Кто может вести уголовное преследование

Обновлено: 02.07.2024

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для того чтобы изобличить лицо виновного в совершении преступления.

Со стороны обвинения, эту деятельность осуществляют такие участники уголовного судопроизводства, как:

  • следователь;
  • прокурор;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • начальник подразделения дознания;
  • частный обвинитель и его представитель;
  • гражданский истец и его представитель;
  • потерпевший и его законный представитель.

Но характер их деятельности, а также совокупность средств реализации функции уголовного преследования и объем предоставленных полномочий различаются в зависимости от: внутреннего убеждения, от тяжести и характера преступления, а также стадий производства по уголовному делу.

В соответствии с ст. 20 УПК РФ закреплено три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • публичное;
  • частно-публичное.

Тяжесть и характер совершенного преступления выступают критерием разделения уголовного преследования на данные виды.

Дела частного обвинения – это дела о преступлениях, как правило, без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в статьях УК РФ:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115);
  • побои (ч. 1 ст. 116);
  • клевета (ч. 1 ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Подобные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются, если стороны пошли на примирение. Такой вариант возможен только до удаления суда в совещательную комнату.

Дела частно-публичного обвинения – это дела о преступлениях также без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в УК РФ:

Такие дела также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но в отличие от дел частного обвинения, эти дела не могут быть прекращены в связи с примирением сторон.

Но правило, которое предусмотрено в ст. 25 УПК РФ, является исключением. В статье закреплено, что суд, а также дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа, если имеется заявление потерпевшего или его законного представителя, имеют право прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней или небольшой тяжести. И если преступление было совершено лицом впервые, и он загладил причиненный вред и примирился с потерпевшим.

По таким делам производство осуществляется в общем порядке, который предусмотрен УПК РФ.

Применительно к институту уголовного преследования, тенденция усиления равенства уголовного судопроизводства была закреплена. В сравнении с предыдущим уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.) значительно расширился круг дел частно-публичного обвинения, а также появилась возможность не только у потерпевших, но и у их законных представителей, возбуждать уголовные дела частно-публичного и частного обвинения.

Так как УПК РФ ориентировано на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, которые оказались потерпевшими, а не на быстрое и полное раскрытие преступлений, то Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует задачам и духу современного российского уголовно-процессуального законодательства.

В Российской Федерации, защита прав и свобод человека не является только частным делом личности, но и обеспечивается государством. Поэтому в ряде случаев, дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться должностными лицами (дознавателем с согласия прокурора, а также следователем) даже если отсутствует заявления потерпевшего и его законного представителя. Это только в случаях, когда преступление было совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного и зависимого состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случаях, когда лицо совершило преступление и данных о нем не известно.

В таких случаях уголовное преследование будет осуществляться вне зависимости от волеизъявления потерпевшего.

Уголовные дела, возбужденные подобным образом, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке.

Так как уголовное преследование осуществляется по делам частно-публичного или частного обвинения в публичном порядке, то это не противоречит уголовному судопроизводству и его задачам. Таким образом, не следует его рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. В данном случае, речь идет о защите охраняемых законом интересов и прав потерпевшего, который находится в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свое право. Таким образом, дознаватель и следователь отстаивают от имени государства интересы лица, который нуждается в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные дела, которые не относятся к категориям дел частно-публичного и частного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Прокурор, а также дознаватель и следователь, в силу публичного характера российского уголовного судопроизводства, осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения от имени государства.

Следователь, прокурор, орган дознания и дознаватель, в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан руководствоваться принципом законности, изобличать лица или лиц, которые виновны в совершении преступления, а также принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления.

Обязанности, которые возлагаются на следователя, прокурора и дознавателя, могут быть исполнены надлежащим образом только тогда, когда все эти лица будут обладать конкретными властными полномочиями. Согласно ст. 37, 38, 41 УПК РФ закреплено правовое положение следователя, прокурора и дознавателя. Также закон устанавливает, что поручения, требования и запросы руководителя следственного органа, следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, установленных УПК РФ являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами.

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарии к ст. 21 УПК РФ

1. Закрепленный в коммент. ст. принцип публичности пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностных лиц), осуществляющие уголовный процесс, за исключением суда и судьи .

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

3. Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК законодателем ограничена определенной категорией происшествий. Соответствующие органы дознания, начальники органов дознания, начальники подразделений дознания и дознаватели не вправе возбуждать уголовное дело, им не подведомственное. К примеру, командир воинской части не может возбудить уголовное дело о происшествии, которое не было совершено, во-первых, подчиненным ему военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением им своих служебных обязанностей), а во-вторых, в расположении воинской части.

5. От имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование могут осуществлять не только прокурор, следователь, дознаватель, но и:

- орган дознания (п. п. 11, 24 ст. 5, ч. 2 ст. 21 и др. статьи УПК);

- руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК);

- руководитель следственного органа (п. п. 47, 55 ст. 5, ст. 39 УПК);

- начальник органа дознания (ч. ч. 3 и 4 ст. 41, ст. 225 УПК);

- начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК);

- руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК).

6. Следователь (дознаватель и др.) не только вправе, но и обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование. Возложение на него законодателем такой обязанности является одной из гарантий обязательности осуществления уголовного преследования по большинству составов преступлений. Наличие рассматриваемой обязанности отличает его от других субъектов, наделенных полномочием реализовать уголовное преследование, а именно: от частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя.

7. Согласно содержанию положений, закрепленных в коммент. ст., во время производства предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) должен с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию.

8. Исключениями из принципа публичности являются положения ст. ст. 23, 25 УПК, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК, а также рассмотрения дел частного (частно-публичного) обвинения (см. также комментарий к ст. ст. 20, 23, 25 УПК).

9. Согласно ч. 4 коммент. ст. требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

10. Так же как и в предыдущих частях коммент. ст., в ч. 4 закреплена идея, которая должна распространяться не только на указанных в ней лиц, но и на требования, поручения и запросы руководителя и члена следственной группы (группы дознавателей), начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

11. В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства указанных требований, поручений или запросов на нарушителей может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК (ст. 117 УПК).

12. Неисполнение законных требований может повлечь и иные формы ответственности. Так, вызванный следователем (дознавателем и др.), но не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут принудительному приводу органом дознания (органом внутренних дел) на основании постановления должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой из общего арсенала таких мер. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего производство по делу, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний; за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено ; за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест).

См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. С. 35.

13. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя (ст. 17.7 КоАП РФ).

14. Требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами вне зависимости от того, какую предусмотренную УПК цель они преследуют. Включение данного требования в статью, именуемую "Обязательность осуществления уголовного преследования", не должно расцениваться как то, что эти требования, поручения и запросы могут быть использованы только в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Они могут (и должны) быть использованы в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Об этом прямо не сказано в коммент. ст., но такой вывод можно сделать исходя из закрепленного в ст. 6 УПК назначения уголовного судопроизводства .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 64 - 65.

15. Под прокурором в ч. 5 коммент. ст. понимается прокурор, надзирающий за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

16. Прокурору ч. 5 коммент. ст. предоставлена не просто возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве. Законодатель разместил данное его право не в ст. 37 УПК, регламентирующей статус прокурора, а в ст. 21 УПК, где объединены правовые положения, касающиеся обязанности осуществления уголовного преследования. Соответственно, ч. 5 этой статьи не столько указывает на расширение статуса прокурора, сколько по иному представляет его обязанность по уголовному преследованию от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

17. В то же время законодатель еще раз акцентирует внимание правоприменителя на том обстоятельстве, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено, пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, и что такое соглашение может быть заключено лишь с подозреваемым или обвиняемым.

18. Здесь ничего не сказано о защитнике подозреваемого (обвиняемого). Думается, это не упущение законодателя, а его принципиальный подход. Прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве не с защитником, а с его подзащитным. Роль защитника - обеспечить соблюдение законных прав и интересов подозреваемого (обвиняемого) при заключении искомого соглашения. Именно поэтому законодатель требует в ст. 317.3 УПК составлять досудебное соглашение о сотрудничестве с участием защитника, который таковое подписывает вместе со своим подзащитным.

19. См. также комментарий к ст. ст. 5, 39, 73, 144, 157, 317.3 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Обязанность осуществления уголовного преследования. Комментарий к статье 21 УПК.

Уголовное преследование является одной из функций уголовного судопроизводства, которая имеет свою собственную правовую природу и отделена при реализации своих полномочий от функции защиты и разрешения уголовного дела. Из анализа п. 22 и п. 55 ст. 5 УПК РФ видно, что понятие "уголовное преследование" рассматривается в уголовном судопроизводстве более широко, чем понятие "обвинение". Кроме того, уголовное преследование можно определить как уголовно-процессуальную деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по привлечению к уголовной ответственности лиц (лица), совершивших преступления, включающую и возбуждение процесса расследования, и само расследование обстоятельств преступления, розыск и поимку лица, совершившего преступление, утверждение лица о виновности в совершенном преступлении, путем выдвижения тезиса о его виновности перед судебными органами, а также доказывание его виновности в судебном заседании и т.д. При этом уголовное преследование направлено и на прекращение деятельности по привлечению к уголовной ответственности лица (лиц) посредством прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. ст. 24 - 28.1 УПК РФ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 октября 2011 г. N 22-П уголовное преследование "является одной из форм реализации государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению защиты других конституционно значимых ценностей (статья 2; статья 52; статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации) в тех случаях, когда эти ценности становятся объектом преступного посягательства.

На уголовное преследование при производстве по уголовным делам существенным образом влияют диспозитивность и (или) публичность. В зависимости от степени действия диспозитивности и публичности на уголовное преследование различают три самостоятельных вида уголовного преследования: публичное, частно-публичное и частное. При этом уголовное преследование в пределах своих компетенций осуществляют прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания в лице начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания, дознавателя, частный обвинитель и его представитель либо законный представитель, потерпевший и его представитель либо законный представитель, гражданский истец и его представитель либо законный представитель. Кроме того, гражданский истец и его представитель либо законный представитель вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по осуществлению уголовного преследования в части гражданского иска по уголовному делу.

Действие диспозитивности в уголовном преследовании представляет собой право лица, потерпевшего от преступления, распорядиться самостоятельно своим правом на уголовное преследование. По своей сущности диспозитивность в уголовном судопроизводстве не меняет ни характера публично-правовых отношений, порождаемых фактом совершения преступления, ни природы принимаемых в связи с этим судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер, ни существа применяемых на основании этих решений мер государственного принуждения. Права и законные интересы лица, потерпевшего от преступления, в полной мере защищаются от преступлений, и тем самым достигается цель уголовного судопроизводства. Кроме того, не будет отменена и обязанность государства - в лице прокурора, руководителя следственного органа, следователя и дознавателя - обеспечивать уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения в случае, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ. В отличие от органов дознания, предварительного следствия и государственного обвинения на частного обвинителя не возлагается юридическая обязанность по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

По делам частного обвинения уголовное преследование осуществляется от имени государства только в случаях, когда неизвестно лицо, совершившее преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ. Кроме того, уголовное преследование осуществляется и в случаях, когда руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

В случаях, когда в ходе судебного разбирательства по уголовному делу суд приходит к выводу о необходимости изменения ранее предъявленного обвинения подсудимому за преступления, дела по которым возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ст. ст. 115, 116 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ), суд должен выяснить позицию потерпевшего либо его законного представителя в части их волеизъявления по вопросам привлечения подсудимого к уголовной ответственности. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. N 1 сказано: "При отсутствии в деле жалобы суд выясняет в судебном заседании у потерпевшего, желает ли он привлечь подсудимого к уголовной ответственности. В случае заявления потерпевшего, что он этого не желает, а также в случае, когда жалоба в деле имеется, но потерпевший заявляет о примирении с подсудимым, суд своим определением (постановлением) прекращает дело производством на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. При этом вступление в уголовное дело прокурора не является препятствием для прекращения дела за примирением потерпевшего с подсудимым (ч. 4 ст. 318 УПК РФ).

Правило, при котором по уголовным делам частного обвинения уголовно-процессуальная деятельность прекращается в связи с примирением сторон до удаления суда в совещательную комнату, исходит из того, что данные категории преступлений не представляют значительной общественной опасности и их раскрытие обычно не вызывает трудностей, а потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование. Потерпевший обращается за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывает как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в ситуациях по делам частно-публичного и публичного обвинения процессуальные стадии досудебного производства. При этом выдвижение обвинения и поддержание его в суде являются не обязанностью, а правом потерпевшего, которое вытекает из ст. 22 и ч. 3 ст. 246 УПК РФ.

Прокуратура
Республики Татарстан

Прокуратура Республики Татарстан

29 июня 2021, 17:48

Возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

Уголовное преследование является одной из функций уголовного судопроизводства, которая имеет свою собственную правовую природу и отделена при реализации своих полномочий от функции защиты и разрешения уголовного дела. Из анализа п. 22 и п. 55 ст. 5 УПК РФ видно, что понятие "уголовное преследование" рассматривается в уголовном судопроизводстве более широко, чем понятие "обвинение". Кроме того, уголовное преследование можно определить как уголовно-процессуальную деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по привлечению к уголовной ответственности лиц (лица), совершивших преступления, включающую и возбуждение процесса расследования, и само расследование обстоятельств преступления, розыск и поимку лица, совершившего преступление, утверждение лица о виновности в совершенном преступлении, путем выдвижения тезиса о его виновности перед судебными органами, а также доказывание его виновности в судебном заседании и т.д. При этом уголовное преследование направлено и на прекращение деятельности по привлечению к уголовной ответственности лица (лиц) посредством прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. ст. 24 - 28.1 УПК РФ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 октября 2011 г. N 22-П уголовное преследование "является одной из форм реализации государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению защиты других конституционно значимых ценностей (статья 2; статья 52; статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации) в тех случаях, когда эти ценности становятся объектом преступного посягательства.

На уголовное преследование при производстве по уголовным делам существенным образом влияют диспозитивность и (или) публичность. В зависимости от степени действия диспозитивности и публичности на уголовное преследование различают три самостоятельных вида уголовного преследования: публичное, частно-публичное и частное. При этом уголовное преследование в пределах своих компетенций осуществляют прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания в лице начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания, дознавателя, частный обвинитель и его представитель либо законный представитель, потерпевший и его представитель либо законный представитель, гражданский истец и его представитель либо законный представитель. Кроме того, гражданский истец и его представитель либо законный представитель вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по осуществлению уголовного преследования в части гражданского иска по уголовному делу.

Действие диспозитивности в уголовном преследовании представляет собой право лица, потерпевшего от преступления, распорядиться самостоятельно своим правом на уголовное преследование. По своей сущности диспозитивность в уголовном судопроизводстве не меняет ни характера публично-правовых отношений, порождаемых фактом совершения преступления, ни природы принимаемых в связи с этим судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер, ни существа применяемых на основании этих решений мер государственного принуждения. Права и законные интересы лица, потерпевшего от преступления, в полной мере защищаются от преступлений, и тем самым достигается цель уголовного судопроизводства. Кроме того, не будет отменена и обязанность государства - в лице прокурора, руководителя следственного органа, следователя и дознавателя - обеспечивать уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения в случае, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ. В отличие от органов дознания, предварительного следствия и государственного обвинения на частного обвинителя не возлагается юридическая обязанность по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

По делам частного обвинения уголовное преследование осуществляется от имени государства только в случаях, когда неизвестно лицо, совершившее преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ. Кроме того, уголовное преследование осуществляется и в случаях, когда руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

В случаях, когда в ходе судебного разбирательства по уголовному делу суд приходит к выводу о необходимости изменения ранее предъявленного обвинения подсудимому за преступления, дела по которым возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ст. ст. 115, 116 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ), суд должен выяснить позицию потерпевшего либо его законного представителя в части их волеизъявления по вопросам привлечения подсудимого к уголовной ответственности. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. N 1 сказано: "При отсутствии в деле жалобы суд выясняет в судебном заседании у потерпевшего, желает ли он привлечь подсудимого к уголовной ответственности. В случае заявления потерпевшего, что он этого не желает, а также в случае, когда жалоба в деле имеется, но потерпевший заявляет о примирении с подсудимым, суд своим определением (постановлением) прекращает дело производством на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. При этом вступление в уголовное дело прокурора не является препятствием для прекращения дела за примирением потерпевшего с подсудимым (ч. 4 ст. 318 УПК РФ).

Правило, при котором по уголовным делам частного обвинения уголовно-процессуальная деятельность прекращается в связи с примирением сторон до удаления суда в совещательную комнату, исходит из того, что данные категории преступлений не представляют значительной общественной опасности и их раскрытие обычно не вызывает трудностей, а потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование. Потерпевший обращается за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывает как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в ситуациях по делам частно-публичного и публичного обвинения процессуальные стадии досудебного производства. При этом выдвижение обвинения и поддержание его в суде являются не обязанностью, а правом потерпевшего, которое вытекает из ст. 22 и ч. 3 ст. 246 УПК РФ.

Что такое уголовное преследование?

Стабильность любого общества основывается не только на существовании качественного и современного законодательства, но и на неукоснительном его соблюдении всеми гражданами страны. Однако, всегда находятся люди, которые эти правила нарушают. Правило во всех обществах одно – если человек правонарушитель, он должен быть наказан. В зависимости от тяжести проступка преследование может быть дисциплинарным, административным или уголовным. Уголовное преследование – наиболее жесткий вариант воздействия на лиц, нарушающих общественный порядок.

Как осуществляется обязанность по уголовному преследованию

Обязанность осуществления уголовного преследования рассмотрена в ст. 21 УПК РФ. Согласно требованиям этой статьи, преследование должно осуществляться в следующем порядке:

  • Предусмотрены три порядка выдвижения обвинений: публичный, частный и частно-публичный.
  • Частный и частно-публичный характер обвинения предполагают обязательное наличие заявления потерпевшего либо его законного представителя. Такой порядок предусмотрен для расследования преступлений небольшой тяжести. Однако, если преступник неизвестен или пострадавший находится в беспомощном состоянии прокуратура и следственные органы обязаны возбудить дело по таким фактам, даже при отсутствии заявления.
  • Прокурор вправе, после возбуждения дела по УК РФ, заключить со сторонами процесса досудебное соглашение.
  • Уголовное преследование должны осуществлять прокуратура, органы следствия и дознания.
  • По требованиям этих органов принимать участие в осуществлении правосудия обязаны все граждане и организации.

Какие основания существуют для уголовного преследования

Основание для уголовного преследования указано в ст. 8 УК РФ. Россия является правовой страной, и никто не должен подвергаться уголовному преследованию необоснованно. Таково толкование ст. 8 УК РФ, которая гласит, что основанием преследования могут являться только все признаки совершения преступления. Иными словами, уголовное преследование может начинаться только тогда, когда установлен факт совершения преступления. Других оснований для преследования в уголовном порядке, законодательство России не содержит.

Ответственность за незаконное уголовное преследование

Достаточно часто граждане пытаются использовать уголовное преследование для решения вопросов никак с нормами права не связанных. Это может быть месть или попытка решения меркантильных вопросов через подачу заведомо ложных заявлений о совершении преступлений. Бывают случаи, когда чиновники различных государственных служб незаконно возбуждают уголовные дела на предпринимателей с целью получения взяток или просто препятствования ведению бизнеса. Все, кто совершает такие незаконные действия, должны осознавать, что они не просто поступают непорядочно, а совершают преступление, за которое Уголовный кодекс устанавливает суровое наказание.

Ст. 299 УК РФ за незаконное уголовное преследование устанавливает следующие виды ответственности:

  • за простое преступление – до 7 лет лишения свободы;
  • за квалифицированное преступление – от 5 до 10 лет лишения свободы.

Квалифицирующими признаками являются заведомо ложное обвинение в тяжком или особо тяжком преступлении и возбуждение незаконных дел против предпринимателей с целью воспрепятствования их деятельности исходя из корыстной заинтересованности или личных побуждений, если такое дело привело к прекращению предпринимательской деятельности либо принесло крупный ущерб. Крупным ущербом по этой статье считается 1,5 млн руб.

Как возбуждается уголовное преследование по делам частного и частно-публичного обвинения

К делам частного обвинения относятся:

  • причинение легкого вреда здоровью;
  • нанесение побоев и другое причинение боли лицом, которое уже привлекалось к административной ответственности за аналогичные действия;
  • клевета.

Эти преступления считаются не тяжелыми, и пострадавший сам вправе решать, привлекать к уголовной ответственности своего обидчика или нет. Исключение составляют случаи, когда преступление совершено по отношению к беспомощному лицу либо преступник неизвестен. В таком случае органы следствия и дознания могут возбудить дело самостоятельно.

В остальных случаях тот, кому пришлось потерпеть насилие или клевету пишет заявление в мировой суд. В заявлении должны содержаться следующие сведения:

  • наименование суда;
  • сведения об истце;
  • сведения об ответчике;
  • описание преступления с указанием даты и времени его совершения, а также всех сопутствующих обстоятельств;
  • требование о возбуждении уголовного дела с указанием статьи УК РФ, по которой оно должно быть возбуждено;
  • список свидетелей по делу для вызова их в суд;
  • дата составления заявления и подпись заявителя.

Дела частного обвинения характеризуются тем, что преступления часто совершаются в отношении родственников или друзей. На волне гнева многие подают заявление в суд, а потом, примирившись, не знают, что с этим делать. Этот момент учтен в российском законодательстве, и, до вынесения приговора, дело может быть в любой момент закрыто, в связи с примирением его сторон. Исключение составляет случай, когда несовершеннолетний, пострадавший в результате преступления, заявляет о примирении, а его родители или законные опекуны на примирение не согласны.

Дела частно-публичного обвинения тоже возбуждаются по заявлениям потерпевших. К таким делам относятся:

  • изнасилование;
  • насильственные действия сексуального характера;
  • нарушение неприкосновенности жилища;
  • нарушение тайны переписки и иных каналов передачи информации;
  • нарушение неприкосновенности личной жизни.

Чтобы преследоваться в частно-публичном порядке, все эти преступления должны быть простыми, то есть не содержать квалифицирующих признаков. Следует отметить, что такие преступления тоже часто происходят между родственниками и знакомыми.

Обратите внимание!

Дела частно-публичного обвинения не закрываются по первому требованию пострадавшего лица в связи с примирением сторон. То есть возбужденное по вашему заявлению дело не закроют тогда, когда вы этого захотите.

Прежде чем подавать заявление о, например, изнасиловании мужем, следует хорошенько подумать о том, действительно ли вы хотите, чтобы он на долгие годы был лишен свободы. По заявлению такие дела не закроют, но в общем порядке, установленном законом, примирение сторон и закрытие дела иногда возможно.

По всем остальным статьям УК РФ уголовное преследование осуществляется в публичном порядке. То есть ведется государственными органами от имени государства. Заявление пострадавшего в этих делах обязательным не является.

Сроки, в течение которых может осуществляться уголовное преследование

Ст.78 УК РФ устанавливает максимальные сроки уголовного преследования:

  • за преступление малой тяжести – 2 года;
  • средней – 6 лет;
  • тяжкое – 10 лет;
  • особо тяжкое – 15 лет.

Эти сроки называются сроками давности, по их истечении преступник освобождается от ответственности. Срок исчисляется от момента совершения преступления до момента, когда приговор, вынесенный судом, вступит в законную силу.

Если преступник скрывается от правосудия, срок давности приостановят. Его течение возобновится после задержания или самостоятельной явки в правоохранительные органы. Пользоваться ли сроками давности при определении ответственности по преступлениям, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение, решает суд.

Обратите внимание!

Смертная казнь, как наказание за преступление, в УК РФ сохранена. В настоящее время она не применяется, но это может измениться в любой момент.

По статьям, связанным с терроризмом и преступлениями против порядка ведения войны, сроки давности не применяются.

Права потерпевших на участие в уголовном преследовании

Важной юридической категорией российского права является диспозитивность, то есть возможность свободного распоряжения своими правами. Лицо, пострадавшее от преступления, имеет право самостоятельно решить, что делать со своим правом на защиту законом. В зависимости от личной оценки степени нанесенного морального, физического или имущественного вреда, пострадавший от преступления имеет право решить подать заявление и возбудить уголовное преследование либо не делать этого.

Если принято решение о возбуждении уголовного преследования преступника, то пострадавший участвует в процессе установления факта преступления и изобличении преступников. Максимальны права пострадавшего в делах частного обвинения. Именно в них он может не только открывать, но и закрывать дела по своему усмотрению.

В делах частно-публичного обвинения пострадавший в частном порядке открывает уголовное преследование, но закрыть его самостоятельно не может и далее участвует в преследовании в публичном порядке. В делах публичного обвинения пострадавший участвует наряду с государственными служащими, для которых обвинение преступников входит в должностные обязанности, прокурорами, следователями, дознавателями. Рамки этого участия ограничены его статусом участника процесса.

Резюме

Уголовное преследование – это комплекс мероприятий стороны обвинения, направленный на изобличение преступников. Преследование может возбуждаться в частном, частно-публичном или публичном порядке. Для отстаивания своих прав у большинства наших граждан недостаточно знаний и навыков. Всем сторонам процесса как пострадавшим, так и обвиняемым, лучше нанять адвоката.

Ст 20 УПК РФ

Какие бывают виды уголовного преследования?

Открытие дела

Преследование согласно уголовному закону характеризуется следующими моментами:

  1. Направление деятельности строго определено уголовно-процессуальным законодательством.
  2. Полномочия расследования и назначения наказания предоставлены должностным лицам правоохранительных органов.
  3. Преследование предусматривает государственный характер и обеспечивается специальными инструментами государства.
  4. Уголовное преследование – это основа производства по уголовному делу.

Задача расследования противоправного деяния решается в процессе сбора доказательной базы и оформления обвинительного документа (заключения или акта). На этапе судебного разбирательства прокурор отстаивает позицию обвинения перед судом.

Главным фактором определения вида уголовного преследования выступают тяжесть и характер преступного эпизода.

Законом предусмотрено три типа процессуального порядка:

Суд

  • публичный;
  • частный;
  • частно-публичный.

Что такое дела частного обвинения?

Частный порядок преследования применяется в отношении всего трёх составов преступных деяний, не представляющих широкой общественной опасности:

  1. Часть 1 статьи 115 УК РФ (нанесение лёгкого вреда здоровью).
  2. Статья 116.1 УК РФ (нанесение побоев гражданином, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение по КоАП РФ в течение года).
  3. Часть 1 статьи 128.1 УК РФ (распространение заведомо ложных сведений, то есть клевета).

УПК РФ

Частное уголовное гонение осуществляется потерпевшим, то есть лицом, которому причинён имущественный, физический или моральный вред. Побои напрямую не связаны с нанесением имущественного ущерба, а клевета – физического. Однако лёгкий вред здоровью может сопровождаться, например, порванной одеждой. В результате клеветы у человека может резко ухудшится здоровье (сердечный приступ или инсульт).

Частный обвинитель обязательно должен знать человека, которого он обвиняет. Если преступник неизвестен пострадавшему, то последнему надлежит обратиться с заявлением в полицию.

В случаях, когда потерпевший находится в беспомощном (зависимом) состоянии (беременность, малолетний возраст), обличителем могут выступать прокурор или работник отдела опеки и попечительства местного муниципалитета. Классический пример – причинение физического вреда несовершеннолетнему его родителем. Законный представитель интересов ребёнка сам нарушает его права. В данной ситуации использовать полномочия защиты разрешается государственным органам.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет, что производство по материалам частного обвинения допускается прекратить за примирением сторон. Примириться можно до момента удаления судьи в совещательную комнату. Допустимым пределом срока примирения в апелляционной инстанции также является удаление для постановления решения. Суд в обязательном порядке извещает пострадавшего и причинителя вреда о допустимости примирения.

Если стороны решили помириться, судья не вправе отказать им в этом решении. Исключение могут составлять случаи, когда один — несовершеннолетний пострадавший — не согласен с мнением своего представителя по закону о примирении.

Нередко возникают ситуации, когда в одном и том же событии переплетаются деяния, содержащие признаки преступлений, преследование по которым ведётся в частном и в публичном порядке.

Следователь выяснял обстоятельства совершения преступления по факту повреждения чужого имущества, а заявление А. о причинении ему побоев направил мировому судье судебного участка для разбирательства по частному обвинению.

Как возбуждается дело частного обвинения?

Рассмотрение уголовных дел частного порядка относится к полномочиям мирового судьи. Потерпевший или его законный представитель лично обращается на судебный участок с заявлением по обвинению конкретного лица в совершении преступного деяния и применении к нему исправительных мер. Состав противоправного действия определяется самим потерпевшим.

Заявление составляется по определённому плану и содержит сведения:

  1. Наименование и адрес судебного участка.
  2. Краткое описание преступного события (место, время, обстоятельства).
  3. Просьба возбудить дело.
  4. Информация о потерпевшем (фамилия, имя, отчество полностью, паспортные данные).
  5. Известные данные обвиняемого лица (Ф.И.О. обязательно).
  6. Список свидетелей (Ф.И.О., адреса, контактные телефоны).
  7. Дата, подпись.

Заявление

К заявлению прилагаются его копии, количество которых соответствует числу привлекаемых к ответственности лиц.

Прокурор при рассмотрении дела частного обвинения отстаивает права потерпевшего. Вступление в дело государственного обвинителя не лишает стороны возможности примириться. Прокурор при необходимости обращает внимание мирового судьи и пострадавшего на факты, когда примирение заключается под давлением со стороны защиты.

Если потерпевший не согласен мириться, назначается судебное заседание по рассмотрению дела. Мировой судья в срок, не превышающий 7 суток со дня регистрации заявления, вызывает гражданина, в отношении которого подано заявление, для ознакомления с материалами. Обвиняемому вручается копия заявления, разъясняются его права, предлагается пригласить в суд свидетелей защиты.

То, что обвинение выдвигает и поддерживает не должностные лица правоохранительных органов, а сам пострадавший, не означает, что эта деятельность не обеспечивается государственными мерами воздействия. Государство гарантирует выполнение беспрепятственного доступа потерпевшего к рассмотрению уголовного дела.

Рассмотрение материалов частного обвинения похоже на разрешение спора между истцом и ответчиком в гражданском процессе. Однако в криминальном праве виновному назначается реальное наказание.

Если в совершении противоправного деяния обнаружатся отягчающие признаки, то дело перейдёт в категорию публичного. Например, если вред здоровью потерпевшего нанесён на почве расовой вражды (нацизма), то новое обвинение будет поддерживать сотрудник прокуратуры.

Порядок, устанавливаемый частью 2 ст. 20 УПК РФ, в современной юридической практике применяется достаточно редко.

Что означает частно-публичное преследование?

В частно-публичном порядке рассматривают дела, которые затрагивают честь и достоинство потерпевших. Подобные эпизоды пострадавший не хочет выносить на всеобщее обозрение, но в то же время желает наказать виновника. Государственное обвинение в делах этой категории поддерживает сотрудник прокуратуры, поэтому потерпевшие вправе отказаться от присутствия в судебном заседании.

Частно-публичное преследование начинается с заявления пострадавшего, однако обвинение предъявляется от имени государства.

Наручники

В категорию дел частно-публичного обвинения входят:

  • нарушение сексуальной неприкосновенности без отягчающих признаков (ст. ст. 131, 132);
  • вторжение в чужую личную жизнь: разглашение тайны переписки, разговоров любого вида (ст. ст. 136, 138);
  • несоблюдение неприкосновенности жилья (ст. 139);
  • нарушение авторских прав (ст. ст. 146, 147);
  • присвоение и растрата (ст. ст. 160, 161);
  • все виды мошенничества (ст. 159).

К группе мошеннических действий относятся эпизоды, в которых участвуют граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. В процессе мошенничества используется имущество, предназначенное для извлечения прибыли в процессе предпринимательской деятельности. Преступления, подпадающие под квалификацию ст. 159 УК РФ и совершённые членами исполнительных органов коммерческих объединений, также рассматриваются в частно-публичном порядке.

В отличие от частного вида преследования договорённость пострадавшего и обвиняемого о примирении (а также его несудимость) не оказывает влияния на решение суда. Исключение составляют деяния небольшой или средней тяжести, по которым виновник полностью возместил причинённый им ущерб.

Чем отличается публичный (общий) порядок?

Самым распространённым методом преследования и рассмотрения уголовного дела является публичный метод. Судебное разбирательство при этом проходит открыто для всех категорий участников.

Показания в суде

Отличительные признаки публичного порядка заключаются в следующем:

  1. Расследование и поддержание обвинения в суде осуществляется должностными лицами (дознавателем, следователем, прокурором).
  2. Обвинение предъявляется от имени государства.
  3. Юридические лица (организации) и физические лица (граждане) обязаны исполнять требования правоохранительных органов (отвечать на запросы, давать свидетельские показания). Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за отказ от показаний.
  4. Отсутствие необходимости личного заявления пострадавшего для начала расследования.
  5. Невозможность прекращения уголовного производства за примирением сторон.

В заявлении о преступном факте, выступающем причиной для начала уголовного дела, должна содержаться конкретная информация о подготовке или совершении преступления. При этом публичный порядок обвинения не требует, чтобы заявитель просил о привлечении виновного к уголовной ответственности.

Стадии и участники публичного преследования

Ведение дел публичного характера включает два этапа:

  • досудебное следствие, состоящее из возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;
  • судебное производство.

Результаты предварительного расследования, отражённые в обвинительном документе, предоставляют прокурору информацию обо всех подробностях преступления и доказательствах причастности привлекаемого лица к совершённому деянию.

В роли основных субъектов преследования выступают: государственный обвинитель (прокурор), подсудимый и его адвокат, судья. Право участия в судебных разбирательствах закон предоставляет всем заинтересованным лицам (пострадавшим от преступления и их представителям).

Потерпевшие также наделены правом:

Заседание суда

  1. Задать вопрос обвиняемому.
  2. Представить дополнительные доказательства причастности подсудимого к противоправному эпизоду.
  3. Выражать отвод судье, прокурору или присяжным заседателям.
  4. Заявить какое-либо ходатайство.
  5. Принять участие в судебных прениях.

Все участники процесса могут обжаловать приговор (постановление) судьи. Для обжалования закон отводит период в десять дней.

Для каждой стадии преследования законодатель регламентирует предусмотреть свои сроки. Досудебное следствие не должно занимать более двух месяцев. По окончании данного периода собранные материалы передаются прокурору либо гражданин признаётся невиновным в совершении инкриминируемого ему противоправного эпизода. У прокурора есть контрольные пять суток для возврата дела на доработку либо для направления на рассмотрение судебной инстанцией.

В случае признания причастности обвиняемого к преступному эпизоду следует назначение и исполнение наказания. Процедура преследования при этом завершается. Общее время гонения напрямую зависит от длительности процесса.

Незаконное уголовное преследование

Статья 1070 Гражданского кодекса РФ закрепляет право физического лица на возмещение вреда (в том числе морального) из-за незаконного преследования в рамках уголовного производства и из-за действий должностных лиц.

Гражданин может претендовать на взыскание последующих вариантов ущерба:

  • затраты на услуги адвоката;
  • различные выплаты, которых лишился пострадавший от незаконных действий (пособия, премии и тому подобное);
  • расходы на медицинское обслуживание;
  • возмещение морального ущерба.

Однако причинение вреда и нарушение главного конституционного права свободы личности по вине государственных служащих необходимо доказать (в том числе связь между ущербом и незаконным преследованием).

В качестве примера неправомерного преследования могут служить случаи настоящей подделки доказательств недобросовестными сотрудниками органа дознания или следствия, угрозы свидетелям защиты и обвинения с целью получения обвинительных показаний.

Действия должностных лиц, осуществляющих уголовное гонение, разграничены по функциям. Каждый субъект, исполняя свои обязанности, участвует в реализации уголовного преследования, категория которого зависит от тяжести совершённого противоправного деяния.

Читайте также: