Какие законопроекты требуют прохождения экспертизы в счетной палате

Обновлено: 04.07.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

1. Счетная палата осуществляет последующий контроль в ходе проверки исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год в целях определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета, в ходе внешней проверки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств бюджетов, а также в ходе проведения тематических проверок.

2. Счетная палата осуществляет проверку исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год в рамках самостоятельных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий либо в рамках комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающего внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

3. Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготавливает заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. Заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета представляются в Государственную Думу и Совет Федерации.

4. Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и подготавливает заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство Российской Федерации.

5. Счетная палата осуществляет проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и подготавливает заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

6. Заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.

Статья 21. Внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета

Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль):

1) объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственных внутренних и внешних заимствований;

2) погашения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание;

3) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка использования государственных займов и кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

4) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления и реализации государственных гарантий;

5) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка размещения средств федерального бюджета в банках и иных кредитных организациях;

6) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления средств федерального бюджета иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;

7) объема и структуры долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;

8) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Статья 22. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральной собственностью

Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных:

1) от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи);

2) от управления объектами федеральной собственности.

Статья 23. Внешний государственный аудит (контроль) банковской системы

1. Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль):

1) деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему Российской Федерации, в части обслуживания ими федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

2) деятельности Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации;

3) счетов и операций Центрального банка Российской Федерации, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I "О государственной тайне".

2. Счетная палата осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального финансового совета. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Статья 24. Экспертиза и заключения Счетной палаты

1. Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:

1) по вопросам эффективности использования бюджетных средств, федеральной собственности и иных ресурсов;

2) по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции;

3) по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов и финансово-экономическим обоснованиям к ним по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы, а также по проектам законодательных актов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

4) по проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

5) по проектам государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ); (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

6) по документам стратегического планирования Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

7) по докладу об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции. (Пункт введен - Федеральный закон от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

1) запросов Президента Российской Федерации;

2) поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

3) запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

4) запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации;

5) запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.

4. Заключения Счетной палаты не могут содержать политические оценки решений, принимаемых государственными органами по вопросам их ведения.

Статья 25. Предоставление информации по запросам Счетной палаты

1. Все объекты аудита (контроля), их должностные лица обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, выполнения задач и функций Счетной палаты.

2. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) Счетной палате (ее должностному лицу), необходимой для осуществления ее деятельности, а также предоставление заведомо ложной информации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Представление Счетной палаты

2. Представления Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются аудиторами Счетной палаты либо Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

3. Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

4. Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ; от 27.10.2015 № 291-ФЗ; от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

5. О принятых мерах по результатам выполнения представления Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ; от 27.10.2015 № 291-ФЗ)

Статья 27. Предписание Счетной палаты

1. В случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их выполнения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для выполнения предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ; от 27.10.2015 № 291-ФЗ; от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

2. Предписания Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ; от 27.10.2015 № 291-ФЗ)

3. В предписании Счетной палаты должны быть указаны основания для его вынесения, информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, сроки выполнения указанного предписания и ответственность за его невыполнение. (В редакции федеральных законов от 27.10.2015 № 291-ФЗ; от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

4. При невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля). (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ; от 27.10.2015 № 291-ФЗ)

41. О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности. (Часть 41 введена - Федеральный закон от 27.10.2015 № 291-ФЗ)

5. Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 28. Уведомление Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения

1. При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений Счетная палата направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

2. Уведомление Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения направляется органу, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения о применении бюджетных мер принуждения.

3. Уведомление Счетной палаты принимается Коллегией Счетной палаты и подписывается Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

Статья 29. Взаимодействие Счетной палаты с подразделениями внутреннего аудита в объектах внешнего государственного аудита (контроля)

1. Счетная палата вправе проводить проверки и анализ работы и отчетности подразделений внутреннего аудита в объектах внешнего государственного аудита (контроля), соблюдения требований стандартов внутреннего аудита.

2. По результатам проверок и анализа Счетная палата может направлять рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита.

Статья 30. Взаимодействие Счетной палаты с другими органами и организациями

Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Центральный банк Российской Федерации, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, иные организации, подразделения внутреннего аудита обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

Статья 31. Информирование органов государственной власти и общества о результатах деятельности Счетной палаты

1. Счетная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации информирует органы государственной власти и общество о результатах своей деятельности.

2. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.

3. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляемые палатам Федерального Собрания, рассматриваются на закрытых заседаниях.

4. Счетная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, в том числе через свои официальные информационные печатные издания, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иные сетевые ресурсы.

5. Счетная палата издает бюллетень Счетной палаты, являющийся ее официальным информационным изданием. Счетная палата может создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Организация деятельности Счетной палаты

Статья 32. Регламент Счетной палаты

1. Вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между заместителем Председателя Счетной палаты, аудиторами Счетной палаты, содержание направлений деятельности, возглавляемых заместителем Председателя Счетной палаты, аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел определяются Регламентом Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

2. Решение об утверждении Регламента Счетной палаты, а также о внесении в него изменений и дополнений принимает Коллегия Счетной палаты по совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.

Статья 33. Планирование работы Счетной палаты

1. Счетная палата организует свою работу на основе основных направлений деятельности Счетной палаты, годовых планов, планов научно-исследовательских работ для нужд Счетной палаты, которые формируются исходя из необходимости обеспечения выполнения ее задач, функций и полномочий. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

2. Планирование деятельности Счетной палаты осуществляется в целях содействия реализации документов стратегического планирования Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

3. Планирование должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита на основе результатов мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля).

4. Реализация планов Счетной палаты должна учитывать последовательность оценки результатов финансового аудита (контроля), аудита эффективности и стратегического аудита.

5. Планирование осуществляется с учетом разрабатываемых Счетной палатой стандартов и методических документов.

6. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые на основании обращений или поручений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и постановлений Государственной Думы, а также по обращениям не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы в отношении объектов аудита (контроля), предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, на основании решений Коллегии Счетной палаты подлежат включению в годовой план работы Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)

8. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, не включенные в годовой план работы Счетной палаты, не проводятся.

Статья 34. Обязательное государственное страхование сотрудников Счетной палаты

1. Жизнь и здоровье должностного лица Счетной палаты (далее также - застрахованное лицо), осуществляющего в связи с его служебной деятельностью функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на его безопасность, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячного д

Счетная палата представила заключение на проект бюджета 2020–2022 годов. Аудиторы не верят в прогноз по росту экономики, недовольны низким финансированием образования и медицины, а также сомневаются в объеме дивидендов госкомпаний

Проект федерального бюджета России на трехлетнюю перспективу предполагает бурный рост российской экономики, который пока ничем не обоснован, предупредила Счетная палата в своем 1000-страничном заключении (.pdf) на бюджет. Государственные аудиторы во главе с Алексеем Кудриным не верят в резкое ускорение инвестиций, переход к устойчивому повышению реальных доходов населения и в прогнозируемые правительством темпы сокращения бедности. Структура бюджета остается неизменной — маневра в пользу роста расходов на образование и здравоохранение вновь не произошло, констатировала Счетная палата.

Прогноз не обоснован

Базовый вариант прогноза развития экономики России на 2020 год, разработанный Минэкономразвития и одобренный правительством, на самом деле носит целевой характер, отмечает Счетная палата. А значит, прогноз не отражает основные тенденции экономики России — динамика его показателей направлена на достижение задач стратегического планирования.

Действий правительства не хватит и для выхода на устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов граждан: ожидания ускорения показателя с околонулевого роста в 2019 году до 2,3% в 2022 году завышены, полагают аудиторы. Из-за более медленных темпов роста реальных доходов скорость снижения бедности будет ниже. Сейчас в прогнозе заложено сокращение уровня бедности с 12,5% в 2019 году до 11,7% в 2020 году, в 2021 и 2022 годах ожидается снижение до 10,8 и 9,4% соответственно. Пока уровень бедность в России растет: по итогам первого полугодия 2019 года за чертой бедности оказалось 13,5% населения (19,8 млн россиян), что на 0,2 п.п. выше показателя годовой давности.

Низкие расходы на образование и медицину

Расходы федерального бюджета увеличатся в 2020 году на 1,1 п.п., до 17,3% ВВП, то есть более чем на 1 трлн руб., по сравнению с расходами, предусмотренными законом о бюджете на 2019 год. Однако принципиального изменения структуры бюджета не происходит, отметил Кудрин, выступая в Госдуме. Бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры, который Кудрин предлагал на посту руководителя Центра стратегических разработок совершить президенту, вновь не произошло. Более того, в 2022 году расходы бюджета вернутся к величине 2019 года и сократятся до 16,9% ВВП, то есть в трехлетней перспективе расходы остаются на том же уровне в процентах к ВВП, заметил Кудрин.

Ненаблюдаемые нацпроекты

Однако комплексной системы мониторинга и контроля за реализацией нацпроектов в оперативном режиме до сих пор не существует, подчеркивают аудиторы.

Бюджет недосчитается дивидендов

Счетная палата указала и на завышенный прогноз Минфина по поступлениям в бюджет дивидендов госкомпаний. Оценки Минфина на 13–25% выше прогнозов Росимущества. Минфин учел перечисление в федеральный бюджет 50% чистой прибыли большинством компаний, без учета особенностей их уплаты по отдельным акционерным обществам. Но ряд крупных госкомпаний с разрешения правительства ранее уже перечисляли в качестве дивидендов менее половины чистой прибыли.

В пресс-службе Минфина заявили РБК, что прогноз министерства по дивидендам на 2020–2022 годы является обоснованным. В проекте бюджета учтено решение правительства об обеспечении направления на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ по МСФО, указали там, добавив, что поэтапный переход к такой дивидендной политике по всем компаниям учтен министерством при расчетах. В результате проводимой Минфином политики в отношении дивидендов госкомпаний их поступление в федеральный бюджет увеличилось с 447 млрд руб. в 2018 году до 561 млрд руб. на 1 октября текущего года (по итогам ожидается порядка 620 млрд руб.), подчеркнули в пресс-службе.

Самые низкие доходы от приватизации за десять лет

В связи с многочисленными запросами, поступающими в Минстрой России по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

В силу пункта 4 части 13 статьи 48 Кодекса проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса).

Частью 1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства". При этом в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

В силу пункта 27(4) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение) проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Абзацем 5 пункта 27(3) Положения установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

Таким образом, обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена.

Застройщик подготавливает смету на проведение капитального ремонта объекта капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (дефектной ведомости).


25 февраля Счетная палата РФ опубликовала Отчет по анализу использования средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда в 2016–2018 г. и текущем периоде за 2019 г.

Содержание отчета

Исследование выявило отсутствие инструментов оценки деятельности адвокатов по назначению, что создает риски оказания юридической помощи, не отвечающей гарантированным российской Конституцией стандартам. В отчете также зафиксировано отсутствие утвержденного перечня документов, подтверждающих затраченное адвокатом время на осуществление иных полномочий защиты (кроме участия в следственных действиях и судебных заседаниях). Данное обстоятельство, по мнению Счетной палаты, затрудняет не только факт доказывания защитниками по назначению осуществления ими юридической помощи, но и препятствует определению размера их вознаграждения.

Нарушения в возмещении процессуальных издержек на сумму свыше 102 млн руб. были обнаружены в ходе проверки деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2016–2018 гг.

В документе отмечено, что допущенные судами и управлениями Судебного департамента (далее – УСД) нарушения порядка перечисления вознаграждений адвокатам привели к занижению налоговой базы для исчисления НДФЛ и страховых взносов на ОПС, а также к сокрытию реальных сведений о доходах от адвокатских палат субъектов РФ. Кроме того, несвоевременная оплата труда защитников по назначению (с задержкой более чем на 30 дней) может негативно влиять на квалифицированное оказание юрпомощи в судопроизводстве по назначению суда, а также создавать риски дополнительной нагрузки на федеральный бюджет в связи с возникающим правом на подачу заявления в суд о взыскании с УСД процентов за пользование чужими денежными средствами.

Счетная палата перечислила ряд иных проблем – например, ФНС России не имеет доступа к данным о суммах выплат адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению, при их перечислении на счета физических лица, так как законодательством РФ не предусмотрена обязанность банка представлять налоговому органу справки по таким счетам. Кроме того, сведения Минюста России, содержащиеся в реестровых делах адвокатов субъектов РФ, представляются только единожды при присвоении статуса адвоката, при этом состав персональных данных адвоката не актуализируется, не ведется единый общероссийский реестр адвокатов.

В рамках исследования Счетная палаты пришла к трем основным выводам. Во-первых, в настоящее время отсутствуют требования к уровню предоставляемой квалифицированной юридической помощи, что не позволяет признавать деятельность адвоката качественной. Во-вторых, что государство при выплате вознаграждения адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению, ожидает от них оказания квалифицированной юрпомощи на высоком уровне. В-третьих, она отметила, что требуется реализация мер по повышению уровня оказания адвокатами квалифицированной юрпомощи, эффективности расходования бюджетных ассигнований при оплате труда адвокатов, прозрачности расходов федерального бюджета, открытости судебной системы для граждан и общественных институтов.

Рекомендации ведомства

В качестве предложенных Счетной палатой мер для решения выявленных проблем отмечены, в частности, следующие:

Федеральной палате адвокатов рекомендовано разработать и утвердить обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юрпомощи, предусмотренные подп. 2.1 п. 2 ст. 36 Закона об адвокатуре, а также опубликовать информацию о банковских счетах, на которые необходимо перечислять вознаграждения защитникам по назначению.

Согласно ведомственному законопроекту, процессуальные издержки нужно взыскивать и с лиц, в отношении которых уголовное дело или преследование прекращены по нереабилитирующим основаниям

Счетная палата предложила Правительству РФ рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек. Так, в нем рекомендовано предусмотреть требования о направлении копии заявления, указанного в п. 25 Положения, в соответствующую финансовую службу органов судебной системы. По мнению ведомства, причитающиеся защитнику по назначению денежные суммы необходимо будет перечислять только на расчетный счет адвокатского образования в соответствии с реквизитами, указанными в таком заявлении.

Правительству РФ предложено поручить Минюсту совместно с Минфином России разработать и утвердить перечень документов, представляемых адвокатом в подтверждение реализованных им полномочий. Российскому правительству также будет рекомендовано рассмотреть вопрос об установлении запрета на указание реквизитов банковских счетов подотчетных лиц или их представителей в решении уполномоченного государственного органа о возмещении процессуальных издержек. Минюсту России рекомендовано сформировать единый общероссийский (сводный по всем субъектам РФ) реестр адвокатов на основании актуальной информации, в том числе о персональных данных адвокатов, накапливаемой в их реестровых делах.

В целях обеспечения прозрачности бюджета Федеральному казначейству будет предложено рассмотреть вопрос о реализации возможности автоматизированного контроля за перечислением денежных средств адвокатам в части установления возможности блокировки платежей адвокату по назначению при указании в заявке на кассовый расход признака личного банковского счета.

Адвокаты разошлись в оценке выводов Счетной палаты

Комментируя содержание отчета, адвокат, управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин не согласился с изложенными в нем выводами.

Адвокат положительно оценил и предложение в адрес ФПА РФ о разработке обязательных для всех адвокатов стандартов оказания квалифицированной юридической помощи. В то же время он заметил, что, предусматривая возможность взыскания с адвокатов выплаченного им вознаграждения из-за некачественного оказания юрпомощи, Счетная палата не предусматривает возможности защититься от необоснованного применения такой меры. Это, по мнению Игоря Кустова, может привести к тому, что судебные и правоохранительные органы могут использовать такой механизм для незаконного снижения оплаты труда адвокатам, честно исполняющим свои обязанности.

При объединении юридической профессии на базе адвокатуры предполагается введение специализации адвокатской деятельности

ФПА РФ выразила несогласие

После публикации отчета Федеральная палата адвокатов сделала заявление, в котором выразила несогласие с выводами Счетной палаты.

Также сообщается, что ФПА РФ уже направила в Счетную палату РФ свою аргументированную точку зрения по некоторым из затронутых вопросов, в настоящее время она готовит развернутое обращение, которое будет направлено в вышеуказанное ведомство.

Читайте также: