Свидетельство о состоянии измерений в лаборатории и аккредитация в чем разница

Обновлено: 25.05.2024

Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2021 г. № 934

МОСКВА

Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности.

2. Информирование о признании отчетов испытательных лабораторий недействительными, предусмотренное пунктом 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, может осуществляться до 1 марта 2022 г. заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в реестре аккредитованных лиц или при оформлении документа об оценке соответствия.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 21 июня 2021 г., за исключением подпункта "ж" пункта 4, подпункта "а" пункта 5, пункта 6 и подпункта "в" пункта 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 июля 2021 г.

4. Настоящее постановление действует до 21 июня 2027 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 19 июня 2021 г. № 934

ПРАВИЛАпринятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют случаи и порядок принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных испытательными лабораториями, аккредитованными в национальной системе аккредитации (далее - испытательная лаборатория), в результате их деятельности, в том числе порядок информирования заинтересованных лиц о принятом решении национального органа по аккредитации.

2. Для целей настоящих Правил под документом, выдаваемым испытательной лабораторией в результате ее деятельности, понимается отчет об испытаниях (протокол исследований (испытаний) и измерений), выданный испытательной лабораторией, выполняющей работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в реестре аккредитованных лиц, а также документ, выданный испытательной лабораторией по итогам проведения экспертизы или иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или правом Евразийского экономического союза установлено требование о проведении таких работ испытательной лабораторией (далее - отчет испытательной лаборатории).

3. Признание недействительным отчета испытательной лаборатории осуществляется путем принятия соответствующего решения руководителем (уполномоченным лицом) национального органа по аккредитации.

II. Случаи признания недействительными отчетов испытательной лаборатории

4. Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории принимается национальным органом по аккредитации в следующих случаях:

а) несоответствие отчета испытательной лаборатории обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза (за исключением случаев, когда такие несоответствия не оказывают влияния на результаты исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или правом Евразийского экономического союза установлено требование о проведении таких работ испытательной лабораторией (далее - иные виды работ);

б) установление факта выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ;

в) установление факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;

г) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ вне области аккредитации, определенной при аккредитации, расширении, сокращении или актуализации области аккредитации (за исключением проведения исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза не предусмотрено требование о наличии аккредитации испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации для проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ);

д) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ и (или) выдача испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории в период приостановления действия аккредитации в национальной системе аккредитации (за исключением проведения исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза не предусмотрено требование о наличии аккредитации испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации для проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, и (или) выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории по результатам проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ);

е) прекращение действия аккредитации в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия установлены факты, указанные в пункте 8 части 1 статьи 22 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации);

ж) неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;

з) установление факта проведения испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ с нарушением применяемых для указанных исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ международных и региональных (межгосударственных) стандартов, национальных стандартов, методик исследований (испытаний) и измерений, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, правил отбора образцов, в том числе необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

и) установление факта проведения исследований (испытаний) и измерений с использованием средств измерений неутвержденного типа, не имеющих сведений о поверке и (или) калибровки, неаттестованного испытательного оборудования (в случае наличия требования об аттестации испытательного оборудования для проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза).

III. Порядок принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными отчетов испытательных лабораторий

5. Выявление случаев, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется по результатам проведения:

а) контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

б) подтверждения компетентности испытательной лаборатории;

6. Принятие решения национального органа по аккредитации о признании недействительным отчета испытательной лаборатории по результатам мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется в соответствии со статьей 27 Закона об аккредитации.

7. Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории по результатам мероприятий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящих Правил, принимается руководителем (уполномоченным лицом) национального органа по аккредитации на основании обоснования, представляемого должностным лицом национального органа по аккредитации в течение 3 рабочих дней после выявления случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.

8. При выявлении случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "ж" - "и" пункта 4 настоящих Правил, признанию недействительными подлежат отчеты испытательной лаборатории, в отношении которых выявлены такие случаи.

При выявлении случаев, предусмотренных подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящих Правил, признанию недействительными подлежат все отчеты испытательной лаборатории, выданные за период со дня прохождения предыдущей процедуры аккредитации, подтверждения компетентности или контрольного (надзорного) мероприятия (в зависимости от того, что наступило позднее), по результатам которых не было выявлено соответствующих случаев.

9. Сведения о принятии национальным органом по аккредитации решения о признании отчета испытательной лаборатории недействительным вносятся в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации (далее - информационная система) уполномоченным должностным лицом национального органа по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

10. Отчет испытательной лаборатории признается недействительным с даты его выдачи испытательной лабораторией.

11. В течение одного рабочего дня со дня внесения в информационную систему сведений о принятии национальным органом по аккредитации решения о признании отчета испытательной лаборатории недействительным информируются в автоматическом режиме о принятом решении:

а) испытательная лаборатория, отчет которой признан недействительным, - посредством личного кабинета испытательной лаборатории в информационной системе;

б) орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия или зарегистрировавший декларацию о соответствии на основании признанного недействительным отчета испытательной лаборатории, - посредством личного кабинета органа по сертификации в информационной системе;

в) контрольные (надзорные) органы, осуществляющие виды государственного контроля (надзора), в рамках которых оценивается соблюдение требований технических регламентов, - посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

Аккредитация испытательных лабораторий (ИЛ) является независимой экспертной оценкой компетентности лаборатории неразрушающего контроля (разрушающих и других методов испытаний, аналитических) проводить те или иные испытания. Получение аккредитации подтверждает качество работ, выполняемых ИЛ, и повышает ее конкурентоспособность в конкретном сегменте рынка.

В случае успешного прохождения данной процедуры ИЛ выдается свидетельство об аккредитации. Проводить экспертную проверку могут только территориальные уполномоченные органы (ТУО), действующие в рамках Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

Область аккредитации

1) Лаборатории неразрушающего контроля

  • систем газоснабжения и газораспределения;
  • оборудования для угольной промышленности;
  • оборудования для горнорудной промышленности;
  • подъемного оборудования;
  • оборудования для нефтегазовой промышленности;
  • оборудования для металлургии;
  • объектов котлонадзора;
  • объектов ж/д транспорта;
  • строительных объектов;
  • электроэнергетического оборудования;
  • сооружений для хранения и переработки зерна;
  • оборудования для химически опасных и взрывоопасных производств.
  • радиационный (в том числе — рентгенографический, гаммаграфический и радиоскопический);
  • ультразвуковой (в том числе — дефектоскопию и толщинометрию);
  • акустико-эмиссионный;
  • магнитный (в том числе — порошковый, графический, феррозондовый, а также использующий эффект Холла и магнитную память металла);
  • вихретоковый;
  • электрический;
  • тепловой;
  • метод испытания проникающими веществами (в том числе — метод течеискания и капиллярный);
  • вибродиагностический;
  • визуальный и измерительный;
  • метод контроля напряженно-деформированного состояния (в том числе — радиационный, ультразвуковой, магнитный, оптический, вихретоковый, тензометрический, визуальный и измерительный).

2) Лаборатории разрушающих и других методов испытаний

  • механические статические;
  • механические динамические;
  • измерение твердости;
  • испытания коррозионной стойкости;
  • технологические испытания;
  • исследование структуры материала;
  • определение содержания элементов;
  • специальные виды испытаний;
  • испытания стройматериалов и строительных конструкций.

3) Аналитические лаборатории

  • вода, водные объекты, экосистемы водоохранных зон;
  • воздух, выбросы и др.;
  • почвы и грунты;
  • отходы производства и потребления, вторичные ресурсы;
  • продукция, материалы, вещества;
  • биологические объекты растительного и животного происхождения;
  • ионизирующие и неионизирующие излучения;
  • факторы трудового процесса;
  • другие объекты.
  • методы (способы) отбора, пробоподготовки, транспортирования и хранения проб (образцов);
  • химические;
  • электрохимические;
  • спектроскопические;
  • радиоспектроскопические;
  • масс-спектрометрические;
  • радиометрические;
  • термические;
  • биологические (биоиндикация, биотестирование);
  • методы разделения и концентрирования;
  • органолептические (в т.ч. визуальные);
  • измерение вредных физических воздействий на окружающую природную и производственную среду;
  • специальные инструментальные.

Процедура экспертной оценки

Оценка компетентности лабораторий (ИЛ) производится в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и СДА-15-2009. Процедура получения свидетельства состоит из следующих этапов:

Подробнее о процедуре аккредитации ИЛ (перейти).

Срок действия свидетельства об аккредитации испытательной лаборатории — до 5 лет.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №707 от 26.10.2020 г. "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" подготовлен в рамках реализации программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", паспорт которой был утвержден протоколом от 21.12.2016 N 12 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Среди заявленных целей реформы контрольной и надзорной деятельности - снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, а также рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В Послании Президента Российской Федерации от 20.02.2019 была озвучена задача прекратить с 01.01.2021 действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственных региональных приказов, писем и инструкций. Следует обновить нормативную базу и сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям.

Для исполнения поставленной задачи Правительством РФ был утвержден План мероприятий (дорожная карта) от 29.05.2019 N 4714п-П36, а также принято постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65, которым были признаны утратившими силу с 01.01.2021 акты Правительства РФ и их отдельные положения, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

На основании п.2 указанного постановления Правительства РФ с 01.01.2021 подлежат отмене правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в соответствии с перечнем приложения 2 указанного постановления.

В перечень правовых актов, не отвечающих современным требованиям и подлежащих отмене, включен приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации".

Основные положения обновленных критериев аккредитации.

Помимо вышеуказанного ГОСТа, для лабораторий также установлены условия п. 23 Критериев аккредитации, согласно которым, лаборатории должны будут выполнять требования политик ИЛАК в области стандартизации, а также правила к оформлению протоколов испытаний.

Критерии заметно расширили и конкретизировали требования к работникам лабораторий. Теперь, чтобы получить право выполнять работы в ИЛ в качестве полноценного специалиста необходимо иметь образование соответствующее профилю области аккредитации и опыт работы не менее двух лет для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области обязательного подтверждения (оценки) соответствия. И не менее одного года для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.

Что это может означать для круга заявителей:

Во-первых, требования к опыту сократились.

Во-вторых, теперь для того, чтобы специалисту лаборатории получить право выполнять работы без надзора наставника и подписывать протоколы испытаний, достаточно иметь подтвержденный опыт работы:

- от двух лет, для специалистов лабораторий, испытывающих продукцию, и которые оказывают услуги по испытаниям для органов по сертификации.

- от одного года для специалистов отраслевых лабораторий, где требование о наличии аккредитации определено сферой деятельности (например СОУТ, где требования к аккредитации определены Министерством труда).

Вместе со сменой условий и требований к квалификации специалистов лабораторий, в прошлое уходит и обязательное требование к наличию в лаборатории должностного лица Менеджера по качеству. Теперь данную функцию по умолчанию необходимо распределить между всеми специалистами лабораторий и назначить ответственных за те или иные элементы системы менеджмента качества.

Работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории .

Теперь специалисты лабораторий, состоящие в штате своей конкретной лаборатории, не смогут быть оформлены в штат иных лабораторий других юрлиц по совместительству.

Руководитель лаборатории и его заместители должны работать в лаборатории в штате по основному месту работы .

Это означает, что высшее руководство, оформляется на работу в лабораторию только по основному месту работы, то есть если ранее эту должность можно было совмещать, например с должностью директора по маркетингу, то теперь либо руководитель лаборатории, либо Директор по маркетингу.

Право владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, а также иными техническими средствами и материальными ресурсами, указанными в абзаце первом п.24.4 Критериев, не может быть приобретено на срок менее одного года .

В открытом доступе был размещен проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий”.

Под результатами деятельности испытательной лаборатории в настоящем проекте следует понимать документы, выданные испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в национальной системе аккредитации, в результате их деятельности (протокол испытаний / отчет об испытаниях).

В соответствии с проектом решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории принимается национальным органом по аккредитации (Росаккредитацией). Сведения о признании недействительными результатов деятельности испытательных лабораторий будут вноситься Росаккредитацией во ФГИС.

Основания для признания отчетов испытательных лабораторий недействительными:

а) несоответствие отчета испытательной лаборатории обязательным требованиям к отчетам, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативными документами и правом Евразийского экономического союза;

б) выдача испытательной лабораторией отчета без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ;

в) установление факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;

г) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ вне области аккредитации;

д) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ в период приостановления действия аккредитации;

е) проведение исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ и (или) выдача отчета испытательной лабораторией, не включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, в случаях когда в соответствии с обязательными требованиями лаборатория должна быть включена в указанный реестр;

ж) наличие в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сведений о признании сертификата соответствия или декларации о соответствии, выданных на основании отчета испытательной лаборатории, недействительными в связи с нарушением процедур, связанных с проведением исследований (испытаний) и измерений и (или) выдачей отчета испытательной лаборатории;

з) прекращение действия аккредитации в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия установлены факты, указанные в пунктах 5 и (или) 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации”;

и) неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;

к) проведение исследований (испытаний) и измерений продукции не в полном объеме, с нарушением методик исследований (испытаний) и измерений или с использованием ненадлежащих методов испытаний, с применением ненадлежащего испытательного оборудования, неутвержденного типа или непроверенных средств измерений.

Следует отметить, что в случае наличия оснований, предусмотренных пунктами “в”, “ж”, “з”, “и”, признанию недействительными подлежат все отчеты, выданные испытательной лабораторией за период со дня завершения предшествующей процедуры подтверждения компетентности или контрольного (надзорного) мероприятия (в зависимости от того, что наступило позднее), по результатам которых не было выявлено соответствующих случаев. Во всех остальных случаях недействительными признаются только отчеты (протоколы), в отношении которых выявлены соответствующие случаи.

Отчет испытательной лаборатории должен быть признан недействительным с даты его выдачи испытательной лабораторией.

Выявлять основания для признания отчетов недействительными предлагается посредством:

– проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

– выявления подобных оснований в рамках прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности;

– структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений, содержащихся в едином реестре.

В случаях признания отчетов испытательных лабораторий недействительными предлагается информировать саму испытательную лабораторию, органы по сертификации, выдавшие сертификаты соответствия или зарегистрировавшие декларации о соответствии на основании признанных недействительными отчетов испытательной лаборатории, органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и заявителей.

Общественное обсуждение проекта проходит с 12 по 30 апреля 2021 года.

О Порядке принятия национальным органом

по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности (далее – Порядок).

2. До 1 марта 2022 г. информирование о признании отчетов испытательных лабораторий недействительными, предусмотренное пунктом 11 Порядка, может осуществляться заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в реестре аккредитованных лиц или при оформлении документа об оценке соответствия.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

Российской Федерации М.Мишустин

принятия национальным органом

по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет случаи и правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в национальной системе аккредитации (далее – испытательная лаборатория), в результате их деятельности, в том числе порядок информирования заинтересованных лиц о принятом решении национального органа по аккредитации.

2. Для целей настоящего Порядка под документом, выдаваемым испытательной лабораторией в результате ее деятельности, понимается отчет об испытаниях (протокол испытаний), выданный испытательной лабораторией, выполняющей работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в реестре аккредитованных лиц, а также документ, выданный испытательной лабораторией по итогам проведения экспертизы или иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или правом Евразийского экономического союза установлено требование о проведении таких работ испытательной лабораторией (далее – отчет испытательной лаборатории).

3. Признание недействительным отчета испытательной лаборатории осуществляется путем принятия соответствующего решения руководителем (уполномоченным лицом) национального органа по аккредитации.

Случаи признания недействительными отчетов
испытательной лаборатории

4. Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории принимается национальным органом по аккредитации
в следующих случаях:

б) выдача испытательной лабораторией отчета без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или правом Евразийского экономического союза установлено требование о проведении таких работ испытательной лабораторией (далее – иные виды работ);

в) установление факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;

г) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ вне области аккредитации, определенной при аккредитации, расширении, сокращении
или актуализации области аккредитации;

д) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ и (или) выдача испытательной лабораторией отчета в период приостановления действия аккредитации
в национальной системе аккредитации;

е) проведение исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ и (или) выдача отчета испытательной лабораторией, не включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза для проведения исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ испытательная лаборатория должна быть включена в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;

и) неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;

к) проведение испытаний исследований (испытаний) и измерений продукции не в полном объеме, с нарушением методик исследований (испытаний) и измерений или с использованием ненадлежащих методов испытаний, с применением ненадлежащего испытательного оборудования, неутвержденного типа или неповеренных средств измерений.

III. Правила принятия национальным органом
по аккредитации решения о признании недействительными отчетов испытательных лабораторий

5. Выявление случаев, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется по результатам проведения в порядке, установленном Законом об аккредитации:

а) контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

б) процедуры подтверждения компетентности испытательной лаборатории;

в) структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений, содержащихся в едином реестре требованиям настоящего Порядка, законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза, направленных на обеспечение качества государственных данных и сервисов.

10. Сведения о принятии национальным органом по аккредитации решения о признании отчета испытательной лаборатории недействительным вносятся в федеральную государственную систему в области аккредитации (далее – ФГИС Росаккредитации) уполномоченным должностным лицом национального органа
по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

11. Отчет испытательной лаборатории признается недействительным с даты его выдачи испытательной лабораторией.

12. О признании отчетов испытательных лабораторий недействительными информируются: в автоматическом режиме:

а) испытательная лаборатория, отчет которой признан недействительным, – посредством личного кабинета испытательной лаборатории во ФГИС Росаккредитации;

б) органы по сертификации, выдавшие сертификаты соответствия или зарегистрировавшие декларации о соответствии на основании признанных недействительными отчетов испытательной лаборатории, – посредством личного кабинета органа по сертификации во ФГИС Росаккредитации;

в) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, – посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

13. Ответственность за убытки, причиненные решением о признании отчетов испытательной лаборатории недействительными третьим лицам, подлежит урегулированию между участниками процедуры по оценке соответствия продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Кто проводит аккредитацию?

Кто включается в состав аккредитационных комиссий?

Где проводится аккредитация?

Аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно-техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности и включенных в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

Какой документ выдается после участия в процедурах аккредитации?

Аккредитуемому, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, выдается выписка из протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащая соответствующие решения, которая заверяется, печатью (при наличии) профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии или печатью (при наличии) образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.

Лицу, впервые признанному прошедшим аккредитацию специалиста, выдается Свидетельство об аккредитации специалиста, которое оформляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и подписывается уполномоченным лицом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В дальнейшем сведения о результатах прохождения аккредитации специалиста вносятся в ранее выданное свидетельство об аккредитации специалиста и заверяются подписью председателя аккредитационной комиссии и печатью профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии, или печатью (при наличии) образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.

Что делать если Вы не согласны с результатом аккредитации?

Аккредитуемый, признанный аккредитационной комиссией не прошедшим аккредитацию специалиста или признанный аккредитационной подкомиссией не прошедшим этап аккредитации специалиста, вправе подать жалобу на соответствующее решение аккредитационной комиссии или аккредитационной подкомиссии в апелляционную комиссию в течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации.

Решения аккредитационной комиссии и апелляционной комиссии могут быть обжалованы в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Какие этапы включают различные виды аккредитации?

Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование включает следующие этапы:

  1. тестирование;
  2. оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:

  1. тестирование;
  2. оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (практико-ориентированный этап).

Периодическая аккредитация включает в себя один этап — оценку портфолио.

Можно ли повторно пройти аккредитацию тем, кто признан не прошедшим этап аккредитации?

Аккредитуемый имеет 3 попытки для прохождения этапа аккредитации.

Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения этапа аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию заявление с указанием не пройденного этапа аккредитации специалиста в течение 5 рабочих дней со дня признания его таковым.

Аккредитуемый, признанный не прошедшим аккредитацию специалиста, в целях повторного прохождения аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию предусмотренные документы, не ранее чем через один месяц со дня признания его таковым.

Срок действия документа об аккредитации?

Свидетельство об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста.

Где фиксируются данные о прохождении специалистом аккредитации?

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся в Федеральный регистр медицинских работников.

В 2021 году я получил(а) медицинское (фармацевтическое) образование, но аккредитацию специалиста не прошел(ла), теперь работодатель требует пройти аккредитацию специалиста, мне ее обязательно проходить?

После 01.01.2022 все лица, получившие медицинское и (или) фармацевтическое образование в 2021 году и не прошедшие аккредитацию специалиста, подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов, утвержденным приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н.

Где и как пройти процедуру аккредитации специалиста?

Проведение процедуры аккредитации специалистов регламентируется Положением об аккредитации специалистов, утвержденным приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее – Положение).

В соответствии с Положением Вы можете подать заявление о прохождении аккредитации специалиста в любую из аккредитационных подкомиссий, сформированных по Вашей специальности.

Я учусь в ординатуре, после специалитета не проходил(а) первичную аккредитацию, мне обязательно проходить первичную аккредитацию? Я могу сразу пройти первичную специализированную аккредитацию?

В соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н аккредитации специалистов подлежат все лица, не прошедшие аккредитацию специалиста.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством процедура аккредитации специалиста носит заявительный характер.

Таким образом, если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности сразу после окончания вуза, необходимо пройти первичную аккредитацию специалиста.

Я получил(а) образование в иностранном государстве, как я могу осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность на территории Российской Федерации?

В 2021 году действует особый порядок допуска к осуществлению профессиональной деятельности на территории Российской Федерации лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, который регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.

Так, лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, допускаются к осуществлению профессиональной деятельности, при соблюдении следующих условий:

  • наличия документов об образовании и (или) квалификации, при условии признания Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
  • успешной сдачи специального экзамена в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
  • наличия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Таким образом, для получения допуска к осуществлению профессиональной деятельности, Вам необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, после чего представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление и необходимые документы для сдачи специального экзамена.

В случае успешной сдачи специального экзамена, Вам будет выдан протокол, дающий право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание, что с 01.01.2022 для того, чтобы продолжить осуществление профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную специализированную аккредитацию специалиста.

Постановление № 440 действует до 31.12.2021, в связи с чем, после истечения срока действия указанного постановления лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, подлежат аккредитации специалистов.

Я получил(а) высшее образование (уровень специалитета) в Российской Федерации, но обучение в ординатуре (интернатуре) и (или) профессиональную переподготовку прошел(ла) в иностранном государстве, что мне делать для того, чтобы работать в Российской Федерации?

Если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности, полученной в Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную аккредитацию специалиста.

Если Вы планируете осуществлять профессиональную деятельность по специальности, полученной в иностранном государстве, Вам необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, после чего представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление и необходимые документы для сдачи специального экзамена.

В случае успешной сдачи специального экзамена, Вам будет выдан протокол, дающий право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание, что с 01.01.2022 для того, чтобы продолжить осуществление профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, Вам необходимо пройти первичную специализированную аккредитацию специалиста.

Я получил(а) образование в Республике Беларусь и хочу работать в Российской Федерации. Что делать?

Разрешение Росздравнадзора о допуске к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации обладателям документов Республики Беларусь об уровне образования и (или) квалификации не требуется.

Для осуществления профессиональной деятельности по специальности, Вам необходимо пройти аккредитацию специалиста.

Следует отметить, что для допуска к осуществлению профессиональной деятельности специалист должен соответствовать квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, которые утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н и от 10.02.2016 № 83н соответственно.

Срок действия моего сертификата специалиста закончился, как мне работать?

В 2021 году в срок действия Вашего сертификата специалиста продлевается на 12 месяцев.

Вместе с тем рекомендуем пройти периодическую аккредитацию специалиста в упрощенных условиях, установленных приказом Минздрава России от 02.02.2021 № 40н.

Прошел(ла) процедуру аккредитации, но свидетельство об аккредитации специалиста не выдали, что делать?

Фактом завершения процедуры аккредитации специалиста с признанием его успешно прошедшим данную процедуру и, как cледствие, получением права на осуществление профессиональной деятельности является решение аккредитационной комиссии, зафиксированное в итоговом протоколе.

Кроме того, предусмотрен еще один механизм подтверждения факта успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста – выдача в течение трех дней выписки из итогового протокола.

В связи с изложенным в настоящее время Вы можете осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность в случае успешного прохождения в 2021 году процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов при наличии выписки из итогового протокола.

Прошел(ла) аккредитацию специалиста, но у меня уже есть свидетельство об аккредитации специалиста. Как внести вторую запись об аккредитации?

Вторая и последующая запись в ранее выданное свидетельство об аккредитации специалиста осуществляется секретарем аккредитационной комиссии рукописным способом и заверяется подписью председателя аккредитационной комиссии и печатью профессиональной некоммерческой организации или печатью (при наличии) образовательной и/или научной организации.

Таким образом, внесение записи в ранее выданные свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется аккредитационной комиссией образовательной и/или научной организации, на базе которой Вы прошли аккредитацию

В выданном свидетельстве об аккредитации специалиста допущена ошибка. Что мне делать?

Для решения вопроса о замене свидетельства об аккредитации специалиста Вам необходимо предоставить в адрес Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3 – почтой или лично) следующие документы:

  • заявление в свободной форме о предоставлении свидетельства об аккредитации специалиста (с указанием причины замены cвидетельства об аккредитации специалиста, способа получения и точного почтового адреса в случае его получения по почте ценным отправлением с уведомлением о вручении, а также контактным номером (мобильного) телефона);
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • копию документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании
    (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию выписки из протокола заседания аккредитационной комиссии;
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • испорченный бланк свидетельства об аккредитации специалиста.

Потерял(а) или испортил(а) свидетельство об аккредитации специалиста. Что делать?

Для решения вопроса о выдаче дубликата свидетельства об аккредитации специалиста Вам необходимо представить в адрес Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3 – почтой или лично) заявление в свободной форме о выдаче дубликата свидетельства об аккредитации специалиста, в котором указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, получившего свидетельство об аккредитации специалиста;
  • обстоятельства утраты или порчи свидетельства об аккредитации специалиста;
  • способ получение дубликата свидетельства об аккредитации (лично в Минздраве России либо почтовым отправлением (в указанном случае указывается Ваш точный почтовый адрес с индексом).

Также к заявлению прикладывается:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копия выписки из протокола заседания аккредитационной комиссии;
  • копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • контактный номер (мобильного) телефона;
  • испорченный бланк свидетельства об аккредитации специалиста (в случае его порчи (повреждении).

Я сменил(а) фамилию в связи с вступлением в брак, мне надо менять свидетельство об аккредитации специалиста?

Выдача дубликата свидетельства об аккредитации специалиста лицу, сменившему фамилию в связи с вступлением в брак, не предусмотрена.

Свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста являются документами об образовании и (или) квалификации?

Сертификат специалиста и свидетельство об аккредитации специалиста не являются документами об образовании и (или) квалификации.

Я являюсь руководителем образовательной или научной организации, желающей выступать площадкой для проведения аккредитации специалистов. Что делать?

Руководитель образовательной и (или) научной организации в целях проведения аккредитации специалистов направляет в аккредитационную комиссию заявку о включении образовательной и (или) научной организации в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

По результатам проведенной оценки председателем аккредитационной комиссии будет принято решение о включении (не включении) образовательной и (или) научной организации в перечень образовательных и (или) научных организаций, на базе которых проводится аккредитация специалистов в субъекте Российской Федерации.

Я являюсь руководителем образовательной или научной организации, которая выступает площадкой для проведения аккредитации специалистов. В указанной образовательной или научной организации произошла реорганизация (слияние, преобразование, присоединение) или смена наименования. Что делать?

Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее – ЕГИСЗ).

В случае структурного преобразования образовательной организации с целью актуализации сведений в информационной системе аккредитации специалистов необходимо:

Читайте также: