Мошенничество коррупция какая преступность

Обновлено: 30.06.2024

К орпоративное мошенничество – одновременно и скрытое, латентное, и крайне опасное для общества явление. Оно причиняет вред компаниям и гражданам, приводит к серьезному финансовому ущербу, серьезно ухудшает инвестиционную привлекательность страны. Многие зарубежные компании отказываются вступать в деловые отношения с теми российскими субъектами предпринимательского оборота, в деятельности которых они смогли бы заподозрить признаки корпоративного мошенничества. Помимо этого, существенная часть активов выводится из легального оборота, благодаря чему бюджет государства и бенефициары конкретной компании лишаются части доходов.

Понятие корпоративного мошенничества

Необходимость защиты собственников бизнеса от корпоративного мошенничества обусловлена стабилизацией бизнес-среды. Эпоха передела рынка, рейдерских захватов, корпоративных войн ушла в прошлое, правовое поле стабилизировалось, и уже уверенные в своем статусе собственники хотели бы защитить себя от хищения активов со стороны наемных менеджеров и сотрудников. Общий термин таких хищений – корпоративные мошенничества – подразумевает под собой широкую совокупность форм и методов хищения и присвоения активов и имущества.

Российский законодатель не дал самостоятельного определения термина, необходимо исходить из его доктринального толкования или описывать несколькими присущими ему признаками. Эта одна из проблем, из-за которой возникает сложность привлечения к ответственности. Вторая сложность связана с тем, что издавна существующие в практике правоохранительных органов методы борьбы с понятными им приписками, хищениями, завышениями смет, оставшимися неизменными со времен СССР, оказываются неэффективными в ситуациях с искажением финансовой отчетности, дроблением бизнеса, выводом денег за рубеж и аналогичными технологичными и современными способами мошенничества. Советская школа позволяет выявлять существенное количество преступлений в области государственных финансов с их планированием и контролем, а вот для определения корпоративных мошенничеств с финансовой отчетностью иногда требуется обратиться к зарубежному опыту. В иностранной практике корпоративным мошенничеством признаются три вида нарушений:

Типичные характеристики корпоративного мошенничества

Следствие, имея уже определенный опыт выявления преступлений, имеющих признаки корпоративного мошенничества, выделяет следующие их типичные признаки:

  • объектом хищения становятся активы определенного корпоративного субъекта. Таким образом, потерпевшими являются не граждане вообще, а отдельные лица, вовлеченные в предпринимательский оборот. Это акционеры и собственники компаний, в ситуациях с коммерческими банками и финансовыми организациями – их клиенты и вкладчики;
  • лица, которые совершают преступление, имеют отношение к корпоративному субъекту с другой стороны, они его инсайдеры;
  • процесс совершения мошеннических действий практически всегда сопровождается внесением продуманных искажений в финансовую отчетность, в отчетность, составляемую для целей размещения акций на организованном рынке ценных бумаг;
  • способы совершения преступлений можно классифицировать по типам операций и уровню ответственности преступника.

Совокупность этих признаков характерна практически для каждого случая совершения корпоративного мошенничества. Его следует отличать от краж, которые практически никогда не несут в себе интеллектуальной составляющей.

  • все виды хищения и присвоения активов, примерами которых могут быть переоценка и вывод недвижимого имущества, создание фиктивной задолженности, выставление фиктивных счетов на компанию, растраты и т. д.;
  • самостоятельные коррупционные действия (взятки-откаты, взятки-благодарности, оплата за общее покровительство – все ситуации, в которых топ-менеджер бизнеса использует свое служебное положение вопреки интересам компании для влияния на финансово-хозяйственные операции с целью получения личной выгоды;
  • мошенничество с финансовой отчетностью – различные механизмы, позволяющие искажать финансовую отчетность в целях как ее улучшения, например, для указания большей выручки или большей стоимости активов, чтобы совершить обман инвестора, кредитора, покупателя бизнеса, так и ухудшения отдельных показателей и формирования убытка (налоговые преступления).

Субъекты корпоративного мошенничества

Можно составить следующую классификацию:

  • корпоративные субъекты – юридические лица или специализирующиеся на мошенничестве, или специально созданные в качестве орудий его совершения;
  • акционеры и собственники бизнеса, выводящие из него активы в ущерб другим собственникам;
  • руководители и топ-менеджеры, создающие схемы хищения имущества и причиняющие ущерб акционерам;
  • наемные сотрудники.

Часто различные субъекты создают устойчивые организованные группы, и их деятельность крайне сложно выявить и пресечь, так как опыта в подделке документов и сокрытии доказательств у них может быть намного больше, чем у аудиторов или следователей, которым поручено расследование дела.

Ущерб от корпоративного мошенничества

Не надо считать, что единственным видом ущерба от корпоративного мошенничества могут стать утраченные активы или денежные средства. Существуют и нематериальные потери, к которым относятся утраченная репутация, сложность с приемом на работу квалифицированных кадров и многое другое. Можно выделить следующие основные типы ущерба:

  • прямой вывод активов, их списание, вывод за рубеж;
  • снижение стоимости акций компаний в случае, если станет известно о том, что их стоимость была искусственно завышена;
  • потеря выгодных контрактов;
  • потеря средств при заключении контрактов на невыгодных условиях;
  • потеря клиентов;
  • потеря доли рынка.

Все эти последствия сопровождаются еще и упущенной выгодой. Как показывает практика, взыскание средств в порядке возмещения причиненного ущерба с корпоративных мошенников маловероятно, так как привлечь их к суду возможно в крайне редких случаях, особенно когда организатором схемы выступает сам собственник или топ-менеджер бизнеса.

Аудит и корпоративное мошенничество

В Европе и США аудиторские компании, специализирующиеся на выявлении ошибок и финансового мошенничества, создали особое направление аудиторской деятельности, так называемый fraud auditing. Это направление деятельности выработало стандарты и практики, призванные выявить типичные случаи мошенничества, а также найти и новые разработки, так как механика хищения средств постоянно совершенствуется. Ряд крупных мошенничеств, которые сотрясали зарубежные рынки в 1990–2000-х годах, потребовал серьезной перестройки корпоративного законодательства. Инициативный аудит махинаций стал краеугольным камнем, на котором держится система противодействия корпоративному мошенничеству. Он не исключает корпоративный контроль и обычный аудит, выявляющий достоверность отчетности, а является самостоятельной услугой, активно развивающейся в своем секторе рынка.

Собственных российских методических разработок в области противодействия корпоративному мошенничеству практически не существует, поэтому приходится ориентироваться или на традиционные методы расследования, принятые у правоохранительных органов, или на аудиторские стандарты.

Методы противодействия корпоративному мошенничеству

Практика выработала несколько групп методов противодействия корпоративному мошенничеству. Они делятся на три группы:

  • методы предупреждения;
  • методы выявления;
  • методы расследования.

В каждой из трех групп можно выделить организационные и технические методы, а также в качестве отдельного рассмотреть оперативный метод расследования.

Организационные

Наибольшую роль в выявлении и предотвращении мошенничеств в корпорациях играют организационные способы, основанные на развитой правовой и методической базе. В качестве организационных мер предупреждения выделяются:

  • принятие нормативно-правовой документации, описывающей все типы запрещенных деяний и меры ответственности за них, ознакомление персонала с этими документами;
  • создание в компании корпоративной культуры, полностью исключающей возможность совершения мошенничества;
  • широкая практика привлечения к ответственности, как дисциплинарной, так и уголовной, всех виновных лиц;
  • внесение в контракты сотрудников норм, позволяющих упростить их увольнение;
  • создание в компании подразделений, отвечающих за контроль: службы экономической безопасности и внутреннего аудита.

Помимо этого, необходимо в качестве мер выявления регулярно проводить отдельные и полные проверки деятельности компании, ревизии, инвентаризации. Привлечение независимой аудиторской компании позволит получить доказательственную базу, на основе которой правоохранительные органы смогут возбудить уголовное дело.

Технические

Технические способы можно разделить на программные и иные. К программным средствам относятся все программные продукты, позволяющие:

  • защищать информацию финансового характера от внесения в нее искажений;
  • предотвращать утечку информации из компании;
  • выявлять ошибки, несостыковки в отчетности и базах данных, указывающие на факт совершения мошенничества.

Защиту информационного периметра можно произвести путем установки программных продуктов, имеющих характеристики DLP-систем и SIEM-систем. Кроме того, необходимо контролировать уровни доступа сотрудников, использовать такие степени защиты финансовой информации и пароли, которые помогут выявить каждый факт несанкционированного вмешательства и своевременно информировать о нем службы безопасности.

При анализе отчетности и документации некоторые моменты поможет выявить программа Project Expert, аудиторы имеют собственные методики, позволяющие сравнивать показатели разных лет и находить пиковые искажения, которые могут свидетельствовать о совершении преступления и выводе активов.

Оперативные и следственные

Среди методов предотвращения корпоративных мошенничеств оперативные играют незаслуженно небольшую роль. Связано это с тем, что в крайне редких случаях компании принимают решение на стадии выявления деяния, имеющего признаки мошенничества, приглашать специалистов из правоохранительных органов. Самостоятельное же использование оперативных способов для служб безопасности компаний может стать поводом для нарушения законодательства. Тем не менее допустимы такие меры, как:

  • оборудование помещений системами видеоконтроля и звукозаписи;
  • проведение контрольных закупок;
  • не связанное с вторжением в частную жизнь изучение образа жизни сотрудника, заподозренного в мошенничестве.
  • непосредственных виновников преступления и их пособников;
  • мотивы совершения преступления, не всегда ими бывает только обогащение, иногда существенными факторами становятся внешнее давление, угроза, запугивание;
  • механизм совершения преступления, характер и размер ущерба.

Важно, что правоохранительные органы могут работать в тесной связке с внутренними субъектами, отвечающими за защиту компании от мошенников. К ним могут относиться:

  • сотрудники служб безопасности;
  • ревизоры, аудиторы;
  • представители членов Совета директоров, осуществляющие корпоративный контроль.

Спецификой российского бизнеса становится частое использование в схемах фирм-однодневок. Их выявление возможно при работе в тесном контакте с налоговыми органами. Часто выявление одной частной схемы приводит к вскрытию развернутой сети, в рамках которой происходит обналичивание, отмывание денег, подкуп государственных служащих. Комплексная работа поможет очистить российский рынок от многих рудиментов 90-х годов.

Корпоративное мошенничество – серьезная общественная проблема. Методы его выявления и предотвращения должны исключить нанесение ущерба интересам общества и граждан, а это приведет к повышению инвестиционной привлекательности страны на мировой арене, большей налоговой дисциплине, существенному пополнению бюджета и препятствованию финансирования криминалитета.

МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Ущерб от коррупционных преступлений в России в 2020 году составил 58 млрд рублей. Об этом говорится в ежегодном докладе генпрокурора Игоря Краснова Совету Федерации за 2020 год.

"В 2020 году размер причиненного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности по расследованным преступлениям составил 58,4 млрд рублей. Это 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений", - отмечается в докладе.

В 2019 году размер установленного ущерба от коррупционных преступлений составлял 55,1 млрд рублей, или 8,8% от общей суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений.

В докладе отмечается, что в минувшем году "незначительно увеличилась сумма добровольно возмещенного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности". В 2020 году она составила 4,2 млрд рублей, в 2019 году - 4,1 млрд рублей.

В то же время более чем в два раза увеличилась стоимость изъятого имущества, денег и ценностей обвиняемых в коррупции (в 2020 году она составила 3,9 млрд рублей, а в 2019 году - 1,5 млрд рублей). Стоимость имущества, на которое наложен арест, выросла на 33% (в 2020 году - 24,3 млрд рублей, в 2019 году - 18,2 млрд рублей). Иски о возмещении ущерба от коррупционных преступлений предъявлены в прошлом году почти всеми прокурорами субъектов РФ.

Сфера госуправления

Треть коррупционных преступлений, выявленных полицией в 2020 году, приходится на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, говорится в докладе генпрокурора РФ. "Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что коррупцией остаются поражены практически все сферы экономической деятельности. Наибольший процент преступлений коррупционной направленности (32,8%, или 7 462 преступления) из всех таких деяний, выявленных органами внутренних дел в 2020 году, приходится на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения", - отмечается в документе.

19,9% (4 521) составляют преступления, совершенные в сфере деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности, 14,1% (3 217) - образования, 8% (1 823) - здравоохранения, 5,4% (1 221) - финансовой деятельности, 5,1% (1 160) - строительства, 4,9% (1 106) - транспорта.

Должностные лица

Почти 11 тыс. должностных лиц были уличены в коррупции в 2020 году, почти треть из них - сотрудники правоохранительных органов и системы Минобороны, говорится в докладе генпрокурора РФ. "Из 10 879 должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, 17,4% составили лица, занимавшие должности в правоохранительных (правоприменительных) органах (1 897), 12,3% - в системе Минобороны России (1 337), 8,9% - в органах исполнительной власти всех уровней, включая муниципальный (964), 0,6% - в органах законодательной власти всех уровней (70)", - говорится в документе.

В нем указано, что наибольший прирост числа лиц (на 30,1%), совершивших преступления коррупционной направленности, в 2020 году отмечался среди занимавших должности в системе Минобороны России. Также существенно (на 15,7%) возросло число лиц, занимавших должности в правоохранительных органах.

Кроме того, в 2020 году была пресечена преступная деятельность 27 чиновников, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, 68 руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, 61 члена правительств субъектов РФ и руководителей региональных министерств, 59 глав муниципальных образований, 10 высших офицеров Вооруженных сил и Федеральной службы войск национальной гвардии, 22 руководителей территориальных подразделений правоохранительных органов, отмечается в докладе генпрокурора.

Большинство коррупционных преступлений приходится на ПФО и ЦФО

Из доклада следует, что почти половину преступлений коррупционной направленности составляют взятки. "Как и в предыдущие годы, в структуре коррупционной преступности наибольший удельный вес имеют преступления, связанные со взяточничеством (47,2%)", - указано в документе. По данным Генпрокуратуры, в 2020 году число преступлений, связанных с получением взятки возросло на 4,7% - с 3 988 до 4 174. На 15% стало больше фактов дачи взяток. В то же время случаи мелкого взяточничества сократились на 2,5% (с 5 408 до 5 274). При этом доля мелкого взяточничества в структуре взяток составляет более трети (в 2020 году - 36,3%).

Также в прошлом году возросло количество преступлений коррупционной направленности, совершенных организованной группой или преступным сообществом - с 1 136 до 1 252, или на 10,2 %. Кроме того, в 2020 году количество преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб, увеличилось на 14,3% - с 5 408 до 6 180, удельный вес таких преступлений составил 22%.

Александр Бастрыкин объяснил снижение коррупции в органах внутренних дел

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал начальнику отдела преступности “Ъ” Максиму Варывдину о том, как расследуются громкие уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности. Следствие выяснило происхождение миллиардов рублей, найденных в квартире экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко; разобралось, почему в МЧС закупали дешевые пожарные рукава вместо надежных и как чиновники Росрезерва озолотились сами, продлевая срок годности солярке. Однако, несмотря на определенные успехи в борьбе с коррупцией, генерал юстиции Российской Федерации Бастрыкин по-прежнему добивается не только возвращения института конфискации в Уголовный кодекс, но и обосновывает необходимость введения этого дополнительного наказания по всем видам преступлений коррупционной направленности.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

— Как вы в целом оцениваете противодействие коррупции в России?

— Начну с того, что уголовно-правовые меры достаточно надежно защищают государство и общество от различных проявлений коррупции. В 2019 году Следственным комитетом возбуждено свыше 18 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях. Нашими следователями направлены в суды 8409 уголовных дел о коррупции, по которым в качестве обвиняемых привлечено более 9 тыс. лиц. В их числе 81 дело в отношении организованных групп и 6 — в отношении преступных сообществ или преступных организаций. На стадии расследования возмещен ущерб почти на 2 млрд руб., еще на 7 млрд руб. арестовано имущество.

— Какие коррупционные преступления совершаются наиболее часто?

— Порядка 20% — это уголовные дела о даче взяток (1747 дел), немногим менее — 16% — о получении взяток (1396). Значительная доля приходится на такой состав преступлений, как мошенничество (1279 дел), что составляет порядка 15%. Мелкое взяточничество — 1124, присвоение или растрата — 601 дело. Исходя из этих данных, мы видим, что большая часть преступлений коррупционной направленности — это дача взяток. В связи с этим в текущем году совместно с Генпрокуратурой, ФСБ, МВД, ФТС, ФАС, ФНС и Росфинмониторингом мы продолжаем активную профилактическую работу по вопросам противодействия коррупции и защиты бюджетных средств, в том числе максимально используя ресурсы средств массовой информации.

— В каких сферах самые большие взятки?

— Анализ расследуемых уголовных дел показывает, что самые крупные взятки берут высокопоставленные чиновники от предпринимателей. Как правило, они связаны с выполнением каких-либо действий в их пользу, а также оказанием общего покровительства. К примеру, по одному из наших уголовных дел был осужден бывший заместитель руководителя аппарата администрации Сахалинской области Вячеслав Горбачев. В составе организованной группы совместно с бывшим губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным и его советником он получил от пяти предпринимателей взятки на сумму 255 млн руб. Другой пример — завершено и направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Владимира Привалова. Совместно с бывшим главой администрации города Олегом Кондрашовым через посредников он получил 17 млн руб. также за общее покровительство предпринимателям, оказывающим ритуальные услуги. Кондрашов скрылся от следствия и объявлен в международный розыск. Еще одно дело — в отношении первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края Олега Кузнецова, ему инкриминируется получение взяток на 7 млн руб., также за общее покровительство. Таких примеров в регионах достаточно много, но масштабы, как мы видим, отличаются.

— Эпизоды преступлений бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко еще расследуются?

— В настоящее время расследование по новому эпизоду преступной деятельности Захарченко находится в завершающей стадии, идет процесс ознакомления с материалами уголовного дела. Благодаря многочисленным следственным действиям было установлено, что Захарченко занялся преступной деятельностью еще в 2007 году. Вместе с ним к уголовной ответственности привлекаются бизнесмен Валерий Маркелов, а также друзья Захарченко Виктор Белевцов и Василий Критинин. Несколько фигурантов объявлены в розыск.

По версии следствия, Захарченко в 2007–2016 годах получил взятки в виде имущественного права на безналичные денежные средства в размере более 1,4 млрд руб. Эти деньги были обналичены, и в числе прочих их впоследствии обнаружили при обыске в его квартире в 2016 году.

— Как действовала преступная схема?

— По данным следствия, названными взяткодателями была создана тщательно законспирированная и хорошо отлаженная автоматизированная банковская система, которая использовалась для незаконного управления большим объемом денежных средств, принадлежащих как физическим, так и крупным юридическим лицам. При этом идентифицировать конечных выгодоприобретателей так называемой площадки было очень сложно, поскольку изначально поступавшие денежные средства под видом на первый взгляд законных гражданско-правовых сделок после совершения ряда банковских операций поступали в распоряжение лиц, которые документально к этим средствам не имели никакого отношения. С учетом высокого уровня конспирации возможности этой автоматизированной банковской системы использовались для дачи взяток Захарченко. Он же в свою очередь осуществлял общее покровительство незаконной коммерческой деятельности взяткодателей и до момента задержания в сентябре 2016 года результативно принимал все необходимые меры для того, чтобы такая деятельность не могла быть пресечена правоохранительными органами.

Мосгорсуд пересмотрит часть дела о конфискации активов экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко

Также на основании материалов, собранных в ходе расследования этого дела, возбуждено и расследуется уголовное дело по факту организации преступного сообщества и осуществления незаконной банковской деятельности, в рамках которого к уголовной ответственности привлечено более 20 человек.

— Как известно, размер взятки влияет на наказание, тем не менее даже по фактам сравнительно небольших поборов возбуждаются уголовные дела о совершении особо тяжких преступлений.

— Санкция статьи Уголовного кодекса предусматривает более строгое наказание, если речь идет о значительном, крупном или особо крупном размере взятки. При этом и сроки лишения свободы тоже варьируются. Но в приоритете здесь принцип неотвратимости наказания, и это вне зависимости от того, крупная взятка или мелкая. Получение взятки — это должностное преступление против государственной власти и интересов госслужбы, а не против собственности. Поэтому даже при получении отдельными должностными лицами небольших сумм, особенно если такое происходит системно, наносится колоссальный ущерб интересам государства. Например, в Краснодарском крае следователи Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с ГУСБ МВД России пресекли противоправную деятельность группы сотрудников полиции, которая на протяжении нескольких лет занималась поборами с граждан. По уголовному делу проходят в качестве обвиняемых 15 человек. По данным следствия, сотрудники ДПС систематически получали взятки, закрывая глаза на различные нарушения. Взяткодателям сходили с рук управление автомобилем в нетрезвом виде, наличие иных нарушений, связанных с эксплуатацией грузового транспорта. Были и такие факты, когда сотрудники ГИБДД разрешали продолжить движение транспортного средства, находящегося в розыске либо перевозящего наркотические средства. Общая сумма взяток составила более 50 млн руб. Все это серьезная дискредитация власти в глазах людей. Ведь у граждан, столкнувшихся с подобными проявлениями, формируется предвзятое и негативное мнение о правоохранительной системе в целом. В действительности это не так. Напротив, тех, кто нарушает закон, меньшинство. Благодаря системной работе по борьбе с коррупцией, в том числе принимаемым профилактическим мерам, коррупционная преступность среди отдельных категорий сотрудников правоохранительных органов продолжает снижаться.

— Вы имеете в виду полицейских?

— В том числе. Например, в 2019 году на 60% сократилось количество обвиняемых (в коррупции.— “Ъ” ) из числа сотрудников органов внутренних дел по сравнению с 2011 годом. Это неслучайно.

При сравнении данных за прошедшие годы видно ежегодное постепенное снижение числа должностных лиц органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию.

Такая же динамика прослеживается и по ряду других правоохранительных и силовых структур. Наши оппоненты могут возразить, сказав, что, может быть, плохо выявляем? Но комплексная работа по пресечению фактов коррупции за эти годы только усилилась. На высоком уровне находится и превентивная работа внутри других правоохранительных структур. Необходимо также отметить, что серьезное профилактическое воздействие, безусловно, оказали и недавно состоявшиеся громкие судебные процессы по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях, расследованных Следственным комитетом при содействии ФСБ и МВД, в отношении бывшего главы Республики Коми, бывшего губернатора Сахалинской области, экс-министра финансов Подмосковья и целого ряда других высокопоставленных должностных лиц.

— В каких сферах особенно сложно выявлять и расследовать коррупционные преступления?

— Ранее Следственный комитет сообщал о возбуждении уголовного дела в отношении высокопоставленных сотрудников Росрезерва. Сколько человек в итоге было привлечено к уголовной ответственности и какие суммы хищений им инкриминируются?

Как было закончено расследование хищений 3,2 млрд рублей руководством Росрезерва

— Практически во всех примерах фигурируют предприниматели…

— В чем опасность таких преступлений?

— Добровольно ущерб, наверное, мало кто возмещает?

— В нашей практике были разные ситуации. При массовых жертвах собственники бизнеса нередко скрывались от следствия. Безусловно, мы их находили, добивались возмещения, но на это уходило время. Недавно у меня на личном приеме был потерпевший по уголовному делу о детонации бытового газа в Белгородской области в 2015 году. Здоровью заявителя был причинен тяжкий вред. Очевидно, что причиной происшедшего стали некачественные работы по газификации дома. Знаете, что в этой ситуации сказал директор местной газовой компании на вопрос о возможной компенсации причиненного ущерба потерпевшему? Докажете состав преступления — компенсируем, а если нет — откажем. Вот такой циничный подход при всей очевидности ситуации. Однако совсем недавно, когда после личного приема эта история получила огласку, видимо задумавшись о репутации и осознав правоту следствия, директор газовой компании все же изменил позицию и уже выразил готовность возместить ущерб после предоставления потерпевшим данных о его размере. Но на это ушло пять лет! Вместе с тем я дал указание следователям еще раз тщательно проанализировать обстоятельства происшедшего, и сейчас расследуется новое уголовное дело, возбужденное за халатность.

— Как часто спецсубъекты совершали коррупционные преступления? Много ли сотрудников вашего ведомства стали фигурантами уголовных дел?

Начальник ГУЭБиПК МВД России Андрей Курносенко о приоритетах в работе антикоррупционного главка

Начальник ГУЭБиПК МВД России Андрей Курносенко о приоритетах в работе антикоррупционного главка

— Наша повседневная деятельность по противодействию коррупции наглядно свидетельствует о том, что неприкасаемых нет. В качестве обвиняемых по уголовным делам Следственным комитетом привлечено в 2019 году 479 лиц, обладающих особым правовым статусом. В их числе 13 депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, 97 депутатов местного самоуправления, 140 выборных глав муниципальных образований, 75 адвокатов, 41 руководитель и следователь органов следствия в системе МВД, 8 прокурорских работников, 9 судей, 19 сотрудников Следственного комитета. Мы открыто говорим о пресечении коррупции внутри ведомства. Для нас ее искоренение в своих рядах — дело чести, ведь у тех, кто борется с преступностью, должны быть чистые руки.

— Почему вы так упорно добиваетесь возвращения конфискации?

— Конфискация необходима для повышения эффективности уголовно-правовых мер по противодействию коррупции. Я и мои коллеги в Следственном комитете убеждены, что конфискация имущества в качестве дополнительного вида наказания должна быть возвращена в Уголовный кодекс.

При этом следует указать возможность ее применения в санкциях конкретных статей УК о преступлениях коррупционного характера.

Сейчас конфискация отнесена к иным мерам уголовно-правового характера, ее применение необязательно для судей, которые не часто реализуют такие полномочия. Также целесообразно установить такое дополнительное основание для конфискации имущества, нажитого преступным путем, как передача его третьим лицам безвозмездно или за плату, явно несоизмеримую стоимости этого имущества.

Вместе с тем в России есть хорошая норма, в соответствии с которой прокурор может подать иск об обращении незаконного обогащения чиновника в доход государства. Мы предоставляем прокурорам все необходимые материалы для обоснования подобных требований.

Бастрыкин Александр Иванович

Личное дело

Родился 27 августа 1953 год в Пскове. В 1975 году окончил юрфак Ленинградского госуниверситета, учился вместе с Владимиром Путиным.

Работал инспектором угрозыска, следователем. С 1980 года преподавал на кафедре уголовного процесса и криминалистики юрфака ЛГУ, занимался комсомольской и партийной работой. С 1988 года возглавлял Институт усовершенствования следственных работников при прокуратуре СССР. С 1992 года был ректором Санкт-Петербургского юридического института. С 1996 года — заместитель командующего Северо-Западным округом внутренних войск МВД. С 1998 года — директор Северо-Западного филиала Российской правовой академии Минюста. В июле 2001 года стал начальником управления Минюста по Северо-Западному федеральному округу. 12 июня 2006 года назначен начальником главного управления МВД по Центральному округу. С октября 2006 года работал заместителем, а с июня 2007-го — первым заместителем генпрокурора — главой Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Следственный комитет РФ

Досье

Образован в январе 2011 года на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007–2010). Является федеральным государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая доследственную проверку, криминалистическое сопровождение, предварительное следствие, процессуальный контроль.

В структуру СК входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель и его заместители назначаются указом президента РФ. В Следственном комитете служит более 23 тыс. сотрудников (в том числе военные следователи).

В 2019 году было расследовано и направлено в суды почти 97 тыс. уголовных дел в отношении 107 тыс. обвиняемых. Потерпевшим возмещено более 48,5 млрд руб., наложен арест на имущество подозреваемых и обвиняемых стоимостью 55,3 млрд руб. За год СКР возбудил свыше 18 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях.

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

150040, г. Ярославль, ул. Республиканская, 42/24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Автор рассматривает актуальную проблему коррумпированности чиновников в современном обществе. За основу взят анализ наиболее типичных коррупционных преступлений. Основываясь на документальных источниках, автор приходит к выводу о недостаточности механизмов правового регулирования в указанной сфере. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: коррупция; проявления коррупции; ответственность

Понятие коррупции

Тем не менее в существующих документах дается различная трактовка как самого явления, так и его признаков.

Понятие коррупции, как явления, используемое российским законодательством, основывается на таких международных правовых актах, как Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). В этих документах содержатся понятия коррупции, должностного подкупа, взятки, злоупотребления полномочиями и других нарушений, которые обязательны для российской правовой системы.

В целом содержание международно-правовых определений коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ таково: коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Очевидно, что злоупотребление властью и незаконное присвоение публичных средств в общественной жизни возможно при сочетании определенных факторов:

– во-первых, наличие определенного ресурса (финансовые средства, движимое и недвижимое имущество и т.п.), доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

– во-вторых, возникновение интереса, движущей силы и мотива деятельности участников коррупционных действий.

Наиболее распространенными проявлениями коррупции являются следующие правонарушения: мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, взяточничество, служебный подлог.

За каждый из этих правонарушений виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Мошенничество

Согласно статье 159 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Наказание за мошенничество – крупный штраф (до 1 млн руб.) и лишение свободы на срок до десяти лет.

Обман

Злоупотребление доверием

Злоупотребление доверием заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества.

Доверие к мошеннику может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Важно отметить, что наказуемым является не только совершение самого правонарушения, но и попытка его совершения. В соответствии ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно статье 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до 10 лет.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Возникновение данного состава преступления возможно при наступлении хотя бы одного из следующих последствий:

а) существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

б) существенное нарушение прав и законных интересов организаций;

в) существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;

г) существенное нарушение охраняемых законом интересов государстваю.

Понятие должностного лица

Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распоря­дительные, административно-хозяйствен­ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях государства.

В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию.

При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.

Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).

Корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.

Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.

В случае когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.

Превышение должностных полномочий

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а равно интересов общества или государства, квалифицируется как превышение должностных полномочий. Об этом говорится в ст. 286 Уголовного кодекса.

Ответственность за данные действия может составить до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обратите внимание, что превышение должностных полномочий и использование должностным лицом своего авторитета, служебных связей и т.п. – это разные вещи. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не должностные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.

Должностные полномочия – это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.

Действия, которые превышают предусмотренные должностные права и обязанности, наказуемы только тогда, когда они совершены вопреки интересам службы. Подобные действия должностного лица противоречат:

а) целям и задачам, ради которых создан и функционирует соответствующий орган, в котором гражданин занимает должность;

б) интересам деятельности публичного аппарата управления и власти в целом.

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава преступления по ст. 286 УК РФ и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Взяточничество

Статьей 290 УК РФ под взяткой квалифицируются следующие деяния:

– получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Статьей 291 УК РФ как отдельное преступление рассматривается дача взятки.

УК РФ предусмотрено наиболее суровое наказание как за получение, так и за дачу взятки. Так, получение должностным лицом взятки влечет наказание до двенадцати лет лишения свободы. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника может повлечь лишение свободы на срок до восьми лет. При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Получение и дача взятки занимают центральное место среди составов должностных преступлений. С одной стороны, относительно их коррупционного характера и повышенной общественной опасности среди ученых и практиков нет каких-либо разногласий, с другой – криминологические и социологические исследования говорят о том, что данные преступления получили наибольшее распространение.

Данную мысль подтверждает и анализ международно-правовых документов. Так, хотя в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999 г. согласованы нормы о тринадцати коррупционных преступлениях, их многообразие лишь кажущееся - одиннадцать из них представляют собой разновидности двух традиционных для российского законодательства составов преступлений: получение взятки и дача взятки.

Перспективы противодействия

Как отмечал председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин, существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции.

[1] Непотизм (от лат. nepos, родительный падеж nepotis — внук, племянник) – раздача римскими папами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, земель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Непотизм был особенно широко распространен в XV–XVI вв.; привел к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи, Борджа и др.).

Читайте также: