Какие органы осуществляют общегосударственный контроль рб

Обновлено: 04.07.2024

Деятельность любой организации подлежит контролю со стороны вышестоящих ведомств. Ведомственные ревизии помогают своевременно выявить и устранить нарушения, допускаемые в различных сферах хозяйствования. Рассмотрим подробнее, что такое ведомственный контроль и как он осуществляется на практике.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

С 1 января 2018 г. вступают в силу изменения в контрольной (надзорной) деятельности, внесенные Указом № 376 . Одним из ключевых изменений стал переход от плановых проверок к системе выборочных.

В каких случаях будут проводиться выборочные проверки?

Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска и результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации. Такая информация должна свидетельствовать о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами госконтроля или надзора (например, посредством анализа представленного субъектом контрольного списка вопросов (чек-листа), аудиторского заключения и т.д.).

Критерии определят госорганы по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. В основу этих документов ляжет методика формирования системы оценки риска, утвержденная Правительством по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.

Как введение системы выборочных проверок повлияет на частоту контрольных мероприятий?

Например, до вступления в силу Указа № 376 плановые проверки субъектов, отнесенных к высокой группе риска, могли назначаться не чаще одного раза в течение календарного года. С 1 января 2018 г. одному и тому же органу запрещается проводить выборочные проверки субъекта в течение трех календарных лет. Это же касается вышестоящего органа, структурных подразделений (территориальных органов, подчиненных организаций). Такой подход будет способствовать существенному сокращению количества проверок.

Какие новые требования предъявляются к контролирующим (надзорным) органам?

Контролирующие (надзорные) органы не вправе делегировать свои контрольные (надзорные) полномочия иным юридическим лицам и ИП. Кроме того, не допускаются проверки, мониторинги и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями. Исключение составляют организации, осуществляющие до 1 января 2019 г. энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

Особенности контроля (надзора), проводимого Управлением делами Президента и подчиненными ему организациями, определит Глава государства.

Какие новации предусматривает Указ № 376 в отношении деятельности правоохранительных органов?

До вступления Указа № 376 в силу проверки проводились по поручению:

  • органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
  • руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования по находящимся в их производстве делам (материалам).

С 1 января 2018 г. поручение о проведении проверки органы уголовного преследования могут дать только по возбужденному уголовному делу. Это повлияет на сокращение количества проверок.

С 1 декабря 2017 г. при Комитете государственного контроля действует Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности (Совет). Каковы его основные задачи?

Совет – коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие контролирующих и надзорных органов.

Среди основных задач Совета:

  • анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в стране;
  • разработка предложений для госорганов и иных организаций с функциями контроля (надзора) по повышению эффективности этой деятельности;
  • обеспечение единообразного применения требований законодательства при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;
  • формирование прогрессивных направлений совершенствования контрольной (надзорной) деятельности;
  • упорядочение контрольной (надзорной) деятельности;
  • снижение проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования.

Полномочия Совета определяет п. 3 Указа № 376.

Усиливается ли ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов за нарушение требований законодательства?

Вводится новый состав административного правонарушения – совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных НПА Президента. Штраф может составить от 2 до 30 базовых величин.

Остался в прежних размерах – от 20 до 100 базовых величин – штраф за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении либо за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение.

Составлять протоколы о данных административных правонарушениях вправе уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля и прокуроры, а рассматривать дела – органы Комитета государственного контроля (если протокол составило его должностное лицо), районный (городской) суд (если протокол составил прокурор).

К грубым нарушениям относится:

  • невнесение записи о проверке в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении;
  • отсутствие оснований для назначения проверки;
  • превышение сроков проведения проверки;
  • проверка выполнения требований законодательства, которые не входят в компетенцию проверяющего органа;
  • требование представить документы и (или) информацию, которые не относятся к вопросам, указанным в предписании;
  • отбор проб и образцов для исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные нормы;
  • непредоставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок .

Как оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности?

Количество сфер контрольной (надзорной) деятельности, по которым можно назначать проверки, сократилось с 177 до 106. В перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, теперь не входят:

Что изменилось при проведении встречных проверок?

Кто вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, а также действия их должностных лиц?

Круг лиц, которые получили такое право, стал существенно шире. В частности, можно обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, если лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

Какие еще новации предусматриваются для субъектов хозяйствования с 1 января 2018 г.?

С этой даты контролирующие (надзорные) органы будут не вправе приостанавливать (запрещать) деятельность проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования. В случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, можно лишь предложить приостановить деятельность до устранения нарушений.

Предложение имеет рекомендательный характер. О решении проверяемого субъекта контролирующий (надзорный) орган нужно проинформировать не позже следующего рабочего дня.

Если субъект решит не приостанавливать деятельность, уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Таким образом, минимизируется вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов.

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Какой нормой установлен

Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:
режима таких территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий
Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг
Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:
к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;
осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них
Муниципальный земельный контроль
Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Муниципальный жилищный контроль
Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:
к использованию и сохранности жилфонда;
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.
Муниципальный лесной контроль
Статья 84 ЛК (п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения
Соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  • строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в области торговой деятельности.

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;
  • об объявлении предостережения;
  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также: