Кто выступает субъектом доктринального толкования норм российского права юристы практики

Обновлено: 02.07.2024


Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — г

1. Какие общественные отношения считаются правоотношениями?
а) Отношения, не урегулированные нормами права;
б) моральные отношения;
в) вся совокупность общественных отношений;
г) отношения, урегулированные нормами права.
2. Выберите верное определение правоотношения:
а) общественное отношение, в котором участвуют только два
субъекта;
б) участие сторон в отношениях на основе норм общественных
организаций;
в) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством;
г) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами.
3. Элементом структуры правоотношений являются:
а) субъекты;
б) субъективная сторона;
в) юридические гипотезы;
г) диспозитивные обязанности.
4. Выберите верное определение субъекта правоотношения:
а) лица, имеющие права и обязанности;
б) граждане государства и коллективы, имеющие права в соответствии с нормами права;
в) отдельные индивиды и коллективы, имеющие в соответствии
с нормами права субъективные права и юридические обязанности;
г) коллективные субъекты, имеющие юридические обязанности.
5. Составными элементами правосубъектности являются:
а) правоспособность и дееспособность;
б) правоспособность и правовая норма;
в) правоспособность, дееспособность и юридический факт;
г) только правоспособность.
6. Выберите верное определение правоспособности:
а) способность быть субъектом права;
б) закрепленная в законе способность индивида иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
в) способность своими действиями осуществлять свои права и
обязанности;
г) способность отвечать за свои действия.
7. Содержание и объем дееспособности зависит:
а) от пола правоспособного субъекта;
б) от возраста правоспособного субъекта;
в) от политических убеждений правоспособного субъекта;
г) от квалификации правоспособного субъекта.
8. Выберите верное определение дееспособности:
а) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;
б) признаваемая нормами права способность быть субъектом
правоотношения;
в) признаваемая нормами права способность индивида самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять свои
субъективные права и исполнять юридические обязанности;
г) способность субъекта нести ответственность за своп поступки.
9. Человек становится правоспособным:
а) в 14 лет;
б) в 16 лет;
в) в 18 лет;
г) с рождения.


Ответы: 1 — г; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — б; 7 — б; 8 — в; 9 — г.

1. В государствах мусульманской правовой семьи ведущим источником права является:
а) правовой обычай;
б) прецедент;
в) закон;
г) доктрина.
2. Семьей общего права дополнительно именуется:
а) религиозно-правовая семья;
б) романо-германская семья;
в) мусульманская семья;
г) англосаксонская семья.
3. Единое мнение богословов по отдельным вопросам реализации
мусульманского права называется:
а) шариат;
б) Сунна;
в) иджма;
г) кияс.
4. Правовая семья, в рамках которой произошла рецепция римского права:
а) религиозно-правовая;
б) романо-германская;
в) мусульманская;
г) англосаксонская.
5. Правовая семья, в которой судья одновременно является законодателем:
а) религиозно-правовая;
б) англосаксонская;
в) мусульманская;
г) романо-германская.

Ответы: 1 — г; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — б.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов,
политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
фамилии теории
1. К. Виттфогель
2. Л. Гумплович
3. Дж. Локк
4. Фома Аквинский
5. Р. Фильмер
А. Теория насилия
Б. Договорная теория
В. Ирригационная теория
Г. Патриархальная теория
Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
в экономической сфере:
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над
другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
в) территориальная организация населения;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.


Ответы: 1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — ВАБДГ, 5 — б; 6 — б; 7 — в; 8 — б;
9 — б.

1. Функциями государства называют:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного
управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) преодоление объективных трудностей, представляющих существенный интерес для общества и входящих в круг полномочий государства.
2. Укажите функцию государства, включающую в себя деятельность
по развитию сети медицинских учреждений:
а) экологическая;
б) социальная;
в) идеологическая;
г) экономическая.
3. Природоохранительной функцией государства является:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
4. Установите соответствие между названиями функций государства и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
название функций виды функций
1. Политическая
2. Социальная
3. Решение глобальных проблем
4. Экологическая
5. Обороны государства
А. Внутренние
Б. Внешние


Ответы:1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — ААБАБ.

1. Монархия отличается от республики:
а) наличием института референдума;
б) наличием поста президента;
в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;
г) ответственностью правительства перед парламентом.
2. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед
парламентом:
а) дуалистическая монархия;
б) парламентарная республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
3. Форму правления государства характеризует:
а) способ объединения населения на определенной территории;
б) соотношение компетенции центральных и местных органов
власти;
в) источник и способ организации власти;
г) средства и методы осуществления государственной власти.
4. Признаком президентской республики является:
а) внепарламентский способ избрания президента;
б) ответственность правительства перед парламентом;
в) наличие у президента права роспуска парламента;
г) наличие поста премьер-министра.
5. Установите соответствие между формами правления и их видами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИд формы правления форма правления
1. Абсолютная
2. Конституционная
3. Смешанная
4. Ограниченная
5. Президентская
А. Монархия
Б. Республика

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права.

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 74. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Вопрос 74. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные

6.1. Обязательность толкования

6.1. Обязательность толкования Право и свобода не существуют сами по себе, эти феномены актуализируются посредством целенаправленной деятельности людей и нуждаются в непрерывной человеческой интерпретации. Разные субъекты могут связывать с правом и свободой

6.2. Структура толкования

6.2.4. Субъекты и объем толкования

6.2.4. Субъекты и объем толкования Классификация по субъектам толкования занимает значительное место в научной и учебной литературе. Несомненно, толкование норм закона осуществляют все правоспособные лица: физические лица, исполнительные органы юридических лиц,

§ 5. Французская доктрина толкования права

СТАТЬЯ 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

СТАТЬЯ 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права 1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты гражданского права 1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты гражданского права 1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные

СТАТЬЯ 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

СТАТЬЯ 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права 1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные

§ 1. Понятие толкования

§ 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике

§ 3. Результаты толкования

§ 3. Результаты толкования Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя, заключенную в тексте нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного

§ 5. Функции толкования

§ 5. Функции толкования Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Оно выполняет следующие функции:1. Познавательная функция. Она вытекает из

21.1 Общее понятие толкования права

21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только правоприменения, но и

21.2 Способы (приемы) толкования права

21.2 Способы (приемы) толкования права При уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими общественными явлениями.Уяснение нормы права

21.3 Виды толкования права

21.3 Виды толкования права Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов, которые дают толкования норм права или отдельных актов. Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: официальное и неофициальное.Официальное

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов "Инкотермс", изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.

Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого "житейского" толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма. Например, толкование Указа Президента РФ в постановлении Конституционного Суда РФ или статьи Жилищного кодекса РФ.




Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).

Наконец, объектом толкования выступает и юридическая практика. Так, рассматривая конституционность той или иной статьи Конституционный Суд РФ в своих постановлениях имеет право указать, что рассматриваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует, если не соответствует, положениям той или иной статьи Конституции РФ.


Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — г

1. Какие общественные отношения считаются правоотношениями?
а) Отношения, не урегулированные нормами права;
б) моральные отношения;
в) вся совокупность общественных отношений;
г) отношения, урегулированные нормами права.
2. Выберите верное определение правоотношения:
а) общественное отношение, в котором участвуют только два
субъекта;
б) участие сторон в отношениях на основе норм общественных
организаций;
в) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством;
г) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами.
3. Элементом структуры правоотношений являются:
а) субъекты;
б) субъективная сторона;
в) юридические гипотезы;
г) диспозитивные обязанности.
4. Выберите верное определение субъекта правоотношения:
а) лица, имеющие права и обязанности;
б) граждане государства и коллективы, имеющие права в соответствии с нормами права;
в) отдельные индивиды и коллективы, имеющие в соответствии
с нормами права субъективные права и юридические обязанности;
г) коллективные субъекты, имеющие юридические обязанности.
5. Составными элементами правосубъектности являются:
а) правоспособность и дееспособность;
б) правоспособность и правовая норма;
в) правоспособность, дееспособность и юридический факт;
г) только правоспособность.
6. Выберите верное определение правоспособности:
а) способность быть субъектом права;
б) закрепленная в законе способность индивида иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
в) способность своими действиями осуществлять свои права и
обязанности;
г) способность отвечать за свои действия.
7. Содержание и объем дееспособности зависит:
а) от пола правоспособного субъекта;
б) от возраста правоспособного субъекта;
в) от политических убеждений правоспособного субъекта;
г) от квалификации правоспособного субъекта.
8. Выберите верное определение дееспособности:
а) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;
б) признаваемая нормами права способность быть субъектом
правоотношения;
в) признаваемая нормами права способность индивида самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять свои
субъективные права и исполнять юридические обязанности;
г) способность субъекта нести ответственность за своп поступки.
9. Человек становится правоспособным:
а) в 14 лет;
б) в 16 лет;
в) в 18 лет;
г) с рождения.


Ответы: 1 — г; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — б; 7 — б; 8 — в; 9 — г.

1. В государствах мусульманской правовой семьи ведущим источником права является:
а) правовой обычай;
б) прецедент;
в) закон;
г) доктрина.
2. Семьей общего права дополнительно именуется:
а) религиозно-правовая семья;
б) романо-германская семья;
в) мусульманская семья;
г) англосаксонская семья.
3. Единое мнение богословов по отдельным вопросам реализации
мусульманского права называется:
а) шариат;
б) Сунна;
в) иджма;
г) кияс.
4. Правовая семья, в рамках которой произошла рецепция римского права:
а) религиозно-правовая;
б) романо-германская;
в) мусульманская;
г) англосаксонская.
5. Правовая семья, в которой судья одновременно является законодателем:
а) религиозно-правовая;
б) англосаксонская;
в) мусульманская;
г) романо-германская.

Ответы: 1 — г; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — б.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов,
политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
фамилии теории
1. К. Виттфогель
2. Л. Гумплович
3. Дж. Локк
4. Фома Аквинский
5. Р. Фильмер
А. Теория насилия
Б. Договорная теория
В. Ирригационная теория
Г. Патриархальная теория
Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
в экономической сфере:
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над
другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
в) территориальная организация населения;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.


Ответы: 1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — ВАБДГ, 5 — б; 6 — б; 7 — в; 8 — б;
9 — б.

1. Функциями государства называют:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного
управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) преодоление объективных трудностей, представляющих существенный интерес для общества и входящих в круг полномочий государства.
2. Укажите функцию государства, включающую в себя деятельность
по развитию сети медицинских учреждений:
а) экологическая;
б) социальная;
в) идеологическая;
г) экономическая.
3. Природоохранительной функцией государства является:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
4. Установите соответствие между названиями функций государства и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
название функций виды функций
1. Политическая
2. Социальная
3. Решение глобальных проблем
4. Экологическая
5. Обороны государства
А. Внутренние
Б. Внешние


Ответы:1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — ААБАБ.

1. Монархия отличается от республики:
а) наличием института референдума;
б) наличием поста президента;
в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;
г) ответственностью правительства перед парламентом.
2. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед
парламентом:
а) дуалистическая монархия;
б) парламентарная республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
3. Форму правления государства характеризует:
а) способ объединения населения на определенной территории;
б) соотношение компетенции центральных и местных органов
власти;
в) источник и способ организации власти;
г) средства и методы осуществления государственной власти.
4. Признаком президентской республики является:
а) внепарламентский способ избрания президента;
б) ответственность правительства перед парламентом;
в) наличие у президента права роспуска парламента;
г) наличие поста премьер-министра.
5. Установите соответствие между формами правления и их видами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИд формы правления форма правления
1. Абсолютная
2. Конституционная
3. Смешанная
4. Ограниченная
5. Президентская
А. Монархия
Б. Республика

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов "Инкотермс", изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.

Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого "житейского" толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма. Например, толкование Указа Президента РФ в постановлении Конституционного Суда РФ или статьи Жилищного кодекса РФ.




Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).

Наконец, объектом толкования выступает и юридическая практика. Так, рассматривая конституционность той или иной статьи Конституционный Суд РФ в своих постановлениях имеет право указать, что рассматриваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует, если не соответствует, положениям той или иной статьи Конституции РФ.

Читайте также: