Выявление и расследование преступлений кто осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом,выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).



Несмотря на существование специальных законов регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии, и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование в свою очередь подразделяется на:

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ)

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность,осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее — 21.4)

Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений. Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно- процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства. Целью проведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи. В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность. Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления;

территориальный(местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

персональный (личный) признак —определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества. Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например, контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление. Кроме того следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно- процессуального принуждения, такие, как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательство о явке, отстранения от должности и др.

Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу. Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.

Дополнительные меры контроля при проведении ОРД

Как следует из Указания, анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в ней по-прежнему распространены нарушения законодательства РФ при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим заместителям министра внутренних дел, главам ФСБ, ФТС, руководителям подразделений и органов, осуществляющих ОРД (в том числе территориальных) рекомендовано проведение ряда дополнительных мер в целях организации надлежащего ведомственного контроля.

В частности, при оценке мотивированности ОРМ в отношении субъектов предпринимательской деятельности следует исходить из недопустимости вмешательства в гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов, а при проведении таких мероприятий нельзя допускать необоснованного расширения предмета проверки. Отмечено, что решение об организации ОРМ, требующих ведомственного санкционирования, должно быть обоснованным.

Правоохранительным органам также рекомендовано шире использовать возможности участия представителей органов государственного контроля (надзора) в качестве специалистов в процессуальных проверках и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. В том числе при сборе и подготовке материалов, необходимых для назначения и проведения экспертных исследований.

При проверке законности, обоснованности и мотивированности процессуальных решений о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей необходимо учитывать наличие между хозяйствующими субъектами гражданско-правового спора, его характер и содержание, а также обстоятельства, установленные приговором или иным вступившим в законную силу решением суда. Также нужно пресекать инициирование избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей, совершивших преступления в сфере предпринимательской деятельности, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ. Кроме того, нужно ответственно подходить к вопросу о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

Рекомендации прокурорским работникам

Работникам органов прокуратуры предписано обеспечить системный надзор за законностью реализации ОРМ в отношении субъектов предпринимательской деятельности, поручив проведение проверок дел оперативного учета и оперативно-служебных документов в указанной сфере наиболее опытным уполномоченным прокурорам.

Подчеркнуто, что одним из важнейших направлений надзорной деятельности является проверка материалов, послуживших основанием к проведению гласного ОРМ, – обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В таких случаях необходимо исходить из того, что соответствующее распоряжение должно быть утверждено полномочным должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, а также содержать исчерпывающую информацию об объекте обследования, основаниях проведения такого мероприятия. Прокурорским работникам необходимо давать оценку законности и обоснованности действий должностных лиц во всех случаях проведения гласного обследования в ночное время.

При выявлении фактов проведения ОРМ с нарушением предусмотренных законом условий прокурорским работникам необходимо требовать незамедлительного их прекращения, а при необходимости принимать исчерпывающие меры к обжалованию судебных решений, разрешающих проведение таких мероприятий. Прокуратуре также необходимо аккумулировать поступающую информацию о нарушении прав предпринимателей и учитывать, что неоднократное проведение органами дознания ОРМ в отношении одних и тех же хозяйствующих субъектов, а также аффилированных с ними лиц может свидетельствовать об их противоправном характере.

Прокурорские работники обязаны изучать материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, и составлять заключения о законности (незаконности) процессуального решения. Отмечено, что при выявлении фактов незаконного возбуждения дел и при наличии достаточных данных, указывающих на преступность действий должностных лиц органа предварительного расследования, необходимо инициировать процессуальную проверку в отношении последних. Прокуратуре нужно давать оценку обоснованности решений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности в качестве обвиняемых, об избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. При обнаружении фактов предъявления формальных обвинений в отсутствие доказательств, в том числе по завышенной квалификации, незамедлительно принимать меры реагирования. Информацию об уголовных делах, по которым срок следствия продлен свыше 12 месяцев, ежемесячно направлять в соответствующие профильные подразделения Генпрокуратуры.

В ФПА неоднозначно отнеслись к документу

Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве.

Выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия.

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, упол­номоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, но возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

- предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

- территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

- персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства.

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия.

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями пограничных органов ФСБ России;

— дознавателями органов ФССП России;

— дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения.

-органов внутренних дел РФ;

-органов ФСБ России;

-таможенных органов РФ;

-органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

-органы ФССП России;

-командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

-органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

— органов внутренних дел РФ:

— органов ФСБ России:

— таможенных органов РФ:

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию.

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи, в том числе участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Роль предварительного расследования чрезвычайно велика Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания.

Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия.

1) и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

2) при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

3) единое правовое обеспечение: свою деятельность они осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

4. по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. ДО 3 месяцев – руководителем следственного органа; до 12 месяцев - руководителем следственного органа субъекта.

6. по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

- при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения,

В целях эффективного выполнения указанных задач на органы дознания, кроме того, возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность является самостоятельной функцией, выполнение которой возлагается на органы дознания, располагающие оперативными службами.

1. следственные действия регулируются уголовно-процессуальным законом и проводятся только после возбуждения уголовного дела, а ОРД осуществляется на основе Закона об ОРД.

2. по результатам: в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе ОРД лишь предварительные данные, которые станут таковыми по результатам их закрепления процессуальным путем.

ОРД основывается как на общеправовых принципах (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и на принципах, свойственных данной отрасли права: конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Читайте также: