Митинги и собрания граждан как формы прямого выражения мнения народа

Обновлено: 16.06.2024

Чем отличается собрание от митинга и демонстрации, а шествие от пикетирования?

А можно проводить акцию протеста в каком-нибудь другом формате?

О других форматах закон ничего не говорит. Если участники хотят собраться в формате, который не упоминается в законе — например, на народный сход или прогулку — власти могут счесть эту акцию митингом, шествием, собранием, демонстрацией или пикетированием.

Я могу собрать единомышленников и выйти на митинг прямо сейчас?

Нет. Для того, чтобы выйти на митинг, собрание, шествие или демонстрацию, нужно не ранее, чем за 2 недели, но не позднее чем за 10 дней уведомить власти — даже если против этих самых властей вы и выступаете. Организаторы должны подать уведомление, в нем сообщить свои данные и контакты, рассказать, что за мероприятие планируется, с какой целью, где они собираются его проводить, сколько — примерно — людей придет, и как будет обеспечена их безопасность. Если речь о шествии, нужно указать, по какому маршруту оно запланировано. Закон также предписывает особо оговаривать мероприятия с использованием транспортных средств — например, автопробеги или велопрогулки. Для пикетирования правила такие же, но подавать заявку можно за 3 дня. С точки зрения закона, единственный способ публично выразить свое мнение без предварительного согласования с властью — одиночный пикет. При этом если вы не единственный пикетчик, расстояние до ближайшего единомышленника не может быть меньше 50 метров (такая норма действует в Москве, в других регионах расстояние может быть меньше).

Нет. Просто сообщить о готовящемся собрании можно только в том случае, если вы хотите протестовать в . Но надо убедиться, что это время еще не занято другими. Для всех остальных форм протеста надо не просто уведомить власти, а согласовать с ними все условия.

Митинг и другие акции можно проводить в любое время суток?

Нет. Только с 7 утра до 10 вечера. Ночью можно проводить только некоторые культурные и мемориальные мероприятия.

Можно провести митинг где угодно?

Нет. Власти могут потребовать перенести акцию, если решат, что место ее проведения находится слишком близко к опасным объектам (например, производственным), путепроводам, железным дорогам, нефтепроводам, газопроводам, высоковольтным линиям электоропередач и пр. Нельзя собираться рядом с резиденциями главы страны, судами, тюрьмами, изоляторами, колониями и спецприемниками. Нельзя собираться рядом с российской границей, если нет разрешения от пограничников. Также акцию не согласуют, если организатор: не гражданин России; признан недееспособным; имеет непогашенную судимость по определенным статьям; в течение года до предполагаемой даты акции дважды привлекался по административным статьям за нарушение правил проведения акций и неповиновение полиции. Власти обязаны в течение трех дней ответить на заявку организаторов — согласовать или предложить альтернативу.

А если альтернативное предложение властей не устраивает протестующих?

Организаторы должны не позднее, чем за три дня до акции сообщить властям, устраивает или не устраивает их встречное предложение. Если не устраивает, его можно обжаловать. Но, по данным правозащитной организации, власти обычно рассматривают жалобы уже после даты, на которую было назначено мероприятие.

Понятно, что оружие приносить нельзя, но все остальное-то можно?

Нет. Помимо оружия и боеприпасов нельзя приносить на собрание колющие и режущие предметы, пиротехнику, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные изделия (спички и зажигалки можно), химические вещества и другие материалы, которые можно использовать для задымления. Нельзя приносить любые предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Нельзя приносить спиртное.

А если единомышленники пришли в суд поддержать человека, это уже митинг?

Неизвестно. Во время громких процессов людям часто не хватает места в зале суда и они собираются возле здания. Такие случаи власти иногда рассматривают как несогласованные митинги и задерживают участников.

Что грозит за нарушение правил проведения митингов и других акций?

А такое законодательство соответствует 31 статье Конституции?

С точки зрения Конституционного суда — да. КС предъявлял претензии по отдельным статьям закона о публичных мероприятиях, но в целом никогда его не оспаривал.

"2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера".

В чём же реальное правовое отличие собрания от митинга? В этом судебном документе дан ответ на этот вопрос:

Мировому судье судебного участка №87 ЦАО г.Омска Валиулину Р.Р.

от свидетеля Махмутова Акрама Хусаиновича, 01.01.59 года рождения,
уроженца города Омска, проживающего: --------, работающего: ---------------

Объяснение
по делу № 5-2993/2012г.

Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по статье 307 УК РФ и за дачу заведомо ложных показаний по статье 308 УК РФ предупрежден ___________________________.

По существу дела могу пояснить следующее: работаю юристом, являюсь секретарём Координационного Совета Омской Гражданской Коалиции (КС ОГК). Знаю Корба Виктора Владимировича на протяжении более 20 лет, как видного Омского общественно-политического деятеля, последовательного демократа, свободного журналиста, как одного из организаторов общественных демократических движений ещё во времена СССР: Дем.Россия, Клуб избирателей и др., как одного из зачинателей свободной прессы в Омске и России. Корб В.В. пользуется большим уважением в среде российской и международной демократической общественности.

Лично я, Махмутов Акрам Хусаинович, сам был на Собрании Свободных Граждан 31.07.12. и могу засвидетельствовать всё мною изложенное. Как юрист, как постоянный участник Собраний Свободных Граждан, как участник Собрания 31.07.12., считаю привлечение Корб В.В. к административной ответственности за нарушение пункта 2 статьи 20.2 КоАП РФ во время Собрания Свободных Граждан 31.07.12. на Театральной площади города Омска незаконным и необоснованным. И вот почему:

1. Различие между собранием и митингом – ошибочное толкование

Полиция в своём определении об администр.правонарушении от 25.08.12. (л.д. 2) указала:

Эта же самая формулировка, но в более развёрнутом виде, содержится в вынесенном по делу постановлении мирового судьи судебного участка №90 ЦАО г. Омска Тодер А.Я. (л.д. 17).

То есть полиция и мировой суд посчитали, что на митинге можно обсуждать проблемы политического характера, на собрании – нет.

2. Реальное различие между собранием и митингом

Различия между митингом и собранием следующие:

2.1. Первое отличие собрания от митинга – в формах выражения мнений и предназначенности (целенаправленности) этих мнений. Проще говоря, различия в цели мероприятия: для внутреннего использования или вовне. С этой точки зрения:

В свете этого, как выглядят Собрания Свободных Граждан, проводимые в Омске каждое 31 число месяца? Участники Собрания собрались 31 июля 2012 года своим коллективом на Площади, чтобы обсудить общественно-политические проблемы. Собрание даже допускает звукоусиление (но 31.07.12. его не было), плакаты, транспаранты, флаги, потому что собрание – это тоже публичное мероприятие, только публичность его для внутреннего применения. Эта внутренняя публичность имела место на всех наших Собраниях Свободных Граждан (31.07.12., в том числе) – не было там ни агитации, ни пропаганды для широкого круга посторонних. Мы обращались только друг к другу. А ораторы наши произносили свои речи только для участников собрания, не агитируя никого из посторонних, не пропагандируя свои мысли среди неучаствующих в Собрании. Все Собрания (и Собрание 31.07.12., в том числе) были открытыми, но не публичными для посторонних.

Приспособленное место – это то место, где участники Собрания никому не мешают, и которое они первыми заняли для проведения собрания и приспособили. И других толкований здесь нет. Участники Собрания Свободных Граждан именно такое место выбрали. Театральная Площадь Омска может одновременно вместить до нескольких десятков тысяч человек – то есть сотню таких Собраний. Желающие принять участие в Собрании могли присутствовать, выражать своё мнение, спорить, выступать.

2.2. Второе отличие собрания от митинга – в массовости.

3. Заключение

Преобразования в политической системе российского общества 1990-х гг. позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю – многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых - праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно "право на публичные мероприятия") - посвящено настоящее исследование. Основное внимание уделяется раскрытию правового содержания данного демократического института, поскольку сегодня, именно, от понимания гражданами России его правовой сути зависит его наполнение цивилизованным (в рамках мировых стандартов) правовым содержанием и обеспечение реальных механизмов его реализации всеми субъектами политических процессов.

В. И. Русинов
ст. преподаватель Уральской Государственной юридической академии

ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ

Преобразования в политической системе российского общества в последнее десятилетие различными способами позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных, на мой взгляд, в большинстве своем качественно положительных, институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю - многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых - праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно "право на публичные мероприятия") посвящено настоящее исследование. При этом основное внимание хотелось бы уделить раскрытию правового содержания данного права, поскольку сегодня, именно, от понимания правовой сути этого политико-правового явления гражданами России и их представителями - депутатами, представительными и другими должностными лицами, возможно: во- первых, наполнить его цивилизованным в рамках мировых стандартов правовым содержанием; во-вторых, обеспечить реальный механизм его реализации перечисленными выше субъектами.

Итак, рассмотрим правовую базу, регламентирующую право граждан России на осуществление публичных мероприятий. Данное право является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого 1 правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Указ Президента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. (далее Указ N 524). Принятие вышеназванных документов по сути было вызвано только тем, что в условиях "перестройки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер и исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы 2 и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, в основе которых закрепили разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, тем самым возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов, которое законодатель попытался снять сначала на Союзном (Указ от 28 июля 1988 г.), а затем на российском ( Указ N 524 и другие ) уровне.

Анализ указанных актов позволяет сделать вывод о том, что, по сути, правовое регулирование права на публичные мероприятия осуществляется лишь Указом от 28 июля 1988 г., поскольку нормы Указа N 524 носят отсылочный характер. Так, как определено в Указе N 524, для обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий надо исходить из положения Декларации прав и свобод человека и гражданина о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. При этом, было установлено, что "до принятия соответствующего закона" необходимо руководствоваться Указом от 28 июля 1988 г.

Применяемые нормы союзного законодательства кратко сводятся к следующему:

  • о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации (мероприятия) делается заявление исполнительной власти; с заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возраста уполномоченные трудовых коллективов, органов кооперативных и иных общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан;
  • заявление подается в письменной форме не позднее чем за десять дней до намечаемой даты проведения мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место проведения или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления;
  • исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия. Он вправе предложить обратившимся с заявлением иные время и место проведения. Решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган 3 . Исполнительный орган обеспечивает необходимые условия для проведения мероприятия;
  • мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба;
  • государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка;
  • исполнительный орган запрещает мероприятие, если цель его проведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан. Мероприятие должно быть прекращено по требованию представителей органов власти, если не было подано заявление либо состоялось решение о запрещении, а также при нарушении порядка его проведения, возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка;
  • лица, нарушившие указанный порядок, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Материальный ущерб, причиненный во время проведения мероприятия его участниками, подлежит возмещению. Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения этих мероприятий с учетом местных условий. Этот порядок не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями.

Из содержания Указа видно, что регулированию подлежит, так скажем, процессуальная сторона права на публичные мероприятия и в основном определяется механизм проведения данных мероприятий, кроме того, четко прослеживается разрешительный порядок их проведения. Материальная, определяющая понятийный аппарат структурных элементов права на публичные мероприятия, не раскрыта. Поэтому закономерно встают вопросы: "Что понимается под терминами: "проведение собраний", "митинг", "уличное шествие", "демонстрация", "пикетирование"? В чем отличительные признаки этих явлений?" Эти и другие вопросы остаются без ответа. Единственно, что можно сделать в данной ситуации - самим попробовать найти значение этих терминов и как бы руководствоваться ими на уровне публичного не государственного общения, то есть использовать в качестве правила поведения.

В качестве варианта можно предложить следующие дефиниции тех или иных форм проведения публичных мероприятий:

  • собрание - совместное присутствие граждан Российской Федерации в установленном для этого месте и в заранее определенное время с целью коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов, не связанных с производственной деятельностью;
  • митинг - форма организованного выражения как коллективного, так общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан Российской Федерации, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;
  • демонстрация - форма организованного выражения коллективного и индивидуального мнения граждан Российской Федерации по вопросам общественной и государственной жизни;
  • шествие - форма демонстрации, проводимая путем передвижения граждан Российской Федерации колонной либо в ином порядке по заранее определенному маршруту и в заранее определенное время;
  • пикетирование - форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения граждан Российской Федерации, осуществляемой ими не только в движении, но и стоящими без движения, держащими в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды.

Та или иная форма проведения публичных мероприятий позволяет выявить обобщающие черты, а также обозначить специфические особенности каждой из них.

К обобщающим чертам следует отнести следующие:

А) в каждом случае при проведении публичных мероприятий проявляется коллективная воля определенного количества граждан, объединенных единой целью, при этом возможно проявление каких-то индивидуальных интересов, но в любом случае они принципиально не смогут отличаться от коллективных, поскольку просто не найдут поддержки масс и по сути будут без результатными;

Б) осуществлению большинства публичных мероприятий предшествует согласительный ( по сути разрешительный) порядок определения места, времени его проведения и, думается, лишь для такой формы как пикетирование, возможен уведомительный порядок проведения, поскольку согласительная процедура как бы не соотносится с его сутью. На мой взгляд, проведению любого из публичных мероприятий должен предшествовать только лишь уведомительный порядок, это согласуется с публичной первоосновой этих мероприятий, так как народ как единственный носитель и власти в стране и данного права в принципе не должен проводить какие-то согласительные процедуры относительно места и времени их проведения. Это не означает, что данные мероприятия могут проводиться где угодно. Необходимо законом установить, что публичные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах (площади, центральные улицы, проспекты, перед зданиями органов государственной и муниципальной властей и т.д.). А вот обеспечения порядка - это уже проблема соответствующих органов. Сегодня найдется масса противников такого подхода, которые будут агитировать за то, что нельзя без строгого регламентированного порядка проводить такие мероприятия. Ни чего подобного. Те публичные мероприятия, которые проводятся сегодня, действительно, политизированны, а иногда экстремистско настроены и несут в себе угрозу каких-либо беспорядков. Но, если взглянуть в суть данной проблемы, то увидим, что в ее основе лежит неустроенность нашего общества в целом и конкретно практически каждого третьего его человека: заработная плата работникам не выплачивается, не платятся пособия, пенсии, стипендии, растет стоимость жилья и коммунальных услуг, государство в лице всех ветвей власти, как гарант стабильности своих граждан перестает быть таковым и в итоге, любое мирное публичное мероприятие может превратиться в акцию неповиновения, как, к примеру, произошло в апреле 1998 г. в г. Екатеринбурге 4 ;

В) единый субъектный состав. Согласно статье 31 Конституции РФ это право принадлежит только ГРАЖДАНАМ Российской Федерации, то есть конституционно закреплен субъект права, который обладает гражданством Российской Федерации и, естественно, правосубъектностью (дееспособностью и правоспособностью). Не могу сказать, чем была вызвана необходимость выделения для этого права специального субъекта, поскольку как правило во всех цивилизованных государствах право на публичные мероприятия принадлежит всем людям ( гражданам, иностранным гражданам, апатридам) проживающим на территории соответствующей страны. Думается, что данное право ни коем образом не соотносится с такими важнейшими политическими правами, как - избирательные, которые на прямую связаны с формированием органов государственной власти и самоуправления, в связи, с чем можно было бы расширить сферу действия этого права, законодательно наделив им также иностранцев и апатридов. Такой подход позволил бы выдержать определенную системность и логичность в международно-правовом и национальном регулировании права на публичные мероприятия, поскольку в таких международных документах ( Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года) это право закреплено за "каждым" человеком.

В тоже время, для субъектов права на публичные мероприятия установлены некоторые особенности регулирования:

Так, особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении военнослужащих, что соответствует их назначению и роли, которую они выполняют в государстве. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой военнослужащие вправе во внеслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных сил.

Интересен подход законодателя, определенный в Федеральном законе РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24 июля 1998 г., где в качестве одной из форм гарантий прав и законных интересов ребенка, установлено, что обучающиеся, воспитанники ( п. 3. ст. 9. Закона - вводится в действие с 01.06.99 г.) образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, могут проводить во вне учебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, при этом администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения.

Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам. Под обучающимся, воспитанником согласно смысла этого закона следует понимать как "ребенок в возрасте до 18 лет, то есть до достижения возраста совершеннолетия".

Таким образом, законодатель снизил возрастную планку правосубъектности для перечисленных в указанном законе лиц, против установленного в ст. 60 Конституции РФ 5 , чем внес коллизию норм между Конституцией РФ и Федеральным законом. Что покажет практика, увидим.

Несколько слов хотелось бы сказать и определить другие нормативные акты, которые, так или иначе регулируют право граждан на проведение публичных мероприятий:

В части ограничения этого права: в законе Российской Федерации "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. (ст. 22) допускается запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий на период чрезвычайного положения;

Установления ответственности за нарушение законодательства о проведении публичных мероприятий:

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном или уголовном порядке (ст. 166-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 149 УК РФ). При этом, под субъектом правонарушения, исходя из логики этих довольно-таки "замысловатых", статей должны пониматься:

1)должностные лица, которые должны обеспечить проведение публичных мероприятий ( сюда относятся: а) должностное лицо, которое должно согласовать или разрешить проведение данного мероприятия; б) должностные лица, которые должны обеспечить проведение того или иного публичного мероприятия);

2)другие лица (организаторы проведения, лидеры, подстрекатели к совершению каких-либо противоправных деяний), ответственные за проведение публичных мероприятий. Кроме того, наверняка возникнет вопрос о гражданской ответственности за материальный ущерб, причиненный во время публичного мероприятия. Представим ситуацию, когда при проведении шествия определенное количество граждан- участников шествия повредили витрину киоска, разбили стекло автомобиля и т.п. Кем должен возмещаться имущественный ущерб? Коллективной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ не предусмотрено, а, исходя, из смысла соответствующих норм уголовного и административного права, гражданскую ответственность должны нести организаторы публичного мероприятия.

Существуют формы прямого выражения мнения народа, не являющиеся формами прямого народовластия. I) Народное обсуждение. В одном случае применяется для доработки проектов, наиболее важных нормативных актов перед их принятием на референдуме, либо представительным органом гос. власти. Во втором случае вынесенные проекты публикуются в открытой печати, каждый может направлять свои замечания в соответствующие органы, либо в СМИ (эти замечания никого ни к чему не обязывают).II) Народная законодательная инициатива – это разновидность нормотворческой инициативы, которая вносится не уполномоченным на то лицом или органом, а населением в лице инициативной группы, которая собрала установленное законом количество подписей. Законопроект посылается в Парламент. ФЗ по этому поводу нет, так как не знали сколько подписей собирать. Можно было бы собрать столько подписей, сколько живет избирателей в избирательном округе по избранию определенного органа власти. Не стоит забывать, что это только инициатива, следовательно это не значит, что орган гос. власти примет эту инициативу. У нас народная законодательная инициатива существует в завуалированной форме, когда собираются подписи для референдума (ведь есть же его повестка).Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

В этой статье говорится о новой для российской практики форме прямого волеизъявления граждан, которая не предусматривалась ни прежним законодательством о местных Советах, ни законами о местном самоуправлении. Речь в ней идет о праве населения на правотворческую инициативу. При этом право населения надо понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования. По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования. Такой порядок регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к проявлению правотворческой инициативы и т.д. Законы о местном самоуправлении большинства субъектов РФ тоже воспроизводят именно эту форму наделения членов местных сообществ правом нормотворческой инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем. Например, в Законе Ярославской области безоговорочно устанавливается право жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то же время есть и такие Законы, в которых вообще отсутствует какое-либо упоминание о ней (Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская области и др.). В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов субъектов Федерации Федеральному закону: он действует непосредственно, и поскольку в нем не предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу на уровне субъектов Федерации, муниципальные образования полностью свободны в выборе целесообразного, по их мнению, решения. Однако предпочтительнее все же участие в правовой регламентации нового института прямого волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. Как показывает практика, это является существенной помощью органам местного самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих уставах. Предоставляя муниципальным образованиям самим решать - устанавливать или нет это право, законы некоторых субъектов Федерации предлагают элементы процедуры его осуществления. Например, в Законе "О местном самоуправлении в Воронежской области" записано: в случае закрепления права на народную инициативу в уставе (положении) о местном самоуправлении порядок и процедура сбора подписей под народной инициативой регулируется в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора при петиционном порядке выдвижения кандидатов. Число подписей, необходимых для внесения народной инициативы, определяется в уставе (положении) о местном самоуправлении, но не может быть более 15 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах. Примерно такие же правила установлены Законом Омской области. Принятые в этих областях уставы муниципальных образований далеко не всегда предусматривают право населения на правотворческую инициативу. Но в тех случаях, когда оно установлено, в процедуре его осуществления учитывается, что на этот счет сказано в законах субъектов Федерации. Следует заметить, что порядок осуществления указанного права недостаточно полно разработан как в законах субъектов Федерации, так и в уставах и требует восполнения с учетом практики применения нового института.

63. Митинги и собрания граждан как формы прямого выражения мнения народа.

64. Демонстрации и уличные шествия в РФ как формы прямого выражения мнения народа.

65. Национальный суверенитет: понятие, формы реализации. Право наций на самоопределение.

66. Политическая система: понятие и состав. Конституционные основы политической системы.

67. Государство в политической системе, его роль.

Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное российское государство - это государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)

Соотношение элементов ПС. Раньше ядром ПС была КПСС. Ядро – это часть ПС, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие ей качества. ПС создана для власти, Þ властные полномочия концентрируются в Г, Þ Г – это ядро ПС. В демократическом Г правящие партии не являются долговечными, Þ если убрать партию, то исчезает и ПС, Þ партия не может быть ядром ПС. Правящая политическая партия (ПП) (или блок) являются направляющей силой ПС и общества в целом. Правящая ПП – руководящая сила ПС. Структурные элементы ПС: 1) Г; 2) не государственные элементы ПС.

68. Государственный суверенитет.

В науке КП обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие функционирования государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу наций в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Принцип государственного суверенитета (ГС) был поднят в 16 веке, следовательно, ГС = суверенитету монарху. Кроме монархической теории происхождения ГС есть другие. Определения ГС. Выделяют 2 подхода: 1) количественный (обладание Г всеми полномочиями); 2) качественный (особое качественное свойство Г и его неотъемлемый признак) – в соответствии с этой концепцией С является неотъемлемым признаком Г и выражается в том, что государственная власть внутри страны едина в реализации властной воли и независима на международной арене: а) единство власти; б) верховенство власти; в) независимость власти. У Г может быть 2 С: внешний и внутренний. Но это не верно, так как у явления может быть только один одно-порядковый качественный признак, следовательно, С один, но есть внешняя и внутренняя сферы реализации. Верховенство – нет большей власти на территории страны, которая могла бы быть выше: 1) государственная власть универсальна, то есть выше всех; 2) имеет первичный учредительный характер; 3) обладает правом нуллификации решения всех других властей (признание ничтожным, если оно несанкционированно Г); 4) обладает правом издавать нормативно-правовые акты; 5) использует силу принуждения. Единство – взаимодействие всех органов государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная сферы реализации государственной власти). Принципы взаимодействия: 1) наличие у каждого органа своей компетенции (нельзя арифметически разграничить полномочия между разными органами государственной власти); 2) взаимодействие и взаимоконтроль разных сфер реализации государственной власти; 3) наличие механизма сдержек и противовесов; 4) должны быть равнозначны и равноправны в отношении других сфер. Независимость государственной власти – это свобода государственной власти от влияния других государств и международных организаций. Существует два вида независимости государственной власти: внешняя (независимость во внешней политике) и внутренняя (независимость проведения внутренней политики). Суверенитет государства связан с компетенцией Г. Компетенция Г (КГ): 1) совокупность прав и обязанностей государственных органов (права и обязанности могут быть одинаковыми необходимо еще выделять сферы деятельности Г); 2) совокупность полномочий Г, реализуемых в конкретных сферах деятельности. КГ непосредственно связана с ГС. Суверенные права или суверенные признаки Г – это часть КГ, без которой С не существует, это min КГ, необходимый для его суверенного статуса. Суверенные права: 1) право на территорию и на территориальное верховенство: а) власть Г распространяется на всю территорию; б) территория Г не может быть изменена без согласия самого Г; в) право на учредительную государственная власть – власть, которая устанавливает наиболее важные ценности в обществе; 3) система законодательства вместе с К (из отраслевых должны быть гражданское, уголовное, процессуальное право и судоустройство); 4) наличие гражданства и право решать вопросы его приобретения и утраты; 5) наличие собственных ВС; 6) наличие государственной собственности; 7) наличие денежной единицы и осуществление эмиссии денег и ценных бумаг; 8) осуществление внешней политики; 9) наличие системных государственных символов (герб, флаг, гимн, столица); 10) наличие собственной системы органов государственной власти.

69. Компетенция и суверенные права государства.

Суверенные признаки государства это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит: учредительная власть ( это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением), собственная территория (которая очерчена государственной границей), территориальное верховенство (а)власть в государстве распространяется на всю его территорию, б) территория государства не может меняться без его согласия), собственная система органов государственной власти, конституционное и собственные отраслевые законодательства (конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве), наличие собственной денежной и эмиссионные системы, наличие собственной налоговой системы и бюджета, наличие вооруженных сил, осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций, наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).

Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

Особое место среди источников КП занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

70. Политические партии и другие негосударственные элементы политической системы.

Читайте также: