Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав.

Тема: Права и обязанности граждан

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, ле­жащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; приме­нять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социаль­ным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: фор­мирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои ре­шения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, тетрадь

Тип уроков: открытия новых знаний.

1.Организационный момент

2. Повторение изученного материала:

- самостоятельная работа по карточкам

Ответить на вопросы: 1.


Социальные нормы- правила поведения людей установленные и одобряемые всем обществом.


Признаки социальной нормы:

1) это общие правила;

2) регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

3) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проверка : Задание: заполните таблицу. –стр .9

Этапы возникновения социальных норм.


Привычка – стереотип поведения.

Обычай – правила или образцы действий

Ритуал – обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего- либо.


3.Мотивационно-целевой этап

Вопросы к классу

(Проверка выполнения заданий.)

Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

Нет! — сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!

Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

Молчать! — крикнула Королева, багровея.

И не думаю, — ответила Алиса.

Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

-Предположите, о чем мы будем говорить.

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

1.Права и свободы человека и гражданина.

2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.

3.Введение в новый материал

Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова

Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и сво­бод человека.

1. Права и свободы человека и гражданина

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

что хочу, то и ворочу;

долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны под­рывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека свя­заны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .

В современной политологии выделяют три основных поко­ления прав человека (по времени их возникновения и кругу рас­пространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение - социальные и экономические права - по­явились в XIX - начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., всту­пил в силу в 1976 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Задание: работая с материалом на с. 16-17, учебника заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Право на жизнь, на свободу, на свободное передвижение, на личную неприкосновенность,

на честь и достоинство

Право на свободу слова, мысли,

на участие в управлении государством

Право на труд, на заработную плату, право быть собственником, право наследования

Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на жилище

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества

( трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключенных концлагерей, Нюрнбергский процесс принятие Всеобщей Декларации прав человека – 10 декабря 1948г.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина (запись в тетрадь)

I. Права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран.

1) всеобщий характер прав –все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

2) права человека неотчуждаемы –т.е. неотделимы от самого человека.

3) права человека неделимы – каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других.

— Как вы думаете, на чем основаны права человека?

Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.

Человеческое достоинство - это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека.

Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с тече­нием времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы зна­чимость этого качества для конкретного человека.

(Проверка выполнения задания.)

Достойное поведение человека определяется положительны­ми чертами характера, которые были привиты родителями в про­цессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храб­рость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчи­вость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.)

Творческое задание. Ответьте на вопросы.

Кто из сказочных героев воспользовался правом на сво­бодное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)

Кто пользовался правом на свободное передвижение, ис­пользуя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Пот­тер — на метле.)

Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолет­него мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)

Какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдерж­ки из гл. 2 Конституции РФ.

барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались пра­вом на свободу передвижения)

- Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).

2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гра­жданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их за­щищать.

- Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены спо­собы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспе­чивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?

Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.

Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в об­ществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в спе­циальных органах, которые должны были защищать права и ин­тересы тех, кто оказался в беде.

Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.

Тебе о праве-право о тебе

День правовой помощи Тема: "В мире прав и обязанностей"

День правовой помощи Тема:

День правовой помощи Тема: "В мире прав и обязанностей".

Воспитательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню прав ребенка, в рамках Дня правовой помощи детям.

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Тебе о праве-право о тебе

Что относится к правам, а что к обязанностям: 1

Что относится к правам, а что к обязанностям: 1

Что относится к правам, а что к обязанностям:

1. Получение бесплатного общего образования
2. Получение дополнительного образования
3. Соблюдение Устава школы
4. Бережное отношение к имуществу учреждения
5. Уважение человеческого достоинства
6. Добросовестно учиться
7. Выполнение требований педагогов
8. Уважение чести других учащихся
9. Выбор формы образования
10. Носить школьную форму
11. Посещать мероприятия, организуемы школой.

Какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации

Какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации

Какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

Ученик рисует на парте
(Гражданско-правовая ответственность)
Избиение одноклассника
(Уголовная ответственность)
Кража мобильного телефона
(Уголовная ответственность)
Прогул в школе
(Дисциплинарная ответственность)
Переход дороги в неположенном месте
(Административная ответственность)
Нецензурная брань в общественном месте
(Административная ответственность)

Викторина. 1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка,

Викторина. 1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка,

Викторина.

1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
(Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
2.В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(Колобок)
3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба-яга)

1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
(Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
2.В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(Колобок)
3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба-яга)

У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка) 5

У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка) 5

4.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?
(Золушка)
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
(Снежная королева)
6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки Репка)
7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на…
(Бесплатное образование)
8. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “…
(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Читайте также: