­мо­сти в его при­зна­нии. Од­на­ко, не­ред­ко пра­ви­тель­ст­во при­хо­дит к вла­сти в ре­зуль­та­те гражданской вой­ны, вос­ста­ния, пе­ре­во­ро­та и так далее (то есть не­кон­сти­ту­ци­он­ным пу­тём). В этом слу­чае вста­ёт во­прос о при­зна­нии пра­ви­тель­ст­ва. Го­су­дар­ст­ва, объ­яв­ляю­щие о при­зна­нии но­во­го пра­ви­тель­ст­ва, долж­ны ис­хо­дить из то­го, что толь­ко на­род ка­ж­до­го го­су­дар­ст­ва впра­ве ре­шать во­прос о пра­ви­тель­ст­ве и фор­ме прав­ле­ния и что ува­же­ние су­ве­ре­ни­те­та и прав - главный прин­цип от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. При­зна­ние пра­ви­тель­ст­ва яв­ля­ет­ся ли­бо окон­ча­тель­ным и пол­ным, ли­бо вре­мен­ным или ог­ра­ни­чен­ным лишь не­ко­то­ры­ми юри­дическими от­но­ше­ния­ми. При­зна­ние но­во­го пра­витель­ст­ва не вле­чёт ущер­ба для прав, при­об­ре­тён­ных до его при­зна­ния. При­зна­ние де-юре но­во­го пра­ви­тель­ст­ва вы­те­ка­ет из оп­ре­де­лён­но­го за­яв­ле­ния или из по­ло­жи­тель­но­го фак­та, яс­но оз­на­чаю­ще­го на­ме­ре­ние пре­дос­та­вить это при­зна­ние. При от­сут­ст­вии та­ко­го за­яв­ле­ния или фак­та при­зна­ние не мо­жет счи­тать­ся по­лу­чен­ным. При­зна­ние де-фак­то но­во­го пра­ви­тель­ст­ва вы­ра­жа­ет­ся оп­ре­де­лён­ным за­яв­ле­ни­ем, под­пи­са­ни­ем со­гла­ше­ний, имею­щих ог­ра­ни­чен­ное зна­че­ние ли­бо врем. ха­рак­тер, или под­дер­жа­ни­ем от­но­ше­ний с но­вым пра­ви­тель­ст­вом по те­ку­щим де­лам.

Международно-правовое признание (признание в международном праве) — формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой-либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений. Это признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание органов национального освобождения;
  • признание организаций сопротивления и др.

Содержание

Виды международно-правового признания

Общая характеристика видов международно-правового признания

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства со стороны других государств означает, что старое правительство уже не представляет данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение старого субъекта международного права.

Признание государств и правительств именуются в доктрине международного права традиционными, так как основными критериями признания здесь являются независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти нового правительства. Предварительные или промежуточные признания: наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции — применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве, совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [1]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны, переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории государства,
  • контролирует ситуацию в стране,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранцев,
  • выражает готовность к мирному урегулированию конфликтов, если такие имеет место внутри страны,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны.

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства.

В последние десятилетия все больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь для таких случаев продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны

    признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США. , Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла признали Сандинистский фронт национального освобождения, как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа в июне 1979 года. и Мексика признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре28 августа1981 года.

Признание организации сопротивления и органов национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Формы международно-правового признания

Основными формами признания являются признание де-юре и признание де-факто. Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели. Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически. Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания. Тогда как разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием de jure. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Теории международно-правового признания

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [2] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Доктрина Тобара

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады [6] — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В 1930—2000 годах являлась официальной доктриной Мексики в области международной политики. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против вмешательства США во внутренние дела Мексики и других латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной [7] .

Читайте также: