Может ли главный бухгалтер совмещать должность кассира

Обновлено: 02.07.2024

В то же время Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) допускается:

  • работа по совместительству – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 60.1, 282 ТК РФ); совмещение должностей, т.е. выполнение работником в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой должности за дополнительную плату (ст. 60.2 ТК РФ).

Что понадобится, помимо приказа

Одной бумаги для полноценной законности происходящих процессов недостаточно.

Есть несколько вариантов, к которым может прибегнуть руководитель организации при необходимости выполнения обязанностей одного работника другим.

Первый вариант. Составляется приказ, подписывается, далее с сотрудником заключается договор о полной мат. ответственности, заверяется, затем – в трудовой договор бухгалтера (или главного специалиста по бухучету в организации, в зависимости от обстоятельств) вносятся изменения, которые предусматривают выполнение им всего функционала кассира. Этот вариант более логичен.

Второй вариант. Формируются и подписываются приказ и договор, как и в первом варианте, плюс выполняются правки об и.о. кассира в бухгалтерской должностной инструкции.

Алгоритм составления документа

В верхней части бумаги располагается шапка, в которой прописываются название документа и дата его составления. Затем после заглавия указываются причины отсутствия сотрудника как такового. Этими причинами могут быть:

  • увольнение предыдущего работника;
  • уход в отпуск (по уходу за ребенком и пр);
  • командировка основного сотрудника;
  • предприятие малое, и самой должности не предусмотрено, и другие причины.

При этом должна быть четко прописана модель кассового аппарата. Это может быть:

  • АМС 100К – если организация занимается продажей продуктов питания;
  • автономные кассовые аппараты с ЭКЛЗ и фискальной памятью типа ОРИОНа-100К или МЕРКУРИЯ-180К;
  • мобильные терминалы оплаты с модемом и аккумулятором типа YARUS C2100;
  • принтеры, не работающие без компьютера или терминала (их называют фискальными регистраторами) вида FPrint -5200ПТK и подобных;
  • чековые принтеры (у них нет встроенной памяти, а значит, их не нужно регистрировать в налоговой) видов Штрих 600, MPRINT R58 USB и пр.

Словом, вне зависимости от модели, ККМ должен быть прописан.

В тексте также должна присутствовать информация об ознакомлении сотрудника с таким документом, как Порядок ведения кассовых операций. Для этого ознакомления потребуется дополнительная подпись работника, который возлагает на себя права и обязанности кассира.


Сноска на договор о мат. ответственности тоже будет нелишней. Без нее приказ также будет иметь силу, но к нему потребуется составить приложение в виде этого договора.

В конце текста документа должно стоять минимум две подписи: бухгалтера-кассира и его руководителя. Дата уже стоит в начале.

Главбух и кассир

Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

Такой вопрос, может кто подскажете есть Некоммерческая организация.

Может ли Главбух исполнять функции кассира в случае отсутствия должности кассира в штатном расписании

Вопрос: Может ли бухгалтер в некоммерческой организации совмещать должность кассира?

П.Ю.Гамольский
Председатель Клуба бухгалтеров
и аудиторов некоммерческих организаций
Подписано в печать
17.02.2005

Вопрос: Может ли главный бухгалтер организации совмещать должность кассира?

Ответ: В соответствии с п.36 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, на малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполнять главный бухгалтер или другой работник при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности по письменному распоряжению руководителя предприятия.
В соответствии с п.35 того же документа на предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу.
С этим работником также заключается договор о полной материальной ответственности. Прямого запрета на исполнение этих обязанностей главным бухгалтером в этом пункте нет.
Из этого положения вытекает, что запрет на исполнение обязанности кассира главным бухгалтером, как, впрочем, и другими работниками, предусмотрен, если в организации имеются два и более кассира.

В штате работало 2 бухгалтера. Один бухгалтер уволился. Можно ли на главного бухгалтера временно возложить обязанности бухгалтера расчетной группы с доплатой? Как правильно оформить: как возложение обязанностей или как увеличение объема работ?

Ответ:

  • Совмещение профессий (должностей) – если поручена работа по профессии (должности), отличной от основной профессии (должности), которая предусмотрена трудовым договором.
  • Расширение зон обслуживания или увеличение объема работ – если поручена работа по профессии (должности), аналогичной основной.

Следовательно, в данном случае, при увольнении одного бухгалтера возможно оформление как расширение зон обслуживания с оставшимся бухгалтером.

Действующее законодательство не содержит запрет на исполнение обязанностей бухгалтера расчетной группы главным бухгалтером. В случае если главному бухгалтеру приходится брать на себя и иные функции по требованию руководителя, то в силу ст. 60, ст. 60.1, ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ такие обязанности могут быть реализованы через совмещение должностей, совместительство, замещение временно отсутствующего работника без отрыва от работы главного бухгалтера.

Обоснование:

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, при соблюдении требований ст. ст. 60.2, 151 ТК РФ.

Поручение дополнительной работы актуально, в частности, когда в организации не укомплектован штат работников или невозможно приостановить работу на время отсутствия работника из-за болезни, командировки, ежегодного отпуска, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком и других причин.

Необходимо, чтобы профессии (должности), по которым поручается выполнение дополнительной работы, были предусмотрены штатным расписанием работодателя (например, по форме № Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

При поручении работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы необходимо учитывать следующее (ч. 1, 4 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ):

  • поручение такой работы допускается только с письменного согласия работника;
  • эта работа подлежит дополнительной оплате;
  • работник не освобождается от основной работы, предусмотренной трудовым договором.
  • дополнительная работа выполняется в пределах установленного рабочего дня (смены) по основному месту работы;
  • эта работа может поручаться как по профессии (должности), аналогичной основной профессии (должности) работника, так и по другой;
  • и работник, и работодатель вправе досрочно прекратить рассматриваемые правоотношения, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемого прекращения.

Дополнительная работа может быть поручена работнику как одновременно с заключением трудового договора, так и в процессе работы, поскольку это не запрещено законом.

Поручение работнику дополнительной работы может осуществляться различным образом (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ):

1. Совмещение профессий (должностей) – если поручена работа по профессии (должности), отличной от основной профессии (должности), которая предусмотрена трудовым договором.

Например, секретарь может выполнять дополнительную работу по должности специалиста по кадрам, бухгалтер – по должности кассира, водитель – по должности экспедитора.

2. Расширение зон обслуживания или увеличение объема работ – если поручена работа по профессии (должности), аналогичной основной.

Законом не установлены критерии разграничения данных понятий. На практике выполнение дополнительной работы в порядке расширения зон обслуживания распространено в организациях, оказывающих услуги в сфере обслуживания населения. Так, социальному работнику может быть поручено обслуживать дополнительный участок. Увеличением объема работ является, к примеру, поручение бухгалтеру выполнять дополнительную аналогичную работу вместо уволившегося бухгалтера.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника дополнительная работа может быть поручена работнику как по другой, так и по такой же профессии (должности). От основной работы указанное лицо не освобождается (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). Дополнительная работа может выполняться либо на условиях совмещения профессий (должностей), либо в порядке расширения зон обслуживания (увеличения объема работ). Срок ее выполнения ограничен периодом отсутствия работника.

Как оформить совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ (в том числе при замещении работника на время отпуска) можно посмотреть в Путеводителе по кадровым вопросам. Как изменить существенные условия трудового договора.

Должностные обязанности главного бухгалтера определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Вышеуказанный документ также устанавливает круг обязанностей для рядового бухгалтера и кассира.

Действующее законодательство не содержит запрет на исполнение обязанностей бухгалтера расчетной группы главным бухгалтером.

В случае если главному бухгалтеру приходится брать на себя и иные функции по требованию руководителя, то в силу ст. 60, ст. 60.1, ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ такие обязанности могут быть реализованы через совмещение должностей, совместительство, замещение временно отсутствующего работника без отрыва от работы главного бухгалтера. Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, не оформив с ним вышеуказанные отношения, запрещено.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Заключение

Главное – чтобы сам руководитель подходил как можно внимательнее к вопросу возложения на сотрудников дополнительных обязанностей. Малейшая ошибка может привести к тому, что используемую схему взаимодействия признают недействительной.

В таком случае дополнительные вопросы возникают не только у рядовых сотрудников, но и у контролирующих органов. А изучение неверных инструкций и приказов приводит к наложению штрафов. Условие про доплату также должно устанавливаться только по взаимному соглашению между сторонами.

Привлечение опытных юристов позволит соблюсти все нюансы, связанные с процедурой для конкретного предприятия. И защитить интересы каждого из участников.

Учимся оформлять документы по госту в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Пример расчета доплаты


Главный бухгалтер на период временной нетрудоспособности выполняет работу за своего подчиненного. Зарплата специалиста составляет 40 000 рублей. В месяце 20 рабочих дней. Таким образом, за один день замещения, главному бухгалтеру будет установлена доплата в следующем размере:

40 000 / 20 = 2 000 рублей.

Бухгалтер находился на больничном 4 дня. За этот период главный бухгалтер получит дополнительно:

2 000 х 4 = 8 000 рублей.

Главный бухгалтер является таким же наемным работником, как и остальной персонал компании. Поэтому каких-либо ограничений на замещение этим руководителем одного из рядовых сотрудников организации не устанавливается.

В случае необходимости он может одновременно выполнять свои должностные обязанности и работу отсутствующего подчиненного. Наличие доплаты за замещение зависит от способа оформления совмещения должностей.



Как совместить должность бухгалтера и кассира

Как совместить должность бухгалтера и кассира

Трудовым законодательством разрешено совмещение должностей, хорошим примером может служить совмещение директором должности бухгалтера, а так же получения за совмещение дополнительной оплаты.

Может ли бухгалтер совмещать должность кассира, а так же наоборот

В России не редки случаи когда бухгалтер (главный бухгалтер) в рамка своих трудовых отношений совмещает должность (профессий) кассира. 20.07.2016 года Минтруд России в своем письме №14-2/В688 уточнил, что необходимо выполнить для подобного законного совмещения.

Как закреплено статьей 60.2 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), с письменного согласия работника с учетом текущих трудовых обязанностей определенных трудовым договорам, ему может быть поручено выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Как возложить на бухгалтера обязанности кассира

Чтобы возложить должностные обязанности кассира на бухгалтера, трудовой договор и должностная инструкция которого не предусматривают выполнение таких обязанностей, необходимо (ст. ст. 60, 60.2, 151 ТК РФ):

  1. заключить с ним соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией кассира.
    1. В соглашении нужно установить:
      — размер доплаты за совмещение;
      — срок совмещения. Например, на период отпуска основного кассира или до приема нового работника на должность кассира;

    Доплата за совмещение должностей бухгалтера или кассира

    Чтобы избежать нарушения закона, работодатель должен заключить с бухгалтером соглашение о совмещении должностей, указав срок совмещения и размер доплаты. Также нужно будет издать приказ о поручении бухгалтеру дополнительных обязанностей.

    При этом, размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК). Что такое Трудовой договор.

    Как закрепить полномочия кассира за бухгалтером

    1. Минтруда в своем письме №14-2/В-688 от 20.07.2016 года разъяснил требования (алгоритм) к документам при закреплении полномочий кассира за бухгалтером, они состоят:
    2. Заключить с бухгалтером письменное соглашение о совмещении должностей. В этом документе следует указать размер доплаты за исполнение работы кассира и срок, на которые предполагается совмещение должностей. Ознакомить бухгалтера с должностной инструкцией кассира под роспись.
    3. Издать приказ по организации о возложении на конкретное лицо обязанностей кассира в порядке совмещения должностей.
    4. Оформить письменный акт приема-передачи кассы организации.
    5. Оформить инструкцию по охране труда кассира торгового зала (Если требуется).

    Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

    Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


    В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    Читайте также: