Кто осуществляет мониторинг финансовой стабильности в республике беларусь

Обновлено: 25.06.2024

С 28 марта 2018 г. вступают в силу изменения и дополнения в Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков . Главным образом постановление N 62 приводит в соответствие нормы Инструкции положениям Декрета N 8, а также нормам Закона о мерах по предотвращению легализации доходов.

Обратите внимание
Основные положения Декрета N 8 вступают в силу с 28.03.2018.

1. В частности, в части терминологии, используемой в целях Инструкции:

Напомним, что под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем .

2. Постановлением N 62 специальному подразделению банка вменена новая функция: самооценка вовлеченности банка в проведение подозрительных операций, которая будет реализована банками с использованием ряда показателей .

На заметку
Специальное подразделение — структурное подразделение банка, в компетенцию которого входит осуществление мер в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения .

Данная функция будет осуществляться банком не реже одного раза в течение календарного года по мере необходимости . Самооценку вовлеченности в проведение подозрительных операций банк будет производить на основе анализа динамики следующих показателей :

— коэффициент вовлеченности банка в проведение подозрительных финансовых операций его клиентами ;

— критерий реализации банком права на отказ в осуществлении подозрительных финансовых операций. Банк сопоставляет два показателя: величина удельного веса спецформуляров с правом на отказ и коэффициент реализации права на отказ в осуществлении финансовых операций ;

На заметку

Право на отказ в проведении операции банк может реализовать, например, при выявлении следующих признаков подозрительных финансовых операций :

— предоставление клиентом подозрительной информации, которую нельзя проверить;

— отказ клиента в предоставлении сведений;

— представление клиентом документов, вызывающих сомнение в их подлинности;

— несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента и др.

— величина удельного веса клиентов с высокой степенью риска в клиентской базе ;

— иные показатели, определяемые банком.

3. Согласно изменениям банки должны отправлять копию отчета о результатах реализации правил внутреннего контроля банка, представляемого Совету директоров (наблюдательному совету), Национальному банку ежегодно по итогам работы за год (не позднее 31 марта года, следующего за отчетным). По итогам работы за 2017 год — не позднее 15 апреля 2018 г. .

4. Расширен перечень клиентов, работа с которыми сопряжена с факторами, повышающими степень риска по профилю клиента: операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют .

5. К факторам, повышающим степень риска финансовых операций, будут относиться операции, связанные с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов) и осуществляемые на систематической основе .

На заметку
Систематичность осуществления финансовых операций — осуществление клиентом финансовых операций 3 и более раза в течение одного календарного месяца .

6. Постановлением N 62 банки наделяются правом самостоятельно определять (дополнять) и конкретизировать факторы, повышающие (понижающие) степень риска работы банка с клиентами, предусмотренные п.п.22-27 Инструкции . К числу таких факторов относятся факторы:

— повышающие степень риска по профилю клиента ;

— понижающие степень риска по профилю клиента ;

— повышающие степень риска по географическому региону ;

— понижающие степень риска по географическому региону ;

— повышающие степень риска по видам операций ;

— понижающие степень риска по видам операций .

7. Изменениям подверглись и критерии выявления (признаки подозрительности) финансовых операций.

Так, в новой редакции изложен признак подозрительности, имеющий место при осуществлении индивидуальным предпринимателем снятия наличных денежных средств, перечисления денежных средств на счета физических лиц (в том числе посредством банковской платежной карточки), если суммы операций не соответствуют характеру деятельности клиента. Для отнесения данных операций к числу подозрительных устанавливается величина, в пределах которой совершается операция, — общая сумма финансовой(ых) операции(й) равна или превышает 2000 базовых величин за анализируемый период .

На заметку
Анализируемый период — период времени, за который банк проводит анализ финансовых операций, составляющий, как правило, один календарный месяц .

Обратите внимание
С 28 марта 2018 г. банк может не относить к числу подозрительных операций разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление индивидуальным предпринимателем снятия наличных средств, перечисления средств на счета физлиц (в том числе посредством банковской платежной карточки) на общую сумму 500 базовых величин в случае отсутствия платежей по текущему (расчетному) банковскому счету индивидуального предпринимателя, связанных с его предпринимательской деятельностью, так как норма исключается . Раньше этот признак использовался в течение шести месяцев со дня открытия в банке индивидуальным предпринимателем текущего (расчетного) банковского счета.

Дополнен перечень услуг (консалтинговыми, бухгалтерскими), оказываемых в рамках договоров, по которым разовое или неоднократное перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в размере, превышающем 2000 базовых величин, дает основание отнести операцию к числу подозрительных .

Уточнено, что осуществление клиентом, в том числе нерезидентом, осуществляющим деятельность без постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь, нескольких финансовых операций не является препятствием для отнесения их в разряд подозрительных, несмотря на то, что каждая из них в отдельности может не вызывать подозрения .

Повышен порог отнесения операций по приобретению иностранной валюты малолетним либо несовершеннолетним лицом, лицом, достигшим пенсионного возраста, в разряд подозрительных по сумме: с 500 базовых величин на 1000 базовых величин .

Новыми признаками дополнен перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций . Из них следует, что банк вправе:

— применять критерии, определяемые в рекомендациях Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в случае, если у банка возникают подозрения, что финансовые операции осуществляются в целях финансирования террористической деятельности ;

— классифицировать операции как подозрительные, если:

1) операции связаны с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин ;

2) операции связаны с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин.

В 2013 году Совет по финансовой стабильности был преобразован в юридическое лицо — ассоциацию по швейцарскому праву. Учредительное Пленарное заседание состоялось 28 января 2013 года в Базеле.

Органами СФС являются Пленарное заседание, Координационный комитет, профильные Постоянные комитеты (и их рабочие группы) и Секретариат СФС.

Главным органом СФС является Пленарное заседание, которое собирается не менее двух раз в год. При необходимости дополнительно организуются телефонные конференции участников Пленарного заседания. Пленарное заседание принимает решения об изменении Устава и о членстве в СФС, утверждает программу работы СФС, доклады, принципы, стандарты, рекомендации и руководства, разработанные СФС. В течение года итоги работы всех комитетов и рабочих органов СФС выносятся на обсуждение в рамках Пленарных заседаний.

Председатель СФС назначается также Пленарным заседанием на срок три года с возможностью однократного повторного назначения из числа его членов. Председатель созывает и возглавляет работу Пленарных заседаний и Координационного комитета, а также контролирует деятельность Секретариата.

В декабре 2018 года Председателем СФС был назначен вице-председатель ФРС США г-н Рэндал Куорлз, вице-председателем СФС — Президент Центрального банка Нидерландов г-н Клаас Нот. Членами Пленарного заседания также было принято решение, что по истечении трехлетнего периода в декабре 2021 года следующим Председателем СФС станет г-н Клаас Нот.

Для обеспечения стоящих перед СФС задач Пленарное заседание может учреждать Постоянные комитеты и рабочие группы и наделять их соответствующими полномочиями. В настоящее время на постоянной основе действует пять комитетов (Координационный комитет — Steering Committee, SC; Постоянный комитет по оценке уязвимых мест в финансовой системе — Standing Committee on Assessment of Vulnerabilities, SCAV; Постоянный комитет по соблюдению международных стандартов — Standing Committee on Standards Implementation, SCSI; Постоянный комитет по сотрудничеству в области регулирования и надзора — Standing Committee on Supervisory and Regulatory Cooperation, SRC; Постоянный комитет по бюджету и ресурсам — Standing Committee on Budget and Resources, SCBR)), 6 региональных консультативных групп (для стран Америки, Азии, СНГ, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, а также для Африки южнее Сахары) и ряд рабочих групп.

Секретариат СФС находится в Банке международных расчетов (Базель, Швейцария), его возглавляет Генеральный секретарь, который назначается Пленарным заседанием по предложению его Председателя.

Основные задачи и направления деятельности

  • укрепление стабильности международных финансовых рынков,
  • стимулирование внедрения и оценка эффектов международных стандартов,
  • определение уязвимых мест финансовой системы,
  • содействие сотрудничеству и обмену информацией между регуляторами, ответственными за обеспечение финансовой стабильности.

Сотрудничество Банка России с СФС

Банк России на постоянной основе участвует в работе СФС. Первый заместитель Председателя Банка России К. В. Юдаева является членом Пленарного заседания, Координационного комитета и Постоянного комитета по оценке уязвимых мест в финансовой системе. Первый заместитель Председателя Банка России C.А. Швецов — член Пленарного заседания, Постоянного комитета по сотрудничеству в области регулирования и надзора, Постоянного комитета по внедрению международных стандартов.

Кроме этого, в 2020 году Банк России активно участвовал в обмене информацией о реализованных мерах поддержки финансового сектора в рамках противодействия негативным последствиям пандемии COVID-19.

В 2014 году СФС проводил страновой обзор России3, в ходе которого оценивались меры России по внедрению международных стандартов и соблюдению международных принципов и рекомендаций, полученных в рамках Программы оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP), в области реализации макропруденциальной политики и урегулирования несостоятельности кредитных организаций.

В 2020 году группой экспертов стран-членов СФС был проведён страновой обзор Германии для анализа текущего состояния макропруденциальной политики, а также оценки и управления рисками финансовой стабильности, исходящими от деятельности небанковских финансовых посредников. Рабочую группу по проведению обзора возглавила первый заместитель Председателя Банка России К. В. Юдаева.

Ежегодно Банк России принимает участие в заседаниях Региональной консультативной группы СФС на пространстве СНГ (РКГ СНГ). На заседаниях участники обсуждают текущие приоритеты СФС, подходы к реализации реформ финансового регулирования в регионе, региональные риски, угрожающие финансовой стабильности, и прочие темы в рамках мандата СФС.

Читайте также: