Какой объем средств страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер

Обновлено: 25.06.2024

Страхователи на территории Санкт‑Петербурга при принятии предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно‑курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страховые взносы) должны представить заявление в Санкт‑Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (территориальный орган Фонда) в срок до 1 августа текущего календарного года.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.


Полное наименование:

Государственная услуга по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Результат предоставления

Принятие территориальным органом Фонда решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (решение о финансовом обеспечении предупредительных мер).

Срок предоставления

  1. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, в соответствии с пунктом 8 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно‑курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 №580н (Правила), принимается территориальным органом Фонда в отношении заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 25 000 тысяч рублей включительно, в течение 10 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда заявления и полного комплекта документов (копий документов).
  2. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер оформляется приказом территориального органа Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер, подписанным руководителем (в его отсутствие — заместителем руководителя) территориального органа Фонда, и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия направляется заявителю.
  3. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается территориальным органом Фонда в отношении заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 000 тысяч рублей, в следующем порядке и сроки:
    • территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления, полного комплекта документов (копий документов) направляет их и проект приказа о финансовом обеспечении предупредительных мер на согласование в Фонд;
    • Фонд согласовывает представленный проект приказа о финансовом обеспечении предупредительных в течение 15 рабочих дней со дня поступления;
    • приказ о финансовом обеспечении предупредительных, подписанный руководителем (в его отсутствие — заместителем руководителя) территориального органа Фонда, в течение 3 рабочих дней с даты получения согласования из Фонда направляется заявителю.

Стоимость

Заявители

Заявители могут участвовать в правоотношениях при предоставлении государственной услуги через уполномоченного представителя (представитель). При этом личное участие заявителей не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает заявителей права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично (через представителей) обращается с документами в территориальный орган Фонда.
  2. Подает заявление по форме и необходимый документы.
  3. Получает расписку о представленных документах.
  4. Получает приказ территориального органа Фонда о финансовом обеспечении (об отказе в финансовом обеспечении с обоснованием причин отказа) предупредительных мер по выбору заявителя.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • если на день подачи заявления у заявителя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов (копий документов) или отказ в приеме заявления и документов (копий документов)

Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию:

II. Запрос документов (сведений), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций (сведений), в рамках межведомственного взаимодействия

Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, в течение 5 рабочих дней со дня поступления (регистрации) заявления и документов (копии документов):

  1. Направляет межведомственные запросы в:
    • в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
    • в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения;
    • в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору;
    • в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
  2. Получает ответ на направленные запросы.

III. Рассмотрение должностным лицом территориального органа Фонда заявления и документов (копий документов), принятие решения о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в предоставлении государственной услуги

Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги:

  1. Рассматривает заявление и документы (копии документов) заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год составляет менее 25 000 тысяч рублей, в течение 10 рабочих дней после их принятия.
  2. Определяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуг.
  3. При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
  4. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по результатам рассмотрения заявления, документов (копий документов) и сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги:

  • В течение 3 рабочих дней после принятия заявления и документов (копий документов) заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25000 тысяч рублей, принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в предоставлении государственной услуги и направляет его проект, заявление и документы (копии документов), а также полученные сведения, необходимые для предоставления государственной услуги, на согласование в Фонд.

Должностное лицо Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги:

  • Рассматривает документы (копии документов) в течение 15 рабочих дней и направляет в территориальный орган Фонда письмо о согласовании проекта решения или об отказе в его согласовании.

IV. Выдача (направление) заявителю результата предоставления государственной услуги

Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги:

  • Вручает (направляет с использованием средств почтовой связи) решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в предоставлении государственной услуги (с обоснованием причин отказа) в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  2. Сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  3. Сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации, осуществляющей санаторно‑курортное лечение работников на территории Российской Федерации.
  4. Сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
  5. Сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников.
  6. Сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
  7. Сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
  8. Сведения о лицензии на осуществление заявителем пассажирских и (или) грузовых перевозок и (или) сведения, подтверждающие соответствующий вид экономической деятельности заявителя, входящие в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

Основание для отказа в приеме заявления к рассмотрению — подача заявителем (представителем) заявления и документов (копий документов) позднее установленного срока, а именно с 1 августа текущего календарного года.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка в приеме документов.
  2. Приказ территориального органа Фонда о финансовом обеспечении (об отказе в финансовом обеспечении с обоснованием причин отказа) предупредительных мер.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (жалоба).

Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

  • руководителю территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда;
  • в Фонд — на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда;
  • руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

Авторы проекта устанавливают новый порядок финансирования предупредительных мер — страхователь сначала проводит мероприятия, а потом обращается за возмещением в ФСС.

Напомним, что приказ № 580н предусматривает расходы предприятия на охрану труда за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний текущего года.

Как возместить расходы на профилактику травматизма и профзаболеваний?

Сначала страхователь определяет лимиты финансового обеспечения (ФО) в текущем году в соответствии с п. 2 проекта Правил.

1.Расчетный объем ФО — максимальная сумма, которую страхователь может возместить в текущем году за счет средств ФСС.

РОФО = (Страховые взносы на страхование от НС и профзаболеваний прошлого года — расходы прошлого года на выплаты по больничным листам в связи с несчастными случаями, профзаболеваниями, оплату допотпусков на период лечения) / 100% × 20%

2. Расчетный объем финансового обеспечения может быть увеличен до 30% вместо 20, если страхователь направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.

3. Новые Правила уменьшают РОФО для страхователей со штатом до 100 человек, которые не обращались в ФСС за финансовым обеспечением предупредительных мер два предыдущих года, по сравнению с приказом 580н. Максимальная сумма для них составит годовой объем текущих страховых взносов, из которого вычтут расходы на больничные листы по НС и профессиональным заболеваниям, оплату дополнительных отпусков.

Порядок и сроки возмещения расходов

Организация подает заявление в Фонд социального страхования о согласовании размера финансирования предупредительных мер на профилактику травматизма и профзаболеваний, прикладывает копии документов по перечню согласно пп. 5, 6, 8 Правил. ФСС принимает решение о сумме расчетного объема средств либо об отказе (п. 12). Фонд при этом учитывает объемы бюджетных ассигнований на текущий год.

Обратите внимание. Страхователь имеет право подать заявку на увеличение согласованной с ФСС суммы до РОФО, в пределах срока приема заявлений (п. 13), либо на изменение плана предупредительных мер (п. 14).

Возмещение расходов происходит после выполнения всех мероприятий из плана. Страхователь подает заявку в ФСС не позднее 15 декабря текущего года и прикладывает к ней копии документов, которые подтверждают затраты.

Сроки процедур по Правилам финансирования на профилактику травматизма и профзаболеваний смотрите в таблице.

Сроки в текущем году, не позднее

Подача заявления в ФСС о согласовании размера финансирования плана предупредительных мер

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Приказ ФСС о согласовании суммы либо отказ

Для организаций со страховыми взносами до 25 млн. руб. — 10 раб. дней

При страховых взносах больше 25 млн. руб. — 15 раб. дней

Подача заявления в ФСС о дополнительном финансировании на сумму не более разницы между согласованным объемом и РОФО

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Подача заявления на согласование изменения плана предупредительных мер в пределах утвержденной суммы

Подача заявления в ФСС о возмещении расходов на предупредительные меры

Перечисление средств от ФСС

Проект Правил предусматривает такое же ограничение, как и приказ 580н: если на момент подачи заявления о согласовании финансирования средства фонда будут распределены, страхователь получит отказ.

Какие затраты на охрану труда можно возместить?

Авторы проекта дополнили перечень статей расходов двумя пунктами:

приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами,

расходы на мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Авторы Правил оставили без изменений другие предупредительные меры по приказу 580н, но уточнили перечень документов — обоснований по ним.

Возмещение затрат на предупреждение распространения COVID-19 в 2021 году

Первоначальный проект Правил в редакции октября 2020 года не включал расходы на предотвращение распространения коронавируса. Но пандемия продолжается, а темпы вакцинации пока уступают заболеваемости.

Проект Правил в редакции апреля 2021 года предусматривает возмещение в 2021 году затрат страхователя на мероприятия:

приобретение средств защиты от COVID-19

расходы на дезсредства и дозаторы

приобретение рециркуляторов воздуха или оборудования для обработки помещений, транспорта

покупка бесконтактных термометров или других приборов контроля температуры тела

лабораторные обследования работников (ПЦР, антитела).

Эксперты предлагали при публичном обсуждении проекта не ограничивать финансирование затрат на коронавирус только 2021 годом. Однако специалисты Минтруда посчитали такие меры излишними — видимо, в 2022 году они COVID-19 уже победят.

Что делать страхователям?

Правила, согласно проекту приказа Минтруда, вступят в силу с 1 сентября 2021 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года. Авторы продлевают срок подачи заявления в ФСС в этом году до 1 октября, чтобы страхователи успели представить документы по-новому.

Некоторые авторы статей в интернете рекомендуют страхователям не торопиться, а дождаться отмены приказа 580н, чтобы включить в план предупредительных мер расходы на COVID-19 и мониторинг здоровья работников.

Новые Правила не увеличивают объем финансового обеспечения, а только дополняют перечень предупредительных мер. А небольшие предприятия, которые предыдущие два года не обращались в ФСС, и вовсе получат меньше, чем по приказу № 580н. Сейчас они могут рассчитывать на 20% от среднегодового объема страховых взносов, а по новым Правилам из него вычтут расходы на больничные листы и допотпуска.

Минтруд меняет порядок финансирования предупредительных мер. Страхователь по приказу 580н направляет на согласование в ФСС план расходов и, при положительном решении фонда, проводит их в счет уплаты страховых взносов. Предприятие, по новым Правилам, финансирует предупредительные меры за свой счет. Также оно заплатит страховые взносы в полном объеме и только потом сможет обратиться в ФСС за возмещением 20-30% от них. При условии, что план предупредительных мер ранее был согласован с фондом, а бюджет фонда еще не выбран другими страхователями.

Новые Правила позволяют увеличивать первоначальную заявку до РОФО, поэтому предприятие может сначала подать заявление до 1 августа по-старому, а до 1 октября — представить дополнительные документы.

Также никто не запрещает дождаться отмены приказа 580н и обратиться в ФСС один раз. Надеясь, что к 1 октября в бюджете фонда будут нераспределенные средства, и карета не превратится в тыкву.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

ФСС будет возмещать расходы на снижение травматизма и профзаболеваний по новым правилам

Новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний утверждены приказом Минтруда от 14.07.21 № 467н (далее — Правила № 467н). Документ начнет действовать 19 сентября. С этой же даты утратит силу приказ Минтруда от 10.12.12 № 580н, которым утверждены действующие правила.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

  • покупку средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок, респираторов, многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  • приобретение дезинфицирующих салфеток, антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств для обработки рук указанными антисептиками;
  • приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  • приобретение устройств для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров;
  • проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (подп. 3.1 Правил № 467н).

Подтвердите основной вид деятельности через интернет Подтвердить бесплатно

Какую сумму можно потратить на предупредительные меры

Как и раньше, на предупредительные меры можно потратить не более 20% от суммы взносов в ФСС за предыдущий календарный год за минусом произведенных в том же периоде расходов:

  • на выплату пособий по травматизму;
  • на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

При этом появилось важное уточнение. Оно касается страхователей, у которых численность работников не превышает 100 человек, и которые в течение двух предыдущих лет не проводили мероприятий по снижению травматизма и профзаболеваний. Сейчас объем средств на финансовое обеспечение таких страхователей не может превышать сумму взносов в ФСС, подлежащих перечислению в текущем финансовом году.

По новым правилам, объем средств не может превышать сумму взносов, начисленных за текущий год за вычетом произведенных в этом же периоде:

  • расходов на выплату пособий по травматизму;
  • расходов на оплату отпусков работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил № 467н).

Срок и способ подачи заявления о финансовом обеспечении

Чтобы получить разрешение на финансирование предупредительных мер, страхователь должен подать заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ФСС по месту регистрации. Согласно пункту 4 Правил № 467н, это нужно сделать до 1 августа текущего года.
Но в 2021 году срок подачи заявления продлен до 1 октября (п. 3 комментируемого приказа).

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями) страхователь или его представитель может подать на бумажном носителе или в электронном виде. Полный список документов, необходимых для обоснования финансового обеспечения каждого предупредительного мероприятия, приведен в пунктах 5 — 6.1 Правил № 467н.

Отчет об использовании средств ФСС

Также уточнено, что после того, как страхователь получил разрешение на финансирование предупредительных мер и реализовал мероприятия в соответствии с согласованным планом, нужно обратиться в территориальное подразделение ФСС с заявлением о возмещении расходов. Срок — не позднее 15 декабря текущего года. В свою очередь фонд в течение 5 дней примет решение о возмещении средств и перечислит деньги на счет, указанный в заявлении (п. 17 Правил № 467н).

Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения предупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)?
ВОПРОС:

Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения редупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)?

ОТВЕТ:

В случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.

Страхователь вправе финансировать предупредительные меры в том количестве и объеме, которые сочтет необходимым.

Помимо этого, законодателем также предусмотрена возможность направления части сумм страховых взносов по страхованию профрисков на финансирование предупредительных мер. Правом принятия решений о направлении таких сумм на финансирование предупредительных мер конкретными страхователями наделен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) и его территориальные органы, а не сам страхователь (пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ). Условием финансирования является наличие соответствующих средств в бюджете Фонда.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).


Так, п. 3 Правил предусмотрены конкретные мероприятия, реализация которых может финансироваться за счет страховых взносов на страхование профрисков.

В соответствии с п. п. 4, 9 Правил территориальным органом Фонда при соблюдении всех установленных условий может быть принято решение (в форме приказа) о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. При этом приказ издается в объеме, не превышающем объема, указанного в заявлении страхователя и указанного в плане финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Правилам) в текущем календарном году.

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, не ограничивает периодичность обращения заявителя (страхователя) за получением данной государственной услуги.

Вместе с тем возможность подачи дополнительного (уточненного, корректирующего) заявления Правилами не предусмотрена (Правилами предусмотрены лишь подача повторного заявления страхователя при получении отказа территориального органа Фонда (п. 10) и обжалование отказа Фонда (п. 11)).

Таким образом, в случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они укладываются в параметры, предусмотренные п. 2 Правил, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.


ВОПРОС:


Страхователь в мае 2017 г. представил в территориальный орган ФСС РФ заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер, план и иные необходимые документы и в этом же месяце получил положительное решение ФСС РФ. При этом до принятия данного решения в I квартале 2017 г. страхователь уже понес расходы и завершил отдельные мероприятия, включенные в план финансового обеспечения предупредительных мер. Должен ли страхователь представить в ФСС РФ отчет об использовании сумм взносов на травматизм на финансовое обеспечение предупредительных мер за I квартал 2017 г.? Вправе ли страхователь расходы, понесенные в I квартале, включить в отчет по итогам II квартала 2017 г.?


ОТВЕТ:

Понесенные страхователем в I квартале 2017 г. расходы на финансирование предупредительных мер после согласования заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в мае
2017 г. подлежат отражению в расчете по форме 4-ФСС и в отчете по расходам на предупредительные меры за I полугодие 2017 г. Подавать отчет за I квартал не требуется.


ОБОСНОВАНИЕ:

Часть предупредительных мер может финансироваться за счет средств взносов на страхование профрисков, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации (далее –Фонд). Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила). При этом конкретный перечень предупредительных мер, финансируемых за счет страховых взносов, предусмотрен п. 3 Правил.

Пунктом 12 Правил установлено, что страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

В целях получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь должен обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил).

При этом с заявлением представляются план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования и, в зависимости от вида реализуемых страхователем предупредительных мер, пакет документов, подтверждающий целевой характер, обоснованность расходов и их соответствие предъявляемым законодателем требованиям.

План мероприятий представляется за текущий календарный год. Соответственно, в него могут быть включены мероприятия, фактически проведенные страхователем в текущем календарном году на момент подачи плана либо находящиеся в процессе реализации. Об этом свидетельствует и анализ перечня документов, предусмотренных п. 4 Правил. Да и сама форма плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденная упомянутым Приказом Минтруда России № 580н, подаваемого в срок до 1 августа текущего года, предусматривает расходы за I-II кварталы.

Отчетными периодами по страхованию профрисков, в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ, являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

При этом в соответствии с п. 12.2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ № 381, по строке отражаются расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер, которые производятся в соответствии с Правилами. Соответственно, в отчете по предупредительным мерам и в расчете по форме 4-ФСС расходы, понесенные страхователем в описанном примере, до получения согласования территориального органа Фонда подлежат отражению в отчетности за I полугодие 2017 г.

Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение –
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации



Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения предупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)?
ВОПРОС:

Вправе ли страхователь профинансировать за счет суммы страховых взносов на травматизм предупредительные меры, которые не были включены в представленный им в ФСС РФ план финансового обеспечения редупредительных мер, если при этом фактические расходы в целом за год не превысят планируемые расходы по плану финансового обеспечения и не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год (за вычетом расходов на выплату обеспечения)?

ОТВЕТ:

В случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.

Страхователь вправе финансировать предупредительные меры в том количестве и объеме, которые сочтет необходимым.

Помимо этого, законодателем также предусмотрена возможность направления части сумм страховых взносов по страхованию профрисков на финансирование предупредительных мер. Правом принятия решений о направлении таких сумм на финансирование предупредительных мер конкретными страхователями наделен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) и его территориальные органы, а не сам страхователь (пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ). Условием финансирования является наличие соответствующих средств в бюджете Фонда.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).


Так, п. 3 Правил предусмотрены конкретные мероприятия, реализация которых может финансироваться за счет страховых взносов на страхование профрисков.

В соответствии с п. п. 4, 9 Правил территориальным органом Фонда при соблюдении всех установленных условий может быть принято решение (в форме приказа) о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. При этом приказ издается в объеме, не превышающем объема, указанного в заявлении страхователя и указанного в плане финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Правилам) в текущем календарном году.

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, не ограничивает периодичность обращения заявителя (страхователя) за получением данной государственной услуги.

Вместе с тем возможность подачи дополнительного (уточненного, корректирующего) заявления Правилами не предусмотрена (Правилами предусмотрены лишь подача повторного заявления страхователя при получении отказа территориального органа Фонда (п. 10) и обжалование отказа Фонда (п. 11)).

Таким образом, в случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они укладываются в параметры, предусмотренные п. 2 Правил, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.


ВОПРОС:


Страхователь в мае 2017 г. представил в территориальный орган ФСС РФ заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер, план и иные необходимые документы и в этом же месяце получил положительное решение ФСС РФ. При этом до принятия данного решения в I квартале 2017 г. страхователь уже понес расходы и завершил отдельные мероприятия, включенные в план финансового обеспечения предупредительных мер. Должен ли страхователь представить в ФСС РФ отчет об использовании сумм взносов на травматизм на финансовое обеспечение предупредительных мер за I квартал 2017 г.? Вправе ли страхователь расходы, понесенные в I квартале, включить в отчет по итогам II квартала 2017 г.?


ОТВЕТ:

Понесенные страхователем в I квартале 2017 г. расходы на финансирование предупредительных мер после согласования заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в мае
2017 г. подлежат отражению в расчете по форме 4-ФСС и в отчете по расходам на предупредительные меры за I полугодие 2017 г. Подавать отчет за I квартал не требуется.


ОБОСНОВАНИЕ:

Часть предупредительных мер может финансироваться за счет средств взносов на страхование профрисков, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации (далее –Фонд). Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила). При этом конкретный перечень предупредительных мер, финансируемых за счет страховых взносов, предусмотрен п. 3 Правил.

Пунктом 12 Правил установлено, что страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

В целях получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь должен обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил).

При этом с заявлением представляются план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования и, в зависимости от вида реализуемых страхователем предупредительных мер, пакет документов, подтверждающий целевой характер, обоснованность расходов и их соответствие предъявляемым законодателем требованиям.

План мероприятий представляется за текущий календарный год. Соответственно, в него могут быть включены мероприятия, фактически проведенные страхователем в текущем календарном году на момент подачи плана либо находящиеся в процессе реализации. Об этом свидетельствует и анализ перечня документов, предусмотренных п. 4 Правил. Да и сама форма плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденная упомянутым Приказом Минтруда России № 580н, подаваемого в срок до 1 августа текущего года, предусматривает расходы за I-II кварталы.

Отчетными периодами по страхованию профрисков, в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ, являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

При этом в соответствии с п. 12.2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ № 381, по строке отражаются расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер, которые производятся в соответствии с Правилами. Соответственно, в отчете по предупредительным мерам и в расчете по форме 4-ФСС расходы, понесенные страхователем в описанном примере, до получения согласования территориального органа Фонда подлежат отражению в отчетности за I полугодие 2017 г.

Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение –
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации



Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Читайте также: