Какие виды образовательной деятельности может осуществлять церковь

Обновлено: 02.07.2024

Н.Богданов-Бельский "В классе"

Сейчас много спорят о том, имеет ли право Церковь "приходить" в школы и вузы. А между тем, во многом именно благодаря Церкви в России появились и развивались первые учебные заведения. Игумен Виталий (Уткин), руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии, член Рязанского православного исторического общества, подробно разбирает историю создания в нашей стране системы народного образования.

В XVIII–XIX столетиях Церковь принимала активное участие в создании системы образования в России.

С 1722 года начался повсеместный набор в создающиеся епархиальные школы детей духовенства в возрасте от 7 до 18 лет. Базой подготовки преподавателей для таких учебных заведений стала Новгородская греко-славянская школа, открытая двумя десятилетиями ранее митрополитом Иовом и братьями Лихудами.

С 1730-х годов архиерейские школы усваивают себе название семинарий. Они быстро развиваются и дают системные, современные той эпохе, гуманитарные знания детям духовенства.

Школы стали чрезвычайно важным средством социальной мобильности, своеобразным общественным лифтом. Епархиальные архиереи большое внимание уделяли детям из бедных семей причетников. Благодаря духовным школам эти представители низших социальных слоев, прекрасно овладевшие латынью, получили доступ к полноценному знанию и, соответственно, многие из них смогли занять достойное место в обществе.

В основе преподавания в семинариях лежал латинский язык. Освоение его становилось все более глубоким. Постепенно на латыни начали преподавать наиболее значимые предметы, в том числе — философию и богословие.

Безусловно, многие авторы, писавшие на тему истории церковного образования, считают такую ситуацию для русского духовного сословия ненормальной. Но у нее были прямые позитивные последствия для всей системы образования и, более того, российского научного знания.

Отход от латинского языка как основы преподавания произошел в русских духовных школах лишь к середине XIX столетия. К этому моменту латынь уже перестала быть языком международного научного сообщества. Гораздо более актуальными стали живые европейские языки.

Про зарплаты педагогов

Для самих семинаристов строились общежития, шилась форменная одежда.

Все это давалось колоссальным напряжением сил епархий. Особенно трудно было строить новые семинарские здания.

Приведу лишь один показательный пример. В начале XIX столетия строилось здание Рязанской духовной семинарии (нынешний музей ВДВ). Железные детали для стройки весом в 100 тонн, закупленные на заводе, были погружены на баржу, и по Оке ее до Рязани вместо бурлаков тащили бичевой дьячки и пономари.

Будни семинариста: физика, французский, медицина.

К 80-м годам XVIII века каждая из провинциальных семинарий насчитывала уже сотни учащихся. В них преподавались богословие, философия, хронология, география, риторика, пиитика, арифметика и языки: латинский, греческий, еврейский и французский.

И.Репин "Портрет Алеши Репина"

Особое значение приобретает преподавание философии. В последней четверти XVIII века в учебный курс епархиальных семинарий была включена новейшая германская метафизика, в рамках которой сформировались основы категориального аппарата современной науки. Ее стремление к построению всеобъемлющей системы философского знания и тщательная классификация форм знания давали большие дидактические возможности.
Для развития умственных способностей учащихся и для более прочного усвоения ими пройденного материала в духовных школах устраивались публичные диспуты. Такой диспут проходил, как правило, на латинском языке, на него приезжали губернатор, чиновники, офицеры, купцы. Для диспута специально украшался зал, в перерывах пелись духовные стихи, гостям и семинаристам предлагалось угощение.

В последней четверти XVIII столетия в семинариях начинает уделяться особое внимание преподаванию греческого языка. Это, безусловно, устраняло первоначальный перекос в сторону латыни, способствовало непосредственному знакомству в оригинале со Священным Писанием, творениями отцов Церкви, литургическими текстами.

Шесть десятилетий устойчивого развития епархиальных духовных школ принесли к концу XVIII столетия обильные плоды. Фактически, эти учебные заведения стали основой для всей системы народного образования, в том числе — для высшей школы. В 80-е годы XVIII века некоторые студенты провинциальных семинарий направлялись для дальнейшего обучения не только в Московскую духовную академию, но и в Московский университет.

В 80-х годах XVIII столетия правительство Екатерины II приступило к реформе народного образования. Государство готовилось к открытию целой сети народных школ и их будущих учителей увидело именно в семинаристах.

Из духовной семинарии – в учительскую

Большинство преподавателей для новых школ так же было взято из числа выпускников духовных семинарий. При созданном в Рязани главном народном училище (будущей гимназии) учителя из числа бывших семинаристов открыли в 1786 году курсы методики. На них обучались 30 человек – выпускники Рязанской семинарии. Они стали учителями уездных училищ сразу в двух губерниях – Рязанской и Тамбовской.

Так спустя несколько десятилетий систематического развития духовной школы она стала передавать свое преемство школе светской.

Латынь, богословие, скальпель.

Особенно много было сделано духовными школами для развития русской медицины. Изначально в России кроме студентов духовных школ практически не было людей, обладавших необходимым для изучения медицины уровнем знания латыни. Ведь дворяне в своей массе древних языков практически не знали – вплоть до создания в начале XIX столетия полноценных губернских гимназий. Поэтому правительство всячески старалось привлечь семинаристов в медицинские учебные заведения.

Вызовы учащихся духовных школ в медицинскую службу особенно усилились с 1786 года, после преобразования Медицинской коллегии. Возникшая в 1800 году Императорская Медико-хирургическая академия практически полностью формировалась из числа семинаристов.

Так было не только с медицинскими или педагогическими, но и со многими другими высшими учебными заведениями страны. Их основой стала развитая система непрерывного духовного образования, опиравшаяся на латинский язык преподавания. Напомню, что латынь была тогда языком международного научного сообщества.

Э.Шанкс "Медицинский осмотр в русской богадельне"

Вот конкретные примеры из истории Рязанской духовной семинарии. В числе ее выпускников XVIII столетия — знаменитые ученые-медики: И.Е. Дядьковский, А.Л. Ловецкий, О.П. Богородский, И.А. Малышев, Г.И. Кораблев, И.Ф. Побединский, Д.К. Тарасов, И.Т. Глебов.

Например, ординарный профессор Московского отделения Медико-хирургической академии Иустин Евдокимович Дядьковский через всю жизнь пронес как духовные, так и светские плоды своего семинарского воспитания. Дядьковский хорошо знал греческий, немецкий, французский, английский, итальянский языки. Естественно, он свободно владел латынью. При этом всю свою жизнь он выступал за развитие независимого русского просвещения, свободного от слепого подражания иностранцам.

И.Е. Дядьковский был не только ученым, обладавшим обширными познаниями, но и выдающимся врачом-практиком, в особенности диагностом. Его ученые труды отличаются в высшей степени оригинальной разработкой важнейших вопросов медицины того времени. Перу И.Е. Дядьковского принадлежит целый ряд статей и книг о холере, учебник общей терапии и лекции по практической медицине. Он не только разработал систему классификации болезней на совершенно новых началах, но и впервые открыл для России кавказские минеральные источники.

Выпускник Рязанской семинарии, директор военного медицинского департамента, Д.К. Тарасов является составителем популярного в XIX столетии медицинского энциклопедического словаря.

Еще один ее выпускник, вице-президент Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии И.Т. Глебов был ярким деятелем эпохи выдающихся реформ в Медико-хирургической академии и расцвета русской медицинской науки. С его именем связано учреждение при этой академии клинического института врачей.

Стоит напомнить, что спустя несколько десятилетий Военно-медицинскую академию (бывшую Медико-хирургическую) окончил еще один студент Рязанской духовной семинарии – Иван Петрович Павлов, будущий академик и лауреат Нобелевской премии.

Труды Павлова, приведшие к открытию новой области физиологии – физиологии высшей нервной деятельности, опирались на работы его предшественников по академии, выпускников Рязанской семинарии И.Е. Дядьковского, И.Т. Глебова и К.В. Лебедева.

Путь вундеркинда

Я перечислил врачей, но Рязанскую семинарию в конце XVIII века закончили и многие представители других направлений науки, например, такие выдающиеся филологи, как С.Н. Шафранов, В.Т. Плаксин, П.М. Перевлесский, математик Д.Ф. Гусев, ставший, кстати, одним из создателей Казанской духовной академии.

И это далеко не все выпускники всего лишь одной семинарии спустя несколько десятилетий после начала активной деятельности духовных школ. А таких семинарий были десятки.

Он был сыном диакона, очень рано научился читать и писать. У его отца была довольно большая библиотека. Библиотека, состоящая преимущественно из духовных книг, была и при сельском храме. Его отец переплетал на заказ чужие книги. Письму Надеждин обучился практически самостоятельно, переписывая лучинкой акафист святой великомученице Варваре.

Описываемые в них чудеса, страдания мучеников, подвиги отшельников оказали на мальчика сильное влияние. Исторические книги Ветхого Завета также были его любимым чтением. Он знал наизусть имена всех ветхозаветных патриархов. Любил он старинные романы и сказки.

Николай успешно справлялся с обязанностями чтеца в местной церкви. Местные крестьяне хотели видеть его своим дьячком. Отец мальчика решился просить об этом архиепископа Рязанского Феофилакта (Русанова). Ему не хотелось отрывать от себя единственного сына (кроме Николая в семье были только дочери) и отдавать его на много лет в духовную школу. Кроме того, отец Николая надеялся несколько улучшить материальное положение своего многочисленного семейства за счет будущих доходов с места дьячка. Самому Николаю к тому моменту исполнилось целых 10 лет.

Н.Богданов-Бельский "Воскресное чтение в сельской школе"

— Это ты сам писал и сочинял?

— Сам.

— Как ты выучился писать стихи?

— Не знаю.

— Можешь ты теперь написать что-нибудь стихами?

— Поди ж в ту комнату и напиши или вот на такой-то псалом или вот на этот цветок.

Забытая заслуга Церкви

Думается, что из всего сказанного можно извлечь важный урок.

Почти три столетия назад Церковь стала одной из главных сил, способствовавших росту Российского государства. Она сумела сделать невиданное — подготовить учебную базу и кадры для всей страны.

При этом Церковь осталась сама собой, она не утратила своей внутренней сути. Она всегда и везде является закваской общества, преобразует действительность, потому что Церковь — Тело Христово.

Игумен Виталий (Уткин), руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии,

член Рязанского православного исторического общества


24.07.2019 22:26

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

С приходом советской власти религиозные организации были лишены права иметь в собственности имущество (земельные участки, здания, приюты и т.д.) и никакими правами юридического лица они не обладали. Но ситуация изменилась кардинальным образом в связи с принятием Закона №125-ФЗ. А благодаря специальным нормам налогового законодательства, религиозные организации имеют ряд налоговых преференций (ст.149 НК РФ, ст.251 НК РФ, ст.381 НК РФ).

!Материалы по теме
!Материалы по теме

Правовое регулирование деятельности религиозных организаций

В настоящее время правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения регулируется Законом №125-ФЗ.

Религиозная группа представляет собой добровольное объединение граждан, созданное для совместного исповедания и распространения веры.

Религиозная группа осуществляет деятельность без государственной регистрации и не является юридическим лицом (ст.7 Закона №125-ФЗ). Поэтому религиозная группа (в отличие от юридического лица) не может быть ликвидирована, судом может быть вынесено решение только о запрете ее деятельности.

А помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозная организация - это добровольное объединение граждан РФ (иных лиц постоянно проживающих на территории РФ), созданное для совместного исповедания и распространения веры (п.1 ст.8 Закона №125-ФЗ).

В отличие от религиозной группы, религиозная организация имеет статус юридического лица и является собственником принадлежащего ей имущества, в том числе имущества, приобретенного (созданного) за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям (ст.8 Закона №125-ФЗ).

В Законе №125-ФЗ прописан запрет на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Виды деятельности религиозных организаций

Какие виды деятельности вправе осуществлять религиозные организации?

Все религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ (п.1 ст.15 Закона №125-ФЗ).

Являясь некоммерческими организациями, религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п.2 ст.117 ГК РФ). Только при этом полученная прибыль не должна распределяться среди участников организации, а должна быть направлена на уставные цели и задачи религиозной организации.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (для достижения целей, ради которых они созданы) и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ (ст.23 Закона №125-ФЗ, ст.117 ГК РФ).

Перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять религиозные организации:

  • основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания, паломничества (п.1 ст.16 Закона №125-ФЗ);
  • проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (п.3 ст.16 Закона №125-ФЗ);
  • производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (п.1 ст.17 Закона №125-ФЗ);
  • учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения (п.2 ст.17 Закона №125-ФЗ);
  • осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п.1 ст.18 Закона №125-ФЗ);

Например, создание приютов для детей-сирот, богаделен, столовых для бедных и бездомных, центров реабилитации лиц, страдающих от наркомании и алкоголизма.

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.

Светский характер образования предполагает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.

3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.

Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.

Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Различия по субъектам ответственности

(организация, определение содержания)

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

В настоящее время возникает много дискуссий и споров на тему образовательной деятельности. Это неслучайно, ведь именно в процессе получения образования закладываются многие черты характера личности, происходит ее физическое, нравственное и умственное совершенствование. Очень важно, чтобы ребенок вырос как можно более адаптированным к современным реалиям жизни и мог с помощью своих способностей приносить наибольшую пользу обществу. Для этого необходимо непрерывное развитие образовательной деятельности как системы в целом и полная вовлеченность в процесс всех субъектов образования.

Основные понятия

Целью процесса образования является обучение и воспитание человека в любом возрасте. Воспитание необходимо для правильного становления и развития личности, выработки нравственных и духовных ценностей, приучения к принятым нормам поведения в социуме. Обучение позволяет овладеть необходимыми умениями, навыками или знаниями, развить определенные способности и научиться практически применять полученные сведения в повседневной жизни.

образовательная деятельность это

Лицо, осваивающее рекомендованную образовательную программу, является обучающимся. Оно получает новые знания чаще всего под непосредственным контролем и руководством педагогического работника, заключившего договор с образовательной организацией на выполнение обязанностей по обучению и воспитанию.

Процесс передачи знаний осуществляется с помощью различных средств образования. Сюда входят разнообразное оборудование, приборы, компьютеры, визуальные и аудиосредства, информационные ресурсы и прочие необходимые объекты.

Принципы

Политика образовательной деятельности включает в себя следующие положения об образовании в РФ:

  • получить образование может каждый человек;
  • образование должно носить гуманный характер и объединять в себе свободное совершенствование личности и воспитание любви к родине, ответственности, трудолюбия, разумного отношения к природе;
  • каждый может получить образование, соответствующее его склонностям и потребностям, выбирая форму обучения и образовательное учреждение в зависимости от личных предпочтений;
  • образовательные организации обязаны носить открытый информационный характер и формировать публичную отчетность, однако они сохраняют право на автономию и демократичный характер управления образованием;
  • все отношения в области образования регулируются государственным путем и с помощью договоров;
  • педагогические работники вольны самостоятельно выбирать методы обучения и воспитания;
  • недопустимы какие-либо ограничения или отсутствие конкуренции между обучающими организациями.

Структура системы образования

Образование можно получить путем усвоения одной образовательной программы или сразу нескольких. В процессе обучения обычно учитывается уже имеющееся образование, а также практический опыт и квалификация.

фз 273 об образовании

Выделяются следующие уровни образования:

  • дошкольное;
  • начальное (начинается с семилетнего возраста ребенка, длится обычно 4 года);
  • основное (5 лет обучения);
  • среднее (рассчитано на 2 года).
  • среднее (продолжительность обучения зависит от образовательного учреждения);
  • высшее – бакалавриат (4 года обучения), специалитет (5 лет), магистратура (2-2,5 года);
  • высшее – подготовка кадров, обладающих высшей квалификацией;

3) Дополнительное образование.

Формы образования

Граждане РФ, согласно ФЗ 273 об образовании, имеют право получить образование двумя способами:

  1. С помощью образовательной организации.
  2. Путем самообразования или обучения в семье.

об образовании в рф

Обучение в организациях учитывает потребности и возможности каждого обучающегося и объем занятости работника-педагога. Проходить оно может в заочной, очно-заочной или очной форме.

Самостоятельное получение образования возможно, если впоследствии будут пройдены промежуточная и итоговая аттестация в образовательном учреждении. Разрешается сочетать различные формы обучения.

Субъекты

Выделяются следующие субъекты, осуществляющие образование и образовательную деятельность:

  • образовательные учреждения;
  • педагогические работники;
  • обучающиеся.

Организации

Образовательная деятельность – это процесс, который могут осуществлять индивидуальные предприниматели, образовательные и обучающие учреждения.

В наименовании каждой организации обязательно указывается ее тип и организационно-правовая форма. Дополнительно в названии можно использовать указания на особенности предоставляемого образования и дополнительные функции, применяемые для ведения образовательной деятельности.

обучение и воспитание

В зависимости от реализуемой программы образования, выделяются следующие типы организаций:

  1. ДОУ. Осуществляют дошкольное образование, присмотр за детьми и их воспитание.
  2. Общеобразовательные. Для их работы используется программа образовательной деятельности начального уровня, основного и/или среднего.
  3. Профессиональные. Проводят профобучение и образование.
  4. Вузы. Готовят кадры высшего образования, ведут научную деятельность.

Устав и управление организацией

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, - это организации, действующие на основании утвержденного устава. В каждом уставе содержатся сведения о:

  • типе учреждения;
  • его учредителе;
  • программах образования;
  • органах управления организацией.

Работники организации, обучающиеся и их родители имеют право на ознакомление с ее уставом.

Порядок создания органов управления учреждением, их компетенция и срок действия полномочий прописываются в уставе. Работают они на основе принципов коллегиальности и единоначалия.

Текущее руководство и регулирование выполняет единоличный руководитель (директор, заведующий), осуществляющий функции исполнительного органа.

Коллегиальных органов управления может быть несколько, каждый из них имеет свою область компетенции. Могут формироваться такие коллегии, как общее собрание работников, ученый или педагогический совет, попечительский, управляющий и наблюдательный советы, и другие, в том числе и создаваемые с целью учета мнений представителей несовершеннолетних учеников и самих обучающихся по осуществлению образовательной деятельности.

Педагогические работники

Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.

Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:

  • свободный выбор форм и методов преподавания;
  • самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
  • сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
  • осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
  • защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
  • участие в выработке календарных графиков и учебных планов.

программа образовательной деятельности

Педагогические работники обязаны:

  • относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
  • воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
  • повышать свой профуровень;
  • периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.

Обучающиеся

Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся - физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:

  • воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
  • учащимися – лицами, получающими общее образование;
  • студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
  • аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
  • экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.

осуществление образовательной деятельности

Каждый обучающийся имеет право на:

  • самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
  • отсрочку от призыва в армию;
  • каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
  • получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
  • участие в управлении организацией;
  • пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
  • совмещение учебы с работой.
  • соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
  • аккуратно относиться к имуществу учреждения;
  • добросовестно изучать образовательную программу;
  • заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
  • с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.

Процесс обучения

Образовательная деятельность включает в себя работу по обучению и воспитанию детей. Проявляется она в разных формах: коммуникативной, игровой, исследовательской, музыкальной, трудовой, художественной и т. д. Образовательная деятельность – это совместный труд обучающихся и педагогических работников, направленный на освоение учениками преподаваемого материала.

Методы

Образовательная деятельность может осуществляться по-разному, каждый ее аспект имеет свои особенности. В зависимости от поставленных задач и преследуемых целей выделяются несколько способов обучения:

  1. Методы воспитательной деятельности. Они направлены на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся. Это могут быть, например: самооценка, раскаяние, подражание, поступок, побуждение. Эти действия можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Теоретическая деятельность применяется для нахождения и обоснования практической деятельности, которая, в свою очередь, позволяет сознательно менять элементы мира.
  2. Методы учебной деятельности. Они по своей природе близки к научно-исследовательской деятельности ученого. Подразделяются на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы используются для осуществления различных мыслительных операций (например, анализ, сравнение, индукция, фантазия) и позволяют на их основе выстраивать гипотезы, заниматься постановкой проблем, выявлять противоречия, выдвигать научные теории. Эмпирические методы направлены на ведение практической деятельности (написание сочинений, проведение опытов и экспериментов, конспектирование, выполнение упражнений).
  3. Метод развития обучающегося. Используется для совершенствования психических процессов. Развитие происходит либо целенаправленно с помощью тренировок памяти, эмоций, внимания и т. д., либо попутно при воспитании и обучении.

Средства

Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения. Информационные и материальные средства представляют собой игры, учебные пособия, специальное оборудование и прочие предметы, созданные другими людьми для ведения образовательной деятельности.

Остальные средства изучения используются обучающимися самостоятельно. Это языковые средства, включающие в себя разговорные языки (родной и иностранный) и специализированные (дорожные знаки, чертежи, электросхемы), специфические научные (математические, физические).

Логические средства позволяют проявить умственные способности. Они формируются путем образного восприятия и наглядно-действенного. Благодаря этим средствам личность учится задавать вопросы и давать на них ответы, решать проблемы, делать выводы, совершать различные умственные операции.

развитие образовательной деятельности

Действие математических средств начинается с формирования представлений о числах и умении счета. Впоследствии происходит развитие математических средств при дальнейшем изучении точных наук.

Совершенствование процесса образовательной деятельности является одной из актуальных и насущных проблем современного мира. Неслучайно законы об образовании в РФ подвергаются постоянным изменениям с целью развития образовательной системы.

Минимальными знаниями об образовательной деятельности должен обладать каждый человек, неважно, является ли он педагогическим работником или обучающимся. Это позволит правильно воспитать и вырастить будущее поколение, обладающее духовными ценностями, развитым интеллектом и хорошими физическими данными.

Читайте также: