Остается ли у осужденного статус военнослужащего

Обновлено: 17.05.2024

В октябре начнется осенний призыв — в армию уйдет около 130 тысяч человек.

Служить по призыву идут те, кому исполнилось 18 лет и у кого нет права на отсрочку или освобождение от службы. А еще до 1 ноября призывники, у которых такое право есть, могут от него отказаться и тоже пойти служить. Права на службе у них будут одинаковые.

По призыву служат один год. Все это время государство будет бесплатно кормить, одевать, лечить и каждый месяц платить зарплату — денежное довольствие. Закон гарантирует военнослужащим по призыву право отдыхать один раз в неделю, спать по 8 часов и иногда бесплатно ездить домой.

Служба по призыву еще называется срочной службой, а солдаты — срочниками. Это неофициальные термины, но все их используют. Так проще отличать тех, кто проходит службу по призыву, от тех, кто служит по контракту. У контрактников права отличаются, потому что военная служба — их профессиональный выбор и служат они дольше.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Если вам или вашим близким пришла повестка, сохраните таблицу со ссылками на нормативные акты, чтобы знать о правах в армии. Но учтите, что доступ к ним с телефона во время службы будет проблематичен: пользоваться смартфонами в армии нельзя.

Если в армию пока не собираетесь, почитайте, как законно избежать призыва:

Служить поближе к дому, если есть дети или пожилые родители

  1. у него есть ребенок;
  2. его родители пожилые — мать старше 55 лет, отец старше 60 лет;
  3. его родители чем-то болеют.

Если у призывника двое детей или родители болеют так, что за ними нужно постоянно ухаживать, а кроме призывника делать это некому, его вообще не должны забирать служить. Это основания для отсрочки, от которой нельзя отказаться.

Чтобы служить направили рядом с местом жительства, нужно заранее сообщить военкомату о том, что есть такие обстоятельства. Для этого понадобятся документы, подтверждающие родство, — обычно это свидетельство о рождении или об установлении отцовства. Возраст родителей подтвердят копии их паспортов, а болезнь — справки от врача. Могут попросить и другие документы. В законе эти правила четко не прописаны, уточняйте в своем военкомате.

Выбрать альтернативную гражданскую службу

Как это работает. Тем, кто не может служить в армии по морально-этическим соображениям, государство разрешает туда не ходить. Но вместо этого нужно будет пройти альтернативную гражданскую службу — поработать на благо государства 21 месяц, это в 1,75 раза дольше, чем обычная служба по призыву. За альтернативную гражданскую службу платят зарплату, при необходимости обеспечивают жильем. И обычно ее проходят в том же регионе, в котором живут.

Есть список профессий, которые государство считает подходящими для альтернативной гражданской службы: санитары, дворники, грузчики, лифтеры, оленеводы, врачи и инженеры.

На альтернативную гражданскую службу может перейти:

  1. любой человек, убеждения или вероисповедание которого противоречат несению военной службы, например убежденный пацифист;
  2. представители коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, например разводят оленей.

Чтобы уйти служить санитаром, а не солдатом, нужно подать в призывную комиссию своего военкомата заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. К нему прикладывают автобиографию и характеристику с учебы. На практике согласовать такой перевод бывает сложно: призывнику могут отказать, если комиссия посчитает, что его мотивы недостаточно убедительны и он вовсе не против военной службы, а просто не хочет идти в армию. Такой отказ можно обжаловать в районном суде — на это дают 3 месяца. Все это время на военную службу призвать не могут.

Заявление важно подать в правильное время:

  • до 1 апреля — чтобы не уйти в осенний призыв;
  • до 1 октября — чтобы не уйти в весенний призыв.

Те, кто идет служить этой осенью, уже не смогут перевестись на альтернативную гражданскую службу, если еще не подавали заявлений. Но могут рассказать об этом друзьям и младшим братьям.

Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы

Наказания, исполнение которых может совмещаться с оставлением осужденных военнослужащих на военной службе, можно разделить на две группы.

Первую группу составляют: штраф и обязательные работы. В период исполнения этих видов наказаний не требуется введения каких-либо ограничений и запретов в порядок прохождения осужденными военной службы. Правовой статус осужденных военнослужащих, отбывающих эти виды наказания, не отличается от правового статуса остальных граждан, т.е. они пользуются всеми правами и обязанностями гражданина в соответствии с Конституцией РФ и другими законами, за исключением ограничений, вытекающих из содержания наказаний, назначенных им судом.

Ограничения, вытекающие из содержания наказаний в виде штрафа и обязательных работ, существенного влияния на правовой статус военнослужащих не оказывают, т.е. не препятствуют осужденным в период отбывания упомянутых наказаний исполнять обязанности военной службы в полном объеме при условии, что приоритет при одновременном исполнении двух обязанностей должен отдаваться исполнению обязанностей военной службы, а не исполнению обязательных работ.

Поэтому представляется, что исполнение обязательных работ, назначенных военнослужащему в качестве уголовного наказания, не должно полностью возлагаться на уголовно-исполнительную инспекцию. За последней целесообразно сохранить лишь функцию оказания содействия командованию в исполнении этого вида наказания.

Вторую группу составляют наказания, которые связаны с существенным изменением порядка прохождения военной службы в период их исполнения. К ним относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное и дополнительное), ограничение по военной службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части. Ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части относятся к специальным наказаниям, которые могут применяться только к военнослужащим без исключения их из сферы военной службы после вступления приговора в законную силу.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и арест к специальным наказаниям не относятся, так как могут применяться как к военнослужащим, так и к иным гражданам, в том числе уволенным с военной службы после совершения преступления.

Исполнение специальных наказаний предполагает дальнейшее прохождение осужденным военной службы, но в иных условиях, поэтому имеются основания специально выделить правовой статус военнослужащего, отбывающего наказание. Его содержание определяется теми же положениями, что и содержание статуса остальных осужденных, но эти общие положения реализуются через специфические ограничения, вносимые в порядок прохождения осужденным военной службы в период отбывания уголовного наказания.

Поэтому правовой статус военнослужащего, отбывающего уголовное наказание без исключения из сферы военно-служебных отношений, можно определить как закрепленную федеральным законодательством, воинскими уставами и специальными нормативными актами совокупность его прав и обязанностей, определяющих порядок прохождения военной службы в период отбывания наказания.

Правовое положение военнослужащих, отбывающих в условиях военной службы уголовное наказание, характеризуется тем, что они:

  • являются лицами, одновременно проходящими военную службу и отбывающими уголовное наказание, пользующимися правами и исполняющими обязанности военнослужащих в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными актами Правительства и военного ведомства в пределах их компетенции;
  • проходят военную службу с ограничениями, указанными в положениях об отбывании соответствующего вида наказания, назначенного им приговором суда;
  • несут дополнительные обязанности и подвергаются ограничениям в правах, составляющих сущность воздействия на осужденных, предусмотренных как условиями прохождения военной службы, установленными для них, так и нормами уголовного и уголовно-исполнительного права.

Пребывание на военной службе осужденного в период отбывания наказания означает, что военнослужащий не увольняется из Вооруженных сил или других воинских формирований и период отбывания наказания засчитывается в общий стаж военной службы; военнослужащий в период отбывания наказания обеспечивается всеми видами довольствия: продовольственным, вещевым, денежным, медицинским, квартирным с исключениями, предусмотренными порядком и условиями исполнения соответствующих видов наказания.

В одних случаях наказания исполняются по месту прежней службы осужденного военнослужащего, в других — военнослужащие перемещаются в соответствующие воинские части, учреждения для отбывания наказания, которое сопряжено с прохождением военной службы в особом порядке. Перевод может быть как осуществлен по месту прежней службы, так и связан с перемещением в другую часть, другое соединение, округ.

Например, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, независимо от воинского звания и занимаемой должности до осуждения, проходят военную службу в качестве рядовых. Лица, осужденные к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, переводятся на должности, исполнение которых не запрещено приговором суда и не связано с выполнением запрещенной приговором суда деятельности.

Судебная практика не знает случаев применения к осужденным военнослужащим лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания. Эта мера применяется крайне редко в качестве дополнительного наказания к военнослужащим, осужденным за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств или нарушение правил вождения или эксплуатации машин и в некоторых других случаях.

Однако возможность применения этого вида наказания в качестве как основного, так и дополнительного при реальном и условном осуждении военнослужащих может значительно возрасти. Если высказанный прогноз осуществится, то исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в условиях военной службы приобретет большую актуальность.

1. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается.

2. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

3. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Комментарии к ст. 154 УИК РФ

1 - 2. Во время отбывания ареста правовой статус осужденного военнослужащего ограничен и существенным образом отличается от единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы, установленной для всех военнослужащих.

Под прохождением военной службы понимается процесс изменения служебно-правового положения военнослужащих, обусловленный определенными юридическими фактами (явлениями, событиями) в период военной службы. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства, которыми определяется служебно-правовое положение военнослужащих (см. Положение о порядке прохождения военной службы).

Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

В комментируемой статье содержится исчерпывающий перечень ограничений в объеме правового статуса осужденного военнослужащего, продолжающего проходить военную службу:

  • время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;
  • во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья;
  • за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Данные ограничения обусловлены особенностями правового положения осужденного военнослужащего и носят временный характер. Ограничение каких-либо иных прав военнослужащего в связи с отбыванием ареста не допускается.

Приостановление на время отбывания ареста общих сроков военной службы и сроков присвоения очередного воинского звания, запрет на представление к очередному воинскому званию и назначение на вышестоящую должность, а также выплата денежного содержания только в размере оклада по воинскому званию обусловлены тем, что осужденный военнослужащий при отбывании ареста лишен возможности исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности в течение всего срока наказания.

Со сроками военной службы связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебных правоотношений. Их приостановление влечет за собой для осужденных военнослужащих наступление неблагоприятных последствий, связанных с увеличением продолжительности военной службы по призыву и по контракту, несвоевременностью получения определенных льгот, права на пенсионное обеспечение и др.

В порядке поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к службе к осужденным военнослужащим может быть применен зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично (см. комментарий к ст. 153 УИК РФ).

Присвоение воинского звания и назначение на воинскую должность непосредственно связано с прохождением военной службы. Осужденный военнослужащий лишается на время отбывания ареста возможности как представления к очередному воинскому званию, так и назначения на вышестоящую должность.

Наличие у военнослужащих персональных воинских званий является одной из особенностей военной службы. Воинские звания отчетливо отражают военную квалификацию, служебный стаж, положение и авторитет каждого военнослужащего. Кроме того, воинские звания оказывают существенное влияние на условия и порядок прохождения военной службы соответствующими составами военнослужащих и объем их служебных и личных прав. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

В связи с тем что время отбывания ареста в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания (в срок военной службы в присвоенном воинском звании) не засчитывается, осужденный военнослужащий не может быть представлен к очередному воинскому званию.

В целях реализации конституционного права граждан на труд посредством прохождения военной службы государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (см. ст. 10 Закона о статусе военнослужащих).

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

  • в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
  • по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства (см. Указ Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы").

Очевидно, что осужденный военнослужащий не может отвечать требованиям, предъявляемым к порядку назначения на высшую должность.

Представление к очередному воинскому званию и назначение на высшую воинскую должность возможно только после отбывания военнослужащим ареста.

Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов)

  • по служебной необходимости;
  • в порядке продвижения по службе;
  • по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
  • по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
  • по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) и др. (см. Положение о порядке прохождения военной службы).

Во время отбывания ареста местом службы осужденного военнослужащего является гауптвахта, поэтому его перевод на новое место службы в это время невозможен. Перевод осужденного военнослужащего из одной гауптвахты на другую, допускаемый в случае его болезни либо для обеспечения его личной безопасности, а также при иных исключительных обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 68 УИК РФ является переводом не на новое место службы, а на новое место отбывания ареста.

С учетом того что в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи срок ареста не включается в общий срок военной службы, во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Осужденный военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе на основании проведенного медицинского освидетельствования (см. Положение о военно-врачебной экспертизе; Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ).

Осужденные военнослужащие, признанные негодными к военной службе, представляются командирами частей к досрочному освобождению от наказания в судебном порядке по месту прохождения службы. После вынесения судом определения о досрочном освобождении от наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким эти лица досрочно увольняются с военной службы их командирами и начальниками.

Увольнение осужденного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с признанием его не годным к военной службе производится в отставку, и на воинский учет он не ставится.

Кроме состояния здоровья возможны и иные основания для досрочного увольнения военнослужащих, проходящих службу по призыву или по контракту, с военной службы (см. ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе). Досрочное освобождение от ареста или замена его более мягким наказанием в силу возникновения иных оснований для увольнения с военной службы невозможны.

В соответствии со ст. 79 УК РФ осужденный к аресту военнослужащий по общему правилу не подлежит условно-досрочному освобождению. Освобождение от этого наказания возможно на основании акта амнистии или помилования. На осужденных к аресту военнослужащих распространяются также общие правила освобождения от наказания в связи с болезнью (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 81 УК РФ). Кроме того, военнослужащие, отбывающие арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания (см. ч. 3 ст. 81 УК РФ). В таком случае суд должен рассмотреть вопрос об освобождении военнослужащего от дальнейшего отбывания ареста либо замене его другим видом наказания.

3. Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в связи с нахождением под арестом определен Приказом Минобороны России от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 16.07.2007). В соответствии с п. 66 названного Порядка военнослужащим, осужденным к наказанию в виде ареста (с содержанием на гауптвахте), за время отбывания ареста выплачивается:

  • проходящим военную службу по контракту - оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду;
  • проходящим военную службу по призыву - оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду.

Месячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим не выплачиваются.

Размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяются Правительством РФ.

Основанием для производства указанных выплат осужденным военнослужащим является приказ командира воинской части по прежнему месту службы военнослужащих, изданный во исполнение приговора суда.

Вполне очевидно, что приведенные положения Приказа Минобороны РФ от 30.06.2006 N 200 не согласованы с ч. 3 комментируемой статьи. С одной стороны, нормы военного законодательства допускают выплату осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, помимо оклада по воинскому званию дополнительно оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду, что не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством. С другой стороны, в связи с тем, что денежное содержание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, состоит только из оклада по воинской должности и им не устанавливаются оклады по воинским званиям, выплата которых предусмотрена уголовно-исполнительным законодательством, военное законодательство допускает выплату указанным военнослужащим, осужденным к аресту, оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду.

1. Арест как вид уголовного наказания предусмотрен п. "и" ст. 44 УК. Основания и порядок его назначения установлены в ст. 54 УК, согласно которой арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Арест может быть применен на срок от одного до шести месяцев, а в случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством арест выступает здесь как самостоятельный вид наказания военнослужащих, а не как замена исправительных работ содержанием на гауптвахте.

УИК детально регламентирует данное наказание в отношении военнослужащих в самостоятельной главе, поскольку порядок и условия его исполнения в военной среде, по сравнению с предусмотренными в гл. 10 УИК нормами о реализации этого наказания в общегражданской сфере, имеют специфику.

2. Статья 149 УИК основывается на положении ч. 3 ст. 54 УК о том, что осужденные к аресту военнослужащие всех категорий отбывают наказание на гауптвахте.

Военное законодательство Российской Федерации определяет, что для содержания военнослужащих под арестом (заключенных под стражу) оборудуется специальное помещение - гауптвахта. Гауптвахта может быть гарнизонной или войсковой (корабельной). Оборудуются гауптвахты в отдельном изолированном помещении и по типу камер.

На гауптвахте, которая в основном предназначена для содержания арестованных в дисциплинарном порядке, кроме того, могут содержаться военнослужащие:

заключенные под стражу с санкции прокурора (подозреваемые, обвиняемые);

являющиеся подсудимыми, - до окончания рассмотрения уголовного дела в суде;

осужденные военным судом с направлением в дисциплинарную часть, - до вступления приговора в законную силу.

(В таких случаях гауптвахта выступает одним из мест содержания под стражей - см. Положение N 14 "О гауптвахте" Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 7, 11 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Комментарий к указанному Федеральному закону. М.: БЕК, 1996.);

осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте, а также военнослужащие, которым обязательные работы (исправительные работы к военнослужащим не применяются - см. ч. 1 ст. 51 УК) на основании ч. 3 ст. 49 УК заменены арестом. При этом гауптвахта выступает местом отбывания специального наказания, соединенного с прохождением осужденным военной службы.

3. В зависимости от фактической потребности и других факторов, определяемых органами военного управления страны, в течение определенного времени могут создаваться новые специальные гауптвахты для осужденных либо организовываться (преобразовываться) отделения для таковых на уже существующих гауптвахтах, в том числе при действующих дисциплинарных частях. Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955) нормы о наказании в виде ареста будут вводиться в действие отдельным федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г.

Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих

1. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих основывается в числе других факторов на общих принципах уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных ст. 8 УИК. В их числе важнейшим является принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. В соответствии с ним должны быть обеспечены различные условия отбывания наказания, в том числе и содержания осужденных в зависимости от ряда социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных признаков. Положения ст. 150 УИК представляют собой конкретизацию действия данного принципа применительно к осужденным военнослужащим, исходя из интересов исполнения наказания и необходимости дифференцированного подхода к ним с учетом интересов военной службы.




Подобная углубленная дифференциация осужденных военнослужащих (и иных содержащихся по другим основаниям на гауптвахте лиц) вызвана не только отношениями воинской субординации, но и их возрастными особенностями, а также существующими в ряде мест неуставными взаимоотношениями. Кроме того, следует иметь в виду, что более или менее однородный состав осужденных позволяет эффективнее организовывать воспитательное воздействие.

2. В силу различных оснований направления на гауптвахту военнослужащие, находящиеся там, имеют неодинаковое правовое положение и поэтому все категории арестованных должны содержаться отдельно.

Правовой статус осужденных, имеющих различные звания, проходящих службу по призыву или контракту, также отличен. Различными по форме и содержанию являются применяемые к ним уголовно-исполнительные и военно-административные средства воздействия. Поэтому и они содержатся раздельно друг от друга.

Статья 151. Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту

1. Для исчисления сроков отбывания наказания важное значение имеет определение начального момента отбывания наказания. Осужденный военнослужащий считается арестованным с момента принятия его под стражу (конвой) для сопровождения на гауптвахту, а если он следует самостоятельно, то с момента, когда осужденный военнослужащий принят начальником гауптвахты (начальником караула) или дежурным по воинской части (по караулам).

Порядок конвоирования осужденных военнослужащих определяется Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Если до судебного разбирательства в отношении военнослужащего была избрана мера пресечения- заключение под стражу, то это время засчитывается в срок ареста на основании ст. 72 УК из расчета один день заключения под стражей за один день ареста.

Аналогичный зачет осуществляется в случаях, когда до вынесения приговора военнослужащий некоторое время находился под стражей в связи с совершенным преступлением в дисциплинарном (административном) порядке.

2. Если же до вынесения приговора избранная мера пресечения не была сопряжена с изоляцией от общества, то осужденный военнослужащий после оформления необходимых документов (в частности, о довольствии) направляется на гауптвахту самостоятельно (лица офицерского состава) либо сопровождается (лица рядового состава) в течение 10-дневного срока после получения командиром части (начальником учреждения) соответствующего распоряжения военного суда, вынесшего приговор.

3. Порядок направления различных категорий осужденных к аресту на гауптвахту и при необходимости их конвоирование (сопровождение), состав конвоя, его обязанности, прием арестованных на гауптвахту и другие организационно-управленческие вопросы регламентируются Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, с учетом требований общевоинских уставов, в частности Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации и приложений к нему, в том числе приложения N 14 "О гауптвахте".

4. Осужденные военнослужащие принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие - начальником караула; на войсковую гауптвахту - дежурным по воинской части.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется более 200 гарнизонных и более 230 войсковых гауптвахт, на которых ежедневно содержится от 1500 до 1800 военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке, и от 250 до 300 подследственных и осужденных.

Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими

1. Положения ст. 152 УИК конкретизируют и дополняют нормы ст. 5 УИК, устанавливающей правовые основы регулирования исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Согласно ст. 152 УИК порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяются прежде всего нормами УИК. Речь идет в данном случае о следующих группах норм, определяющих порядок и условия отбывания наказания в виде ареста:

а) нормы Общей части УИК, с одной стороны, устанавливающие общие положения (задачи, принципы, средства исправительного воздействия) для всех видов уголовного наказания без каких-либо исключений, но с определенной спецификой, с другой- регулирующие, как и нормы Особенной части УИК, конкретные вопросы отбывания осужденными военнослужащими ареста. Так, установленные в ст. 11 УИК обязанности осужденных в полной мере распространяются на осужденных к аресту. Это, например, обязанности по исполнению установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан России, нравственных норм поведения и требований санитарии и гигиены; требований федеральных законов, нормативных правовых актов и законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, другим осужденным и иным лицам; выполнение требований о явке в администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, даче объяснений по вопросам исполнения требований приговора. Более подробно см. комментарий к ст. 11;

б) нормы Особенной части УИК, в частности гл. 10, регулирующей порядок и условия исполнения ареста. На основе указанных норм они могут конкретизироваться в актах военного законодательства, устанавливающих порядок и условия содержания военнослужащих на гауптвахтах.

2. Процедура и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в частности регламентирующими порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах. Это в первую очередь Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 14 "О гауптвахте"). Самостоятельным нормативным актом, регулирующим порядок и условия отбывания наказаний военнослужащими, являются упоминаемые Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные Министром обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (см. приказ Министерства обороны Российской Федерации 1997 г. N 302).

Таким образом, двоякое положение осужденного к аресту военнослужащего обусловливает распространение на него норм как уголовно-исполнительного (см. комментарий к ст. 66 и 69), так и военного законодательства.

3. В соответствии с названными актами военного законодательства начальник гауптвахты (дежурный по части) при приеме арестованных военнослужащих проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые запрещено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в копии приговора военного суда, другие необходимые сведения в именной список и в книгу арестованных.

Перечень изъятых и принятых на сохранение вещей, предметов, документов и денег начальник гауптвахты заносит в книгу арестованных в присутствии арестованного и выдает ему расписку в их приеме, после чего направляет осужденного к начальнику караула для помещения в конкретную камеру по правилам раздельного содержания различных категорий арестованных.

В процессе исполнения ареста осужденные военнослужащие на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с верхними наволочками, разрешается курение в отведенных для этого местах. С ними проводятся занятия по отдельным планам военной подготовки, разрабатываемым Генштабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Управлением службы войск и безопасности воинской службы Генерального штаба) и конкретизируемым военными комендантами гарнизонов на местах. В остальном они содержатся на общих основаниях с военнослужащими, арестованными в дисциплинарном порядке.

4. Военные прокуроры, их заместители и помощники в целях осуществления надзора за соблюдением законов, а также защитники по предъявлении удостоверения личности допускаются на гауптвахту к арестованным начальником гауптвахты (дежурным по караулам) с уведомлением военного коменданта. О допуске защитника на гауптвахту уведомляется военный прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности на данной гауптвахте. По желанию осужденного свидания с защитником могут предоставляться наедине, в условиях их видимости. Иные свидания с осужденными могут предоставляться по специальным ордерам на свидания.

Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

1. Сохранение за осужденным к аресту статуса военнослужащего предполагает поддержание и на гауптвахте порядка несения воинской службы, воинского правопорядка (в том числе уставных отношений и порядка подчиненности), выполнение всеми арестованными требований дисциплины, распорядка дня и, насколько это возможно, своих служебных обязанностей. Для реализации целей уголовного наказания и во исполнение требований военного законодательства к осужденным возможно применение в качестве средства воздействия мер поощрения и взыскания.

Гарнизонная гауптвахта, возглавляемая ее начальником, в соответствии с требованиями общевоинских уставов по службе подчинена военному коменданту и далее по команде - начальнику гарнизона.

2. К осужденным военнослужащим, как и к другим категориям лиц, отбывающим уголовные наказания, применяется специфическая система мер поощрений и взысканий с целью стимулирования их положительного поведения и добросовестного отношения к военной службе. Эти меры разнообразны и способны не только удержать осужденного военнослужащего от неправомерных действий, но и обеспечить его успешное исправление.

Ограниченный перечень видов поощрений и взысканий, указанный в настоящей статье УИК, является одним из средств уголовно-исполнительного воздействия на осужденных и свидетельствует, что к ним не могут применяться иные меры, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим пользуются военный комендант и начальник гарнизона. При этом наказания засчитываются в срок военной службы только в качестве меры поощрения, применяемой начальником гарнизона по рапорту военного коменданта.

Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих

1. В период отбывания уголовного ареста правовой статус осужденного военнослужащего является ограниченным.

Перечень правоограничений является исчерпывающим и вытекает из определенного в федеральном законодательстве режима исполнения данного наказания.

Оставаясь военнослужащим, осужденный, тем не менее, не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания либо выдвинут на вышестоящую должность.

Поскольку во время отбывания ареста осужденный не исполняет своих специальных обязанностей по ранее занимаемой должности (он этой возможности в силу специфики рассматриваемого наказания лишен), ему в этот период выплачивается денежное содержание только в виде оклада по воинскому званию, а время ареста не засчитывается в общий срок военной службы, дающий право на получение различных льгот, в том числе на пенсионное обеспечение. Во время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются.

2. В исключительных случаях, в порядке поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе осужденным может быть включено время отбывания ареста в срок военной службы полностью или частично (см. комментарий к ст. 153).

3. На период ареста временным местом службы осужденного является гауптвахта, поэтому переводы такого военнослужащего к новому месту службы, в другую местность или воинскую часть либо в другое учреждение в это время невозможны.

4. Осужденный военнослужащий во время отбывания ареста не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к службе по состоянию здоровья. Данная норма призвана обеспечить стабильность приговора суда, которым назначен арест, поскольку, оставаясь субъектом военной службы, осужденный обязан отбыть назначенный ему срок наказания в полном объеме.

5. Вопрос о пригодности к военной службе на основании медицинского освидетельствования и расписания болезней и физических недостатков решается военно-врачебными экспертными комиссиями, порядок организации и деятельности которых определяется положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации. Действующее Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 октября 1998 г. N 1239 (СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1758; 1998. N 44. Cт. 5464), распространяется на Вооруженные Силы страны, на все войска и воинские формирования Российской Федерации, в которых осуществляется прохождение военной службы.

6. Осужденные к аресту, признанные соответствующей комиссией негодными по состоянию здоровья к военной службе, представляются командиром части к досрочному освобождению от наказания в судебном порядке по месту прохождения осужденным службы. Одновременно с представлением в военный суд направляется заключение военно-врачебной экспертной комиссии и личное дело осужденного.

После вынесения судом определения о досрочном освобождении от наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким, эти лица досрочно увольняются с военной службы их командирами и начальниками. Аналогично решается вопрос в отношении военнослужащих, у которых обнаружено психическое расстройство и которые на этом основании признаны негодными к дальнейшей военной службе. Последующее их лечение после увольнения осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости. 1992. N 33. Ст. 1913).

Читайте также: