Где установлен памятник гражданину минину и князю пожарскому от благодарной россии

Обновлено: 02.07.2024


В нашей истории есть личности, чьи имена не обладают широкой известностью, но творения — хорошо знакомы каждому. В этом году исполняется 260 лет со дня рождения Ивана Петровича Мартоса, русского скульптора, автора знаменитого памятника Минину и Пожарскому.

За свою продолжительную творческую жизнь выдающийся скульптор был удостоен чести создать памятники трех императоров — Павла I, Александра I и Николая I. Цари доверяли ему самые ответственные работы по увековечению знаменательных событий из истории Государства Российского.

Точная дата рождения И. Мартоса была утрачена, но есть прямой смысл почтить память художника в День народного единства и одоления Смуты.

Помним, что День народного единства — это возрожденный государственный праздник, учрежденный в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича, по которому церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. Многовековая традиция пресеклась с приходом в ХХ в. безбожной власти. Критичные умы задаются вопросом: не является ли возрожденный праздник надуманным, приживется ли новая, точнее, хорошо забытая старая традиция в нашем нынешнем обществе, в общем-то, столь разрозненном?


Памятник планировалось сначала установить в Нижнем Новгороде, где они собирали ополчение, но потом, по размышлении, решилось, что самое место памятнику — в сердце России, во спасенной ими Москве!

Иван Петрович Мартос родился в 1754 г. в местечке Ичня, что на реке Иченька в Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В десятилетнем возрасте был отправлен на учебу в только что открывшуюся Императорскую академию художеств в Петербурге. В классах скульптуры французских специалистов Луи Роллана и Никола Жилле будущий ваятель приобретал навыки и оттачивал мастерство. Окончив курс с малой золотой медалью в 1773 г., Мартос отправился в Италию, где провел пять лет. Часы, проведенные в мастерских итальянских мастеров, сыграли важную роль в становлении творческого стиля И. Мартоса.

Вернувшись из заграничной поездки в 1779 г., он отправился в родную Академию и был принят на должность преподавателя ваяния. Скульптор долгие годы не оставлял педагогическую деятельность, в 1794 г. стал старшим профессором, в 1814 г. — ректором, а в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры.

Существуют и истории, разной меры достоверности, связанные с личной жизнью скульптора. Мартос был женат дважды. В первый раз — на красавице, дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она умерла, оставив вдовцу восьмерых детей.

О человеческих качествах скульптора свидетельствует и такой факт: даже когда мастер овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота, дворянка Авдотья Спиридонова. Однажды Мартос стал свидетелем случая, когда одна из его дочерей дала Авдотье пощечину. Несправедливо обиженная решила уйти из дома Мартосов и устроиться гувернанткой, чтобы не обременять хозяев. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так — неожиданно для родни и даже для самого себя, будучи уже немолодым человеком, Мартос женился во второй раз. Очевидцы рассказывали, и, видимо, это произвело на них особое впечатление, что с тех пор дети Ивана Петровича и их мачеха постоянно жили во взаимном уважении.

Судьбоносным для скульптора стало одно из собраний общества, на котором было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.

В 1808 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие крупнейшие русские скульпторы — В. Демут-Малиновский, С. Пименов, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

Специалисты обращают внимание на то, как приверженец античных традиций И. Мартос смог посредством классической эстетики, на образцах которой он был воспитан, воссоздать русские образы. На щите Пожарского изображен Спас. А в античной тунике Минина просматриваются черты русской рубахи.

Мартос занимался мемориальной пластикой на протяжении всей жизни, однако с годами в его творчестве стала доминировать общественно-декоративная скульптура.

Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске

Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске

Наряду с прославленным памятником Минину и Пожарскому, мастеру принадлежат также памятники М.В. Ломоносову в Архангельске, герцогу де Ришелье в Одессе и другие.

Скончался Иван Петрович Мартос в Петербурге 17 апреля 1835 г. и был захоронен на Лазаревском кладбище.

В 2005 г. в Нижнем Новгороде у Нижегородского кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи установлена точная, но немного уменьшенная скульптором З. Церетели копия московского памятника Минину и Пожарскому — в честь возрожденного в 2005 г. праздника Дня народного единства.


Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — уменьшенная копия памятника, установленного на Красной площади в Москве. Памятник расположен в исторической части Нижнего Новгорода на площади Народного Единства, под стенами Кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Скульптурная композиция

Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу — это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники; позади женских фигур — отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой — Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

Считается, что о Минине и Пожарском вспомнили в XIX веке лишь для того, чтобы провести аналогию с 1812 годом

Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше — в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.

В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.

Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.

А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи — там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на Красной площади.


Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина — его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке — щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля, рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.

Интересные факты

• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

• В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых — Алексей — сражался в армии Кутузова, а второй — Никита — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.

• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

• Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве — до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.

В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы — на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной — изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы

Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия вызвала много споров.

Надпись гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли — вам слава достоянье!
Вам лучший памятник — признательность граждан,
Вам монумент — Руси святой существованье!

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.

Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, — думаю я, — вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровью. Когда отечество их находилось на краю пропасти, когда поляки овладели матушкой-Москвой, когда вероломный король их брал города русские, — они одни решились спасти ее, одни вспомнили, что в их жилах текла кровь русская. В сии священные минуты забыли все выгоды честолюбия, все расчеты подлой корысти — и спасли погибающую отчизну. Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Поэт сохранит оные в вдохновенных песнях своих, скульптор в произведениях волшебного резца своего. Имена их бессмертны, как дела их. Они всегда будут воспламенять любовь к родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!



Интересные факты

Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Обелиск Минину и Пожарскому в Нижнем НовгородеКопия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Каминные часы, Воронцовский дворец в КрымуКаминные часы, музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве

Как добраться

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 25930
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.

История

В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде, поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина — его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке — щит с изображением Спаса, а другая рука — на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля, рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.


В нашей истории есть личности, чьи имена не обладают широкой известностью, но творения — хорошо знакомы каждому. В этом году исполняется 260 лет со дня рождения Ивана Петровича Мартоса, русского скульптора, автора знаменитого памятника Минину и Пожарскому.

За свою продолжительную творческую жизнь выдающийся скульптор был удостоен чести создать памятники трех императоров — Павла I, Александра I и Николая I. Цари доверяли ему самые ответственные работы по увековечению знаменательных событий из истории Государства Российского.

Точная дата рождения И. Мартоса была утрачена, но есть прямой смысл почтить память художника в День народного единства и одоления Смуты.

Помним, что День народного единства — это возрожденный государственный праздник, учрежденный в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича, по которому церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. Многовековая традиция пресеклась с приходом в ХХ в. безбожной власти. Критичные умы задаются вопросом: не является ли возрожденный праздник надуманным, приживется ли новая, точнее, хорошо забытая старая традиция в нашем нынешнем обществе, в общем-то, столь разрозненном?


Памятник планировалось сначала установить в Нижнем Новгороде, где они собирали ополчение, но потом, по размышлении, решилось, что самое место памятнику — в сердце России, во спасенной ими Москве!

Иван Петрович Мартос родился в 1754 г. в местечке Ичня, что на реке Иченька в Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В десятилетнем возрасте был отправлен на учебу в только что открывшуюся Императорскую академию художеств в Петербурге. В классах скульптуры французских специалистов Луи Роллана и Никола Жилле будущий ваятель приобретал навыки и оттачивал мастерство. Окончив курс с малой золотой медалью в 1773 г., Мартос отправился в Италию, где провел пять лет. Часы, проведенные в мастерских итальянских мастеров, сыграли важную роль в становлении творческого стиля И. Мартоса.

Вернувшись из заграничной поездки в 1779 г., он отправился в родную Академию и был принят на должность преподавателя ваяния. Скульптор долгие годы не оставлял педагогическую деятельность, в 1794 г. стал старшим профессором, в 1814 г. — ректором, а в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры.

Существуют и истории, разной меры достоверности, связанные с личной жизнью скульптора. Мартос был женат дважды. В первый раз — на красавице, дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она умерла, оставив вдовцу восьмерых детей.

О человеческих качествах скульптора свидетельствует и такой факт: даже когда мастер овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота, дворянка Авдотья Спиридонова. Однажды Мартос стал свидетелем случая, когда одна из его дочерей дала Авдотье пощечину. Несправедливо обиженная решила уйти из дома Мартосов и устроиться гувернанткой, чтобы не обременять хозяев. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так — неожиданно для родни и даже для самого себя, будучи уже немолодым человеком, Мартос женился во второй раз. Очевидцы рассказывали, и, видимо, это произвело на них особое впечатление, что с тех пор дети Ивана Петровича и их мачеха постоянно жили во взаимном уважении.

Судьбоносным для скульптора стало одно из собраний общества, на котором было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.

В 1808 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие крупнейшие русские скульпторы — В. Демут-Малиновский, С. Пименов, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

Специалисты обращают внимание на то, как приверженец античных традиций И. Мартос смог посредством классической эстетики, на образцах которой он был воспитан, воссоздать русские образы. На щите Пожарского изображен Спас. А в античной тунике Минина просматриваются черты русской рубахи.

Мартос занимался мемориальной пластикой на протяжении всей жизни, однако с годами в его творчестве стала доминировать общественно-декоративная скульптура.

Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске

Памятник М.В. Ломоносову в Архангельске

Наряду с прославленным памятником Минину и Пожарскому, мастеру принадлежат также памятники М.В. Ломоносову в Архангельске, герцогу де Ришелье в Одессе и другие.

Скончался Иван Петрович Мартос в Петербурге 17 апреля 1835 г. и был захоронен на Лазаревском кладбище.

В 2005 г. в Нижнем Новгороде у Нижегородского кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи установлена точная, но немного уменьшенная скульптором З. Церетели копия московского памятника Минину и Пожарскому — в честь возрожденного в 2005 г. праздника Дня народного единства.

Читайте также: