Какие права получали крестьяне реформы александра 2

Обновлено: 18.05.2024

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность — стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев — близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

По этим документам крепостные крестьяне получали личную свободу и право на надел земли. При этом они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались на 20% меньше тех, которыми они пользовались до этого. Величина крестьянского выкупа земли в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне затем в течение 49 лет расплачивались с ним.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.


Урок рассказывает о подготовительных мероприятиях перед отменой крепостного права в России. Описывает работу редакционных комиссий. Подробно разбирает основные положения Реформы 1861 года, их практическую реализацию. Объясняет значение отмены крепостного права.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Крестьянская реформа 1861 года"

К концу 1850-х годов в Российской империи с её более чем 62-х миллионным населением в крепостной зависимости находилось около 23 миллионов человек (37 % от всего населения).

Россия была единственной великой державой, где существовал этот, по сути, феодальный институт.

Численность крепостных в Российской империи


Необходимость отмены крепостного права назрела в России давно.

Но именно при императоре Александре II помещичьи крестьяне получили волю.

Во многом отмена крепостного права именно при Александре II объясняется следующим.

К 1850 году 2\3 дворянских имений и 2\3 крепостных были заложены государству.

Граф Павел Дмитриевич Киселёв, в то время министр государственных имуществ России, предлагал Николаю I выкупить их в казну.

Помещики не смогли бы помешать этому. У большинства из них не было денег на выкуп своих имений обратно.

В итоге помещичьи крестьяне заложенных имений стали бы государственными, то есть фактически свободными.

Но Николай I, как и прежние императоры России, не желал решать крестьянский вопрос радикально, в ущерб дворянам.

При Александре II интересы помещиков и государства разошлись.

Крепостное право тормозило развитие капитализма в России.

Крымская война показала неспособность российской экономики конкурировать со странами Запада. Такая ситуация грозила России лишением статуса великой державы.

Но следует отметить, что на большей части Российской империи крепостного права не было: в землях Сибири, азиатских владениях России, на Дальнем Востоке, в казачьих областях. На Аляске, на Кавказе, в Закавказье, в Финляндии, в Прибалтике, в Польше. Однако здесь проживало только около 1\4 всего населения империи.

Территории России, свободные от крепостного права


Кроме того, помещик, взявший в эти земли своих крепостных, имел над ними такую же власть, как и в своих владениях.

Впервые с официальным заявлением о необходимости отмены крепостного права в России Александр II выступил перед делегацией московских дворян.

Главной преградой перед отменой крепостного права было сопротивление помещиков.

Поэтому Александр II добивался того, чтобы инициатива об отмене крепостного права исходила от самих дворян. Такая просьба помещиков сделала бы ликвидацию крепостничества полностью законной.

Удобный момент представился Александру II в октябре 1857 года. В Петербург прибыл Виленский генерал-губернатор Владимир Иванович Назимов. Он привёз с собой адрес (прошение) от дворян Виленской, Ковенской, Гродненской губерний, в котором те просили императора дать им право освободить своих крепостных, на таких же условиях, как это произошло ранее в Прибалтике (без земли).

В ноябре 1857 году Александр II отправил рескрипт (личное письмо императора) на имя Назимова.

В нём было дано указание местным помещикам учредить губернские комитеты для обсуждения и подготовки проекта крестьянской реформы.

В рескрипт вошли следующие положения и рекомендации:

· Ликвидация личной зависимости крепостных крестьян.

· Сохранение всей земли в собственности помещиков.

· Сохранение за помещиками всей полноты власти в своих землях.

· Предоставление крестьянам наделов, на условии отработки барщины или уплаты оброка.

· Предоставление крестьянам права на выкуп своих усадеб.

Его появление в печати означало переход к всеобщему обсуждению вопроса об отмене крепостного прав.

За 1858 год этот рескрипт был разослан всем губернаторам страны.

Ещё в январе 1857 года Александром II был создан Секретный комитет для разработки крестьянской реформы.

При нём создавались Редакционные комиссии – рабочий орган Главного комитета.

В их задачу входило рассмотрение проектов реформ из губернских комитетов и составлением на их основе общего проекта по отмене крепостного права в России.

Председателем Редакционных комиссий был назначен Яков Иванович Ростовцев – генерал, член Госсовета, сторонник отмены крепостного права.

При подготовке реформы возник серьёзный спор между представителями Главного комитета и большинством Губернских комитетов.

Подготовка к отмене крепостного права


Основным положением реформы Главного комитета было освобождение крепостных с землёй. При этом за землю крестьяне были обязаны заплатить выкуп помещику. В итоге они становились собственниками.

Большинство помещиков в губерниях высказывались за предоставление крестьянам только личной свободы. Вся земля оставалась у помещиков. Крестьяне, таким образом, вынужденно становились арендаторами.

После смерти Ростовцева в 1860 году главой комиссий был назначен граф Виктор Никитич Панин – противник отмены крепостного права.


Но он являлся беспрекословным исполнителем воли монарха, который поручил ему довести до конца проект реформ Ростовцева.

В октябре 1860 года работа Редакционных комиссий была завершена. Общий объём материалов, рассмотренный ими, занял 35 печатных томов.

Всего Редакционные комиссии подробно рассмотрели 82 проекта губернских комитетов.

5 марта в Михайловском манеже Санкт-Петербурга Манифест перед народом зачитал лично Александр II.

Общие положения крестьянской реформы были следующими:

· Они наделялись полной гражданской правоспособностью (получали гражданские права).

· Крестьянские дома, постройки, движимое имущество крестьян было признано их собственностью.

· Помещики сохраняли за собой свои земли, но были обязаны предоставить крестьянам приусадебный и полевой наделы.

· За пользование полученной землёй крестьяне должны были внести выкуп, как помещику, так и государству.

Но в крестьянской реформе 1861 года государство пыталось найти компромисс между крестьянами, помещиками и своими интересами.

Поэтому многие её положения носили половинчатый характер. Многие крестьяне были недовольны условиями, на которых они получали землю – их основное средство существования.

Крестьянская реформа 1861 года


Территория Европейской части России была разделена на три части: чернозёмную, нечернозёмную, степную.

В результате, средний размер крестьянского надела стал составлять 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы.

Крестьянская реформа 1861 года


В среднем крестьяне потеряли свыше 20% от размеров наделов, которыми они пользовались до 1861 год.

Кроме того, были категории крестьян, которые вообще не получили земли. Среди них дворовые люди, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкоземельного дворянства.

Согласно реформе 1861 года крестьяне получали наделы не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, было необходимо выкупить её у помещика – заключить выкупную сделку. До тех пор крестьянин считался временнообязанным.

Или платили оброк (от 8 до 12 рублей за высший надел). При этом размер налога зависел от плодородия земель, чем оно ниже – тем большими были сборы.

Повинности временнообязанных крестьян


При этом временнообязанные крестьяне не могли отказаться от своего надела земли. Тем не менее, отношения помещика и бывших крепостных строго регулировались Уставными грамотами, в которых были записаны обязанности сторон.

Выкупная сделка, после которой крестьянин получал землю во владение, являлась уплатой крестьянином помещику стоимости земельного надела, находящегося у него в пользовании.

Размер выкупного платежа определялся следующим образом.

Общая сумма выкупа приравнивалась к условному капиталу, положенному в банк под 6 процентов годовых.

При этом, сумма этих 6 процентов годовых с условного капитала должна была равняться доходу помещика от получаемого ранее крестьянского оброка.

Например. Если в год с одной души помещик собирал оброк в 10 рублей, то выкупная сумма рассчитывалась следующим образом.

Расчёт выкупного платежа


В итоге помещик должен был получить от крестьянина около 167 рублей.

Из этой суммы крестьянин единовременно выплачивал помещику 20 %.

Остальные 80 за него вносило государство. Эта сумму крестьянин получал от государства фактически в кредит сроком на 49 с половиной лет.

Ежегодный платёж по такому кредиту составлял 6 процентов от выкупного платежа.

Осуществление выкупного платежа


Таким образом, крестьяне суммарно должны были вернуть государству сумму в три раза большую, чем ту, которую они получили в кредит.

Также, согласно положениям крестьянской реформы 1861 года, государство вело расчёты не с отдельным крестьянским хозяйством, а с общиной. Поэтому выкупленная земля становилась по большей части общинной собственностью.

Это в свою очередь тормозило развитие капитализма в русской деревне.

Таким образом, несмотря на все свои недостатки, крестьянская реформа 1861 года стала одним из важнейших событий в истории России.

Она создала условия для дальнейшего развития России по пути капитализма.

Реформа привела к изменению социальной структуры российского общества.

В дальнейшем – вызвала необходимость реформирования всей политической системы страны.

Крепостное право

Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую.

165 лет назад Великобритания и Франция объявили войну России, поддержав Турцию. Чуть позже к ним присоединилась Австрия. С этого.

По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства.

Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны.

По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина.

Первой попыткой ограничить своеволие помещиков эксперты называют указ императора Павла I, который в 1797 году запретил принуждать крепостных к работе на барина по воскресеньям и рекомендовал ограничить норму эксплуатации крестьян дворянами половиной оставшегося рабочего времени, то есть тремя днями.

Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу.

Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным.

Крестьянская реформа

По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный.

В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы.

В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных (в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья), ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.

В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом.

Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.

Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. Большую часть средств за наделы выплачивало правительство, предоставлявшее бывшим крепостным кредит примерно под 6% годовых на 49 лет. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.

Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.

По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.

Как заявил Виталий Захаров, в целом реформа 1861 года носила прогрессивный характер, так как покончила с феодальными пережитками и способствовала развитию в России капиталистических отношений. Но полностью снять общественные противоречия, связанные с низким уровнем жизни крестьян, она не смогла. В дальнейшем это привело к масштабным социальным потрясениям.

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

19 февраля 1861 года принимается решение императором Александром 2 подписать Манифест. В нем подробно описывается положение о крестьянах, которые вышли от непосредственной крепостной зависимости. В результате можно с уверенностью говорить о реализации крестьянской реформы.


Причины и подготовка

Главные причины крестьянской реформы заключаются в следующем:

  • кровопролитное сражение у побережья Черного моря. В результате местное население открыло глаза на ярко-выраженную прогнившую систему имеющегося самодержавия. Наличие крепостной зависимости повлекло отставание в техническом развитии от европейских стран;
  • крепостничество не обладает ярко-выраженными признаками персонального распада, однако развитие сельского хозяйства не продвигается вперед;
  • отличие условий труда наемного рабочего от крепостного. В результате наблюдается стремительное падение качества выполняемых работ последних;
  • Александр 2 опасается стремительно набирающих оборотов волнения среди местного населения, что влечет негативное воздействие на фоне многочисленных войн;
  • крепостничество официально признано пережитком средневековья, что по своим признакам напоминает рабство;
  • Александр 2, понимая причины крепостного права и варианты устранения, не знает, как требуется действовать.

Изначально подготовка к отмене крепостного права ведется скрытно. В 18587 году принимается решение выдворить дворянские комитеты из губерний, что позволяет сформировать общий проект будущих реформ. Борьба с представителями дворянства разворачивается по причине их нежелания предоставлять в персональную собственность земельных наделов по результатам выдачи независимости.

Суть и краткое содержание

С момента подписания сформированного Манифеста, крестьянское население является независимым от помещиков. В результате последовало объединение в сельские общества. В разработанном законопроекте четко проведена грань между черноземными и нечерноземными поселениями. Во втором случае крестьянам передается практически весь земельный надел.

В черноземных губерниях помещики вынуждено шли на многочисленные ухищрения – крестьяне могли рассчитывать на урезанные земельные участки, причем плодородные оставались у помещика. Населению передается болотистый либо каменный надел. Дополнительные особенности:

  • правительство опасается, что крестьяне могут разбежаться, устанавливается неподъемная сумма выкупа земельного участка;
  • чтобы покинуть место проживания, крестьянам требуется получить разрешение у сельского общества;
  • помещики вправе передать по дарственной крестьянам четверть земельного надела, который был предоставлен государством.

Крестьяне, которые принимали в дар болотистые и каменные земли разорялись стремительными темпами. Это обусловлено отсутствием возможности вырастить качественный урожай.


Как отреагировал народ

Несмотря на отсутствие возможности получить в полноправную собственность качественный земельный участок, крестьянское население радовалось принятию Манифеста. Это обусловлено возможностью работать на помещиков на выгодных для себя условиях. В результате наблюдается рост платежеспособности населения. Многочисленные попытки остановить проведение реформ со стороны дворянства, планы остались не реализованными.

Ход реализации

Ход реализации реформы проходил стремительными темпами:

  • изначально негласный комитет преобразовывается в Главный. В 1858 году формируются губернские дворянские общества;
  • с 1859 года в Санкт-Петербург приглашаются поочередно представители дворянства из нечерноземных общин для разъяснения принципов реформирования;
  • для выравнивания прав крестьян и расширения полномочий дворянам, главой реформ становится Панин.

Рассматривая внедрение крестьянской реформы, требуется выделять, что разработчики Милютин и Самарин поняли, что крестьянское население должно быть за короткий срок получить независимость совместно с персональными земельными наделами для последующей обработки в персональных целях. За это помещики рассчитывают на выкуп, гарантированным чиновниками. В этом заключается главная суть реформирования государства.

Итоги и значение

В первую очередь, крестьянская реформа Российской империи заключается в выходе на международный рынок взаимовыгодных отношений с европейскими партнерами. Государство стремительными темпами обретает мощь совместно с качественно налаженным промышленным комплексом. Однако крестьяне первыми ощутили имеющиеся отрицательные стороны, которые связаны с предоставлением в право пользуется некачественных земель. Набирает обороты падение платежеспособности населения.

Читайте также: