Что значит быть гражданином обществознание 9 класс

Обновлено: 25.06.2024

-воспитание гражданской ответственности, чувства гордости за свою страну, уважения к прошлому Отечества.

Оборудование. Проектор, компьютер, презентация, индивидуальные полоски из цветной бумаги, индивидуальные карточки с разрозненным текстом Гимна России.

Ход мероприятия .

1.Организационный момент.

Мобилизация учащихся на успешность в деле.

Слово учителя о насущности темы и постановка проблемы на основе выбранного девиза.

2. Конкурсные задания на проверку знаний учащихся о символике государства в сочетании с комментариями и информационными данными учителя. ( Теги)

Слайд 2. Задание . Расположить представленные цветные полоски в соответствии флагу России.

Комментарий учителя : (флагу (у славян - знамя) 300 лет. Место: в боях, спортивных соревнованиях - победа, на улицах во время праздников).

Слайд 3. Вопрос: Что такое гимн? Кто назовет авторов современного гимна?

Комментарий учителя о появлении первого гимна, дате утверждения настоящего, авторах.

Слайд 4. Задание . По предложенным каждому ученику карточек с текстом, составить текст гимна.

Комментарий учителя. Гимну (муз-50 лет), гимн прославляет страну, звучит в торжественных случаях, победе в спорте, торжественных собраниях, парадах.

Слайд 5. Задание . Описать герб России. Что символизирует всадник – Георгий Победоносец? Где видим герб? Комментарий учителя. Гербу 500 лет. Краткое описание: двуглавый орел смотрит налево и направо, означая единство страны; крылья вверх-сила, мощь страны; корона, скипетр, держава - символы царской власти, теперь символы независимости; щит с изображением Г.Победоносца символизирует победу добра над злом. 3 короны - союз трех властей. Трактование:3 короны - независимость, скипетр, держава-единство гос. Власти, Г. Победоносец-защита Отечества Место: на пограничных столбах, наградах, монетах, печати, паспорте, знаменах.

Слайд 6.Вопрос учителя о том, что есть ли разница между понятием Страны и государством?

Комментарий учителя. На Земле около 200 государств и 253 страны. ( Z . B . Польша-страна одна, а государства разные; Великобритания - Соединенное Королевство Великобритании и Сев. Ирландии)

Россия - федеративное (в составе 21 республика,6 краев, 49 областей, 2 города федерального знач.), демократическое (народовластие), правовое (все подчинены закону) государство с республиканской (выборность) формой правления (президентского вида). Признак демократического государства - три ветви власти. Национальный состав: русские - 80%, татары - 4%, украинцы - 2%, чеченцы, башкиры, чуваши, армяне, нанайцы, ненцы……Самое многонациональное гос-во.

Президент РФ является: Парламент России Суды в России:

-главой правительства РФ -Совет Федерации -принимают законы

-главой государства -Федеральное собрание -вершат правосудие в России

-главой парламента РФ -Верхний Совет -определяют виновность лица

-Верховным главнокомандующим -Государственная дума

Президент РФ приносит присягу: Единственный источник власти: Административное правонарушение

- Правительству РФ - Президент РФ -драка в общественном месте

- Федеральному Собранию РФ - Федеральное Собрание РФ - ложный звонок об угрозе взрыва

- народу России - многонациональный народ РФ - курение в учебной аудитории

Уголовное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом:

-Лишение свободы - Ссылка - Ограничение свободы - Предание публичному позору - Штраф

-Четвертование - Избиение плетьми - Бессрочная каторга

Слайд 10 . С какого возраста уголовная ответственность за:

-Убийство - Причинение тяжкого вреда здоровью - Разбой - Вымогательство-Кража из квартиры

Слайд 11 Вопрос: С какого возраста получают паспорт? Именно с этого момента житель России считается гражданином? Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и выполнять обязанности по отношению к своему государству.

Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции

Слайды 12-14. Н а основе сюжетных линий из сказок Ш.Перро - Красная шапочка, Золушка, Кот в сапогах Г.Х.Андерсена - Дюймовочка, Гаршина - Лягушка-путешественница, А. Толстой - Буратино рассмотреть права и обязанности гражданина.

Слайд 15-16. История в лицах. (Теги)

Учитель вместе с учениками воссоздаёт картину подвигов исторических лиц России.

Минин, Пожарский, ополчение, освобождение от польско-литовских-шведских оккупантов. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. 4 ноября с 2005г-День народного единства.

Александр Невский – Имя России. Выборы 2008г в течение 7 мес. Непобедимый, укрепил границы с запада, обезопасил восточные, проявляя, терпение, через выдержку, поклон врагу (монг.) с целью сохранения Руси.

Суворов А.В.(1729-1800)- величайший русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (в России их 4:А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А. Брауншвейгский, А.В. Суворов . В СССР - Сталин). Измаил. Турки. Переход Альп. В России

Жуков Г.К.-великий полководец, советский военноначальник, маршал СССР, четырежды Герой СССР, одолевший в бою самую сильную армию мира. Его имя-символ великих громких побед.

Поводит учащихся к выводу: Быть гражданином - значит совершать поступки во благо людей и Родины.

Слайд 17. Учитель .

Поклонимся Великим тем годам!

Тем славным командирам и бойцам!

И Маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым!

Всем, тем, которых забывать нельзя…Поклонимся!

Учитель . Возможен ли героический, гражданский поступок в мирное время?

Роднина И.К. За спортивные достижения занесена в кн. рекордов Гиннеса. 3 кратная олимпийская, 11-европейская,10-тикратная мира, 6-тикратная СССР чемпионка.

Зыкина Л.Г. –народный символ России. Голос России.

Предлагается детям сделать вывод: что значит быть Гражданином и гражданином.

Учитель обращает внимание на девиз мероприятия. Подводится итог занятия. Отмечается активность.

Слайд 24 по возможности и временным рамкам!

А в политико-правовой сфере термин обозначает принадлежность индивида к определённому государству.

Паспорт

Но что даёт человеку такая связь? И есть ли принципиальная разница между гражданами и иностранцами, с точки зрения прав и обязанностей? Ответы вы найдёте в этой статье.

Что означает слово гражданин

Так кто такой гражданин? Сегодня существует три основных подхода к понятию.

Юридический подход к понятию гражданин

С точки зрения закона, гражданин – это человек, который имеет политико-правовую связь с конкретным государством. Такое отношение можно сравнить с постоянным членством в организации.

Государство предоставляет человеку место проживания, защиту и гарантии соблюдения прав. Причём как внутри, так и за пределами своей территории.

Гражданин, в свою очередь, несёт личную, гражданскую и имущественную ответственность перед страной. А в случае военного конфликта он обязан защищать Родину.

Аналогом гражданина в монархических странах выступает подданный.

Документ

В России приобрести гражданство можно по рождению, в результате вступления в брак с россиянином или в юридическом порядке. По упрощённой схеме страна принимает тех, кто связан с ней исторически (в частности, русскоязычных соседей), а также высококвалифицированных специалистов.

Остальным иностранцам приходится сначала получать разрешение на временное проживание, потом – вид на жительство, подтверждать доход и сдавать экзамен.

Общественный подход

В общественной практике гражданин – это общепринятая форма личного обращения к человеку.

Идеологический подход

То есть, человек, который любит Родину, гордится поступками своих великих сограждан, а также совершает добрые поступки во благо народа.

Права гражданина РФ

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ.

Гражданин же обладает как общими правами, так и исключительными. Ниже рассмотрим их классификацию по сфере общественной жизни.

Конституция

Личные права

Затрагивают частную жизнь человека. Есть у всех физлиц (не только у граждан), так как мировое сообщество признало такие права фундаментальными, присущими каждому от рождения.

Вот примеры личных прав:

  1. на жизнь;
  2. на охрану личного достоинства;
  3. на неприкосновенность жилища;
  4. на тайну переписки;
  5. на свободу передвижения внутри территории РФ.

Ограничения могут налагаться только по закону и в исключительных случаях. Например, правоохранительные органы вправе задержать человека, подозреваемого в совершении преступления.

Гражданские права

Гражданские права тесно связаны с личными и призваны защищать человека от произвола в стране. К ним относятся равенство перед законом и судом, получение юридической помощи, презумпция невиновности и другие возможности.

Политические

Политические права гражданина РФ гарантируют его участие в управлении делами государства. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев в этой области сильно ограничен.

Голосование

Так, только граждане России обладают следующими правами:

  1. проводить собрания, демонстрации, митинги;
  2. избирать и быть избранными в органы власти, в том числе местные;
  3. участвовать в референдуме;
  4. становиться судьями, присяжными заседателями;
  5. направлять обращения в государственные органы.

Иногда в законах устанавливаются более строгие требования, связанные с гражданством. Например, кандидат в Президенты должен быть не просто гражданином, но и проживать на территории РФ не менее 10 лет.

Социально-экономические права

Экономические и социальные права граждан РФ затрагивают имущественные, предпринимательские и трудовые отношения. По сути, это индикатор благосостояния общества.

Вот примеры таких прав:

  1. заниматься предпринимательством;
  2. наследовать имущество;
  3. свободно выбирать род деятельности и профессию;
  4. устраивать забастовки;
  5. получать социальную помощь по случаю болезни, инвалидности, преклонного возраста;
  6. получать медицинскую помощь.

Только граждане РФ вправе иметь в собственности земельные участки. Это положение закреплено в ст. 36 Конституции.

Остров

Культурные права

Культурными правами на территории РФ обладают все физлица. Например, каждый может рассчитывать на охрану интеллектуальной собственности, посещать музеи, выставки.

Экологические

Относятся к сфере взаимодействия человека с окружающей средой. Например, согласно ст. 42 Конституции РФ каждый вправе получать достоверную информацию об экологической обстановке в стране.

Конституционные (главные) обязанности гражданина РФ

Правам гражданина РФ всегда корреспондируют обязанности. В противном случае государство не смогло бы обеспечивать населению безопасность, благоприятные условия для труда и бизнеса, социальную поддержку и политическую стабильность.

Каковы главные обязанности гражданина РФ по Конституции? Они перечислены в ст. 15, 17, 38, 43, 44, 57, 58 и 59:


  1. Судами эта норма трактуется широко. То есть, гражданин обязан следовать любым актам законодательства, в т.ч. указам Президента, постановлениям Правительства.

  2. Например, собственник квартиры не может убить вора. Это действие нарушало бы право другого лица на жизнь.

  3. В обоих случаях обязанность включает материальную поддержку и уход. А на родителей также возлагается ответственность за нравственное воспитание детей.

  4. Каждый обязан отучиться хотя бы 9 классов школы. Также у родителей есть право перевести детей на надомное или дистанционное обучение в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ.

  5. Граждане должны бережно относиться к памятникам, экспонатам в музеях, старым зданиям. Кроме того, нельзя вывозить с территории РФ историко-культурные ценности без получения специального разрешения у уполномоченного органа.

Большинство трудоспособных граждан РФ платят подоходный налог и страховые взносы в Пенсионный фонд. К распространённым косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Фактически их уплачивают граждане, а перечисляют в казну торговые организации.

Калькулятор

Заключение

Для любого государства гражданин – это и тот, кого необходимо защищать, и ценный резерв. Страна заинтересована в том, чтобы среди населения было много патриотов, а молодёжь не уезжала за границу.

Однако не только гражданин обязан любить Родину. Государство тоже должно создавать условия, в которых умные и талантливые люди смогут себя проявить и принести пользу обществу.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да никто не обязан родину любить, гражданин должен жить по закону своего государства, а не любовью с ним заниматься. В США, кстати, гражданство дается в том числе и по праву почвы, может поэтому наши элиты любят туда ездить детей рожать?

-воспитание гражданской ответственности, чувства гордости за свою страну, уважения к прошлому Отечества.

Оборудование. Проектор, компьютер, презентация, индивидуальные полоски из цветной бумаги, индивидуальные карточки с разрозненным текстом Гимна России.

Ход мероприятия .

1.Организационный момент.

Мобилизация учащихся на успешность в деле.

Слово учителя о насущности темы и постановка проблемы на основе выбранного девиза.

2. Конкурсные задания на проверку знаний учащихся о символике государства в сочетании с комментариями и информационными данными учителя. ( Теги)

Слайд 2. Задание . Расположить представленные цветные полоски в соответствии флагу России.

Комментарий учителя : (флагу (у славян - знамя) 300 лет. Место: в боях, спортивных соревнованиях - победа, на улицах во время праздников).

Слайд 3. Вопрос: Что такое гимн? Кто назовет авторов современного гимна?

Комментарий учителя о появлении первого гимна, дате утверждения настоящего, авторах.

Слайд 4. Задание . По предложенным каждому ученику карточек с текстом, составить текст гимна.

Комментарий учителя. Гимну (муз-50 лет), гимн прославляет страну, звучит в торжественных случаях, победе в спорте, торжественных собраниях, парадах.

Слайд 5. Задание . Описать герб России. Что символизирует всадник – Георгий Победоносец? Где видим герб? Комментарий учителя. Гербу 500 лет. Краткое описание: двуглавый орел смотрит налево и направо, означая единство страны; крылья вверх-сила, мощь страны; корона, скипетр, держава - символы царской власти, теперь символы независимости; щит с изображением Г.Победоносца символизирует победу добра над злом. 3 короны - союз трех властей. Трактование:3 короны - независимость, скипетр, держава-единство гос. Власти, Г. Победоносец-защита Отечества Место: на пограничных столбах, наградах, монетах, печати, паспорте, знаменах.

Слайд 6.Вопрос учителя о том, что есть ли разница между понятием Страны и государством?

Комментарий учителя. На Земле около 200 государств и 253 страны. ( Z . B . Польша-страна одна, а государства разные; Великобритания - Соединенное Королевство Великобритании и Сев. Ирландии)

Россия - федеративное (в составе 21 республика,6 краев, 49 областей, 2 города федерального знач.), демократическое (народовластие), правовое (все подчинены закону) государство с республиканской (выборность) формой правления (президентского вида). Признак демократического государства - три ветви власти. Национальный состав: русские - 80%, татары - 4%, украинцы - 2%, чеченцы, башкиры, чуваши, армяне, нанайцы, ненцы……Самое многонациональное гос-во.

Президент РФ является: Парламент России Суды в России:

-главой правительства РФ -Совет Федерации -принимают законы

-главой государства -Федеральное собрание -вершат правосудие в России

-главой парламента РФ -Верхний Совет -определяют виновность лица

-Верховным главнокомандующим -Государственная дума

Президент РФ приносит присягу: Единственный источник власти: Административное правонарушение

- Правительству РФ - Президент РФ -драка в общественном месте

- Федеральному Собранию РФ - Федеральное Собрание РФ - ложный звонок об угрозе взрыва

- народу России - многонациональный народ РФ - курение в учебной аудитории

Уголовное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом:

-Лишение свободы - Ссылка - Ограничение свободы - Предание публичному позору - Штраф

-Четвертование - Избиение плетьми - Бессрочная каторга

Слайд 10 . С какого возраста уголовная ответственность за:

-Убийство - Причинение тяжкого вреда здоровью - Разбой - Вымогательство-Кража из квартиры

Слайд 11 Вопрос: С какого возраста получают паспорт? Именно с этого момента житель России считается гражданином? Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и выполнять обязанности по отношению к своему государству.

Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции

Слайды 12-14. Н а основе сюжетных линий из сказок Ш.Перро - Красная шапочка, Золушка, Кот в сапогах Г.Х.Андерсена - Дюймовочка, Гаршина - Лягушка-путешественница, А. Толстой - Буратино рассмотреть права и обязанности гражданина.

Слайд 15-16. История в лицах. (Теги)

Учитель вместе с учениками воссоздаёт картину подвигов исторических лиц России.

Минин, Пожарский, ополчение, освобождение от польско-литовских-шведских оккупантов. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. 4 ноября с 2005г-День народного единства.

Александр Невский – Имя России. Выборы 2008г в течение 7 мес. Непобедимый, укрепил границы с запада, обезопасил восточные, проявляя, терпение, через выдержку, поклон врагу (монг.) с целью сохранения Руси.

Суворов А.В.(1729-1800)- величайший русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (в России их 4:А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А. Брауншвейгский, А.В. Суворов . В СССР - Сталин). Измаил. Турки. Переход Альп. В России

Жуков Г.К.-великий полководец, советский военноначальник, маршал СССР, четырежды Герой СССР, одолевший в бою самую сильную армию мира. Его имя-символ великих громких побед.

Поводит учащихся к выводу: Быть гражданином - значит совершать поступки во благо людей и Родины.

Слайд 17. Учитель .

Поклонимся Великим тем годам!

Тем славным командирам и бойцам!

И Маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым!

Всем, тем, которых забывать нельзя…Поклонимся!

Учитель . Возможен ли героический, гражданский поступок в мирное время?

Роднина И.К. За спортивные достижения занесена в кн. рекордов Гиннеса. 3 кратная олимпийская, 11-европейская,10-тикратная мира, 6-тикратная СССР чемпионка.

Зыкина Л.Г. –народный символ России. Голос России.

Предлагается детям сделать вывод: что значит быть Гражданином и гражданином.

Учитель обращает внимание на девиз мероприятия. Подводится итог занятия. Отмечается активность.

Слайд 24 по возможности и временным рамкам!

Тема : ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Цель урока : способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нормативными ориентациями.

Задачи:

-образовательная: сформировать представления учащихся о гражданине , как носителе основных гражданских ценностей и добродетелей о том, что он имеет права и несёт ответственность;

- развивающая: продолжить формирование умений работать с документами, умение анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы.

-воспитательная: на примере жизни и деятельности А. Д. Сахарова способствовать воспитанию чувства ответственности, гордости, личного мужества; независимости и самостоятельности мышления.

Средства обучения : документы, карточки с заданиями, учебник, ИКТ.

Тип урока : урок изучения нового материала с элементами беседы

«Поэтом можешь ты не быть,

Н. А. Некрасов.

План изучения нового материла

1. Гражданин - человек , имеющий права.

2. Открытие эпохи прав человека.

3. Великий гражданин России.

I. Организационный момент

Сегодня тема нашего урока ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ. Запишите тему в тетради.

Кто по улице идёт?
Необычный пешеход
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда. везде и всюду
Гражданин
Своей страны.

1. Слайд .Задание№1 . (Работа в парах)

2. Слайд. Задание №2 ( Работа в парах)

Продолжить фразу

Гражданин - человек, который

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин - взрослый человек, а так же форма обращения к нему.

Понятие "гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле "гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несёт определенные обязанности в обществе.
Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. свободный труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести и т.д.

4. Что вы понимаете под словом "свобода”? В чём она заключается? Что такое право?

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания (ст.29 "Всеобщая декларация…”)
К основным обязанностям граждан России относится:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • уважать права и свободы других людей;
  • защищать Отечество;
  • платить налоги;
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

4. А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей.
Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям всеобщей декларации прав человека, в которой записано: "Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства”.
01.07.2002 г. вступил в силу Закон РФ "О гражданстве”.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые статьи.

4. Слайд 4 Ст. 9 "Гражданство детей”

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

5. Слайд 5 Ст. 12 "Приобретение гражданства РФ по рождению”

1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ст. 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Вывод: Гражданство – это не пассивная принадлежность к государству, но и участие в его делах.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающиеся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

А теперь попытаемся понять, в чём духовно – нравственный смысл понятия "гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия "гражданин” сколько его духовно – нравственный смысл.

Обратимся к строкам Н.Некрасова:

"Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять "загадочную русскую душу”.

6. Слайд 6. Задание. Группам на столах

Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими. Затем сократите новый перечень до трёх чувств, Объясните свой выбор.

7. Слайд 7. У человека есть обыкновенные человеческие и гражданские чувства. Что мы называем гражданскими чувствами?

Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей.

Гражданские чувства побуждают людей искать пути улучшения жизни.

ВЫВОД: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены: от характера, чувств, воли, мотивов, способностей.

Разминка: 3 ряда

2. Открытие эпохи прав человека.

Конституция США (1787 год )- первая в истории человечества писанная конституция.

Американская Декларация независимости (1776 год)- первая в истории декларация (заявление, объявление) прав человека.

1789 год Великая французская революция провозглашает Декларацию прав человека и гражданина, которая обобщила наиболее передовые достижения юридической и политической мысли.

( даты и события записать в тетрадь).

В России узаконилось это слово после февральской революции 1917 года.

Главная мысль этих документов – обеспечить защиту жизни и свободу человека путем провозглашения его естественных прав. Что это значит ? Согласно этой теории права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.

Задание 1. Группа №1

Вопрос. Какие принципы естественного права нашли своё отражение в этом документе?

Задание 2 ГРУППА №2

Вопрос. Какие три основные естественные человеческие права сформулировал автор в документе.

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППА №3

Какие естественные права ( гражданские или личные) закреплены в Конституции РФ. Найдите данные статьи в тексте Конституции РФ.

И ответьте на вопрос – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕ________________________________________________?

На каких позициях стояли авторы этих документов?

3. Великий гражданин России.

Кого мы можем назвать великим гражданином РОССИИ?

Что вы слышали об А. Д. Сахарове?

· Чему учит судьба А. Д. Сахарова?

· Назовите основные черты личности А. Д. Сахарова.

· Кого ещё из наших соотечественников вы надели бы столь высоким званием?

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры.

Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать.

8. Слайд 8. Задание:

Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

  • ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зелёным "островкам” своего города, района, села;
  • жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
  • молодые люди участвуют в восстановлении храма;
  • ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность.

III. Закрепление

9. Слайд 9. "Экзамен на гражданина”

В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство?

2. Права и свободы гражданина.

Задача – вписать права персонажей "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

3. Обязанности гражданина.

Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.

  • Соблюдать законы;
  • Платить налоги;
  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • Быть членом профсоюза;
  • Работать на предприятии;
  • Защищать Отечество;
  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • Учиться, получать образование.

Итог: выставление оценок

Читайте также: