Что такое военный корабль с точки зрения международного морского права

Обновлено: 01.06.2024

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:




1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Содержание

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. [1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года; 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78); 1972 года; 1978 года; 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года; 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года; 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

=== Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит — торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.

    Принцип мирного использования мирового океана

    Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

    Принцип защиты морской среды

    По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

    Принцип иммунитета военных кораблей

    Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

    Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

    Права государств, не имеющих выхода к морю

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

    • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. [4] При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. [5]
    • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. [6]
    • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам. [7]

    Это интересно

    • Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии. [8]

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Международное морское право" в других словарях:

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — см. Морское право. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Международное морское право система норм и принципов, о … Морской словарь

    Международное морское право — (англ international maritime law) подотрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, возникающие в связи с использованием Мирового океана, в т.ч … Энциклопедия права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а тж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и, в ряде случаев,… … Юридическая энциклопедия

    международное морское право — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Большой юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а т.ж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев… … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО — одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм. регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который соответствует многообразным интересам… … Энциклопедия юриста

    Международное морское право — совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Международное морское право — отрасль общего международного права, объединяет те его принципы и нормы, которые регламентируют отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с их деятельностью в мирное и военное время в Мировом океане, а также определяют… … Пограничный словарь

    Международное морское право — В 1973 1982 гг. 3 я Конференция ООН по морскому праву разработала единую универсальную конвенцию, регулирующую использование биологических и минеральных ресурсов, судоходство на морях и океанах. Однако, не дожидаясь итогов Конференции,… … Геоэкономический словарь-справочник

    Действие любого национального закона ограничено не только определенными временными рамками, но и пространственными. Поскольку каждый закон выражает волю государства, постольку местом его действия выступает, прежде всего, территория этого государства.

    Одним из основополагающих принципов современного международного права является принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Принцип зафиксирован и раскрыт, в частности, в п. 1 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. На доктрине суверенитета основывался иммунитет государства: par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

    Поэтому, в частности, основным принципом действия, например, уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Он означает, что все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).

    Территория Российской Федерации определяется ее государственной границей. "Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации"[i]

    Территория РФ включает:

    сушу, т.е. сухопутное пространство в пределах государственной границы РФ;

    недра, т.е. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя (в пределах Государственной границы РФ), а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[ii];

    воздушное пространство РФ, т.е. пространство (воздушный столб) над ее сухопутной и водной территориями;

    а) внутренние морские воды Российской Федерации. К ним относятся воды:

    портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

    заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

    заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, исторически принадлежащие России, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

    б) территориальное море РФ, т.е. примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

    Следует учитывать, что уголовный кодекс РФ распространяет свое действие не только на территорию РФ, но также на ряд объектов, находящихся вне территории Российской Федерации. К таким объектам, в частности, относятся:

    а) континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ. В ч. 2 ст. 67 Конституции РФ отмечено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Это конституционное положение нашло свое отражение в ч. 2 ст. 11 УК, согласно которой действие Уголовного кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Под исключительной экономической зоной РФ понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"[iii]).

    Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль[iv];

    б) гражданское воздушное или водное судно, приписанное к порту РФ, следующее под ее флагом или иным опознавательным знаком государства и находящееся в открытом водном или воздушном пространстве. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, согласно ч. 3 ст. 11 УК подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    в) военный корабль или воздушное судно РФ независимо от места их нахождения. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, согласно ч. 3 ст. 11 УК подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

    На судах и летательных аппаратах, находящихся вне пределов Российской Федерации, действует юрисдикция флага и порта приписки. Суда под российским флагом, приписанные к одному из российских портов, и летательные аппараты с российскими опознавательными знаками считаются территорией Российской Федерации.

    В иностранном порту и территориальных водах другого государства юрисдикция Российской Федерации в отношении корабля, плавающего под ее флагом, сохраняется.

    Однако международные договоры, двусторонние и многосторонние, вносят в это правило некоторые коррективы. Так, в соответствии со ст. 48 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албания (ратифицирована Государственной Думой РФ 10 июня 1997 г.)[v], компетентные органы правосудия страны пребывания распространяют свою юрисдикцию на случаи: а) нарушения закона гражданами страны пребывания или в отношении этих граждан либо других лиц, за исключением членов экипажа; б) нарушения закона, отражающиеся на спокойствии и безопасности порта; в) нарушения законов и правил, касающихся охраны здоровья и жизни людей на море (загрязнение моря, нарушение правил мореплавания и др.); г) совершения правонарушений, наказуемых лишением свободы на срок более пяти лет в соответствии с законодательством страны пребывания. Конвенция (ст. 49) допускает вмешательство властей государства пребывания с целью задержания правонарушителя, ареста имущества на борту корабля, досмотра на судне, но лишь после уведомления консула страны, которой принадлежит корабль. Эти положения распространяются и на воздушные суда (ст. 51 Конвенции).

    Необходимо отметить, что в качестве разновидностей иммунитета, получаемого в результате реализации принципа юрисдикции флага морского судна, рассматриваются судебный и административный иммунитеты.

    Судебный иммунитет - это иммунитет от рассмотрения дела в суде. Административный иммунитет - это иммунитет от административной юрисдикции государства. Хотя принудительные меры в отношении собственности государства предпринимаются, как правило, по решению суда, суд сам принудительных действий не осуществляет (это не входит в функции правосудия). Принудительные меры осуществляются исполнительными (административными) органами государства.

    Известно два вида административного иммунитета:

    - иммунитет от задержания или ареста государственной собственности в качестве меры предварительного обеспечения иска;

    - иммунитет от исполнительных действий в связи с вынесенным против государства (в отсутствие судебного иммунитета) судебным решением.

    Согласие государства на юрисдикцию суда не означает автоматически его согласия на осуществление исполнительных мер в отношении его собственности (для этого требуется особое согласие).

    Государство вправе отказаться от иммунитета. Вместе с тем можно отстаивать точку зрения, в соответствии с которой возможность отказа государства от иммунитета не является беспредельной.

    Современное международное право определяет виды государственной собственности, на которые распространяется постоянный иммунитет от принудительных действий. В отношении имущества, на которое распространяется постоянный иммунитет, государство не вправе давать согласие на осуществление принудительных действий. Если подобного рода согласие дастся, оно является ничтожным и не имеет никаких юридических последствий.

    Виды государственной собственности, пользующиеся постоянным иммунитетом от принудительных действий, на сегодняшний момент достаточно четко очерчены обычным международным правом. Речь идет о тех видах имущества, которые не могут быть изъяты у государства без умаления его суверенитета и изъятие которых приведет к неблагоприятному эффекту для нормальных международных отношений (например, арест счетов дипломатического представительства может нарушить нормальные дипломатические отношения между государствами).

    В рассматриваемой области сложилась довольно четкая практика, позволяющая говорить о наличии международно-правового обычая. А международно-правовой обычай, наряду с международным договором, является одним из источников современного международного права и обязателен для соблюдения всеми государствами в силу приоритета норм международного права над нормами национального права.

    Содержание названного международно-правового обычая нашло отражение в двух международно-правовых документах, подготовленных, соответственно, Ассоциацией международного права и Комиссией международного права.

    Ассоциация международного права на сессии в 1982 г. приняла резолюцию "Государственный иммунитет", содержащую проект конвенции об иммунитете государств. В п. "с" ст. VIII подчеркивается, что арест и исполнительные действия не допускаются в случаях, если:

    - собственность, в отношении которой испрашивается совершение исполнительных действий, используется для дипломатических или консульских целей;

    - эта собственность имеет военный характер либо используется или предназначается для использования в военных целях;

    - эта собственность является собственностью государственного центрального банка, которую он использует для выполнения функций центрального банка;

    - эта собственность является собственностью государственного валютно-финансового учреждения, которое использует ее для валютно-финансовых целей[vi].

    Комиссия международного права в процессе работы над Проектом статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности пришла примерно к тому же выводу относительно содержания рассматриваемого международно-правового обычая, несколько расширив его содержание. Исходя из ст. 19 последней версии названного документа (от 27 февраля 2003 г.) постоянным иммунитетом от исполнительной юрисдикции пользуются следующие виды государственного имущества:

    - банковские счета, используемые или предназначенные для использования для целей дипломатического представительства государства или его консульского учреждения, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях;

    - собственность военного характера или предназначаемая для использования в военных целях;

    - собственность центрального банка или иного финансового управления государства, находящаяся на территории другого государства;

    - собственность, составляющая часть культурного достояния государства или его архивов, находящаяся на территории другого государства, не выставленная и не предназначенная для выставления на продажу;

    - собственность на составляющие часть выставки объекты научного или исторического характера, не предназначенные для выставления на продажу.

    Как видно, в обоих случаях фигурирует собственность военного характера или предназначенная для использования в военных целях. При этом ни один из документов не делает различия в предоставлении постоянного иммунитета исходя из того, за кем закреплена данная собственность и под чьим контролем она находится. Авторы названных документов в процессе анализа практики государств убедились, что государства при предоставлении постоянного иммунитета во главу угла ставят лишь тот факт, что имущество является военным (а не то, кто его контролирует). В этой связи представляет определенный интерес раздел 1611 Закона США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. Названный раздел распространяет постоянный иммунитет на собственность иностранного государства, используемую или предназначенную для использования в военных целях, и подчеркивает, что таковой собственностью является имущество, военное по своему характеру или находящееся под контролем военных властей или оборонных предприятий.

    В международном праве правовой статус военных самолетов традиционно следовал за правовым статусом военных кораблей. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. провозглашает принцип иммунитета военного корабля (ст. ст. 32, 95).

    Арест военного корабля за пределами территории государства не допускается ни при каких обстоятельствах. Аналогичные правила распространяются и на военные самолеты. Это правило исторически возникло как международно-правовой обычай, который уже нашел отражение и в международном договоре: исходя из ст. 236 Конвенции ООН по морскому праву (статья называется "Суверенный иммунитет") суверенным иммунитетом пользуются военные корабли и военные летательные аппараты.

    [i]Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 30 июля 2003 г.) "О Государственной границе Российской Федерации" // ВВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

    [ii]Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 6 июня 2003 г.) "О недрах", СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823

    [iii]СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273

    [iv]ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) "О Континентальном шельфе Российской Федерации" СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694

    [v]СЗРФ. 1997. N 26. Ст. 2951

    [vi]См. International Law Association. Report of the sixteenth conference. L., 1983.

    Военный корабль означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29 Конвенции 1982 г., ст. 8 Конвенции 1958 г. об открытом море). Аналогичное определение военного корабля дано в двусторонних соглашениях о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, заключенных бывшим СССР с США (1972 г.), Англией (1986 г.), ФРГ (1988 г.), Канадой (1989 г.) и другими государствами.

    К военным кораблям относятся боевые корабли (авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы, подводные лодки и др.) и вспомогательные суда (гидрографические, спасательные, буксирные, танкеры, водолеи и др.), принадлежащие к вооруженным силам и имеющие право нести флаг вспомогательных судов. Вооружение военного корабля (даже его полное отсутствие), тип его энергетической установки (ядерная или обычная) никак не влияют на его правовой статус.

    Военный корабль как инженерное сооружение, с одной стороны, является государственной собственностью суверенного государства, чей флаг он несет, с другой стороны, военный корабль - это особый, специальный властный орган государства, наделенный правом выступать от имени государства флага и защищать, в том числе силой оружия, законные интересы своего государства, его физических и юридических лиц. Где бы ни находился военный корабль, он пользуется полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (иммунитет распространяется и на шлюпки (катера), спущенные с военного корабля). Все вопросы, касающиеся военного корабля, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

    Иммунитет военного корабля не означает представления ему неограниченных прав. Во внутренних водах и портах иностранных государств и во время мирного или транзитного прохода военный корабль должен соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся транспорта и судоходства и условий пребывания в порту; в экономических зонах запрещается проводить боевые стрельбы, глубинное бомбометание и др.

    § 10. Правовой режим морских научных исследований

    Конвенция 1982 г. закрепляет следующие специальные принципы проведения морских научных исследований: исследования проводятся исключительно в мирных целях; надлежащими научными методами и средствами (они не должны вызывать вредных изменений в морской среде и биологической жизни); исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря; они должны проводиться с соблюдением всех правил, принятых в соответствии с Конвенцией 1982 г., включая защиту и сохранение морской среды.

    В территориальном море прибрежных государств научные исследования могут проводиться только с определенно выраженного согласия этих государств и на установленных ими условиях.

    В экономической зоне и на континентальном шельфе прибрежных государств морские научные исследования проводятся с согласия этих государств при выполнении следующих условий:

    не менее чем за 6 месяцев до начала исследования представить прибрежному государству полную информацию о характере и целях научного проекта; о методах и средствах, которые будут использованы; точных географических районах исследования; датах начала и окончания исследовательских работ; имени руководителя исследований; степени участия ученых прибрежного государства в проводимом исследовании;

    предоставлять прибрежному государству возможность участвовать в проводимом исследовании, доступ ко всем данным и образцам, а также всю полученную информацию; результаты исследований, касающихся минеральных и живых ресурсов, могут быть опубликованы только с согласия данного прибрежного государства.

    За пределами экономической зоны в водной толще все государства и компетентные международные организации имеют право проводить любые морские научные исследования.

    В Международном районе морского дна научные исследования осуществляются Международным органом по морскому дну и государствами - участниками Конвенции 1982 г.

    В целях стимулирования и развития широкомасштабных морских научных исследований все государства содействуют созданию национальных и региональных научных центров, разработке трудо- и наукоемких исследовательских проектов с привлечением научных и технических возможностей большинства государств мира.

    Читайте также: