Что обязан сделать машинист локомотива в случае возникновения аварии при перевозке опасных грузов

Обновлено: 27.05.2024


В соответствии с Инструкцией ЦМ-407 от 25.11.1996 г. (“Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам") к перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж и обеспеченные комплектом названных правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами. Они должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты (противогазами СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

Поскольку выдать правила всем локомотивным бригадам невозможно, в депо Батайск составили выписку, в которой собрали сведения об опасных грузах, их маркировке, действиях локомотивной бригады при возникновении аварийных ситуаций.
Опасные грузы разделены на 9 классов опасности, каждый из которых разделяется на подклассы.

Класс 1 — взрывчатые материалы:
1.1 — опасность взрыва всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. Возможен переход горения в детонацию;
1.2 — взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой;
1.3 — пожароопасные материалы, не взрывающиеся массой. Характеризуются опасностью разбрасывания, загорания;
1.4 — взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности;
1.5 — очень нечувствительные взрывчатые материалы;
1.6 — чрезвычайно нечувствительные взрывчатые материалы.
Вероятность взрыва грузов этих подклассов низка даже при их воспламенении или инициировании взрыва.
Для опасных грузов класса 1 классификационный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости, обозначенной буквами от А до N, а также S.

Класс 2 — газы сжатые, сжиженные, растворенные под давлением:
2.1 — невоспламеняющиеся неядовитые газы;
2.2 — ядовитые газы;
2.3 — воспламеняющиеся (горючие газы);
2.4 — ядовитые и воспламеняющиеся газы.
Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов
представляют повышенную опасность при повреждении котла или пожаре.

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ):
3.1 — ЛВЖ с температурой вспышки -18 . +23 °С в закрытом тигле;
3.2 — ЛВЖ с температурой вспышки -18 . +23°;
3.3 — ЛВЖ с температурой вспышки +23 . +61 °С.
Данные жидкости способны в случае утечки создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах среды выше температуры вспышки. Разогретые цистерны, особенно их верхние части, не контактирующие с жидкой фазой, могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места сильными рывками из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара.
Поэтому при работе восстановительных поездов надо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвода ее на безопасное расстояние. В начальной стадии пожара не приближаться к емкостям ближе 200 м, использовать укрытия. С порожними цистернами обращаться так же, как и с наполненными.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые материалы:
4.1 — материалы, способные воспламениться от кратковременного (до 30 с) воздействия источника зажигания с низкой энергией, от трения. Недостаточное увлажнение при тушении может привести к повторному самовозгоранию;
4.2 — самовозгорающие материалы. Некоторые из них, например желтый фосфор (перевозится в вагонах желтого цвета), металлоорганические соединения могут самовозгореться при контакте с воздухом. (Избежать горения невозможно). При горении образуются токсичные вещества;
4.3 — материалы, выделяющие воспламеняющиеся газы при контакте с водой, возможен взрыв.

Класс 5 — органические вещества и пероксиды. При нагревании разлагаются с выделением кислорода (возможен взрыв):
5.1 — органические вещества. Образуют воспламеняющиеся или взрывоопасные смеси с горючими (особенно рыхлыми) материалами (аммиачная селитра, анозит и т.д.);
5.2 — органические пероксиды. Горючи, действуют как окислители, разложение со взрывом. Попадание жидких и пастообразных в глаза вызывает необратимые поражения, при контакте с кожей — ожоги. Вагоны могут быть окрашены в серый цвет.

Класс 6 — ядовитые вещества:
6.1 — опасно при проглатывании и вдыхании паров. Этиловая жидкость, оксид мышьяка, ацетонциангидрид — сильные яды (могут перевозиться в вагонах желтого цвета);
6.2 — инфекционные вещества.

Класс 7 — радиоактивные вещества:
При сильном ударе или мощном огне, приводящем к разгерметизации, могут создаваться условия для цепной реакции.

Класс 8 — едкие и коррозионные вещества:
Опасны при попадании на живую ткань:
8.1 — вещества, обладающие кислотными свойствами;
8.2 — вещества, обладающие основными свойствами;
8.3 — разнообразные едкие и коррозионные вещества.

Класс 9 — прочие опасные вещества.
На группы опасных грузов, сходных по свойствам опасности, составляют аварийные карточки. Кроме того, опасному грузу или группе сходных грузов присваивают порядковый номер ООН. В аварийной карточке указывают основные свойства груза, взрыво- и пожароопасность, опасность для человека, средства индивидуальной защиты, необходимые действия, нейтрализация, меры первой помощи.

Просмотр всех документов, особенно в случае, когда номер аварийного вагона точно не известен, занимает много времени. В этом случае машинисту поможет информация, содержащаяся в натурном листе и на знаке опасности, нанесенном на вагон. Правила перевозки опасных грузов требуют, чтобы машинист до отправления поезда со станции убедился по натурному листу в наличии и расположении вагонов с взрывчатыми материалами в составе поезда. Как это сделать?
Рассмотрим в качестве примера условный натурный лист.

В графе "Код прикрытия” раздела “Особые отметки” указывают данные, приведенные в табл. 1.
В графе "Негаб., живность, ДБНГ” указывают данные, приведенные в табл. 2.


Если вагон имеет несколько признаков, то проставляют код, имеющий большее цифровое выражение. Зоны и степени негабаритности отмечают в графе “Примечание" пятизначным числом: 1-й знак — буква “Н”, 2-й знак — степень нижней негабаритности; 3-й — степень боковой негабаритности, 4-й — степень верхней негабаритности, 5-й — вертикальная сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность в любой зоне — код 8.

В связи с переводом парка на роликовые подшипники третья графа натурного листа используется для обозначения принадлежности вагона.

Определяя количество груза в аварийном вагоне, следует помнить, что для маршрутов (групп вагонов), следующих до станции назначения без изменения их массы и оформленных одной дорожной ведомостью, масса груза в маршруте проставляется против отметки первого вагона маршрута. Для остальных вагонов маршрута эта графа не заполняется и прочеркивается вертикальной волнистой линией до последнего вагона маршрута (группы).

При общей массе груза более 999 т превышение массы записывают в следующих строчках этой графы. Маршруты кодируют цифрой 2, проставляемой против номеров первого и последнего вагонов маршрута в графе “Маршрут, нерабочий парк” раздела “Особые отметки”. При наличии порожних вагонов в составе груженого маршрута в графе “Вес. " против них проставляют код 000, а в графе “Примечания” — обозначения ПОР или ПРГ (прикрытие разрядного груза).

Сцепам вагонов, разъединение которых запрещено, а также транспортерам сцепного типа присваивают код 7 или 8, проставляемый против номеров первого и последнего вагонов сцепа или концевых платформ транспортера, массу груза сцепа указывают аналогично маршруту.

Знаки опасности, нанесенные на вагон, должны иметь форму квадрата, поставленного на угол (см. рисунок).


Знак содержит в верхнем углу символ опасности, ниже — номера аварийной карточки, класса и подкласса. Под знаком опасности на оранжевой прямоугольной табличке указан номер ООН. Для взрывчатых материалов вместо номера ООН в прямоугольнике может быть нанесен в треугольнике условный номер взрывчатого материала.

При пожаре машинист, оценив обстановку, по согласованию с ДНЦ принимает решение или следовать до ближайшей станции, или остановить поезд на участке по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей. При утечке из цистерны (кроме хвостовой) легковоспламеняющейся жидкости машинисту рекомендуется выключить тормоз.

При производстве маневров с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами, машинисту запрещено передавать управление своему помощнику. В случае соударения вагонов с опасными грузами со скоростью выше допустимой, не приведшего к сходу, надо, соблюдая меры безопасности, выполнить технический и коммерческий осмотры и при необходимости отвести вагон в безопасное место. Если за 2 ч не появятся признаки утечки, просыпи, возгорания, можно следовать далее.

Норматив на отправление восстановительного поезда — не позднее 40 мин после получения приказа ДНЦО. Время для выдачи на КП локомотива под восстановительный и пожарный поезда — не более 15 мин.

ПРАВИЛА
безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам

1. Общие положения

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

указания по применению средств индивидуальной защиты;

необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

- при утечке, разливе и россыпи,

указания по нейтрализации;

указания по мерам первой помощи.

Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.

Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.

Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п.5.9. настоящих Правил.

Указания по врачебной помощи предусмотрены в медицинских аварийных карточках.

1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по приложению 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с укачанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разделе 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями - грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п.6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

2. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами
при перевозке их по железным дорогам

2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.

2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п.1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

Рис.1. Схема оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст.11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

- дать краткую характеристику очага поражения;

- определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

- определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

- поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

- установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

- установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

- организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

Читайте также: