Какие ваши права на ваш взгляд должны быть гарантированы в первую очередь

Обновлено: 05.07.2024

Жалоба поступила в Европейский суд в соответствии со ст. 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) гражданином Российской Федерации Ивановым Александром Сергеевичем (далее – заявитель). Заявитель жалуется на предположительно ужасные условия своего содержания под стражей в период с 1996 по 2006 гг. в нарушение ст. 3 Конвенции.

Периоды, в отношении которых нарушалась ст. 3 конвенции, по мнению заявителя:

- с 31 января (или 2 февраля) 1996 г. по апрель 1998 г., в отношении которого заявитель утверждал, что в период своего заключения он заразился туберкулезом, который диагностировали в 1997г.;

- с 25 декабря 2004 г. по 13 января 2005 г.;

- с 21 марта по 10 апреля 2005 г., и

- с 10 марта по 15 июня 2006 г.

Сама жалоба была впервые подана 7 октября 2004 г., жалоба на условия содержания под стражей в период с 25 декабря 2004 г. по 13 января 2005г. по факту была подана 1 сентября 2005 г. и вторая жалоба на четвертый период в апреле 2006 г.

Вопросы к заданию: определите условия приемлемости индивидуальной жалобы на предмет соблюдения шестимесячного срока подачи жалобы в ЕСПЧ в отношении каждого периода.

Вопросы к задаче: как должен поступить Европейский суд по правам человека в отношении жалобы заявителя; какое право, гарантированное Конвенцией 1950 года и протоколами к ней было нарушено?

Обоснуйте свой ответ.

Вопросы к задаче: какие статьи Конвенции 1950 года, на Ваш взгляд были нарушены? В связи с этим, какие превентивные меры должен определить ФСИН для предотвращения нарушений такого рода в будущем?

Задание № 1

Согласно ст. 35 Конвенции, жалоба в ЕСПЧ должна быть подана в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

В задаче не указывается, обжаловались ли заявителем условия содержания под стражей, то есть не понятно, когда были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты. Если предположить, что такие средства отсутствуют (с чем я не согласен), то жалоба подается в ЕСПЧ в течение шести месяцев с даты самого нарушения. В таком случае:

Период содержания под стражей — с 31 января (или 2 февраля) 1996 г. по апрель 1998 г. По нему жалоба подана 7.10.2004. Жалоба неприемлема, шестимесячный срок с момента нарушения (последний день содержания по стражей) прошел.

Период содержания под стражей — с 25 декабря 2004 г. по 13 января 2005 г. По нему жалоба подана 1 сентября 2005 г. Жалоба неприемлема, шестимесячный срок с момента нарушения (последний день содержания по стражей) прошел.

Период содержания под стражей — с 10 марта по 15 июня 2006 г. По нему жалоба подана в апреле 2006 г. Жалоба приемлема, шестимесячный срок с момента нарушения не истек.

Задание № 2

как должен поступить Европейский суд по правам человека в отношении жалобы заявителя; какое право, гарантированное Конвенцией 1950 года и протоколами к ней было нарушено?

Заявитель может указать, что нарушено право на свободу передвижения, предусмотренное ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS N 046)

Статья 2. Свобода передвижения

1. Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

2. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

4. Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

При условии, что жалоба приемлема и принята к рассмотрению, полагаю, что ЕСПЧ удовлетворит жалобу. Ограничения права свободы передвижения возможны, но они должны вводиться законом. В нашем случае, такие ограничения введены Указанием МВД КБР № 1/220 (ведомственный нормативный акт территориального подразделения МВД).

Задание № 3

Из предложенного перечня к абсолютным правам относится право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6).

Из предложенного перечня, это

- право на уважение частной жизни, уважение личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, корреспонденции.

Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из предложенного перечня, это:

— право на вступление в брак.

Статья 12 Право на вступление в брак

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

— право на свободные выборы.

Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS N 009)

Статья 3 Право на свободные выборы

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Задание № 4

Вопросы к задаче: какие статьи Конвенции 1950 года, на Ваш взгляд были нарушены? В связи с этим, какие превентивные меры должен определить ФСИН для предотвращения нарушений такого рода в будущем?

Нарушение ст. 3 Конвенции, согласно которой никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

По первому делу суд пришел к выводу, что

"… заявитель не получил комплексного, эффективного и прозрачного лечения его заболевания в период заключения. Учитывая эти обстоятельства, Суд не может не прийти к заключению о том, что непредоставление властями необходимой медицинской помощи заявителю представляло собой бесчеловечное и унижающее достоинство обращение в значении статьи 3 Конвенции"

По второму делу суд указал:

Непредставление администрацией необходимой медицинской помощи заявителю представляло собой бесчеловечное и унижающее достоинство обращение в значении статьи 3 Конвенции".

С обзором обоих дел Вы можете ознакомиться по ссылке:

Превентивные меры ФСИН: ознакомить сотрудников (особенно — медицинской службы ФСИН) с указанными судебными актами, обратить внимание на недопущение подобных случаев. При необходимости, принять соответствующий ведомственный нормативно-правовой акт.

У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.

Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.

Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?

Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.

Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.

Задание под знаком вопроса

Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?

Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..

Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.

Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.

Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.

Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.

Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.

Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.

По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.

Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.

К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.

Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.

Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.

Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?

Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.

Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

В тексте параграфа выделено 4 группы прав:

  • гражданские или личные права;
  • политические права;
  • экономические и социальные права;
  • культурные права.

Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?

Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.

Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?

В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.

В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.

Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.

Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.

В классе и дома

Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.

Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.

Защита прав ребенка.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.

Санкт-Петербург.

Защита прав ребенка.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.

Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?

При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.

  • Памятник Юрию Долгорукому;
  • Молодая гвардия;
  • Клоуны.

Санкт-Петербург:

  • Памятник бойцам специальных подразделений РФ;
  • Памятник добровольца 3-й Фрунзенской дивизии;
  • Памятник Ольге Берргольц.

Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.

Читайте также: