Комиссия за участие в программе банка по организации страхования клиентов русский стандарт что это

Обновлено: 09.05.2024

К сожалению, суды пока не выработали единообразные подходы к оценке законности комиссии, взимаемой банком за подключение к программе страхования при заключении кредитного договора. Какие доводы можно привести в суде, чтобы обосновать правомерность взимания такой комиссии? Должен ли банк вернуть комиссию, если заемщик воспользовался правом отказа от услуги добровольного страхования?

В финансовой практике выработан подход, согласно которому при предоставлении кредитов банки не вправе самостоятельно страховать риски заемщиков. Однако это не препятствует банкам заключать договоры страхования от своего имени в интересах и с добровольного согласия заемщиков. Данный подход одобрен судами, на что прямо указано в п. 4.4 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств [1].

Что касается банковской комиссии за подключение к страховой программе, то судебная практика весьма неоднозначна.

Доводы против взимания комиссий

Ряд судов, признавая комиссию незаконной, приводят довод, что банк берет с заемщиков плату за действия, которые он и так должен совершать в рамках договора со страховой компанией [2], и по своей правовой природе данная плата является скрытыми процентами [3].

Дополнительно к перечисленным аргументам в пользу недействительности условий о комиссии суды указывали, что оспариваемые положения кредитного договора являются притворными и их цель — скрыть более высокий размер процентов по договору [4].

Некоторые суды обосновывают свои решения тем, что включение комиссии за присоединение к программе страхования является незаконным возложением на заемщика-потребителя расходов, связанных с осуществлением банком своей деятельности [5].

Например, в 2014 г. суды массово расценивали указанную комиссию как предусмотренные п. 1 ст. 10 ГК РФ действия по осуществлению гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В частности, Московский городской суд по одному из дел, помимо других оснований для признания комиссии незаконной, отметил следующее. Статья 10 ГК РФ ограничивает принцип свободы договора в ситуации, когда условия сделки явно выходят за пределы возможных интересов клиента, а их стоимость настолько завышена, что объективно не соответствует объему и сложности фактически произведенных действий, которые подлежат оплате. Как указал суд, страховая компания получает определенную сумму за включение заемщика в отношения по страхованию, с которыми связано возникновение нового сложного комплекса взаимных обязательств и сопутствующих услуг. При этом банк, роль которого сводится лишь к незначительным сопутствующим услугам, выраженным в простом получении и передаче информации о клиенте, получает сумму, в сотни раз превышающую взнос по самому страхованию. В такой ситуации факт недобросовестности банка становится очевидным и прямо вытекает из фактических обстоятельств дела [6].

Аналогичные выводы можно увидеть и в судебных актах Свердловского областного суда, занимающего наиболее последовательную позицию в признании подобных комиссий незаконными [7].

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 № 04АП-2893/2018 по делу № А19-3102/2018 содержится следующий вывод. Поскольку кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью (ст. 5 Закона № 395-1 [9]), возможность организации банком участия граждан в программе страхования и взимания платы за подключение к программе страхования законодательством не предусмотрена. Как мы видим, подобный вывод арбитражный суд высказал в июне 2018 г. Аналогичные выводы в этом же году сформулировали множество иных судов [10].

Доводы в пользу взимания комиссий

Как будто парируя доводы других судов, Арбитражный суд г. Москвы, руководствуясь той же нормой закона, выносит диаметрально противоположное решение. В соответствии со ст. 5 Закона № 395-1 банк как кредитная организация, по общему правилу, вправе совершать любые сделки, не запрещенные российским законодательством. Банк не вправе заниматься только тремя видами деятельности: производственной, торговой, страховой. Указанные положения ст. 5 Закона № 395-1 предполагают, что банк вправе заниматься любой деятельностью, кроме производственной, торговой и страховой.

Перечень разрешенной для банка деятельности является открытым. Это означает, что банк вправе заниматься деятельностью, которая даже не предусмотрена законодательством. Из системного толкования положений указанной статьи следует, что под иными сделками кредитных организаций понимаются все сделки, прямо не запрещенные кредитным организациям как юридическим лицам и не связанные с осуществлением ими производственной, торговой и страховой деятельности.

Оказываемая банком услуга по подключению к программе страхования представляет собой самостоятельную финансовую услугу банка, отличную от услуги по страхованию. Оказываемую банком услугу нельзя рассматривать как услугу по страхованию, поскольку ни по своему характеру, ни по своей сущности она таковой не является. По своей правовой природе подключение к программе страхования представляет собой заключение договора, который прямо не поименован в ГК РФ и возможность заключения которого прямо предусмотрена ГК РФ.

  • разрабатывает и согласовывает со страховой компанией условия страхования;
  • осуществляет консультирование заемщика относительно условий страхования;
  • собирает, обрабатывает и передает информацию о заемщике в страховую компанию;
  • определяет соответствие заемщика требованиям программы страхования;
  • взаимодействует со страховой компанией при уплате страховой премии и при осуществлении страховой выплаты.

В 2016 г. мы встречаем еще один судебный акт, в котором указано, что услуга по подключению к программе страхования с взиманием комиссии оказывается банком, только если заемщик выразил намерение принять участие в программе страхования и подтвердил в заявлении, что согласие на подключение к программе страхования не является обязательным условием для выдачи кредита. Услуги по присоединению к программе страхования (консультирование по условиям программы, сбор, обработка и техническая поддержка информации о клиенте, связанной с организацией и распространением на клиента условий договора страхования, консультирование и документальное сопровождение при урегулировании страховых случаев) и самому страхованию являются самостоятельными возмездными услугами [11].

В феврале 2017 г. Верховный суд РФ в Определении от 21.02.2017 № 74-КГ16-35 сформировал позицию в пользу законности банковской комиссии за подключение к программе страхования. Так, между гражданкой П. и банком был заключен кредитный договор. При его заключении истица подписала заявление на страхование жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы. Сумма платы за подключение к программе составила 87 890 руб. за весь срок кредитования и была удержана банком из предоставленных кредитных средств, страховая премия в размере 22 633 руб. 77 коп. перечислена страховой компании.

Из заявления следует, что гражданка П. ознакомлена и согласна с тем, что за подключение к программе страхования банк взимает с нее плату в соответствии с тарифами банка, состоящую из комиссии за подключение к программе и компенсации расходов банка на оплату страховых премий страховщику.

В ходе рассмотрения дела банк указал, что при заключении договора страхования заемщика и определении платы за подключение к программе страхования действовал по поручению заемщика. Данная услуга является возмездной в силу положений п. 3 ст. 423, ст. 972 ГК РФ, собственноручные подписи в заявлении о страховании подтверждают, что истица осознанно и добровольно приняла на себя обязательства, в том числе и по уплате банку платы за оказание услуг по заключению договора страхования.

Истица настаивала, что ей не предоставлена достоверная и полная информация о составных частях платы за включение в программу страхования, о фактическом размере страховой премии и комиссии банка, об оказанных за взимаемую сумму услугах, тарифах, определяющих размер платы, условиях ее формирования. ВС РФ парировал, что услуга, оказываемая банком, является неделимой, формула расчета платы за подключение к программе страхования содержится в заявлении на страхование, со стоимостью услуги истица была согласна, что выразилось в собственноручном подписании ею данного заявления. При этом банку уплачивалась не страховая премия, поскольку кредитная организация не является страховой компанией, а стоимость услуги, в которую входила компенсация расходов банка на уплату страховой премии.

В пользу законности комиссии за подключение к услугам страхования свидетельствует и позиция Банка России. Например, в Письме № 15-3-6/4804 регулятор фактически соглашается с тем, что при предоставлении банковских услуг кредитная организация вправе предлагать клиентам участвовать в различных программах страхования, которые осуществляются в соответствии с заключенным банком и страховой компанией договором. За предоставление клиентам указанной услуги с них взимается установленная банком плата. Участие в этой программе является добровольным, не влияет на взаимоотношения сторон по кредитному договору и не обусловливает возможность его заключения. Клиент имеет право отказаться от участия в программе в любое время [12].

В 2017 г. некоторые эксперты также начали высказываться в пользу законности платы за подключение к программам страхования и организацию заключения договора страхования. Например, А. Бычков отмечает следующее. Заемщик может либо сам заключить договор страхования, либо дать согласие на оформление банком необходимого пакета документов. Для этого в заявлении о присоединении к условиям банковского обслуживания он должен проставить отметки в соответствующих графах и поставить свою подпись. В графах заявления содержится информация о том, что он выражает согласие на подключение к страховым программам.

Банк обязан заблаговременно довести до заемщика полную и достоверную информацию обо всех оказываемых ему услугах в соответствии со ст. 8–10 Закона № 2300-1. В частности, перед подключением заемщику страховой программы банк должен раскрыть ему информацию о перечне страховых компаний, видах страхуемых рисков, сроке страховой защиты, размере страховой премии и своей комиссии, сроке их уплаты и об иных условиях страхования. Комиссия банку за организацию подключения страховой программы может взиматься не отдельным платежом. Ее можно учесть в составе общей суммы, куда будет также входить страховая премия, подлежащая перечислению банком в пользу страховой компании.

Более того, закон даже не исключает возможность удержания банком суммы страховой премии и своей комиссии за подключение страховой программы непосредственно из суммы кредитных средств, подлежащих выдаче заемщику. Главное, чтобы банк не навязывал заемщику дополнительную страховую услугу и раскрыл ему всю информацию об этой услуге. В таком случае у заемщика будет возможность правильно выбрать интересующие его услуги, а для банка снимается риск оспаривания навязанных договорных условий в соответствии со ст. 16 Закона № 2300-1 [13].

Последствия отказа заемщика от добровольного страхования

Итак, мы видим, что вопрос о законности банковской комиссии за подключение к программе страхования до сих пор не решен. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с Указанием № 3854-У [14] заемщик вправе отказаться от добровольного страхования в течение 14 календарных дней с момента заключения договора. Уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
С точки зрения ряда судов, отказ страхователя от договора страхования в порядке, предусмотренном Указанием № 3854-У, в нормативно определенный 14-дневный срок влечет за собой право на возврат не только страховой премии, но и банковской комиссии за подключение к программе страхования.

К сожалению, суды пока не выработали единообразные подходы к оценке законности комиссии, взимаемой банком за подключение к программе страхования при заключении кредитного договора. Какие доводы можно привести в суде, чтобы обосновать правомерность взимания такой комиссии? Должен ли банк вернуть комиссию, если заемщик воспользовался правом отказа от услуги добровольного страхования?

В финансовой практике выработан подход, согласно которому при предоставлении кредитов банки не вправе самостоятельно страховать риски заемщиков. Однако это не препятствует банкам заключать договоры страхования от своего имени в интересах и с добровольного согласия заемщиков. Данный подход одобрен судами, на что прямо указано в п. 4.4 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств [1].

Что касается банковской комиссии за подключение к страховой программе, то судебная практика весьма неоднозначна.

Доводы против взимания комиссий

Ряд судов, признавая комиссию незаконной, приводят довод, что банк берет с заемщиков плату за действия, которые он и так должен совершать в рамках договора со страховой компанией [2], и по своей правовой природе данная плата является скрытыми процентами [3].

Дополнительно к перечисленным аргументам в пользу недействительности условий о комиссии суды указывали, что оспариваемые положения кредитного договора являются притворными и их цель — скрыть более высокий размер процентов по договору [4].

Некоторые суды обосновывают свои решения тем, что включение комиссии за присоединение к программе страхования является незаконным возложением на заемщика-потребителя расходов, связанных с осуществлением банком своей деятельности [5].

Например, в 2014 г. суды массово расценивали указанную комиссию как предусмотренные п. 1 ст. 10 ГК РФ действия по осуществлению гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В частности, Московский городской суд по одному из дел, помимо других оснований для признания комиссии незаконной, отметил следующее. Статья 10 ГК РФ ограничивает принцип свободы договора в ситуации, когда условия сделки явно выходят за пределы возможных интересов клиента, а их стоимость настолько завышена, что объективно не соответствует объему и сложности фактически произведенных действий, которые подлежат оплате. Как указал суд, страховая компания получает определенную сумму за включение заемщика в отношения по страхованию, с которыми связано возникновение нового сложного комплекса взаимных обязательств и сопутствующих услуг. При этом банк, роль которого сводится лишь к незначительным сопутствующим услугам, выраженным в простом получении и передаче информации о клиенте, получает сумму, в сотни раз превышающую взнос по самому страхованию. В такой ситуации факт недобросовестности банка становится очевидным и прямо вытекает из фактических обстоятельств дела [6].

Аналогичные выводы можно увидеть и в судебных актах Свердловского областного суда, занимающего наиболее последовательную позицию в признании подобных комиссий незаконными [7].

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 № 04АП-2893/2018 по делу № А19-3102/2018 содержится следующий вывод. Поскольку кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью (ст. 5 Закона № 395-1 [9]), возможность организации банком участия граждан в программе страхования и взимания платы за подключение к программе страхования законодательством не предусмотрена. Как мы видим, подобный вывод арбитражный суд высказал в июне 2018 г. Аналогичные выводы в этом же году сформулировали множество иных судов [10].

Доводы в пользу взимания комиссий

Как будто парируя доводы других судов, Арбитражный суд г. Москвы, руководствуясь той же нормой закона, выносит диаметрально противоположное решение. В соответствии со ст. 5 Закона № 395-1 банк как кредитная организация, по общему правилу, вправе совершать любые сделки, не запрещенные российским законодательством. Банк не вправе заниматься только тремя видами деятельности: производственной, торговой, страховой. Указанные положения ст. 5 Закона № 395-1 предполагают, что банк вправе заниматься любой деятельностью, кроме производственной, торговой и страховой.

Перечень разрешенной для банка деятельности является открытым. Это означает, что банк вправе заниматься деятельностью, которая даже не предусмотрена законодательством. Из системного толкования положений указанной статьи следует, что под иными сделками кредитных организаций понимаются все сделки, прямо не запрещенные кредитным организациям как юридическим лицам и не связанные с осуществлением ими производственной, торговой и страховой деятельности.

Оказываемая банком услуга по подключению к программе страхования представляет собой самостоятельную финансовую услугу банка, отличную от услуги по страхованию. Оказываемую банком услугу нельзя рассматривать как услугу по страхованию, поскольку ни по своему характеру, ни по своей сущности она таковой не является. По своей правовой природе подключение к программе страхования представляет собой заключение договора, который прямо не поименован в ГК РФ и возможность заключения которого прямо предусмотрена ГК РФ.

  • разрабатывает и согласовывает со страховой компанией условия страхования;
  • осуществляет консультирование заемщика относительно условий страхования;
  • собирает, обрабатывает и передает информацию о заемщике в страховую компанию;
  • определяет соответствие заемщика требованиям программы страхования;
  • взаимодействует со страховой компанией при уплате страховой премии и при осуществлении страховой выплаты.

В 2016 г. мы встречаем еще один судебный акт, в котором указано, что услуга по подключению к программе страхования с взиманием комиссии оказывается банком, только если заемщик выразил намерение принять участие в программе страхования и подтвердил в заявлении, что согласие на подключение к программе страхования не является обязательным условием для выдачи кредита. Услуги по присоединению к программе страхования (консультирование по условиям программы, сбор, обработка и техническая поддержка информации о клиенте, связанной с организацией и распространением на клиента условий договора страхования, консультирование и документальное сопровождение при урегулировании страховых случаев) и самому страхованию являются самостоятельными возмездными услугами [11].

В феврале 2017 г. Верховный суд РФ в Определении от 21.02.2017 № 74-КГ16-35 сформировал позицию в пользу законности банковской комиссии за подключение к программе страхования. Так, между гражданкой П. и банком был заключен кредитный договор. При его заключении истица подписала заявление на страхование жизни, здоровья и в связи с недобровольной потерей работы. Сумма платы за подключение к программе составила 87 890 руб. за весь срок кредитования и была удержана банком из предоставленных кредитных средств, страховая премия в размере 22 633 руб. 77 коп. перечислена страховой компании.

Из заявления следует, что гражданка П. ознакомлена и согласна с тем, что за подключение к программе страхования банк взимает с нее плату в соответствии с тарифами банка, состоящую из комиссии за подключение к программе и компенсации расходов банка на оплату страховых премий страховщику.

В ходе рассмотрения дела банк указал, что при заключении договора страхования заемщика и определении платы за подключение к программе страхования действовал по поручению заемщика. Данная услуга является возмездной в силу положений п. 3 ст. 423, ст. 972 ГК РФ, собственноручные подписи в заявлении о страховании подтверждают, что истица осознанно и добровольно приняла на себя обязательства, в том числе и по уплате банку платы за оказание услуг по заключению договора страхования.

Истица настаивала, что ей не предоставлена достоверная и полная информация о составных частях платы за включение в программу страхования, о фактическом размере страховой премии и комиссии банка, об оказанных за взимаемую сумму услугах, тарифах, определяющих размер платы, условиях ее формирования. ВС РФ парировал, что услуга, оказываемая банком, является неделимой, формула расчета платы за подключение к программе страхования содержится в заявлении на страхование, со стоимостью услуги истица была согласна, что выразилось в собственноручном подписании ею данного заявления. При этом банку уплачивалась не страховая премия, поскольку кредитная организация не является страховой компанией, а стоимость услуги, в которую входила компенсация расходов банка на уплату страховой премии.

В пользу законности комиссии за подключение к услугам страхования свидетельствует и позиция Банка России. Например, в Письме № 15-3-6/4804 регулятор фактически соглашается с тем, что при предоставлении банковских услуг кредитная организация вправе предлагать клиентам участвовать в различных программах страхования, которые осуществляются в соответствии с заключенным банком и страховой компанией договором. За предоставление клиентам указанной услуги с них взимается установленная банком плата. Участие в этой программе является добровольным, не влияет на взаимоотношения сторон по кредитному договору и не обусловливает возможность его заключения. Клиент имеет право отказаться от участия в программе в любое время [12].

В 2017 г. некоторые эксперты также начали высказываться в пользу законности платы за подключение к программам страхования и организацию заключения договора страхования. Например, А. Бычков отмечает следующее. Заемщик может либо сам заключить договор страхования, либо дать согласие на оформление банком необходимого пакета документов. Для этого в заявлении о присоединении к условиям банковского обслуживания он должен проставить отметки в соответствующих графах и поставить свою подпись. В графах заявления содержится информация о том, что он выражает согласие на подключение к страховым программам.

Банк обязан заблаговременно довести до заемщика полную и достоверную информацию обо всех оказываемых ему услугах в соответствии со ст. 8–10 Закона № 2300-1. В частности, перед подключением заемщику страховой программы банк должен раскрыть ему информацию о перечне страховых компаний, видах страхуемых рисков, сроке страховой защиты, размере страховой премии и своей комиссии, сроке их уплаты и об иных условиях страхования. Комиссия банку за организацию подключения страховой программы может взиматься не отдельным платежом. Ее можно учесть в составе общей суммы, куда будет также входить страховая премия, подлежащая перечислению банком в пользу страховой компании.

Более того, закон даже не исключает возможность удержания банком суммы страховой премии и своей комиссии за подключение страховой программы непосредственно из суммы кредитных средств, подлежащих выдаче заемщику. Главное, чтобы банк не навязывал заемщику дополнительную страховую услугу и раскрыл ему всю информацию об этой услуге. В таком случае у заемщика будет возможность правильно выбрать интересующие его услуги, а для банка снимается риск оспаривания навязанных договорных условий в соответствии со ст. 16 Закона № 2300-1 [13].

Последствия отказа заемщика от добровольного страхования

Итак, мы видим, что вопрос о законности банковской комиссии за подключение к программе страхования до сих пор не решен. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с Указанием № 3854-У [14] заемщик вправе отказаться от добровольного страхования в течение 14 календарных дней с момента заключения договора. Уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
С точки зрения ряда судов, отказ страхователя от договора страхования в порядке, предусмотренном Указанием № 3854-У, в нормативно определенный 14-дневный срок влечет за собой право на возврат не только страховой премии, но и банковской комиссии за подключение к программе страхования.

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

При оформлении кредитного договора в Банке Русский Стандарт сотрудники кредитной организации, как и в других Банках, активно предлагают оформить договор страхования, пугая заемщика отказом в кредите, а иногда даже говорят об обязательном его заключении.

Разберемся, стоит ли соглашаться на оформление страховки, какие последствия ждут заемщика в случае отказа от нее, а также рассмотрим способы возврата денег за навязанный договор страхования.

Главные условия возврата денег за страховку в полном объеме:

Изучаем кредитный договор Банка Русский Стандарт (на примере клиента)

При изучении кредитного договора заемщику следует выяснить будут ли последствия в случае отказа от договора страхования со стороны Банка или нет.

2. Досрочное расторжение кредитного договора со стороны Банка при отказе от страховки.

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Главные пункты в кредитном договоре, на которые стоит обратить внимание это п. 4 и п. 9.

Пункт 4. Процентная ставка

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Именно в этом пункте будет указано есть ли повышение процентной ставки в случае отказа заемщика от страховки и на сколько она поднимется.

В нашем примере процентная ставка составляет 19,9% годовых, больше нечего не указано, значит повышения процентной ставки по кредиту при отказе от договора страхования не предусмотрено.

Пункт 9. Обязанность заемщика заключить иные договора

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

В примере нет обязанности заключать заемщику с Банком дополнительные договора, следовательно, оснований боятся, что Банк расторгнет досрочно кредитный договор нет.

Итак, при изучении кредитного договора Банка Русский Стандарт, можно сделать вывод о том, что при возврате страховой премии по кредиту, никаких последствий для заемщика со стороны Банка не предусмотрено, поэтому можно смело писать заявление о возврате страховки.

При изучении Договора страхования, нужно будет выяснить кому и куда отправлять заявление об его расторжении, стоимость страховки и способы ее возврата.

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

На странице 2 указан размер страховой премии, которую Банк взял при оформлении кредита — 10 000 рублей (в примере). Это и есть стоимость страховки, эту сумму и нужно будет написать в заявлении.

Кроме того, подробно описан способ обращения заемщика к Страховщику: с помощью письменного заявления в течение 14 календарных дней со дня заключения Договора страхования.

Таким образом, при изучении документов, полученных заемщиком при оформлении кредита в Русском Стандарте, видно, что никаких последствий при отказе от страховки Банком не предусмотрено, возвратить страховку в полном объеме можно только написав соответствующее заявление в Страховую компанию в течение двух недель с момента оформления кредита.

Не нашли ответ на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 555-67-55 доб. 761. Это БЕСПЛАТНО!

Заявление на возврат страховки по кредиту Русский Стандарт: пошаговое заполнение + бланк

Чтобы не возникло проблем при расторжении договора страхования и возврате денег, заемщику нужно правильно оформить заявление об отказе от страховки и подготовить пакет документов.

Т.к. Страховщиком не установлено стандартного образца заявления об отказе от страховки заемщик может подать заявление в свободной форме.

  1. Указываем полное наименование Страховщика и адрес (см. Договор страхования).
  2. ФИО полностью, адрес и телефон заемщика, которые указали при оформлении кредита.
  3. Ставим дату оформления кредитного договора, ФИО полностью, № кредитного договора и сумму кредита (цифрами и прописью) (см. Кредитный договор).
  4. Пишем дату заключения договора страхования (совпадает с датой кредитного договора), ФИО заемщика и номер договора страхования (см. Договор страхования).
  5. Указываем размер страховой премии согласно договору страхования цифрами и прописью (см. Договор страхования).

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

6. Пишем номер договора страхования, дату его заключения и сумму страховой премии (информация выше уже повторялась, см. Договор страхования).

7. Заполняем реквизиты, на которые Страховая переведет денежные средства за страховку.

Реквизиты могут быть любого Банка. При перечислении оплаты за страховку комиссия за перевод с заемщика не взимается.

8. Приложения (пакет документов).

Для того, чтобы Страховая вернула Вам деньги, необходимо сделать:

  • копию паспорта заемщика (главную страницу и прописку);
  • для быстрой идентификации договора страхования нужно приложить копию договора страхования;
  • копия кредитного договора служит документом подтверждающим оплату страховой премии, в случае ее списания со счета при выдаче кредита.

Если Вы оплачивали страховую премию наличными в Кассу Банка, то необходимо вместо копии кредитного договора приложить копию чека об оплате.

Также документом, подтверждающим оплату за страховку может служить выписка движения денежных средств по счету. Ее можно заказать в Банке, в том случае если Вам ее успеют сделать раньше двух недель.

9. Обязательно ставим дату составления заявления, подпись как в договоре страхования и расшифровку подписи.

Итак, пакет документов (заявление + приложения) готов к отправке в Страховую.

При отправке документов, необходимо сохранить квитанцию об отправке и опись, т.к. в случае отказа в возврате страховой премии, именно чек с Почты будет служить доказательством в суде.

Кроме того, с помощью трек номера, указанного в чеке об отправке заемщик сможет отследить дату получения Страховщиком заявления. Именно с даты получения письма в течение 10 рабочих дней Страховщик должен будет вернуть деньги за страховку заемщику.

Как видим, никаких сложностей возникнуть не должно, если внимательно изучить документы при оформлении кредита и правильно оформить пакет документов для возврата страховой премии.

Из юридической практики, можно сказать о том, что Банк Русский Стандарт без проблем возвращает денежные средства заемщикам, которые обратились в течение двух недель с отказом от договора страхования.

Ситуация стандартная, при подписании документо по кредиту - не глядя (доверил человек заранее просмотреть документы и уточнить условия расторжения договора страхования), подписал согласие на подключение к программе коллективного страхования "Стандрт" по договору страхования где "Страхователь" ПАО "Почта Банк", а "Страховщик" ООО "ВТБ Стрхование".

То есть вместо договора праямого страхования между мной и Страховой, я присоединился к программе добровольного страхования по Договору коллективного страхования между Банком и Страховой.

На 4-й день, пришёл в отделение Банка написать заявление на возврат и расторожение, написал, однаок Банк заверяет, что возврата средства не будет. В заявлении я просил не расторгнуть договор (так как он заключён между Почта Банком и ВТБ Страхование), и исключить меня из программы Коллективного страхования с возвратом уплаченной комиссии.

Также просил представить мне для ознакомления Договор коллективного страхвания между Банком и СК (сказали не ранее, чем через 3 дня). То есть в согласии сказано, что с Договором коллекивного страхвоания я согласен, но Договора я в действительности не видел, его нет ни в интрнете, ни в отделениях банка. Сотрудник банка о невозвратности комиссии при подписании согласия, естественно умолчал.

Проблемя в том, что Банк списал с меня не страховую премию, а комиссию за подключение к услуге "Программа страхования" рассчитанную исходя из тарифа на страхования. Далее в Согласии указано, что услуга подключения считается оказанной в дату фактического подключения страховой защиты.

Я предполага, что в Договоре может быть прописан алгоритм определения "даты начала страховой защиты" и Договор должен содержать условия о периоде "охлаждения", таким образом, прося Банк в течение 5 дней исключить меня из программы, я надеюсь попасть в момент, когда "дата начала страховой защиты" не наступила.

Второй вопрос - при отказе от Услуги, каким образом банк определит фактически понесённые им издержки, сотрудники настаивают, что комиссия не возвращается, я считаю, что комиссия подразумевает плату за подключение ряда услуг (типа ежемесячного перечисления суммы страхового тарифа в пользу Страховой компании, то есть с меня они разово удержали 100% страховой премии в виде комисси и из этой суммы будут ежемесячно выплачить Страховой компании 1/24 часть в качестве страховой премии за моё участие в программе) и тогда досрочный отказ подразумевает, что услуги будут выполнены в меньшем объёме, следовательно, за ту часть, которая не выполнена, они должны вернуть средства.


Если вы отправите отказ заказным письмом по почте, это будет также считаться соблюдением сроков, независимо от даты получения письма.

Если вы не успеете в течении 5 дней, то тогда страховая премия не возвращается (п.3 ст. 958 ГК РФ)

Все комиссии, связанные с подключением к программе страхования являются страховой премией. То есть банк с Ваших денег заплатил страховой организации. Как платеж не назови, а правовая природа его понятна. От названия, суть не меняется.

Внимательно посмотрите формулировку в приложенном документе. Банк настаивает, что "Страховая премия" это не "Комиссия за подключение к услуге", то есть они удержали с меня комиссию за подключение к услуге, факт подключение произошёл, соотвественно услуга оказана.

Закон о защите прав потребителей, в том числе, распространяется и на страхование.

В договоре с потребителем не может быть условий, поражающих потребителя в правах по сравнению с законом. И вопрос тут не в процессе оказания услуги по страхованию — вопрос именно в фактических расходах.

В случае, если вы будете подавать на банк в суд, они должны будут доказать, что удержанная и, по каким-то причинам, невозвратная комиссия — это фактически понесённые расходы. Написать они там могут что угодно — к примеру, утверждать что 20 000 рублей — это стоимость подключения ко всем сервисам. Насколько это состоятельно — решать будет суд.

Возврат также предусмотрен указаниями Банка России.

1. При осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Я бы начал с жалобы в Роспотребнадзор и в Банк России, а затем, если это к эффекту не приведёт и деньги вам не вернут — считаю, что следует обращаться в суд.

Вот у меня такие же мысли. Сегодня напишу ещё одно заявление - на отказ от Договора. Также запрошу разъяснения где и когда можно ознакомиться с Договором коллективного страхования.

Вот у меня такие же мысли. Сегодня напишу ещё одно заявление — на отказ от Договора. Также запрошу разъяснения где и когда можно ознакомиться с Договором коллективного страхования.

Алексей

Не рекомендую затягивать. Отношения с банком по страховке нужно прекратить (или попытаться прекратить) как можно быстрее. Не вернут — сразу в Роспотреб.

Алексей, добрый день.

Вы вправе отказаться от договора страхования в течение 5 дней.

04 августа 2017 является последним днем для подачи заявления об отказе от договора страхования.

Ст. 191 ГК РФ.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Также запрошу разъяснения где и когда можно ознакомиться с Договором коллективного страхования.

Алексей

Банк обязан предоставить договор коллективного страхования.

Само по себе то что страховая премия поименована комиссией сути дела не меняет.

Ф. не отказывалась от договора страхования в указанный срок, поэтому оснований для возложения на страховщика обязанности возврата уплаченной страховой премии не имеется.

из решения видно что если бы как ТС отказалась, то суд бы взыскал страховую премию.

В приведённых выше решениях отказы связаны с тем, что не доказано навязывание страховки. И ничего не говориться про период охлаждения.

К чему тогда присоединяется клиент банка? К договору страхования и становится застрахованнвм лицом. Всё это какая то игра слов. суть дела понятна, я думаю период охлаждения должен действовать.

Выложите решение где клиент в течении 5 дней заявил об отказе, но суд ему отказал из за того что у него договор присоединения.

думаю скорее всего вы ничего не вернете если везде стоят подписи ваши и не указано что страховка обязательна для получения кредита практика идет по такому пути если говорим именно о присоединении как услуге

единственное отличие от вас — это то что человек не обращался тут с отказом, а вы обращались и вот тут надо попробовать подать жалобу в роспотребнадзор (приложив копии обращений в банк)

и уже по итогам проверки решать на счет суда

но в практике суд вот этот довод

как вы видите не принял — видимо из за отсутствия письменного уведомления

ст 32 закона о защите прав потребителей — тут в плане возврата средств именно по страхованию не работает, есть ч.3 ст 958 гк

Статья 958. Досрочное прекращение договора страхования
3. При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.

но ст 32 можно применить разве что если говорить именно об услуге по присоединению

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

При оформлении кредитного договора в Банке Русский Стандарт сотрудники кредитной организации, как и в других Банках, активно предлагают оформить договор страхования, пугая заемщика отказом в кредите, а иногда даже говорят об обязательном его заключении.

Разберемся, стоит ли соглашаться на оформление страховки, какие последствия ждут заемщика в случае отказа от нее, а также рассмотрим способы возврата денег за навязанный договор страхования.

Главные условия возврата денег за страховку в полном объеме:

Изучаем кредитный договор Банка Русский Стандарт (на примере клиента)

При изучении кредитного договора заемщику следует выяснить будут ли последствия в случае отказа от договора страхования со стороны Банка или нет.

2. Досрочное расторжение кредитного договора со стороны Банка при отказе от страховки.

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Главные пункты в кредитном договоре, на которые стоит обратить внимание это п. 4 и п. 9.

Пункт 4. Процентная ставка

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Именно в этом пункте будет указано есть ли повышение процентной ставки в случае отказа заемщика от страховки и на сколько она поднимется.

В нашем примере процентная ставка составляет 19,9% годовых, больше нечего не указано, значит повышения процентной ставки по кредиту при отказе от договора страхования не предусмотрено.

Пункт 9. Обязанность заемщика заключить иные договора

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

В примере нет обязанности заключать заемщику с Банком дополнительные договора, следовательно, оснований боятся, что Банк расторгнет досрочно кредитный договор нет.

Итак, при изучении кредитного договора Банка Русский Стандарт, можно сделать вывод о том, что при возврате страховой премии по кредиту, никаких последствий для заемщика со стороны Банка не предусмотрено, поэтому можно смело писать заявление о возврате страховки.

При изучении Договора страхования, нужно будет выяснить кому и куда отправлять заявление об его расторжении, стоимость страховки и способы ее возврата.

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

На странице 2 указан размер страховой премии, которую Банк взял при оформлении кредита — 10 000 рублей (в примере). Это и есть стоимость страховки, эту сумму и нужно будет написать в заявлении.

Кроме того, подробно описан способ обращения заемщика к Страховщику: с помощью письменного заявления в течение 14 календарных дней со дня заключения Договора страхования.

Таким образом, при изучении документов, полученных заемщиком при оформлении кредита в Русском Стандарте, видно, что никаких последствий при отказе от страховки Банком не предусмотрено, возвратить страховку в полном объеме можно только написав соответствующее заявление в Страховую компанию в течение двух недель с момента оформления кредита.

Не нашли ответ на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 555-67-55 доб. 761. Это БЕСПЛАТНО!

Заявление на возврат страховки по кредиту Русский Стандарт: пошаговое заполнение + бланк

Чтобы не возникло проблем при расторжении договора страхования и возврате денег, заемщику нужно правильно оформить заявление об отказе от страховки и подготовить пакет документов.

Т.к. Страховщиком не установлено стандартного образца заявления об отказе от страховки заемщик может подать заявление в свободной форме.

  1. Указываем полное наименование Страховщика и адрес (см. Договор страхования).
  2. ФИО полностью, адрес и телефон заемщика, которые указали при оформлении кредита.
  3. Ставим дату оформления кредитного договора, ФИО полностью, № кредитного договора и сумму кредита (цифрами и прописью) (см. Кредитный договор).
  4. Пишем дату заключения договора страхования (совпадает с датой кредитного договора), ФИО заемщика и номер договора страхования (см. Договор страхования).
  5. Указываем размер страховой премии согласно договору страхования цифрами и прописью (см. Договор страхования).

Возврат страховки Русский Стандарт по кредиту: пошаговая инструкция, образец заявления

6. Пишем номер договора страхования, дату его заключения и сумму страховой премии (информация выше уже повторялась, см. Договор страхования).

7. Заполняем реквизиты, на которые Страховая переведет денежные средства за страховку.

Реквизиты могут быть любого Банка. При перечислении оплаты за страховку комиссия за перевод с заемщика не взимается.

8. Приложения (пакет документов).

Для того, чтобы Страховая вернула Вам деньги, необходимо сделать:

  • копию паспорта заемщика (главную страницу и прописку);
  • для быстрой идентификации договора страхования нужно приложить копию договора страхования;
  • копия кредитного договора служит документом подтверждающим оплату страховой премии, в случае ее списания со счета при выдаче кредита.

Если Вы оплачивали страховую премию наличными в Кассу Банка, то необходимо вместо копии кредитного договора приложить копию чека об оплате.

Также документом, подтверждающим оплату за страховку может служить выписка движения денежных средств по счету. Ее можно заказать в Банке, в том случае если Вам ее успеют сделать раньше двух недель.

9. Обязательно ставим дату составления заявления, подпись как в договоре страхования и расшифровку подписи.

Итак, пакет документов (заявление + приложения) готов к отправке в Страховую.

При отправке документов, необходимо сохранить квитанцию об отправке и опись, т.к. в случае отказа в возврате страховой премии, именно чек с Почты будет служить доказательством в суде.

Кроме того, с помощью трек номера, указанного в чеке об отправке заемщик сможет отследить дату получения Страховщиком заявления. Именно с даты получения письма в течение 10 рабочих дней Страховщик должен будет вернуть деньги за страховку заемщику.

Как видим, никаких сложностей возникнуть не должно, если внимательно изучить документы при оформлении кредита и правильно оформить пакет документов для возврата страховой премии.

Из юридической практики, можно сказать о том, что Банк Русский Стандарт без проблем возвращает денежные средства заемщикам, которые обратились в течение двух недель с отказом от договора страхования.

Читайте также: