Компьютерная информация является предметом какого права

Обновлено: 30.06.2024

Постепенно, по мере развития новых направлений исследований, явление информации стало раскрываться во всем своем многообразии. Накапливался фактический научный материал, определялись ранее неизвестные закономерности, присущие информации в том или ином ее проявлении. Понятие информации, в свою очередь, в качестве формы отражения информации как объективного явления наполнялось новым содержанием.

Его развитие, подчиняясь общим законам диалектики, определяло на каждом из этапов уровень научного познания человечеством явления информации как части бытия [2] .

Один из важнейших подходов в определении понятия информации связывается с открытиями американского ученого К. Шеннона, который, обобщив накопленные до него знания об информации, создал в конце 40-х гг. XX столетия так называемую количественную, или статистическую, теорию информации [3] .

Изучению философских проблем информации посвятили свои работы А. Д. Урсул, Б. В. Бирюков, В. М. Глушков и др. Во многих работах отмечается важность, фундаментальность понятия информации для мира живой и неживой природы, для теории познания. Характеризуя информационный подход как метод общенаучного исследования, В. М. Адров указывает, что последний подразумевает применение общих свойств информации в конкретной предметной области для выяснения частного проявления информации и через него самой предметной области.




Именно кибернетика впервые системно изложила существо информационного подхода, тем самым расширив возможности его применения на качественно новом уровне. С появлением кибернетики были созданы важные предпосылки и для применения информационного подхода в исследованиях правовой действительности [5] .

Одним из самых существенных достижений кибернетики является факт установления тесной связи между информацией и управлением в системах любой природы. Оказалось, что для управления системой, независимо от качества и количества ее элементов и связей между ними, необходимо периодическое получение информации о ее внутреннем состоянии и об отношениях с окружающей средой. В этом случае представляется возможным определить характеристики тех воздействий на систему, которые могли бы привести к желаемому для целей управления результату.

В этой связи А. И. Берг и Ю. И. Черняк указывают, что процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке данных, т. е. информации. На сходной позиции стоит и А. Б. Венгеров, указывающий, что информация — ядро любого процесса управления, а операции с информацией — содержание всякой управленческой деятельности. Управление и информация тесно связаны друг с другом, и качество первого всегда является следствием второй. Без обмена информацией не может существовать ни одна система управления.

Тем самым был открыт принципиально новый аспект управленческой проблематики — информационный.

В настоящее время становится все более очевидным, что независимо от того, с какими объектами связаны процессы управления, все они характеризуются следующими признаками:

а) сохранением и переработкой информации;

б) получением информации о возможностях развития объектов управления;

в) получением информации о результатах прошлых управленческих воздействий на объект;

г) анализом полученной информации и принятием на его основе новых решений.

Кибернетикой также было выдвинуто положение о комплексном рассмотрении природы информации в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик, соответственно отображающих содержание, форму и ценность информации. Указанные три аспекта одинаково применимы при рассмотрении любой из разновидностей информации, поскольку носят общенаучный характер. Комплексное исследование информации в единстве названных характеристик, признаков и свойств отображает общепринятый на сегодняшний день подход к проблеме определения сущности информации.

Широкое распространение информации привело к формированию целого ряда специальных понятий информации, отражающих суть ее конкретных проявлений в окружающем мире.

Информация существует в ее основных операциях: сбора, передачи, регистрации, хранения, обработки и использования.

Именно они представляют собой структуру движения информации.

Сбор — процесс сосредоточения информации в системе, организация информационного потока.

Передача — процесс перемещения информации по определенным каналам связи.

Хранение — процесс накопления и сбережения информации, ее содержание в целостности. (Иногда хранение определяют как процесс передачи информации во времени.)

Обработка — получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, представление ее в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед той или иной системой.

Использование — применение информации в управленческой, научной, коммерческой и иных сферах деятельности.

Процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, а также способы осуществления таких процессов и методов представляют собой информационные технологии.

Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Информация может подразделяться:

а) по степени организованности (упорядоченности) — документированная и иная информация; информационные ресурсы и свободная информация, не находящаяся в информационных системах; систематизированная (каталоги, энциклопедии, рубрикаторы и т.п.) и несистематизированная информация;

б) по виду носителя (форме закрепления) — на бумажном носителе, видео- и звуковая, компьютерная информация, в объемно-пространственной форме, устная, энергетическая (биологическая) при энергоинформационном обмене;

в) по функциональному предназначению (по сфере применения) — массовая информация, распространяемая через средства массовой информации, и отраслевая, профессиональная (по интересам);

Ученые и практики выделяют более двадцати видов открытой информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (научная, техническая, правовая, медицинская, биржевая, финансовая, коммерческая, социальная и др.). Для определения правовых механизмов доступа к информации важно учитывать сложившуюся практику общественных отношений в этой сфере.

Первым информационным ресурсом, полностью зафиксированным на машинных носителях, является библиографическая информация. В развитых странах около 90% этой информации доступно в режиме теледоступа. Информация впервые введена в состав Гражданского кодекса РФ как вид объекта гражданских прав. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права не только как объект самостоятельного оборота, но и как доказательственное средство в отношениях между субъектами.

Под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней (т. е. возможности ее получения и использования) подразделяется на общедоступную информацию (это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен), а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

1) на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации вправе на основании закона или договора разрешать или ограничивать доступ к информации.

Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или — в установленных законодательством Российской Федерации случаях — ее материальный носитель. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

Следует отметить, что возникновение информационного права во многом связано с техническим прогрессом в информационной сфере, который выражается в том, что ряд операций с информацией выполняется с помощью компьютерной техники.

Перспективно оптимальной формой использования компьютера в деятельности государственных органов и учреждений является создание информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационные системы включают государственные, муниципальные и иные информационные системы.

Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи.

В настоящее время в мире развиваются глобальные информационные сети. Так, глобальной компьютерной сетью является Интернет, который объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий может подключиться к Интернету, если у него имеются компьютер, модем, линия связи и провайдер. Число пользователей Интернета во всем мире, в том числе в нашей стране, насчитывает миллионы человек, и ежедневно к нему подключаются новые пользователи. Эта компьютерная сеть не имеет государственных границ.

Все изложенное свидетельствует, что использование компьютерных технологий порождает новый вид информации — компьютерную информацию. Под компьютерной понимается информация, которая обрабатывается, хранится, выводится на терминал ЭВМ либо находится в удобном для автоматизированной обработки виде. Другими словами, компьютерная информация является результатом производственной деятельности человека, непосредственным продуктом его труда. К категории компьютерной информации относятся информационные фонды в виде баз данных и программные средства.

С возникновением компьютерных технологий мы получили возможность информатизации, под которой понимается процесс создания, широкомасштабного внедрения и применения в государственной деятельности и общественной жизни методов, систем и средств сбора, передачи, обработки, хранения и использования информации с помощью компьютерной техники [7] .

Информатизация базируется на таких принципах, как:

- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

- использование общероссийских стандартов;

- строгое разделение на открытые и закрытые системы и базы данных;

- ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание нормативных правовых документов;

- организация зашиты информации;

- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в государственных органах;

- использование модульного подхода при проектировании автоматизированных систем, коммуникационных систем, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;

- общность лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных системах;

- ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы.

Целями информатизации являются информационно-правовое обеспечение деятельности государственных органов, организаций и граждан, а также создание, поддержание в рабочем состоянии и развитие баз данных различных видов информации.

Результатом информатизации в перспективе станет новая информационная стадия развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии. Экономика такого общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с получением новой информации и новых знаний, и реализацией этих продуктов.

Целями государства в сфере информатизации являются: информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

С точки зрения этих целей основные задачи государства в сфере информатизации состоят в качественном обеспечении информацией органов государственной власти и местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.

С учетом положений этого Закона можно выделить следующие группы отношений, которые включают в себя предмет информационного права. Это отношения, связанные:

1) с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2) обеспечение прав граждан на получение и использование информации;

3) реализация прав на производство и распространение информации;

4) порядок создания и оборота документированной информации;

5) разработка и использование информационных технологий, информационных систем и телекоммуникационных сетей;

6) сохранение конфиденциальности информации в случаях, предусмотренных законодательством;

7) обеспечение органами государственной власти информационной безопасности.

Эти отношения представляют собой информационную сферу как предмет информационного права. С учетом изложенного предметом информационного права являются общественные отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

Следующим вопросом в диспозиции статьи 272 УК РФ стоит охраняемая законом компьютерная информация – предмет данного преступления. Как пояснили С.В. Бородин и С.В. Полубинская: непосредственным объектом данного преступления является безопасность использования компьютерной информации, информационных ресурсов и систем.

А предметом преступления будет компьютерная (машинная) информация, содержащаяся на машинном носителе, в ЭВМ, их системе или сети, охраняемая законом, т.е. изъятая из открытого оборота на основании закона, иного нормативного правового акта, а также правил внутреннего распорядка, основанных на названных правовых актах[1]. Под охраняемую подпадает:

· информация, составляющую государственную тайну, режим защиты которой устанавливается федеральным законом;

· конфиденциальная информация, режим защиты устанавливается в основном собственником или владельцем на основании закона, а в ряде случаев федеральным законом;

· документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты устанавливается собственником или владельцем на основании закона.

Компьютерная информация может быть представлена в форме информационных ресурсов, которые в ст.2 Закона об информации рассматриваются как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, в частности в банках данных.

Эти ресурсы согласно ст. 2 Закона содержат сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [3], где банки (или базы) данных являются объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ[4].

На практике часто встречаются уголовные дела, возбужденные по факту незаконного копирования и использования идентификационных данных[6] для доступа в Интернет, под которыми обычно подразумеваются регистрационное имя и пароль абонента. Рассмотрим некоторые из них.

Таким образом, своими умышленными действиями Полетаев совершил преступление, предусмотренное ст. 272 ч. 2 УК РФ – НЕПРАВОМЕРНЫЙ ДОСТУП К КОМПЬТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ - то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, повлекший копирование информации, совершенный лицом с использованием своего служебного положения[7].

собственник о нем ничего не знал. Можно сказать, что и с юридической стороны первоначальные действия Полетаева нужно назвать неправомерным доступом. Но можно ли назвать скопированные им файлы user.dat и имя.pwl – охраняемой законом компьютерной информацией? Посмотрим еще на один пример:

Уголовное дело № 9010076 возбужденное 23 июня 1999 г. по ст.158 ч.3 п. "б" УК РФ в отношении Мальцева и Нефедова, в дальнейшем переквалифицировано на ст. ст. 272 ч.2, 183 ч.1, ч.2 УК РФ.

В результате преступных деяний Мальцева и Нефедова, за период времени с декабря 1998 г. по июнь 1999 г. ИКЦ "Экспресс" был причинен материальный ущерб на общую сумму 16 174 рубля 33 копейки, являющийся крупным для данного предприятия[9].

И он совершенно прав, что программам, как объектам авторского права, предоставляется правовая охрана, как произведениям литературы. Но в данном случае, охраняется не сама информация, заложенная в программы, а авторские права по использованию и распространению программ и баз данных.

Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Итак, программное обеспечение не является охраняемой законом компьютерной информацией, т.е. копирование файлов операционной системы, даже после неправомерного доступа, выходит за рамки ст. 272 УК РФ.

Но интересующие нас файлы user.dat и имя.pwl не просто служебные файлы операционной системы, а файлы, содержащие идентификационные данные абонента доступа к глобальной сети Интернет и представляют собой регистрационное имя и пароль (а в некоторых случаях адрес шлюза, прокси-сервера, DNS и статический IP-адрес). Именно эти данные многие на практике считают охраняемой законом компьютерной информацией. Как и перед этим возьмем в качестве цитаты мысль из обвинительного заключения уголовного дела № 011678, хотя такие обоснования есть и в других уголовных делах данной категории:

Итак, следователь считает, что идентификационные данные являются конфиденциальной информацией, а точнее коммерческой тайной, в силу чего подпадают под охраняемую законом компьютерную информацию. Но для того, чтобы информацию отнести к коммерческой тайне, нужно, чтобы она отвечала следующим требованиям:

1. имела действительную (или хотя бы потенциальную) коммерческую ценность, т.е. чтобы она давала потребителю возможность использовать ее в целях получения прибыли;

2. была недоступна, т.е. к ней не было бы свободного доступа на законном основании;

3. и охранялась ее обладателем[10].

Здесь мы подходим к одной очень важной проблеме, касающейся природы идентификационных данных. Дело в том, что сами они представляют лишь набор слов, а чаще всего набор букв, и не представляют ни действительной, ни потенциальной коммерческой ценности, а также иной ценности. С другой стороны, эти данные, при определенной деятельности со стороны провайдера, предоставляющего доступ к глобальной сети Интернет, могут стать ключом к доступу. Предоставление доступа к сети Интернет является оказанием возмездной информационной услуги, урегулированным в гл. 39 ГК РФ. А специфика данной услуги заключается в том, что через ее осуществление, т.е. через доступ в Интернет, возможно получить прибыль. Значит, идентификационные данные – лишь первое звено в цепочке получения прибыли через Интернет. Наверное, только в силу данной цепочки (при условии действительной охраны обладателем и недоступности) такие данные можно считать коммерческой тайной, а значит отнести к охраняемой законом информации.

На основании данных выводов можно утверждать, что в обоих вышеприведенных случая, как в уголовном деле Полетаева, так и в уголовном деле Мальцева и Нефедова, осуществлен неправомерный доступ именно к охраняемой законом компьютерной информации.

[1] Уголовное право России. Особенная чость./ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Юристъ, 2000. С.349.

[2] Панфилова Е.И., Попов А.Н. Указ. соч. с. 28.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу РФ./ Отв. ред. А.В. Наумов. С. 662.

[10] Постатейный комментарий к части первой ГК РФ/ Гуев А.Н. – М.: Инфра*М, 2000. С.270.

Постепенно, по мере развития новых направлений исследований, явление информации стало раскрываться во всем своем многообразии. Накапливался фактический научный материал, определялись ранее неизвестные закономерности, присущие информации в том или ином ее проявлении. Понятие информации, в свою очередь, в качестве формы отражения информации как объективного явления наполнялось новым содержанием.

Его развитие, подчиняясь общим законам диалектики, определяло на каждом из этапов уровень научного познания человечеством явления информации как части бытия [2] .

Один из важнейших подходов в определении понятия информации связывается с открытиями американского ученого К. Шеннона, который, обобщив накопленные до него знания об информации, создал в конце 40-х гг. XX столетия так называемую количественную, или статистическую, теорию информации [3] .

Изучению философских проблем информации посвятили свои работы А. Д. Урсул, Б. В. Бирюков, В. М. Глушков и др. Во многих работах отмечается важность, фундаментальность понятия информации для мира живой и неживой природы, для теории познания. Характеризуя информационный подход как метод общенаучного исследования, В. М. Адров указывает, что последний подразумевает применение общих свойств информации в конкретной предметной области для выяснения частного проявления информации и через него самой предметной области.




Именно кибернетика впервые системно изложила существо информационного подхода, тем самым расширив возможности его применения на качественно новом уровне. С появлением кибернетики были созданы важные предпосылки и для применения информационного подхода в исследованиях правовой действительности [5] .

Одним из самых существенных достижений кибернетики является факт установления тесной связи между информацией и управлением в системах любой природы. Оказалось, что для управления системой, независимо от качества и количества ее элементов и связей между ними, необходимо периодическое получение информации о ее внутреннем состоянии и об отношениях с окружающей средой. В этом случае представляется возможным определить характеристики тех воздействий на систему, которые могли бы привести к желаемому для целей управления результату.

В этой связи А. И. Берг и Ю. И. Черняк указывают, что процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке данных, т. е. информации. На сходной позиции стоит и А. Б. Венгеров, указывающий, что информация — ядро любого процесса управления, а операции с информацией — содержание всякой управленческой деятельности. Управление и информация тесно связаны друг с другом, и качество первого всегда является следствием второй. Без обмена информацией не может существовать ни одна система управления.

Тем самым был открыт принципиально новый аспект управленческой проблематики — информационный.

В настоящее время становится все более очевидным, что независимо от того, с какими объектами связаны процессы управления, все они характеризуются следующими признаками:

а) сохранением и переработкой информации;

б) получением информации о возможностях развития объектов управления;

в) получением информации о результатах прошлых управленческих воздействий на объект;

г) анализом полученной информации и принятием на его основе новых решений.

Кибернетикой также было выдвинуто положение о комплексном рассмотрении природы информации в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик, соответственно отображающих содержание, форму и ценность информации. Указанные три аспекта одинаково применимы при рассмотрении любой из разновидностей информации, поскольку носят общенаучный характер. Комплексное исследование информации в единстве названных характеристик, признаков и свойств отображает общепринятый на сегодняшний день подход к проблеме определения сущности информации.

Широкое распространение информации привело к формированию целого ряда специальных понятий информации, отражающих суть ее конкретных проявлений в окружающем мире.

Информация существует в ее основных операциях: сбора, передачи, регистрации, хранения, обработки и использования.

Именно они представляют собой структуру движения информации.

Сбор — процесс сосредоточения информации в системе, организация информационного потока.

Передача — процесс перемещения информации по определенным каналам связи.

Хранение — процесс накопления и сбережения информации, ее содержание в целостности. (Иногда хранение определяют как процесс передачи информации во времени.)

Обработка — получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, представление ее в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед той или иной системой.

Использование — применение информации в управленческой, научной, коммерческой и иных сферах деятельности.

Процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, а также способы осуществления таких процессов и методов представляют собой информационные технологии.

Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Информация может подразделяться:

а) по степени организованности (упорядоченности) — документированная и иная информация; информационные ресурсы и свободная информация, не находящаяся в информационных системах; систематизированная (каталоги, энциклопедии, рубрикаторы и т.п.) и несистематизированная информация;

б) по виду носителя (форме закрепления) — на бумажном носителе, видео- и звуковая, компьютерная информация, в объемно-пространственной форме, устная, энергетическая (биологическая) при энергоинформационном обмене;

в) по функциональному предназначению (по сфере применения) — массовая информация, распространяемая через средства массовой информации, и отраслевая, профессиональная (по интересам);

Ученые и практики выделяют более двадцати видов открытой информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (научная, техническая, правовая, медицинская, биржевая, финансовая, коммерческая, социальная и др.). Для определения правовых механизмов доступа к информации важно учитывать сложившуюся практику общественных отношений в этой сфере.

Первым информационным ресурсом, полностью зафиксированным на машинных носителях, является библиографическая информация. В развитых странах около 90% этой информации доступно в режиме теледоступа. Информация впервые введена в состав Гражданского кодекса РФ как вид объекта гражданских прав. Информация активно используется в системах гражданского и публичного права не только как объект самостоятельного оборота, но и как доказательственное средство в отношениях между субъектами.

Под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней (т. е. возможности ее получения и использования) подразделяется на общедоступную информацию (это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен), а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

1) на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации вправе на основании закона или договора разрешать или ограничивать доступ к информации.

Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или — в установленных законодательством Российской Федерации случаях — ее материальный носитель. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

Следует отметить, что возникновение информационного права во многом связано с техническим прогрессом в информационной сфере, который выражается в том, что ряд операций с информацией выполняется с помощью компьютерной техники.

Перспективно оптимальной формой использования компьютера в деятельности государственных органов и учреждений является создание информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационные системы включают государственные, муниципальные и иные информационные системы.

Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи.

В настоящее время в мире развиваются глобальные информационные сети. Так, глобальной компьютерной сетью является Интернет, который объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий может подключиться к Интернету, если у него имеются компьютер, модем, линия связи и провайдер. Число пользователей Интернета во всем мире, в том числе в нашей стране, насчитывает миллионы человек, и ежедневно к нему подключаются новые пользователи. Эта компьютерная сеть не имеет государственных границ.

Все изложенное свидетельствует, что использование компьютерных технологий порождает новый вид информации — компьютерную информацию. Под компьютерной понимается информация, которая обрабатывается, хранится, выводится на терминал ЭВМ либо находится в удобном для автоматизированной обработки виде. Другими словами, компьютерная информация является результатом производственной деятельности человека, непосредственным продуктом его труда. К категории компьютерной информации относятся информационные фонды в виде баз данных и программные средства.

С возникновением компьютерных технологий мы получили возможность информатизации, под которой понимается процесс создания, широкомасштабного внедрения и применения в государственной деятельности и общественной жизни методов, систем и средств сбора, передачи, обработки, хранения и использования информации с помощью компьютерной техники [7] .

Информатизация базируется на таких принципах, как:

- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

- использование общероссийских стандартов;

- строгое разделение на открытые и закрытые системы и базы данных;

- ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание нормативных правовых документов;

- организация зашиты информации;

- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в государственных органах;

- использование модульного подхода при проектировании автоматизированных систем, коммуникационных систем, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;

- общность лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных системах;

- ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы.

Целями информатизации являются информационно-правовое обеспечение деятельности государственных органов, организаций и граждан, а также создание, поддержание в рабочем состоянии и развитие баз данных различных видов информации.

Результатом информатизации в перспективе станет новая информационная стадия развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда — информационные технологии. Экономика такого общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с получением новой информации и новых знаний, и реализацией этих продуктов.

Целями государства в сфере информатизации являются: информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.

С точки зрения этих целей основные задачи государства в сфере информатизации состоят в качественном обеспечении информацией органов государственной власти и местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.

С учетом положений этого Закона можно выделить следующие группы отношений, которые включают в себя предмет информационного права. Это отношения, связанные:

1) с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2) обеспечение прав граждан на получение и использование информации;

3) реализация прав на производство и распространение информации;

4) порядок создания и оборота документированной информации;

5) разработка и использование информационных технологий, информационных систем и телекоммуникационных сетей;

6) сохранение конфиденциальности информации в случаях, предусмотренных законодательством;

7) обеспечение органами государственной власти информационной безопасности.

Эти отношения представляют собой информационную сферу как предмет информационного права. С учетом изложенного предметом информационного права являются общественные отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

Войти через uID

Информация является объектом правового регулирования . Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал. Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.

Право собственности состоит из трех важных компонентов : право распоряжения, право владения, право пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект- владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена .

Право владения должно обеспечивать субъекту- владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто , кроме него, не может ее изменять .

Право пользования предоставляет субъекту- владельцу информации право ее использования только в своих интересах .

Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.

Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.

Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

"Правовые нормы правового регулирования информации"

"Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.

Уголовный кодекс раздел "Преступления в сфере компьютерной информации" № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г. Краткое содержание: Определяет меру наказания за "Компьютерные преступления". Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.

"О персональных данных" №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.

Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Правонарушения в информационной сфере .

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Преступления в сфере информационных технологий включают:

 распространение вредоносных вирусов;

 кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);

 распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

В зависимости от способа использования компьютера при совершении преступлений Марк Экенвайлер выделяет категории:

1. Компьютер является объектом правонарушения, когда цель преступника - похитить информацию или нанести вред интересующей его системе.

2. Компьютеры используются как средства, способствующие совершению такого преступления как, например, попытка преодоления защиты системы (атака), или более традиционного преступления (например, мошенничества), совершаемого с помощью электронных средств.

3. Компьютер используется как запоминающее устройство.

Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере.

Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных

3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.

4. Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.

5. Подделка компьютерной информации.

6. Хищение компьютерной информации.

Предупреждение компьютерных преступлений

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления.

К техническим мерам относят :

 защиту от несанкционированного доступа к системе,

 резервирование особо важных компьютерных подсистем,

 организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев,

 установку оборудования обнаружения и тушения пожара,

 оборудования обнаружения воды,

 принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,

 оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.

К организационным мерам относят:

 охрану вычислительного центра,

 тщательный подбор персонала,

 исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,

 наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,

 организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра,

 универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),

 возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.

К правовым мерам относят :

 разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,

 защита авторских прав программистов,

 совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.

 общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях, если они влияют или могут повлиять на военные, экономические и социальные аспекты жизни стран, заключающих соглашение.

Результаты опроса представителей служб безопасности 492 компаний, дает представление о наиболее опасных способах совершения компьютерных преступлений. Наивысшая угроза

Виды атак, выявленные за последние 12 месяцев

Злоупотребление сотрудниками компании доступом к Internet 69%

Кража мобильных компьютеров 58%

Неавторизованный доступ со стороны сотрудников компании 40%

Мошенничество при передаче средствами телекоммуникаций 27%

Кража внутренней информации 21%

Проникновение в систему 20%

Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка .

Читайте также: