Какие граждане не могут быть приняты на службу в таможенные органы

Обновлено: 05.05.2024

Статья 12. Общие условия присвоения специальных званий

1. Специальные звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями.
2. Специальные звания, присваиваемые сотруднику таможенного органа, подразделяются на первое и очередные.
3. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа младшего состава и очередные специальные звания до капитана таможенной службы включительно присваиваются начальниками таможенных органов, которым такое право предоставлено руководителем Федеральной таможенной службы.
4. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно присваиваются руководителем Федеральной таможенной службы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.
5. Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом Российской Федерации:
1) руководителю Федеральной таможенной службы, заместителям руководителя Федеральной таможенной службы – по представлению Председателя Правительства Российской Федерации;
2) лицам, замещающим другие должности высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации, – по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.
6. При поступлении сотрудника таможенного органа на учебу в образовательное учреждение Федеральной таможенной службы очередные специальные звания до полковника таможенной службы включительно могут быть присвоены в период обучения в соответствии с должностью, занимаемой им до поступления на учебу. По окончании образовательного учреждения, адъюнктуры, докторантуры очередное специальное звание присваивается в соответствии с должностью, на которую сотрудник таможенного органа назначен по окончании учебы.
7. Гражданину, принятому на должность сотрудника таможенного органа, по которой предусмотрено присвоение специальных званий от майора таможенной службы и выше, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора таможенной службы, если он не имел более высокого классного чина, специального звания или воинского звания.
8. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
9. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может быть присвоено:
1) до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но не выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей;
2) по истечении срока выслуги в специальном звании за особые заслуги на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности.
10. Сотруднику таможенного органа, имеющему ученую степень или ученое звание, очередное специальное звание присваивается на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, до полковника таможенной службы включительно.
11. Специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается досрочно или на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, до полковника таможенной службы включительно руководителем Федеральной таможенной службы.
12. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, не более двух раз в течение всего периода его службы в таможенных органах.
13. Запрещается устанавливать иной порядок присвоения специальных званий, кроме предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Комментируемая статья регулирует порядок присвоения сотрудникам таможенных органов специальных званий.


В постатейном комментарии к Закону о службе в таможенных органах последовательно и полно рассматривается порядок прохождения службы в таможенных органах РФ: поступление, правовой статус сотрудников, кадровые технологии, условия прохождения службы и ее прекращения. Комментарий учитывает последние изменения, внесенные в Закон, а также содержит ссылки на иные законодательные и нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, Федеральной таможенной службы России, затрагивающие вопросы таможенной службы. В комментарии изложена сложившаяся после реформирования таможенной службы правовая концепция прохождения службы различными категориями должностных лиц таможенных органов. Широко освещены практические проблемы реализации Закона, имеющиеся в нем пробелы и противоречия, а также судебная практика по обжалованию норм Закона, даны рекомендации, способствующие практической реализации данного Закона. Комментарий предназначен для широкого круга читателей: должностных лиц таможенных органов, юристов, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для всех тех, кто интересуется вопросами таможенной службы.

Оглавление

  • Преамбула
  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава II. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы

1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее — контракт).

3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

6) автобиографию;

7) данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее — близкие родственники).

4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет условия поступления на должность сотрудника таможенного органа. Данные условия включают в себя требования, относящиеся к следующему:

2) личным и деловым качествам;

3) уровню образования;

4) состоянию здоровья.

Комментируемая статья устанавливает возрастной уровень поступления на службу в таможенные органы — 18 лет.

Следует отметить, что установленные данным приказом квалификационные требования включают в себя требования не только к уровню образования, но и к стажу работы по специальности или государственной службы. Получается, что приказ ФТС России закрепляет дополнительные условия поступления на службу в таможенные органы, что является недопустимым. В связи с этим предусмотренные комментируемым Законом условия поступления на службу в таможенные органы нуждаются в законодательных коррективах.

К числу особенностей условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует отнести учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленным Правительством РФ требованиям к состоянию здоровья, позволяющим выполнять функции, возложенные на таможенные органы. Данные требования, безусловно, связаны с правоохранительным характером службы в таможенных органах, в том числе наделением сотрудников правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень документов, которые необходимо предъявить гражданину при поступлении на службу в таможенные органы:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее — близкие родственники).

Следует отметить, что, помимо указанных в данном пункте документов, ст. 8 комментируемого Закона возлагает на гражданина, поступающего на государственную службу, обязанность представить справки о полученных ими доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об их имуществе и обязательствах имущественного характера (см. комментарий к ст. 8).

При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, необходимые при поступлении в таможенную службу, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти,

органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Комментируемая статья устанавливает ограничения, связанные с поступлением на службу в таможенные органы и ее прохождением.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает ограничения, при наличии которых гражданин не может быть принят на работу, а сотрудник не может находиться на службе в таможенных органах. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в следующих случаях:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;

наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой в таможенных орган.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой в таможенных орган

1 слайд

Описание слайда:

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой в таможенных органах
ВЫПОЛНИЛА
СМИРНОВА Е.Н.
ГРУППА ЮБ01/1401

ИСТОЧНИКИ"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием

2 слайд

Описание слайда:

Все ограничения можно условно разделить на две группы2) ограничения, распрост

3 слайд

Описание слайда:

Все ограничения можно условно разделить на две группы
2) ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).
1) ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах

4 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
Статья 1. Служба в таможенных органах
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы
1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).
4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождениипризна

5 слайд

Описание слайда:

Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда
Ст. 7
наличия у него неснятой или непогашенной судимости

лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственн

6 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016) статья 16, 17.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну
наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований
близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 2) замещать должность гра

7 слайд

Описание слайда:

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза
3) заниматься предпринимательской деятельностью
4)приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
6)получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, по

8 слайд

Описание слайда:

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений
заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций,
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах

9 слайд

Описание слайда:

Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Староверова Ксения Олеговна, доцент кафедры таможенного дела ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)", кандидат педагогических наук.

Автор характеризует правовые основания отбора и найма персонала, профессиональные и квалификационные требования к сотрудникам таможенной службы, процедуру оценки качеств работников с помощью конкурса на замещение вакантной должности, психологических и иных обследований.

Ключевые слова: отбор персонала, профессиональные и квалификационные требования к персоналу, проведение конкурса, психологическое обследование, наем персонала.

Selection and hiring of personnel for the customs agencies of the RF

Staroverova Kseniya Olegovna, assistant professor of the Chair of Customs Affairs of the State Educational Establishment of Higher Professional Education "Russian State Trade and Economics University (Plekhanov Russian University of Economics)", candidate of pedagogical sciences.

The author determines the legal foundation of staff selection and recruitment, professional and skill requirements for customs officers, the assessment procedure of skills and qualification of employees by participation in a contest, psychosocial investigations in customs agencies, etc.

Key words: staff selection, professional and skill requirements, the procedure of the contest for the vacant position, psychosocial investigation, staff recruitment.

Процедура набора и отбора претендентов на должности в таможенных органах есть необходимая часть формирования кадрового состава таможенной службы.

Условием успешности данного процесса является анализ содержания работы, т.е. выяснение планируемых к выполнению задач и характеристик труда. На этой основе составляется должностная инструкция (должностной регламент), в которой излагаются основные функции, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя. Следующим этапом работы является составление требований к будущему исполнителю по уровню квалификации, опыту работы и личным качествам. Отметим, что в профессии таможенного служащего есть элементы психологического содержания (субъективное восприятие норм профессионального поведения); социального содержания (соблюдение правил иерархической подчиненности, законопослушание, корпоративность); культурно-этического содержания (верность государственным идеалам, "кодекс чести"). Это отражается на характере труда, общем состоянии кадрового потенциала, процессах отбора на таможенную службу и отсева тех, кто не соответствует требованиям.

Процедуры отбора кандидатов на службу разнятся в зависимости от того, какая должность подлежит замещению - сотрудника таможенного органа или федерального государственного гражданского служащего .

Подробнее об особенностях прохождения службы различными категориями работников см.: Трунина Е.В. Сравнительный анализ прохождения службы отдельными категориями должностных лиц таможенных органов // Таможенное дело. 2009. N 2.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" устанавливает, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие русским языком и соответствующие квалификационным требованиям . Также Закон содержит запреты и ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. Так, гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • утраты руководством доверия к нему в случаях несоблюдения ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных законодательством РФ в целях противодействия коррупции .

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Для категорий "руководители", "помощники", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательным требованием является наличие высшего профессионального образования; для категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей таким требованием является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 (таблица 1).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

без предъявления требований к стажу

без предъявления требований к стажу

без предъявления требований к стажу

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются следующие квалификационные требования для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности .

Требования к профессиональным знаниям и навыкам служащих таможенных органов устанавливаются приказами ФТС России.

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то возрастной уровень поступления на службу (18 лет) для них устанавливается ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" , а квалификационные требования сформулированы в Приказе ФТС N 1025 от 4 июня 2009 г. "Об утверждении Перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы РФ за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований" .

К числу особенностей условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует отнести учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленным Правительством РФ требованиям к состоянию здоровья, позволяющим выполнять функции, возложенные на таможенные органы.

Следующим этапом технологии найма персонала в таможенные органы является собственно поиск кандидатов, удовлетворяющих установленным требованиям. При этом необходимо учитывать, что существует два основных вида источников найма: внутренний (из сотрудников таможенного органа) и внешний (из людей, в нем не работающих). На практике кадровая служба таможенных органов использует оба названных источника, поскольку поиск кандидатов для замещения вакантных должностей федеральных государственных гражданских служащих, к коим относится большая часть персонала таможенной службы, осуществляется на основе конкурса, документы на который может подать как сотрудник таможенного органа, так и человек, не имеющий отношения к таможне.

Этап отбора кадров предполагает процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности для выполнения будущих обязанностей и выдвижения наиболее подходящих на соответствующую работу.

Принципами отбора кадров являются:

  • ориентация на сильные стороны претендента, поиск наиболее подходящих лиц;
  • обеспечение соответствия их индивидуальных качеств (образования, стажа, квалификации, опыта, здоровья, психологического состояния) требованиям должности;
  • выбор лучших специалистов из тех, кто соответствует этим требованиям (но не более высокой квалификации, чем необходимо).

Отбор кандидатов в государственной службе осуществляется при проведении конкурса, под которым понимается особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Такое решение является юридическим основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Решение комиссии обязательно для государственного органа и его руководителя. Подбор кадров на конкурсной основе позволяет обеспечить штатный состав государственной службы высокопрофессиональными специалистами.

Проведение конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в таможенных органах регламентируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ", Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" , Приказом ФТС от 8 сентября 2006 г. N 858 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ" , нормативными документами таможенных органов.

Основными целями проведения конкурса являются:

  • обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе;
  • обеспечение права государственных гражданских служащих таможенных органов на должностной рост на конкурсной основе;
  • формирование кадрового резерва таможенного органа для замещения должностей гражданской службы;
  • отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава;
  • совершенствование работы по подбору и расстановке кадров .

Конкурс в таможенном органе объявляется по решению начальника таможенного органа либо его заместителя, являющегося председателем конкурсной комиссии, о чем издается соответствующее распоряжение таможенного органа.

В отдельных случаях конкурс не проводится или может не проводиться (при назначении на должности категорий "руководители" и "помощники", при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должности группы младших должностей и др.).

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах РФ" поступление на службу осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах и не предусматривает конкурса.

Отметим, что кандидаты на службу проходят обязательное психологическое тестирование, организуются обследования с использованием компьютерного полиграфа на предмет наличия "факторов риска". Кроме того, перед поступлением на службу на должность сотрудника таможенного органа необходимо пройти медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии и получить заключение о годности к таможенной службе.

Психологическое обследование кандидата на службу является обязательным и проводится до медицинского освидетельствования по направлению отдела кадров с указанием предполагаемой должности. Основными задачами психологического обследования являются:

  • определение профессиональной пригодности к определенным видам деятельности кандидатов на службу в таможенные органы;
  • изучение деловых и личных качеств;
  • выявление уровня профессиональной адаптации стажеров по результатам прохождения испытания;
  • выявление лиц, относящихся к "группе риска" по тем или иным показателям;
  • определение индивидуально-психологических особенностей.

Психологическое обследование осуществляет психолог таможенного органа. При профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в таможенный орган уделяется внимание таким характеристикам, как:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • морально-этические принципы (предрасположенность к снижению морально-нравственного контроля);
  • характеристики психических процессов (память, внимание, мышление, особенности восприятия);
  • адаптивные возможности личности в целом;
  • мотивация поступления на службу.

По результатам обследования и собеседования составляется психологическое заключение .

Подробнее см.: Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. N 2.

С целью получения дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, при поступлении на службу может проводиться психофизиологическое исследование с использованием полиграфа (ОИП), основными задачами которого является получение информации по следующим темам:

  • выявление отрицательных мотивов при поступлении на службу в таможенные органы, назначениях на должность;
  • выявление расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ;
  • уточнение анкетных данных;
  • выявление возможных внеслужебных деловых (личных) связей с криминальными элементами;
  • выявление наличия вредных наклонностей и некоторых особенностей поведения (злоупотребление алкоголем; употребление наркотических и психотропных средств в немедицинских целях; систематическое участие в азартных играх и т.п.);
  • выявление противопоказаний к службе медицинского характера;
  • выявление фактов, препятствующих продолжению службы в таможенных органах (коррупция, злоупотребление служебным положением).

Процедура отбора персонала заканчивается заключением контракта о службе в таможенных органах (служебного контракта - для федеральных государственных гражданских служащих) - юридически оформленного договора между представителем нанимателя и гражданином о прохождении службы.

Порядок заключения служебного контракта регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ"; контракта о службе в таможенных органах - Федеральным законом "О службе в таможенных органах РФ" и Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" .

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Под прохождением государственной таможенной служ-бы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государ-ственных таможенных служащих и его динамику. К та-ким фактам относится: поступление на таможенную служ-бу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.

Правом поступления на государственную таможенную службу обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уров-ню образования и состояния здоровья обеспечивать выпол-нение функций, возложенных на таможенные органы.

При поступлении на государственную таможенную службу и при ее прохождении не допускается установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограни-чений или преимуществ в зависимости от пола, расы, на-циональности, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства и ряда иных об-стоятельств. Гражданин не может быть принят на госу-дарственную таможенную службу и находиться на ней лишь в следующих строго оговоренных в законе случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограни-ченно дееспособным;

б) наличия у него неснятой или непогашенной судимо-сти, а также лишения его судом права занимать государ-ственные должности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия у него заболевания, препятствующего вы-полнению должностных полномочий;

г) наличия у него близкого родства или свойства с го-сударственным таможенным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;

д) его отказа от прохождения процедуры допуска к све-дениям, составляющим государственную или иную охра-няемую законом тайну, если служба будет непосредствен-но связана с использованием таких сведений;

е) его отказа от предоставлении в органы Государствен-ной налоговой службы РФ сведений о полученных им до-ходах и об имуществе, принадлежащем ему на правах частной собственности и являющегося объектом налого-обложения.

Прохождение государственной таможенной службы осу-ществляется на контрактной основе. Контракт о службе заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом (организацией таможенной службы) в лице его начальника с соблюдени-ем установленных требований. В ряде случаев контракт заключается с вышестоящими таможенными органами. Перечень должностей государственной таможенной служ-бы, при назначении на которые контракт заключается с вышестоящими таможенными органами, определяется Председателем ГТК России. Порядок заключения контрак-та и его типовая форма также устанавливаются Председа-телем ГТК РФ. В контракте предусматривается ответствен-ность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Контракт заключается сроком на один, три, пять или де-сять лет, либо до достижения гражданином предельного возраста пребывания на государственной таможенной службе.

Замещение должностей государственной таможенной службы осуществляется путем назначения на должность, либо по результатам конкурса.

Назначение на должность государственной таможенной службы -- это юридический акт компетентного должност-ного лица, определяющий момент официального возло-жения на государственного таможенного служащего осу-ществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются прак-тически все должности государственной таможенной служ-бы, за исключением тех из них, которые замещаются по результатам конкурса. Конкурс представляет собой фор-му замещения должностей, включающий элементы вы-борности. Он имеет целью отбор высококвалифицирован-ных кадров и комплектование ими таможенных органов и организаций таможенной службы. Перечень должнос-тей государственной таможенной службы, замещение ко-торых осуществляется на конкурсной основе, определяет-ся Председателем ГТК России.




При поступлении гражданина на государственную та-моженную службу может устанавливаться испытание сро-ком до шести месяцев в зависимости от уровня его про-фессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Цель испытания -- проверка профессиональ-ной пригодности. В этом случае гражданин назначается на должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытательного срока указы-вается в контракте и приказе о назначение на должность. По решению начальника таможенного органа испытатель-ный срок может быть сокращен. Во время испытательно-го срока стажер выполняет обязанности и пользуется пра-вами таможенного служащего в соответствии с занимае-мой им должностью и условиями контракта.

Прохождение государственной таможенной службы свя-зано с периодической аттестацией таможенных служащих, а также с повышением их квалификации в специально созданных учебных заведениях -- Российской таможен-ной академии и ее филиалах.

Аттестация проводится для определения уровня про-фессиональной подготовки и соответствия государствен-ного таможенного служащего занимаемой им должности, либо для решения вопроса о представлении таможенного служащего к государственной награде Российской Феде-рации. Аттестация таможенных служащих должна про-водиться не чаще одного раза в два года, но и не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотруд-ника может быть проведена только по согласованию с на-чальником вышестоящего таможенного органа. Для про-ведения аттестации таможенных служащих в таможен-ных органах и организациях таможенной службы созда-ются аттестационные комиссии.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который наряду с другими документами, характе-ризующими служебную деятельность, хранится в личном деле таможенного служащего. По результатам аттестации аттестационная комиссия может вносить рекомендации о поощрении таможенного служащего за достигнутые им успехи в службе, об установлении, изменении или отмене ему надбавки к должностному окладу, о включении атте-стуемого сотрудника в резерв на выдвижение, о пониже-нии его в должности, и ряд иных предложений. Итоги аттестации оформляются в приказе по таможенному орга-ну с учетом оценок и рекомендаций аттестационной ко-миссии.

Неотъемлемым условием прохождения гражданином го-сударственной таможенной службы является возможность перемещения его по службе.

Перемещение таможенного служащего по службе производится следующим образом:

* на высшую должность -- в порядке продвижения по службе с согласия самого таможенного служащего;

* на равнозначную должность -- с согласия таможен-ного служащего либо для более целесообразного его ис-пользования с учетом деловых, личных качеств и профес-сиональной подготовки, а также по семейным обстоятель-ствам, состоянию здоровья или возрасту;

* на другую должность в том же таможенном органе или организации таможенной службы, в другой таможен-ный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) -- по инициативе началь-ника таможенного органа с согласия таможенного служа-щего, если иное не оговорено в контракте;

* на нижестоящую должность -- при сокращении шта-тов, в случае невозможности перемещения на равнознач-ную должность с согласия таможенного служащего, а так-же по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, по личной просьбе, либо по служебному несоответствию в аттестационном порядке с согласия та-моженного служащего;

* при поступлении на учебу с освобождением от зани-маемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

* при привлечении таможенного служащего к выпол-нению специального задания, а также в порядке прико-мандирования его к органу государственной власти Рос-сийской Федерации и иным организациям.

Перемещение по службе всегда оформляется приказом начальника соответствующего таможенного органа с ука-занием основания перемещения. Во всех случаях переме-щения таможенного служащего по службе ему обеспечи-вается работа по основной или родственной специальнос-ти либо в соответствии имеющимся опытом, а при необ-ходимости его использования на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его профессиональная переподготовка.

Необходимым условием прохождения государственной таможенной службы является служебная дисциплина, которая сводится к строгому и неуклонному соблюдению государственными таможенными служащими установлен-ных нормативно-правовыми актами порядка и правил осуществления полномочий должностных лиц таможен-ных органов. Центральное место среди этих правовых актов занимает Дисциплинарный устав таможенной службы, утвержденный Указом Президента РФ № 1396 от 16 но-ября 1998 г. Ответственность за состояние служебной дис-циплины среди подчиненных возлагается на начальника таможенного органа (организации таможенной службы).

Нарушение таможенными служащими служебной дис-циплины влечет за собой применение к ним мер дисцип-линарного взыскания. За добросовестное же исполнение таможенными служащими служебных обязанностей, на-оборот, применяются меры их поощрения. Виды дисцип-линарных взысканий и поощрений, применяемых к госу-дарственным таможенным служащим, а также порядок их применения установлен уже упомянутым Дисципли-нарным уставом таможенной службы.

Прохождение государственной таможенной службы пре-кращается в результате увольнения государственного та-моженного служащего из таможенных органов, либо в результате его смерти (гибели).

Государственный таможенный служащий может быть уволен со службы по следующим основаниям:

* по собственному желанию;

* по выслуге срока службы, дающего ему право на по-лучение пенсии;

* по окончании срока службы, предусмотренного кон-трактом;

* в связи с проведением организационно-штатных ме-роприятий;

* в связи с переводом его в другой государственный орган;

* в связи с избранием его депутатом федеральных ор-ганов законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации или органов ме-стного самоуправления;

* по состоянию здоровья или по болезни (на основа-нии заключения медицинской комиссии);

* в связи с признанием его аттестационной комисси-ей не соответствующим занимаемой должности;

* за однократное грубое или за систематические нару-шения служебной дисциплины;

* в связи с осуждением его за преступление (на осно-вании вступившего в законную силу приговора суда);

* в связи с прекращением им гражданства Российс-кой Федерации.

Государственно-служебные отношения прекращаются изданием начальником таможенного органа или органи-зации таможенной службы соответствующего приказа об увольнении таможенного служащего с государственной таможенной службы.

Читайте также: